О | |||||
ОБЕРЛИНСКАЯ ШКОЛА ТЕОЛОГИИ — направление в религиозной мысли США 19
в., возникшее на базе Оберлин-колледжа в шт. Огайо. Основателем и
теоретиком школы является деятель позднего ривайве-лизма
Чарльз Финни( 1792-1875). В 1821, пережив острый религиозный кризис
и обращение религиозное, Финни отказался от юридической
практики и стал ри-вайвелистским проповедником. В 1832-1836 Финни
был пастором в Нью-Йорке. В этот период он поддержал богословие
Н.У. Тейлора, вслед за которым он пришел к выводу, что каждый
человек обладает полной свободой воли и способен самостоятельно
уверовать в Иисуса Христа и даже обрести святость. Свои
основные идеи Финни изложил в «Лекциях о пробуждении» (1835) и
«Лекциях о практикующих христианах» (1837). В отличие от
классического ривайвелизма, Финни, проповедовавший исключительную
действенность молитвы, предлагал сознательно способствовать
божественному воздействию на человека. Исходя из этого, Фин-ни
подчеркивал важную роль церкви в деле спасения, считая, что ее
миссионерские и молитвенные усилия помогут покаянию и общественным
изменениям. Финни уделял первостепенное внимание борьбе с массовыми
пороками и кампании за ликвидацию рабства. С 1836 Финни начал
преподавать в Оберлин-коллед-же, став впоследствии (1851-1866) его
проректором. Основатель и первый президент этого колледжа А. Мэ-хэн
его полностью поддерживал. В этот период Финни (который познакомился
к тому времени с теологией Д. Уэсли) и его ученики развивают учение
о «возрастании» человека в христианской жизни, которое
рассматривается ими как последовательный путь к святости,
достигаемой через действие Святого Духа (иногда они говорили даже о
крещении Святым Духом). Хотя сам |
Финни воздерживался от представлений о достижении верующими
безгрешности в земной жизни, часть его учеников из Оберлин-колледжа
пришла к этому крайнему выводу, утверждая также, что возможно
наступление конкретного момента достижения данного состояния (т.
наз. второе благословение). Исходя из такого антропологического
оптимизма, многие ученики О. ш. т. исповедовали радикальный
постмил-ленаризм и даже считали, что именно в Америке в
ближайшей перспективе должно начаться Тысячелетнее Царство Христа,
хотя в 1845 Финни в «Письмах о пробуждении» счел это
преувеличением. Идеи О. ш. т. были поддержаны многими американскими
методистами, баптистами, сторонниками Движения святости и
даже частью пресвитериан (т. наз. Новая школа), а впоследствии в
смягченном виде оказали влияние на Кезуикское движение и
пятидесятничество. В то же время они подверглись резкой критике
со стороны Принстонской школы теологии, обвинившей
оберлинских теологов в недооценке фундаментальной греховности
человека и существенном отходе от протестантских воззрений. Однако
благодаря деятельности Финни и его сторонников, тип проповеди
американского протестантизма во многом принял современный
облик. О.В. Несмиянова, A.M. Семанов
ОБЕТ — добровольное обязательство совершения того или иного
деяния, превосходящего традиционные требования общества или
религиозной общины. О. подразделяются на временные и
постоянные, личные (индивидуальное соблюдение поста,
паломничество к святым местам, пожертвование) и общественные
(установление верующими праздников в случае спасе- | ||||
712 | |||||
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО В РУССКОМ ПРАВОСЛАВИИ | |||
ния от какого-либо бедствия и т. п.). Особое значение имеют
монашеские О. (целомудрия, бедности и послушания). Католическая и
православная церкви считают эти О. необходимыми для
«совершенного следования Иисусу Христу». Истоки различия
мирских и монашеских О. христиане усматривают в отличии рекомендаций
Христа для своих ближайших учеников от общеобязательных
предписаний (1 Кор. 7:25). Согласно евангельским сказаниям,
требование добровольной бедности для монахов находит свое
подтверждение в диалоге Христа с юношей (Мф. 19:16-22); совет
Христа сохранять телесную чистоту и избегать прелюбодеяния (19:1-12)
трансформировался для монахов в требование безбрачия, необходимого
для обретения Царства Божьего, а призыв к послушанию означает
следование Христу, который был послушен Отцу вплоть до смерти на
кресте (Лк. 22:41-42). Идеологи монашества трактуют О. не как
средство, а как цель, каковой является развитие любви к Богу
и углубление связи с Христом. При этом они подчеркивают, что в
монашеских О. и в связанном с ними отречении доминирует позитивный
аспект, выражением которого являются любовь и свобода; по их
