| |||
НИБУР | |||
му, свободомыслию, гуманизму, свободе совести, веротерпимости, толерантности. В качестве специфического феномена она в ряде своих признаков родственна таким явлениям, как фанатизм, профанированный атеизм, религиозный экстремизм, сепаратизм, терроризм, дестабилизация. Существует не только в явном, но и, гл. обр. в последнее время, скрытом виде. На индивидуальном уровне бывает осознанной и психологически-бессознательной. Имеет множество форм и степеней своего выражения — от декларируемого призыва к свободе религиозного выбора до черносотенных погромов национальных и религиозных меньшинств. И.И. Иванова НЕХАЛКИДОНСКИЕЦЕРКВИ — см. Ориентальные церкви. НИБУР (Niebuhr) Карл Пауль Рейнхольд (1892-1971) — американский протестантский теолог, церковный деятель, философ, сторонник диалектической теологии, неоортодоксии. Обучался в Иденской теологической семинарии, на Йельском богословском фак-те, получил ординацию в пасторы от Евангелического синода Сев. Америки (1915), служил в Вифлиемской церкви Детройта (1915-1928), был профессором христианской социальной этики (практического христианства) в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Н. испытал влияние теологии А. Гарнака, но в условиях экономического кризиса 1929-1933 стал лидером в возвращении американского протестантизма к библейской т. зр. от либерализма нач. 20 в. В своем главном труде «Природа и судьба человека» (1941-1943) Н. говорит о парадоксе человека, природа которого состоит в соединении противоположностей — «конечности» и «самотрансценденции». Полного выражения конечность может достичь только под влиянием само-трансценденции, которая является противоположностью и дополнением конечности. Н. подчеркивает, что все зап. воззрения на род человеческий восходят к двум основным образцам — классическому и христианскому и заявляет, что заимствует идею самотрансценден-ции человека из двух источников: Библии и философской антропологии. С философско-антропологической т. зр., согласно Н., самотрансценденция означает самосознание, или «Я», которое выходит за пределы конкретных психологических состояний. Самотрансценди-рование означает также свободу, способность полагать себе цель. Но высший смысл этого самотрансцендиро-вания, согласно Н., открывает человеку Библия. Н. следует учению Б. Паскаля и С. Кьеркегора о том, что человек — существо, способное бесконечно превосходить самого себя. Человек оказывается, с одной стороны, | конечным существом, детерминированным своей физической и социальной жизнью, а с другой стороны, существом, ищущим высшую трансцендентную цель и обретающим ее в Боге. Н. утверждает, что человека невозможно подчинить одной системе отношений с помощью натуралистических, идеалистических или иных категорий. О человеке можно верно говорить только вдраматическо-историческом и личном ключе, в котором говорит о нем Библия. В отличие от П. Гил-лиха Н. подчеркивает личные отношения человека с Богом. Эта антропологическая концепция также демонстрирует, что ее стержнем, центральной проблемой является диалектика существования и сущности человека. При этом гуманитарные и естественные науки, философская антропология допускаются и даже рекомендуются для описания и постижения существования и сущего, фиксации сущности человека как чего-то ставшего, тогда как глубинный уровень постижения этой сущности, намечаемый самым существенным для человеческого существования актом трансценди-рования, дает только антропология теологическая, изъясняющая высший, основанный на Божественном Откровении смысл человеческого бытия. Осн. соч.: The Nature and Destiny of Man. A Christian Interpretation. Vol. 1-2, New York, 1941-1943; R. Niebuhr, his religious, social and political thought, ed. by Ch. W. Kegley and R. W. Bretall. New York, 1956. К.И. Никонов Н И Б У Р Хельмут Ричард (1894-1962) — американский теолог, один из лидеров неоортодоксии протестантской. Родился в семье пастора реформатской церкви. Окончил кальвинистские учебные заведения — Элмхерстский колледж и Иденскую теологическую семинарию, в последней позже преподавал теологию. Получив в 1916 пасторский сан, Н. служил в Сент-Луисе. В Йельском ун-те защитил докторскую диссертацию, после чего стал ректором Элмхерстского колледжа, а с 1931 преподавал в Йельской теологической семинарии, где проработал до конца жизни. К 1930-1950-м гг. относятся самые значительные из произведений Н., посвященные философии Откровения, антропологии и теологии культуры. В своем мировоззрении Н. стремился критически переработать достижения либеральной и диалектической теологии и приблизить их к классическому кальвинизму. Его книга «Царство Божье в Америке» (1937) стала для многих современников открытием постмилленаризма как феномена духовной жизни колониальной Америки, а также различий между кальвинизмом и гражданской религией. Вместе с тем как и К. Барт, Н. жестко критиковал либералов за их антропологический оптимизм («Природа и судьба че- | ||
697 | |||
| |||
| |||
нигилизм | |||
ловека», 1939-1941). Однако, признавая вслед за Ф. Шлейермахером принципиальное значение опыта в религии, что подверглось критике многими протестантами за субъективизм, Н. был убежден в невозможности полного постижения истины в земной реальности в силу греховности человека («Смысл Откровения»; 1941). В политической философии Н., исходя из того же классического протестантского учения о грехе, оправдывал демократию как строй, единственно способный избежать искушения властью («Сыны света и сыны тьмы»; 1944). Другой важнейшей темой творчества мыслителя было преломление христианства в истории и культуре Запада. В книге «Христос и культура» (1951). Н. делает попытку оправдать культуру и возможность человеческого творчества с позиций реформатской теологии. Из пяти приведенных Н. типов взаимоотношений веры и культуры разных эпох (Христос против культуры, в культуре, над культурой, и культура как противоречие и Христос преображающий культуру), автор считает именно последний тип отвечающим как духу христианства, так и современности. Одной из последних работ Н. стал «Радикальный монотеизм и западная культура» (1960), в которой он подводит определенный итог своей теологической деятельности. Лейтмотивом этой работы является кальвинистское убеждение в суверенитете Бога, высшим Откровением которого является Иисус Христос. Соч.: Христос и культура. Новосибирск, 1996;The Meaning of Revelation. Ν.Υ., 1941; The Nature and Destiny of Man. N.Y., 1941; The Kingdom of G o d in America. N.Y., 1962; T h e Radical Monotheism and Western Culture. N.Y., 1960. O.B. Несмиянова, A.M. Семанов НИГИЛИЗМ в отношении религии (от лат. nihil — ничто) — частный случай Н. как принципа абсолютного отрицания: отрицание религии, включенное в контекст пренебрежительного отношения к общечеловеческим ценностям, «бунт» против религии с позиций эгоистического субъекта; переплетается с этическим, правовым и политическим нигилизмом. Термин «Н.» впервые употребил Ф. Г. Якоби (1799), а католический философ Ф. Баадер назвал Н. «отрицание Бога и Откровения» (1824). Именно в таком значении употребляли термин «Н.» последующие религиозные философы и богословы (напр., К. Ясперс: Н. — это «погружение в бездну неверия», «открытое отсутствие веры»). В России 19 в. нигилистами называли революционных демократов, обвиняя их в разрушении ради разрушения, в отрицании всех человеческих ценностей, имея в виду под последними гл. обр. религию. Русские религиозные философы (СЛ. Франк, С.Н. Булгаков и другие), борясь с атеизмом, представляли его как Н. Т. обр., | любая форма критического отношения к религии неправомерно сводится к Н. На деле сфера критического рассмотрения религии неизмеримо шире, чем Н. и не может быть сведена к последнему. Н. в отношении религии обладает специфическими свойствами. Это гипертрофированный антидогматизм и антиавторитаризм, имитация решительного сокрушения религии, ее отрицание как абсурда с позиций индивидуализма и эгоизма, пренебрежение исторической традицией ее осмысления, противопоставление индивида как 'духовного аристократа» «серой» религиозной - массе», нередко — культ сильной личности, открыто антигуманная позиция (демонстрация презрения к верующим]. Н. может совмещаться с некоторыми формами свободомыслия в отношении религии, антиклерикализмом или с вульгарным атеизмом и материализмом. Н. имеет исторические корни: всегда существовали люди, отвергавшие вместе с религией моральные ценности, что зафиксировано уже в Библии: «безумец« сказавший «нет Бога», исполнен коварства и вражды, убивает невинного, в его сильные когти попадают бедняки. Н. в отношении религии обусловлен, видимо, и социальными факторами, сильнее всего проявляясь в периоды социальных кризисов как среди представителей господствующих слоев, так и среди мелкобуржуазных и деклассированных элементов с анархистскими устремлениями. В гносеологическом плане Н. в отношении религии, как и нигилизм вообще, возникает на основе гипертрофированного скептицизма. Психологически он близок богоборчеству, связанному с чувством ненависти к сверхъестественной силе, и нередко обусловлен потребностью не удовлетворенного жизнью индивида в самоутверждении. На уровне обыденного сознания Н. в отношении религии выражается в реализации принципа «если Бога нет, то все дозволено», в циничном отношении к религии и верующим. На теоретическом уровне Н. в отношении религии связан с обоснованием правомерности тотального отрицания как религии, так и позитивных духовных традиций человечества. Апология Н. представлена М. Штирнером в работе «Единственный и его собственность» (1844), где он заявлял: «Ничто — вот на чем я построил свое дело»; «лучше всего живется эгоистам»; «для меня нет ничего выше меня». Расширительно трактуя религию как признание любых идеалов, сущностей, будь то сущность божественная или человеческая, он относился к ее последователям как к «безумцам, разгуливающим в доме умалишенных». Стремление строить «дело» на «ничто», субъективизм и волюнтаризм в рассмотрении общества и человека, эклектизм, отсутствие научного метода приводят к несостоятельному, произвольному взгляду на религию. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немец- | ||
