Ε
 
ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ (греч. εύαγγέλιον — благая хть) — деятельность, направленная на обращение 1родов и отдельных людей в христианство. Приме-ительно к христианству понятие «Е.» совпадает с по-чтием «миссионерство», поскольку возникшее в не-зах ислама ок. 100 лет назад понятие «мусульманской иссии» подразумевает лишь пастырскую деятельность рамках собственной общины (уммы), а иудаизм, ис-1дя из представления об особой миссии «избранно­»> еврейского народа и предлагая всему человечеству шцепцию библейского универсализма, не практику-сколько-нибудь активную миссионерскую деятель-хть. Теоретическое обоснование Е. христианские цер-т находят в приведенном в Евангелии от Матфея вете Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя < во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблю-1ть все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), а также в =;ангелии от Марка: «Идите по всему миру и пропове-•йте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15-16). Особенно ;тивно осуществляют Е., или миссионерскую деятель-5сть (Е„ дополняемая созданием миссий в различных ;гионах мира), протестантские и католические церк-i. В составе Римской курии существует Конгрегация народов, призванная руководить миссионерской де-ельностью католической церкви. В 1965 II Ватикан-.ий собор принял два специальных декрета, посвя-енных целям, задачам и формам Е. в современном ире: «О миссионерской деятельности Церкви» и «Об юстольстве мирян». Соборные документы отмечают, го если в Средневековье под субъектом Е. церковь по­ймала только лиц духовного звания, то сегодня в роли оъекта Е. выступает весь «Божий Народ», составляю-ий католическую церковь: «Миссионерство возложе-) на всю Церковь, и дело евангелизации есть основ-
ной долг Народа Божия» («О миссионерской деятель­ности Церкви», п. 35). Католицизм объявляет объек­том Е. все человечество на том основании, что церковь сознает свою ответственность за судьбы всего мира. Во многих энцикликах папы римского Иоанна Павла II предлагаются основные направления современной Е.: широкое привлечение к ней мирян (апостольство ми­рян), наполнение идеями Евангелия национальных культур, усиление работы с молодежью и широкое ис­пользование культа Девы Марии. В последние годы все более активно осуществляет Е. также Русская православ­ная церковь.
Ф.Г. Овсиенко
ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ — общее название ряда протестантских, главным образом лютеранских церк­вей. В нач. 19 в. в Германии из-за падения уровня рели­гиозной жизни начался процесс, приведший к образо­ванию Е. ц. В основу этого процесса была положена концепция возрождения религиозной жизни первых времен протестантизма, с объединением в одно це­лое не только разных партий лютеранства, но и ре­форматов, последователей Ж. Кальвина и У. Цвингли. Это было вызвано усилением недовольства религиоз­ных кругов общества крайними формами рационализ­ма. Эта мысль нашла себе сильных поборников в лице нескольких знаменитых богословов (Ф. Шлейермахе-ра,Де Ветте и др.), а главное, в лице короля прусского Фридриха Вильгельма III. В 1817, в 300-летнюю годов­щину Реформации, в разных местах Германии, особен­но в Пруссии, последовало объединение лютеран с ре­форматами. Это объединение получило название про­тестантской унии. Несмотря, однако, на авторитет верховной власти и на усилия суперинтендентов и кон-
331
 
 
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ
систорий, это направление не нашло общего призна­ния. Однако это не привело к усилению центростреми­тельных процессов единения различных протестант­ских деноминаций. В первую очередь, это было связано с главным протестантским принципом религиозной сво­боды в вероучительных истинах. Различные направ­ления религиозной мысли находили отражение в про­тивостоянии традиционалистов и либералов. Гак, напр., ортодоксы настаивали на важности различий между лютеранством и реформатством, особенно в учении о таинствах и в наибольшей степени о евхаристии. Так­же они подчеркивали необходимость внешнего авто­ритета, общеобязательного для верующих, причем одни, такие как старолютеране, довольствовались ав­торитетом символических книг первой эпохи люте­ранства, другие, т. наз. «новолютеране», учили о необ­ходимости, кроме того, авторитета церкви и пастырей. Традиционалисты отличались от либералов и в отно­шении к Римско-католической церкви, их позиция была более толерантной. Также они стремились при­дать больший вес церковным таинствам и обрядам. Прямую противоположность ортодоксам составляли либеральные круги Е. ц. Их также можно охарактери­зовать как субъективистов. В основном это были пред­ставители спекулятивной теологии, девизом которых было возможно большее сближение с современной наукой, безусловная самостоятельность в религиозных воззрениях. Несмотря, однако, на блестящие успехи научной теологии в Германии, господствующую партию в Е. ц. составляли приверженцы унии и т. наз. «посредствующей теологии», которые стремились до­стигнуть объединения лютеран с реформатами. Усло­вие объединения состояло в полном отрицании отдель­ных символов каждого из этих исповеданий на одина­ково для всех авторитетной почве чисто евангельского учения, а также с сохранением этих символов, в смысле полного единения лишь в богослужении и жизни. После 1848 уния подверглась гонению со стороны прус­ского правительства, но затем в 1855 и 1857 были раз­решены собрания евангелических христиан в Герма­нии и других странах, на которых присутствовали не только лютеране, но и реформаторы всех протестант­ских стран. На сторону унии стали высшее церковное управление Голландии, многочисленные протестанты Франции и Швейцарии и т. наз. евангелический союз в Англии. Большое содействие унионистам в Е. ц. оказал т. наз. протестантский союз, основанный в 1863 и име­ющий задачей защиту протестантизма, но протестан­тизма обновленного, приведенного в согласие с идея­ми Евангелия, а также с просветительными началами. Союз отрицал все вероучительные формулы и симво­лические книги как изобретения человеческие, без нуж-

