Гесиод
|
|||
|
|||
ГЕСИОД (Hesiodcs) (ок. 700 до н. э.) — первый достоверно известный
греческий поэт. Вел жизнь крестьянина и выступал как рапсод. Г. пользовался
дактилическим гекзаметром. Создал дидактический эпос и его разновидность,
генеалогический эпос. Первым произведением Г. считается «Теогония»
(«Происхождение богов»), в которой он попытался объединить и упорядочить
все греческие представления о сотворении мира, богах и героях. До сих пор
обсуждается вопрос о влиянии хеттской мифологии на творчество Г. В
развернутом вступлении (Προοίμιον)
Г. рассказывает, как на склонах Геликона музы вручили ему лавровую
ветвь и объявили его поэтом. Эта встреча с музами стала образцом для всех
повествований о поэтических посвящениях. В центральной части «Теогонии»
рассказывается о сотворении мира из хаоса, а также излагается
генеалогическая последовательность трех божественных поколений. Сначала
родились Гея (Земля), Уран (Небо), Тартар (Подземный мир), а также Эрос,
движущая сила развития и размножения. От союза Урана и Геи родилось
поколение титанов, в том числе Крон и Рея. В результате борьбы старого и
нового поколений богов, сын Крона Зевс лишил гиганов власти и сам вместе с
братьями принял владычество над миром. У Г. боги утратили беспечность и
веселость гомеровских богов и превратились в суровых стражей порядка и
справедливости. Остальные стихи «Теогонии» представляют собой т. наз. Эойи,
т. е. перечень женщин, которых разные боги сделали прародительницами знатных
родов. «Труды и дни» («έργα και ήμέραι») — дидактический эпос, адресованный
брату Г. Персу. Его свободная цепная композиция сильно отличается от
стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора: Г.
рассказывает о себе и стремится донести собственные взгляды до других людей
(прежде всего до своего брата, который обманул его, чтобы завладеть
отцовским наследством). Эти поучения дополняют мифологические вставки и
календарь земледельческих работ. Опираясь на личный опыт, Г. перечисляет
работы и устанавливает их порядок и время. Цепную композицию поэм Г.
восприняли александрийские поэты (Каллимах), на него также ориентировались
авторы дидактических поэм (Арат, Никандр из Колофона, Вергилий). В Новейшее
время Г. стал символом реалистического взгляда на античный мир.
Соч. на рус. яз.: Работы и дни. Земледельческая поэма // Вересаев
В.В. Полн. собр. соч. Т. 10. М„ 1930; О происхождении богов (Теогония)
// Там же.
М.О. Васильева
ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749-1832) — немецкий поэт и мыслитель.
Влияние на формирование
|
мировоззрения Г. оказали идеи Б. Спинозы, а также самостоятельные
занятия естественными науками минералогией, ботаникой, физикой Уникальность
положения Г. в немецкой культуре определятся тем, что его поэтическое
творчество и научные занятия взаимопроникали друг в друга. Он считал, что
между природой, с одной стороны, и личностью, субъектом — с другой,
возникает мир человеческого действия и творчества, где открывается
творческая тайна мира: «У кого есть наука и искусство, у того есть и религия
· . . Выступая против религиозного и декартовского понимания бессмертия
души, он подчеркивал: "Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из
понятия деятельности». Для Г. главным в его отношении к природе было
благоговейное преклонение. О» пыта ,ся мыслью охватить природу как целое.
Свои философские воззрения Г. называл гилозоизмом. Это не значит, что
природа может быть постигнута как таковая: напротив, она принимает
таинственный характер первопричины и конечной цели. Это «Приролл-Боже-ство»,
она славится как мудрый и благой творец. Г считал, что в природе существуют
лишь постепенные переходы, вследствие которых духовное не противоположно
материальному, а коренится в нем в качестве потенции, многообразно
проявляющейся во всех природных явлениях. Это отношение сближает его с
натурфилософией древних греков. Активность познания представлялась Г.
прерогативой науки. Он считал, что поэт отличается от ученого, т. к. он
находится между двумя полярностями — жизнью и ее абстрактным отражением.
Неоднозначным было у Г. отношение к философии, т. к. ему была чужда сама
потребность генерализировать конкретное зримое и подчинять его правилам
дискурса. Г. мыслит не как метафизик, а как естествоиспытатель. Его лозунг:
«В деянии — начало бытия». Антифилософизм Г. мешал ему найти взаимопонимание
с И. Кантом, Ф.В.Й. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем.
Соч. на рус. яз.: Собр. соч.: В 3 т. М.-Л., 1932-1949; Статьи
и мысли об искусстве. М., 1936; Гете и Шиллер. Переписка.
М.-Л., 1937. Т. 1; Избр. соч. по естествознанию. М„ 1957.
Т.П. Павлова
ГЕТЕРОНОМИЯ (греч. έτερος — иной и νόμος — закон) — следование нормам и
правам, установленным другим субъектом. В этом смысле Г. воспринимается как
несамостоятельность в противоположность автономии. Религиозная Г.
требует, чтобы человек принял заранее и целиком все то, что ему преподано от
авторитета религиозного. Г., т. обр., становится тупиковым путем в
нравсгвенном аспекте, т. к. принять все заранее и
|
||
236 |
|||
ГИНЗА
|
|||
|
|||
сразу — значит полност ью проигнорировать самостоятельность человека.
Следствием этого является гетерономное понимание религии, которая
воспринимается отдельно взятым субъектом сугубо механически. Самое большее,
чего достигает гетерономная религия, это согласие человека подвергнуть
самого себя внут -реннему принуждению. Человек соглашается разрешить свой
внутренний конфликт рядом волевых усилий, стремясь приучить себя к чужим и
чуждым ему религиозным представлениям. Т. обр., практическую санкцию и
историческую сущность Г. составляет в конечном счете принуждение.
Гетерономная религия начинает с угрозы, чтобы закончить принуждением. Г.
имеет прежде всего социальное, историческое значение, она всегда относится
не к истине как таковой, а к действию истины в истории, в общественной
среде. Г. может быть понята только в свете автономии, т. к. необходимость
можно оценить только в свете свободы. В этом контексте автономия всегда
противопоставляет себя Г. как восстание религиозной личности против
религиозного общества.
A.B. Третьяков
ГЁФФДИНГ (Hoffding) Харальд (1843-1931) — датский психолог, философ и
религиовед. С 1883 по 1915 профессор ун-та в Копенгагене. В юности испытал
влияние философии С. Кьеркегора, но затем примкнул к сторонникам
позитивизма. Пытался сочетать эмпиризм и позитивизм с идеями И. Канта,
опирался также на идеи Г.В. Ф. Гегеля и А. Шопенгауэра. Его
наиболее известная работа — «История философии Нового времени» (1894-1895).
Исследуя человеческую личность, Г. выделял три типа психических элементов:
познание, чувство и волю, главным из которых считал волю. Основное
религиоведческое произведение Г. — «Философия религии» (рус. перевод 1912).
В нем он излагает этическое понимание религии: называя принцип
сохранения ценности «божеством», Г. утверждает, что «во всех тех случаях,
где перед нами выступает истинная жизнь тичности, стушевывается различие
между религией и этикой, т. к. этика охватывает собою религию». В развитии
христианства он выделял три периода: первоначальное христианство,
католицизм и протестантизм, ничего не говоря о православии.
Анализируя первоначальное христианство, Г. пришел к выводу об утрате его
принципов в современном вероучении католицизма и протестантизма.
Соч.: Очерки психологии, основанной на опыте. М„ 1896;
О принципах этики. Одесса, 1898; Философские проблемы.
М., 1905; Психологические основы логических суждений.
М., 1908; История новейшей философии. СПб.,
1909; Философия религии. СПб., 1912; Der menschliche
|
Gedanke. 1911; Der Pationsbegriff. Lpz., 1922; Erkenntnistheorie und
Lebensauffassung. Lpz., 1926.
M.O. Васильева
ГИЛЛЕЛЬ — иудейский законоучитель эпохи царя Ирода Великого. Традиция утверждает, что он жил, подобно пророку Моисею, 120 ле г, но вероятнее всего годы его жизни — ок. 70 до н. э. — ок. 10 н. э. Семья Г. проживала в Месопотамии (еврейское наименование — Вавилония) и вела свое происхождение по женской линии от одного из сыновей царя Давида. Отказавшись от помощи богатого брата, Г. для изучения Священного Писания отправился в Иерусалим, где простым дровосеком зарабатывал на пропитание и учебу. Затем Г. возвращается на родину, но вскоре окончательно переселяется в Иерусалим. Возможно, это произошло из-за политики царя Ирода, стремившегося сломить власть саддукейской аристократии. Для достижения этой цели царь, помимо прямых репрессий, привлекал из Вавилонии новых авторитетных законоучителей. Вскоре Г. становится наси (главой) Синедриона (Высшего религиозного суда) и в этом качестве настолько авторитетным духовным вождем народа, что в течение более 400 лет этот пост занимали его потомки. В народной памяти Г. остался как почти легендарный святой благодаря мягкости, кротости и человеколюбию. Талмудический трактат «Пирке Авот» («Поучения отцов») сохранил много изречений Г., характеризующих его мировоззрение, в котором глубокая верность заповедям Священного Писания сочеталась с широтой взгляда на постоянно меняющийся окружающий мир. Успешно решал Г. многие гражданские вопросы своего времени. В своей кроткой мудрости Г. противостоял другому великому законоучителю Шамаю, учившему строго формально, по букве закона. В дальнейшем последователи Г. и Шамая много спорили по разным вопросам, но благодаря авторитету Г. возобладали именно его религиозно-ритуальные нормы и гражданские установления. Осн. соч.: Urbach Е.Е. The S a g e s — their concepts and beliefs. Harvard University Press, Cambridge, Mas. and London, England. 1987. с подр. библиографией. (Сокращ. перевод на рус. Урбах Э.Э. Мудрецы Талмуда. Иерусалим. Библиотека Алия. 1989.)