698 | |||
| |||
| |||
НИЗКАЯ ЦЕРКОВЬ | |||
кой идеологии», критикуя Штирнера, заметили, что, «конкурируя» в Богом, «св. Макс» ни слова не говорит о том, «как возникают христианские представления о духе в виде Бога». Непродуктивность нигилистической критики религии обнаруживается, напр., у Б. Муссолини в бытность его анархо-синдикалистом: в работе «Нет никакого Бога!» (1904) он цинично заявлял о том, что религия — бессмыслица, а люди, которые ей следуют, больны. Черты нигилистической критики религии были восприняты Ф. Ницше, отвергавшим мораль, религию и философию современного ему общества во имя грядущего сверхчеловека, стоящего «по ту сторону добра и зла»: «Бог умер: теперь хотим мы — чтобы жил сверхчеловек», которому дозволено преступать нравственные нормы, в том числе христианские. Христианский Бог, по Ницше, — «это гибридный упадочный образ, составленный из нуля, понятия и противоречия». Выступления Ницше против христианства были связаны с осуждением идей социализма, в частности идей равенства, справедливости, взаимопомощи. Несмотря на обилие критических высказываний Ницше о религии, они, по существу, не дают приращения знаний о сущности религии. Между тем воззрения Ницше на религию рассматриваются его последователями как «самая основательная критика всякой религии» и даже самый последовательный атеизм. В последние десятилетия 20 в. тенденции к Н. можно обнаружить в философии постмодернизма. Разделяя критический пафос античного свободомыслия, французского Просвещения, а также философии Ницше, философы-постмодернисты (напр., Ж. Делёз, М. Фуко, Ж. Батай) отказываются от рационализма, сомневаются в достоверности научного знания; представляют действительность как нечто размытое, фрагментарное, непознаваемое; отрицают любые авторитеты, в том числе религиозные. Такая позиция вряд ли является плодотворной основой для серьезного исследования религии и ее места в истории и в современном мире. Глобальное отрицание не расчищает путей к новому, ибо там, где порваны связи с позитивным содержанием культурной традиции, невозможно создание ценностей, совершенствующих человека и общество, в т. ч. расширениие и углубление знаний о религии. З.А. Тажуризина НИДЕРЛАНДСКАЯ (АМСТЕРДАМСКАЯ) ШКОЛА ТЕОЛОГИИ —течение в кальвинистской мысли 19-20 вв. Предшественником школы был консервативный историк Г. ван Принстерер, а основателем — А. Кайпер, создавший Свободный ун-т Амстердама в 1880. В своем творчестве Кайпер стремился дать | протестантскую критику Ренессанса, Просвещения, социализма и «второй волны» Реформации, а также создать философско-теологическую платформу консерватизма (концепция «общей благодати», теория «суверенитета сфер»). Известными представителями школы в 20 в. были Г. Бавинк, Г. Дойеверд, К. Схил-дер. Бавинку принадлежит современное изложение догматической теологии, Дойеверду — дальнейшее развитие теории «суверенитета сфер» и «трансцендентальная» критика новоевропейской философии. Некоторые сторонники Н. ш. т. занимались проблемами протестантской эстетики (X. Рокмакер). В целом труды Н. ш. т. внесли большой вклад в развитие кальвинизма в 20 в., повлияв также на развитие политической теологии, теологии культуры и до некоторой степени на протестантизм «третьей волны». Вместе с тем они отвергаются некоторыми течениями кальвинизма, ориентированными на возрождение пуританизма (Г. Хоксема и другие), многими движениями фундаменталистского толка. O B. Несмиянова, A.M. Семанов НИЗКАЯ ЦЕРКОВЬ (Low Church) — в узком смысле слова — направление в англиканстве, в широком — принятое в англоязычном мире общее название различных групп протестантов, не придающих принципиального значения церковной традиции, апостольской преемственности епископата, таинствам и обрядности. В англиканстве взгляды Н. ц. получили распространение в 18 в. и противостояли взглядам Высокой Церкви. Ярким представителем Н. ц. явился каноник собора Св. Павла в Лондоне С. Смит (1771-1845). Росту авторитета Η. ц. в 19 в. способствовал конфликт значительной части англиканского духовенства с Оксфордским движением и англокатолицизмом (близким Высокой Церкви), поскольку в англокатолицизме его противники (такие, как епископ Д. С. Райл) усмотрели отход от основ Реформации. Разновидностью Н. ц. явился развившийся еще в эпоху Славной революции латитудинаризм — теологическое движение среди иерархии в поддержку арминианских доктрин в англиканстве (Д. Тиллотсон, С. Патрик, Э. Стиллингфлит и другие). В сер. 19 в. латитудинаризм лег в основу т. наз. «широкой Церкви» — группы общин, придерживающихся компромиссных позиций между Высокой и Низкой Церковью, при этом отвергающих кальвинизм и нередко испытывающих влияние либеральной протестантской теологии (У. Уорд, Ф. Темпл и другие). К кон. 19 в. термин «Н. ц.» почти вышел из употребления, а сторонники этого направления в основном слились с «широкой Церковью». О.В. Несмиянова, A.M. Семанов | ||
699 | |||
| |||
| |||
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ | |||
Η ИКЕО-ЦАРЕГР А Д С К И Й СИМВОЛ ВЕРЫ — см. Символ веры. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ, Николай из Кузы (Nicolaus Cusanus), Николай Кребс (Krebs) (1401-1464) — немецкий философ, ученый, теолог, кардинал католической церкви (с 1448). Автор ряда философских, математических, церковно-политических трактатов и проповедей. Учился в Девентере (Голландия) в школе «Братьев общей жизни», затем в ун-тах Гейдельберга и Падуи изучал философию, право и естественные науки. Искал точные методы исследования природы, придавал большое значение «счету, взвешиванию, измерению». Был связан с итальянскими гуманистами. Выступал против догматизма и авторитаризма ортодоксальной схоластики. Наиболее известны трактаты Н. К. «Об ученом незнании», «Простец об уме», «Об опытах со взвешиванием». Н. К. развил идеи пантеизма, восходящего к неоплатонизму и окрашенному мистицизмом («Бог во всех вещах, как они в нем»). Основные идеи онтологии Н. К.: совпадение противоположностей, единство и связь всего сущего, безграничность Вселенной, тождественность законов небесного и земного миров, отрицание центра мира (центр Вселенной повсюду, а окружность нигде); при этом он использовал понятия абсолютного и относительного максимумов, свертывания и развертывания, бытия-возможности и др. Учение Н. К. о человеке созвучно антропологии гуманистов: «человек есть второй Бог», обладающий могущественным творческим разумом. Н. К. высказал мысль о диалектическом характере процесса познания (понятие «ученого незнания») и бесконечном движении к познанию истины; сущность бытия, согласно Н. К., познается интеллектуальной интуицией. Как церковный деятель, Н. К. пытался содействовать единству церкви. На Ба-зельском соборе выступал сторонником верховной власти собора (1433), написал трактат «О католическом согласии», где, в частности, изложил сомнения относительно «Константинова дара». С 1437 г. отстаивал интересы папства. Вместе с тем в духе гуманизма призывал к веротерпимости. В сочинении «О мире веры» (1453) Н. К. обосновывал смелую для той эпохи мысль о том, что в обрядах различных религий обнаруживается одно и то же религиозное содержание: единое Божество раскрывается в разных формах и обозначается разными именами. Отсюда призыв к объединению всех верующих и к прекращению религиозных войн. В «Опровержении Корана» (1464) Н. К. указывал на сходство христианства и ислама, усматривая в этом основу для объединения двух религий. Все это позволяет рассматривать его как одного из ранних предшественников межрелигиозного диалога. Философское | учение Н. К. оказало влияние на развитие натурфилософии Возрождения, в частности, на Дж. Бруно·, в России — на творчество российских философов СЛ. Франка, С.В. Булгакова, А.Ф. Лосева. Сон на рус яз.: Николай Кузанский. Сочинения. Т. 1, 2. М„ 1979-1980; Николай Кузанский. О мире веры//Вопросы философии. 1992. № 2 . З.А. Тажуризина НИКОЛЬСКИЙ Николай Михайлович 1877-1959 — историк религии, востоковед, профессор Смоленского, Белорусского ун-тов, академик АН БССР, член-корреспондент АН СССР. Сын и ученик русского востоковеда М. В. Никольского. Исследования Н. были посвящены истории Древнего Востока и древневосточных религи-о з н ы х в е р о в а н и й («Израиль и Вавилон», «Культура Д р е в -ней Вавилонии»), изучению Библии и раннего христианства («Царь Давид и псалмы», «Раннее христианство», «Иисус и первые христианские общины> , истории русского православия и сектантства в России·, этнографии и фольклору белорусов. Основу методологии Н. составляли марксистское понимание религии и исторического процесса, а т а к ж е популярная в нач. 20 в. «теория цикличности». Одна из важнейших работ Н. — «История русской церкви» (1930). Этот труд Н. содержит богатый фактический материал, охватывающий период от славянского язычества до нач. 20 в. Н. подчеркивает политическую, экономическую, социальную и идеологическую солидарность церкви и государства. Большое значение в работе отводится эпохе раскола в русском православии, истории возникновения и развития старообрядчества (поморское, федосеевское, бело-криницкое и др.) и сектантства (стригольники, филип-повцы, бегуны, скопцы, хлысты, духоборы, молокане и др.). Старообрядчество и сектантство трактуются Н. как социально-религиозные движения, «народная реформация». Подробно рассмотрены экономические и этические стороны хозяйственной деятельности старообрядцев и сектантов. Осн. соч.: Царь Давид и псалмы. СПб., 1908; Древний Израиль. М., 1922; Избранные произведения по истории религии. М., 1974; История русской церкви. М., 1983. P.A. Кобызов НИЛ СОРСКИЙ (ок. 1433-1508 ) — духовный вождь движения, известного под названием «нестяжательство», знаток церковной литературы. Родился в крестьянской семье, принял постриг в Кирилло-Белозер-ском монастыре. Совершил путешествия в Палестину, Константинополь и на гору Афон. После возвращения основал скит на реке Сорке близ Кирилло-Белозерско-го монастыря, где вел с немногочисленными последо- | ||