ды стесняющие благочестие и богословскую науку, и требовал, чтобы Е. ц. были евангельскими, т. е. чтобы единственным их основанием и предметом веры были лицо, дело и учение Иисуса Христа и осуществление этого учения в жизни. Другой силой, поддержавшей унионистскую партию в Е. ц„ служил союз Густава Адольфа. Что касается организации 1 ц. в Пруссии, то в 1850 был учрежден «верховный совет евангеличес кой церкви». В 1875 король прусский утвердил уложе­ние о Генеральном синоде евангелической церкви Пру; сии. Вместе с правительством, Генеральный синол л жен был охранять церковь и ее единство, содействока; < развитию ее учреждений, объединять учительское с словие и общины для совокупной деятельности в устр ении церкви и в делах благотворительности, а та- же содействовать общению между прусской церковью и другими Е. ц. Синод имел право контролировать фо; ды и доходы, которыми управляет верховный церк к ный совет. Он мог быть созван один раз в шесть лет, а в чрезвычайных обстоятельствах в любое удобное вре­мя, но только по определению короля, от которого за­висела и продолжительность собрания. В нач. 20 в. : одной только Пруссии насчитывалось более 8 тыс. при­ходов, 17 тыс. церквей, 10 тыс. клириков и ок. 22 м ш верующих. В 1947 в Швеции состоялся конгресс Е. л которые объединились во Всемирную лютеранск\н федерацию. В настоящее время в федерацию вхолят 138 Е. ц., а общая численность членов достигла ок. 62 млн человек. Е. ц. находятся в т. наз. «полном обще­нии» со многими другими протестантскими деноми­нациями. При этом следует отметить, что общение од­ной из 138 церквей с церковью, находящейся вне фе дерации, еще не означает, что другие члены этой организации автоматически присоединились к этому диалогу. Такая либеральная позиция усложняет стати­стические исследования Е. ц. Общее, что объединяет Е. ц., — это их историческая сопричастность лютеран­ской церкви и, как следствие, вероучительная близость к последней.

A.B. Третьяков
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ — одно из течений в протестантизме,близкое к баптизму. Возникло в Рос­сии в сер. 1870-х гг. Первоначально появилось в ари­стократических кругах Санкт-Петербурга под влия­нием проповедей английского лорда Гренвиля Вальдиг-рева Редстока. Редсток был приглашен в Россию княгиней Е.И. Чертковой, которая была одной из пред­ставительниц русских аристократических кругов, ра­зочаровавшихся в официальной государственной ре­лигии Российской империи, православии. Редсток при­был в Санкт-Петербург в 1874. После первых встреч в
332
 
 
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
ei нем обществе последователями его идей стали 1 laniKOB, барон М.М. Корф, граф А.П. Бобринский, ягини Ливен и Гагарина. В циркуляре Министерства утренних дел России от 4 июля 1894 секта шгунди->в, к которой причисляли также баптистов и Е. х., ьявлялась вредной в церковном и государственном гошениях и молитвенные собрания этих религиоз-X организаций запрещались. Связь Е. х. и баптистов оявлялась в том, что Е. х. придерживались мировоз-•ния и вероучительной концепции, близких баптист-1м. Однако отличительной особенностью Е. х. было гдставление о том, что возможность спастись предо-вляется не только избранным, как об этом пропове­дали баптисты, но и всем поверившим в Иисуса Хри-а. Акцент в сотериологии Е. х. делался в первую оче-1ь на свободу воли человека. В отношении крещения с. допускали не только погружение, но и просто лег­: обрызгивание человека водой, а баптисты только 1ное погружение. Так же и в отношении рукополо-ния на служение: у баптистов было обязательным •соположение, т. е. молитва с возложением рук для ^ословения на пастырское служение. Евангелисты том отношении были намного либеральней. Они ли,напр., поручить провести такой важный ритуал, хлебопреломление, разным служителям, и необя-ельно те должны были быть рукоположены. Общи­Е. х. имели демократическую организацию, что п р и -кало к ним мелкую буржуазию, рабочих и крестьян, овоначально взгляды Е. х. распространились в Мос-ккой, Тверской, Тульской, Нижегородской, Псков-й и других центральных губерниях России. Актив-м проповедником концепции Е. х. стал богач и фи-iTpon, полковник В.А. Пашков. Он развернул гганую работу среди рабочих. Вскоре после высылки огкова за границу общины Е. х. возглавил И.С. Про-ов, который был известен тем, что занимался науч-ли изысканиями в области теологии. Он переводил тийские христианские песни на рус. язык, а также шсал много собственных песен-псалмов, затем со-1вил сборники этих псалмов под названием «Гусли». : также организовал издание журнала «Христианин», ι эрый выходил нелегально. Однако Проханов заре-чендовал себя не только как теолог и издатель, но и Ϊ организатор и объединитель Е. х. в единую религи-г.то структуру. В нач. 20 в. П р о х а н о в усилил ориента-ю на создание всероссийской организации еванге-гов. В революции 1905 ярко проявилась прокадет-я ориентация верхушки Е. х., в этот же период были ализованы браки, заключавшиеся в общинах Е. х., :. до этого они не признавались светской властью. 909 на волне либерализма состоялся съезд Е. х., на ором удалось учредить Союз Евангельских Хрис-

тиан с собственной духовной иерархией и Всероссий­ским советом во главе с Прохановым. Несмотря на по­пытки сохранить демократическую линию в жизни общин Е. х., к 1914 общины разделились на более и менее значимые, все дела перешли в ведение братско­го совета, большое влияние получили пресвитеры и диаконы. Внутри евангелистов началась борьба, в ос­нове которой лежали гл. обр. социальные разногла­сия. Во время Первой мировой войны под давлением православного духовенства, представлявшего еванге­листов немецкими шпионами, деятельность многих общин Е. х. была запрещена. В марте 1917 Проханов выступил с проектом социально-политических преоб­разований на основе религиозной реформации. Для осуществления этого им была создана христианско-де-мократическая партия «Воскресение». Не приняв Ок­тябрьской революции, руководители Е. х. противопо­ставили ей религиозную «революцию духа». Однако уже к сер. 1920-х гг. они перешли на лояльные пози­ции по отношению к советской власти. В 1930-х гг. многие из Е. х. подверглись репрессиям. В это время деятельность Союза евангельских христиан была пре­кращена и возобновилась лишь в 1942. В 1944 под на­жимом властей Е. х. объединились с баптистами, обра­зовав Союз евангельских христиан-баптистов. Во гла­ве Союза встали Я.И. Жидков, A.B. Карев, И.И. Моторин, H.A. Левинданто и др. В 1945 к этому Союзу примкну­ла, опять же не без содействия властей, часть пятиде­сятников. В 1963 туда же вошли меннониты. Однако в кон. 1960-х гг., когда в СССР развернулась массовая антйрелигиозная пропаганда, тысячи церквей и молит­венных д о м о в Е. х. б ы л и закрыты. После распада СССР отдельные общины Е. х., которые продолжали свою де­ятельность в подполье, смогли официально зарегист­рироваться как религиозные организации. В настоящее время в России зарегистрировано ок. 4,5 тыс. религи­озных организаций Е. х. Т. обр., на 2004 по количеству зарегистрированных общин Е. х. находятся в России на втором месте после Русской православной церкви.

