| |||
НЕООРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ | |||
достижениями науки, стремясь представить эти достижения как «переоткрытие»
индуистских идей. Многие идеи Н. (особенно Вивекананды) вошли в
официальную идеологию независимой Индии. Н. — сложное и многогранное
явление, он тесно переплетается с традиционным индуизмом. В настоящее время
границы между ними практически стерты. С.В. Пахомов
НЕОКОНФУЦИАНСТВО — религиозно-философское течение, возникшее в Китае в
эпоху Сун (одно из кит. названий течения — «Сун сюэ», «Учение эпохи Сун»,
960-1279), провозглашавшее необходимость укрепления позиций
конфуцианства и его дальнейшего углубленного осмысления. Поставив
такую задачу, представители Н. подготовили и утвердили в качестве
эталона конфуцианской мудрости «Сы шу», собрание сочинений
конфуцианских авторов. Стремление укрепить и развить позиции
конфуцианства было в значительной мере реакцией на успехи соперничающих
религий — даосизма и добившегося большого влияния к 10-11 вв.
буддизма, прежде всего — школы чань. Полемика Н. с даосизмом
и чань-буддиз-мом сочеталась с усвоением в переработанном виде
некоторых сторон этих религиозных систем (напр., элементов даосской
натурфилософии, чаньской психотехники и др.). К числу ведущих
мыслителей Н. относятся Чжоу Дуньи (1017-1073), по-новому осмысливший
категорию «Тай цзи» («Великий предел»), и провозгласивший приоритет
покоя; Чжан Цзай (1020-1077), развивавший конфуцианскую космологию в
своем учении о единстве мира; братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И
(1033-1107), акцентировавшие мироустроительную роль «ли» — принципа,
конституирующего бытие отдельных вещей и общего порядка мироздания.
Главенствующее место в Н. занимает один из крупнейших китайских
мыслителей Чжу Си (1130-1200). В юности Чжу Си был сторонником буддизма,
однако позднее стал убежденным последователем учения Конфуция и
Мэн-цзы, а после смерти был возведен в ранг наиболее чтимых корифеев
конфуцианства. Ему удалось создать соответствующий новой эпохе синтез
важнейших конфуцианских учений, обновить космологию, антропологию и
этику, усилить связи конфуцианской традиции с практической сферой
государственной деятельности. Традиционные нравственные категории
конфуцианства — «жэнь» («гуманность»), «чэн» («искренность») и другие
получили в учении Чжу Си универсальное измерение и стали основами
природной, социальной и ритуальной жизни. Огромное значение в концепции
Чжу Си имело учение о «ли» («принципе»), упорядочивающем мир (на этом
основании учение Н. |
зачастую называется «ли сюэ» — «учение о принципах»), Обретение
совершенства достигалось, согласно Чжу Си, в процессе постижения и
реализации «ли» в мире и в собственном сердце. Предложенный Чжу Си путь
«цзюнь-цзы» («благородного мужа»), совмещал древний конфуцианский идеал
мирского служения общему благу с идеей индивидуальной внутренней
самореализации в «сердце» («синь»), которая учитывала притягательные
аспекты чаньской духовной практики. В 16-17 вв. в рамках Н. в дискуссии
сучениями братьев Чэн и Чжу Си сложилось новое направление,
представленное прежде всего воззрениями Ван Янмина (1472-1529), которое
уделяло первостепенное внимание субъективному началу — «синь»,
«сердцу». В 19 и 20 вв. Н. развивалось и активно реагировало на
общественно-политическую жизнь в Китае. Оно оказало существенное
влияние на религиозно-философскую и общественно-политическую мысль
Кореи. Значительную роль Н. сыграло в Японии в период Токугава
(1603-1867), причем не только в политической сфере. Призыв идеологов Н.
к почитанию древней мудрости стимулировал в Японии рост влияния
автохтонной религии японцев — синто (см. Синтоизм). А.П. Забияко
НЕООРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ — течение в протестантской теологии,
сложившееся в 20-х гг. 20 в. как противоречиво-критическая реакция и
на обмирщение христианства в либеральном протестантизме
(см. Либеральная протестантская теология), и на
фундаменталистский буквализм. Включает в себя такие направления,
как «диалектическая теология», «теология кризиса», «теология
парадокса», «теология слова Бога». Хотя термин «неоортодоксия»
обычно используется в качестве обобщающего синонима для названий
всех этих концепций, своим происхождением он обязан американскому
варианту диалектической теологии, который появился позже
европейского и под его влиянием. Основные представители европейской
неоортодоксии — К. Барт, Р. Бультман, Э. Бруннер, Ф. Гогартен,
О. Кульман, Г. Мерц, Э. Турнейзен, американской — Р. Нибур, П.
Тиллих. За пределами Германии и Швейцарии, где она возникла,
неоортодоксию разрабатывали П. Мюри (Франция), Н. Зее (Дания), К.
Мискотт (Нидерланды), Й. Громадка (Чехословакия). Н. п. начинается с
концепции «диалектической теологии» Барта, изложенной в его работе
«Послание к римлянам» (1919) и поддержанной молодыми теологами —
сторонниками основанного Мерцем журнала «Между временами»
(1923-1933). Ее возникновение обязано также влиянию па-радоксализма
С. Кьеркегора и экзистенциальной диалектики Φ. М.
Достоевского. Будучи в идейно-теоре- | ||
683 | |||
| |||
| |||
НЕООРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ | |||
тическом плане изначально неоднородной, в 30-е гг. она распадается на
радикальный христоцентризм Бар-та-Турнейзена и новую «естественную теологию»
Брун-нера, на «демифологизацию Нового завета» Бультма-на и
«экзистенциальное Откровение» Гогартена. Одновременно способствует
возникновению, в период «Великой депрессии», американского направления —
неоортодоксии в узком смысле. В США главными центрами становятся Йельская
школа теологии и Объединенная теологическая семинария в Нью-Йорке, с 1941.
издается журнал «Христианство и кризис», редактируемый Нибуром (до 1966)
—самым значительным американским теологом прошлого века. В 40-60-е гг.
Европейская линия неоортодоксии обретает характер чисто академического
течения, американского же по-прежнему достаточно влиятельна, хотя ее
значение в протестантизме из-за усиления протестантского фундаментализма
ослабевает. Неоортодоксия возникает в период после Первой мировой войны. В
форме одного из течений протестантской мысли она отражает кризис
социального оптимизма и рационализма в общественной идеологии своего
времени (отсюда одно из ее названий — «теология кризиса»). Н. п. выступает
против попыток либерального протестантизма свести христианскую Весть к
морали, культу или идеям социальной справедливости, против прямого
приспособления христианства к ценностям современной цивилизации.
Главный ее призыв — вернуться к первоосновам Реформации. Тенденция к
«обновлению» христианства — обычное для протестантизма явление — в еще
большей степени реализуется в неоортодоксии. Однако само понятие
«обновление» трактуется по-разному: либо как поворот назад, к принципам
первоначального христианства и подлинному учению М. Лютера, либо как
поворот лицом к миру, когда христианство должно давать человеку ответы на
злободневные вопросы жизни и гармонизировать свои отношения с современным
миром, становясь сущностью культуры. Типичные для первой т. зр. — взгляды
Барта, для второй — Тиллиха. Барт отвергает философию за ее подход к
богопознанию через разум — через признание какой-то основы, родственной
для Бога и человека. Бог — нечто совершенно отличное от мира, в т. ч.
и в плане его восприятия, поэтому прямые суждения о Боге как таковом
неправомерны. Но о нем возможны высказывания экзистенциального порядка, т.
