БЕЙЛЬ
|
|||
|
|||
инспирированы неким высокодуховным существом по прозванию «Тибетец».
11оэтомуст. зр. последователей В., она является не столько автором, сколько
соавтором этих текстов. Наиболее важные сочинения Б. — «Трактат о семи
лучах» и «Трактат о космическом огне». Согласно учению Б., безличное
абсолютное Божество, находящееся в основе мироздания, раскрывает себя
сначала в трех, а потом в семи аспектах. Три аспекта — это Божественная
воля, любовь-мудрость и творческая активность. Семь аспектов — это т. наз.
«семь лучей», которые развивают и конкретизируют творческую активность,
влияя на все сущее. Существа, принадлежащие к одному из этих лучей, образуют
отдельную группу. Первые три луча («лучи аспекта») отражают троичность.
Последние четыре луча («лучи атрибута») соответствуют науке, искусству,
религии и ритуалу. Человек, созданный по образу и подобию Бога,
также обладает и троичностью (монада, душа и личность), и
семиричностыо (семь телесных оболочек, через которые выражается троичность).
Монада — это частица высшего Божества; пуша — «внутренний Христос», источник
сознания; личность — низшее «я», с которым ассоциируется индивид во время
своих перевоплощений. Б. выделяет гакже семь чакр, которые соотносятся с
различными структурами космической иерархии. Человечество проходит
длительную эволюцию, направляясь к высшему, «монадическому» уровню сознания.
Ускорению этого процесса способствуют медитация, активное участие в
общественной жизни, а также внимательное изучение доктрины. Духовный путь
разбивается на три этапа — путь устремленности», «путь ученичества» и «путь
инициации» (на последнем выделяются 7 ступеней). Согласно Б., в 20 в.
оканчивается астрологическая «эпоха Рыб» с ее акцентом на индивидуальном
спасении и начинается «эпоха Водолея», благоприятная для коллективных
действий. В целях притяжения благих космических энергий Б. разработала
специальную молитву, или «великое призывание». Кроме «Школы
Арка-•нов», Б. учредила также издательско-просветительский центр Lucis Trust
(1922), а также движение «Всемирная добрая воля». Все эти организации
активно действуют и поныне. Б. сыграла очень значительную роль в развитии
оккультизма, пытаясь сделать его более практичным и привлекательным для
вкусов широкой общественности. Ее учение считается одним из источников
ряда направлений движения Ныо Эйдж·, по некоторым данным, Б.
принадлежит и авторство само-о термина «Новая эра».
Соч.: A Treatise on Cosmic Fire. 2 vols. Ν. Y . , 1925; A Treatise
on the Seven Rays. 5 vols. N. Y . , 1936-1960; The Unfinished
Autobiography. N. Y., 1951.
C.B. Пахомов
|
БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (1647-1706) — французский философ, автор получившего широкую известность «Исторического и критического словаря» (1697). Главный труд Б. не случайно приобрел вид словаря, в котором в алфавитном порядке рассматриваются различные вопросы философии, религии, истории. Б. был убежден в том, что принципы рационалистического метода, разделявшиеся им наряду с большинством его современников, не ведут с необходимостью к созданию замкнутой философской системы, как пытались показать Р. Декарт, Б. Спиноза и Г.В.Ф. Лейбниц. Еще более проблематичным Б. считает поиск рациональных аргументов в пользу тех или иных положений теологии, поскольку основывающаяся на разуме философия и христианская религия, апеллирующая к сверхъестественным истинам Священного Писания (см. Библия), не могут быть совмещены без очевидных противоречий. Рационализм Б. оказывается, т. обр., критическим по отношению как к современной ему метафизике, так и к религиозному сознанию эпохи. На этом основании философская позиция Б. квалифицируется как скептицизм, хотя сам мыслитель полагал, что выступает лишь против философского и религиозного догматизма. Неприятие догматизма в метафизике и теологии, стимулировавшееся теоретическими факторами, сочетается у Б. с веротерпимостью, которая сформировалась под влиянием всего драматичного жизненного опыта философа. Достаточно сказать, что происходивший из семьи кальвинистов (см. Кальвинизм) Б. в юности перешел в католицизм, затем возвращается к протестантизму, но и среди протестантов в Нидерландах (куда он вынужден был уехать в связи с преследованиями во Франции) он чувствовал себя крайне неуютно и, в конце концов, приближается к религиозному индифферентизму (см. Индифферентизм религиозный). Обоснование веротерпимости стало ведущей темой еще в публикациях Б., предшествующих «Словарю». Прежде всего, Б. показывает, что нравственность человека, основывающаяся на «естественном свете совести», может служить критерием оценки религиозных догматов, но не наоборот. Суждения Б. по философским и теологическим вопросам оказали огромное влияние на современников (напр., они спровоцировали Лейбница на создание «Теодицеи»), Литературное наследие Б., жившего на пороге века Просвещения, стало одним из источников свободомыслия и атеизма новой эпохи. Более того, некоторые представления Б. могут рассматриваться и как предвосхищение идей И. Канта, напр., отрицание возможности рациональных доказательств бытия Бога, вывод о независимости морали от религии, утверждение, что голос совести позволяет каждому человеку независимо от его конфессиональной при- |
||
|
|||
103
|
|||
Ы ΙΟΙ БРАТСТВО
|
|||
|
|||
надлежности различать добро и зло, справедливость и несправедливость.
Соч.: Исторический и критический словарь. М., 1967.
Т. 1-2.
В. И. Коротких
БЕЛОЕ БРАТСТВО — новое религиозное движение, возникшее и
распространившееся в кон. 1980-х гг. на Украине, в России, других
республиках и населенных пунктах СССР. Также называется «Великое Б. Б.»,
«последователи Б. Б.», «юсмалиане», «юсмалитяне». Основатели — Марина
Цвигун (р. 1960), Юрий Кривоногое (р. 1941). Согласно основному
вероучительному догмату, двум контактерам из Киева был передан
зашифрованный текст «Послания к солунянам» (землянам), в котором
излагалась программа пробуждения планеты Земля от сна и спасения ее от
надвигающейся гибели. В соответствии с этой программой 11 апр. 1990 в Марину
Цвигун были экслантированы (вселены) до этого соединенные на небесах два
божества — Богоматерь и Иисус Христос. В результате появилась
сущность Единого Бога — Мария Дэви Христос. Юрий Криво-ногов получил
имя Юоан Свами, обозначающее соединение души Иоанна (Юоана) Крестителя и
Иоанна Богослова. Путем соединения имен Марии Дэви Христос и Юоана Свами и
Лос (от Логос) возникает понятие «Юсмалос». Этот термин обычно
используется для обозначения не только религиозной организации, но и «космическо-божественной»
программы радикальной переделки мира — фохатизации Земли. Фохат, световая
энергия и орудие Всевышнего, рассеян в пространстве и времени. Насыщение
этой энергией поверхности Земли сопровождается поглощением планетой
отработанной энергии и превращением ее в живительную силу. Программа «Юсмалос»
началась с 1 июля 1990 и была рассчитана на 3,5 года (1260 дней). Ранний
период существования Б. Б. характеризуется интенсивной проповедью
скорого наступления Страшного суда. Симптомами его приближения
назывались самые разные явления и события: природные катаклизмы, ухудшение
материального и духовного состояния общества, кризис традиционных конфессий
и особенно гонения на Б. Б. Апокалиптические мотивы достигают апогея летом
1993, когда была объявлена дата наступления Страшного суда — 24 ноября. В
этот день произойдет суд над нечестивыми и вознесение на небеса 144
юс-малиан. Впоследствии эта дата была перенесена. 25 последователей Б. Б.
были арестованы 10 нояб. 1993 за организацию беспорядков в Софийском соборе
г. Киева. В 1996 М. Цвигун, Ю. Кривоногов и В. Коваль-чук (провозглашенный
Иоанном-Петром Вторым) были приговорены Киевским городским судом
|
соответственно к четырем, семи и шести г г. дам л и ш е -ния свободы. В мае
1994 Мария Дэви Христос отлучила от своей церкви Ю. Кривоногова,
провозгласив В. Ковальчука, ставшего ее мужем, Пер во π реемником владыки
церкви господней. Были внесены изменения и в содержание термина «Юсмалос». I
еперь <-но состоит из первых букв названий планет: К) (Юпитер), С (Сатурн),
Μ (Mapcj, Л (Луна), О ( О р и о н С (Сириус). Вносятся изменения в
вероучение и культовую практику. Проповедь приближающегося Страшного суда
становится более сдержанной, без указания точной даты. Происходит отказ от
крайних форм аскетизма: скудной диеты, ограничения сна и т. д. В
вероучении и нравственных наставлениях отмечается особая роль женщины в
становлении цивилизации и реализации божественно-космической ripoiраммы
спасения мира от угрожающей катастрофы. В янв. 2002 Дэви Мария Христос
опубликовала статью, в которой причина многих бед усматривалась в
поклонении землян со J печному культу (см. Солярный культ) —
мужскому началу Бога. В то время как выше силы Матери нет ничего, мир
отказался от геоцентрической системы и принял гелиоцентрическую, тем самым
отвергнув Божественный взгляд на мир и распахнув двери грубому
материализму. Статья призывала вернуться к геоцентрической системе,
поскольку Земля содержит в себе Божественные начала, постоянно производит
из своей плоти новую жизнь, а все планеты материального мира вращаются
вокруг Земли как центра Вселенной В последнее время наблюдается оживление
миссионерской деятельности групп последователей Б. Б. на Украине и в
России. Широко используется сайт Интернета, издается газета «Юсмалос».