A.B. Третьяков
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Иамфил (Εύσέβιος, ок. 263/265 — ок. 340) — христианский епископ, цер­ковный историограф, библиофил, талантливый писа­тель и библеист. Родился в Палестине, учился в Кеса­рии у пресвитера Памфила, в честь которого (после его мученической кончины в 310) принял его имя. От Пам-фила Е. унаследовал интерес к трудам Оригена. Во время гонений Диоклетиана Е. бежал в Сирию, затем в Египет, предварительно спрятав библиотеку кесарийского учи­лища. Вернулся только в период обнародования Ми­ланского эдикта (313) императора Константина I и с
333
 
 
ЕГИПВТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ
воодушевлением принял его сторону. Ок. 313 Е. был избран епископом Кесарии, а с 323 был приближен ко двору и пользовался особым доверием императора; в частности, Константин I поручил Е. определить состав канонических текстов Священного Писания (см. Библия) для церковного чтения. В христологических спорах Е. занимал полуарианскую (см. Арий, Арианство) пози-ц и ю , с к л о н я я с ь к субординационизму О р и г е н а , но в 325 на I Вселенском соборе проголосовал за принятие фор­мулы «омоусиос» (единосущный [Отцу]). Однако позд­нее, на Тирском соборе (335), как представитель анти-никейской партии богословов, он подписался под осуждением Афанасия Александрийского. Перу Е. при­надлежит множество сочинений апологетического, библейско-экзегетического.историко-агиографическо-го, полемического содержания. Наиболее известны: «О палестинских мучениках» (303-311), «Хроника» (303-323, представляет собой попытку непротиворе­чивого изложения человеческой истории с сотворения мира), «О богоявлении» (311-313, против неоплатони­ка Иерокла), «Приуготовление к Евангелию» и «Дока­зательства в пользу Евангелия» (315-322), «Церковная история» (325, в 10 кн., этот труд до сих пор не потерял своей ценности как источник сведений о первых веках христианства), «Жизнь Константина» и «Похвала Кон­стантину» (335) и др. От исторических сочинений Геге-зиппа и Юлия Африкана книги Е. выгодно отличают­ся систематичностью и наличием пространных цитат из других авторов, чьи произведения оказались утра­чены, поэтому именно Е. нередко называют «отцом хри­стианской историографии».
И.П. Давыдов
ЕГИПЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ (егип. «Реу ну пе-рет эм херу» — «Изречения о выходе в день») — глав­ный памятник древнеегипетской осирической рели­гии к религиозной антропологии эпохи Нового царства (1551-1070 до н. э.). По своей религиозной и теоло­гической направленности Е. к. м. является непо­средственным продолжением осирической концепции, изложенной в «Текстах пирамид» эпохи Древнего цар­ства и «Текстах саркофагов» Среднего царства. По струк­туре Е. к. м. представляет собой корпус разнообразных текстов заупокойного содержания, получивших в египтологической религиоведческой литературе ус­ловное наименование «глав»; в наиболее полных вер­сиях Е. к. м. их насчитывается до 190. Закрепившееся в египтологии условное название «Книга мертвых» было связано с многочисленными находками в пеленах, оку­тывавших мумии египтян эпохи Нового царства, ко­пий этого сборника, выполненных на папирусе. Основ­ная тематика текстов, входящих в состав Е. к. м., — это

помощь умершему на путях загробного мира в процес­се обретения им бессмертия благодаря получению он равдательного приговора на суде Осириса Важнейшую, роль в этом процессе играют ггическое учение о заг­робном суде и тесно связанная с ним религиозно-аяг ропологическая концепция четырех элементов приро­ды человека: Хет (физическоетело), Ьа (душа), Ка (двои ник) и Ах (просветленный дух). Вопрос о соотношении между этими категориями древнеегипетской мыс. настоящее время является одной из наиболее сл- л ныхтеоретических религиоведческих проблем в еги тологии. Согласно антропологической концепции Е. к. м., Ба, изображаемый чаще всего в виде птицы с человеческой головой, является воплощением жир­ной силы человека, продолжающей существовать и после его физической смерти. Будучи неотделимым физического тела, Хет, Ба продолжает обитать пос смерти в гробнице умершего, может лаже покидать ее «выходя в день», являясь гарантом безбедного суще­ствования человека в загробном мире после полечен.: оправдательного вердикта суда Осириса. Зак pei ι ив гд 11 ίи -ся в современной египтологической литературе пег; вод существительного «Ба» как «душа» впервые ис­пользовался уже в античной историографии. Ка пре ι-ставляется в текстах Е. к. м. в качестве двойника человека, рождающегося одновременно с его Хет ρ ем-ном существовании и неотделимого от него и в т-гробном мире. Определяя судьбу человека, Ка играет важную роль в процедуре прохождения умершим всех этапов загробного суда. В виньетках, сопровождают! < текст Е. к. м., Ка изображается в виде человека с поди -: тыми вверх руками, согнутыми в локтях. В отличие τ Ба и Ка, Ах — это элемент человеческой природы, при­обретаемый умершим только после получения им оп­равдательного вердикта суда Осириса; олицетворяя собой небесный характер просветленной сущности по­койного, он изображался чаще всего в виде хохлатого ибиса. В отличие от «Текстов пирамид», Е. к. м., так же как и хронологически предшествующие ее созданию «Тексты саркофагов», объявляет обладателем Ба, Ка и Ах любого человека, а не только бога и фараона, что явилось прямым следствием «демократизации» оси-рической религии после культурного и политически! о краха Древнего царства. Теологическую основу описы­ваемого в Е. к. м. осирического заупокойного ритуала составляет идея посмертного воздаяния человеку за со­вершенные им в течение земной жизни морально зна­чимые поступки, перечень которых детально система­тизируется в ее текстах (наиболее яркий пример — г ι 125). Концепция посмертного воздаяния тесно связа­на с развивающимся в целом ряде глав (14,15,17,42,64 83) тезисом о глубоком внутреннем единстве солярно