к. лишь в них человеческое существование выражается как деяние Бога. При
этом христианство должно быть освобождено от своей исторически-преходящей
оболочки — религии — и демифологизировано. Оно, в понимании Барта,
находится в разрыве с культурой и всем человеческим; только |
через Бога человек обретает свое подлинное существование и свою
подлинную сущность. Для Тиллиха же, напротив, религия — мера глубины
всей человеческой жизни, а Бог — имманентность миру. Теология Тиллиха —
это религиозная философия, основанная на корреляции христианского
Откровения с человеком в его метафизическом и историческом
измерении, христианской веры — со светской культурой. Поэтому
религия представляется Тиллихом в качестве «порыва к абсолютному»,
постигаемому разумом и верой, а философия — в качестве дополнения к
теологии: философия обязана ставить перел человеком экзистенциальные
вопросы, а теология должна отвечать на них. Согласившись, т. обр., в
том, что Иисус Христос есть единственное содержание теологии, и
отвергнув как либеральный, так и фундаменталистский ее варианты,
протестантские неоортодоксы расходятся в понимании того, как следует
объяснять христианскую весть современному человеку. Так или иначе,
Гогартен, Бультман и Бруннер, вслед за Тиллихом, вновь обращаются от
Христа к человеку, по лагая, что Бог открывается не только в Слове, но и
в человеческом существовании, а поэтому философия способна помочь
теологии в прояснении Слова Божьего. Тем самым они вновь оживляют
некогда ими же отвергнутые подходы либеральной теологии и поворачивают
теологию вт. пол. 20 в. в антропологическом направлении. Две
противоположные тенденции в Н. п. — обновления и догматизации
Символа веры — в целом все-таки усиливают модернизацию традиционного
христианства и используют для этого, гл. обр., герменевтический подход
и парадоксалистский способ мышления. Экзистенциальная диалектика
отчаяния и надежды, занявшая место гегелевской рационалистической
диалектики отвлеченных категорий, отчасти восполняет
неудовлетворенность человека невозможностью постичь разумом
противоположность между собой и Богом, между словом человека и словом
Бога, между временем и вечностью. Явившись определенной ступенью между
либеральной и радикальной теологией, неоортодоксия, в свою очередь,
инициировала последующие, связующие ее с «радикалами ·, учения — «безрелигиозное
христианство» евангелического пастора Д. Бонхёффера,
«Честность перед Богом» (название книги) англиканского епископа Дж.
Робинсона. Неоортодоксальные идеи повлияли также на концепции
католических теологов Г. У. фон Бальтазара и Г. Кюнга, на взгляды
некоторых религиозных экзистенциалистов, стимулируя современную
христианскую теологию даже в тех ее вариантах, которые развиваются в
размежевании и прямой полемике с ее исходными положениями. Можно
сказать. | ||
684 | |||
| |||
| |||
НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ | |||
что именно Н. п. определила основную тенденцию развития всей христианской
идеологии вт. пол. 20 в. — экзистенциально-антропологический путь к Богу. И. И. Иванова
НЕОПЛАТОНИЗМ О РЕЛИГИИ — представления о религии,
сформировавшиеся в 3-5 вв. в рамках неоплатонизма — последнего этапа
развития античного платонизма, вобравший в себя также многие идеи
Аристотеля, пифагорейцев,стоиков. У истоков неоплатонизма стоял
учитель Плотина Аммоний; после Плотина наиболее значимыми мыслителями
оказались Порфирий (систематизировал его сочинения), Ямвлих и последний
крупный античный философ Прокл. Неоплатонизм, подводя итог всей истории
античной философии, должен был оказаться и завершением философского
осмысления язычества. В этой связи в неоплатонизме сложилось
такое понимание цели и задач философии, которое было близким
религиозному мировоззрению. Занятие философией предполагало духовное
обращение, а философ выступал по отношению к слушателям прежде всего как
наставник. Собственно теоретические построения в неоплатонизме также
требовали религиозно-мифологической интерпретации, поскольку они
формировались в эпоху напряженных поисков новой религиозности, в
частности, в спорах с христианами и гностиками (см. Гностицизм).
Так,учение об эманации противопоставляет неоплатонизм
христианскому креационизму, а в полемике с гностиками Плотин
развивает учение о присутствии Бога в душе человека и в
мире. Бог таков, к а к и м мы о т к р ы в а -ем его в своей в н у т р е
н н е й ж и з н и , убежден мыслитель. Центр теоретической философии
Плотина составляет учение о бесконечном Абсолюте (Едином),
завершающем иерархию трех высших бестелесных ипостасей (Единое, Ум,
Душа). Единое трансцендентно, поэтому оно может характеризоваться либо
апофатически (см. Апофатическое богословие), либо с помощью
аналогий. Хотя вершину системы Плотина занимает Единый (Абсолют), в
целом его учение, завершая всю античную традицию философского
осмысления политеизма, противостоит монотеизму. Единое
порождает иерархически организованный мир форм (идей), заполняющих
весь универсум; Ум, Душа и Космос предстают как последовательность
уровней бытия, различающихся степенью единства форм, а каждая форма
представляет собой помысленное божество. Только само Единое и лишенная
всякой формы материя (небытие, нижняя граница Космоса) оказываются, т.
обр., вне той сферы бытия, которую организуют и хранят боги. В учении о
человеке Плотин выступает как продолжатель пифа-горейско-платоновской
традиции метемпсихоза. Ни- | схождение души в земной мир рассматривается у него как следствие ее слабости, неспособности всегда оставаться на своей духовной родине, оно может повлечь за собой и полное забвение о ее небесном происхождении. Преодоление этой опасности начинается с того, что человек должен направлять свою волю не на то, чтобы заботиться о своем теле, а на духовную жизнь. В качестве первого образа божественной реальности выступает, по Плотину, красота. Делая зримыми формы (т. е. самих богов), она тем самым вовлекает душу в поиски божественного. За красотой душа открывает благо (доброту), которое озаряет ее нежностью и становится началом любви. Продвигаясь в своем восхождении к Богу, душа стремится воссоединиться с Единым как своим началом, слиться с ним. Мистическое слияние души с Абсолютом (экстаз) означает возвращение к истоку эманации и благодаря этому — завершение ее движения по «кругу бытия». Ямвлих внес в учение неоплатонизма поправки, еще больше сблизившие его с религиозным мировоззрением. Прежде всего непосредственным элементом философской деятельности становится теургия. Трансцендентность абсолютного первоначала обосновывается у Ямвлиха выделением в Едином двух уровней — собственно неизреченного Единого и Блага; параллельно с этим и среди богов им различаются «надкосмические» и «внут-рикосмические» боги. Мыслители рационалистической ориентации неизменно оценивали эти изменения в концепции неоплатоников отрицательно. Напр. Г.В.Ф. Гегель в лекциях по истории философии утверждает, что у Ямвлиха мысль вырождается в фантазию, интеллектуальный универсум — в царство демонов и ангелов, а умозрение — в магию. Божественная идея при этом, убежден Гегель, постигается не в своей всеобщности, к чему и должна стремиться философия, а лишь приводится в непосредственное соприкосновение с действительностью. С т. зр. логики развития античной культуры, однако это слияние философии и мифологии, выступившее на последнем ее этапе в форме теургии, должно представляться скорее естественным, — оно возвращало античную философскую культуру к ее жизненным (мифологическим) истокам. В отличие от Ямвлиха и других своих предшественников, Прокл дает углубленную разработку преимущественно фило-софско-систематических сторон неоплатонического учения о единстве философии и мифологии. В.И. Коротких
НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ — не вполне устоявшийся термин, включающий ряд
религиозных движений 20 в., относимых также иногда к «третьей волне»
Реформации (хронология которой часто отсчитывается | ||
685 | |||
| |||
| |||
НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ | |||
от зарождения пятидесятничества). К неопротестантским обычно относят
современные радикально-пяти-десятнические, харизматические, мессианские, а
также азиатские и африканские церкви. Термин обычно используется для того,
чтобы подчеркнуть значительные отличия геологии и практики этих церквей от
классического протестантизма, в т. ч. от протестантизма предыдущей,
«третьей волны». Истоки Н. лежат в мистических течениях (развившихся
преимущественно в США), радикализировавших пятидесятническую практику или,
позже, отошедших от баптизма. Среди своих предшественников
неопротестанты числят ривайве-лизм (особенно поздний), ирвингианство,
иногда Движение святости. Промежуточное положение между
классическими пятидесятниками и неопротестантами занимают «церкви полного
Евангелия» (Э. Симпсон, Э.С. Макферсон и др.), провозгласившие «четыре
пункта» — спасение в момент обращения, крещение Святым Духом, божественное
исцеление тела и Тысячелетнее Царство Христа на земле (в целом
особенностью неопротестантов является оптимистическая эсхатология,
сочетающая черты премилленаризма и по-стмилленаризма). В 1927
Э. С. Макфирсон создала «Международную Церковь Полного Евангелия». Первым
собственно неопротестантским деятелем, по-видимому, является С. Виглсворт
(1861-1947), американский проповедник без теологического образования,
отошедший от методизма. Он получил известность как чудотворец (ему
приписывают 40 случаев воскрешения мертвых). Лидером следующего поколения
неопротестантов явился другой американский мистик К.Е. Хейгин (1921-2003),
основатель Теологии (или Движения) веры, первые общины которого возникли в
1946-1947. В 1960 пятидесятнические практики проникли в англиканство
(Д. Беннет), что считается началом собственно харизматического (см.