700 | |||
| |||
| |||
НИРВАНА | |||
вателями уединенный образ жизни. Литературные произведения Н. С. — монастырский устав, Предание ученикам, ряд посланий и предсмертное Завещание. Сильное влияние на него имели ряд патристических писателей: Иоанн Кассиан Римлянин, Нил Синайский, Исаак Сирин. Н. С. выступал за реформирование института монашества, видел цель иноческого обета во внутреннем самосовершенствовании, а не во внешнем умерщвлении плоти (см. Монашество православное). Отвергал механическое послушание иноков и требовал сознательности в подвиге. Допускал возможность критического отношения к письменным источникам: «писаний много, но не вся божественна». Он считал необходимым условием для себя согласие между Писанием и разумом. Н. С. полагал недопустимым для церкви владение «земными богатствами», выступал против роскоши; церковь должна иметь только необходимое «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Всякую собственность считал противоречащей иноческим обетам (см. Религия и экономика). Отличался определенной религиозной терпимостью. Участвовал в Соборе 1490, разбиравшем дело «новгородских еретиков» и вынесшем мягкий приговор. На Соборе 1503 Н. С. совместно с другими кирилло-белозерскими старцами выступил с протестом против земельной собственности монастырей. Главным противником его на Соборе являлся Иосиф Волоцкий, горячо защищавший имущественные права монастырей. Умер Н. С. в разгар борьбы с «иосифлянами». (См. также: Нестяжательапво, Иосиф Волоц-кий, «Иосифляне».) Осн. соч.: Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и его Устав о жительстве скитском в переводе на русский язык, с приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей. М., 1869. Л.А. Андреева НИРВАНА (санскр. nirvana — угасание, успокоение) — одно из основных понятий буддизма. Хотя сам этот термин имеет добуддийское происхождение, он был разработан именно в буддийской религии и философии. В целом Н. означает полное освобождение человека от любых желаний и привязанностей, от ложной веры в собственное «я»; это освобождение совпадает с выходом из состояния сансары, а значит, с избавлением от страданий и закона кармического воздаяния (см. Карма). Переход в Н. метафорически сравнивается с угасанием пламени светильника из-за постепенного иссякания в нем «масла», под которым понимаются три основных омрачающих элемента — ненависть, страсть и невежество. Впервые подобного состояния достиг Будда Шакьямуни в ходе глубокого сосредоточенного созерцания. Будда же указал и путь | достижения Н. В раннем буддизме (Хинаяна) выделяют два т и п а Н., «с о с т а т к о м » и «без остатка». Н. «с остатком» обретается при жизни буддийского адепта и характеризуется состоянием духовной пробужденности. Подобный человек восходит на высшую ступень святости и становится архатом (букв. — достойный). Он лишен желаний, не имеет индивидуальных восприятий, чувств и мыслей, однако сохраняет телесность, а значит, подвержен физическому страданию (болезни, дряхление, смерть). Н. «без остатка» — окончательный разрыв с миром страданий, который обычно совпадает с физической смертью лица, достигшего этого состояния. Впрочем, это не означает его «вечной смерти»: в данном случае происходит полное угасание психофизических изменчивых элементов (дхарм), составляющих «поток» бытия адепта. Подобная разновидность Н. также называется «паринирвана». Существо, достигшее паринирваны, выходит за пределы круга перерождений. Среди всех видов живых существ буддийского универсума только человек способен достичь Н. Из людей же Н. может обрести только буддийский монах, да и то в результате напряженных самостоятельных усилий в течение не одного, а многих существований. К достижению Н. ведет комплекс духовных практик, или «восьмеричный путь», составляющий основу четвертой «благородной истины» буддизма; особое значение придается практике медитации. Н. в буддизме не имеет канонического определения. Она описывалась либо негативным (угасание, несозданность, нерожден-ность, отсутствие стремлений и т. п.), либо позитивным образом (вечное счастье, блаженство, истина, мир, чистота и т. п.), либо считалась вообще неопределимым понятием. Одним из наилучших способов «выражения» Н. является молчание, к которому прибегал и сам основатель буддизма. Ранние буддисты подчеркивали, что Н. — это не какая-то особая райская обитель и не мир безличного Абсолюта (Брахман). В то же время это и не ничто, не смерть; скорее Н. можно понимать как состояние надличностной полноты, совершенства бытия или даже «инобытия», отличного от сансарического существования. В буддизме Махаяны Н. наделяется четырьмя сущностными признаками — вечность, блаженство, самость (атман) и чистота. В отличие от Хинаяны, которая резко отделяла Н. от опыта сансары, в Махаяне считается, что на самом деле между Н. и сансарой нет кардинального различия. Более того, они тождественны. Философы йогачары понимают Н. как очищение собственного ума и восстановление его в исконной чистоте. Мадхьямика же рассматривает Н. как пустоту (шуньята), или как Абсолют, превосходящий относительность существования и несуществования. Это также дхармакая, т. е. чистая и неизменная духовная сущ- | ||
701 | |||
| |||
| |||
НИЦШЕ | |||
ность; «таковость» вещей как-они-есть; конечная реальность. Н. персонифицируется в образе вселенского Будды. Все существа изначально пребывают в Н., только они этого не понимают в силу своего различающего, двойственного сознания. Поэтому Н., согласно Ма-хаяне, не столько достигается, сколько «узнается». А значит, Н. — не прерогатива одних только монахов, она доступна и мирским последователям буддизма, если те прозревают собственную истинную природу — «природу Будды». Помощь в этом прозрении могут оказать высокодуховные существа (бодхисаттвы и будды), которые, хотя сами и достигли просветленного состояния (т. е. состояния Н.) в собственном сознании, откладывают окончательный переход в Н. ради духовной помощи всем живым существам. Популярный в народе Будда Амитабха создал особый мир «чистой земли» с тем, чтобы любой верующий в этого Будду мог бы возродиться в его «земле» и совершенствоваться там, готовясь окончательно перейти в Н. Махаянское понимание Н. во многом перекликается с индуистским понятием духовного освобождения (мокша). С. В. Пахомов НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900) — немецкий философ-иррационалист, представитель «философии жизни», профессор Базельского ун-та (1868-1879). В центре рассмотрения социальных явлений, в том числе и религии, оказывается существенная для Н. категория — «жизнь». Положив в основу понимания жизни инстинктивное, волевое, характеризующееся экспансивностью начало, Н. критикует разум как нечто противостоящее жизни, неправомерно связывая его с возникновением христианства. По мнению Н., христианская религия приходит на смену древнегреческому мифу. Различие религии и мифа кроется в том, что миф иррационален, недоступен разумной доказательности: он постигается с помощью инстинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, олицетворением которого для Ф. Ницше является Сократ (ок. 470-399 до н. э.), внесший в культуру вместе с разумом морализирование. Христианская религия, по Ф. Ницше, укрепив эти ценности — мораль, рациональность, науку, — извратила здоровые человеческие инстинкты, выражающиеся в воле к власти. Христианство возникло путем утверждения морали низших слоев общества, которые, опираясь на рациональные формы сознания, подавляли иррациональные элементы психики и тем самым уничтожили культуру Греции, опиравшуюся на художественные инстинкты. Религия возникает вследстивие вырождения человечества как биологического рода, деградации его внутренней психической жизни. Н. полагает, что необходима переоцен- | ка всех ценностей, потому что современная христианская религия является симптомом декаданса, т. е. упадка, деградации жизни общества. Он отвергает необходимость подчинения - сильных людей>•. стоящих «по ту сторону добра и зла», общепризнанным нормам, требованиям морали и религиозным догматам Н. заявляет о существовании единственного мира — мира земной реальности, который пытаются обесценить понятиями сверхъестественного и запредельного. Наиболее знаменательным событием истории Н. считает «смерть Бога». Место Бога в концепции Н. занимает сверхчеловек, а вместо христианской религии провозглашается миф о вечном возвращении, согласно которому человек получает возможность утверждать свою волю в стихии вечного становления (проявления космической воли к власти). Вместо религиозного утешения, идей спасения и бессмертия души Н. предлагает выход за пределы человеческой жизни и ее адекватное повторение в вечности. В результате критического рассмотрения существующего религиозного мировоззрения Н. приходит к религии вечного возвращения, которую он называет мифом, сознательно не давая ей рационального обоснования. Сон. на рус. яз.: Антихристианин // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2; Веселая наука // Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 1; Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. По ту сторону добра и зла // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. Е.