В.Л. Вихнович
ГИНЗА (манд, ginzä — сокровище), «Большая книга» («Сидра рба»), устаревшее
название «Книга Адама» («Uber Adami») — главный памятник мандейской
религиозной литературы. Представляет собой кодекс, состоящий из отдельных
поэтических и прозаических трактатов. Окончательная редакция Г. была
проведена во вт. пол. 7 в., после возникновения ислама. Наиболее
|
||
|
|||
237
|
|||
ГИПКРКАЛЬВИНИЗМ
|
|||
|
|||
древняя сохранившаяся рукопись датируется 1564. Кодекс состоит из двух
частей: «Правая Г.» («Гинза йами-на») и «Левая Г.» («Гинза смала»). «Правая
Г.» включает 18 трактатов по мандейской мифологии, космологии и
морали. В нее входят: Откровение Адаму, космология и космогония,
натурфилософия, демонология, мандей-ская история начиная с сотворения мира
Птахилем, психология и сотериология. Особенно много мифологических
сюжетов: сошествие Хибиля (Авеля) в ад (5), крещение и смерть Иоанна
Крестителя (4), попытки злого духа Руха соблазнить человека (8), история
потомков Адама (11). Часто встречаются наставления и увещевания от лица
божеств и легендарных предков. В 9-й книге приводится полемика против других
религий, возникших под зловещим влиянием семи планет (христианство,
ислам). Видимо, в ней отражены догматические споры, происходившие на
одном из этапов существования мандейской общины. Прозаический текст
перемежается поэтическими частями, составлявшими литургию (гимны,
молитвы, песнопения). Целиком из них состоит 15-я и 16-я книги. «Левая
Г.» состоит из трех книг. Она содержит тексты, посвященные смерти Адама,
погребальные и заупокойные песнопения («Маскита»), По-мнению
исследователей, они являются наиболее древними. (См. также: Мандеи.)
П.В. Башарин
ГИПЕРКАЛЬВИНИЗМ — теологическое течение в кальвинизме и баптизме
18 — нач. 19 в. Гиперкальвинистские взгляды зародились в Англии и Шотландии
в эпоху «Славной революции» (1688-1689). Позднее они распространились среди
английских баптистов и некоторых других диссентерских групп.
Гиперкальвинистскую позицию отстаивали, напр., Д. Джилл, Д. Рай-ланд. В
расширительном смысле к Г. иногда относят теологию супралапсариев, в
т. ч. современных (Г. Хок-сема). Согласно гиперкальвинистским взглядам,
радикализирующим положение о суверенитете Бога, обращение
совершается Богом помимо воли грешника, который является лишь пассивной
стороной в этом процессе. Поэтому церковь не играет самостоятельной
роли в Божественном замысле, следовательно, нет необходимости ни в
церковной миссии, ни в проповеди Евангелия. Обосновывается это положением о
бессмысленности взывать к необращенному человеку, не имеющему никакого
интереса к делам веры и спасению. В нач. 18 в. Г. был подвергнут
острой критике теологической группой «Люди сути» (Т. Бостон, Э. Эрскин).
Затем, в кон. 18 в. и особенно в 19 в., положения Г. были отвергнуты как
баптистами (У. Кэри, Ч. Сперджен), так и англиканами (Д.С. Райл), а также
ривайвелистами,
|
усмотревшими в них отсутствие христианской любви к неверующим и
игнорирование миссионерских sa-дач церкви.
О.В. Несмияноеа, A.M. Семаков
ГИПНОЗ (греч. — сон) — временное, искусственно вызванное состояние человека
и высших животных, при котором наблюдается сужение сознание до заданных
границ внушения, фокусирование на содержании внушения. Современными
исследователями Г. расценивается как качественно иной режим работы
головного мозга, отличный от сна и бодрствования. Г. различается по силе
воздействия (легкое и глубокое погружения), активности (пассивный —
невозможность движения и активный — наличие двигательной активности),
направленности (гетерогипноз — погружение одного человека другим в
гипнотический сон и а v i о-гипноз — самостоятельное погружение;.
Этнографические данные свидетельствуют, что техники Г. использовались в
практике архаических религий. Так. напр., некоторые шаманские
камлания сопровождались вхождением шамана в аутогипнотическое
состояние, а также гипнотическим воздействием шамана на участников ритуала.
Древние техники дивинаций, связанные с достижением состояния одержимости,
транса. предполагали аутогипноз в качестве необходимого метода.
Некоторые средневековые формы медитации, применявшиеся в Чань-
и Дзэн-буддизме, исихазме, включали элементы Г. Не только
специфические религиозные практики транса и медитации, но также и
многие элементы обычного религиозного культа способны вызвать
состояние Г. разной силы. Гипнотическое воздействие может оказать
ритмическая музыка (напр., барабанный бой), мерцание свечей, мерное пение,
танец (напр., кружение дервишей). Некоторые харизматические личности в
своих выступлениях перед верующими достигали такого высокого уровня
манипулирования сознанием слушателей, который граничит с массовым Г.
Научное изучение гипноза было начато в кон. 18 в. Ф. Месмером, объяснившим
явление Г. «животным магнетизмом», особым флюидом (месмеризм). В 1843
Джеймс Брейд описал течение Г. и ввел термины «Г.» и «гипнотизм». Брейд
сделал вывод, что Г. является производным от деятельности самого
гипнотизируемого в состоянии транса. В.Я. Данилевский производил
гипнотизацию высших животных, понимая работу Г. как паралич воли и
самостоятельного мышления. В.М. Бехтерев пришел к выводу, что большую роль
при наступлении гипнотического состояния играет словесное внушение, а также
ряд физических раздражителей, способствующих погружению человека в
гипнотическое состояние. Дальнейшее изучение
|
||
|
|||
238
|
|||
ГЛОССОЛАЛИЯ
|
|||
|
|||
связано с именем И.П. Павлова, объяснившего фе-юмен Г. через процессы
торможения и возбуждения, ιρο гекающие в головном мозге. С 1973 тремя
учеными, H.A. Аладжаловой, В.Е. Рожновым и С.А. Каменец-совместно было
проведено исследование сверхмед-генных колебаний потенциалов мозга человека
в гип-ютическом состоянии. Удалось установить характерную фивую изменения
потенциалов, свидетельствующую о юзникновении Г. как качественно
самостоятельного нежима работы мозга, не похожего ни на сон, ни на
бодрствование. В настоящее время наряду с классической чоделью Г.
используется эриксоновский Г. — основа
тейро лингвистического программирования. К п о н я т и ю Г. также
относятся гипнабельность — состояние чрезвычайной усиленности к внушению;
постгипностичес-<ое внушение — выполнение инструкций, данных в :остоянии Г.;
постгипнотическая амнезия — состояние, з котором человек не осознает
источника импульса, побуждающего его совершить действие, соответствующее
инструкции гипнотизера. В настоящее время элементы Г. широко используются в
религиях (напр., при зомби-ловании, см. Буду). Культ многих религий
сохраняет Г., особенно в его легких формах, как средство релаксации
зерующего, снятия стрессовых состояний, выведения ;го за пределы «мирской
суеты» либо, напротив, как :редство мобилизации религиозного энтузиазма. 8
некоторых религиях, особенно нетрадиционных, практика Г. используется для
глубокой трансформации лич-юсти и манипулирования сознанием адептов.
