Я
«Я И ДРУГОЙ» В РЕЛИГИИ — способ осознания и
переживания личностью религиозного общения, в
ходе которого субъективный мир одного верующею
открывается для Другого. Такое осознание и переживание
осуществляется благодаря отраженной субъектности
— идеальной представленности в сознании личности
этого Другого. Данная способность присуща личности
в развитых религиях; «Я» — это самость, субъект
телесно-духовной целостности человека, мыслящий,
чувствующий, волеизъявляющий, действующий, понимающий
тождественность с самим собой и нетождественность
с «не-Я», Другим. Способность сознавания
связи «Я и Другой» формируется в процессе социализации
в условиях религиозной среды: религиозные
общение и деятельность, в которые непосредственно
включен индивид, интериоризуются в его психологии
и могут развертываться в идеальном плане. Как и всякое
общение, религиозное имеет коммуникативную,
интерактивную и перцептивную стороны, осуществляется
посредством общественно-психологических процессов
сообщения, внушения, взаимозаражения, идентификации,
взаимовосприятия, персонализации и др.
Оно складывается в соответствии с религиозным сознанием,
с помощью языка религии, совокупности специализированных
знаков и символов, в культе (см.
Культ религиозный) и во внекультовой деятельности.
Религиозное общение обусловливает своеобразие отраженной
субъектности религиозной личности —
представленности Другого в «Я» и «Я» в Другом, «Я» в
«Ты» и «Ты» в «Я». «Другой» может представать перед
религиозным «Я» в непосредственном общении как
«Значимый Другой» человек — священник, пастор,
епископ, духовник, папа, патриарх, раввин, имам, гуру,
наставник, близкий в общине верующий и т. д. «Значимый
Другой» может актуализироваться в идеальном
плане как образ существовавшего когда-то лица (основателя
религии, активного ее деятеля, проповедника,
учителя, святого, мученика за веру и др.) или гипостазированного
существа (Бога, ангела* демона, бодхисаттвы,
Гайбы, Иблиса, джинна и др.). В этом случае связь
«Я — Значимый Другой во мне» реализуется во внутреннем
диалоге с помощью речи про себя, устной, жестовой
и др., такой диалог находит выражение в молитве,
исповеди перед Богом, медитации, рецитациях, повторении
заклинательных формул и т. д. Религиозная
личность может достигать непосредственного тайнозрения,
богосозерцания в мистическом опыте, в состоянии
сатори (в дзэнской практике) и т. д., и тогда «Я»
сливается с «Другим во мне», с «Абсолютным Ты», наступает
«пресуществление Я», и диалогические формы
связи снимаются.
КН. Яблоков
ЯЗЫК РЕЛИГИИ — см. Религия и язык.
ЯЗЫЧЕСТВО (от церк.-слав. языцы, т. е. народы, инородцы)
— термин, введенный в оборот богословами
монотеистических религий (иудаизма, христианства,
ислама) для обозначения всех верований и обрядов,
возникших в условиях первобытного родоплеменного
строя и при его разложении до образования национально-
государственных религий. Длительное время
в теологическом языке и в повседневном обиходе синонимом
термина «язычники» выступал термин «погане
» (калька лаг. paganus — пуща, необжитая часть
леса), используемый со времен Августина Аврелия. Термином
«Я.» богословы — приверженцы монотеистических
религий выражали отрицательное отношение к
тем ранним (примитивным) верованиям и этнорелигиозным
группам, которые еще «не встретились» (К. Ра
1239
нер) с христианством, иудаизмом или исламом. С т. зр.
представителей культурной антропологии, в термине
«Я.» выражается этноцентрическая позиция тех групп,
которые считают: все, что не относится к их собственной
культуре, лишено всякой ценности. По определению
известного историка и этнографа С.А. Токарева,
термин «Я.» не имеет собственного научного содержания
и соответствует термину «племенные культы».
Магия (действия и обряды, совершаемые с целью повлиять
сверхъестественным путем на явления природы,
животных и человека), анимизм (вера в существование
душ и духов), аниматизм (представления о безличной
силе, действующей в природе и оказывающей
влияние на жизнь людей), фетишизм (поклонение неодушевленным
предметам, которым приписываются
сверхъестественные свойства), тотемизм (вера в
сверхъестественное родство между человеческими
группами и животным или растительным миром), политеизм
(поклонение нескольким, а не одному, богам)
и другие формы религии, к которым применяется термин
«Я.», послужили основой для всех без исключения
позднейших религий, как национальных, так и мировых.