334
 
 
ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
божества Ра, демиурга и небесного отца царствую-ci o фараона, и Осириса, владыки загробного мира, мнительную часть глав Е. к. м. составляют ритуально-11 ические формулы заупокойного характера, деталь­) описывающие различные этапы странствия умер-его и всех четырех элементов его природы по путям гробного мира (включая процедуру мумификации л, без которой оказывается невозможным безбедное шествование Ка, Ба и Ах человека после его физи-ской смерти). Конечная стадия этого пути — полу­чше человеком оправдательного вердикта суда Оси-ica через процедуру взвешивания его сердца (во-ющения совокупности совершенных им при жизни ех морально значимых поступков) на весах Маат (бо-ественной справедливости) и последующее отожде-вление покойного с Осирисом. Умерший человек, пешно прошедший это испытание, обозначается в тек-ах Е. к. м. титулом «маа херу» («правдивый голосом», in «победоносный»). Важной особенностью излагае-эй в Е. к. м. концепции загробного суда является от-тствие гарантии успешного прохождения этого ис-лтания для любого человека, включая царя: право ι бессмертие после физической смерти необходимо здтвердить процедурой «творения Маат» при жизни. Позднем периоде (1070-1030 до н. э.) осирическая ре-пиозная и теологическая концепция, изложенная в к. м., начинает претерпевать существенные измене-1Я, что явилось прямым следствием общей перемены кторов развития древнеегипетской религии и теоло-и. В период правления XXVI династии («Саисское воз->ждение», 664-525 до н. э.) вновь создаваемые версии к. м. как стилистически, так и концептуально начали эдвергаться архаизации, попыткам возвратить их к об-1зцам осирической религии эпохи Древнего царства, аиболее поздние версии Е. к. м., записанные уже в эл-шистическую эпоху, отличаются усилением и посто-1но возрастающим усложнением в них эзотерических мистических элементов заупокойного ритуала, что ,1ло связано с сильным стремлением сохранить само-1Тность египетского религиозного мировоззрения пе-:д лицом греко-римского культурного влияния. Как жнейший памятник осирической религии и древне-ипетской антропологии Е. к. м. играла существенную >ль в общей структуре древнеегипетского религиоз­но мировоззрения эпохи Нового царства и Поздне-> периода.
В. В. Жданов
^ИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ — группа русских завославных церквей, сохраняющих дониконовский иоогужебный чин при каноническом разрыве со ста-'обрядчеством. Проекты такого рода, предпринятые

для обращения старообрядцев, существовали еще во вт. пол. 18 в., о д н а к о ф а к т и ч е с к и Е. ц. была создана толь­ко после прошений групп старообрядцев к синодаль­ной иерархии о даровании им священника. В 1796 та­кое прошение было подано в Нижнем Новгороде. Но самым значимым стало прошение в 1799 московскому митрополиту Платону от части прихожан церкви Ро­гожского кладбища (эта акция была осуждена боль­шинством старообрядцев). На основании этих проше­ний и «мнения» митрополита Платона в окт. 1800 ука­зом императора Павла I Синод утвердил «Правила единоверия» для старообрядцев, которые были соглас­ны войти в подчинение Синоду, но при этом хотели сохранить свою традицию. «Правила единоверия», дей­ствовавшие до 1881, а с изменениями до законов о ве­ротерпимости 1905, предполагали, что при сохранении старого богослужебного чина и ряда обычаев едино­верцы принимают священство, рукоположенное в гос­подствующей церкви, и признают ее иерархию (в част­ности, молятся за нее на литургии). Это означало кано­ническую несамостоятельность новообразованной общины и фактически отчуждало ее как от старооб­рядчества, так и от «никонианства», с которым старо­обрядцы порвали как с ересью. Однако с самого начала присоединение старообрядцев к единоверию шло мед­ленно и под давлением властей, особенно усилившим­ся в период гонений на староверие при Николае I, ко­торые вынудили старообрядцев создать за рубежом Бе-локриницкую иерархию. В ответ на это государство в 1854-1855 попыталось насильственно обратить старо­обрядческие общины в единоверие (лишение старо­веров права записи в купечество, попытка передачи Е. ц. старообрядческих церквей на Рогожском и Пре­ображенском кладбищах в Москве). В 1866 был создан главный духовный центр единоверцев — Никольский мужской монастырь в Москве. Тем не менее большин­ство единоверцев продолжало тяготеть к старообряд­честву. В 1860-е гг. среди единоверцев возникло дви­жение за дарование им особой иерархии — викарной или вообще независимой от Синода, создание которой большинство никонианских архиереев считали недо­пустимым (хотя этот проект поддержал митрополит Московский Филарет). После принятия законов о ве­ротерпимости (1905) единоверие утратило привилеги­рованное положение и частично распалось, поскольку многие единоверцы открыто вернулись к старообряд­честву. Однако в 1917 на Соборе Русской православной церкви разрешено добровольное присоединение от­дельных приходов к Е. ц. и создание викарной едино­верческой иерархии (такой статус получили ок. 30 ар­хиереев). В 1920-1930-х гг. единоверческие общины в Москве (Никольский и Всехсвятский монастыри, хра-