убеждению, эти О. обеспечивают возрастание наивысших христианских
добродетелей: веры, надежды и любви. Позитивную сторону монашеских
О. подчеркнул в своем послании «Redemptionis donum» («О монашеском
посвящении в свете тайны искупления») Иоанн Павел II. По его
убеждению, в свете тайны монашеского призвания происходит
парадоксальная трансформация добровольной бедности в богатство,
послушания — в свободу, а целомудрия — во встречу с Небесным
Женихом. Ф. Г. Овсиенко
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО В РУССКОМ ПРАВОСЛАВИИ — либерально-реформистское
движение, возникшее в нач. 20 в. Его ведущим мотивом в
социальной сфере выступала «социальная правда», а во
внутрицер-ковной — восстановление норм древней апостольской
церкви. В 1905 группа петербургских священнослужителей
(«Группа 32-х»), впоследствии известная как «Союз церковного
обновления», выступила за независимость церкви от светской
власти и предложила ряд внутрицерковных реформ: выборность
приходских священников и епархиальных архиереев, причем
последних как из монашествующих, так и из белого
духовенства.; коллективную (синодальную) форму церковного
управления вместо предлагаемого восстановления
патриаршества·, сокращение продолжительности богослужения;
перевод литургии на рус. язык. На волне революционных событий
1917 и Гражданской войны обновленческое движение обрело новую
динами- | ку. В марте 1917 был образован «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Союз высказался за республику как форму государственного устройства, поддержал революционные лозунги о передаче земли крестьянам, фабрик рабочим, не допуская, однако, насилия. В открытую оппозицию патриарху Тихону (см. Патриархи русские), приведшую к расколу в церкви, обновленцы встали весной 1922. Воспользовавшись домашним арестом патриарха, лидеры обновленческих группировок (священники А.И. Введенский, В.Д. Красницкий и др.) объявили о создании Высшего церковного управления (ВЦУ). Состоявшийся в апр. 1923 обновленческий собор аннулировал ана-фематствование советской власти патриархом Тихоном; его самого лишил сана и упразднил патриаршество; ввел контроль приходского духовенства в делах епархий; монастыри признавались лишь как трудовые коммуны; были допущены брачность епископов и вгоро-брачие для овдовевших священников; объявлялось о переходе на григорианский календарь. Предложения о модернизации догматических и литургических основ православия умеренное большинство собора не приняло. Тактические расхождения среди обновленцев не позволили им создать единую церковную организацию. В Высшем церковном совете (ВЦС),сменившем ВЦУ, были представлены три автономные группировки: радикальная — «Живая церковь» (лидер — протоиерей В.Д. Красницкий),умеренная — «Союз церковного возрождения» (архиепископ А. Грановский) и центристская — «Союз общин древлеапостольской церкви» (протоиерей А.И. Введенский). Советская власть поддержала борьбу обновленцев против возглавляемой Тихоном «реакционной» иерархии. К 1923 им было передано ок. 2/3 храмов. Более половины епископата РПЦ оказалось вынужденным признать обновленческое руководство. Однако рядовые верующие в своем большинстве восприняли богослужебные и канонические реформы обновленцев как «порчу веры». Возвращение патриарха к церковному управлению в июне 1923, его заявление о лояльности к советской власти, осуждение Священным синодом обновленцев как нарушителей канонических норм и внутрицерковной дисциплины вызвали отток духовенства из обновленческих группировок. В силу этих обстоятельств потеряли интерес к обновленцам и власти. К 1940-м гг. обновленческое движение иссякло. Обновленчество имело противоречивые последствия для церкви. Его социальные и политические ориентации получили развитие в богословских разработках, особенно в связи с участием РПЦ в экуменическом и миротворческом движениях в послевоенный период («Богословие социального служения», «Богословие революции», «Богословие мира» и т. д.). | ||
713 | |||
ОБРАЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ | |||
Безуспешные попытки радикальных преобразований в канонической и
богослужебной сферах, предпринятые без учета степени
конфессионального консерватизма основной массы духовенства и мирян,
надолго дискредитировали саму идею обновления. Лишь в кон. 1980 —
нач. 1990-х гг. в условиях общего подъема религиозной жизни в России
наблюдается возрождение либерально-реформаторских тенденций, гл.