Харизма) движения как поликонфессионального феномена. После Второй
мировой войны неопротестантские движения поставили своей целью объединение
всех христиан на основе фундаментальной ревизии классического
протестантизма с отказом от многих его догматических и этико-теологических
установок, как, к примеру, признание абсолютной греховности человека. Часть
неопротестантских церквей, особенно в США, усвоила Еневероисповедную
мистику т. наз. позитивного мышления (Э. У. Кеньон и другие),
предполагающую способность человека изменять реальность посредством
творческого воображения или произносимого слова. Это привело к серьезной
реинтерпретации общехристианских доктрин. Так, Движение веры (К. Хей-гин,
К. Коупленд, Ч. Кэппс, Ф. Прайс, отчасти Б. Хинн) провозгласило тезисы о
тождественности верующего |
с Христом, об исцелении тела как о неотъемлемой части искупления, а
также о принудительной силе молитвы. Другие сторонники
позитивного мышления (Д. Шуллер, Н.В. Пил) провозгласили «новую
реформацию» на основе отказа от христианского учения о покаянии
посредством исповедания себя святым. Неопротестантские, особенно
харизматические, церкви развернули критику большинства христианских
конфессий, считая их духовно омертвевшей религией, нуждающейся
в мистическом опыте обшения с Богом. При этом акцент часто
делается на социальные аспекты в отличие от классических пятидесятников.
Т. наз. геология процветания» в крайних вариантах своего опыта склонна
к представлению, согласно которому истинно верующий в силу своей веры и
божественной помощи приобретает земные блага — достаток, здоровье и т.
п. (Д. Шакариян и «бизнесмены полного Евангелия», Д. Аванзини). Это было
критически воспринято другими христианскими конфессиями и классическими
протестантами, тем не менее движения, близкие к харизматическому,
получили развитие в лютеранстве (Л. Крис-тенсен), католичестве
(Л. Зюненс, Р. Кейффер, С. Кларк и др.) и даже в православии
(архим. Евсевий Стефану, С. Журавлев). Н. более умеренных направлений,
отвергающих позитивное мышление, свойственна не только остросоциальная
направленность, но и стремление адаптировать христианство к
неевропейским культурам (контекстуальная теология). В результате этого
возникли самобытные церкви в Азии и Африке. Все течения
неопротестантской контекстуальной теологии объединяет стремление
изложить христианские истины в контексте т р а д и ц и о н н ы х
религий — Азии (К. Ко-яма, Сунь Чуаньсэн, Д. Найлс) или Африки (М.
Мби-ти), причем отказ от этого может восприниматься как миссионерская
неэффективность. Есть церкви, несущие черты как контекстуальной, так и
харизматической теологии. Так, корейский харизматический лидер П. Йонги
Чо разработал учение о «четвертом измерении», утверждающее, что в
религиях Востока тоже присутствуют адекватные духовные установки,
которые необходимо христианизировать. Особой разновидностью церквей,
основанных на контекстуальной теологии, следует считать мессианский
иудаизм — межконфессиональную группу общин, начавшую в
миссионерских целях христианское переосмысление синагогального обряда,
еврейских традиции и культуры (появились в кон. 19 в. в России и США;
крупными современными теологами этого направления являются А.
Фрухтенбаум, Д. С т е р н , Р. К о м ф о р т ) . В Россию и
постсоветские страны Н. п р о н и к в кон. 1980-х — н а ч . 1990-х гг.
и дал начало значительной группе харизматических церквей, наиболее
крупной из которых является «Слово | ||
686 | |||
| |||
| |||
НЕОСИНТОИЗМ | |||
Жизни» — умеренная версия харизматического движения, возникшая в 1983 в
Швеции (У. Экман.К.Г. Северин и др.). На более радикальных позициях стоит
«Новое поколение» — первое русскоязычное международное неопротестантское
движение ярко выраженного постмилленаристского типа (см.
Постмиллена-ризм), созданное в 1989 в Латвии А. Ледяевым. О.В. Несмиянсва, A.M. Семанов
НЕОСИНТОИЗМ — термин, объединяющий новые религиозные движения Японии,
которые возникли на основе синтоизма или заимствовали элементы
его религиозной практики. В 1882 во время реставрации Мэйдзи японское
правительство разделило все религиозные организации на три категории:
буддийские, христианские и синтоистские. Все организации, не попавшие в
первые две категории, оказались приписаны к синтоистским, которые были
разделены на Храмовое Синто (дзиндзя синто) и Сектантское Синто (кёха
синто). Юридическими лицами были признаны лишь 13 организаций. Это
привело к вхождению в них более мелких общин, которые при первой
возможности выделились обратно в независимые организации. В настоящее
время они существуют наряду с официальным и народным синто.
Неосинтоистские движения в большей или меньшей степени отходят от синто
и достаточно разнородны, хотя можно обозначить некоторые объединяющие
их черты. Для них характерно выделение ограниченного числа божеств,
сотворивших Вселенную и определяющих ее судьбу. Основной принцип учений
чаще всего заключается в том, чтобы «жить по воле богов и быть полезными
людям». Как правило, члены неосинтоистских организаций практикуют
культовые действия синто, иногда дополняя их элементами, заимствованными
из буддизма и христианства. Алгоритм образования
организации чаще всего таков: первый транс лидера-основателя (дату
которого считают датой основания движения), появление учеников,
оформление учения и его официальная регистрация. Неосинтоистские
движения можно условно разделить на пять групп: стремящиеся возродить
чистое синто (Тай-кё, Синри-кёе, 'Гайся-кё и др.), заимствовавшие
элементы конфуцианства (Тайсэй-кё и Сюсэй-ха), основанные на
культе гор (Дзикко-кё, Фусо-кё, Онтакэ-кё и др.), основанные на древних
ритуалах очищения ! Синсю-кё, Мисоги-кё и др.) и ставящие во главу угла
духовное целительство (Куродзуми-кё, Конко-кё и Тэн-ри-кё). Одним из
самых активных религиозных (и, в частности, неосинтоистских) движений
современной Японии является движение нравственного
самосовершенствования Тэнри-кё. Его основала крестьянка Накаяма Мики
(1798-1887) из деревни Сёясики 12. 12. 1838. | В период с 1866 по 1875 она создала священные писания «Микагура уга» («Песнопения к священным танцам»), «Осасидзу» («Божественные предписания»), «Офудэсаки» («Кончик божественной кисти») и разработала основной ритуал «Тэнри-рё Кагура дзутомэ» («Танец спасения»). Вероучение Тэнри-кё состоит в следующем. Имя Бога, вселившегося в Накаяма Мики, — Тэнри-о но микото («Господь божественной мудрости»). Человечество может спастись лишь через Откровение, для которого необходимы три условия — время, место и душа. Имеются в виду душа основательницы учения Накаяма Мики, священное место творения мира Дзи-ба и само время Откровения. Избавившись от восьми пороков, человек приобретает способность созерцать мир как он есть. Ритуальная практика, направленная на достижение спасения, состоит в «молитве в действии», т. е. в любой деятельности на благо общества. Центр Тэнри-кё находится в префектуре Нара, где расположен главный храм организации. Тэнри-кё имеет свой ун-т и одну из богатейших в Японии библиотек, а также активно ведет миссионерскую работу. Среди типичных движений четвертой из пяти выделенных групп можно назвать Мисоги-кё. Жрец синто Иноуэ Масаканэ (1790-1849) получил Откровение божества и благодаря ему осознал, что в основании постижения божественной мудрости лежит ритуал очищения (один из важнейших элементов традиционного синто). Учение в целом не противоречит официальному синтоизму, отличаясь от него обрядовыми деталями. Для членов Мисоги-кё значение ритуала имеют также работы по уборке общественных территорий и помещений. Движение Фусо-кё основано на возрождении древнего культа гор. Начало ему положил в 19 в Сисино Накаба. Отказываясь от храмовых сооружений, приверженцы Фусо-кё считают главным культовым объектом гору Фудзи. Верховное божество Фусо-кё — Сэнгэн Дайсин («Великий Бог горы Фудзи») воплощает единую сущность трех первых богов хроники «Кодзики». От почитания ками и собственных предков зависит духовное здоровье как всей нации, так и отдельной родственной группы. Основное ритуальное действо для Фусо-кё — коллективное восхождение на гору Фудзи. Базовая идея учения Синтотайсэй-кё — личная ответственность человека перед своей группой. Каждый может способствовать процветанию нации, практикуя личный аскетизм и ублажая ками. Сильное влияние на формирование учения оказали зап. религии и конфуцианство. Практически все движения, возрождающие чистое синто, не имеют точной даты основания, а также собственной доктрины. Они исходят из предпосылки о существовании в древности чистого синто, н е к о т о р ы е элементы культа которого были возрождены в конце эпохи То- | ||
687 | |||
| |||
| |||
НЕОСХОЛАСТИКА | |||
кугава. Священными книгами считаются, как наиболее древние, хроники «Кодзики»
и «Нихонсёки». Пантеон также соответствует традиционному.