335
 
 
ЕЛЕОНСКАЯ
мы у Салтыкова моста) и Ленинграде (на Волковом кладбище), а также большинство провинциальных епархий были уничтожены, некоторые единоверче­ские епископы перешли в старообрядчество и практи­чески все были репрессированы. После Великой Оте­чественной войны до 1980-х гг. существовали лишь небольшие легальные группы единоверцев в Москве и на Верхней Волге. Часть единоверцев во главе с ар­хиепископом Андреем (Ухтомским), в 1932 открыто перешедшим в старообрядчество, с 1928 отказалась подчиниться решениям митрополита Сергия (Стра-городского) и перешла на нелегальное положение, в результате чего также подверглась репрессиям. В на­стоящее время это наиболее значительная из Е. ц. (возглавляет ее архиепископ Амвросий (в миру фон Сивере), которая не имеет канонического общения с православными церквами, кроме части т. наз. старо-стильников. Помимо этой группы единоверцев, с 1980-х гг. начало развиваться современное единове­рие уже как консервативное движение внутри Русской православной церкви Московского патриархата, отвер­гающее как никонианские нововведения, так и по­зднейший модернизм и экуменизм. Единоверческие общины обычно формируются из духовенства и ми­рян, переходящих на дониконовский богослужеб­ный чин, их канонический статус часто неясен. Цен­трами единоверцев служит благочиние в Михайлов­ской Слободе Московской обл., несколько храмов в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и пос. Малое Мурашкино Нижегородской обл. Епископата у единоверцев Русской православной церкви Московского патриархата нет, монашество не­многочисленно. Существуют и незначительные груп­пы единоверцев в России и США, принадлежащих к Русской православной церкви за рубежом. Т. обр., совре­менная Е. ц. не является ни канонически, ни органи­зационно однородной.
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов
ЕЛЕОНСКАЯ Елена Николаевна (1873-1951) — рос­сийский фольклорист, этнограф. Получила образова­ние на Высших женских курсах при Московском ун-те (поступила в 1902). Ученица В.Ф. Миллера. Активно участвовала в деятельности Комиссии по собиранию, изучению и изданию произведений фольклора при этнографическом отделении Общества любителей ес­тествознания, антропологии и этнографии. В 1902-1917 в журнале «Этнографическое обозрение» опубли­ковала более 50 рецензий на груды отечественных и иностранных авторов по славянской культуре. С 1922 сотрудник Государственного центрального музея наро­доведения. В 1929 подготовила к изданию книгу

«Сельскохозяйственная магия» (набор рассыпан) В 1930-х гг. занималась историей летской игрушки./{о 1917 основным предметом изучения был и русские сказ ки и заговоры. На основе исследования сюжетных ли­ний и деталей сказки Е. пыталась выявить исчезнув­шие формы социальной жизни и первобытного мыш­ления. Е. определяет черты, характерные лля сказки среди них одушевление всей природы, совместная е-ятельность существ и предметов природы, оборотни-чество, присутствие людей со сверхъестественным м гуществом и сверхъестественных существ, действи-. слова. Е. полагала, что анимист ические во п р е н и я к ренятся в самой природе человека (см. Анимизм π этому на возникновение и развитие зафиксиро ванн к; > в фольклоре представлений о мире влияют психичес­кие свойства человека, а также исторически развивав щиеся реалии бытового уклада, перемена мест п р < , вания. Так, раскрывая архаические представления «том свете», Е. отстаивала тезис, согласно котором их возникновение влияли мистические настроени галлюцинации, сновидения, а также представлени я чужих странах. Большое внимание Е. уделяла пробле­ме эволюции заговоров. Для древнейших форм за -вора, согласно Е., характерна нераздельность представ­лений о внутренней силе, присущей слову, и магичес­кого действия. В дальнейшем происходит забвени . магического обряда, что служит причиной изменений и искажений заговорных формул. Е. обнаруживае · заговорах взаимовлияние языческих и христиана ι > воззрений, проявляющееся, напр., во введении в за: ворные формулы имен святых, обращений к Богу. 1 Богородице. Р а б о т ы Е. о з н а ч е н и и з а г о в о р н ы х ф о р м - ; повествовании, о взаимосвязях фольклорных и ре ти-гиозных элементов в сказке сохраняют научную цен­ность и актуальность.

Осн. соч.: Сборник великорусских частушек. М., 1 9 1 4 : Сказка, заговор и колдовство в России: Сб. трудов. Μ 1994.
E.B. Митина
ЕРЕСЬ (от греч. αίρεσις — выбор, постижение, убежде­ние, избранный образ мыслей, особое учение) — мыш­ление, приводящее к гетеродоксии. Понятие «Е.», преж­де чем обрести современную форму, прошло в своем развитии по крайней мере пять этапов. У античных ав­торов оно употреблялось безотносительно к религиоз­ному сознанию и трактовалось просто как свобода вы­бора, концепция, учение, школа, направление. В ранней патристике {Тертуллиан, Климент Александрийский. Ориген) Е. стали называть всякое вольное определение и толкование христианских понятий. В этот период заложенная в понятии возможность выбора стала со-
336
 