С. Элбакян Н Л О (перевод с англ. аббревиатуры UFO,t. е. unidentified flying object) — неопознанный летающий объект. Появление этого термина и начало неослабевающего интереса общества к проблематике НЛО связаны с событиями 24.06.1947, когда американский пилот К. Арнольд заметил в Каскадных горах (запад США) несколько дискообразных объектов, движущихся с огромной скоростью. Необычные объекты такого рода отмечались и раньше, однако именно с этого периода НЛО, в обиходе получившие название «летающие тарелки», постоянно попадаются в поле зрения различных наблюдателей в самых разных регионах мира. Отснято гигантское количество фото-, видео-, теле- и киноматериалов, засвидетельствовавших миллионы случаев НЛО (впрочем, далеко не всегда достоверных), бурно развивается научная отрасль — уфология, ведущая их масштабные исследования, обнаружены вещественные доказательства пребывания и крушения НЛО. Немало времени посвятило изучению НЛО военное ведомство США. Несмотря на все это, в исследованиях НЛО до сих пор больше вопросов, чем ответов, и объяснение природы «летающих тарелок» по-прежнему не получило всеоб- | ||
702 | |||
| |||
| |||
НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ | |||
пК"го признания. Поведение НЛО отличается от известных науке объектов, зачастую воспринимаясь людьми как нечто сверхъестественное, выходящее за пределы разумного понимания (невероятная скорость, умение читать мысли, выведение технических средств человека из строя на расстоянии и т. д.). Многие ученые относят НЛО к разряду «чудес» 20 в., порожденных прогрессом научных технологий, освоением атмосферы и космоса, развитием жанра научной фантастики и т. д. Противники «летающих тарелок», не веря в объективный характер НЛО, утверждают, что в основе этих необычных феноменов лежат либо какие-то атмосферные или метеорологические явления (болиды, шаровые молнии, осадки и др.), либо результаты техногенной деятельности человека (движение ракет, вспышки от взрывов бомб и т. д.); тем самым они отрицают в них какую-либо мистико-религиозную и внеземную сущность. К.Г. Юнг понимал под НЛО современное выражение архетипов коллективного бессознательного; по его мнению, нынешнее человечество пребывает в состоянии глубокого невроза, который проявляется в форме перетолкованных на новый лад прежних легенд о божествах-спасителях. Суждения об НЛО со стороны религиозных кругов образуют широкий спектр. В основном они сдержанны и осторожны, но некоторые религиозные авторы (напр., православный богослов С. Роуз) воспринимают НЛО как «посланцев дьявола». Между тем растет число поклонников НЛО, многие из которых уверяют, будто они вступали в контакт с «летающими тарелками». В 1950-е гг. в США бестселлерами стали книги на эту тему, написанные Дж. Адам-ски. Феномен «контактерства» получил в последние десятилетия большой размах во всем мире, отчасти продолжая традицию спиритизма. Поклонники НЛО полагают, что об этих объектах было известно с самых архаичных времен и даже отыскивают интересующие их «факты» в древних мифах, опираясь на гипотезу Э. фон Деникена (Швейцария) о богах-астронавтах. Одна из наиболее распространенных версий сторонников «летающих тарелок» состоит в том, что НЛО — это космические корабли, посланные по каким-либо причинам (поиск полезных ископаемых, наблюдение за формами жизни, заимствование каких-то душевных качеств землян и пр.) внеземными цивилизациями, давно обогнавшими нашу планету в своем развитии. Сюжеты об НЛО постоянно муссируются в средствах массовой информации, воспроизводятся в кинофильмах, телепередачах, обрабатываются в художественной литературе и в изобразительном искусстве. Образы гуманоидов — существ, прилетающих в НЛО — давно уже стали частью массовой культуры; они предстают то как агрессивные захватчики, то как щедрые и добро- | желательные существа. Феномен НЛО используется в идеологии различных новых религиозных движений, порой становясь объектом культа (см.: Разлиты). В американской религиозно-уфологической группе «Небесные врата» вера в НЛО стала поводом для массового самоубийства ее членов в марте 1997. СВ. Пахомов НОВАЯ ТЕОЛОГИЯ (франц. nouvelle theologie) — термин, появившийся во французской католической теологии после Второй мировой войны и обозначающий разнообразные попытки переосмысления теологии с целью очищения ее от устаревших представлений и приближения к реальным проблемам человека. Философской основой Н. т. выступает не столько неотомизм, сколько феноменология, экзистенциализм, философская антропология, неопозитивизм. Н. т. не представляет собой единой школы; по направлениям поиска в ней можно выделить две тенденции — первая связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения (см. Католическая теология), вторая тенденция направлена на теологически аргументированное обновление церковного социального учения. В рамках первой тенденции Н. т. в лице своих ведущих теологов (П. Шоо-ненберг, И. Борос, А. Гульсбош, К. Ранер и другие) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную теорию моногенизма, гласящую, что все люди ведут свое начало от одной пары людей — Адама и Евы, а теории эволюции и полигенизма; теологический полигенизм предлагает трактовку Адама и Евы как собирательных образов обоих полов, т. е. человечества, проходившего через различные этапы направляемой Богом эволюции (см. Моногенизм и полигенизм). Наряду с этим представители данной тенденции в Н. т. представляют многие христианские догмы, трактовавшиеся до недавнего времени как незыблемые, в виде нерешенных, дискуссионных проблем. В частности, как дискуссионные проблемы трактуются догмат о первородном грехе, теория «пресуъцествления и присутствия» Христа в евхаристии, церковное учение о дьяволах и ангелах и др. Теологическое обновление церковного социального учения осуществляется прежде всего в виде разработки так называемой «теологии земной действительности». (См. Теологии социальные.) Φ .Г. Овсиенко НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — международная христианская организация, основанная в 1863 в Германии. Имеет 68 тыс. общин более чем в 190 странах мира, ок. 10 млн последователей. Ее члены считают, что они наследуют традиции христианских общин, воз- | ||
703 | |||
| |||
| |||
НОВОГО ЗАВЕТА КРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ | |||
главляемых первыми апостолами. Согласно учению Η. 1 Г, христиане обретали веру в Иисуса Христа через послания и его апостолов,однако первые апостолы не смогли выполнить поручение Иисуса — учить все народы. Последователи Н. Ц. верят в то, что Иисус Христос и в паши дни правит своей церковью через апостолов, продолжая посылать их, чтобы нести людям истину спасения, отпускать грехи, крестить водой и Святым Духом. Источник вероучения — Библия, понимаемая как «...упорядоченное мужами веры собрание Божественных Откровений и заповедей, а также исторических свидетельств, тесно связанных с божественными деяниями». В то же время Библия не заменяет роли апостолов Иисуса в качестве проповедников его учения и дарователей таинств христианских. Посланники Христа — первоапостол и апостолы, — руководящие сегодня на Земле осуществлением плана спасения, доводят до верующих намерения Бога. Совершаются три таинства: крещение водой, причащение (совершается после молитвы «Отче наш» пресным хлебом и вином — в виде просвиры, окропленной тремя каплями вина) и запечатление Духом Святым (проводится через молитву и возложение рук). Запечатле-ние Духом Святым совершается только апостолом, водное крещение может проводиться и священником. Признается крещение других «признанных христианских церквей», а также «крещение по необходимости», совершенное верующими христианами в особых случаях. Однако при вступлении в Н. Ц. требуется подтверждение таких крещений. Н. Ц. возглавляет перво-апостол (в настоящее время — Рихард Фер, род. 1939), почитаемый как зримый глава церкви Иисуса Христа на земле, высшая инстанция во всех делах церкви. Ближайшие помощники первоапостола — окружные апостолы и апостолы. Епископы координируют деятельность окружных старейшин и евангелистов. В проведении богослужений также участвуют диаконы и младшие диаконы. Приходы, общины отдельной страны образуют апостольский округ, возглавляемый окружным апостолом. Первые последователи Н. Ц. в России появились в 1871 в Санкт-Петербурге. В 1990 в Москве образуются первые общины Н. Ц. В сент. того же года Москву посетил Р. Фер — первоапостол Н. Ц. Главное структурное подразделение — «Управленческий центр Н. Ц. в России», зарегистрирован Минюстом РСФСР 01.11.91 как централизованная религиозная организация. Наряду с этим на территории России действуют десять региональных управленческих центров Н. Ц., имеющих статус зарегистрированных религиозных организаций. В России насчитывается ок. 320 общин, 40 тыс. прихожан, 700 священнослужителей Н. Ц. (2002). Ежемесячно издается журнал «Наша се- | мья», с 1991 — на рус. языке. В нейтральной части России, Казахстане, Узбекистане, I аджикистане, Туркмении и Монголии выходит журнал «Единение». И. Я. Каптеров НОВОГО ЗАВЕТА КРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ — одно из направлений библеистики. Проблема генезиса синоптических евангелий интересовала библеистов поел. четв. 18 — перв. пол. 19 в. не менее, чем проблема генезиса Торы. Эпоха Просвещения поставила перед учеными-христианами цель извлечения исторически достоверного ядра из массы евангельских рассказов об Иисусе из Назарета. Наиболее влиятельными оказались четыре теории: 1) теория протоевангелия (ок. 1776, была представленаГ.