И.Я. Кантеров
БЕЛОРУССКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — собирательное название
независимых общин православных белорусов, находящихся преимущественно вне
Белоруссии. С периода Средневековья на территории нынешней Беларуси были
общины, приверженцы которых принадлежали к различным конфессиям —
православию, католицизму, протестантизму и др. Немалая часть
православных юрисдикционно относилась к Русской православной церкви.
В 1791 на местном Пинском соборе была предпринята попытка объявить
автокефалию. Однако поддержки эта инициатива не получила. В 1922 в Минске
на съезде епархиального духовенства была организована Белорусская автономная
православная церковь. Ее возглавил епископ Минский и Туровский Мелхиседек,
возведенный в сан митрополита. С началом гонений на церковь (с 1920-х гг.)
многие представители духо-
|
||
|
|||
104
|
|||
БЕРГЕР
|
|||
|
|||
венетва были репрессированы. Мелхиседек вскоре после арес ι а скончался.
Последовали аресты других епископов и священников. В период немецкой
оккупации Белоруссии в годы Второй мировой войны деятельность православных
приходов оживляется. Создается синод под председательством митрополита
Пантелеймона. Однако последний из-за своих патриотических позиций был
отстранен оккупационными властями и заключен в Жировицкий монастырь.
Церковное руководство перешло к архиепископу Филофею (Нарко). На
проведенном в Минске церковном соборе опять проявились автокефалистские
настроения, был утвержден устав Б. а. п. ц. Были также составлены письма,
впоследствии направленные к некоторым патриархам поместных православных
церквей. В них высказывалась просьба об утверждении автокефалии.
Положительных ответов на эти пожелания не последовало. После освобождения
Белоруссии часть епископата и священников эмигрировала за границу. Некоторые
примкнули к Русской православной церкви заграницей. Другая часть
сосредоточила свои усилия на организации и утверждении Б. а. п. ц. в
эмиграции, обратившись с этой целью к руководству Украинской
автокефальной православной церкви. В г. Констанце (Германия) в 1948
прошел собор Б. а. п. ц. На нем была создана организационная структура
церкви, утверждена консистория. В нее вошли наряду с епископами некоторые
белорусские священники и миряне, а также от Украинской автокефальной
православной церкви епископ Сергий (Охоценко), который через год стал
руководителем образованной иерархии Б. а. п. ц. В 1950-х гг. активная
деятельность Б. а. п. ц. переносится в США, Канаду и Австралию. К 1968
существовало три ее епархии с центрами в Нью-Йорке (главный центр),
Кливленде и Торонто. Между руководителями этих епархий были сложные
взаимоотношения. В нач. 1980-х гг. В церкви происходит раскол: она
распадается на сторонников архиепископа Николая (Канада), который и
возглавлял Б. а. п. ц., и сторонников епископа Изяслава (США). Служба в Б.
а. п. ц. ведется преимущественно на цер-совно-слав. языке. В 2000 началось
оживление деятельности священноначалия Б. а. п. ц.: архиеписко-лом Николаем
было совершено несколько епископских хиротоний для восстановления
Архиерейского собора. Примерно за 10 лет до этого (в начале постсоветского
периода) деятели белорусской эмигрантской церкви пытались создавать свои
приходы на территории Белоруссии, но безуспешно. Однако выделилась часть
священников, известных в Зап. Белоруссии своими автокефалистскими
настроениями. В начале первого десятилетия 21 в. Б. а. п. ц. имела до 20
приходов, о б ъ е д и н я ю щ и х ок. 2 тыс. приверженцев. Б. а. п. ц.
остает-
|
ся непризнанной со стороны поместных церквей вселенского православия.
А.Н. Лещинский; Л.А. Лещинский.
БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (1902-1976) — французский языковед. С 1927 преподавал в Школе высших практических исследований, с 1937 профессор в Коллеж де Франс. Труды Б. посвящены теории языка, изучению древних индоевроп. языков, социальных институтов, культуры и религии индоевропейских народов. Б. внес значительный вклад в реконструкцию языка древнейших индоевропейцев, их важнейших религиозных представлений и форм религиозной жизни. Опираясь на сравнительное изучение лингвистических данных, Б. воссоздал первичное содержание таких общеиндоевропейских религиозных явлений, как идея священного, жертвоприношение, магическая власть, молитва, вера и др. С другой стороны, Б. показал, как изначально общие представления и формы культа менялись в результате эволюции религиозной жизни отдельных индоевропейских народов. Б. исследовал этимологию латинского слова religio, подтвердил мысль Цицерона о происхождении religio от слова relegere — «собирать, возвращать к исходному виду, признавать». Исходя из этимологии и первичных смыслов religio, Б. утверждал, что в древнеримской религии первичное представление о ней выражало внутреннюю установку на тщательное соблюдение культовых норм, субъективный запрет на совершение каких-либо недозволенных, небогоугодных действий. Б. вскрыл теснейшую связь праиндоевропейских религиозных представлений с социальными институтами — формами родства, царской властью, экономическими отношениями, правом и др., указал на то, что религия в значительной мере определяла первичное содержание многих социальных институтов.
Осн. соч.: Общая лингвистика. М., 1974; Словарь индоевропейских
социальных терминов. М., 1995; Profanuset profanare // Hommage a G. Dumezil.
Bruxelles, 1960.
А.П. Забияко
БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (p. 1929) — американский социолог, профессор,
директор Института экономической культуры Бостонского ун-та, видный идеолог
неоконсерватизма. Идеи Б. легли в основу феноменологической социологии
знания. На первый план он выдвинул проблемы, относящиеся к социологии
религии. В своих работах Б. прослеживает историю секуляризации
общества, исследует роль и значение религии в современном мире.
Основные идеи Б. посвящены разработке феноменологической социологии знания,
социологии религии, теории модернизации и развития стран
|
||
|
|||
105
|
|||
БЕРГСОН
|
|||
|
|||
«третьего мира», проблемам семьи и т. д. В построении своей концепции Б.
исходит из того, что человек стремится обрести «наполненное смыслом» место
в повседневной жизни. К этому направлена в конечном счете его деятельность,
результатом которой является создаваемый человеком социокультурный мир,
противостоящий ему как нечто внешнее и чуждое. Иначе говоря, в самой
социальности человека заложено «антропологически необходимое» отчуждение.
Религия связывает «зыбкие конструкции эмпирических обществ» с высшей
реальностью, помещая их в «священный космос», который спасает человека от
хаоса. Согласно В., религия выполняет регулятивную функцию упорядочивания
опыта, узаконивает социальные институты, вводя их в космическую структуру
отношений. Б. определяет религию как священную космизацию социального
порядка. Поэтому он полагает, что процесс секуляризации, т. е.
индивидуализации, приватизации религии, в результате которого она теряет
монополию на высшее определение реальности, влечет за собой угрозу
общественной жизни. Этот процесс ввергает религию в глубокий кризис,
поскольку она не в состоянии выполнять свою основополагающую функцию
конструирования того общего мира, в рамках которого социальная жизнь
обретает свое значение и смысл, обязательные для всех. Б. не только ставит
диагноз современному социуму, но и пытается найти лекарство, которое помогло
бы возродить религиозную веру. Б. приходит к выводу, что современный
человек в своем деятельном акте на базе религиозного опыта должен и
может выбрать ту религиозную традицию, которая соответствует его
собственным убеждениям. Кризис традиционной религии компенсируется
индивидуальным опытом «внутренней свободы» каждого отдельного человека.
Рассматривая вопрос о диалоге между религиозными концепциями, Б. полагает,
что эти системы являются социальными конструкциями, в то время как подлинный
религиозный опыт лежит за пределами социальной реальности, в связи с чем Б.
приходит к мысли о невозможности социологического анализа религиозного
опыта.
Осн. соч.: The Sacred Canopy. Elements of a Sociological
Theory of Religion. N. Y . , 1 9 6 7 ; The pyramids of sacrifice. N.
Y . , 1974; The Heretical Imperative: Contemporary Possibilities of
Religious Affirmation. N. Y„ 1979; The Capitalist Revolution. N.Y., 1986.
A.B. Третьяков
БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) — французский философ-интуитивист,
представитель «философии жизни», лауреат Нобелевской премии 1927 в области
литературы, профессор Коллеж де Франс (с 1900), член Французской академии (с
1914). Процесс разви-
|
тия природы, возникновение жизни Б. рассматривал с позиций пантеизма.
Жизнь, по его мнению, возникает благодаря внесению в косную, неподвижную
материю «жизненного начала, порыва · Жизненным началом является «сверхсознание»,
которое Б. отождествляет с Богом, вмещающим в себя все сущест кующие
миры. Наряду с понятием «жизнь», ключевым в учении Б. является понятие
«интуиция». Под интуицией Б. понимал способность постижения Абсолютного.
Причины религии Б. видел в дуализме человеческой души. С его
т. зр., основой человеческого «я» является иррациональный поток
субъективных переживании, порожденный творческим порывом, который затем
преобразуется в форму религиозного мифа, необходимого для
преодоления страха человека перед сверхъестественными силами. Общество Б.
разделял на два типа: закрытое и открытое. Им соответствуют два типа морали
закрытая и открытая) и два типа религии (статическая и
динамическая). Основой разделения общества на два типа Б. считал
существование в человеке двух форм души: закрытой («социальное я») и
открытой ("свободное я «Социальное я» — это биологическое начало в
человеке, и закрытое общество в целом является лишь биологическим
сообществом индивидов. Неотъемлемой частью закрытого общества Б. считал
статическую религию, которая формируется благодаря тому, что такое общество
культивирует специфический для него религиозный миф, и направлена на
поддержание закрытой морали. Статическая религия имеет свое основание в
переживаниях индивидом чувства временности, страха смерти. Это ведет
человека к нежеланию работать без раздумий на благо закрытого общества.