Так, христианство сформировалось на основе иудаизма,
митраизма и других более ранних религий; в
свою очередь, представления и культы этих религий
восходят к верованиям и обрядам (языческим) доклассового
строя. Многообразные языческие верования
всегда переплетались с мировоззрениями различных
народов, определяя конкретный этнорелигиозный
комплекс. В этом смысле «языческие» религии народов
Древнего Египта, Древней Месопотамии, а также
религии древних кельтов, германцев, скандинавов, американских
индейцев, славян и др., обладая общей основой
в виде олицетворения природы, отличались друг
от друга этноплеменной спецификой в виде собственных
богов-покровителей, ритуального своеобразия и
др. Основным содержанием славянского Я. стали аграрные
культы, принявшие уже в I тыс. до н. э. общественный,
общеплеменной характер. Славянское Я.
прошло следующие этапы: дуалистического анимизма
(культа вампиров и берегинь), культа божеств плодородия
(Рода и рожаниц), пантеона персонифицированных
богов во главе с дружинным богом Перуном.
В процессе своего становления православие русское вобрало
в себя многие древнеславянские представления,
вошедшие впоследствии в его вероучение, культ и церковный
календарь (святки, масленица, культ хлеба,
культ березы, яблочный спас и др.). Древним культурам,
по отношению к которым применяют термин «Я.»,
была присуща мифологическая форма мировоззрения.
В этой форме соединялись религиозный, познавательный,
нравственный, эстетический и другие виды человеческого
опыта, выражавшего наиболее общие пред
ставления об окружающем мире. В языческом сознании
и в языческой мифологии отражались циклы развития
и угасания в природе, характерная для архаической
родоплеменной культуры взаимосвязь человека с
природой и ее олицетворение, а также вытекавшие из
родоплеменных порядков представления о всеобщем
равенстве членов общины. Сакрализация таких порядков
препятствовала социальному расслоению общества
там, где Я. оставалось основным типом мировоззрения.
Языческие представления и практики в силу различных
причин возродились в 20 в. во многих странах мира
в виде неоязычества·, в России Я. возрождается со вт.
пол. 1980-х гг. среди народов Севера (Марий Эл, Якутия
Саха), нетюркских народов Поволжья и др.
Ф.Г. Овсиенко
ЯЗЫЧЕСТВО РУССКОЕ — автохтонная религия восточнославянской
общности, возникшая в результате
переработки восточными славянами индоевропейского
наследия, раскрытия собственного религиозного опыта
и выборочного усвоения других религиозных традиций,
прежде всего христианства. Понятие «Я. р.» в
современном словоупотреблении в значительной мере
синонимично понятию «древнеславянская религия». Первоначально
слово «язычество» возникло в православном
языке и литературе. Язычниками средневековые
русские авторы называли иноверцев и иноплеменников.
Слово «язычник» производно от слова «язык», взятом
в значении «иной народ», «чужое наречие». Это слово
встречается уже в Остромировом Евангелии (10561057).
В церковнославянском переложении Нового
Завета слово «язычники» соответствует греч. .. ....
оригинала и лат. gentes, ethnici Вульгаты. Язычное — это
этнически чуждое («народ язычьнъ»), а также вообще
стороннее правой вере. В процессе религиозного самоутверждения
христианские общины использовали заимствованные
из национальных языков слова, обозначавшие
этнические сообщества, акцентируя при этом
признак «чужие по вере». В др.-рус. языке для обозначения
враждебных православным вероисповеданий и недружественных
народов применялось также слово «поганые
», производное от латинского обозначения нехристиан
(paganus— язычник, pagani— язычники).