обр. в среде молодой, светски образованной, но малочисленной группы
духовенства. Она вновь поднимает темы русификации языка
богослужения, перевода церковного календаря на «новый стиль»,
предлагает реализовать принятые Собором 1917-1918, но не
осуществленные преобразования церковного управления. Православные
традиционалисты усматривают в идеях и действиях нынешних
приверженцев реформ преемственную связь с обновленцами 1920-х гг.
Священноначалие, не отвергая в принципе возможность реформирования
некоторых сторон жизни церкви, считает, однако, что оно будет
уместным лишь при условии, что не вызовет отторжения у основной
массы клира и мирян, не причинит ущерба единству церкви. Ю.П. Зуев
ОБРАЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — одно из основополагающих явлений
религиозной жизни, сущность которого состоит в обретении
человеком личного религиозного опыта. В зависимости от
обстоятельств оно может приобретать форму резкого или
постепенного перехода от нерелигиозного состояния к вере;
от более или менее интенсивной «обыденной» религиозной жизни к
образу жизни, связанному со специальными духовными практиками (шаманизм,
монашество, отшельничество, юродство и т. п.); из одной
религиозной традиции в другую. Строго говоря, само О. р.
представляет собой тайну. Однако мы располагаем достаточным
числом свидетельств, попыток более или менее непосредственной
рефлексии относительно О. р. для того, чтобы можно было выявить
и описать общие характерные черты и элементы, составляющие
структуру О. р. как феномена. О. р. означает установление
личного отношения между человеком и той или иной формой
проявления священного, Божеством, которое выступаег как
активно действующая, направляющая процесс воля, как «ты»,
обращаясь к которому человеческое «я» обретает само себя,
восстанавливая утраченную некогда внутреннюю духовную цельность.
Довольно часто, хотя далеко не всегда, О. р. принимает вид
внезапного озарения, «постижения истины», «просветления»,
«духовного возрождения» и т. п. При этом каждая религиозная
традиция вырабатывает свои, более или менее строгие критерии
подлинности данных переживаний. |
С этим моментом связывают обычно по фготовитель-ный период
напряженных духовных исканий и определенное «последействие», когда
переживший О. р. человек стремится улержать и преумножить его
плоды, часто безуспешно, что стимулирует новый виток духовного
становления личности. Воля и внимание человека могут рассеиваться и
собираться вновь, обращаясь опять и опять к своему главному
«Предмету» (И. Ильин). Т. обр., понятие О. р. сближается с
более общим понятием «духовного пути». Феноменологически можно
выявить несколько взаимосвязанных моментов, каждый из которых
определяется сложным взаимодействием волевых, интеллектуальных,
эмоциональных и социальных факторов, образующих структуру О. р. 1.
Под действием жизненных обстоятельств или исторических событий,
воспринимаемых как «знамение времени», происходит крушение внешних
<неподлинных») жизненных ориентиров, нарастание внутренней
раздвоенности, чувства униженности, отчаяния, одиночества,
отталкивание от окружающей общественной среды, скептицизм. 2.
Погружение в свой внутренний мир, переживание его реальности и
одновременно конечности, обусловленности. 3. Поиск и обнаружение
безусловного бытия, «Святыни», «Божества , «открытие внутреннего
света» (С. Франк), обретение внутренней цельности, новой
веры, нового мировоззрения. 4. Изменение отношения к миру и
обществу, обретение смысла жизни, приобщение к определенной
религиозной традиции через вхождение в жизнь конкретной общины. В
зависимости от особенностей религиозной и этнокультурной традиции,
а также индивидуальных черт конкретного человека, различные факторы
и моменты О. р. могут проявляться с разной степенью отчетливости и
полноты, что может рассматриваться как основа для типологии О. р.