Поэтому статическая религия имеет функцию подавления психической жизни
человека, примирения с существующим обществом. В истории человечества она
была представлена первобытными формами религиозных верований, а также
племенными и национальными религиями. В их основе лежат мифы. Напротив,
«свободное я» — это духовное начало в человеке, которое объединяет всех
людей в единое открытое общество независимо от национальных и
государственных границ. Динамическая религия, существующая в таком обществе,
обращается ко всему человечеству. Она возникает благодаря направленности
человеческой души на окружающее общество с его социальными установками.
Этот тип религии ориентирован на закрепление и поддержание в психике
человека положительных эмоций. Динамическая религия призвана преодолеть все
социальные различия. Черты динамизма присущи мировым религиям в период их
зарождения и первоначального развития. Однако с образованием религиозных
организаций мировые религии, по мнению Б.,
|
||
|
|||
106
|
|||
БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ
|
|||
|
|||
постепенно превращаются в статические. Задачу обновления религ ии Б. видел
в создании единой динамической религии, воплощающей «творческий порыв». Она
будет создана избранными гениями, через психику которых проходит этот
«творческий порыв», давая им возможность участвовать в созидании новой
религии.
Соч. на рус. яз.: Два источника морали и религии. М.,
1995; Материя и память // Собр. соч.: В 4 т. М„ 1992. Т. 1;
Опыт непосредственных данных сознания // Собр. соч.:
В 4т. М., 1992. Т. 1.
Е.С. Элбакян
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) — русский религиозный философ,
один основоположников «нового религиозного сознания», профессор
Московского ун-та (после 1917), доктор Кембриджского ун-та (Великобритания,
с 1947). В своих духовно-идейных исканиях прошел путь от легального
марксизма до религиозной философии. Участвовал в сборниках «Проблемы
идеализма» (1902) «Вехи» (1909), «Из глубины» 1918), в деятельности
Религиозно-философских собра-шй (1901-1903) и позднее
Религиозно-философского общества памяти B.C. Соловьева, был
инициатором создания Вольной Академии духовной культуры (1918-1922). В 1922
был выслан из СССР. С 1925 во Франции идавал религиозно-философский журнал
«Путь», участвовал в съездах Русского студенческого христианского
движения, движения «новгородства», в общественно-церковных и
общественно-политических дискуссиях, получивших распространение в
эмигрантской среде. В центре воззрений Б. — проблема личности, смысла ее
существования, ее свободы, ее творчества. Последнее, по Б., божественно.
Именно творчество человека обнаруживает его божественное предназначение,
его богоподобие. В свою очередь, Бог являет себя человеку в
образе Иисуса Христа. Критикуя историческую религию, и в
частности христианство, «старое» религиозное сознание, Б.
сформулировал концепцию 'неохристианства, или «нового религиозного
сознания», в котором, по его мнению, происходит синтез язычества и
христианства. С т. зр. Б., ошибка предшествующих подходов к религии
заключалась в том, что ее рассматривали с любых т. зр. (моральной,
антропологической, эстетической, исторической, философской и др.), но не с
религиозной. В основе же религиозного исследования религии лежит в первую
очередь допущение ее как абсолютной, вселенской реальности. Ибо религия
несводима ни к «мертвому» схоластическому богословию, ни к религиозности,
она является лишь проекцией человеческих переживаний, т. е.
характеристикой субъективно-психологического состояния индивида,
принимающего произвольные формы. Сущность
|
религиозной жизни, по Б., скрыта в таинстве, т. е. в действии, но таинство, в свою очередь, предполагает наличие знания — знания о Боге, во имя которого оно совершается. Религия, т. обр., получает гносеологическое определение. С одной стороны, религия индивидуальна, поскольку связана с личной судьбой человека, с другой — универсальна, т. к. связывает эту личную судьбу со смыслом мира. В итоге религия оказывается откровением объективных реальностей, а не субъективным человеческим состоянием. «Новое религиозное сознание» в отличие от «старого» обращается к земной судьбе человека, осмысливает и сакрализует профанный мир культуры и общественности. Оно связано со смыслом мировой истории. Критикуя «историческое христианство» за пренебрежение земными проблемами, Б. утверждал, что в нем торжествовала лишь индивидуальная религиозность и создавался аскетический идеал монашеской святости. Победа христианства была не победой над миром, а приспособлением к миру, т. е. победой мира. Отход «исторического христианства» от земных проблем привел к пессимистическому восприятию и утрате смысла жизни, что, по мнению Б., преодолевается только в «новом религиозном сознании». Осн. соч.: Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907; О новом религиозном сознании // Бердяев H.A. Subspecies aenernitatis. Опыты философские, социальные, литературные (1900-1906). СПб., 1907; Христос и мир // Записки С.-Петербургского религиозно-философского общества. СПб., 1908. Вып. 2; Типы религиозной мысли в России. // Русская мысль. 1916. • №№ 6-7; Распря Церкви и государства // Вопросы религии. М., 1908. Вып. 2; Политический смысл религиозного брожения в России // Бердяев H.A. Subspecies aenernitatis. Опыты философские, социальные, литературные (1900-1906). СПб., 1907; Марксизм и религия. Париж-Варшава, 1929; Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Париж, 1931.
Е.С. Элбакян
БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ (Bernard de Clairvaux) (1090-1153) — монах ордена
цистерцианцев, святой Римско-католической церкви (1174), крупнейший
представитель европейского средневекового мистицизма, основатель
аббатства Клерво (Франция). С кон. 12 в. цистерцианский монашеский орден
(куда он поступил в 1113) носит название «бернардинский». Начальный период
теологического творчества Б. К. связан с вопросами мариологии (т. е.
с изучением доктрин и догматов, о т н о с я щ и х с я к культу Девы М а р и
и ) , где он выступает сторонником умеренного почитания Богоматери.
Им написано более 300 писем и проповедей, сочетающих темы
мистического слияния с Богом и прославле-107
|
||
БЕССМЕРТИЕ
|
|||
|
|||
имя нищих духом и телом. Между 1130 и 1145 Б. К. выступил организатором и
советником на нескольких церковных соборах и совещаниях государей, а также
теологических споров вокруг противостояния пап и антипап, где он был
доверенным лицом последовательно сменивших друг друга пяти пап с целью
обеспечения долгосрочных интересов папского престола. Б. К. страстно
боролся с ересями своего времени (генрициа-не, «братство ткачей» и
др.), обосновывал необходимость второго крестового похода (1147),
участвовал в создании устава ордена тамплиеров и т. д. Незаурядную силу
убеждения он направлял на требование постижения «абсолютного света» в акте
Божественного Откровения — мистической позиции, противостоявшей
рационалистическим устремлениям и традициям средневековой схоластики.
С этой позицией связаны его неоднократные выступления против воззрений
Пьера Абеляра как унижающих Божественные тайны, ограничивающих веру
рамками разумных доводов путем «скандального любопытства». В трактовке Б.
К. аскеза и покаяние христианина обязательные, но лишь предварительные
условия его любви к Богу. Высшей степенью любви является любовь к самому
себе единственно ради Бога, которая и обеспечивает «божественное
восхождение» по определенным ступеням. Число последних в разных сочинениях
Б. К. колеблется от 3 до 12; общим в этих классификациях является
постепенность движения от покаяния к восстановлению единства с Богом.
Уподобление Богу сохраняет тем не менее человеческую волю и личную
окрашенность религиозных переживаний. Страстная трепетность проповедей Б.
К. «О почитании Бога», «О ступенях смирения и гордости», «О размышлении» и
др. определила не только основную тональность французской мистической
литературы, но и оказала влияние на принципы самовыражения всей последующей
европейской культуры этого направления, вплоть до религиозного
экзистенциализма С. Къеркегора.
Соч. на рус. яз.: Письма // Абеляр П. История моих бедствий. М.,
1959. С. 127-151.
B.C. Глаголев
БЕССМЕРТИЕ — непреходящее бытие, которым и мифологии, религии,
философии наделяются высшие существа — Бог или боги, а также
сотворенные Богом или порожденные божеством духи и души. В
своем наиболее полном значении Б. означает вечное бытие, вечную жизнь.
Личное Б. человека в большинстве религиозных учений предстает как Б. души,
продолжение существования нематериальной сущности человека после смерти
тела. Б. дополняется в ряде религий учением о переселении душ, а в
иудаизме, христианстве и
|
исламе учением о всеобщем воскресении из мертвых, вечном
блаженстве праведников и мучении грешников. В первобытных религиях
представления о ι одолжении существования человека после смерти необя ;
ггель-но предполагают существование Оуши и «вечное* продолжение
загробной жизни. В религии Древнего 1 гип-та Б. достигается магическими
средствами. В Индии Б. относилось к Атману и связывалось с учением о
вечности Вед. Развитая в Индии вера в реинкарнанию душ соединяет
понимание Б. с мыслью о воздаянии. Высшей, конечной целью представляется
освобождение от круговорота перерождений. Брахманизм понимает Б. как
растворение в безличном Брахмане. В позднейшем индуизме это
представление дополняется во; ,к ж:; >с-тью продолжения жизни в
личном общении с наиболее почитаемым богом. В буддизме Махаяны
бодхисат-твы, получившие в круге перерождений высшие заслуги и силы
действовать на земле и небе, могут помогать освобождению других людей;
высшей же целью является нирвана. В Китае основным понятием с которым
связывались идеи Б. и вечности, является понятие Дао. В античных
мистериях Б. обещалось посвященным. Орфики учили о странствиях бессмертной
души по многим телам, полагая высшей участью освобождение из круговорота
рождений. Сходные представления обнаруживаются у Пифагора. Философское
учение о Б. было разработано Платоном. Вечные идеи истины, блага,
красоты, полагал он, невозможно вывести из чувственных восприятий, они
являются воспоминаниями о созерцавшемся предсуществующей душой. Душа
мыслится как нематериальная субстанция, по сущности своей родственная идеям,
которые она постигает, вечная и бессмертная, как они. Освобождение души из
темницы телесности ведет к воссоединению с Божественным началом, сохраняя
при этом ее индивидуальность. Аристотель не принимает учения об
индивидуальном Б. Бессмертным, согласно его учению, является только Нус
(νους), мировой разум, но не душа как энтелехия тела. Эпикурейцы отрицали Б.