Поганые — это неправо верующие соотечественники и
неправославные чужеземцы, «нехристи». Негативный
смысл, вложенный православием в понятии «Я. р.», был
обусловлен резким неприятием автохтонной религии и
сгремлением ее искоренить. Воздействие христианства
обусловливало прежде всего деградацию Я. р. Однако под
влиянием христианства древняя традиция не только разрушалась,
но и эволюционировала: христиансгво способствовало
трансформации языческого пантеона, внедряло
новые идеи или подавало стимул к переосмыслению
1240
старых. Так, проникавшие на Русь отголоски богомильства,
построенного на последовательно дуалистических
воззрениях, могли способствовать кристаллизации бытовавших
в народе древних космогонических и этических
представлении, в наивных понятиях пестовавших
мысль о противоборстве света и тьмы, добра и зла. Определение
«христианизированных» версий Я. р. — процедура
чрезвычайно сложная, но весьма необходимая.
А.Н. Веселовский показал, что Я. р. после христианизации
не только не деградировало, но и в отдельных частях, способных
к сосуществованию с христианством, развивалось.
Такого рода подход, получивший название «встречного
течения», чрезвычайно важен и плодотворен для понимания
не только тех процессов, что остались в прошлом,
но и для осмысления современных религиозных тенденций.
Взаимовлияние христианства и Я. р. привело к возникновению
синкретизма религиозного, который в отечественной
литературе зачастую определяется понятием
«двоеверие». Типологически Я. р. — народная, политеистическая
религия с элементами генотеизма. В современной
религиозной ситуации реконструированные фрагменты
Я. р. входят в разные варианты русского неоязычества.
(См. также: Народная религия; Язычество).
А.П. Забияко
ЯКОВИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Сиро-Яковитская церковь)
— монофизитское крыло Ассирийской церкви Востока.
Яковитами назывались сирийские и египетские
монофизиты — сторонн ики учения Варсумы (Бар-Саумы)
Эдесского, Петра Гнафевса и Севера Антиохийских,
которым благоволили императоры Зенон и Анастасий.
Юстиниан (527-565), покровительствуя православным,
запретил монофизитские обряды рукоположения, но
императрица Феодора была сторонницей монофизитства.
Когда в 542-543 в Константинополь прибыл глава
одного из влиятельных арабских кланов аль-Харис ибн
Джабала, именно она склонила императора согласиться
послать в Сирию нескольких епископов (монофизитов).
Изгнанный с александрийской кафедры монофизитский
патриарх Феодосий поставил во епископа Бостры Феодора,
получившего право церковной юрисдикции над Палестиной
и Аравией, а Иакова Барадея во епископа Эдессы
с правом юрисдикции над Сирией и Малой Азией, от
имени которого, вероятно, и происходит название Я. ц.
Став епископом, Иаков Барадей (прозвище свое он получил
от «бардата» — грубая шерстяная попона) развил
бурную деятельность и, обходя пешком епархию, в течение
40 лет неустанно заботился о сплочении паствы.
Благодаря его стараниям возник новый штат монофизитских
клириков: 2 патриарха, 27 епископов, сотни священников.
В силу целого ряда причин: социально-экономических,
культурных, политических и проч. — монофизитский
сепаратизм оказался характерен для
1241
беднейших слоев общества, в основном крестьянства
внутренних диоцезов, мало подверженных «эллинизации
». Население крупных городов с меньшей охотой
шло на конфликт с Константинополем. Персидское и
арабское завоевания не пресекли развитие Я. ц., наоборот,
многие чиновники, врачи, учителя при Омейядах
были яковитами. Халиф Валид (нач. 8 в.) разрешил яковитскому
патриарху жить в Ан гиохии. В апогее своего
расцвета Я. ц. насчитывала 20 митрополичьих кафедр и
103 епархии и распространялась вплоть до Вост. Афганистана.
Позднее (при Аббасидах) якови гы стали подвергаться
гонениям наряду с остальными христианскими
деноминациями, арабы мстили им за свои поражения.
В 10 в. византийский император Никифор Фока
старался восстановить всех восточных христиан против
арабов, однако яковитский патриарх Иоанн Саригха отказался
от диалога с константинопольским Полиевктом,
предпочтя мусульманское иго греческому. Крестоносцы
не допускали яковитов как еретиков ко Гробу Господню.
Тюркская экспансия заставила яковитов искать в 13 в.
защиты у Рима, но уния была ими отвергнута. Нашествие
Тамерлана (кон. 14 в.) вынудило яковитов спасаться бегством.