Почитаются центральные божества японской мифологии: творцы мира
Идзанаги и Идзанами, богиня солнца и родоначальница императорской династии
Аматэрасу и др. Человек обладает божественной природой, открыть которую
можно, совершенствуясь в добродетелях и подавляя собственные эгоистические
устремления. Как правило, моральные предписания существуют в форме
запретов. Важным элементом религиозного поведения является политическая
лояльность по отношению к императору, воплощающему божественную природу
всего японского народа. Кроме того, к неосинтоистским причисляют многие
синкретические движения современной Японии. В качестве примера можно назвать
религиозную общину Ананай-кё (Учение трех и пяти). В ее учении научное
знание интерпретируется в рамках мифопоэтической картины мира. Движение
возникло в 1940-х гг. на основе синто. Доктрина Ананай-кё противоречива и
содержит апокалиптические элементы. Приближается конец света, о котором
возвестит явление спасителя — верховного Бога Куни Токотати-но микото. Он
появится в небе, поэтому можно узреть его, наблюдая за движением небесных
тел. Т. обр., сакральный статус приобретает астрономия, и приверженцы
Ананай-кё строят в качестве культовых центров обсерватории. Общее количество
членов всех неосинтоистских организаций составляет ок. 10 млн чел.
Неосинтоистские движения отличаются высокой социальной активностью,
благодаря которой они оказывают существенное влияние на формирование
общественного сознания населения современной Японии. М.В. Бабкова
НЕОСХОЛАСТИКА — совокупность направлений и учений современной западной
философии, ориентирующихся на мировоззрение католицизма. Н.
приспосабливает принципы вероучения и философию католицизма к
изменяющимся социальным и культурным условиям, вбирая в себя новые
философские идеи и концепции. Н. возникла в нач. 19 в. в связи с
возрождением интереса к католической философии в Италии, Испании,
Германии и др. европейских странах. Со вт. пол. 19 в. Н. существует гл.
обр. в форме неотомизма, поскольку в 1879 г. энцикликой папы
Льва XIII «Aeterni patris» именно учение Фомы Аквинского было
провозглашено единственно истинной философией католицизма, «вечной
философией». Однако Н. не ограничивается неотомизмом, помимо Фомы
Ак-винского значимым авторитетом для католических философов являегся,
напр., испанский систематизатор схо- |
ластики ФрансискоСуарес (кон. 16 — нач. 17 в.). Более того, целый ряд
школ Н. разрабатывают относительно самостоятельные направления в
современной философии, причем католическая философия может
рассматриваться лишь в качестве одного из источников их учений
(«трансцендентальный неотомизм», школы в Лувене и Пуллахе, а также школы
платоновско-авгу-стинианской и францисканской ориентации) Отношение Н.
к альтернативным направлениям в философии не оставалось в 19-20 вв.
неизменным. Если в энциклике Льва XIII в целом реализуется установка на
диалог с ними, то Пий X и Пий XII (энциклики 1907 и 1950) призывают к
осторожности по отношению к новым мировоззренческим движениям и склонны
усматривать в модернизме лишь новую опасность для христианской
веры. В контексте подобного отношения к модернизму следует понимать,
напр., критику иррационализма в эстетике, предпринятую Ж. Маритеном.
Нельзя признать случайным и то обстоятельство, что видный католический
мыслитель Э. Жильсон отдавал предпочтение в своем творчестве
исследованию истоков и истории становления христианского
миросозерцания, рассматривая изучение классиков западноевропейской
средневековой философии в качестве основания для адекватного понимания
проблем современной католической философии. При этом общей тенденцией
Н. следует считать все же установку на универсализм, синтез
многообразных философских идей и тенденций современной культуры на
основе мировоззрения католицизма. Основу философии Н. составляет
томистское учение о гармонии веры и разума. Главная задача
философии в религиозном мировоззрении Н., как и в средневековой
христианской философии, усматривается в рациональном раскрытии,
обосновании и разъяснении истин веры. Томистская (и шире —
католическая) философия наделяется в Н. способностью неизменно
выступать в роли философского основания католического вероучения в силу
того, что в качестве ее предмета устанавливаются «бытие» (esse) и
связанные с ним «трансцендентальные понятия» — единство, истина,
благо, красота. Бытие вечно, бесконечно, умопостигаемого. В отличие от
него «сущее» (ens), выступающее в качестве предмета исторически
развивающегося научного знания, существует во времени и, представляя
собой совокупность «фрагментов бытия», может познаваться лишь
эмпирическим путем. Зависимость научного знания от философии выражается
в том, что его содержание организуется с помощью философских категорий
(понятий меньшей степени общности), которые обобщают и систематизируют
опытное познание. Однако, по убеждению неотомистов и других философов
католической ориентации, наука, | ||
688 | |||
| |||
| |||
НЕОТОМИЗМ | |||
несмотря на неограниченные перспективы своего развития, никогда не сможет
поколебать фундаментальных принципов христианского вероучения. Между
«бытием» и «сущим» пролегает граница, установленная самим актом творения. В
соответствии с интерпретацией философии Аристотеля, которая была
дана Фомой Аквинским, Бог как чистая актуальность принципиально
отличен от сотворенного им мира, в котором субстрат (потенция, материя)
лишь связан с формой. Существование единичных вещей фиксируется чувствами,
а связывающие их закономерности познаются науками благодаря опыту и
рассудку. Однако непосредственно перейти от познания сотворенного мира к
познанию Бога невозможно. В природе можно обнаружить лишь следы
трансцендентного бытия, на этом основании разум способен строить лишь
аналогии. Поскольку действительное познание Бога — дело теологии, а
не вырастающей из опыта науки, то только на основе теологии томизма,
полагают католические мыслители, открывается возможность исследовать в
границах философии чистое бытие, бытие как таковое, «бытие» в его отличии
от «сущего». Во многих школах Н. важной функцией философии признается не
только разъяснение религиозных истин и характеристика соотношения
религии, теологии, философии и науки в основанной на католическом
вероучении культуре, но и обоснование социально значимых ценностей
человеческой жизни. Напр., из тезиса о том, что акт существования в
сотворенном мире осуществляется лишь субъектом (противопоставляемым в этом
случае абстрактной сущности), в философии Н. могут делаться выводы о
ценности жизни индивида, неприкосновенности личности, значимости борьбы за
права человека в современном обществе и т. д. В.И. Коротких
НЕОТОМИЗМ (лат. пео — новый и thomismus — томизм, учение Фомы
Аквинского) — влиятельное течение в католической философии,
уходящее своими корнями в христианско-схоластическое восприятие
Фомой Аквинским аристотелизма. В широком смысле термин Н.» нередко
употребляется для обозначения неосхоластики в целом, в узком
—для обозначения возрожденного во вт. пол. 19 в. и радикально
обновленного в 20 в. томизма. Отличаясь рядом преимуществ
схоластической философии — системностью, синтетичностью, широким
арсеналом категорий и логических аргументов, Н. достаточно
конструктивно реагирует на многообразные феномены современногй
культуры. Не отрицающий значения частных наук, признающий в
определенных границах роль эмпирического знания, использующий постулаты
рационализма и одновре- | менно ставящий их на службу теологии, Н. был провозглашен энцикликой Льва XIII «Aeterni Patris» («Отцу Вечному», 1879) официальной философией Римско-католической церкви. После обнародования указанной энциклики развитие Н. привело к появлению в нем четырех основных течений: 1) традиционного (Д. Мер-сье, Г. Манзер), разрабатывавшего в области теологии прежде всего апологетику и доктринально-догмаги-ческую проблематику, а в области философии — теорию познания; помимо этого, традиционное течение концентрировало свое внимание на разработке категории «бытие», трактуемой как метатеоретическое введение в догматическую теологию, в связи с чем приверженцы этого течения делали особый акцент на истории, которая косвенно либо непосредственно должна была служить основанием для католической истории догматов; 2) лувенского (Э. Мунье, А. Дже-мелли), стремившегося соединить томистскую метафизику с данными частных наук; 3) трансцендентального (И.Б. Лотц, К. Ранер, Б. Лонерган, К. Войтыла), связанного с философским трансцендентализмом и феноменологией; 4) экзистенциального (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М.А. Кромпец), требовавшего очищения томизма от элементов аристотелизма и ставившего во главу угла разработку категории существования. Основными центрами Н. являются: Ин-т св. Фомы в Лувене (Бельгия), Католический ун -т в Фрибурге (Швейцария), Академия Альберта Великого в Кельне, католические ин-ты в Париже, Лионе, Лилле, Турине и др. Краеугольным камнем Н. является учение о гармонии веры и разума, утверждающее, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом мир и сверхъестественным образом — через Откровение, Божественное Слово (см. Гармонии веры и разума теория, Теология естественная). Согласно Н., существуют 3 формы постижения истины: наука, философия и теология. Наука фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия — более высокая ступень рационального знания. Будучи наукой о высших причинах вещей, философия вместе с тем является учением о первой, Высшей причине, и в этом смысле смыкается с теологией. Рациональное знание ценно, согласно утверждению неотомистов, потому что оно позволяв! более полно понять истины Откровения. Посредством «света разума» Н. обосновывает такие догматы, как существование Бога, бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы боговоплощения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем | ||
689 | |||
| |||
| |||
НЕОТОМИЗМ | |||
божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же
время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и
нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере. Онтология
Н. различает в сотворенном мире два аспекта действительности: все, что
существует, или бытие (ens), и сам акт существования (esse). Бытие — главный
предмет и основная категория онтологии Н.; это «абсолютно первое понятие»,
о котором можно лишь сказать, что оно обладает существованием, поскольку у
всякого сотворенного бытия существование предшествует сущности; лишь в Боге
сущность и существование совпадают. В целом бытие, с одной стороны,
предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных
объектов, с другой — как Бог. Поэтому онтология Н. выступает и как учение о
свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. «Бытие в мире»
(конкретные сотворенные бытия) состоит из потенции (она же — возможность,
или «чистое бытие») и акта (действительности). Потенция означает
возможность изменения, становления чем-то определенным, в то время как акт
— реализация потенции. Акт бытия в мире определяется божественной
первопричиной посредством иерархии причин: материальной, формальной,
действующей и целевой. Первые две причины находятся в самих вещах,
последние — вне их. Материальная причина, как и вся материя, лишена
качественной и количественной определенности; формальная выступает как
принцип обретения материей конкретной определенности; действующая означает
определенную субстанцию в виде материи и формы, вызывающую какое-либо
движение, а затем и возникновение чего-то нового; целевая определяет способ
реализации действующей причины, она свидетельствует о направленности
Божьего плана. Многообразие окружающего мира Н. объясняет с помощью идеи
ги-леморфизма, или спецификой соотношения материи и формы. Первая из них —
метафизически понятая возможность, вторая —действительность. Материя — это
неопределенная, бесформенная и пассивная, неспособная к самодвижению и
самосуществованию потенция. Чтобы стать определенной субстанцией,
превратиться из возможности в действительность и вообще существовать,
материи требуется причина, находящаяся вне ее. В результате действия
указанных выше четырех причин форма конституирует содержание — субстанцию.