Э. Лессингом (1729-1781 .предположившим существование единого арамейского про-тотекста; 2) теория устной традиции (ок. 1797j И.Г. Гер-дера (1744-1803) была близка первой, отличаясь от нее тем, что постулировала длительную устную, фольклорную трансляцию арамейского прототекста, приведшую к его трансформации и позднейшей кодификации нескольких равноценных вариантов переводов на койне (греч. яз.); 3) теория фрагментов, разработанная Ф.Д. Шлейермахером (1768-1834), который в своем труде, посвященном критическому изучению Евангелия от Луки (1817), утверждал, что в распоряжении евангелиста находилось множество разрозненных фрагментов воспоминаний очевидцев и современников, частью устных, частью письменных, частью рубрифици-рованных по жанровому признаку чудеса, речи и притчи, страстной цикл, — Луке осталось их лишь суммировать и систематизировать, выстроив логически и хронологически непротиворечивый пересказ; 4) теория заимствований, т. е. использования одних синоптических Евангелий в качестве основы для других. Эта теория восходит к идеям Августина Аврелия (354-430) («De consensu evangelistarum»), но научно обосновал ее йенский ученый И.Я. Грисбах (1745-1812). Именно он ввел в библеистику термин «синоптики» и опубликовал в 1776 первый синопсис трех Евангелий на греч. яз. В своих трудах он впервые использовал метод доказательства от последовательности, что позволило ему отказаться от авторитетного, но на поверку оказавшегося заблуждением, мнения Блаженного Августина о тождественности хронологии возникновения Евангелий их расположению в новозаветном Каноне. Грисбах предположил, что Евангелие от Марка возникает как переработка Евангелий от Матфея и от Луки, т. к. всякий раз, когда порядок повествований в Евангелии от Марка не совпадает с порядком у Матфея, он совпадает с порядком у Луки. Эта теория оказала большое влияние на Ф.Х. Баура (1792-1860) — основателя Тюбин- | ||
704 | |||
| |||
| |||
«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ. | |||
генской школы истории протохристианства, его ученика Д.Ф. Штрауса (1808-1874) и ученика самого Грисба-ха —В.М.Л.Де Bemme (1780-1849). Во вт.пол. 19в. оформилась «гипотеза двух источников», не потерявшая своей актуальности и поныне. Заслуга ее появления принадлежит Шлейермахеру, сделавшему акцент на важности свидетельства епископа Иерапольского Па-пия (ок. 60 — ок. 135) о наличии еврейского сборника логий — изречений Иисуса Христа, и К. Лахману (1793-1851), опубликовавшему в 1835 свое наблюдение, ставшее основой доказательства первичности Евангелия от Марка. Основные постулаты гипотезы двух источ-н и к о в б ы л и с ф о р м у л и р о в а н ы в 1838 Х.Г. Вайссе (1801-1866) в труде «Евангельская история в критическом и философском освещении». Они могут быть сведены к двум положениям: 1) Евангелие от Марка — древнейшее из Евангелий, является источником Евангелий от Матфея и от Луки; 2) Матфей и Лука, кроме Евангелия от Марка, использовали еще один общий несохранив-: шийся прототекст — «источник логий» («Q» — от нем. Quelle — источник). Его возможно реконструировать путем наложения и сопоставления всех трех синоптических евангелий. Первенство Евангелия от Марка от-I стаивали также немейкие протестанты Х.Г. Вильке I («Праевангелист», 1838) и Г.Ю. Хольцманн (1859-1934), автор гипотезы ПротоМарка («Синоптические Евангелия: их происхождение и их исторический характер», 1863). Гипотеза двух источников не стала единственной в 20 в. Параллельно с ней развивался метод анализа форм, успешно применяемый в Ветхого Заве: та критическом изучении. Представитель школы истории религий В. Вреде (1859-1906) всвоем труде «Мессианская тайна в Евангелиях и истолкование Евангелия Марка» (1901) указывал, что Евангелие от Марка i не является исторически достоверным свидетельством об Иисусе Христе. Ю. Вельхаузен (1844-1918) во «Введении в три первых Евангелия» также усомнился в редакторской беспристрастности Марка и даже «Q» стал -читать ненадежным источником, появившемся в общине уже после гибели Учителя. Расцвет метода ана-тиза форм в Германии пришелся на период между Περ-ί вой и Второй мировыми войнами. В это время были ! опубликованы фундаментальные труды М. Дибелиуса ; 1883-1947) «Анализ форм Евангелия» (1919), К.Л. ί Шмидта (1891-1956) «Обрамление истории Иисуса» (1919), Р.К. Бультмана (1884-1976) «История синоптической традиции» (1921). В этих трудах были пред-{ приняты попытки разведения различных традиций и редакций, реконструкции и анализа долитературных форм отдельных перикоп, критического отслеживания истории протоевангельского материала вплоть до его , окончательной фиксации в тексте синоптиков. В кон. | 20 в. теория двух источников подверглась серьезной критике со стороны православных библеистов. Современный библеист священник Леонид Грилихес, напр., отстаивает позицию сравнительной независимости Евангелий от Матфея и от Марка, т. к. в основе греч. Евангелия от Матфея лежит текст или устойчивое устное предание на иврите (сакральном языке в иудейской среде), а в основе греч. Евангелия от Марка — другой текст или устойчивое устное предание на арамейском (профанном) языке. Приоритет признается за ивритским Евангелием от Матфея. И.П. Давыдов «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ», неохристианство — религиозная концепция, получившая распространение среди российской либеральной интеллигенции нач. 20 в. У истоков «Н. р. с.» стояли H.A. Бердяев, В.В. Розанов, Н.М. Минский, Д.С. Мережковский. Некоторые подходы к концепции «Н. р. с.» наметились уже на Религиозно-философских собраниях, проход и в ш и х в Санкт-Петербурге в 1901 - 1 9 0 3 гг. Т о л ч к о м к ним послужило обсуждение возможности догматического развития, предполагающего религиозное творчество, когда большинство участников собраний высказалось за такую возможность. Эти идеи получили дальнейшее развитие в рефератах и докладах, сделанных на заседаниях Санкт-Петербургского религиозно-философского общества, в отдельных книгах и статьях, увидевших свет в тог же период (см. Религиозно-философские собрания и общества). Отталкиваясь от критики «исторического» христианства, авторы «Н. р. с.» пытались преодолеть в первую очередь его догматизм. Создавая «Н. р. е.», они вели борьбу против трех общественных сил: 1) «старого религиозного сознания», официальной церкви и освященной ею государственности; 2) атеизма, материализма, социализма и рационалистического мышления вообще; 3) нигилизма, анархизма и «хаотической мистики». В центр «Н. р. с.» была поставлена человеческая личность, пытающаяся раскрыть тайну своей индивидуальной судьбы. Основной доминантой психической жизни такой личности является осознание и ощущение близости к Богу, его благодати. В «Н. р. с.» были подняты социально-политические, антропологические (см. Антропология религиозная, Антропология теологическая) гносеологические, онтологические (см. Онтология личности), сотери-ологические, эсхатологические (см. Эсхатология), хилиастические (см. Хилиазм), танатологические (см. Танатология), этические проблемы, т. е. практически по всем пунктам представителями неохристианства была выказана своя т. зр. Рассматривая мир как относительное бытие, «дитя», эманацию Бога, представи- | ||
23 Религиоведение | 705 | ||
| |||
| |||
НОВЫ1 религиозный д в и ж е н и я | |||
тсли «Н. р. с.» говорят о необходимости синтеза «духа» и «плоти», земного и небесного миров, критикуя христианский аскетизм за отречение от плоти. Они ратуют за признание возможности установления Царства Божьего на земле, за свободу личности и творчества, а также за признание прав общественности. Вообще все проблемы «Н. р. с.» так или иначе вращаются вокруг оси личность-общественность: личность оказывается строго подчиненной религиозной общественности. Зло не является субстанциональным, поскольку от него можно спастись. При этом «Н. р. е.», в отличие от «старого», обращается к земной судьбе человека, осмысливает и сакрализует профанный мир культуры и общественности, которая должна быть праведной. Критикуя «историческое» христианство за пренебрежение земной «плотью», создатели «Н. р. с.» угверждают, что в нем торжествовала лишь индивидуальная религиозность и создавался идеал аскетической святости. Отход «исторического» христианства от земных проблем привел к пессимистическому восприятию и утрате смысла жизни, что может быть преодолено, по мнению представителей неохристианства, только в «Н. р. е.». Согласно его идеологам, «Н. р. с.» должно быть соединено с «социальной правдой»: устранением классов и эксплуатации, коллективизацией производства, экономическими усовершенствованиями, заменой государства гражданским обществом, с федералистскими и децен-тралистскими тенденциями в политике, с заменой государственного управления местным самоуправлением, самоуправляющимися общинами. Идеал общества — «свободная теократия» с мистической церковью и богочеловечеством. Мистическая церковь является истинным авторитетом, потому что в ней, по мнению представителей неохристианства, действительно присутствует Святой Дух. Это организм, выросший