К этому же времени относятся схизматические
движения внутри самой Я. ц., которые приводили к возведению
одновременно нескольких претендентов на
патриарший престол. С 1166 по 1924 официальной резиденцией
главы Я. ц. считался монастырь св. Анании
Дер эз-Запфаран близ Мардина. Один из патриархов
(«законный») находился там, другой, избираемый епископами
Киликии (современная Центральная Турция),
в Сисе, третий, «патриарх сирийцев», в монастыре БарСаумы,
четвертый, патриарх Тур-Абдина, в монастыре
св. Иакова в Салахе. Второй по значимости фигурой после
патриарха с 9 в. у яковитов становится мафриан («плодоносный
»), в обязанности которого входят епископские
рукоположения и интронизация вновь избранного
«патриарха Антиохийского» (хотя в Антиохию его не
пускали ортодоксы-халкидониты), поскольку обычно
патриарх избирается епископами по жребию. Одним из
выдающихся церковных писателей был мафриан Григорий
Вар-Гебреус, полиглот, комментатор Библии, автор
ценнейших «Хроник» (всемирной истории), трудов по
истории и каноническому праву Я. ц. К кон. 16 в. численность
яковитов составляла не более 50 тыс. человек, а в
сер. 19 в. — 180 тыс. человек, большая часть из них проживала
в Сирии и Месопотамии, на горе Джебель-ТурАбдин
и в Индии. Число епархий сократилось до 23. Рассеянию
общины способствовала Первая мировая война
— турецкие власти преследовали яковитов наравне с
несторианами-сирийцами. В 1950-1960-е гг. многие
яковиты эмигрировали из Сирии и Ирака в Ливан, а также
в Европу и Америку. Патриаршая кафедра в 1924 была
перенесена из Мардина в Сирию (г. Хомс), а в 1959 в
Дамаск. Нынешний предстоятель Я. ц. — Сирийский
православный патриарх Антиохии и всего Востока Игнатий
Закка I Ивас был избран в 1980. С 1939 функционирует
Сирийская православная семинария св. Ефрема
(Ливан). В 1962 была открыта еще одна, в монастыре св.
Гавриила. Сегодня в мире насчитывается ок. 950 тыс.
яковитов, половина из которых проживает в Сирии, а
остальные на территории Ливана, Ирака, Иордании, Турции.
Есть отдельные епископии в США и Бразилии.
И.П. Давыдов
ЯПОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из
автономных церквей, находящаяся под юрисдикцией
Московского патриархата (см. Автономия церковная).
Возникла в 1861. Bee возникновении большую роль
сыграл епископ Николай (Касаткин). Еще будучи иеромонахом,
он начал миссионерскую работу в Японии.
Синод Русской православной церкви предоставил ему
право собирать пожертвования для миссии и Я. п. ц. До
своей кончины в 1912 он окрестил в православную веру
ок. 20 тыс. японцев и перевел на яп. язык Новый Завет
и многие богослужебные книги. За особую роль в основании
Я. п. ц. в 1970 он был причислен к лику святых.
В 1891 состоялось освящение собора Воскресения
Христова, который был построен в г. Токио, ставшее
важнейшим событием в жизни японской православной
общины. К этому времени в Я. п. ц. насчитывалось
216 общин и в них 18 625 верующих, 18 священников
и 5 диаконов. Русско-японская война 1904-1905 вызвала
в России негативное отношение к Японии, в результате
чего значительно сократились пожертвования
на миссию. В 1912 скончался святитель Николай. После
революции 1917 в России японская миссия угратила финансовую
поддержку. Для Я. п. ц., которая почти полностью
зависела от пожертвований со стороны православных
из России, финансовые потери являлись жизненным
вопросом. С весны 1918 все японские приходы
стали самостоятельными в материальном отношении и
за счет пожертвований своих прихожан содержали духовенство
и катехизаторов, церкви и молитвенные дома.
Но все же из-за нехватки средств пришлось закрыть
семинарию и женскую школу. В 1929 православных
японцев рассеянных всюду: и в Америке, и в Москве, и
в других местах, — насчитывалось 38 665 человек. Но
оседло живущих в Японии, посещающих церковь, несущих
все церковные расходы было только 15 772 человека.