души, стоики признавали только ограниченную во времени самостоятельность
души, после чего она принимается назад во всеобщую Мировую душу. Некоторые
стоики (Посидоний), основываясь на своей доктрине о Логосе, учили,
что душа мудрого человека переживет телесное существование и сохранится до
предстоящего мирового пожара. Для гностиков и неоплатоников целью
освобождения было возвращение души из низшего земного бытия в небесный или
духовный мир. В Библии Б. в полном значении относится только к Богу,
о котором говорится, что он живет вечно (Втор. 32:40; Дан. 12:7).
Применительно же к человеку вечная жизнь многими библейскими текстами
исключается (Быт. 3:22;
|
||
|
|||
108
|
|||
БЕССМЕРТИЕ
|
|||
|
|||
1 kin. 7:16). В Книге Бытия сохранилась мысль о причастности сотворенного
Богом человека к Б. Человек в раю с доступом к Древу жизни имел шанс
вечной жизни, но утратил его вследствие своего непослушания (Быт. 3:22, 24,
ср. 6:3). Лишь в послепленное время, когда в религии стала более выступать
на передний план индивидуальность человека, уверенность в связанности с
вечным Богом пробудила надежду, что эта связь сохранится и после разрушения
тела (Пс. 73 (72):26). Под греческим влиянием принимается вера в Б. души. С
4 в. до н. э. в Библию входят тексты, свидетельствующие об ожидании
воскресения из мертвых (Дан. 12:2). Филон Александрийский полагал,
что праведник еще на земле может в экстатическом созерцании пережить
состояние Б., в которое его душа вступит после телесной смерти. О ессеях
Иосиф Флавий сообщает, что они учили о Б. души. Кумранские тексты
свидетельствуют о том, что члены этой общины надеялись на обретение личного
Б. Христианское понимание Б. характеризуется, с одной стороны, учением о
воскресении человека, а с другой — учением о Б. души. Б. предстает как
преодоление смерти, неразрывно связанной с грехом (Тим. 1:10; Евр. 2:14),
человеку дается исключительно через Христа (Рим. 10:9). Б. подразумевает
жизнь по образу зечности Бога, непрерывную, совершенную, причастную его
славе и блаженству (Рим. 2:7, 10). В теологии древней Церкви Вечеря
Господня понималась как лекарство для достижения Б., вочеловечение Бога
соотносилось с обожением человека. Для Августина Б. души гледует из
ее причастности к вечным истинам. П р и этом Август™ мыслит вечность не
космологически, а отправляясь от души, постигаемой в ее временности.
Фома Аквинский, утверждавший вслед за Аристотелем, что душа есть форма
тела («anima forma corporis»), учил гакже о субстанциальности этой формы:
душа способна существовать, будучи в смерти отделенной от тела.
Аверроизм, который отрицал Б. отдельной души, был отклонен Фомой
Аквинским и осужден на V Латеран-'ском соборе 1513. Католической церковью
принято учение о Б. души, о ее блаженстве у Бога также и до всеобщего
воскресения. Среди философов Возрождения велись споры о Б. души между
платониками и скептиками. М. Лютер при всем предпочтении надежды на
воскресение прямо не полемизировал против идеи Б. души. Учение о Б. души
получило развитие в мистике, которая при этом настаивала на
радикальной несхожести вечной ж и з н и с ж и з н ь ю земной, ест ественной.
Теологи подчеркивали отличие мистического понимания Б. от евангельского.
Мистика постигает Б. как единение личного «Я» с Богом. На место общения (communio)
человека с Богом в мистике приходит единство (unio). В теологии и философии
эпохи Просвещения идея Б.
|
души заменила традиционную церковную эсхатологию. Положение о Б. души обосновывали Р. Декарт, б о л ь ш и н с т в о английских деистов, Г.В. Лейбниц, X. Вольф (1679-1754). М. Мендельсон написал в 1767 «Федон» для доказательства Б. Напротив, Б. ставилось под сомнение пантеизмом Б. Спинозы, скепсисом П. Бейля и Вольтера·, Д. Юм отрицал Б. души. В то же время, большой интерес вызвало учение Э. Сведенборга об общении с духами, его стремление подкрепить опытом пошатнувшуюся веру в Б. души. Ф.К. Баадер (1765-1841) и поздний Ф.В.Й. Шеллинг пошли по стопам Сведен-борга. И. Кант критиковал «Грезы духовидца» в 1766. В «Критике чистого разума» он разрушил рациональные доказательства Б. души, но в «Критике практического разума» постулировал Б. души, основываясь на идее назначения человека к нравственному совершенству. В философии И.Г. Фихте бессмертно подлинное «Я»; следуя закону разума, человек здесь и теперь обладает вечной жизнью. И.Г. Гердер (1744-1803), учение которого следовало монизму Спинозы, усматривал Б. души в ее взаимосвязи с сохранением всех действующих и живых сил мироздания. Ф. Шлейермахер под влиянием Спинозы хотел ограничить Б. слиянием с бесконечным внутри мира. Б. как вечная жизнь представлялось ему противоречивым понятием: либо совершенство, которое не есть жизнь, либо жизнь, которая несовершенна. Шеллинг в своих поздних трудах допускает, что отпавшие от Бога души очищаются для вступления в духовный мир. Согласно А. Шопенгауэру, после смерти сохраняется только неразумная воля. В философии Г.В.Ф. Гегеля индивид рассматривается только как преходящая ступень в истории самоосуществления Абсолютного духа, поэтому продолжение его существования после смерти обходится Гегелем красноречивым молчанием. Левые гегельянцы Д. Штраус, Б. Бауэр борются против веры в Б. Французские и нем е ц к и е м а т е р и а л и с т ы П. А. Гольбах, Л. Фейербах, К. М а р к с (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), Я. Молешотт (1822-1893), К. Фогт (1817-1895), Л. Бюхнер (1824-1899) и Э. Геккель (1834-1919) последовательно отрицали Б. души. И.Г. Фихте (Фихте Младший, 1796-1879) выступил с позиций этического теизма за личное Б. Г.Т. Фехнер (1801-1887) попытался дать новое обоснование Б. на базе натурфилософии. Для него смерть — это прорыв из тесной низшей, жизненной сферы в высшую, более обширную сферу одушевленного космоса, в котором отдельные души продолжают жить в расширенной телесности последствий своих земных дел, сохраняя общение друг с другом и с еще живущими на земле. В философии Нового времени было подхвачено в разнообразных формах и учение о перевоплощении душ. Г.Э. Лессинг (1729-1781) хотел включить ин- |
||
|
|||
109
|
|||
БЁМЕ
|
|||
|
|||
Л и вида посредством перевоплощения душ в прогресс человечества. В
теософии и антропософии реинкарнация стала составной частью системы. В
позднем протестантизме есть направления, формально отрицающие Б.
души (адвентисты, Свидетели Иеговы). Однако они сохраняют учение о
загробном существовании праведников, воскрешаемых Богом для вечной жизни, и
грешников — для суда и окончательного уничтожения. В современной философии
доказательства Б. почти полностью отрицаются, но не всегда отвергается Б.
как таковое. Для К. Ясперса Б. — это метафизическое обозначение
существования в пограничной ситуации. Виталист X. Дриш (1867-1941), который
продолжал линию Фехнера, склонялся к тому, что «я» после смерти вступает в
надличностное существование, не угасая в нем. Теологи 20 в. ограничивались,
следуя Ф. Шлейер-махеру и А. Ритчлю, идеей Б. человека как
причастности к вечности, уже присутствующей в настоящем. Согласно П.
Тиллиху, все высказывания о вечной жизни носят только символический
характер. При этом символ Б. расценивается как менее значимый, чем символы
воскресения и Царства Божия. Философская критика религии полагает, что
устранение перспективы вечного существования не означает утраты
нравственных начал и ценности жизни, достоинство которой создает не идея Б.
души или воскресения из мертвых, а осознание человеком своей неповторимости,
своего уникального вклада в бытие и становление природы и человечества.
К.И. Никонов
БЁМЕ (Böhme) Якоб (1575-1624) — немецкий философ-мистик. Источником его
размышлений были Библия, философия Парацельса, труды
каббалистов и оккультистов. Цель Б. — выявить связь между Божественной
сущностью и миром вещей, осмыслить место человека во Вселенной, его
назначение и возможности. Мистическая направленность философа проявилась в
учении об Ungrund'e (нем. — бездна, безоснов-ность, безначальность).
Центральное место в этом учении отведено Богу. В основе
Божественного бытия лежит бессознательная «природа» — потенция Бога,
предшествующая его актуальному бытию. По отношению к творениям Бог есть
единое вечное Ничто. Ибо он не может быть подобен никакой вещи. В космосе и
во всем тварном мире разлито Божественное начало, действует его энергия.
Согласно воззрениям Б., Бог и природа едины. Но с другой стороны, ни одна из
характеристик природы вещей неприменима к Богу; все их характеристики
отрицательны по отношению к нему. Мировой процесс — это самооткровение Бога.