из «мистической глубины» жизни. В богочелове-честве будет преодолена двойственность духа и плоти, а Божественная Троица вместит в себя все ценности мировой культуры, благодаря чему будет постигнута «правда о земле». Раскрытие Святого Духа в богочело-веческом процессе есть признание человеческой свободы. Свобода в «Н. р. с.» является скорее онтологическим, чем этическим понятием. Человеку необходима не столько внешняя, сколько внутренняя свобода, даруемая ему Богом как искупителем и освободителем. Условием внутренней свободы является достижение гармоничной связи с Богом. Дуализм духа и плоти, неба и земли преодолевается в «Н. р. е.», по мнению его лидеров, потому что личное спасение не отрицает земной мир. Эти идеи, высказанные в нач. 20 в. в рамках «Н. р. с.» были подвергнуты резкой критике с разных сторон. Они не устраивали официальную церковь за критику | «исторического христианства». Резко негативно их восприняла леворадикальная, социал-демократическая интеллигенция из-за недостаточной, по ее мнению критики религии. Их не понял народ из-за сложной терминологии и непонятных для него рассуждений. Наконец, их отвергли даже многие представители самой либеральной интеллигенции, которые уже на первом заседании Санкт-Петербургского религиозно-философского общества высказались весьма отрицательно по поводу неохристианства. Впрочем, «Н. р. с.» никогда не было однородным явлением, его отдельные идеи уже в период возникновения подвергались критике даже со стороны самих же его создателей (Бердяев, напр., критиковал Минского, Розанова, Мережковского, и наоборот). Свое последмошее развитие идеи «Н. р. с.» получили после 1917, когда его создатели (за исключением умершего в 1919 Розанова оказались в эмиграции. Это нашло отражение в статьях журнала «Путь», издававшегося в Париже Религиозно-философской академией с 1925 по 1940 г. под редакцией Бердяева. В период модернизации социальной доктрины и вероучения Русской православной церкви отдельные идеи «Н. р. с.» (сотериологические, хилиастические, эсхатологические, антропологические) были взяты на вооружение и в трансформированном виде включены в современное православное вероучение. (См. также: Религиозно-философские собрания и общества, Религия и интеллигенция, «Вехи», Бердяев H.A., Розанов В.В.) Е.С. Элбакян НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, «нетрадиционные религии и культы», «возникающие религии», «внеконфессиональные, неканонические в е р о в а н и я , «альтернативные религии» — обозначение религиозных движений и групп, получивших широкое распро: странение в 1960-1970 гг. в США, странах Западной Европы, некоторых государствах Азии, и в сер. 1980-х гг. — в России. Религиозные движения данного типа называются «новыми», поскольку в настоящем виде большинство из них возникло сравнительно недавно. От традиционных верований Н. р. д. отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучитель-ными установками исторических религий. Последователи Н. р. д. — верующие первого поколения. Их верования не укоренены в традиции народов страны, нации, региона. При этом приобщение к вере чаще всего происходит не постепенно, а внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, отношения к родителям, что нередко побуждает делать выводы о несамостоятельности выбора веры. Н. р. д. характеризуются наличием в них центральных фигур — основателей таких дви- | ||
706 | |||
| |||
| |||
НУМИНОЗНОЕ | |||
жений или их лидеров. Чаще всего они провозглашают себя божествами или их посланцами (Мессиями), принесшими в мир новое, единственно истинное учение. В отечественном и зарубежном религиоведении отсутствует общепризнанная типологизация Н. р. д. Во многом это объясняется трудностями, возникающими при выделении сущностных признаков огромного многообразия культовой практики, способов их функционирования и отношения к миру. По содержанию вероучительных доктрин значительная часть Н. р. д. относится к неохристианским, неоориенталистским, синкретическим (см. Синкретизм), окккульно-мисти-ческим (см. Мистицизм), неоязыческим (см. Неоязычество) направлениям, течениям и школам. Кроме того, к категории Н. р. д. нередко относят и группы саганист-ской направленности. За рубежом исследованием природы Н. р. д., причин их возникновения, функций, масштабов и способов влияния на последователей занимается довольно большая группа социологов религии, теологов, религиоведов. Как заметное явление религиозно-духовной жизни России Н. р. д. заявили о себе в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. Распространению неорелигиозных объединений способствовали глубокий кризис, а затем и распад существовавшей экономической, политической и идеологической системы. В условиях утраты авторитета светских идеологий и ослаб-чения позиций традиционных религий большинство возникающих в России религиозных объединений предлагают проекты радикального переустройства мира «здесь и сейчас». Распространению Н. р. д. благоприятствовало и оформление новой модели церков-но-государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа. Большинство Н. р. д. появились в России в результате усилий иностранных миссионеров. К ним относятся АУМ Синрикё, Церковь Саентологии, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Ба-хаизм, Церковь объединения и т. д. Некоторые Н. р. д. зародились на «российской почве»: Церковь Божией Матери Державная, Церковь Последнего Завета, Ива-новцы — последователи учения Порфирия Иванова и т. д. По данным исследователей, в настоящее время в России насчитывается от 500 до 600 тыс. последователей Н. р. д. И.Я. Кантеров НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomina — имена) — одно из основных направлений средневековой схоластической философии. Учение Н. уходит корнями в философию Платона и Аристотеля, но наиболее полно оно было представлено в ранней схоластике Иоанном Росцели-ном. Согласно Росцелину, общие понятия (универса- | лии) не имеют никакого реального содержания; действительным существованием обладают лишь единичные вещи. Представители крайнего Н. (Росцелин) утверждали, что общие понятия — это лишь ничего не содержащие звуковые стороны слов. Более умеренные номиналисты (II. Абеляр) также отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании (последняят. зр. получила название концептуализма). Общее имеет значение для познания большого класса индивидов, расширяет постижение сути проявлений индивидуальности. Н. был идеализмом, но содержал материалистические тенденции, т. к. исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, поскольку разрушал концепцию единства науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания. Н. угрожал церковной догматике, т. к. вел к отрицанию единой божественной субстанции трех лиц христианской Троицы·, если существуют три божественные ипостаси, отмечал Росцелин, то существует не один, а три самостоятельных Бога. Н. поколебал и концепцию единства церкви Аврелия Августина, ибо утверждал, что единство церкви как однородного Тела Христова является невозможным, поскольку в действительности существует разнородность отдельных индивидов. Эти и другие положения Н. вызывали сопротивление со стороны ортодоксов, и номиналистическое учение Росцелина было отвергнуто как еретическое собором в Суассоне в 1092. Несмотря на осуждение, идеи Н. получили дальнейшее развитие в творчестве У. Оккама, Р. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Беркли и др. Н. как религиозно-философскому направлению про тивостоял реализм (см. Реализм средневековый), настаивавший на онтологическом статусе универсалий. Элементы Н. сегодня можно обнаружить в философии языка, а также в экзистенциализме. Φ .Г. Овсиенко НУМИНОЗНОЕ (лат. numen — Божественное волеизъявление, божество) — термин феноменологии религии, обозначающий данности религиозного опыта, связанные с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего Божественного присутствия. В научный оборот понятие «Н.» было введено немецким теологом и историком религии Р. Отто в работе «Святое» (1917). Для образования понятия Н. Отто воспользовался латинским термином numen — им древние римляне называли могущественную Божественную силу, властно распоряжающуюся человеческой судьбой. Согласно Огго, «Святое», «Божество», манифестируя себя в религиозном опыте, открываются как нуминозный объект — это Н. в модусе своего объективного суще- | ||
23* | 707 | ||
| |||
| |||
нуминознок | |||