В гилеморфическом истолковании все сотворенное Богом образует т. наз.
иерархию бытия. Первые объекты, характеризующиеся материей и формой, —
минералы. Над неорганическим миром возвышаются растения и животные,
обладающие смертной душой, человек и 9 хоров «чистых духов» — ангелов. |
Человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и
формы. Человеческая бессмертная душа — это форма, определяющая бытие
человека. Она — более благородный элемент, нежели телесная организация,
поскольку принадлежит Богу. Г'илемор-фическое понимание взаимоотношения
души и тела ставит неотомистскую метафизику в оппозицию к
постплатоновской метафизике августинистов; в то время как для
последователей Августина душа — независимая от тела субстанция,
для неотомистов она — первый акт органического тела. Симбиоз души и
тела для неотомистов не случаен, а необходим, субстанционален. Подобное
решение проблемы взаимоотношения души и тела в человеке позволяет
сторонникам Н. отмежеваться от тех концепций в католической
фило-софско-теологической мысли, которые выказывают определенное
пренебрежение к «бренным», «телесным > проблемам современного мира, а
также от тех концепций, которые чрезмерно акцентируют свое внимание на
духовно-индивидуальных аспектах жизни верующих и пренебрегают
необходимостью ангажированности католицизма в сферу повседневной
общественной жизни. Согласно Н., человек, наделенный душой и телом,
свободой выбора, живущий среди конечных вещей, должен через свою
повседневную деятельность, выбирая добро и не творя зла, заслужить право
на общение с Богом. Вопрос о соотношении бытия Бога с сотворенным им
бытием неотомисты решают посредством признания аналогии Бога и мира.
Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают не единой и не
противоположной природой, они суть аналоги. В силу этого по свойствам
всякого бытия можно составить определенное представление о свойствах
Бога. Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение
субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а
объектом — сущность вещи, форма; человек познает не сами материальные
объекты, а содержащиеся в них нематериальные сущности. Поскольку же
инертная и лишенная формы материя не есть объект изучения, то
непременным условием процесса познания конкретного бытия является
освобождение его от материи (дематериализация формы). Механизм познания
выражается в том, что в результате воздействия «внешних бытий» на
органы чувств человека у него возникают чувственные подобия вещей,
являющиеся посредниками между человеком и вещами. На основе данных форм
у человека возникают образы вещей, понятия, слова, являющиеся конечным
результатом познания. Указанный посредник освобождает форму от материи,
и сущность вещи в неотомистском понимании становится доступной
человеческому разуму, разум может воспринимать не- | ||
690 | |||
| |||
| |||
НЕОФИТ | |||
материальную форму вещи. В этом смысле рациональное познание Н. предстает
как своего рода приобщение к божественному разуму. Вплоть до II
Ватиканского собора (1962-1965) Н. выступал как единственная официальная
философская основа не только теории бытия и теории познания, но и
католической социальной доктрины. Однако уже на первых сессиях собора
многие теологи выступили с критикой Н., ставшего, по их мнению, тормозом на
пути католицизма к обновлению, к использованию других, более дееспособных и
современных философских систем. В результате тот Н., который существует ныне
и признается официальной церковью, есть только «ассимилирующий Н.», т. е.
активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи
экзистенциализма, феноменологии, позитивизма и структурализма. Ф.Г. Овсиенко
НЕОФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ, феноменология религии в новом стиле —
направление в западном религиоведении, возникшее в 1970-е как
реакция на кризис классической феноменологии религии. Его
основателем считается профессор Лозаннского ун-та (Швейцария) Жак
Ваарденбург, который утверждал, что феноменология религии,
сформировавшаяся в период между двумя мировыми войнами, «ведет к
интеллектуальной путанице, а в своих крайних формах тяготеет к
солипсизму». Стремясь преодолеть методологическую противоречивость и
теоретическую ограниченность предшествующих феноменологических
концепций, но в то же время сохранить определенную преемственность с
ними, Ваарденбург предложил уделить главное внимание исследованию
«интенций» и «субъективных значений». По его мнению, любой религиозный
феномен должен пониматься прежде всего как «выражение» или
«специфическое проявление» человеческих интенций (намерений,
устремлений, идеалов, мечтаний, вдохновений и т. п.). Акцент в данном
случае переносится с религиозных явлений на человеческое сознание и
интенции, лежащие в основе религиозных явлений. В таком же ключе
решается Ваарденбургом проблема значений религиозных явлений, которая
всегда считалась важнейшей в феноменологии религии. Он призывает
осуществить переход от изучения того, какие значения имеют религиозные
явления сами по себе, к изучению того, какие значения они имеют для
людей. Изучение «интенций» и «субъективных значений» должно
основываться на эмпирическом материале. Если в распоряжении
исследователя имеется достаточный массив данных, прошедших критическую
проверку, он может сформулировать «гипотетико-вероятностное суждение» о
религиозных интенциях и значениях, пре- | валирующих в том или ином обществе, на том или ином этапе его исторического развития. Ваарденбург особо подчеркивает важность понятия «гипотетико-вероят-ностное суждение», поскольку результаты феноменологического исследования религии нуждаются в постоянном эмпирическом обосновании, уточнении, а иногда и пересмотре. Переход от изучения религиозных явлений самих по себе к изучению «интенций» и «субъективных значений», по мысли Ваарденбурга, делает теорию более операциональной и расширяет границы классической феноменологии религии. Наряду с явлениями, которые всегда привлекали внимание феноменологов религии, Н. р. включает в сферу своих интересов современное состояние традиционных религий, новые религиозные движения, квазирелигии, взаимоотношения между разными религиями, а также между религиозными и нерелигиозными феноменами. Т. обр., переход на уровень «интенций» и «субъективных значений», согласно Ваарденбургу, позволит не только расширить, но и актуализировать проблематику феноменологических исследований религии. Помимо позитивной задачи выявления «интенций» и «субъективных значений» Н. р., согласно Ваарденбургу, должна выполнять критическую функцию, анализируя и исследуя ключевые религиоведческие понятия, в первую очередь — понятие «религия». Данная функция чрезвычайно важна, поскольку представители классической феноменологии религии рассматривали религиозные явления сквозь призму априорных концепций религии, которые не подвергались критической рефлексии. Приписывая Н. р. критическую функцию, Ваарденбург подчеркивает, что это направление имеет много общего с Systematische Religionswissenschaft (систематическим религиоведением) и отличается от всех разновидностей классической феноменологии религии. Оно представляет собой систематический и интегральный подход, сочетающий критические требования к исходным понятиям с решением наиболее актуальных проблем изучения религии путем выявления интенций, лежащих в основе религиозных явлений, и значений, которые эти явления имеют для людей. Вслед за Ваарденбургом свои варианты Н. р. предложили О. Хульткрантц, В. Гантке и другие западные религиоведы, однако их теоретические конструкции носят абстрактный характер. Только дальнейшая конкретизация разных аспектов этого направления и плодотворность его методов при изучении религий покажут, какое место займет Н. р. в религиоведении 21 в. А.Я. Красников
НЕОФИТ — новообращенный, человек, недавно вступивший в религиозную
общину и прошедший ряд соответствующих подготовок и обрядов,
который при- | ||
691 | |||
| |||
| |||
НЕОЯЗЫЧЕСТВО | |||
иято называть «обращением». Обращению предшествует подготовительный период,
включающий определенные испытания, обучение, ритуальное очищение.