Идея о том, что «самораскрытие» Бога возможно лишь благо-
|
даря его превращению в природу, представлена Б. в терминологии
христианского учения о !роице. В учении Б. устанавливается
соответствие между Единосущным и первым лицом Троицы (Отцом как безличным
первоначалом). Из этой «неизлетимой бездны · исходят неотделимые друг от
друга силы света и тьмы, добра и зла, находящиеся в постоянной борьбе.
Просветление воли разумом, сообщающим ей стремление к добру, — начало Сына.
Беспредельное познает себя в Сыне и выражается в С в я т о м Духе. В
результате :п иго единый Бог открывает себя в качестве Троицы. Необходимость
проявления личности обусловливает как происхождение Божества, так и
возникновение материального мира. В учении о человеке как сущности всех
cv-щи > с -тей Б. приходит к выводу, что он, как и природа, имманентен
Богу, поэтому превосходит даже ангелов. Б. считал, что человек своим телом
принадлежит к материальному миру, и именно потому он может понимать
материальный мир. Но, как интеллектуальное существо, он имеет «небесное»
происхождение и потому может познавать духовный мир во всех его формах.
Наконец как «божественная искра» человек может сознавать и Божественное
существо, подобием которого он является. Б. убежден, что знание человека —
часть Божественного знания, которое возможно лишь через мистическое
откровение, оккультизм, а не через светскую ученость. Высшей целью знания о
человеке, по мнению Б., является разгадка тайны внутреннего единства
собственной сущности (божественного, природного человеческого).
Соч. на рус. яз.·. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М„ 1990.
Т.П. Павлова
БИБЛЕИСТИКА — общее понятие, охватывающее некоторые библиологические
дисциплины: исагогику, библейскую экзегезу и библейскую герменевтику.
В свою очередь, библиология как метадисциплина является неопределенно
широкой совокупностью всех знаний, в т. ч. религиоведческих, о книгах
Ветхого и Нового Заветов, истории их возникновения и изучения, о
трудах и биографиях ученых-библеистов. Исагогика (греч. εισαγωγή —
введение) — введение в изучение Священного Писания, включает в себя,
в частности, библейскую критику (литературную,
историко-литературную, историческую, текстуальную и др.) и библейскую
археологию. Занимается библейской герменевтикой, переводами Библии на
современные языки, доказательствами богодухновенности Библии и историей
формирования библейского канона. Различают общую и частную исагогику.
Частная исагогика занимается тем же спектром проблем, что и общая, но
применительно к отдель-110
|
||
БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА
|
|||
|
|||
ным единицам Священного Писания: датировкой рукописи, выяснением авторства,
литературного жанра, исторических обстоятельств написания, состояния
манускрипта на момент археологических изысканий и т. п. Библейская
экзегеза (греч. έξήγησις — объяснение) — профессиональное богословское
толкование Священного Писания. Различают по
конфессионально-хронологическому критерию: иудейскую ветхозаветную,
святоотеческую, византийскую, средневековую западную (до 1054),
средневековую католическую, протестантскую, протестантскую неортодоксальную
и др. Библейская герменевтика (греч. έρμηνεύω — объясняю) — методология
истолкования Библии, тождественна экзегетике и отлична от экзегезы.
Основные принципы библейской герменевтики были сформулированы еще в эпоху
Возрождения: сопоставлять текст и контекст, проявлять интерес к авторству, к
изучению культурной среды возникновения, проводить тщательный
палеографический, грамматический и филологический анализ манускрипта,
выяснять жанровую принадлежность, осуществлять критическое текстоведение
памятника, использовать сравнительный метод, интуитивно вживаться в мир
автора рукописи, проникая в «дух» текста, не довольствуясь его «буквой», и
т. п. Древ-неиудейская библейская герменевтика выработала комплекс особых
логических приемов (мидо г), использовавшихся в талмудический период (2-5
вв. н. э.) для обоснования Галахи (см. Талмуд). Христианская
библейская герменевтика получила свое развитие в Александрийской и
Антиохийской школах богословов, была усовершенствована в эпоху
средневековой схоластики. Протестантская библейская герменевтика
(16-20 вв.) отвергла крайности как формализма, так и аллегоризма
католической, с 17 в. в ней возобладал рационалистический подход. В 20 в.
все большее внимание протестантские теологи стали уделять керигме.
Православная библейская герменевтика исходит из двух принципов: веры в
духовное единство обоих заветов и истолкования ветхозаветных провозвестий
сквозь призму новозаветных откровений.
И.П. Давыдов
БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА — религиозные общественные организации, главная цель
которых — распространение книг Священного Писания в разных странах
и на всевозможных языках. В первые десятилетия 19 в. в разных странах мира
образовалось несколько национальных Б. о. У истоков этого движения стояло
Британское и Иностранное Библейское общество, возникшее в 1804. Затем были
основаны Ирландское (1806), Финляндское (1812), Российское (1813), Датское
(1814), Нидерландское (1814), Шведское (1815),
|
Польское (1816), Американское (1816), Норвежское (1816), Французское (1818). Впоследствии Б. о. стали появляться и в других странах. На протяжении 19 в. контакты между Б. о. были весьма ограниченными, и они работали практически независимо друг от друга, хотя некоторые из них, в первую очередь Британское и Американское, с самого начала стремились развивать сеть своих представительств за рубежом. С годами стала очевидной необходимость тесного сотрудничества и создания организации, которая помогала бы координировать усилия для достижения общей цели. 9 мая 1946 в Великобритании была основана международная ассоциация под названием Объединенные Б. о. (United Bible Societies), в которую вошли независимые Б. о., придерживающиеся в своей деятельности единых принципов: 1) донести Слово Божие до каждого человека, распространяя книги Священного Писания на национальных языках; 2) сделать это без вероучитель-ных комментариев и 3) по доступной цене. Основные усилия Б. о. направлены на перевод, издание и распространение Священного Писания, большое внимание уделяется изданию учебно-справочной литературы, помогающей в изучении Библии. Важной частью их деятельности является сбор средств для осуществления проектов, требующих субсидий. Б. о. изначально была свойственна веротерпимость и открытость к сотрудничеству с христианами всех конфессий, однако до нач. 1960-х гг. это были преимущественно протестантские организации. После II Ватиканского собора в работу Б. о. активно включились католики, позже в ней стали -широко участвовать и православные хрисгиане. На территории России Б. о. появились в нач. 19 в. Император Александр I высочайшим повелением 11(23) янв. 1813 учреждает Санкт-Петербургское Б. о. Его президентом стал князь А.Н. Голицын. 4 сент. 1814 Санкт-Петербургское Б. о. получило наименование Российского. В работе Общества активно участвовали выдающиеся церковные и политические деятели 19 в.: архиепископ Филарет (будущий митрополит Московский), сербский филолог Вук Караджич, известный государственный деятель М.М. Сперанский, герой войны 1812, генерал М.А. Милорадович. С 1813 по 1824 переведены, подготовлены к печати и изданы книги Священного Писания на 14 новых языках. Всего Общество напечатало 876 106 экз. Библии и ее частей на 26 различных языках. В 1824 в результате политических интриг князь Голицын был отставлен от государственной службы и сложил с себя полномочия президента Российского Б. о. 12 апр. 1826 под влиянием графа A.A. Аракчеева император Николай I своим указом приостановил деятельность Общества. Только в 1869 было учреждено новое «Общество для распространения Священного Писа- |
||
|
|||
111
|
|||
БИБЛЕЙСКОЙ ТЕОЛОГИИ ДВИЖЕНИЕ
|
|||
|
|||
ния в России», действовавшее до Октябрьской революции 1917. 17янв. 1990 в
Москве состоялось учредительное собрание Б. о. Советского Союза.
Президентом общества избран С.С. Аверинцев. 18 окт. 1991 Б. о. Советского
Союза преобразовано в Российское Б. о. Президентом общества стал о.
Александр Борисов. В 1994 состоялось учреждение Санкт-11етербургского
отделения Российского Б. о., а в 1995 были открыты Сибирское и
Владивостокское отделения Б. о. В том же году Российское Б. о. стало
полноправным членом Объединенных Б. о. Сегодня Российское Б. о. является
крупнейшим в России издательством библейской литературы, выпускающим свыше
1 млн книг ежегодно. Каталог распространяемых изданий содержит более 100
наименований: Библия, ее части и отдельные книги, иллюстрированные,
детские, научные, справочные и учебные издания. Российское Б. о. участвует в
переводе Священного Писания на языки народов России и работает над
переводом Библии на современный рус. язык. Российское Б. о. активно
занимается благотворительной деятельностью. Важной особенностью Б. о.
является ведущая роль в нем мирян. Если первоначально содружество Б. о.
объединяло 13 национальных Б. о. в основном из Зап. Европы, то сегодня его
членами являются 144 общества, ведущие работу более чем в 200 странах мира.