Выделяют, напр., полные и неполные обращения, обращения с
преобладанием волевого, эмоционального или интеллектуального
компонента. О. р. или типологически близкие ему феномены возможны
на всех этапах истории религии, при любых формах отношений
религии и общества от самых примитивных и архаических
этнорелигиозных комплексов, связанных с господством
ми-фопоэтической картины мира, вплоть до наиболее рафинированных
форм духовной жизни в мировых религиях. В современном обществе О. р.
выполняет функцию, во многом аналогичную тон, которую в условиях
архаической религиозности выполняют обряды, связанные с
инициациями. При этом наиболее близко напоминают О. р.
инициации, предполагающие последующую постоянную религиозную
активность посвященных, напр. посвящение в шаманы. В более
развитых политеистических религиях (см. Политеизм) мо- | ||
714 | |||
ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА | |||
мент О. р. характерен, прежде всего для участников ми-стериальных
культов, где особое значение имело личное сопереживание с
умирающим и воскресающим божеством. С другой стороны, начиная с
эпохи «осевого времени» преимущественно для Греции, Индии и Китая
особую значимость приобретает такое явление, как «обращение в
философию», подразумевающее вхождение в определенную философскую
школу, соединяющую в целостном единстве определенный дискурс,
определенный образ жизни со специфической аскезой и определенное
представление об абсолютном, или подлинном, бытии. К этому типу
близок тип О. р., характерный для нетеистических религий, возникших
в ту же эпоху и часто на основе тех или иных философских школ
{даосизм, буддизм, джайнизм), где О. р. означает осознание
личного духовного пути и последующее достижение «просветления» или
«освобождения», осознанного приобщения к подлинной реальности. В
Библии и связанных с нею т. наз. «авраамических религиях» (иудаизм,
христианство, ислам) О. р. понимается прежде всего как
восстановление нарушенного в результате грехопадения должного
взаимоотношения человека и Бога, имеющее своим следствием
«спасение души», достижение состояния святости, обожение.
Здесь человек или народ отвечает на обращенный к нему
(непосредственно или через пророка) Божий призыв к
обращению, таинственным образом связанный с ходом мировой истории,
наступлением «полноты времен». Особого внимания заслуживает
получившее большое распространение в Новое время «обращение
наоборот» — переход от веры, часто достаточно интенсивной и
активной, к столь же интенсивному, порой даже агрессивному, неверию,
часто также сопровождаемый интенсивными, даже мистическими,
переживаниями (в русской литературе и философии —А.И. Герцен,
М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев). В современном
мире, когда различные религиозные традиции сосуществуют,
взаимодействуют и конкурируют между собой в едином духовном
пространстве, в структуре О. р. приобретает особую значимость момент
свободного выбора и обусловливающий его момент первоначальной
информированности человека о той религиозной традиции, к которой он
обращается, пытаясь разрешить внутренние конфликты и противоречия
своей жизни. В истории культуры О. р. часто становилось источником
литературного и художественного творчества, предметом философской
рефлексии. Последнее можно проследить, начиная с «Федра» и 7-й
книги ••Государства» Платона (притча о пещере), в
неоплатонизме, патристике («Исповедь» Августина), в
Новое время у Б. Паскаля, С. Кьеркегора, в русской
религиозной философии, начиная с И. Киреевского и кончая
работами |
H.A. Бердяева, СЛ. Франка, И. Ильина, во французской (Ж.
Маритен, Г. Марсель и др.) и еврейской (М. Бубер, Ф.