Несмотря на трудности, которые испытывала
церковь, происходили крещения, и естественным путем
церковь увеличивалась на 250-300 человек в год,
причем половина крещеных были дети. В 1940 Я. п. ц.
была зарегистрирована отдельно как «Религиозная
организация Японская православная Церковь Христова». Из-за канонических
разногласий с Русской пра
вославной церковью после революции 1917 Я. п. ц. находилась
под юрисдикцией Американской митрополии
(1945-1970) Когда в 1970 Московский патриархат
предоставил Православной церкви в Америке автокефалию,
последняя возвратила Я. п. ц. под юрисдикцию
Москвы, а Москва, в свою очередь, объявила Я. п. ц.
автономной. В результате получения Я. п. ц. статуса автономной
(в 1970) образовались три епархии: Токийская
архиепископия, епархия Зап. Японии с центром в
г. Киото и епархия Вост. Японии с центром в г. Сендай,
где в 150 приходах служат 30 священников и 5 диаконов.
Большинство приходов расположено на северном
о. Хоккайдо. Все духовенство — японского происхождения
и получило образование в духовной семинарии
в Токио. Численность последователей Я. п. ц. составляет
30 тыс. человек. 22 марта 1972 патриарх Московский
и всея Руси Пимен благословил назначение епископа
Феодосия (Нагасимы) архиепископом Токийским, митрополитом
всея Японии. Этим завершился процесс
приобретения Я. п. ц. самостоятельности. Воскресенский
собор в Токио стал кафедральным собором Я. п. ц.
А.Н. Лещинский, Л.А. Лещинский
ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1969) — немецкий философ,
психиатр, политический публицист, один из
основателей экзистенциализма. Выпускник Гейдельбергского
ун-та (1908), доктор медицины (1909), доктор
психологии (1913), профессор психологии (с 1916),
профессор философии (с 1922) Гейдельбергского
(1916-1948) и Базельского ун-тов (1948-1961). С 1937
по 1945 был отстранен от преподавания за антинацистские
взгляды и связь с евреями (супруга Я. была из
еврейской семьи). Основные работы: «Общая психопатология
» (1913), «Психология мировоззрений»
(1919), «Духовная ситуация времени» (1931), «Философия
» (1931-1932, в 3 т.), «Вопрос о вине» (1946), «Ницше
и христианство» (1946), «Философская вера» (1948),
«Истоки истории и ее цель» (1949), «Разум и антиразум
в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях
нового гуманизма» (1962), «Куда движется ФРГ» (1967).
Я. определял свою мыслительную деятельность как
«философствование» — размышление, движение идей.
Методология «философствования» Я. тесно связана с
традицией Парменида, Августина, И. Гете, И. Канта,
М. Вебера, Ф. Ницше, С. Къеркегора, М. Хайдеггера. Центральным
понятием «философствования» Я. выступает
экзистенция — глубинное ядро человеческой личности,
необъективируемый и непредметный, ноуменальный
мир свободы и самости. Наиболее ярко экзистенция
проявляется в соотношении с другой экзистенцией
— в акте «коммуникации» (который открывает то,
чем человек отличен от прочих) — ив пограничных
ситуациях. Смерть, тяжелая болезнь, страдание, вина,
1242
борьба и др. вырывают человека из «бытия-в-мире»
повседневности, рутины, страсти, забот и огорчений и
выводят в мир трансценденции — конечный по Я. предел
любого бытия и мышления. Трансценденция поставляет
«шифры», которые явлены в форме мифологии,
поэзии, философии, природы; их назначение —
придать смысл и ценность человеческому существованию.
Соотношение экзистенции и трансценденции
осуществляется в акте философской веры. Религиозная
вера трансформирует «шифры» в символы, задающие
предметность трансценденции. В отличие от религиозной,
философская вера избегает опредмечивания
«шифров» и основывается не на Откровении, а на осознании
существования непознаваемой реальности. По
мысли Я., философская вера занимает промежуточное
место между религией и наукой, обладает тем качеством
всеобщности для всего человечества, которое не смогли
развить широко распространенные религии — буддизм,
брахманизм, христианство, иудаизм, ислам. Философская
вера древнее религий. Время ее рождения — период
между 8 в. и 2 в. до н. э., когда одновременно в Китае,
Индии, Персии, Палестине, Греции возникли духовные
движения, сформировавшие современное человечество.