Приобщение к кругу верующих свидетельствуется специальными обрядами,
имеющими характер посвящения. Так, обряд крещения у христиан означает
принятие человека в лоно церкви и сопровождается предварительным
покаянием, осознанием себя грешником, готовым к духовному возрождению. Связь
с практикой инициации восходит к древнейшим традициям архаических
обществ (см. Обряды перехода), в которых человек получал новый
статус (подтверждал свою принадлежность к определенной поло-возрастной,
профессиональной, кастовой группе) только после прохождения довольно
жестких посвятительных обрядов. Чтобы доказать свое право быть членом
данного сообщества, Н. должен был продемонстрировать физическую силу и
выносливость, поэтому часто обряды включали длительный пост, лишение сна,
болезненные манипуляции над телом (татуирование в виде надрезов на коже,
подпиливание зубов, и т. п.). Полученный в результате болевой шок или потеря
сознания символизировали временную смерть, за которой должно было
последовать появление на свет преобразованной личности, готовой к новой
духовной жизни. В подготовительный период Н. постигал основы религиозного
учения, что также символизировало отречение от прежних своих качеств и
пристрастий и духовное перерождение. Обращение мыслится как приобщение к
кругу посвященных посредством испытания смертью, поэтому чаще термин
используется в отношении вступающих в тайные союзы (напр., в масонские
ложи; оккультные секты) или участников эзотерических мистерий (греч.
культы Элевсина). Термин употребляется также в отношении новых членов
ортодоксальных религиозных направлений, хотя современные церкви отказалась
от практики тайных испытаний и ограничиваются в подготовке Н. ознакомлением
его с основами вероучения. Симптоматичным в среде новообращенных можно
считать проявление фанатизма, т. к. Н. должен доказывать свою
приверженность религиозной общине. Подтверждением веры и смирения
становится непоколебимое доверие к лидерам, полный отказ от сомнений,
неприятие никаких иных взглядов, твердое следование догме. Т.И. Борко
НЕОЯЗЫЧЕСТВО — обобщенное название новых религиозных движений и культов,
основанных на возрождении древних верований, обычаев и обрядов,
представлений о богах-покровителях и мифологической формы
мировоззрения. Н. противостоит монотеисти- |
ческим религиям и претендует на осмысление и разрешение
современных проблем личности и общества. В отличие от язычества,
формировавшегося стихийно в результате «столкновения» представителей
родопле-менной культуры с природой, Н. представляет собой сознательное
культивирование традиционного языческого вероучительного и культового
комплекса, дополняемого теософскими, антропософскими и пр. наработками
так называемых нетрадиционных религий. По сути, Н. представляет собой
одну из разновидностей нетрадиционных религий наряду с теософией,
антропософией, «Церковью объединения» Сен Муна, «Церковью
сайентологии» Р. Хаббарда, Международным обществом сознания
Кришны и др.). Подобно традиционному язычеству Н. существенно
отличается от религий основанных на вере в трансцендентное начало;
обращаясь к ранним формам религий и соответствующим идеям, оно в
отличие от своего исторического предшественника характеризуется гораздо
большим духовным богатством и ритуальным разнообразием благодаря новым
религиозным сюжетам и заимствованиям из вост. культовой практики.
Согласно концепции современных американских культурологов А. Тоффлера и
Т. Роззака, возрождение Н. на Западе является следствием
цивилизационного сдвига, означающего вступление промышленно развитых
стран в постиндустриальную фазу общественного развития; традиционные
религии, по мнению этих авторов, уже не могут удовлетворять современного
человека с его контркультурной ориентацией, поэтому выход из
сложившейся ситуации новое поколение зап. молодежи усматривает в
«новом обращении» к нетеистическим формам религиозности, а не в
«'искусственных» традиционных религиозных системах. По убеждению Т.
Роз-зака, крупнейшие преобразования ближайшего будущего в области
культуры, науки и даже производства станут возможными благодаря
начавшемуся в русле молодежной контркультуры распространению новой
мистической религиозности, связанной с магией, ани-матизмом и др.
элементами «естественной» религии, позволяющей осуществить «спиритуальную
трансформацию всех сторон социальной жизнедеятельности современного
человечества». В отличие от других современных нетрадиционных религий
Н. характеризуется акцентированием необходимости формирования нового —
космического и экологического — менталитета, предполагающего осознание
сопричастности человека всему сущему, органической целостности Космоса.
Обладая общей основой, неоязыческие организации и движения различаются
по связи с той или иной культурной традицией. Одни из них тяготеют к
Западу, другие — к Востоку, третьи — представляют собой свое- | ||
692 | |||
| |||
| |||
НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ | |||
образный синтез элементов различных культур (Агни йога, или «живаяэтика»,
— учение, созданное Н. Рерихом и Е. Рерих, о первооснове и
принципах бытия, о целях и задачах человечества в процессе творческой
эволюции Вселенной; возникший в 1992 в Ростове-на-Дону орден «Зеленое
братство акаданов», в учении которого соединены языческие, буддийские и
библейские представления и др.). Возрождение в преобразованном виде
религиозных представлений, верований и культовых ритуалов, предшествовавших
появлению монотеистических религий, наблюдается в России с 80-х гг. 20 в.
Указанный феномен, сопутствующий кризисному периоду в новейшей истории
страны, тесно сопряжен с интенсивными социальными и этнополитиче-скими
процессами в России, с идеями национально-культурного возрождения ее
народов. Т. обр., появление Н. в Российской Федерации обусловлено
принципиально иными причинами, чем в промышленно развитых странах Запада.
Н. в России во многом является результатом сознательного культивирования
соответствующих идей и представлений рядом общественно-политических
движений и политических партий. Отечественные национал-патриотические и
праворадикальные партии и движения (Русское национальное единство,
«Память», «НОРД», «Вятичи» и др.) пытаются использовать преобразованное
древнеславянское язычество в целях утверждения национальной идентичности
русского народа и выработки новой идеологии его национального и
государственного возрождения. В то же время в ряде республик Поволжья, на
Алтае и в северной часги России отдельные национальные лидеры и
политические группы пытаются превратить возрожденное и обновленное племенное
язычество в символ культурного возрождения малых этносов и в средство
санкционирования их государственной самостоятельности. Так, созданная в
1991 в Марий Эл организация «Ошмарий-Чимарий» («Белый мариец — чистый
мариец»), культивирующая неоязыческие представления и обряды, претендует на
роль основного интегратора всего марийского народа и ведущей силы в
обретении им культурно-национальной автономии; подобную роль пытается играть
созданная в 1990 в Удмуртии неоязыческая община «Удмурт Вэсщь» и т. д.
Формирование в довольно широком масштабе славянского Н., а также Н.