Розенцвейг) философии нерв. пол. 20 в. K.M. Антонов
ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА (франц. les rites de passage) — ритуалы,
обеспечивающие изменение индивидом общественного статуса в
процессе выхода из одной социальной или религиозной группы и
включения в другую. Понятие «О. п.» было введено А. ван
Геннепом в книге «Обряды перехода. Систематическое изучение
обрядов» (1909) и получило широкое распространение в
религиоведении, этнографии, фольклористике и других смежных
науках. Согласно А. ван Геннепу, общество как большая система
состоит из относительно автономных сообществ, к которым индивид
имеет отношение в силу своих религиозных, возрастных, половых,
профессиональных и иных качеств. Степень автономности сообществ
и четкость границ между ними наиболее велика в архаических
обществах. По мере исторического развития границы автономных
сообществ все более нивелируются, но не исчезают вполне.
Современное общество сохраняет отчетливое разграничение
светского и религиозного сообществ. Преодоление границ между
автономными группами и изменение общественного статуса для
индивида выступает важной жизненной вехой. Общество фиксирует
эту веху особыми церемониями. А. ван Геннеп полагал, что к числу
важнейших для общества и индивида этапов относятся: «рождение,
достижение социальной зрелости, брак, отцовство, повышение
общественного положения, профессиональная специализация,
смерть». Эти значимые жизненные этапы оформляются в родильной
обрядности, инициациях, свадебных и погребальных
ритуалах, в прочих видах О. п. В религиозной картине мира О. п.
имеют отношение не только к сообществам живых людей, но также и
к сообществу тех, кто перешел в «иной мир» и продолжил там
существование. О. п., с одной стороны, регулируют контакты
между общиной живых и общиной умерших, а с другой — устраняют
умерших из мира живых. В систему О. п. входят не только
церемонии, отмечающие этапы человеческой жизни, но также и
обряды, совершаемые при смене космических явлений: смене
солнечных или лунных циклов, сезонов года, завершении одного
года и начале другого и т. д. (календарная обрядность).
Стержень О. п., по А. ван Геннепу, составляют: 1) обряды
отделения от определенного состояния или группы (такие обряды
преобладают, напр., в погребальных ритуалах); 2) обряды
включения в иное состояние или группу (эти обряды доминируют,
напр., в свадебной обрядности); 3) промежуточные обряды (осуществля- | ||
715 | |||
ОБЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | |||
смые, напр., при обручении). Эти три категории «О. п. сопутствуют
трем основным этапам изменения статуса: отделение от исходного
состояния, промежуточная фаза, интеграция в новое состояние. В
разных культурах существуют сходные ритуальные сценарии перехода
от одной фазы к другой. Типичной мифоритуаль-ной моделью О. п.
является символическая смерть и возрождение. Сценарий О. п., как
правило, включает в качестве обрядовых действий ритуальный плач,
ритуальный смех, трапезу, клятвы (заклинания), изменение одежды
или прически, нанесение знаков на тело в виде татуировок, шрамов,
обрезания крайней плоти и др. В функциональном плане О. п.
представляют собой специфические церемониальные комплексы,
символически структурирующие человеческое существование и
поддерживающие стабильность общественной стратификации. В
современных обществах О. п. сохраняются в религиозной и мирской
сферах жизни. Тоталитарные политические режимы,
ультранационалистические движения и некоторые другие феномены 20 в.
породили квазирелигиозные формы О. п. А.П. Забияко
ОБЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (Divine Life Society) — религиозная
организация, созданная в 1936 известным деятелем неоиндуизма
Свами Шиванандой (1887-1963). Штаб-квартира О. б. ж.
располагается в ашраме в предместьях Ришикеша (шт.
Уттар-Прадеш, Сев. Индия). Задачи, поставленные Шиванандой при
учреждении О. б. ж., остаются актуальными по сей день:
развитие просвещения, бесплатного медицинского обслуживания,
помощь сиротам и обездоленным, но в первую очередь — активная
пропаганда разнообразных индуистских и неоиндуистских идей.
Создавая О. б. ж., Шива-нанда
стремился к тому, чтобы каждый человек мог получить
благоприятные возможности для духовного развития, понимаемое в
целом как постепенное искоренение низшей, животной природы с
конечной реализацией божественного совершенства. Эти возможности
осуществляются с помощью йоги, интерпретируемой как
широкий спектр духовных и психопрактических приемов, которые
предпринимает человек, стремящийся к совершенству. Крупное
издательство О. б. ж. публикует книги по йоге, веданте,
традиционной медицине (аюрведа), написанные Шиванандой и его
сторонниками. На англ. языке и хинди выходит журнал
«Божественная жизнь». Периодически О. б. ж. устраивает
конференции и семинары
на различные религиозные темы, приглашая к участию в них
выдающихся ученых и религиозных деятелей. В рамках О. б. ж.