 
ЕРЕСЬ
юситьси главным образом с христианством, в ре-ьтате чего Н., утратив секулярность, приобрела чер-составлякпцие специфику именно христианской игии. И лишь на третьем этапе, в эпоху Вселенских оров (4-8 вв.), появилось собственно церковное по-гие Е. как сознательного и преднамеренного укло-шя от четко сформулированного Символа веры. [ериод Реформации некоторые средневековые Е. шли из-под контроля католической церкви и, став посредственным источником реформационных 1жений, образовали новое и отдельное направление 1стианства — протестантизм. Почти сразу же воз-кли и новые Е., расцененные в качестве таковых уже зтестантизмом, а заодно образовалось и четвертое, :ширительное, понимание Е. Ею теперь стали назы-ъ любые ф о р м ы религиозного инакомыслия, т. е. те л иные отступления от вероучительных, обрядовых и организационных норм, принятых в конкретных г1фессиях (в каком-то смысле и католики сделались гтиками по отношению к протестантизму). Пятый in в развитии понятия Е. наступил в связи с карди-гьными изменениями в общественном сознании, иведшими к его массовой десакрализации. На этом ше, начавшемся в 18 в. и продолжающемся в наши и, произошло очередное расширение толкования Е. гтерь это любое инакомыслие, любое отступление от 'ициальной или общепринятой т. зр. как в религиоз-н, так и в любой другой сфере. Такое понимание как вернулось к первичному, исходному значению тер­на «Е.» — убеждение, концепция, избранный образ гелей. Отличием является лишь некоторый негатив­-аксиологический оттенок, который изначально по юшению к Е. отсутствовал и появился лишь в кон-второго этапа развития понятия. В результате вся-я Е., религиозная или нет, сделалась «вывеской из-анничества», знаком неприятия, вызывающим рез-отрицательную реакцию на заложенные в ней идеи, зно как и на их носителей. Однако подобная оценка более чем позиция массового сознания. В теорети­к о м осмыслении Е. признается проявлением про-;сса и творчества. Однако при этом даже среди орто-ксов до сих пор нет единогласия в понимании орто-ксально закрепленной трактовки Е. Поэтому любой ционалистический взгляд на христианскую идеоло­га объявляется субъективизмом. Так, католическая рковь, неоднократно осудившая П. Абеляра при жиз-, а после его смерти воспользовавшаяся большин-зом его идей (в т. ч. введенным им новым, по срав-нию с античным язычеством, понятием теологии), мотрела Е. в последовательном анализе Абеляром глядов христианских авторитетов. С одной стороны, 'енно логику она провозгласила главным инструмен-

том теологии, а с другой — действительное ее приме­нение расценила как Е. Иными, подчеркнуто иррацио-налистическими, путями, но в том же субъективист­ском духе подходит к делу ересификации православие. Русская православная церковь, в частности, относит к Е. «всякое иное, несогласованное с первоначальной про­поведью апостолов учение», но при этом игнорирует гот факт, что мнений по поводу самого апостольского учения в христианстве существует невероятное мно­жество. В результате церковь так и не выработала чет­ких критериев отличия Е. от неереси (догмата, теоло-гумена, керигмы, культа, раскола, секты и др.), хотя именно она призвана это сделать. Трудности процес­са ересификации, в свою очередь, привели к пробле­ме классификации Е., поскольку сохранили нерешен­ным вопрос о более или менее строгих ее критериях. Исторически из-за этого накопилось множество под­ходов разной методологической ценности. Это деле­ние Е. и по ересиархам (арианство, несторианство, евтихианство, присциллианство, оригенизм, дона-тизм, эриугенизм, скотизм, иоахимизм, арминианство, кальвинизм, янсенизм, шпенериансгво, тейярдизм, мар-кианизм, лазаревщина, онуфриевщина, котельников-щина), и по решению наиболее важных догматиче­ских задач (тринитарные, христологические, дуалис­тические, евхаристические, главными среди которых стали все те же арианство и несторианство, а также монофизитство, монофелитство, монархиансгво, ма­нихейство, павликианство, богомильство, протестан­тизм), и по духовно-культурным истокам (иудейству-ющие, арабиты, абиссинцы, гностицизм, «латинство», «восточные», «арменоподражательство»), и по эпохам развития (раннехристианские, средневековые, рефор-мационные, современные), и по социальной сфере влияния (крестьянские, плебейские, бюргерские, дво­рянские). На классификации Е. сказалась зависимость и от таких факторов, как ареал распространения (мало-азийский гностицизм, египетские циркумцеллионы, западноевропейские альбигойцы или вальденсы, Ар-расская или новгородско-московская ересь), связь с моралью (антиномисты, валезиане, катары), отноше­ние к церкви и миру (донатизм, вальденство, бегины и бегарды, антипапизм, антиклерикализм), характер син­кретизма (иудео-христианство, гностицизм, оккуль­тизм, масонство, теософия,униатство, экуменизм), сте­пень радикализма (циркумцеллионы, донатисты, фла­гелланты, скопцы, анабаптисты, атеизм, нигилизм, несанкционированный аскетизм). В итог, 2 тыс. изве­стных на сегодня христианских Е., так же как и 156 из собрания Епифания Кипрского (4 в.), требуют систе­матизации. Данная трудность между тем не мешает церквам, исторически признанным ортодоксальными,

337
 
 
ЕРЕТИЧЕСКИ К Д В И Ж Е Н И Я В РОССИИ
из великого множества недозволенных отклонений особо выделять такие, которые имеют наибольший потенциал разрушения. Это в первую очередь рацио­налистические, или философские, F.. К рационалисти­ческим Е. следует отнести, во-первых, случаи исполь­зования античной философии в целях богоггознания; во-вторых, приемы философского осмысления рели­гиозной проблематики, которые привели к Е.; в-треть­их, еретические способы богоосмысления, оказавшие­ся таковыми из-за применения только аристотелевской метафизики; в-четвертых, формы идеологического со­знания, где произошло некоторое отступление от схоластики (учения, выдаваемого за перипатетизм); и в-пятых, богопознание с помощью формальной ло­гики. При этом оказывается, что только четвертая часть всех Е. являются рационалистическими в первом и вто­ром, наиболее расширенных, смыслах. Это само фило-софизированное богопознание, а также арианство, мо-нофелитство, монофизитство, несторианство, аверро-изм, пантеизм, деизм, «двойственной истины» теория, номинализм, концептуализм и др. К рационалистиче­ским Е. третьего типа относятся главным образом авер-роизм, взгляды П. Абеляра и Р. Бэкона, три геизм И. Рос-целина, че гверобожие Ж. Порретанского и, кроме того, все оттенки номинализма и концептуализма. Главным приемом в Е. подобного рода являлось отыскание вся­ческих противоречий, а сам этот прием вопреки свое­му еретическому происхождению стал в западном мышлении основным мерилом научности и надежно­сти производимых выводов. Рационализм в четвертом смысле — это попытки отказаться от аристотелевских принципов логики и создать какие-то свои, т. е. это взгляды гуманистов-антиперипатетиков (Г.Г. Плифо-на, М. Фичино, Ф. Петрарки, Л. Баллы, лулловцев, рами-стов) и аперипатетические разработки в логике перио­да неосхоластики (Г.В. Лейбница, Р. Декарта, янсенис-тов). Философскими Е. в последнем, пятом, смысле признаются любые случаи проникновения рационализ­ма в теософию, а также претензии на утверждение его приоритета в богословии как таковом. Отношение к еретикам, начиная с первых шагов утверждения хри­стианства в качестве государственной религии, высту­пило как государственно-церковное преследование и быстро обрело радикально-жестокий характер (обыч­но в форме сжигания). Первая казнь еретиков через отсечение головы состоялась уже в 385 г., в Трире (это были пять человек во главе с Присциллианом, обви­ненным в гностицизме и аскетизме), последняя — в 1826 в Валенсии. В России сжигали так же, как и в Европе, но в последний раз по отношению к еретикам сделали это в 1714, осудив некоего Фому Иванова за святотатство. Однако по-прежнему в каждой из хрис-
тианских церквей сохраняются, постоянно модифи цируясь, специальные инквизиционные органы В католической церкви это на сегодняшний день Кон­грегация вероучения.
И. И. Иванова

ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ — истори­чески сложившиеся на территории страны оригинал!, ные, заимствованные и синкретические ереси, а также их последователи. По свидетельству Никоновской ле­тописи, еретики на Руси появляются почти сразу * после начала христианизации — монах-скопец Α φ. анв 1004, некий Дмитр в 1123, монах Печерского мона­стыря (ставший впоследствии новгородским еписк пом) Никита в кон. 11 в. Но первым официально при знанным (за «хулу на богородицу») и в 1169 преданны казни еретиком стал владимирский епископ Федо: Начало самобытной еретической литературы — ан нимные «Предисловие покаянию» 1 13 в.' и «Слог· лживых учителях» (рубеж 13-14 вв.). Ответная и л с логическая реакция — в сочинении Правило... о оби-дящих церкви божья и священыя власти их > (нам 14 в.), где изложены инквизиционные меры русск и церкви. При этом нельзя отрицать наличие еретичс ских идей уже в «Молении» и «Слове» Даниила Заточ­ника (рубеж 12-13 вв.), памятнике домонгольской пись­менности 12 в. «Златоструе», «Поучении к детям» Ь п-димира Мономаха (пер. четв. 12 в.) и даже в «Слове Законе и Благодати» митрополита Илариона (вт. четв IIB.) ИЛИ «Поучении к братии» Луки Жидяты (сер. 11 в. «Золотым веком» Е. д. в Р. стал 14 в., который начался с осуждения на церковном соборе в 1311 новгородцев порицавших монашество и отрицавших некоторые догматы, и закончился подавлением первой самобы г ной, опять же новгородского происхождения, ереси стригольников. Именно в это время русско-православ­ные ереси делаются идеологией различных, преим\ щественно демократических, социальных слоев и не­редко сливаются с национально-освободительными выступлениями. Стригольничество, возникшее (ок. сер 14 в.) вслед за новгородскими выступлениями первой волны, охватило также Псков и, не остановленное каз­нями 1375, держалось еще в 15 в. Параллельно с волне­нием в Пскове и Новгороде происходило религиозное брожение в Ростове (антитринитаризм и иконоборче­ство Маркиана) и Твери (антицерковное выступление Евфимия Висленя, неортодоксальные суждения о ptu епископа Феодора Доброго). Маркианизм 14в.отозга i-ся псковскими спорами об аллилуйя в 15 в., распро­странением антитринитарной ереси в Ростове, Твери Пскове, Новгороде, Москве и появлением (в 148" 1 са­мобытного учения жидовствующих. Новгородско-мос-

338
 
 
«ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ
века я ересь жидовствующих, «открытая» новгород-1м архиепископом Геннадием и поначалу возглав­или священниками Алексеем и Денисом, являлась ражением «умствований» околокняжеского кружка теллектуалов, в который входили братья Федор и (ан-Волк К у р и ц ы н ы , д ь я к и И с т о м а и Сверчок, пере-счик Иван Черный, купцы Зубов и Семен Кленов, ta не носила массового характера, однако обладала зль очевидным и пугающим рационалистическим тенциалом, что не случайно предпринятые против г церковные меры превысили все допустимые, в т. ч. рально-этические, нормы. Покровитель еретиков сковский митрополит Зосима, обвиненный в «непо-рном питии», был отставлен, и возглавивший борь-с вольнодумцами Иосиф Волоцкий добился на Собо-1504 вынесения им осуждающего приговора. Ива­-Волка Курицына, Дмитрия Коноплева и Ивана жеимова сожгли в клетке на льду Москвы-реки, ос-гьных подвергли другим репрессиям, проявив хоро-;е знание способов католической инквизиции, сведе-я о которой в свое время специально запрашивал хиепископ Геннадий. При этом ересь жидовствую-IX странным образом сблизилась с движением ан-иосифлян-«нестяжателей» (этих своеобразных «рос-йских францисканцев», которых возглавлял Васси-Патрикеев и поддерживал Максим Грек), дав повод томкам-исследователям увидеть в них прообраз про-хтантизма. Весь 16 в. прошел под знаком государ-венно-церковного передела власти, прикрываемого обходимостью борьбы за чистоту православия и со-ювождаемого восемью специальными соборами про­в действительных и мнимых еретиков (жидовству-цих, «нестяжателей» Максима Грека и Вассиана Пат-:кеева, «латинствующих» Матвея Башкина, Феодосия >сого, И о н ы , Оникея, Федора Шорина, униатствующе-Михаила Рагозы). При этом главное еретическое ижение составили последователи «нового учения» .'одосия Косого, которое уже в сер. 16 в. распространи­сь не только в центральных, но и в зап. российских млях, став в один ряд с крупными протестантскими чениями своего времени. Первая пол. 17 в. прошла в новном без еретических волнений, но уже Москов-ий собор 1651, посвященный искоренению из бого-ужения «многогласия», обнаружил рождение нового •акомыслия — старообрядчества (обвинение в ере-с него будет снято лишь на Поместном соборе Рус­ой православной церкви в 1971). Всего за вт. пол. 17 в. юшло шесть противоеретических соборов, в т. ч. пять ютив старообрядцев. Последний собор этого века, званный в 1690 из-за «хлебопоклонной ереси» Силь-стра Медведева, стал в истории русской церкви по-едним антиеретическим форумом. При этом проти-