А.П. Забияко, Д. Замятина
ГЛОССОЛАЛИЯ (греч. γλώσσα — язык; λαλέω — ле-летать) — практика необычного
речевого поведения, характеризующаяся автоматизмом, экспрессией,
эмоциональной насыщенностью, пограничными состояниями психики (транс,
экстаз, галлюцинации и т. д.) ι выражающаяся в форме непонятных для
окружающих слов и словосочетаний, странных звуков, сохраняющих
фонетические и речевые признаки языка (структура, темп, ритм, частота и
др.). Фонетически Г. имеет сходство с лепетом, бормотанием, иностранной
речью, напевом и др. Широкое распространение феномен Г. получил в
религиозной сфере. Как элемент риту-ольно-культовой практики, акт
религиозной коммуникации, молитвы, пророчества, таинства, знамения и
ф. Г. имеет место в христианстве, восточных религиях, шаманских
обрядах, заговорах, синкретических и традиционных верованиях
различных народов и культур в разные исторические эпохи. Широкое
распространение Г. получила в христианстве. Основанием для
христианской Г. служит Священное Писание: о «духовном даре» писали
пророки (Иоил. 2:28-29; Ис. 44:3; Зах.
|
12:10); о говорении на «новых языках» сказано Иисусом Христом (Мк. 16:17); о «новых», «ангельских», «незнакомых», «разных» или «иных» языках, ниспосланных на апостолов в день Пятидесятницы, сообщают Деяния апостолов (Деян. 2; 10:44-46; 19:3-6); вероятно, практику Г. критикует апостол Павел (1 Кор. 12:10; 13:1; 14:2-28). Христианские писатели (Ириней Лионский, Августин, Иоанн Златоуст и др.) свидетельствуют о широком распространении Г. в сектах и ересях (особенно в среде монтанистов) 1-3 вв. и постепенном уг асании явления в последующие века. Отдельные случаи Г. встречались на протяжении всего Средневековья, массовые — у последователей некоторых средневековых ересей (катары и др.). В 19 в. использование Г. практикуется у ирвингиан, хлыстов, христововеров («Люди Божьи»), трясунов и др. Широкое распространение Г. в нач. 20 в. связано с движением пятидесятников, разработавших учение о «иных» языках. По представлениям пятидесятников, Г. — важнейший атрибут крещения Святым Духом, один из видимых даров Бога. Проявления Г. многообразны. Выделяют несколько главных разновидностей Г. как говорение: на иностранном языке, которым не владеет верующий; на смеси национальных и исторических языков; на особом, понятном только Богу, «ангельском» языке; как произношение или пение несловесной молитвы. Особое значение придается дару толкования Г. В 20 в. теорию, практику и технику Г. восприняли некоторые католические движения («Обновление в Святом Духе» и др.), многочисленные пятидесятнические, ряд евангелистских, пресвитерианских, епископальных, лютеранских и методистских церквей, многие харизматические движения (неопятидесятники, церкви движения обновления и др.), часть новых религиозных двшкений («Семья Детей Бога», «Церковь Бога» и др.). Появились новые виды Г.: в форме смеха и плача. Известны практики Г. в православии. Активное применение Г. характеризует афро-американские синкретические христианские движения католической (шангоизм, сантерия, покомания и др.) или протестантской ориентации («Назаретская церковь», аладура и др.). Широкое распространение Г. в 20 в. вызвали критические отклики и осуждение со стороны ряда христианских конфессий и теорий (перфек-ционизм). В 1944 Совет христианских церквей признал Г. отступлением от веры. На сегодняшний день Г. остается до конца не изученным и многогранным явлением, привлекающим внимание религиоведов, антропологов, психологов, лингвистов, этнологов, филологов и других ученых. Тесно соприкасается с исследованием Г. религиозно-философская проблема имяславия (А. Лосев, Г. Шпет и др.). Феномен Г., инспирированной как религиозными, так и нерелигиозными пережива- |
||
|
|||
239
|
|||
ГЛУБОКОВСКИЙ
|
|||
|
|||
ниями индивида, был выдвинут в качестве одного из приемов художественного
творчества в литературе (В. Хлебников, А. Крученых и др.) и музыке, а также
в качестве поиска «лингвистических технологий» посредством заумного языка
(т. наз. «заумь»),
P.A. Кобызов
ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (1863-1937) — русский ученый-богослов,
библеист, историк церкви. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии,
член-корреспондент Императорской Академии наук. После эмиграции в 1921
профессор Пражского, Белградского, а с 1923 Софийского ун-тов. Труды и
деятельность Г. внесли большой вклад в развитие богословских дисциплин.
Известность и признание Г. принесли диссертационные работы: магистерская
«Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная
деятельность» (М., 1890); докторская «Благовестие Св. Апостола Павла по его
происхождению и существу. Библейско-богословское исследование» (СПб.,
1897), удостоенные премий Священного синода. Тема изучения личности, трудов
и деятельности св. апостола Павла впоследствии стала главным предметом
исследований Г. В 1905-1912 вышло фундаментальное библейско-богословское
сочинение Г. «Обращение Савла и "Евангелие" св. апостола Павла» в 3 томах:
«"Евангелие" Павлово и иудейско-раввин-ское богословие, апокрифы и
апокалиптика», «"Евангелие" св. апостола Павла и теософия Филона, Книга
Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право», «Божественность
"Евангелия" Павлова и метод обоснования сего в исследовании о нем».
Центральной задачей труда Г. стало обоснование с позиций православия
идеи истинно христианской сущности благовестил апостола Павла и его
позитивной роли в становлении евангельского вероучения. Сочинение было
направлено против некоторых протестантских теорий, видевших в деятельности
апостола Павла раввинистические, эллинистические или античные корни,
исказившие подлинный смысл Евангелия. Продолжением исследования
«христианского благовестил» и «паулинизма» стала незавершенная Г.
трилогия: «Благовестие христианской свободы» (Послание к Галатам), «Благовес-тие
христианской святости» (Послание к Евреям), «Бла-говестие христианской
славы» (Апокалипсис). Основные выводы первых двух сочинений связанны с
апологией взглядов апостола Павла; третьего — с обоснованием целостности
учения, изложенного в «Откровении Иоанна Богослова», и критикой воззрений
на Апокалипсис как совокупность дохристианских мифов. Труды Г. получили
высокую оценку как в отечественной, так и зарубежной научно-богословской
сре-
|
де. Большой вклад в развитие науки внесли работы Г. по вопросам русской
церковной истории и богословию, славяно-русскому переводу (Священного
Писания, экуменизму («Высокопреосвященный Смарагд ' Кры-жановский),
архиепископ Рязанский », 1914; Православное русское белое духовенство по em
положению и значению в истории», 1917; «Православие по его существу», 1914,
и др.). Г. принимал активное участие в церковно-общественной,образовательной
и пр свети-тельской работе. Являлся почетным членом Московской, Киевской и
Казанской духовных академий, ч ie-ном многих православных, академических и
научных обществ, комиссий и братств. С 1905 по 1911 бы ι редактором и
автором ряда статей «Православной богословской энциклопедии» (7-11 т.).
Осн. соч.: Блаженный Феодорит, епископ Киррский: В 2 τ
Μ., 1890; Благовестие Св. Апостола Павла по его происхождению
и существу: В 3 кн. Киев, 1914; Благовестие
христианской свободы в Послании святого Апостола
Павла: Репринт. М., 1999; Благовестие христианской славы
в Апокалипсисе Св. Апостола Иоанна Богослова
(краткий обзор). СПб., 2002; Русская богословская наука
в ее историческом развитии и новейшем состоянии.
М., 2002.
P.A. Кобызов
ГНОЗИС (греч. γνώσις — познание) — одно из ключевых понятий в
сотериологических доктринах гностицизма, иудео-христианства,
герметизма и религии сабиев (см. Мандеи), обозначающее истинное
знание, принесенное на землю Спасителем человечества и врученное
посвященным в эзотерическую традицию адептам для последующей передачи своим
ученикам и сохранения из поколения в поколение. В религии ман-деев Г.
персонифицируется в образе Манда-да-Хайе («Знание жизни») — носителя
Божественного Откровения, провожатого на пути в «царство света >.
Владеющие Г. избраны всевышним началом (Богом) к спасению и могут
его достичь, если осознают свою присущность ему. У некоторых
раннехристианских апологетов {Климента Александрийского, Оригена), а
также у христианских мистиков 4-5 вв. (Евагрия Понтийского и др.) термином
«Г.» обозначается процесс и результат истинного богопознания.
И.П. Давыдов
ГНОСТИЦИЗМ (греч. γνωστικός—познающий от греч.