действуют разнообразные духовно-практические центры и другие
организации (напр., «Лесная академия йоги и веданты»),
религиозные на- |
ставники общества проводят сессии медитаций, читают
проповеди, организуют паломнические поездки и т. д. В храмах О.
б. ж. совершаются богослужения, непрерывно произносятся имена
высшего Бога и возносятся молитвы о мире во всем
мире. В своей деятельности 0.6. ж. стремится объять и освоить все
многообразие религ и-озных форм индуизма и неоиндуизма и
удовлетворить духовные потребности всех людей, безотносительно к их
религиозным, кастовым, половым, национальным и прочим различиям.
Стать членом общества может любой человек. В рамках О. б. ж.
функционируют медицинские учреждения, в частности бесплатный
госпиталь осуществляется программа помощи прокаженным. Действуют
также гостиница, благотворительная кухня, библиотека. В учебных
структурах О. б. ж. преподаются различные предметы (санскрит,
музыка, менеджмент и др. . О. б. ж. имеет филиалы в разных регионах
Индии и за рубежом. С. В. Пахомов
ОБЩИННЫЕ КУЛЬТЫ — коллективные верования и практики,
свойственные относительно замкнутым группам, которые связаны
родственными, племенными, этническими, соседскими или
территориальными узами. Участники О. к. имеют общие
мифологические представления, разделяют похожую картину мира,
придерживаются общих верований и отправляют сходные ритуалы.
Исторически О. к. восходят к первобытным объединениям людей, в
которых религиозные коллективные представления и практики имели
преобладающий характер. На архаической ступени О. к. включали в
свой состав почти все многообразие религиозной жизни: обряды
промысловой, военной и аграрной магии (см. Аграрные
культы; Военные культы), тотемистические верования (см.
Тотемизм), погребальные ритуалы, почитание вождей и
племенных богов, инициации и т. д. При этом уже в
древнейшие времена О. к предполагали различия религиозного
статуса участников, обусловленные полом (мужские и женские
группы — см. Женские культы), возрастом (дети,
инициированная молодежь, старейшины и т. д.), специализацией
(охотничьи союзы, воинские братства и др.) и иными объективными
факторами. Эти различия порождали древнейшие разновидности О.
к. (напр., охотничьи, воинские инициации), которые хотя и имели
коллективный характер, однако допускали только определенный круг
участников. Эволюция О. к., детерминированная прежде всего
развитием первобытного коллектива, была направлена на
возрастание этой внутренней дифференциации. Одним из первых
исторических продуктов эволюции первобытных О. к. стали
семейно-родовые культы, возникшие как следствие | ||
716 | |||
ОГАРЕВ | |||
частичного обособления родовых, а затем и семейных общин. Количество
участников семейно-родовых культов было ограничено родственниками,
а основное содержание данной разновидност и О. к. составляли
культ предков и ритуалы жизненного цикла (родильная, свадебная
и погребальная обрядность). Усиление индивидуалистических начал и
постепенное вычленение индивидов из архаической общности привело к
появлению противоположности О. к. — индивидуальных форм религиозной
жизни, которые первоначально были связаны прежде всего с лечебной,
любовной, вредоносной магией. Несмотря на рост
индивидуальных форм религиозной жизни, на всех этапах развития
общества О. к. сохраняются в исторически трансформированных формах
полисных культов, этнических и государственных религий,
а также в форме религий диаспор. А.П. Забияко
ОВИДИЙ (Publius Ovidius Naso — Публий Овидий Назон) (43 до н. э.