Это время «осевой эпохи» в мировой истории, основы
общеисторического бытия. В работе «Ницше и христианство
» Я. дал критический анализ нигилистической
концепции и взглядов Ницше на сущность и историю
христианства, христианские и антихристианские импульсы
и противоречия. Многие идеи Я. позитивно восприняты
протестантскими модернистами.
Соч. на рус. яз. : Философская вера. М. 1992; Ницше и христианство. М., 1994;
Смысл и назначение истории. М.,
1994; Карл Ясперс: философская автобиография. М., 1995; М. Хайдеггер // К.
Ясперс. Переписка (1920-1963). М., 2001.
P.A. Кобызов
ЯХВЕ (др.-евр. JHWH) — имя Бога в Танах, священной
книге иудаизма, тексты которой (переведенные на
греч., лат. и другие европейские языки) составляют ядро
Ветхого Завета. В иудаизме — исторически первой монотеистической
религии — развивается представление
о том, что существует единственный Бог, творец и полновластный
повелитель мира, нравственный законодатель
и вершитель судеб как отдельных людей, так и
целых народов. Многие сюжеты, в которых раскрывается
образ Я., обнаруживают влияние сюжетов различных
мифологий Средиземноморья, однако в образе Я.
есть и черты, радикально отличающие его от богов политеистических
религий (см. Политеизм). Так, отсутствует
мифологическая история взаимоотношений Я.
с другими богами (у него вообще нет партнеров на бо
жественном уровне бытия — божественной супруги,
соперников и т. д.). Поэтому особое значение приобретает
отношение Бог-человек; развитие этого отношения
представляет собой священную историю, в которой
Бог открывается человеку. Она начинается с сотворения
мира и первых людей, их грехопадением и
изгнанием из рая, а своим ключевым событием имеет
завет (договор), заключаемый Я. с избранным им еврейским
народом. Взяв народ под свое покровительство,
Я. выводит его из Египта («дома рабства») в Землю
обетованную и через Моисея дает ему законодательство,
ядро которого образуют 10 заповедей. Первая из них
заключает в себе требование строгого монотеизма: «Да не
будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).
Именно Моисею Бог открывает свое имя Я., которое не
было открыто патриархам. Традиционное толкование
этого имени связано с глаголом hyh, употребляющемся
преимущественно в значении «быть». В синодальном переводе
Библии за вопросом Моисея о том, каково имя
Бога, следует текст: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий.
И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал
меня к вам» (Исх. 3:14). Однако существуют и другие
варианты перевода. Так, в переводе И.III. Шифмана этот
стих звучит следующим образом: «И сказал Бог Моисею:
«Я есмь Тот, Кто Я есмь!» И Он сказал: «Так скажи
Сынам Израиля: «Я-Есмь послал меня к вам» (Шифман
И.Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993.
С. 113). Поскольку глагол hyh имеет также значение
«жить», то это имя может означать: «Он дает жизнь»,
«Он есть Бог живой». Возможны и другие толкования.
Одна из заповедей запрещает произносить имя Бога
всуе, поэтому при чтении Торы вслух оно заменялось
именем «Адонай» (Господь). Когда в 7 в. масореты снабдили
вокализацией (гласными) текст Танах, содержавший
первоначально только согласные буквы, они поступили
с именем Бога согласно общему правилу «кетиб-
кере» (написанного и читаемого), а именно:
согласные буквы первоначального имени остались в
неприкосновенности, однако к ним были добавлены
гласные, в действительности принадлежавшие имени
«Адонай», т. е. слову, которое при чтении вслух произносилось
взамен написанного, а консонантный состав
(согласные) произносимого вслух слова помечался на
полях. Если буквы, сочетаемые т. обр. при записи в тексте,
соединить при чтении вслух (что идет вразрез с
нормами др.-евр. языка), имя будет звучать как «Иегова
», каковое чтение получило распространение у христианских
богословов в Средние века.
Е.В. Рязанова
ЯХВИСТ — см. Элохист и Яхвист.