γνώσις — познание) — общее название ряда религиозно-философских
систем, возникших на Ближнем Востоке в эпоху поздней Античности и раннего
Средневековья. Первые
упоминания о гностиках содержатся
в Новом Завете и в полемических сочинениях Отцов
|
||
|
|||
240
|
|||
гностицизм
|
|||
|
|||
[сркви эпохи патристики. Напр., Климент Александ-ийский (2-3 вн.) называет гностиками валентиниан, !аркионитов, василидиан, докетов, офитов и др. Све-еиия о 1. вплоть до 1945 черпались преимущественно з второисгочников, покуда в Верхнем Египте на тер-и гории древнего поселения Хенобоскион (современ-ое Наг-Хаммади) не было открыто собрание копт-ких рукописей 4 в.: 12 полных кодексов и фрагменты 3-го кодекса, содержащих космологические и фило-офские рассуждения, гностические молитвы, откро-ения, евангелия и послания. В философском аспекте дя Г. характерен: 1) дуализм (в т. ч. дихотомия душев-юго и телесного или же развернутая трихотомия теле-ного-душевного-духовного); 2) онтологический мо-юдуализм (в том случае, если признается, что темная ущность произошла от светлой, отпала от нее, но по воей природе обладает силой к самобытности) или мо-ютриализм (усложненный вариант монодуализма, ха-«актерный для валентиниан, наассенов и сефиан); >) космологический эманационизм, 4) убежденность ι имманентности человеку трансцендентного всему ос-альному Бога; 5) концепция «вырастания "пневмати-[еской искры (spinqhr) к бытию»; 6) антропоцентризм ι гипертрофированный индивидуализм; 7) антикос-4изм («мир есть зло») и антисоматизм («телесность сть зло»); 8) интеллектуализм; 9) отождествление бы-ия с гнозисом·, 10) экзегетический взгляд на мир. Гностическое учение отвергает иудео-христианские и нео-шатонические антропный и экосистемный принци-1Ы, согласно которым мир был создан благой разумной действующей первопричиной для венца творения — теловека. София в гностических мифах предстает то ;ак женский (богиня-мудрость), то как мужской (демиург) персонаж-трикстер, по вине (агносии, т. е. незнанию) которой/которого произошло глобальное нарушение первоначального космогонического замысла. Если рассматривать Г. как некий идеальный тип, то шя него окажутся характерными такие черты, как антииудаизм, соперничество с христианством и обращение к иранским верованиям, а также влияние эллинского наследия. В узком смысле слова под Г. понимают . ишь одно из трех основных его направлений, а именно христианский Г., зародившийся в Сирии или Александрии в кон. 1 в. н. э. и распространившийся век спустя по всей средиземноморской ойкумене. Христианский Г. составлял оппозицию как ортодоксальному христианству, так и иудаизму. Для него характерны: 1) претензия на исключительность в обладании эзотерическим знанием, полученным свыше; 2) непризнание церковной иерархии; 3) индивидуализм и синкретизм в построении собственных религиозно-философских доктрин. Христианскому Г., оперирующему |
христианскими образами и понятиями, была близка докетическая христология, в т. ч. фантасиазм маркио-нитов, которые, вслед за своим идеологом Маркионом Синопским (ок. 80 — ок. 155 н. э.), считали призрачным тело Иисуса Христа. Гностическую христологию характеризует учение о двух различных природах: человеческой Иисуса и нечеловеческой Христа. Т. обр., Христос как Спаситель не был человеком. Он был одним из высших эонов (от греч. αει ων — истинно сущий). В Г. зонами стали называться единосущие «Не-именуемому Отцу» персонификации отдельных сторон Божественной природы, гипостазированные предикаты Отца. Количество промежуточных эонов, живущих в Плероме (идеальном бытии), варьируется. Так, поучению варвелитов (2 в., термин происходит от греч. Βαρβήλω,имени нестареющего девственного высшего зона Варвело, от греч. искаж. παρθένος — «девственный», «целомудренный»), от «Неименуемого Отца» произошли четыре пары эонов: «Мысль» и «Слово», «Бессмертие» и «Христос», «Жизнь Вечная» и «Воля», «Ум» и «Предвидение». Валентин (перв. пол. 2 в.) насчитывает 30 эонов (по числу дней в месяце), среди которых важнейшими являются первая и вторая пары: «Неизреченный» и «Молчание», «Отец» и «Истина», и произошедшая от нихчетверица: «Слово» и «Жизнь», «Человек» и «Церковь». В системе Василида (сер. 2 в.) число эонов достигает 365 (по числу дней в году). Структура чувственно-телесного космоса (Кеномы) в Г. пародирует иерархию Плеромы. В ней обычно присутствует кос-мокреатор-демиург, седмерица архонтов и множество «ангелов». Спаситель (представление о котором было одним из самых сложных у валентиниан) приносит человеку, томящемуся в оковах материального бытия, знание, позволяющее душе/духу гностика успешно миновать все уровни Кеномы и достичь Плеромы. В среде восточного (сирийского) Г. 2 в. наибольшее развитие получила система Василида, а в среде западного (александрийского) — система Валентина. В более широком смысле Г. включает в себя также нехристианский (в т. ч. дохристианский) Г. 1-3 вв. н. э. и мандеизм. Кроме этого, иногда выделяют сравнительно поздний иудейский Г., который противостоял иудейской мистике, нашедшей свое развитие в Каббале. Мандеизм (арам, «манда» — знание, гнозис) — специфическая семито-вавилонская ветвь Г., сформировавшаяся во 2-3 вв. н. э. и существующая до сих пор в Южном Ираке. Мандеи (или сабии, от арам, «саба» — крестить) вместо Христа, которого считали лжепророком, почитали Иоанна Крестителя как «Носителя Знания Жизни» (манда-да-хайе), о чем свидетельствует т. наз. «Книга Иоанна» («Сидра-де-Яхья»), Большинство священных книг мандеизма: «Гинза» («Сокровище»), «Харан Гава- |
||
|
|||
241
|
|||
robbt
|
|||
|
|||
ига», «Коласта» (сборник литургических песнопений), «( .фар Малвасиа»
(«Книга Зодиака») и др. сохранились лишь в списках 18-19 вв. Древнейшие
тексты датируются 3-6 вв. Существует предание о миграции мандеев из
Палестины. Согласно их учению, мир создал бог Птахиль с помощью
демона-демиурга Руха. Знание жизни (манда-да-хайе), являющееся избранным в
виде трех духов-утхрас, дает возможность мандею освободиться от негативного
воздействия злобного Руха. Г. первых веков оказал существенное влияние на
формирование религиозно-философских взглядов мани-хеев, богомилов, катаров,
вальденсов, альбигойцев и др.
И. П. Давыдов
ГОББС (Hobbes) Томас (1588-1679) — английский философ и литератор. Основным
произведением Г. традиционно считается «Левиафан, или Материя, форма и
власть государства церковного и гражданского» (1651), которое обычно считают
сочинением на политические темы. Однако взгляды автора, касающиеся природы
государства, предваряются тезисами о человеке как природном существе и
«машине», а завершаются пространными полемическими рассуждениями, какой
должна быть «истинная религия». Антропология Г. носит ярко выраженный
натуралистический характер. В частности, в моральной сфере жизни человека
под «благом» мы подразумеваем только то, чего желаем; под «злом» — то, чего
стремимся избежать. Будучи последовательным мыслителем, Г. верил в
детерминизм и полагал, что волевой акт есть просто «влечение в процессе
обдумывания, непосредственно примыкающее к действию или отказу от действия».
Религию Г. рассматривал не как систему истин, а как систему законов. Г.
последовательно различал знание и веру и полагал, что мы не можем
ничего знать об атрибутах Бога. Слова, в которых мы описываем Бога,
являются выражением нашей любви, а не продуктами деятельности разума. Г.
утверждал, что наилучшим истолкователем воли Божьей является суверен. Он
особенно негодовал, защищая «истинную религию» от двойной угрозы
католицизма и пуританизма, которые апеллировали к власти иной,
нежели власть суверена, — к полномочиям папы римского либо к голосу
совести. Также он применил механицистский подход к понятиям Священного
Писания и полагал, что Бог должен обладать телом, пусть достаточно
разреженным, чтобы можно было говорить о его существовании в качестве
субстанции. Учение Г. оказало большое влияние на последующее развитие
философской и социальной мысли.
Осн. соч.: Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного
и гражданского // Избранные произведения: В 2 т. М., 1991. Т. 2; Бегемот,
или Долгий пар-
|
ламент // Там же; О гражданине Н Избранные проиэтк-деиия:
В 2 т. М. 1989. Т. 1; О теле// Там же;О человеке//
Там же.
A.B. Третьяков
rorAPTEH(Gogarten) Фридрих 1887-1967} — немецкий лютеранский теолог. Учился
у Э. Ύре льна, преподавал в Иене, Бреслау и Геттингене. Перв' «начально
примыкал к «теологии кризиса», осмысливал идеи М. Лютера под
влиянием С. Кьеркегора, поддержал К. Барта. Идея Бога,
писал тогда Г., «означает абсолютный кризис всего человеческого, а это
определяет кризис каждой религии и всех религий вместе • Но faie.M I " .
пере шел на позиции, близкие к Э. Бруннеру, признал, что
антропология должна рассматриваться как главная проблема современной
теологии, что действительным человеком является человек, включенный в
диалогическое отношение «Я-Ты», а не индивидуум, представляющий собой лишь
абстракцию. По мнению Г., богословию следует заключить прочный союз
с экзистенциализмом, т. к. искаженное либеральными теологами лютеранское
учение о человеке обрело свое выражение во взглядах философов, прежде всего
М. Хайдегге-ра. Под влиянием экзистенциализма Г. подчеркивал значение
«конкретной ситуации» для понимания человека и его религиозности. В
период нацистского режима Г. оказал поддержку «немецким христианам ,
одобрявшим приспособление церкви к нации, отказывавшимся от Ветхого
Завета, требовавшим 'деиудаи-зации» Нового Завета и богослужебных книг.