ствования. В религ иозном опыте происходит встреча numen'a с sensus numinous — «чувством нуминозно-го», врожденной психической данностью, не редуцируемой к какому бы то ни было «естественному» духовному образованию. Опираясь на философию И. Канта, Отто определяет Н. как категорию sui generis (лат. — в своем роде, своеобразный) и как «категорию толкования и оценки», которая, будучи неуловимой для сознательной рефлексии целостностью, при определенных обстоятельствах вторгается в духовную жизнь, формируя специфический религиозный способ восприятия реальности и ее интерпретации. Исследование Н. построено у феноменолога на установлении зависимости между структурой Н. опыта и качествами Н. объекта, поэтому раскрытие одного есть одновременно постижение другого. Отто наделил Н. сложной внутренней структурой. Numen, утверждает Отто, переживается как могущественная сила, поэтому первичное Н. чувство — «чувство реальности», «чувство объективно данного нуминозного». Оно имеет своим продолжением «чувство тварности» — чувство тварного существа, переживающего свое ничтожество перед открывшимся всемогуществом. «Чувство тварности» человеку внушается тем, что возвышается над ним «невыразимой тайной», — это нуминоз-ный объект как mysterium tremendum («тайна, повергающая в трепет»), бытие, абсолютно превосходящее человека. Mysterium tremendum в психическом плане бытия, т. е. как Н. переживание, представлено сложной гаммой чувств. Поскольку Н. объект как mysterium есть тайна, потрясающее чудо, постольку Н. переживание есть прежде всего переживание тайны, причем в предельной степени ступора, тупого оцепенения перед ужасающим чудом. Ужасающим mysterium становится в силу того, что оно — «чужое и поразительное», полная противоположность твар-ному, понятному, привычному — это «совершенно иное» (das Ganz andere). Сколь глубоко онтологическое отличие между питеп'ом и тварью, столь же сильно по природе своей различаются Н. чувство «совершенно иного» и «естественное» чувство удивления — первое, подчеркивает Отто, ни в коем случае не является «повышением градуса второго». Мистика доводит представление о «совершенно ином» до понятия «ничто». Mysterium не только сводит с ума ужасом демонически-божественного. Numen, окутанный потрясающей человека тайной, пленяет душу человека, будоражит ее восхищением, пьянит и наполняет блаженством. Это «дионисийское воздействие» numen'a Отто выводит из того, что Н. — не только mysterium tremendum, но также mysterium fascinans («тайна очаровывающая»). Историческими примерами опыта | fascinans феноменолог называет шаманские техники экстаза, христианский опыт милости-», христианскую мистику, буддийский опыт бодхи и нирвану, опыты просветления. Момент tremendum открывает в numen'e «страшное», яростное", «ι убительное». Чувство, обозначенное словом «tremendum», — это «страх, исполненный внутренне! о ужаса», в нем есть ощутимый момент «призрачности". В этом чувстве концентрируется Н. переживание. Переживание -'религиозного ужаса», будучи врожденной данностью души, исторически выражается как «боязнь демонов ·, «панической страх». Оно обнаруживает себя также в чувстве «жуткого». От этой «боязни · и прорывов чувства «жути» ведет свое начало вся история религии, подчеркивает Отто. На первой ступени религиозное чувство, обнаруживая себя в «боязни демонов», есть «отталкивание», в более поздних своих проявлениях оно развивается в «примирение», обеспечивая возможность формирования позитивных религиозных чувств. Древний «ужас» превращается в «глубочайший внутренний трепет и немоту». Представление о Н. позволяет, как полагал Отто, вскрыть сущность религиозности и первичное содержание святости, ибо Н. — это «святое минус его нравственный момент и минус рациональный момент вообще». Поскольку, согласно Отто, Н. иррационально, постольку в тех случаях, когда сознание делает попытку проникнуть в подлинную, иррациональную сущность религии, неуловимую в понятиях, оно вынуждено конструировать «идеограммы» — знаки религиозного языка, представляющие собой «чистые символы», выражающие Н. настроенность духа. «Идеограммами» выступают, к примеру, такие определения numen'a, как mysterium tremendum, «ничто», «ревность», «гнев», «ярость» и др. Из философии религии Отто понятие Н. перешло в другие религиоведческие дисциплины. Оно широко используется, особенно в феноменологии религии и сравнительном религиоведении, для квалификации данностей мистического опыта, форм религиозности, культовых действий и символики. Из религиоведения понятие Н. было воспринято многими течениями гуманитарной мысли, напр., психологией. Так, согласно К.Г. Юнгу, Н. есть свойство архетипов коллективного бессознательного; Н. амбивалентно — оно несет в себе «жизненное», «энергетическое», но вместе с тем Н. опасно, разрушительно, преисполнено жути. Религию Юнг понимает как переживание и результат переработки Н. опыта. В аналитической психологии Н„ став свойством архетипов, приобретает характер интрапсихического явления. (См. также: Отто Р., Святое, Феноменология религии, Юнг К.Г.) АЛ. Забияко | ||
708 | |||
| |||
| |||
НЫО-ХЭЙВЕНСКЛЯ ШКОЛА ТЕОЛОГИИ | |||
Н Ь Ю М Е Н (Newman) Д ж о н Генри (1801 -1890) — англ. теолог, философ, историк церкви, религиозный деятель. В нач. 1830-х гг. — один из лидеров «Оксфордского движения» в защиту англиканской церкви (см. Англиканство) от попыток либеральных сил в парламенте усилить роль светских инстанций в церковной жизни. Религиозная мысль, приверженная традиционным взглядам и устоям, оказалась созвучной настроениям, питаемым романтизмом и направленным против деизма и свободомыслия (господствовавших в нач. 19 в. в образованных слоях английского общества). Оксфордское движение сочетало поворот от секуляристских тенденций к христианской традиции с враждебностью идеям протестантской Реформации. Потеряв веру в англиканскую церковь, Н. в 1845 перешел в католицизм (в 1846 принял в Риме духовный сан, в 1854-1858 — ректор католического ун-та в Дублине, с 1879 — кардинал Римско-католической церкви). В католицизме Н. увидел «непогрешимую Западную церковь», которая тем не менее изменяется, главное — развивается ее учение. Н. был убежден, что церковь не может всегда оставаться одной и той же: Новое время ставит новые вопросы, на которые следует находить новые ответы. Эти взгляды Н. изложил в вызвавшем бурную полемику «Эссе о развитии христианской доктрины» (1845): католические ортодоксы оценивали обращение к истории как ересь и измену. Н. одержал над ними победу лишь тогда, когда Второй Ватиканский собор (1962-1965) признал развитие доктрины. Но именно потому, что доктрина развивается, церкви необходим непогрешимый арбитр, способный отличить истину от заблуждений и тем самым соединить организационное единство с единством доктринальным. Только Римско-католическая церковь, согласно Н., соединяет изменение и постоянство (православная церковь, с его точки зрения, не может претендовать на непогрешимость). Взгляды Н., которые он отстаивал с исключительной энергией и талантом, оказали влияние на философию процесса А. Уайтхеда, концепцию истории А. Тойнби, способствовали появлению в кон. 19 — нач. 20 в. плеяды католиков-интеллектуалов, таких как К. Честертон, Г. Доусон, Т. Элиот; влияние идей Н. ощутимо в современной религиозной философии и философской теологии (напр., в работах Д. Хика). Соч.: Works, vol. 1-37. L„ 1861-1881. В.И. Гараджа НЬЮТОН (Newton) Исаак (1643-1727) — английский физик, астроном, математик. Классическая космология Н. подразумевает, что Вселенная бесконечна в пространстве и времени. Н. представляет вечность как беспредельную в обе стороны длительность божествен- | ной жизни, полагая, что Бог существует вечно. Материя, по Н., является исключительно инертной субстанцией, допускающей извечное повторение хода вещей, но полностью исключающей эволюцию. Природа сотворена Богом, но сама по себе не божественна. Бог Н. весьма «искусный в механике и геометрии» создал мир в строгом порядке и гармонии. Свою задачу Н. видел в том, чтобы показать, как мудро устроил Бог мир, как могущество Бога проявляется в красоте мирового порядка и гармонии, а слова его — в законах физико-астрономического мира. Для Н. присутствие Бога в мире было неоспоримым фактом. Дело физики — устанавливать законы явлений, с которыми нас знакомит опыт, а не трактовать сверхчувственные сущности или скрытые качества. Н. считал, что в «экспериментальной философии» ссылки на Бога не допустимы. Закон тяготения — стержень системы мира Н. В нем он дает количественное выражение научно установленному факту тяготения, но не дает объяснения его природы, т. к. такое объяснение находится за пределами «экспериментальной философии». Открытие Н. законов механики давало деистам 18 в. (см .Деизм) основные аргументы для обоснования своего учения, ибо, с их т. зр., только «Высший разум» мог создать столь сложный и четко действующий небесно-земной механизм. Н. был приверженцем религиозно-философского течения, появившегося в Западной Европе в 17 в. — унитариан-ства, отстаивающего идею единого Бога. Высокий духовный статус Иисуса Христа Н. не отрицался, но его основная миссия связывалась с провозглашением учения, а не с искупительной жертвой на кресте. Н. оставался всю жизнь верующим христианином, но к концу жизни написал сочинение «Толкование к Пророчествам Даниила и Апокалипсису», в котором выразил мнение, что текст Библии искажен переводчиками. С помощью точных расчетов он пытался перевести образный язык пророчеств на строгий язык географии и истории. Соч. на рус. яз.: Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис святого Иоанна. СПб., 1916; Математические начала натуральной философии // Крылов А.Н. Собрание трудов. М.-Л., 1937. Т. 7; Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях и цветах света. М.-Л., 1927. Т.П. Павлова НЫО-ХЭЙВЕНСКАЯ ШКОЛА ТЕОЛОГИИ — направление в религиозной мысли США 19 в., часть т. наз. теологии Новой школы (в противоположность Старой, представленной преимущественно Принстон-ской теологической школой). Зарождение Н.-Х. ш. т. было связано с Йельским ун-том. Ее основатель Тимоти Дуайт (Dwight, 1752-1817) — теолог-ривайвелист, | ||
709 | |||
| |||
| |||
«нью эйдж» | |||