A.B. Третьяков
БИБЛЕЙСКОЙ ТЕОЛОГИИ ДВИЖЕНИЕ (Biblical Theology Movement) — направление
религиозной мысли в США и Великобритании во вт. пол. 20 в. Основой этого
движения, распространившегося во многих конфессиях (прежде всего в
кальвинизме и баптизме), явилась консервативная реакция на
либерально-протестантский подход к Священному Писанию и на
библейскую гиперкритику. Значительное влияние на «библейских теологов»
оказала «диалектическая теология» и особенно неоортодоксия
протестантская в США (Э. Бруннер, Б. Нибур), вслед за которой они
стремились выявить значение базовых ценностей откровения религиозного
в свете последующего исторического опыта. Другим существенным направлением,
стимулировавшим богословский поиск «библейских теологов», стала
англоязычная лингвистическая философия (Р. Карнап, М. Шлик) с ее положением
о некогерентности религиозных понятий, что заставило пересмотреть подходы
к языковому осмыслению сверхъестественных аспектов Библии. Одним из
важнейших принципов «библейских теологов» (Д. Барр, Б. Чайлдс, Т. Боуман)
стало стремление согласовать Божественный и человеческий аспекты
Откровения, из которых первый является трансцендентным и, следовательно,
|
надысторическим и не подверженным критике, а второй должен рассматриваться
в историю-культурном контексте. «Библейские теологи» выступали против
трактовки Библии с позиций античной или новоевропейской философии, считая
такой подхол неадекватным и предлагая анализ Писания в свойственных ему
категориях древневосточного и древнееврейского мышления, отличных от
античного. Эта тенденция у сторонников «библейской теологии» сочеталась со
стремлением переосмыслить современную протестантскую теологию через
достижения новейшей библеисти-ки, герменевтики, экзегезы и
библейской археологии, отвергшей крайности критицизма. Тем самым Ь
т. отвергло как либеральный подхол с его отрицанием сверхъестественного
и склонностью к эволюниони о-· и гуманизму, так и протестантск ий
фундаментализм с его теорией «вербальной инспирации.·> представление о
полном соответствии текстуальной формы Писания откровению, о
богодухновенности не только смысла но и буквы Писания). Пик развития Б. т.
д. приходится на сер. 20 в. С 1960-х гг. оно пошло на убыль, однако оказало
влияние на дальнейшее развитие протестантской исторической и
систематической теологии М. Эри-ксон, М. Кляйн, У. Грюдем и др.).
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов
БИБЛИЯ (греч. βιβλία — книги) — название книг, составляющих Священное
Писание христианства. Библия делится на 2 части: Ветхий Завет и
Новый Завет. Ветхий Завет (договор Бога с еврейским народом 1 —
древнейшая часть Б. Его 39 книг, дошедших до нас на др.-евр. языке, являются
Священным Писанием иудаизма, называемого сторонниками этой религии
Танах. В православии и католицизме в ветхозаветной части
Б. на 11 книг больше, чем в иудейском тексте (50). Однако в то время как
православные включают эти 11 книг, дошедшие до нас на др.-греч. языке, в Б.
в качестве неканонических — душеполезных, но не «богодухновен-ных»,
католики приравнивают эти книги к остальным частям Ветхого Завета и признают
их «богодухновен-ными». Протестанты отвергают эти книги на том основании,
что они не сохранились в оригинале, т. е. на др.-евр. языке, и не включают
их в свои издания Б. 27 книг Нового Завета (договора, заключенного
посредством Иисуса Христа со всеми народами) едины для всех
христиан. Все книги Б. поделены на главы, а главы — на стихи. Те и другие
пронумерованы в 16 в., что облегчает их цитирование и ссылки. В
православных изданиях Б. неканонические книги помечаются особым значком, и
указывается, что это переведенные с греческого книги. Иудаисты делят книги
Танаха на 3 части. В первую входит Пятикнижие Моисея (Тора), во вторую —
|
||
|
|||
112
|
|||
БИБЛИЯ
|
|||
|
|||
ранние и более поздние книги пророков (Небиим), в третью — писания (Кетубим).
К последней (третьей) части относятся пять книг (Мегиллот), которые
зачитывались во время богослужений по великим праздникам: «Песнь песней»
(Пасха), Книга Руфь (седмица), Плач Иеремии (храмовый праздник), Книга
Екклесиаста (праздник Кущей) и Книга Есфирь (Пурим). Христиане делят
Ветхий Завет на книги сказаний, книги поучений и книги пророков. Эта
классификация переносится и на 27 книг Нового Завета; к сказаниям здесь
относят Евангелия и Деяния апостолов, к поучениям — апостольские послания, к
пророкам — Откровение Иоанна Богослова. Среди книг Ветхого Завета особенно
почитаемы первые 5 книг — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Исторические материалы содержатся прежде всего в книгах Иисуса Навина,
Судей Израилевых, 4 Книгах Царств, 2 Книгах Паралипоме-нон, Ездры и Неемии.
К историческим книгам относят и книги пророков: 4 больших пророка (Исайя,
Иеремия, Иезекииль и Даниил) и 12 малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона,
Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия). Новый Завет
состоит из памятников раннехристианской литературы вт. пол. 1 в. и нач. 2
в., написанных в основном на др.-греч. языке. Это 4 Евангелия (евангелие —
«благая весть» о жизни и учении Христа): от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а
также Деяния апостолов, 21 послание апостолов, из которых 14 приписываются
традицией Павлу, 2 — Петру, 8 — Иоанну, 1 — Иакову, 1 — Иуде (брату Иакова,
а не Иуде Искариоту, предавшему Христа), и, наконец, Откровение Иоанна
Богослова, или Апокалипсис. Б. является собранием книг разного
происхождения и различного содержания. Здесь много богатого исторического
материала, мифов и сказаний народов Средиземноморья, социально-политических
документов царствовавших династий, медицинских и санитарно-гигиенических
рекомендаций, описаний чудес, пророчеств и т. п. Б. включает в себя
размышления о судьбе человека и его отношении к окружающему миру; она
предлагает конкретные принципы, которых необходимо придерживаться в личной
и общественной жизни. Книги Ветхого Завета содержат представления о
сотворении мира и человека, историю израильских племен и описание процесса
трансформации их в единый народ, историю возникновения института монархии и
создания единого еврейского государства, его развития и крушения,
порабощения («вавилонского») евреев и освобождения их от рабства,
восстановления духовной и политической жизни страны. На фоне религиозно
истолкованной истории книги Ветхого Завета показывают развитие
господствовавших в раннеклассовом обществе религиозных идей и отражение их
в
|
личной, семейной и государственной жизни, причем все эти процессы отражаются авторами по-разному, сквозь призму различных временных периодов. Религиозные предписания Б. регулируют вопросы не только вероучения и культа, но и экономики и политики, законодательства, сферу морали. В Ветхом Завете господствуют преимущественно религиозные мотивы, но здесь нашел свое место и огромный материал сугубо светского содержания, которому авторы тем не менее стремятся придать религиозное значение. Примером этого может служить «Песнь песней», поэма о любви двух молодых людей, одно из прекраснейших произведений мировой литературы, которому богословы придают аллегорическое значение с тем, чтобы можно было объяснить его включение в канон священных книг. Другим таким примером может служить книга, именуемая в иудаизме «Кохелет», а в христианстве «Екклесиаст» («Проповедник»), полная отчаяния и пессимизма, а также идей в русле свободомыслия и рассуждений, близких эпикурейским, о бренности бытия и о земной жизни как «суете сует». Содержание Нового Завета (особенно Евангелий) сводится к описанию жизни, деятельности и учения Иисуса Христа; в Деяниях апостолов показаны условия формирования и истоки христианства, история возникновения первых христианских общин в результате деятельности апостолов, прежде всего Петра и Павла. Новый Завет выражает также в посланиях апостолов и в Апокалипсисе философские взгляды членов раннехристианских общин, представляет принципы, определяющие их верования, особенности культа, мораль, общественную жизнь в целом. Ветхий Завет создавался на протяжении тысячи с лишним лет. История его создания охватывает период с 12 в. по 60-е гг. 2 в. до н. э. Первоначально Ветхий Завет переводился с др.-евр. языка на арамейский, который после вавилонского плена евреев (587-538 до н. э.) стал повседневным и наиболее распространенным языком в Палестине. Арамейский перевод Б. получил название «арамейских таргумов» ( гар-гум — «перевод»). Именно они были найдены на побережье Мертвого моря, где начиная с 1947 ведутся археологические раскопки. Авторство всех библейских книг вплоть до кон. 19 в. приписывалось тем персонажам, на которых указывала традиция (т. е. от имени которых ведется повествование), однако с развитием библейских исследований стало ясно, что это собрание различных первоисточников, жанров и литературных форм. Долгие столетия библейские сказания существовали в устной форме и по памяти передавались от поколения к поколению, в силу чего наука может достоверно сказать лишь о некоторых составителях и редакторах отдельных книг Б. Так, напр., известно, что ок. |
||
|
|||
113
|
|||
Ы11> III Я КОРОЛЯ ЯКОВА
|
|||
|
|||
444 до и. э. был составлсн письменный канон Пятикнижия, и это событие
связывают с именем священника Ездры. Толкователи Б., талмудисты, в самом
кон. I в. н. э. объявили о завершении свода всею Ветхого Завета, однако
исправление и редактирование его продолжалось вплоть до кон. 9 в. Канон
написанного по-гречески Нового Завета был утвержден на Лаоди-кийском соборе
364 после отбора из десятков книг священных христианских текстов, имевших
хождение до этого. Установленная исторической наукой последовательность
книг Нового Завета не совпадает с канонической: первым появилось в 68-69
Откровение Иоанна Богослова (авторство приписывается апостолу и евангелисту
Иоанну, холя уже в 3 в. возникли сомнения в этом); на рубеже 1-2 вв.
некоторые из посланий апостолов (из 14 посланий Павла, по мнению ученых,
только 4-5 могут принадлежать одному автору); в сер. 1 в. — 80-х гг. 2 в.
Евангелия; в нач. вт. пол. 2 в. Деяния апостолов (богословы считают их
автором евангелиста Луку, историки полагают авторство анонимным) и
остальные послания. Первым значительным переводом библейских книг на греч.
язык является Септуагинта (от лат. «семьдесят»). Перевод, осуществленный,
согласно преданию, 72 переводчиками за 72 дня, был заказан египетским царем
Птолемеем II (285-246 до н. э.); перевод позволил ознакомиться с Б. народам,
не владевшим евр. языком, к тому же содержал наиболее полный текст Ветхого
Завета. С распространением христианства в странах Римской империи на рубеже
2-3 вв. появился перевод Б. (Ветхого и Нового Заветов) на др.-лат. язык, а
в кон. 4 — нач. 5 в. Иеро-ним Блаженный перевел ее на латынь. Этот перевод
называется Вульгата. На Русь Б. пришла вместе с христианством. Перевод ее с
греческого текста Септуагин-ты был выполнен создателями славянской
письменности Кириллом и Мефодием. Первый официальный перевод Б. на рус.