После Второй мировой войны Г. стал последователем концепции
демифологизации христианства, выдвинутой Р. Бультманом, создал
«секулярную теологию». Для понимания человека, полагал Г. в своем
сочинении «Человек между Богом и миром» (1952), имеет существенное
значение понятие «мир», технически покоренная среда; действительность, в
которой живет конкретный человек, неодинакова в разные исторические эпохи,
определяется и преобразуется свободным историческим действием человека;
историчность составляет «исконное определение человеческого существования··
Вместе с тем историчность человека Г. ставил в зависимость от диалогических
отношений между личностями. Личностное отношение не является предметным,
это отношение веры и надежды, доверия, любви и жертвы. Учение Г. о
религии проистекает из его убеждения в том, что именно в вере люди
предстоят друг другу в своем «непосредственном, нагом и беззащитном
человечестве». Центральным положением антропологии и философии религии Г.
является утверждение того, что невозможно как познание Бога помимо человека,
так и познание человека помимо Бога. Проявление себя в
|
||
|
|||
242
|
|||
ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС
|
|||
|
|||
ячестве личности, заявляет Г., это всегда эксплицит-ое отношение к ближнему и имплицитное отноше-ие к Богу. Гам, где человек не является свободным в воей вере, он попадает в подчинение миру вещей, се-уляризация превращается в секуляризм. Осн. соч.: Ich glaube an den dreieinigen Gott. Eine Untersuchung über Glaube und Geschichte, Jena, 1926; Wider die Ächtung der Autorität, Jena, 1930; Politische Ethik, Jena, 1932; Die Kirche in der Welt, Heidelberg, 1948; Entmythologisierung und Kirche. 2. Aufl. Stuttgart, 1953; Verhängnis und Hoffnung der Neuzeit. Die Säkulerisierung als Problem der Kirche, Stuttgart, 1953; Der Mensch zwischen Gott und Welt, Stuttgart, 1952,1956; Die Wirklichkeit des Glaubens. Zum Problem der Subjektivismus in der Theologie, Stuttgart, 1957; Zwischen den Zeiten. // Anfänge der dialektischen Theologie. München, 1962. Bd. 2.
К.И. Никонов
ОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-1852) — русский [исатель. Родился в семье помещика Полтавской гу->ернии. В 1820-1828 учился в Нежинской гимназии (ысших наук, по окончании приехал в Санкт-Петербург f поступил на службу в Департамент уделов в качестве шсца (1830). К 1829 относятся первые публикации Г.: тихотворение «Италия» и идиллия в стихах «Ганц Кю-.ельгартен». В 1830-1831 сотрудничал в журнале «Оте-[ественные записки», познакомился с A.C. Пушкиным, i.A. Жуковским, A.A. Дельвигом. В 1830 вышла в свет Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», первая ювесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831-1832; 2-е изд. 1836). В целом ранние произве-;ения Г. можно охарактеризовать как фольклорно-де-лонические: Г. строит индивидуальную мифологию, опираясь и на западную романтическую, и на южно-:лавянскую фольклорную традиции. Одно из главных стремлений Г. в это время, по словам самого писателя, черта выставить дураком». В 1830-е гг. в творчестве трисутствует явная антиклерикальная направленность, чоторая органично сочетается с социальной сатирой. 3 1836 после премьеры «Ревизора» (1836,2-е изд. 1841) з состоянии духовного кризиса Г. уехал в Европу, к это-гу же году относится начало работы над поэмой «Мертвые души» (1 т. под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души» опубликован в 1842). В 1840-е гг. в жизни и творчестве Г. произошел перелом: в произведениях на первый план выступили резонерско-ди-цактические тенденции, а в самоощущении писателя появились мессианские настроения. Г. видел в написании «Мертвых душ» Божий промысел и считал, что публикация окончательного варианта поэмы (он предполагал написать три тома) изменит судьбу России. К сер. 1845 относится попытка Г. уйти в монастырь, в |
это же время он пишет «Размышления о Божественной литургии» (книга осталась
незавершенной). Во вг. пол. 1840-х гг. Г. познакомился с протоиереем М.А.
Кон-стантиновским, проповедником и аскетом, имевшим большое влияние на
писателя в поздний период его жизни. В нач. 1847 вышел в свет
публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», в
котором Г. писал в том числе и о той роли, которую в жизни России играет
православная церковь: он назвал ее «примиритель всего внутри... земли
нашей». По мысли Г., все общественные реформы, просвещение народа и т. д.
должны совершаться через церковь и с благословения церкви. В апр. 1848 Г.
совершил паломничество в Иерусалим и возвратился в Россию. Трижды (в 1850,
в июне и в сент. 1851) Г. посетил Опгину Пустынь. Напряженный
религиозно-нравственный поиск, творческий кризис, связанный с написанием
второго тома «Мертвых душ», общее ухудшение здоровья и неприятие большой
частью российского общества «Выбранных мест...», а также требования о.
Матвея Константиновского прекратить творчество — в такой атмосфере прошли
последние годы жизни писателя. Г. оказал большое влияние на развитие
русской литературы (Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой, М.Е.
Салтыков-Щедрин, А.П. Платонов и др.) и на мировую культуру в целом.
Соч.: Поли. собр. соч. Т. 1-14. М„ 1938-1852; Собр. соч.:
В 9 т. М., 1994.
М.О. Васильева
ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС — распространенное наименование «Нового катехизиса» («De
Nieuwe Katechismus»), изданного в 1966 по поручению конференции
нидерландских епископов. В работе над Г. к. наряду с видными католическими
теологами широкое участие принимали миряне. Помимо отказа от обычного для
катехизисов изложения вероучения в форме вопросов и ответов Г. к. стал
широко известен попыткой радикальной реформы католической теологии.
Руководствуясь принятыми на II Ватиканском соборе принципами обновления
католической церкви, составители Г. к. попытались применить их к
вероучению, систематизировав идеи т. наз. «новой теологии», что привело к
отходу в целом ряде положений от традиционных богословских формулировок и
ортодоксальных позиций. В отношении сотворения Богом мира и человека
Г. к. фактически отрицает творение и существование мира духов (ангелов,
демонов) и самой души человека, а вместо традиционного
христианского моногенизма (происхождение людей от одной пары) излагает
концепцию эволюционизма. Вследствие этого в Г. к. отсутствует упоминание о
грехопадении Адама и пер-
|
||
|
|||
243
|
|||
ГОЛУБИНСКИЙ
|
|||
|
|||
во родном грехе, Ч Т О привело к умалчиванию или отрицанию ряда
существенных католических догматов — непорочного зачатия Девы Марии,
искупительной жертвы Христа на Голгофе, реального присутствия Христа в
евхаристии после пресуществления и повторения Гол-гофской жертвы в
мессе. Г. к. представляет рай, ад и чистилище как символы; рождение
Христа от Девы Г. к. объясняет образной метафорой; многие моменты
библейской истории (напр., вознесение Христа) призывает понимать и
трактовать аллегорически, выступая против буквального понимания Библии.
Сама Библия рассматривается с позиций, приближенных к историко-критическим,
допуская личностно-субъективное и творческое участие авторов библейских
текстов, лишь вдохновленных Святым Духом на их написание. Понимание
Священного Предания в Г. к. приближено к протестантскому, отмечающему
историчность и человеческий фактор в развитии церковного учения; в вопросе
о роли и значении церковной иерархии подчеркивается, что священники
являются главным образом проповедниками и Наставниками, а не совершителями
таинств. Кроме изложения вероучения Г. к. содержит краткий очерк других
религий и религиозных культур (индуизм, буддизм, иудаизм, ислам). 1
марта 1966 Г. к. был одобрен архиепископом Утрехтским кардиналом Б.
Алфринком и издан тиражом более 400 тыс. экземпляров; в 1967-1969 переведен
на ряд европейских языков. Появление Г. к. вызвало бурную дискуссию среди
католических теологов и протесты со стороны многих консервативно настроенных
католиков. В 1967 по указанию папы римского Павла VI, негативно
воспринявшего реформационные позиции Г. к., была организована
кардинальская комиссия, принявшая в окт. 1968 решение о внесении поправок в
наиболее спорные места Г. к. и обязавшая голландский епископат издать его
исправленный вариант. Однако конференция нидерландских епископов в 1969
постановила не вносить изменений в текст Г. к. и опубликовать в его новом
издании сделанные кардинальской комиссией замечания в качестве приложения.
Тем не менее, несмотря на отсутствие явного запрещения со стороны
Ватикана, Г. к. не получил широкого распространения и не был признан в
качестве официального катехизиса Римско-католической церкви.