финно-угорских и других народов России в кон. 20 — нач. 21 в. стало
возможным благодаря прочной укорененности языческих представлений в
сознании и менталитете населения страны. Несмотря на декларируемую
половиной населения Российской Федерации принадлежность к православию,
примерно такая же часть населения (около 50%), по данным различных
социологических исследований, |
является носителем ряда элементов языческого сознания. Это элементы
веры в магию, колдовство, духов, астрологию и др. Наряду с
сохраняющимися и передающимися из поколения в поколение языческими
верованиями и представлениями, а также с попытками национального
обособления и обращения в связи с этим к прошлому своего этноса, к его
корням, что зачастую сопровождается стремлением частично воссоздать на
новой основе традиции и элементы его образа жизни, распространению Н. в
значительной мере способствует желание адептов этого движения
противостоять ряду таких тенденций в развитии общества, как
урбанизация, нездоровый образ жизни в мегаполисе, отчуждение от природы
и т. д. Обращение к Н. наблюдается также в результате разочарования
определенной части населения в православии и отхода от него в связи
тенденциями бюрократизации церкви, оценкой ее позиций в обществе
как недостаточно самостоятельных в решении ряда социально значимых
проблем. Участие в деятельности неоязыческих общин рассматривается
также отдельными адептами как форма противостояния официальным властям
с их тягой к западным ценностям, как противодействие бездуховности. Ф.Г. Овсиенко
НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ — распространенная, но некорректная трактовка
утвержденного в 1870 на I Ватиканском соборе католического
догмата о «безошибочности» пап римских. В принятой на
этом соборе конституции «Pastor aeternus» («Вечный пастырь»)
отмечается: «Мы принимаем в качестве догмата положение, согласно
которому Папа, когда он говорит «ех cathedra», обладает божественным
образом завещанной ему через Петра той безошибочностью, которая дана
церкви, согласно воле Божественного Искупителя, в определении
доктрины веры и обычаев». Прерогатива учить «безошибочно» ex
cathedra, т. е. «с кафедры», или «с престола св. Петра», дана папе
как преемнику апостола Петра и пастырю всех христиан. II
Ватиканский собор (1962-1965) в догматической конституции «О церкви»
(гл. 3, 18), несмотря на широкую критику «безошибочного учительства»
римских пап, в т. ч. и в самой католической церкви, подтвердил этот
догмат. Собор отметил, что папа, как наместник Иисуса Христа
и видимый глава Вселенской христианской церкви, имеет право
обращаться к харизме безошибочности тогда, когда он
провозглашает доктрину в области веры или нравственности в
выражениях, которые ясно показывают его намерение дать определение
истины для однозначного принятия ее всеми верующими. Согласно
учению католической церкви, данный догмат имеет целью защиту
церковных доктрин о Боге, о его деле | ||
693 | |||
| |||
| |||
НЕСМЕЛ OB | |||
творения и искупления от заблуждений и искажений, свойственных каждой эпохе.
Несмотря на возможность римских пап широко использовать догмат при принятии
различных нововведений в католицизме, большинство из них этого не
делали. Последним случаем использования ex cathedra было провозглашение
Пием XII догмата о телесном вознесении Девы Марии в 1950. Ф.Г. Овсиенко
НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович (1863-1937) — русский религиозный философ. В
1888 закончил обучение в Казанской духовной академии, где в дальнейшие
годы преподавал логику и метафизику. С 1898 — доктор богословия.
После 1921 преподавал в Казанском ун-те. Значительное влияние на
творческий путь Н. оказал его учитель, известный русский логик и
психолог профессор В. А. Снегирев (1841-1889). Н. считал философию
специальной «наукой о человеке», которая призвана ответить на основные,
выходящие за пределы «положительной науки» вопросы — о смысле жизни
вообще и о том, как следуег жить сообразно этому смыслу. Пытаясь
«выяснить те положительные основания, которые позволяют языческому уму
человека усвоить себе содержание христианской проповеди и принять
христианство в качестве религии», Н. выходит на решение важных вопросов
религиоведения. Философское исследование, по Н., должно быть
изначально независимым от религиозных установок. Сначала он строит
философскую антропологию, из которой выводит основания, по его мнению,
достаточные для того, чтобы перейти к синтезу философии и богословия в
антропологии религиозной. Н. считает сознание непрерывным линейным
процессом, основанным на творческой активности разума. Соответственно
он отрицает роль бессознательных мотивов в формировании духовного мира.
На всем протяжении истории «религия представляет собою форму
самосознания и самоопределения человека». Все исторические формы
религии суть модификации «понятия о Боге» при единстве «идеи
Бога». Считая корнем «естественной религии» антропоморфизм
«наивного внекритического мышления», Н. замечает, что нельзя
остановиться на этом описательном объяснении. Антропоморфные понятия о
богах могли возникнуть в сознании только при наличии готовой идеи Бога.
Эту идею человек получает из противоречия своей жизни как
«свободно-разумной личности» и одновременно «простой вещи мира». Он
сознает, что является лишь искаженным образом некоей идеальной Личности
в наличных условиях бытия, и что, следовательно, должен быть Прообраз.
Итак, «действительная сущность религии выражается только идеей бо- |
гоподобия». Отрыв понятий о Боге от идеи Бога приводит к суеверию
или неверию.
Осн. соч.: Догматическая система св. Григория Нисского. Казань,
1887; Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения.
Казань, 1895; Наука о человеке. Т. I. Опыт психологической истории и
критики основных вопросов жизни. Казань, 1903; Т. II. Метафизика
жизни и христианское откровение. Казань, 1906; Вера и знание сточки
зрения гносеологии. Казань, 1913. И. С. Вевюрко
НЕСТОРИАНСТВО — еретическое направление в христианстве,
возникшее в Византии в 5 в. Основателем Н. был константинопольский
патриарх Несторий (428-431). Согласно учению Нестория, Иисус
Христос является человеком, который, преодолев человеческую
слабость, стал Мессией. Наименование «Сын Божий» Несторий
почти всегда употреблял только по отношению к «Слову
воплотившемуся». Слово было Сыном Божьим до воплощения; после
воплощения оно не может так называться отдельно от человеческой
природы. Позднее Несторий признал, что соединение происходит в
момент благовещения. Он считал Деву Марию не Богородицей, а
человекородицей, поскольку она была человеком, следовательно, не
могла родить Бога, а только человека. Две же природы Христа —
человеческая и божественная, по мнению Нестория, находятся лишь в
относительном единении, никогда полностью не сливаясь. Предостерегая
против термина «Богородица», Несторий задавался вопросом: «Разве
Бог имеет мать?» — и давал отрицательный ответ, ссылаясь на слова
апостола Павла о божественности Христа: без отца, без матери,
без роду. Позднее Несторий занял более умеренную позицию, заменив
слово «человекоро-дица» на термин «Христородица». Оппонировали
Несторию Кирилл Александрийский и папа римский Целестин. В
429 Несторий выпустил сборник своих проповедей. В 430 папой
был созван собор, выдвинувший Несторию ультиматум — в течение 10
дней отказаться от своих убеждений. Этого Несторий, естественно,
не сделал. В Константинополе начались волнения. На Эфесском
Вселенском соборе (431) Н. было осуждено как ересь, а сам
Несторий в 435 был сослан в г. Оазис (Египет). Несториане стали
подвергаться гонениям, что заставило их переместиться к востоку от
Византии. Здесь в 7-8 вв. Н. расцветает заново. В рамках Арабского
халифата Н. являлось мощным очагом просвещения — греческие
авторы переводились на араб, язык, собирались древние рукописи,
осуществлялись поездки в разные страны с исследовательскими целями,
наряду с теологией изучались различные гуманитарные
дисциплины, иностранные языки, велась пропаганда | ||
694 | |||
| |||
| |||
НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО | |||
Η. как в рамках халифата, так и за его пределами — в Средней Азии, Китае,
Индии (в 16 в. в Китае был найден каменный монумент, воздвигнутый в 786,
свидетельствующий о распространении христианства в форме Н.). К 13
в. несторианский католикос (глава церкви) имел под своей властью 25
митрополий и ок. 150 епархий. Однако после 13 в. начинается упадок Н. Это
связано с тем, что был разгромлен Арабский халифат. Правда, в пределах
Халдеи Н. оставалось до вт. пол. 14 в. После нашествия Тимура на Переднюю
Азию оставшиеся в живых несториане нашли укрытие в горах Курдистана, а с
нач. 16 в. стали селиться в Сирии и Месопотамии. Кипрские несториане в сер.
15 в. присоединились к католицизму, то же сделали сто лет спустя — в
сер. 16 в. — и несториане Месопотамии. Учению Не-стория остались верны
только несториане Курдистана, называющие себя сиро-халдеями. Во главе их
стоит патриарх (местопребывание селение Кудманис, Турция). Должность
священника передается по наследству, культ похож на православный. В
1898 часть иесториан Курдистана (ок. 9 тыс. чел.) присоединилась к русскому
православию. Сегодня несториане есть в Иране, Ираке, Сирии и Индии.
(См. также: Несторий; Христология.) Е.С. Элбакян
НЕСТОРИЙ (ум. 451/452) — константинопольский патриарх в 428-431,
основатель христологического направления в раннем христианстве —
несториан-ства. Был священником в Антиохии (Сирия), в 428 прибыл в
Константинополь. Стремясь примирить крайности арианства,
сторонники которого полагали, что Дева Мария — Богородица, и
аполлинаризма, исходящего из того, что она была человекородицей, Н.