— ок. 18 н. э.) — римский поэт. Происходил из знатного
всаднического рода. Некоторое время был на государственной
службе, затем целиком посвятил себя поэзии. В 8 император Август
выслал его из столицы на дальнюю окраину империи в г. Томы
(ныне Констанца, Румыния), причина ссылки точно не установлена,
одна из версий: свободное отношение О. к любви, его эротическая
поэзия противоречили стремлению Августа бороться с упадком
нравов. От любовных элегий О. переходит к гекзаметрическому
эпосу: «Метаморфозы» («Metamorphoses»; 15 кн.) и «Фасты»
(«Fasti»). В «Метаморфозах» О. излагает ок. 250 мифов о
различных превращениях греческих богов и героев, начиная с
создания мира (первая метаморфоза — претворение Хаоса в
миропорядок) и заканчивая апофеозом Юлия Цезаря. «Фасты»
описывают календарные праздники и религиозные обряды римлян. О.
предполагал посвятить по одной книге каждому месяцу, но
написал только пять книг (т. е. до июня). Оказал большое
влияние на развитие поэзии; в Средние века считался вторым
поэтом после Вергилия.
Соч.: Opera, t. 1-3, Lipsiae. 1915-1932; Carmina selecta. M„
1946; в рус. пер.: Баллады-послания. Μ., 1913; Метаморфозы. Μ.,
1937; Любовные элегии. Μ., 1963; Элегии и малые поэмы. М.,
1973. М.О. Васильева
ОГАРЕВ Николай Платонович (1813-1877) — русский
революционер-демократ, публицист, поэт, философ. Родился в
Санкт-Петербурге, в семье богатого пензенского помещика.С 1820
жил в Москве,где в 1823 познакомился с А.И. Герценом, с
к о т о р ы м поклялись (1827) отомстить м казненных императором
Николаем декабристов. В 1830 | поступает в Московский ун-т на математическое отделение на правах вольнослушателя, а в 1832 становится студентом юридического отделения. Вместе с Герценом выступал против самодержавия, помещичьих порядков и крепостного права, критиковал идеологию православной церкви, считая ее реакционной. Находясь в стенах Московского ун-та, Герцен и О. создали тайный кружок, члены которого изучали политическую, в т. ч. социалистическую, литературу. В 1 8 3 4 О., Герцен и другие члены кружка были арестованы и после 9-месячного заключения высланы (О. в Пензу). В 1850 О. был вторично арестован по обвинению в политическом и религиозном вольномыслии, а в 1856 эмигрировал за границу (Лондон, Женева), где совместно с Герценом издавал вольную русскую прессу («Полярная звезда», «Колокол», «Общее вече», «Русская потаенная литература»), О. и Герцен — родоначальники русского крестьянского утопического социализма, народничества. В 1960-е гг. О. участвовал в создании подпольной революционной организации «Земля и воля». До 1840 О. стоял на идеалистических позициях. Позже на формирование его мировоззрения оказало влияние знакомство с достижениями естествознания, с философией французского материализма и особенно с «Сущностью христианства» Л. Фейербаха. В результате он перешел на позиции философского материализма и атеизма, отдавая при этом дань антропологизму. Вместе с Герценом О. критически переосмысливает и перерабатывает философ и ю Гегеля, прежде всего диалектику. О. считал, что религия не может совершенствоваться, т. к. ее сущность заключена в сохранении законченной суммы верований,а постоянно совершенствоваться и получать новые знания может только наука. Наряду с требованием социальных преобразований, улучшения социальных условий жизни людей и распространения знаний в народе, О. большое внимание уделял обеспечению политических свобод и свободы вероисповедания. По его мнению, осуществление свободы совести невозможно, пока церковь занимается политикой и является государственным учреждением, а государство вмешивается в дела Церкви. О. предложил специальным постановлением Земского собора запретить гонения за веру. Умер О. в 1877 в г. Гринвич (Англия), в 1966 останки перевезены в Москву и похоронены на Новодевичьем кладбище. Его имя носит Мордовский государственный ун- г.
Соч.: Русские вопросы. Письма к соотечественнику.
Предисловие к сборнику «Русская потаенная литература 19 века».