востояние церкви религиозному инакомыслию не пре­кратилось, а лишь приобрело другие формы после про­цесса над иконоборсгвующими последователями Дмитрия 'Гверигинова (в нач. 18 в.) и последней в Рос­сии казни еретика (сожжения в 1714 тверитиновца Фомы Иванова). Сами же Е. д. в Р. начиная с 18 в. стали проходить в русле сектантства — старообрядческого, «духовно-христианского», субботнического, хлыстов­ского, западно-протестантского. Оригинальность Е. д. в Р. зависела от специфики синкретизма религиозного, а та, в свою очередь, от соответствующих идейных ис­точников. Главные из них — оязычивание (с исполь­зованием собственных и привнесенных верований), ветхозаветничество (нередко под воздействием славян­ского язычества), повышенный интерес к т. наз. «отре­ченным» книгам («Чаровник», «Колядник», «Волхов-ник», «Сонник», астрологические приметы «Мартолой», западное астрологическое гадание «Рафли»), влияние преимущественно ближневосточных (византийских), а также западных религиозных и отчасти философских учений. Незначительным воздействием философии на российское общественное сознание и его инакомыс­лие следует объяснить то, что среди всех ересей рос­сийского происхождения рационалистические уче­ния составили лишь шестую часть. Однако доля рос­сийских ересей в общем числе всех христианских еретических движений равна трети. По словам H.A. Бер­дяева, «в России все расценивалось по категориям ор­тодоксии и ереси».

И. И. Иванова
«ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ» — совокупность наи­более общих и отвлеченных религиозных идей и пред­ставлений, выводимых из человеческой природы и не нуждающихся в авторитете Священного Писания и Свя­щенного Предания. Учение о «Е. р.» возникло в эпоху Просвещения. Его основоположником считался анг­лийский религиозный философ Герберт Чербери (1583-1648), развивший идею религии разума («Трак­тат об истине», 1624). В его учении библейская религия оправдывается разумом, который есть не что иное, как высший инстинкт, в равной мере присущий всем лю­дям. Ньютоновская картина Вселенной и интерпрета­ция Локка человеческого разума резко изменили ми­ровоззрение Нового времени. Религию разума рассмат­ривали как средство защиты истинного христианства и истинной веры от религиозного фанатизма. Никогда не противопоставляя науку и веру, И. Ньютон, к приме­ру, считал свои труды средством упрочения религии. А философ Дж. Локк непременно включал в свою пе­дагогику воспитание в добродетельном человеке рели­гиозности. «Е. р.», «религия здравого смысла», должна
339
 
 
ЕФИМЕНКО
была представлять собой норму для всех позитивных религий, в т. ч. и христианства, отстаивая следующие положения: 1) существование наивысшею начала; 2) утверждение в природе и обществе гармонии, кра­соты и совершенства Верховного творца; 3) критику с позиций разума многих богословских догм (Страш­ный суд, бессмертие души, существование высших ду­хов, ангелов и др.); 4) сохранение религии как средства поддержания морали. Новое соотношение разума и веры вело тем не менее просветителей к свободомыслию. «Свободно думать о религиозных вопросах является долгом всех людей», считал Дж.Э. Коллинз (1676-1729). К учению о «Е. р.» примыкали мыслители раз­личных направлений, таких, напр., как деизм — тече­ние, согласно которому Бог, сотворив мир, не прини­мает в нем более никакого участия и не вмешивается в закономерное течение событий (Дж. Толанд, А. Шеф-тсбери, Г. Болингброк в Англии, Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллен в Америке). Просветители Франции Вольтер, Ж.Ж. Руссо, немецкие рационали­сты Г.С. Реймар, Г.Э. Лессинг, Г.В. Лейбниц также раз­деляли взгляды этого течения. Д. Юм в работе «Диа­логи о естественной религии» (1751-1757) выступал против деизма, но противопоставил лжеразуму веры религиозной (faith) не разум науки, а инстинкт обы­денной веры (belief), считая, что «все в целом — это загадка, энигма, необъяснимая тайна». Идеи «Е. р.» прослеживаются в сочинении И. Канта «Религия в пределах только разума» (1793). В целом учение о «Е. р.» сыграло существенную роль в развитии свободомы­слия 17-18 вв. В России И.Ф. Ершов, М.М. Щербатов,
A.C. Лубкин, М.В. Ломоносов, И.П. Инин придержива­лись многих его положений.
Т.П. Павлова

ЕФИМЕНКО Петр Саввич (1835-1908; — русский эт­нограф, фольклорист. Получил образование в Харь ковском ун-те. В 1856-1860 участвовал в деятельно­сти Харьковско-Киевского тайного общества, в 186 был арестован и выслан в Пермскую, затем в Арха гельскую губ. С 1870, отбыв ссылку, находился п< надзором полиции в городах центральной России и Украины. Е. занимался изучением славянского фоль клора и языческих верований. Его книга «О Яри : языческом божестве русских славян- является хара-терным для своего времени примером использован!· сравнительно-лингвистического метода в изучении древнерусского язычества. Устанавливая параллели между слав., санскрит, и греч. словами религиознс й лексики, а также сравнивая символическое значение изображений коня, конской головы, всадника в ра ных культурах, Е. реконструировал славянский пан­теон. В своих исследованиях Е. опирался на тр. , Ф.М. Мюллера. Е. активно занимался сбором и публи кацией этнографического и фольклорного материа­ла в русле древнерусской культуры.

Осн. соч.: О Яриле, языческом божестве русских славян СПб., 1868; Сборник малороссийских заклинании. Μ 1874; Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С. Ефименко '·. 1877-1878. Ч. 1-2.
Д.В. Мишин