В. В. Тюшагин
ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евстигнеевич (1834-1912) — русский историк церкви,
академик. Родился в с. Матвеево Костромской губ. В 1858 окончил Московскую
духовную академию. В 1859 получил степень магистра богословия. В 1861
назначен бакалавром Московской духовной академии по кафедре истории рус-
|
ской церкви. В 1880 защитил док горскую диссертацию »История русской
церкви». С 1884 был помощником ректора по церковно-историческому отделению и
членом правления Московской духовной академии. Автор многих трудов по
истории православия, в частности о Русской православной церкви
и монашестве, в которых раскрыта история канонизации в
русской и греческой церквах, проанализированы ключевые вопросы церковной
жизни, отношение церкви и государства, значения церкви в жизни русского
общества. Г. ярко описал быт провинциального духовенства сер. 19 в.,
духовное училище и семинарию, бытовую и научную атмосферу Московской
духовной академии на протяжении нескольких десятилетий. Он исследовал
народно-религиозную жизнь, описывал процесс христианского просвещения
русского народа, критически анализировал источники русской церковной
истории. Г. стремился из каждого памятника взять все то существенное, что
помогло бы составить общее понятие о направлении просвещения, и сделал
вывод, что в допетровской Руси не было настоящего просвещения, хотя
существовали грамотность и начитанность, были не живая осмысленная
христианская вера и нравственность, а обрядоверие.
Осн. сон.: Краткий очерк истории правоставньгх церквей Болгарской,
Сербской и Румынской. М., 1871; К нашей полемике со старообрядцами. М.,
1896; История канонизации святых в Русской церкви. М., 1894; О реформе в
быте Русской церкви. М., 1913; Воспоминания Кострома, 1923.
А.Н. Лещинский, Л.А. Лещинский
ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович (1797/1798-1854) — русский религиозный
философ и православный богослов. Родился в семье костромского священника,
окончил Костромскую семинарию (1814), Московскую духовную академию (1818).
С 1824 по 1854 ординарный профессор академии, а с 1826 по 1851 сотрудник
Комитета духовной цензуры. В 1828 принял духовный сан и уже через год
удостоился звания протоиерея. В студенческие годы Г. проявил интерес к
философии, состоял членом философско-богословского общества «Ученые
беседы». За время преподавания в стенах академии им был подготовлен целый
ряд лекционных курсов по общему введению в философию, метафизике,
онтологии, гносеологии, психологии, этике, истории философии и др. Г. стал
основателем московской школы теистической философии, оказал влияние на
становление философских взглядов В.Д. Кудрявцева-Платонова
(1828-1891), А.И. Бровковича (архиепископа Херсонского Никанора, 1826-1891),
А.И. Введенского (1856-1925). Его перу принадлежат
|
||
|
|||
244
|
|||
ГОЛЬДЦИЕР
|
|||
|
|||
Письмо первое о конечных причинах» (1847), статья О промысле Божием» (1862),
неоконченная монография «Взгляд на нравственную философию древних», ке
остальные труды Г. («Лекции по умозрительному югословию», «Умозрительная
психология», «Лекции ю философии» и др.) представляют собой конспек-ы
лекций, составленные и опубликованные его слу-иателями. Г. глубоко знал свой
предмет, особенное шимание уделял классической греческой (платонизм) ι
классической немецкой философии, в собственных [зилософско-теистических
построениях стремился совместить святоотеческую богословскую традицию с
западноевропейским мистицизмом и идеализмом И. Канна, И.Г.
Фихте, Й.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля. В «Общем ведении в философию» Г.
изложил свое видение фи-юсофии как особого прорыва человеческого духа
навстречу истине, как любви к мудрости (но сама София-Лремудрость (см.
Софиология) даруется свыше Твор-JOM лишь достойным принять
сверхъестественное Откровение). Компетенцию философии Г. ограничивал
познанием бытия Существа Высочайшего (Бога), фироды и человека. По
мысли Г., любой человек апри-фно обладает знанием о едином и единственном
Бесконечном Существе (Боге), и эту идею, данную созна-1ию лишь в самой
общей форме, каждый мыслитель наполняет конкретным содержанием, изучая
явления фироды и человеческой психики. К метафизическим щециплинам Г.
относил онтологию, теологию, пневма-ологию (умозрительную психологию)
и космологию, го центральной темой для него всегда оставалась онто-югия
Бесконечного Существа, поэтому философия Г. юсила ярко выраженный
теистический характер.
Соч.: Лекции философии профессора Московской духовной академии
протоиерея Ф. Голубинского. М., 1884. Вып. 1-4.
И. П. Давыдов
ГОЛЬБАХ (D'Holbach) Поль Анри Дитрих (1723-1789) — французский
философ-материалист, атеист, фосветитель, энциклопедист. Г. был крупнейшим
систематизатором взглядов французских материалистов !8 в. Помимо того, что
Г. был автором множества стаей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук,
искусств и ремесел», он был также редактором, ученым консультантом и
библиографом этого издания. Г. яв-тялся членом Маннгеймской и Берлинской
академий наук. В 1780 был избран почетным членом Императорской Академии
наук. В 1770 вышла в свет «Система природы», составившая целую эпоху в
развитии материалистической мысли. В своих произведениях Г. доказывал
необходимость просвещения общества, вы-авигал концепцию жизни людей по
справедливым за-
|
конам, предлагал избавить род людской от пагубных заблуждений и призывал возвестить народу истину. Г. утверждал первичность и нетворческое происхождение материального мира. Природа, по его мнению, существует независимо от человеческого сознания, бесконечна во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы. Г. отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь определенным образом организованным формам материи. Считая человека частью природы, всецело подчиненной ее законам, Г. отрицал свободу воли. Он последовательно развил материалистический сенсуа-л и з м Дж. Локка. Отстаивая познаваемость материального мира, Г., исходя из материалистического сенсуализма, считал источником познания ощущения; познание является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистическая теория познания Г. была направлена против агностицизма, теологии, учений Д. Беркли и Р. Декарта о врожденных идеях. Опираясь на отвлеченное понятие человеческой природы, Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения общественных явлений в законах природы и разделял идеалистическую договорную теорию происхождения общества. Развитие человеческого общества, по мнению Г., есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т. д. Интерес есть двигатель всех человеческих поступков; нравственность вытекает из солидарности сознания личного благополучия с общим. Первые представления о Боге явились последствием незнания причин явлений природы, которой люди приписали свои качества: разум, страсти, но религия привела к тирании и обманам жрецов. Идеи Г. повлияли на утопический социализм 19 в.
Осн. соч.: Система природы // Избранные произведения: В 2 т. М„ 1963. Т.
1; Система природы, или О законах мира физического и мира духовного // Там
же; Основы всеобщей морали, или Катехизис природы // Избранные
произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 2.
A.B. Третьяков
ГОЛЬДЦИЕР (Goldziher) Игнац (1850-1921) — венгерский арабист и исламовед.
Член-корреспондент Венгерской АН с 1876, член-корреспондент Петербургской
АН с 1897 (с перерывом в 1916-1920). С 1872 доцент, а с 1894 профессор
Будапештского ун-та. Автор классических работ по истории ислама,
арабской филологии, библейской мифологии, по арабскому и древнееврейскому
фольклору. Будучи основоположником
|
||
|
|||
245
|
|||
ЮМ АР
|
|||
|
|||
критической школы в исламоведении, Г. пересмотрел традиционные
воззрения на мусульманское предание (сунну) и создал теорию о
происхождении изречений (хадисов), приписываемых пророку Мухаммаду.
Г. доказал (совместно с голландским исламоведом Снук-Хюргронье), что
большая часть хадисов не относится ко времени жизни Мухаммада (7 в.), а
создавалась на протяжении двух первых столетий существования ислама (7-9
вв.). Г. одним из первых исследовал процесс формирования ислама, обнаружив
влияние на ранний ислам других религий. Г. показал, что каждый народ
мусульманского Востока вкладывал свое понятие в термин «ислам». В трудах Г.
история ислама предстает как эволюция идей и религиозно-правовых институтов.
В работе «Мифы древних евреев» (1867) он отстаивал представление о том, что
имя Яхве было воспринято древними евреями у ханаанитов. Ценность его
трудов обусловливается также обилием в них конкретно-исторического
материала, почерпнутого из восточных источников. Труды Г. оказали большое
влияние на развитие мирового исламоведения.
Соч.: Лекции об исламе. СПб., 1912; Культ святых в исламе (Мухаммеданские
эскизы). М., 1938: Muhammeda-nische Studien, Bd. 1-2. Halle, 1889-1890. Die
Richtungen der islamischen Koranauslegung. Leiden, 1920. Vorlesungen über
den Islam. Heidelberg, 1910. Die Zahiriten, ihr Lehrsystem und ihre
Geschichte. Beitrag zur Geschichte der mu-hammedanischen Theologie von Dr.
Ignaz Goldziher. Lpz., 1884.
M.O. Васильева
ГОМАР (Gomarus) Франциск (1563-1641) — реформатский теолог, проповедник
Фламандской церкви во Франкфурте-на-Майне, позднее профессор теологии
в Лейденском и Гронингенском ун-тах. Будучи профессором в Лейдене, выступал
против Я. Арминия с позиций т. наз. «строгого кальвинизма·». Сомнения
Арминия в кальвинистском учении о предопределении, которого
придерживался Г., привело к конфликту между ними. Последователи Г.,
гомаристы, выступили против последователей Армииния, арминиан (см.