внук Д. Эдвардса, получил образование в Йельском унте, а впоследствии (в 1803-1817) стал его ректором. В своих проповедях и других работах, посмертно опубликованных в 5-томном своде «Теология, ее объяснение и защита» (1819), Дуайт, в противоположность Эд-вардсу, подчеркивал рациональный, а не эмоциональный аспект религиозного опыта, утверждая в то же время наличие свободы воли человека и ее значимость в деле спасения. Эту антикальвинистскую направленность работ Дуайта продолжил и усилил его ученик и секретарь Н.У.Тейлор (Taylor, 1786-1858),считающийся систематизатором нью-хэйвенской теологии. В 1812 он стал пастором в Нью-Хэйвене, а в 1822 получил место профессора теологии в Йельском ун-те, где преподавал до конца жизни. Тейлор, будучи радикальным сторонником Второго пробуждения, существенно отошел от ключевых протестантских положений, отказавшись не только от веры в предопределение, но и от учений о наследовании первородного греха, заместительном характере искупления и необходимости благодати для спасения. Он настаивал на полной свободе воли человека и его способности влиять на свое спасение, следуя божественному моральному закону. Т. обр. Тейлор заменил кальвинистскую доктрину предвечного избрания положением об абсолютности божественного нравственного закона. Большинство американских протестантских теологов восприняли идеи Н.-Х. ш. т. негативно, обвиняя ее в пелагианстве. Тем не менее с сер. 19 в. при участии учеников Тейлора, особенно Л. Биче-ра, Н.-Х. ш. т. стала оказывать значительное влияние на американских методистов, общих баптистов и «Учеников Христа», среди которых ее крайности постепенно были смягчены. Дальнейшее развитие идеи Н.-Х. ш. т. получили в Оберлинской школе теологии. О.В. Несмиянова, A.M. Семанов «НЬЮ ЭЙДЖ» (англ. — новая эра, новый век) — термин, обозначающий религиозно-мистические группы, получившие широкое распространение в 70-80-е гг. 20 в. в странах Запада и 90-е гг. — в России. В узком значении термин «Н. э.» обычно относят к объединениям, ставящим в центр своих учений веру в наступление на рубеже 20 и 21 ав. астрологической эры Водолея, сменяющей эру Рыб. В широком значении — ньюэйд-жерами называют и последователей течений, не связывающий приход Новой эры с эрой Водолея. В отличие от исторических религий, а также «классических» типов новых религий, в объединениях приверженцев «Н. э.» отсутствуют жесткие организационные структуры. Чаще всего — это аморфные группы практикующих, предпочитающих «мыслить глобально, а практиковать локально». Многие из последователей «Н. э.» одновре- | менно входят в несколько движений, некоторые при этом остаются в традиционных церквях, в то же время высказывая недовольство их авторитарным ухом,от-сутствием свободного самовыражения собственных воззрений. Социологи религии квалифицируют подобные движения скорее как религии аудитории», нежели устойчивые группы единоверцев. Многочисленные группы приверженцев «Н. э.» не связаны четко сформулированной вероучительнои доктриной. Их воззрения образует сплав различных верований, оккультизма, теософии, пантеизма, язычества и шаманизма. Космос рассматривается как органическое целое, живое существо, наделенное симпатиями и антипатиями тайным огнем и светом, которыми чeлoвe^ стремится овладеть. С помощью воображения или через посредников (ангелов, духов, контактеров > люди могут устанавливать контакты с высшими и низшими мирами. Пройдя процесс духовной трансформации, они будут способны проникнуть в тайны космоса и самих себя. Конечный пункт маршрута — гнозис — высшая форма знания, эквивалент спасения. Гнозис включает в себя не только философскую, но и тайную 1 эзотерическую! доктрину, передаваемую от учителя к ученику через посвящения. Хотя космической энергии и отводится решающая роль в наступлении Новой эры, для ее прихода и торжества необходима особая порода людей — деятельных, объединенных единой целью. Они должны будут создать принципиально новые социально-духовные основания общества. Когда в индивидах раскроются имманентно присущие им мудрость и любовь, тогда и вся планета трансформируется в Новую эру человечества. В 90-е гг. появляются группы последователей «Н. э.», делающие акцент не на наступление Новой эры, а на формирование новой духовности, которая, в свою очередь, приведет к наступлению нового типа культуры. Ньюэйджеры убеждены в способности че: ловека творить свою собственную реальность. «Божественное» существует не вовне, а внутри нас, а потому все проблемы заключаются в неспособности постичь нашу собственную «божественность». Такая неспособность может быть преодолена при помощи набора техник, выявляющих скрытые «божественные» возможности. В практиках и ритуалах используются традиционные приемы оккультизма, зачастую выдаваемые за «научно» проверенные средства телесного и духовного исцеления. Большое значение придается экологии, вегетарианству, музыкальной терапии, проповеди возращения «назад к земле», которые служат основой для создания целостного мировоззрения. В 80-е гг. в оккультной практике стали широко применяться «магические кристаллы», наделяемые способностями аккумулировать и высвобождать духовные энергии. При- | ||
710 | |||
| |||
| |||
ньяя | |||
крепляя во время медитации кристаллы к одежде, наиболее ревностные поборники «Н. э.» верят в благоприятное воздействие энергетической силы кристаллов на их духовную эволюцию. Сегодня движение «Н. э.», ставшее во многих странах мира частью массовой культуры, приобрело популярность в различных слоях общества. За рубежом и в современной России группы нью-эйджеров предпочитают действовать под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательных и культурно-досуговых центров. На многочисленных выставках и презентациях демонстрируются книги, кассеты, «магические кристаллы», устраиваются шоу-программы целителей, астрологов, ясновидцев. Причинами востребованности идеалов «Н. э.» являются глубоко укоренившиеся в сознании современного человека неуверенность, страх перед настоящим и буду-щим,боязнь экономических потрясений и природных катастроф, разочарование в институтах власти и традиционных верованиях. И.Я. Кантеров НЬЯЯ (санскр. nyäya — метод, логика, силлогизм, принцип) — одна из шести традиционных школ индийской философии. Основной акцент Н. ставит на проблемах эпистемологии, логики и методологии. Условия формирования и развития Н. были связаны прежде всего с древней практикой публичных диспутов на религиозно-философские темы, требовавшей особого внимания к правилам логической аргументации. Легендарным основателем Н. считается святой мудрец Гота-ма, чье имя в традиции смешивается с Акшападой, которому приписывают главный текст этой системы — «Ньяя-сутра», созданный приблизительно в нач. н. э. Среди более поздних представителей школы Н. выделяются такие имена, как Ватсьяяна (5 в.), Уддьотакара (7 в.), Вачаспатимишра (9 в.), Удаяна (10 в.), Джаянта (10 в.). Не в последнюю очередь Н. развивалась под влиянием буддийских систем мысли и в противостоянии с ними. Со вт. пол. I тыс. н. э. Н. сближается со школой Вайшешика, что привело к постепенному формированию синкретической школы ньяя-вайшешика. В 13 в. на основе «старой Н.» появляется т. наз. «новая Н.» (на-вья-ньяя) во главе с Гангешей, который делает главной задачей школы изучение чисто логических проблем. Мыслители Н. исходят в своих разработках из того, что достижение окончательного освобождения сопряжено с очищением сознания, а это, в свою очередь, связано с умением правильно мыслить. В Н. разрабатываются 16 философских проблем (падартхи), а именно: источник правильного познания, объекты познания, сомне- | ние, цель, пример, учение, члены силлогизма, косвенное доказательство, определенное знание, правильная дискуссия, пустой спор, придирки, ошибки вывода, нечестный ответ, уклончивый ответ и основа поражения в споре. Среди падартх наиболее важны источники правильного познания (прамана). Н. определяет познание (джняна) как обнаружение объектов. Познание бывает правильным и ложным. Правильное познание несомненно и безошибочно. Существует 4 типа такого познания: восприятие, логический вывод, сравнение и-авторитетное свидетельство. Особый вклад Н. в наследие индийской философии состоит в разработке проблематики вывода (анумана). В рамках школы Н. был сформулирован т. наз. пятичленный силлогизм, или умозаключение, сосгоящее из пяти элементов, таких как: 1) суждение («на горе огонь»); 2) основание суждения («потому что гора дымится»); 3) поясняющий пример («все, что огненно, дымится, напр. печь»); 4) применение общего к частному («это — гора»); 5) утверждение вывода («следовательно, гора в огне»), Н. разрабатывает классификацию выводов, напр. вывод для себя и для другого; вывод от причины к следствию, вывод от следствия к причине и вывод по аналогии. Мыслители Н. выделяю т пять логических ошибок: ошибку недоказанного среднего термина, ошибку нерегулярного среднего термина и др. Представление о субстанциях и их характерных особенностях Η. заимствует из Вайшешики. Так, душа трактуется как чистое «я», лишенное в состоянии освобождения всех атрибутов (таких как сознание и др.) и любых переживаний. Высшее божество в Н., как и в Вайшешике, понимается как всемогущее, всеведущее существо, творец и разрушитель мира, высший нравственный наставник. При этом Бог — не материальная, а действующая причина мира. Н. использует различные аргументы, доказывающие бытие Бога. Так, классическими стали аргументы Удаяны, в том числе следующие: 1) все объекты мира суть следствия, следовательно, они должны иметь какую-то разумную це-леполагающую причину, или Бога; 2) сила адришты не в состоянии самостоятельно приводить в движение а т о м ы в начале к о с м и ч е с к о г о цикла, следовательно, э т о может сделать только Бог; 3) авторитет вед базируется на авторитете их автора, а им может быть только Бог; 4) о Боге свидетельствуют ведические тексты. Философия Н. оказала значительное влияние на развитие различных индийских логико-методологических теорий. В качестве совокупности проблем логико-эпистемологического характера Н. входила в число дисциплин традиционного санскритского образования. С. В. Пахомов | ||
711 | |||