язык был осуществлен в 1876. Б. для христиан — священная книга, «Слово
Божье», и это обусловило то, что в древности и в Средние века она оказывала
огромное влияние на различные сферы человеческой жизни. Длительное время Б.
рассматривалась в качестве высшего и непререкаемого авторитета, причем не
только в вопросах веры и морали, но и в вопросах политики, экономики,
брачно-семейных отношений. Нередко авторитет Б. использовался при
разрешении научных споров и социальных конфликтов, особенно тогда, когда
появлялись новые концепции, противоречившие каким-либо традиционным
представлениям. Провозглашаемые Б. лозунги и нормы использовались как в
целях санкционирования господствовавших общественных отношений, так и для
обоснования участия верующих в национально-осво-
|
бодительных движениях и даже в революционной борьбе. Б. — ценнейший
религиозный и культурный памятник, являющийся, по сути, общечеловеческим
достоянием. Она является важнейшим источником постижения истории
человеческого общества. Б. оказала огромное влияние на развилке и
распространение письменности, многие ее идеи, темы и сюжеты вплелись в
художественную литературу, в ткань повседневного языка и быта многих
народов. (См. также: Библеисти-ка, Танах).
Ф.Г. Овсиенко
БИБЛИЯ КОРОЛЯ ЯКОВА (King James Bible , авторизованная версия Библии,
санкционированная версия Библии (Authorized Version of the Bible, KJ\ ; —
англ. перевод Библии, санкционированным и авторизованный королем
Англии Яковом I Стюартом в 1611. Получил свое название из-за посвящения
королю Якову. Необходимость в данном переводе была вызвана неточностью
перевода английскими католиками Вульгаты; в 1582 был издан Ветхий Завет,
а в 1609 Новый Завет. Это перевод стал объектом резкой критики как
несоответствующий Священному Писанию со стороны все более
распространяющегося протестантизма. В ответ специальной комиссией из
50 ученых к 1611 был осуществлен перевод Септуагинты, который, несмотря на
то что в целом сохранил структуру Вульгаты, включает в себя особый раздел,
помещенный между Ветхим и Новым Заветами и содержащий неканонические
библейские книги. Б. к. Я. получила широкое распространение в
протестантской англоязычной среде, оказав благодаря литературному
совершенству и особой ритмичности большое влияние на западное
христианство. Несмотря на отдельные ошибки и неточности, а также
появление более поздних англ. переводов Библии, Б. к. Я. по сей день
считается эталоном перевода на англ. язык и используется при богослужениях в
ряде протестантских конфессий.
Е.С. Элбакян
БИРУНИ, Абу Райхан Мухаммад бен Ахмад (973 — после 1050) — крупнейший
иранский мыслитель, автор трактатов по географии, истории религий,
математике, астрономии, физике, геологии, минералогии, фармакологии,
медицине и т. д. Родился в предместье Хорезма. Его перу приписывают ок. 180
трактатов. В мусульманской традиции Б. является одним из крупнейших
исследователей истории религий. Необыкновенная эрудиция позволяла
ему не только судить о разнообразных религиозных учениях объективно и
беспристрастно, но и сравнивать их между собой. В его «Книге следов
минувших веков» («Китаб асар аль-ба-
|
||
|
|||
114
|
|||
ВИСТАМИ
|
|||
|
|||
кийа an курун аль-калийа») приводится описание доисламских религий Ирана,
христианства, иудаизма, мусульманских сект и их главных праздников. В
трактате «Индия» помимо сведений об индуизме и буддизме
содержатся сведения о манихействе, суфизме. Ряд работ содержит
описание зороастризма. Описание жизни и деятельности основателя этой
религии пронизаны полемикой между зороастрийцами и мусульманскими сектами,
происходившей во время 1500-й годовщины возникновения проповеди Заратуштры.
Б. описал современное ему состояние традиционных верований Ирана. Как и
друг ие мусульманские авторы, Б. полагал, что религией дозороастрийского
Ирана был буддизм (шаманиййа — от ср. инд. шамана, санскр. шрамана —
«аскет»). Он установил общее происхождение индийского термина «дева» (бог)
и иранского «дев» (демон), однако объяснение этому дал неверное. Б. отметил
параллели между манихейством и индуизмом и выдвинул гипотезу об индийском
происхождении первого (особенно учения о метемпсихозе). Б. сообщил о
мани-хейской «Книге мистерий», которую он видел в Хорезме. Прекрасное
знание Пятикнижия и Нового Завета, а также ряда других важных иудейских и
христианских текстов было обусловлено, видимо, наличием у Б. араб, перевода
этих книг. Через трактаты и личные связи в Вост. Иране он был хорошо знаком
с мелькитской, яко-витской и несторианской ветвями христианства. Б. с
восхищением отзывался о христианской морали. Учение о Троице он
сравнивал с индуистским учением о тримурти. В «Индии» Б. привел большое
количество сведений об индуизме: кастовой системе, религиозном мировоззрении
(метемпсихоз, космогония и космология), священных текстах (Веды, пураны,
эпос), школах (санкхья, йога). В своем изложении он опирался в
основном на три текста: «Гиту» («Бхагавадгиту»), «Санк-хью» (комментарий
Гаудапады на «Санкхью-Карику» Ишвара-Кришны) и «Патанджалу», чье тождество с
известными источниками не установлено. Гораздо хуже Б. знал буддизм. Он не
был непосредственно знаком с буддийской литературой. Сведения о славянах,
хазарах и тибетцах скупы и привязаны к изложению географических сведений.
Однако эти упоминания не лишены ценных данных (сжигание трупов у славян,
тибетское происхождение тюркского правителя Кабула и т. д.). Ряд интересных
сведений приводится в связи с тюрками. Довольно много Б. пишет о сектах
в исламе: зинджах, карматах, зиндиках. В разделе о ложных пророках
помимо описания деятельности Заратуштры и Мани приводятся сведения о Маздаке,
аравийском лжепророке Мусайлиме, Ибн Муканне, аль-Халладже и крайнем шиите
аш-Шамалгани. Он первым сравнил бисмиллу мусульман, непроизносимое имя Бога
в иуда-
|
изме и священный звук «ом» индийцев. Труды Б. свидетельствуют о его
шиитских симпатиях. Видимо, как и некоторые мыслители его эпохи, он сочетал
почитание Али и дома пророка (ахл аль-байт) с признанием остальных трех
праведных халифов.
П.В. Башарин
БИСТАМИ, Абу Йазид (Байазид) Тайфур бен Иса (ум. 875) — крупнейший персидский суфий экстатического толка. Родился на сев.-западе Ирана в г. Бистам в знатной семье. Он почти не покидал родной город. После смерти Б. стал культовой фигурой для суфиев. Он получил прозвище Султан ал-арифин («Владыка познающих мистическое знание»). Как и подавляющему большинству выдающихся мистиков, суфийская традиция приписывала ему возможность совершать чудеса (карамат). От Б. дошло ок. 500 речений, которые передал его племянник Абу Муса Иса бен Адам. От него они попали к ал-Джунайду, который перевел их на араб, язык и откомментировал. Некоторые изречения Б. дошли в суфийских антологиях: ас-Сарраджа, ал-Ку-шайри, ас-Сулами, ал-Худжвири. Рузбихан Бакли включил его шатхи в свой «Шарх аш-шатхийат» и снабдил подробным комментарием. Популярность Б. была такова, что некоторые суфии приписывали ему чужие высказывания, чтобы подкрепить свои учения. Б. свел на нет аскетическую практику (зухд). Аскетизм ничто по сравнению с мистическим познанием (марифа) — важно не предаваться самоотречению, но пытаться как можно ближе приблизиться к Богу. Аскет подобен идущему, а познающий — летящему. Он постоянно думает о Боге. Приближение к Богу приводит мистика в восторг (галаба) и в состояние опьянения (сукр) любовью к нему (ишк). Весь мир — видимость, которая исчезает перед лицом Абсолюта. В ходе этого процесса человеческое «я» теряется. Мистик становится зеркалом и отражает единственную реальность. В силу этого он сам обретает божественные атрибуты. В итоге мистик растворяется в Божественном «Я» (фана). Происходит единение с Богом (вахданиййа). После этого человек начинает говорить от лица Бога. Б. приписывают ряд таких мистических речений (шатхов). Наиболее известны из них: «Слава мне! О, как я велик!» («Субхани, субхани ма азама шани»), «Я — это Он», «Ты — это я, я — это Ты!» Некоторые исследователи видели здесь индийский след и сравнивали это речение с «тат твам аси» («ты есть то») Упанишад, а учение о фана с буддийской нирваной. Б. развивал теорию духовного мираджа, вознесения духа к Богу. С помощью нее он описал мистический опыт. Б. ввел термины «лахут» («божественное») и «насуг» («человеческое»), но не разработал их до конца. В своих речениях он постоянно прибегает к |
||
|
|||
115
|
|||
КЛАВ ЛИ К ЛЯ
|
|||
|
|||
аллегориям (воспарившего к Богу мистика сравнивает с птицей, божественное
единство (ахадиййа) с древом, единение с нарциссом). Богословы обвиняли его
в пропаганде воплощения Бога в человеке (хулул). Б. оказал огромное влияние
на всю традицию экстатического суфизма, став эпонимом направления
тайфу-риййа.