Ар-минианство). Студенты Лейденского ун-та, а также проповедники
разделились на две группы; вскоре противостояние расширилось, и возникшие
на его основе волнения охватили практически всю Голландию. Попытки
примирить Г. с Арминием в 1608-1609 не имели успеха, поскольку последний
настаивал на том, что учение о предопределении противоречит представлениям
о Боге, отрицает свободу человека и вообще упраздняет
христианство. После смерти Арминия (1609) Г. и его последователи
продолжили выступления против ар-миниан. Все попытки найти компромисс во
время пе-
|
реговоров в Гааге и Делфте не дали никаких результатов, а в 1614 подобные
встречи вообще были запрещены. Сторону Г. принял граф Морип Нассаурский. Он
созвал собор в Дордрехте. С о б о р проходил в 16 i 1619 и был направлен
против арминиан, на которых начались гонения.11обеда Г. и гомаристов
зафиксирована в основном соборном документе «Canones Dordrechtani» («Каноны
Дортского собора», так кратко называется Дордрехтский собор). Собрание
сочинение ί было издано посмертно в 1645 и в 1664. На рус. языке перевод
отсутствует.
Е.С. Элбакян
ГОМЕР — легендарный древнегреческий поэт, живший примерно в 8 в. до н. э.
Достоверные сведения о жизни и месте рождения отсугствуют. Предполагается,
что Г. был слеп и неграмотен, скитался по Греции, а умер на острове Иос. Уже
к 6 в. до н. э. Г. был признан величайшим авторитетом в области поэзии,
морали, философии и религии, поэтому афинский тиран Пи-систрат создал
специальную комиссию для записи и редактирования приписываемых Г. эпических
поэм — «Илиады», повествующей об осаде и взятии микенскими воинами-ахейцами
г. Трои (Илиона в 12 в. до н. э., и «Одиссеи», рассказывающей о возвращении
домой одного из героев этой войны, царя Итаки Одиссея. Поэмы написаны
гекзаметром (шестистопный дактиль) и построены на принципе синекдохи, когда
рассказ о многолетних событиях укладывается всего в несколько дней: в
«Илиаде» — 51 день, в «Одиссее — 40 дней. В обоих эпосах художественный,
мифологический и религиозный элементы образуют единое мировоззрение.
Главными персонажами являются люди или герои-полубоги, а боги активно
соучаствуют во всех изображаемых событиях. Начало мироздания Г. приписывал
супружеской паре — богу Океану и богине Тефиде, причем само мироздание
состоит из неба, земли и подземелья, которое, в свою очередь,
подразделяется на Эреб, Аид и Тартар. Боги, обладающие множеством
человеческих черт, восседают на Олимпе, где принимают от людей
жертвоприношения. Судьба (Мойра) могущественнее богов и не поддается
никакому умилостивлению. Мировоззрение Г. фаталистично (см. Фатализм
религиозный), ибо он верит в непостижимую судьбу, и лишено религиозной
надежды на спасение — загробная жизнь в унылом царстве теней несравненно
хуже земной и ожидает всех без исключения. Без преувеличения можно сказать,
что две эпические поэмы Г. лежат в основе всей европейской культуры. (См.
также:
Религия и эпос, Гесиод.)
Соч. на рус. яз.: Илиада. Одиссея. М., 2000.
О. В. Суворов
|
||
|
|||
246
|
|||
ГОНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ
|
|||
|
|||
ОНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ (лат. persecutiones) — ействия властей и/или господствующих религий направленные на дискриминацию, подавление, пресле-ование и уничтожение религиозных оппонентов. > основе Г. р. лежат прежде всего политические, рели-иозные, социально-культурные и цивилизационные ютивы. Часто сам факт принадлежности к определен-гому вероисповеданию, не поддерживаемому властями, читается преступлением, за это верующие подверга-этся карательным санкциям, запрету вести традици-1нный образ жизни, совершать обряды, как того трепет их религиозная принадлежность. Г. р. имели место ia протяжении всей истории религии, совершаются >ни и в наши дни. С момента своего зарождения хрис-ианская церковь и христиане испытали множество 1евзгод и преследований по причине их преданности iucycy Христу. Гонения на Иерусалимскую церковь на-ились с ареста апостолов Петра и Иоанна, которые федстали перед судом Синедриона, а затем охватили $сю церковь. В 32 подвергся преследованиям диакон ^тефан, ставший первым мучеником, обвиненным гудеями в оскорблении Храма и Закона. Жестокие го-гения на христиан в Римской империи, где язычество хлпо государственной религией, происходили на протяжении первых трех веков н. э. Совершение официального общественного культа, включавшего поклонение римским богам считалось выражением патриотизма, и зтказ христиан от этого рассматривался как нелояль-ость власти. Римляне считали христиан одной из удейских сект, поэтому на них была перенесена не-риязнь, испытываемая в римском обществе по отношению вообще к евреям. Первое жестокое выступле-ie императорской власти против христиан произош-о во времена правления Нерона после пожара в Риме 54), в поджоге которого ложно обвинили христиан, это время были казнены апостолы Петр и Павел. Эс-лтологические ожидания христиан, их готовность ринять смерть за веру, их таинственные собрания, рас-!оостраняющиеся в римском обществе, неясные све-ния об употреблении ими в пищу «тела и крови» ста-эвились почвой для подозрений христиан во всевоз-ожных преступлениях и извращениях. В нач. 2 в. оператор Траян предлагал карать их за нежелание от-ечься от своих убеждений. В этот период гонения на ристиан охватили всю Малую Азию. Самым извест-ым мучеником того времени был казненный в Риме гнатий Антиохийский. В 250 император Деций из-ал указ, согласно которому все граждане империи яли обязаны принимать участие во всеобщих жерт-триношениях богам, за отказ от которых христиане эдвергались арестам и пыткам. Многие христиане, не ыдержав этого испытания, отрекались от веры, дру- |
гие спасались бегством, третьи просто покупали справки о совершении жертвоприношения. Наиболее кровавые гонения произошли при императоре Валериане (253-260), который запретил совершение иных культовых обрядов помимо официальных обрядов жертвоприношений языческим богам. Г. р. в восточной части империи закончились с поражением императора Лициния в войне против императора Константина (324), который в 313 провозгласил Миланский эдикт, вводивший в Римской империи свободу в исповедании религии. В христианстве Константин видел опору государства, а христиане наделялись даже некоторыми привилегиями. Жестокие гонения не смогли, однако, сдержать распространения христианства и в определенной степени способствовали более четкому оформлению его вероисповедания и культа. В эпоху Великого переселения народов (4-7 вв.) территории, населенные христианами, подверглись завоеваниям язычников: германцев (Италия, Испания, Франция, Англия) и славян (Византия и Балканский п-ов), которые относительно быстро приняли христианство. В то же время христиане, проживавшие в странах Востока (Персия, Балканы, Сев. Африка, Испания, азиатские районы Византийской империи) подвергались насильственной исламизации. Распространение христианства в Азии, Америке, Африке, куда христианские миссионеры продвигались вместе с вооруженными отрядами колонизаторов, сопровождалось гонениями со стороны христиан в отношении аборигенов — приверженцев местных верований. Жестокие Г. р. произошли в Европе в эпоху Реформации и в конце эпохи Просвещения во время Французской революции (1789-1799). Дело в том, что источником Г. р. могут быть не только межрелигиозные, но и внутрирелигиозные противоречия, а также противоречия между религиозным и нерелигиозным мировоззрениями. Особенно жестоким преследованиям подвергались религиозные группы, отделившиеся от господствующей религии, еретики, свободомыслящие и атеисты. Они подвергались судебным и внесудебным преследованиям, пыткам, тюремным заключениям и казням, включая костры инквизиции и обезглавливание. Местом лишения свободы и тюремного заключения нередко служили монастырские тюрьмы. В России гонениям подвергались не только приверженцы языческих культов, но и раскольники-старообрядцы, духовные христиане, верующие «инославных» и других не признанных властями христианских вероисповеданий. После Октябрьской революции в результате отделения церкви от государства и провозглашения свободы совести, многие религии, подвергавшиеся при самодержавии Г. р., получили религиозную свободу, но впоследствии подверглись |
||
|
|||
247
|
|||
ГОСУДАРСТВ!· Η НА Я РЕЛИГИЯ
|
|||
|
|||
преследованиям со стороны государства, насаждавшего атеистическую
идеологию. Тотальные Г. р. наблюдались в гитлеровской Германии после
прихода к власти нацистов. 11рипятие в 1948 Всеобщей декларации прав
человека, в которой провозглашено, что «каждый человек имеет право на
свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию
или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как
единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении,
богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков» (статья 18),
способствовало утверждению этих принципов в национальном законодательстве
многих стран и, как следствие, ограничило дискриминацию по признакам
отношения к религии. Однако Г. ρ продолжаются и в 21 в. В докладе
Госдепартамента США о свободе религии в мире за 2005 рассмотрено положение
в деле обеспечения свободы вероисповедания в 197 государствах. Согласно
этому докладу, хуже всего ситуация с соблюдением религиозных свобод обстоит
в Мьянме, Китае, Сев. Корее и на Кубе. К странам, где власти враждебно
относятся к религиозным меньшинствам, отнесены Эритрея, Иран, Лаос,
Саудовская Аравия, Судан, Узбекистан и Вьетнам. Предвзятая политика со
стороны властей (дискриминация) в отношении религиозных групп имеет место в
Бангладеш, Египте, Индии и Шри-Ланке, России, Азербайджане, Белоруссии,
Брунее, Индонезии, Израиле и на оккупированных территориях, Малайзии,
Пакистане, Турции, Грузии, Туркменистане, Объединенных Арабских Эмиратах и
др. Негативное отношение к некоторым религиозным течениям или т. наз.