предложил именовать Богоматерь Христородицей. Из высказываний Н.
следовало, что Мария родила не Бога, а человека. Однако не желая
сближаться с Аполлинарием, Н. позднее подчеркивал, что Божественная и
человеческая природы соединились в Иисусе Христе в момент
благовещения. Борьбу с Н. вел Кирилл Алексан-. дрийский, обвиняя его в
ереси; Кирилла поддерживали многие церковные иерархи и большая часть
народа. В 430 был созван церковный собор, который предъявил Н.
ультиматум с требованием отказаться в течение десяти дней от своих
воззрений. Однако Н. этого не сделал. Вселенским собором в Эфесе
(431) Н. был низложен и осужден за «нечестивое учение» и за то, что, он
не явился на собор. После собора Н. вернулся в Антиохию, но в 435 был
сослан в г. Оазис (Египет). Умер Н. по пути на Халкидонский собор (451),
на который был вызван, но так и не доехал. (См. также:
Не-сторианство; Христология.) Е.С. Элбакян | НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО — движение в Русской православной церкви (кон. 15 в. —нач. 16 в.), у истоков которого стоял Нил Сорский, провозгласивший приоритет этических добродетелей иноков и считавший недопустимым для монахов накопление и расходование «стяжаний». На Соборе 1503 в Москве Нил Сорский поднял вопрос о монастырских имениях, его выступление было инспирировано, по всей видимости, великим князем Иваном III, нуждавшемся в землях для обеспечения дворянства. Главным противником Нила Сорско-го на Соборе был Иосиф Волоцкий и возглавляемая им партия «иосифлян», доказывавшая, что «вся стяжания церковна — Божья суть стяжания». Нил Сорский умер в 1508 в разгар борьбы Н. с «иосифлянами». Последователем его стал князь-инок Вассиан Патрикеев — представитель княжеско-боярской знати, который за сопротивление государственной централизации в 1499 был насильно пострижен в монахи и отправлен в Ки-рилло-Белозерский монастырь, но в 1508 был возвращен из ссылки великим князем Московским Василием III. Определенный отпечаток на «нестяжательских» доктринах оставила близость Вассиана Патрикеева к Василию III. В июне 1511 Вассиан Патрикеев вступил в письменную полемику с Иосифом Волоцким. Первый документ полемики — «Слово на «Списание Иосифа» (июль 1511 — июнь 1512). Уже после смерти Иосифа Волоцкого (1515) Вассиан пишет «Собрания некоего старца», где обосновывает необходимость строгого соблюдения монашеского обета как рядовыми иноками, так и церковными иерархами. Наиболее острые формы приобрело столкновение Вассиана с учениками Иосифа, прежде всего с митрополитом Даниилом. В рамках этой полемики и сформировалось учение Вас-сиана о «нестяжательности» монашеских корпораций. Вассиан ограничивался лишь передачей монастырский сел в управление архиерейских кафедр. Н. Вассиана не оправдывало изъятия монастырских земель и последующей передачи их светским владельцам. Он осуждает иноков, которые своих крестьян «княжеской власти предавше, истреблению конечному подложихом». Следует заметить, что Вассиан в своей полемике с «иосифлянами» не мог опираться на канонические аргументы в пользу отчуждения сакральной собственности. Идеи Н. нашли поддержку у прибывшего в 1518 с Афона Максима Грека. В своих произведениях он критиковал стяжательство официальной церкви, доказывал неправомерность попыток «иосифлян» ссылками на патри-стических авторов обосновать права церкви на владение землями и селами. Своей деятельностью Максим Грек вызвал раздражение митрополита Даниила, стараниями которого он в 1525 был арестован, отлучен от церкви и отправлен в Волоцкий монастырь. В 1531 | ||
695 | |||
| |||
| |||
НЕТЕРПИМОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ | |||
Максим Грек и Вассиан Патрикеев предстали перед церковным судом. Максим Грек
был приговорен к пожизненному заключению в тверском Отрочь монастыре, а
Вассиан Патрикеев был заключен в Волоцкий монастырь. Учение Н. имело в своих
истоках не только раннехристианскую проповедь и опыт первых монастырей
Сирии и Палестины (Саввы Освященного и др.), но и острые византийские споры
о монашестве 11-12 вв., перенесенные на русскую почву вместе с
трактатами Никона Черногорца, Алексея Аристина, Иоанна Зона-ры, Федора
Вальсамона. Питательную среду для оформления Н. составляли южно-славянские
и русские сочинения, толкующие тему монашеского «обещания» (напр.,
«Наказание» Илариона). Н. не было секуляриза-ционным учением (см.
Секуляризация), поскольку предусматривало лишь перемещение монастырских
имений от монастырей к архиепископским кафедрам и соборным церквям. Линию
эту продолжили Н. второго поколения (Артемий), но и они подобно Вассиану
были осуждены церковным судом. (См. также: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий,
Иосифляне.) П.А. Андреева
НЕТЕРПИМОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ — отрицание права на свободу религиозного
самоопределения, негативное, неуважительное отношение к представителям
тех или иных вероисповеданий, принуждение в вопросах веры.
В самом широком смысле — это отрицательное отношение к религии
вообще и религиозным людям как таковым, в менее широком — негативизм по
отношению к иным, кроме собственного, вероисповеданиям и представляющим
их лицам, в самом узком, политическом, — государственный принцип
недопущения на территории своей страны существования, наряду с
господствующей религией, религиозных меньшинств. В первом случае понятие
«Н. р.» совпадает с практическим атеизмом и противоположно
толерантности. Второй случай обычно имеет место в условиях
господства официальной религии и составляет собственно феномен Н. р.,
проявляясь на идеологическом и психологическом, концептуальном и
обыденном, а также на социальном и индивидуальном уровнях.
Политический план предполагает обеспеченность Н. р. соответствующими
законами — от запрета на отправление культа частным образом до
отрицания всяких гражданских прав у представителей конфессиональных
меньшинств или религиозных лиц как таковых — и ее бинарную
соотносительность с понятием свободы совести. При этом
нормативно-правовой характер деятельности по регулированию религиозных
отношений в государстве не тождествен религиозным нормам: их связь
неоднозначна (от вза- |
имоподчиненности до полной автономии лруг от друга) и может как
вызывать Н. р., так и препятствовать ей. Принцип Н. р., антиэгалитарный
по своей исходной сути, является негативной формой реагирования на
несовпадение позиций сторон, выражает интеллектуальную, эмоциональную и
социальную незрелость, выступает существенным субъективным фактором,
способствующим дестабилизации общественных отношений. Особенно вреден
он в тех условиях, когда крупная социальная общность по своим этническим
и религиозным признакам является сверхсложной, полиморфной системой,
внутри которой представители различных групп имеют общие проблемы и
потому постоянно вынуждены взаимодействовать для решения совместных
задач. В качестве социокультурного и социоморального феномена Н. р.
способствует тому, что межсубъектные и межгрупповые разногласия
превращаются в мощный деструктивный фактор. Обычно Н. р. воспринимается
как феномен, исторически первичный по отношению к веротерпимости,
противоположный ей и генетически производный от фанатизма. Однако в
условиях конкретных культур вектор зависимости может оказываться иным.
Так, исходным уровнем цивилизации в Древнем Китае и Древней Индии были
плюрализм мнений и веротерпимость. И не они, а фанатизм долгое время
считался там недопустимым инакомыслием, отнюдь не являясь, при этом
источником Н. р. (напр., в индийском джайнизме : Вплоть до Нового
времени, эти страны не знали сколько-нибудь серьезных социальных
потрясений, вызванных религиозными мотивами. Иное дело культура
Средиземноморья. Ментальность ее народов такова, что условие
принадлежности к официальной (напр., в Древней Греции) или традиционной
(среди евреев; религии зачастую делается и условием самой
принадлежности к социуму. Наибольшее обострение религиозных
противоречий наблюдается в терзаемой ре-формационными движениями Европе,
когда, как средство спасения от Н. р., ей противопоставляются гуманизм
и свободомыслие, когда благодаря французскому скептику Ж. Бодену
формулируется правовое понятие свободы совести и выдвигается требование
веротерпимости. Однако и в условиях современности, утвердившей во
многих государствах толерантность в качестве цивилизованного принципа
человеческих отношений, Н. р. не исчезает. Более того, вживаясь в
современные реалии, расширяясь и модифицируясь, она порождает
синкретические формы, такие как религиозный экстремизм или сепаратизм,
нередко выступает идеологической базой терроризма — опаснейшего
социального явления наших дней. Как мировоззрение Н. р. противостоит
религиозному скептициз- | ||
696 | |||
| |||