П.В. Башарин
БЛ АВАТСКАЯ Елена Петровна (1831 -1891) — теософ и спиритист, писательница и
путешественница. С юного возраста интересовалась оккультной литературой,
спиритизмом и магией·, в раннем возрасте у нее были отмечены
случаи ясновидения. Много путешествовала по Европе, Африке, Америке и Азии;
исследовала ритуалы дервишей, тайные обряды шаманов, магию японских горных
отшельников, изучала древние развалины городов и цивилизацию майя на п-ве
Юкатан. Семь лет Б. провела в Тибете среди членов общины аватаров («сверхмудрецов»);
эти «махатмы» («великие учителя Востока») сыграли, по словам Б., решающую
роль в ее окончательном теософском становлении — они посвятили ее в «высшую
древнюю мудрость», раскрывшую перед ней тайны Вселенной. В нач. 1870-х гг.
приступила к созданию универсальной мифологии, с помощью которой, по
ее мнению, можно было бы сформировать системный подход к эзотерическим
религиозным учениям (см. Эзотеризм). В 1875 вместе с американским
полковником в отставке Г.С. Олькоттом основала в Нью-Йорке Международное
теософское общество, целью которого было содействие утверждению всемирного
братства человечества, синтез религий и философских течений на основе
сокрытых в них знаний, изучение тайных сил в природе и человеке; в 1879
учредила журнал «Теософист». Пропагандировала идею безличного божества,
вечных циклов природы, реинкарнации, закона кармы и возможности
обретения необыкновенных способностей на пути постижения паранормальных
явлений. В целом учение Б. представляло собой синтез идей гностицизма,
неоплатонизма, индуизма, буддизма, «тайных наук» различного
происхождения, а также «Божественной мудрости», якобы переданной ей
«великими духами» Тибета. В учении Б. теософия получила свое
завершение как синкретическая мистико-рели-гиозная, оккульгно-философская
система. Воззрения Б., равно как и идеи теософии в целом, послужили
отправной точкой для большинства эзотерических течений на рубеже 19-20
вв.; к ним часто обращаются сторонники Нъюэйдж.
Соч.: Тайная доктрина. Мадрас, 1991; Теософия и практический
оккультизм. М., 1993; Разоблаченная Изида.
|
Μ., 1993; Теософский словарь. М„ 1994; Письма М., 1995;
Ключ к теософии М., 1996.
Ф.Г. Овсиенко
БЛАГОЧЕСТИЕ — богопочитание, имеющее формальную (внешнюю) и внутреннюю
стороны, практическое осуществление веры религиозной, направленное
на самого человека, на его материальное окружение, а также на других людей,
г. е. в конечном итоге на все то, что необходимо для мистической практики
как в индивидуальном, так и в коллективном аспек; ах. Само Б. предполагает
как внутреннее, так и внешнее действие. Внутреннее Б. заключается,
во-первых, в акте са · гасоз-нания (собирание ума), который является
необходимым условием для молитвы, а во-вторых, в по л готовке
(подчинение уму) чувственной части человека аске-тика), без чего невозможно
самосознание и, следовательно, молитва. Внешнее Б. заключает в себе
телесную организацию человека в той степени, в какой она помогает
подчинению чувства уму. Внешнее Б. предполагает частичное или полное
воздержание от удовлетворения естественных потребностей в определенные
периоды времени и в местах, связанных с тем или иным религиозным действием.
Для него также необходимо внешнее устроение жизни. Высший род Б., в котором
соединяются как внешний, так и внутренний аспекты, — отношение к ближнему
(любовь). Жизнь религиозной общины, как правило, предполагает наличие
группы людей, показывающих тот образец Б., к которому должна стремиться вся
община. Благочестивый человек — это человек богобоязненный, строго
соблюдающий законы, заповеди, религиозные установления и обычаи. Истинное
Б. — это благоговейное признание Божественных истин и исполнение их на
деле. Ложное Б. — формальное признание и исполнение внешних форм
богопочитания без сердечной, искренней веры и любви к Богу и ближнему. В
разных религиях существуют разные формы и методы обличения ложного Б.,
ханжества. В православной традиции этому более всего служит юродство.
Однако и воспитательное значение внешнего Б. для обуздания страстей н
приобщения к религиозной общине всегда подчеркивается в любой религиозной
традиции. Эксплицитная постановка вопроса о соотношении закона и
благодати в христианской традиции служит, среди прочего, разрешению
конфликта внешнего и внутреннего Б. Согласно христианскому учению, для тех,
кто исполняет заповеди по «внутреннему человеку», т. е. искренне и сердечно,
из любви к Богу и ближним, исполнение внешних установлений, правил и
обычаев является не тем, что сдерживает и обуздывает греховные страсти (как
у «подзаконных»), а тем, что служит выражению
|
||
|
|||
116
|
|||
БЛОНДЕЛЬ
|
|||
|
|||
ной любви. Религиозные обычаи, установления и правим в таком случае
становятся исполненным смысла «языком» религии, не имеющим самодовлеющей
ценности, но рассматриваемым лишь применительно к реальности духовной
жизни.
Г.И. Беневич, Т.А. Щукин
БЛЕЕКЕР (Bleeker) Клаас Юко (1898-1983) — голландский историк и феноменолог
религии. Образование получил в Лейденском и Берлинском ун-тах. В 1929 в
Лейденском ун-те получил степень доктора теологии. С 1925 по 1946
был пастором Голландской реформатской церкви. В 1946 приглашен на должность
профессора Амстердамского ун-та, где преподавал иапоршо религий и
феноменологию религии. С 1950 по 1970 был генеральным секретарем
Международной ассоциации истории религий, с 1960 по 1977 редактором журнала
«Нумен» и серии монографий по истории религий, вышедших в качестве
приложений к этому журналу. Участвовал в подготовке к публикации материалов
нескольких конгрессов Международной ассоциации истории религий. Как историк
Б. занимался древнеегипетской религией, преимущественно изучением
отдельных божеств и религиозных праздников. Его работы «Значение египетской
богини Маат» (1929), «Рождение бога: изучение египетского бога Мина и
посвященного ему праздника» (1956), «Египетские праздники: предписания
религиозного обновления» (1967), «Ха-тор и Тот: две главные фигуры
древнеегипетской религии» (1973) внесли существенный вклад в египтологию.
Считая, что феноменология религии является одной из важнейших
религиоведческих дисциплин, Б. усматривал ее главные задачи в разработке
«теории феноменов», «логоса феноменов» и «энтелехии феноменов». Теория,
согласно Б., постигает сущность и значимость отдельных феноменов. Она,
например, раскрывает сущность и религиозное значение жертвоприношения.
Логос выявляет структуру, лежащую в основе различных форм религиозной
жизни. Религия не есть произвольный конгломерат понятий и ритуалов, она
обладает определенной структурой, имеющей свою внутреннюю логику. Энтелехия
рассматривает религиозные феномены в динамике, показывает развитие
религий. Если под рубриками «теория феноменов» и «логос феноменов» речь
идет о традиционных для феноменологии религии понятиях (сущность, значение,
структура), то в разделе «энтелехия феноменов» Б. стремился преодолеть
статичность и антиисторизм предшествующих феноменологических построений. Он
подчеркивал, что «религия является непреодолимой, творящей и
самовоспроизводящейся силой». Поэтому феноменологи должны изучать динамику
отдельных
|
религиозных феноменов и развитие той или иной религии в целом. Важным аспектом воззрений Б. является его понимание религиоведения и дисциплин, входящих в религиоведческий комплекс. Он считал, что религиоведение — это беспристрастная и объективная наука, которая должна быть свободной от мировоззренческих предпосылок, оценочных суждений, философских спекуляций. По его мнению, религиоведение включает в себя четыре дисциплины: историю религий, психологию религии, социологию религии, феноменологию религии. Феноменология религии, занимающаяся систематизацией религиозных фактов и стремящаяся постичь их сущность, значение, структуру и развитие, является эмпирической наукой и противостоит теологии и философии религии, которые Б. выносит за рамки религиоведения. Такое понимание религиоведческого комплекса и входящих в него дисциплин получило широкое распространение в западном религиоведении. Соч.: De beteekenis van de Egyptische godin Ma-a-t. Leiden, 1929; Die Geburt eines Gottes: Eine Studie über den ägyptischen Gott Min und sein Fest. Leiden, 1956; Egyptian Festivals: Enactments of Religious Renewal. Leiden, 1967; Hathor and Thoth: Two Key Figures in Ancient Egyptian Religion. Leiden, 1973; The Sacred Bridge: Researches into the Nature and Structure ofReligion. Leiden, 1963; The Rainbow: A Collection of Studies in the Science ofReligion. Leiden, 1975.
A.H. Красников
БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис (1861-1949) — французский католический философ,
создатель «философии действия», видный представитель спиритуализма и
модернизма католического. Изучал литературу и право в ун-те Дижона, в
1885 окончил Ecole Normal Superieur; преподавал философию в Эксе в
1896-1927. Получил известность после выхода в свет докторской диссертации
«Действие» («L" Action», 1893). Работа Б. вызвала оживленную дискуссию:
католики обвиняли автора в рационализации христианства, в сведении
религии к философской системе; светские философы в том, что он, соединяя
философию с религией, придал первой иррационалистический характер, а также
лишил ее автономии. Отвечая на критику и защищая свою концепцию «философии
действия», Б. модифицировал и углублял ее отдельные положения; результатом
долголетних творческих усилий явилось издание трилогии, в которой
содержались основные идеи нового течения в католической философии. Б.
подверг критике неотомизм за отождествление разума только с
абстрактно-рассудочным мышлением, а также за подчеркивание превосходства
разума по отношению к воле и чувствам. По его мнению, разум необходимо
понимать расширительно; следует исходить из того, что разум — это не
|
||
|
|||
117
|
|||