сектам отмечается в трех европейских странах — Бельгии, Франции и
Германии. В Иране подвергаются уголовным преследованиям и казням бахай,
уничтожаются их кладбища, закрываются школы. В Китае репрессиям
подвергаются буддисты, представители новых религиозных движений. В
современной России под предлогом борьбы за «духовную безопасность»
продолжается дискриминация ряда протестантских, мусульманских и новых
религиозных объединений и движений, наблюдается ис-ламофобия и
антисемитизм. Российские православные «сектоведы» для борьбы с
инаковерующими стремятся привлечь правоохранительные органы и психиатрию,
опереться на мощь репрессивного аппарата, берут на вооружение методы
депрограммирования, разработанные протестантскими фундаменталистами.
Этому способствует тенденция клерикальной идеологизации государства,
антиконституционные законопроекты по выделению «традиционных»,
«нетрадиционных» и «социально-опасных» религий, ограничению миссионерской
деятельности. Г. р. обусловлены нарушением прин-
|
ципов свободы совести, использованием религии в политических целях,
манипулированием общественным сознанием посредством использования
религиозного фактора, расовой, национальной и религиозной сегрегацией,
рецидивы которой наблюдаются пже в демократических светских государствах.
Противодействием Г. р. занимается ряд международных, зарубежных и
российских правительственных и неправительственных организаций:
Международная Хельсинкская федерация, Международная амнистия, Комиссия США
по международной религиозной свободе, Аппарат упс : помоченного по правам
человека и Институт свобо дь совести в РФ и др. К конфессиональным
правозащитным организациям относятся Международная ассоциация религиозной
свободы, Комиссия по религиозной свободе международного евангельскою альянса
Институт религии и права и др. Ежегодно публикуются доклады о соблюдении
религиозной свободы в мире (Госдепартамент США), в России ι Московская
Хельсинкская группа и Институт свободы совести .
СЛ. Мозговой
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ — религиозная идеология и деятельность, утвержденная
государством в качестве обязательной или наиболее предпочтительной для
подданных нормы публичной религиозной жизни. В Г. р. религиозные ценности
совмещаются с этатистскими (франц. etat — государство!, образуя
синкретическое религиозно-этатистское мировоззрение Классический образец
такого мировоззрения, был развит в форме «римскогомифа». «Римский
миф» — клю чевая мифологема древнеримской религии. Уже на заре римской
государственности формируется мифологическое повествование об Энее, сыне
троянца Анхиса и богини Афродиты, основателе Рима, будто бы принесшем из
Трои священные залоги славной судьбы Рима. С историей основания города были
увязаны также мифические братья-близнецы Ромул и Рем, сыновы бога войны
Марса, вскормленные волчицей. Божественным покровителем и олицетворением
могущества Рима был провозглашен Юпитер, в честь которого в 6 в. до н. э. на
Капитолийском холме возведен храм. «Римский миф» устанавливал, что
город-государство Рим находился под опекой особого гения — «гения римского
народа» (genius populi Romani). Так «римский миф» угверждал идеи чудесного
основания Рима и божественного предопределения его великой судьбы.
Развивавшиеся на протяжении веков мифологизация и сакрализация
Рима получают в императорскую эпоху свое завершение посредством
обожествления «Вечного города» в образе Dea Roma — «богини Рома»,
олицетворявшей Рим (слово «Рим», «Рома» в лат. языке
|
||
|
|||
248
|
|||
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ
|
|||
|
|||
«.ейского рода). Объектом сакрализации в Г. р. высту-ают государство и его институты — органы власти, а коны, границы, символы и т. д. Монархическое го-ударство может персонифицироваться в личности равителя, которая деифицируется (см. Деификация) ι окружается культом (см. Императоров культ). При ьторитарных политических режимах такой обожеств-енной фигурой, стоящей в центре Г. р., является дик-атор (напр., Гитлер в нацистской Германии). В боль-иинстве случаев в своих истоках такие религии не были вязаны с деятельностью государства, исторически юзникая как культ предков или некоего божества. На »пределенном историческом этапе они попадают в поле функционирования государства и провозглашаются Г. р. "аков, напр., путь превращения в Г. р. христианства в 'имской империи, ислама во многих средневековых 1рабских странах. Государство выступает субъектом 1егитимизации религии в качестве государственной. Статус Г. р. учреждается высшими государственными шститутами (власть монарха, парламент и т. п.) и закрепляется в законодательных документах (эдикты им-тераторов, конституции и т. п.). Государство, как пра-лило, берет на себя полностью или частично финансирование деятельности Г. р. Люди, профессионально анятые обслуживанием Г. р., фактически выступают осударственными служащими и состоят на полном тли частичном обеспечении государства. Напр., после церковных реформ Петра I, которые привели к превращению Русской православной церкви в Г. р. Россий-кой империи, православные священники, по сути, !ерешли на положение чиновников, служивших по духовному ведомству». В монархической Франции католические священники получали жалованье от государства. После победы революции 1793 они обязаны были присягнуть конституции, после этого Конвент сохранил священникам государственное содержание. В истории известны случаи, когда религиозная идео-огия и культ сразу создавались и конституировались ак Г. р. Историческим образцом такой государственной деятельности являются решения Конвента и Комитета общественного спасения — институтов влас-и, возникших в ходе Великой французской революции. В течение 1793-1794 эти центральные органы власти, а т а к ж е органы местного самоуправления (коммуны) вели интенсивную деятельность по учреждению религии природы», «разума», «свободы», «правды» идеологи — П. Шометт, А. Клоотс и др.) или «религии Высшего существа» (идеологи — М. Робеспьер, Ж. Дантон и др.), которые создавались на основе идей Просвещения и были призваны стать Г. р. республиканской Франции. Основные функции Г. р. — сакрализа-1ия государственных институтов и представляющих |
эти институты личностей (вплоть до деификации), консолидация подданных
вокруг этатистских ценностей, унификация публичной и частной религиозной
жизни, манипулирование массовым сознанием на основе религиозных мотиваций.
Государство зачастую перелагает на институты Г. р. некоторые общественные
функции (напр., заботу об инвалидах). В древности и Средневековье
существование Г. р., опиравшихся на сращивание государства и религии, было
типичным явлением общественной жизни (Египет, греческие города-государства,
Римское государство, Византия, Япония, Китай и т. д.). В Новой и Новейшей
истории Европы география распространения Г. р. резко сузилась, хотя и в 21
в. в некоторых европейских странах сохраняется Г. р., напр. лютеранство
в Норвегии, англиканство в Англии, пресвитерианство в
Шотландии. Глава 14 Конституции РФ декларирует отказ от учреждения Г. р. В
мусульманских странах (Саудовская Аравия, Иран и др.) ислам по-прежнему
широко представлен как Г. р. Всего в мире существует ок. 55 Г. р. Усиление в
кон. 20 в. религиозного фундаментализма укрепляет позиции сторонников
Г. р.
А.П. Забияко
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ — церковь, наделенная в данной стране особым,
привилегированным статусом. Понятие Г. ц., строго говоря, применимо только
к христианским странам, т. к. сам термин «церковь» используется для
христианских централизованных религиозных организаций. Для других
конфессий правильнее говорить о государственной религии или
государственном культе. Со времен императора Константина,
провозгласившего в 4 в. христианство государственной религией
Римской империи, христианская церковь почиталась как представляющая
единственно истинную религию в стране. Все же прочие
вероисповедания рассматривались как заблуждения, в той или иной мере
терпимые либо преследуемые, но лишенные государственной поддержки. Нормы
канонического права Г. ц. рассматривались как источник законодательства,
их обязательность для паствы Г. ц. обеспечивалась государственным аппаратом
принуждения. В католических странах получила распространение теория
папоцезаризма, согласно которой папа римский обладает верховенством
как духовной, гак и светской власти; короли и императоры получают власть из
его рук. Будучи Г. ц. в конкретной стране, Римско-католическая церковь
признает своим верховным руководителем не главу государства, а папу. В
православных странах, в Византии и в допетровской Руси официально
признавалась концепция симфонии властей, т. е. согласованного и
равноправного существования светской
|
||
|
|||
249
|