Расчистка некоторых вопросов. Что надо делать народу. Письмо из
провинции. Современное положение России». Частные письма об
общем вопросе. Настоящее и ожидания. Памяти Герцена. //
Избранные социально-политические и философские произведения: В
2 т. М., 1 9 5 2 . С.А. Мозговой 717 | ||
ОГДЕН | |||
ОГДЕН (Ogden) Шуберт Миль (р. 1928) — американский протестантский
теолог, представитель «теологии процесса». Окончил Чикагский
ун-т. Центральными для теологии О. являются проблемы реальности
Бога, его обнаружения современным человеком и обоснования
необходимости религиозного опыта. Исходя из того, что в
нынешнем секулярном мире классический теизм устарел и не
дает адекватных ответов на запросы времени, О. констатирует: Бог не
является всемогущим и всезнающим; творение не закончено, оно
продолжается до сих пор; Бог творит этот мир, но сам учится и растет
со своими творениями; будущее для него не определено; абсолютные
качества отсутствуют. Сам Бог динамичен. Он живой, развивающийся, а
следовательно, не являет собой совершенство. Он лишь вовлечен в
жизнь «мира сего», но не властвует над ней и не определяет модусы ее
развития. Поскольку, по мнению О., ни одна философская система не в
состоянии обосновать сущности христианства, в своих
теологических воззрениях он опирается на различные философские
традиции, это и неоклассичекая метафизика Ч. Хартшорна, и
философские идеи А. Уайтхеда, и экзистенциализм (в
особенности М. Хайдеггер), и философская феноменология. С
помощью этих философских систем О. стремится заново
проинтерпретировать идею Бога. Рисуя картину глубокого религиозного
индифферентизма, свойственного западному обществу, О.
подчеркивает важность демифологизации и экзистенциальной
интерпретации христианства. При этом он полагает, что
экзистенциальное «подлинное существование» достижимо и без веры в
Иисуса Христа. Христос просто наиболее полно и ясно выражает
заложенные в природе человека возможности. О. сомневается в
необходимости разрыва между Ветхим и Новым Заветами, религией
и философией, разумом и верой и ставит вопрос о соотношении
христианства и различных философских систем и религий, в которых
выражается та же экзистенциальная проблема. Считая специфической
особенностью жизни современного человека превалирование земных
ценностей над религиозными, О. отмечает, что подобная секулярность
не отрицает веры в Бога, ибо Бог постоянно присутствует в жизни
человека, а следовательно, переживание человеком своей жизни есть,
по существу, переживание и ощущение имманентного ей Бога, наличие
которого наполняет жизнь каждого отдельного человеком смыслом,
придает ей ценность и значимость. Главное — помочь человеку отыскать
Бога в реальном мире, в повседневной жизни, выразить при помощи
философии божественную реальность как олицетворение творческой
энергии. В этом состоит одна из основных задач теологии.
Отталкиваясь от различия в таких описывающих бытие Бога по- | нятиях, как существование и действительность, О. приходит к выводу, что подобная понятийная демаркация возможна лишь в том случае, если Бог воспринимается не как застывшая, а как постоянно развивающаяся сущность, рассматриваемая чере! при i чу человеческой индивидуальности и имманентности Бога жизни каждого человека. Более того, по О. и dto присуще «геологии процесса» в целом, по аналогии с моделью отдельной человеческой личности можно выстроить «модель» Бога, подтвердив тем самым реальность его существования, а также, с одной стороны, его независимость от мира, а с другой — тождественность миру. Соч.·. The Reality of God and Other Essays. N. E„ 1966; Christ without Myth: A Study Based on the Theologv of Rudolf Bultmann. Ν. Y., 1961; Toward a New Theism // Theology in Crisis: A Colloquium on Credibillity of God. M. C., 1969; Bultmann's Demythologizing and Hartshorne's Dipolar Theism // Process and Divinity: the Hartshorne's Festschrift. Ed. Reese W.L., Freeman E. La Salle, 1964. E.C. Элбакян
ОДЕРЖИМОСТИ СОСТОЯНИЕ — особый тип религиозного опыта,
для которого характерны: 1) утрата индивидом самоконтроля; 2)
интенсивные проявления необычного психического поведения в форме
выкриков, воя, отрывистых фраз или малопонятной для окружающих
речи и др.; 3) соматические нарушения (конвульсии или,
напротив, каталепсия); 4) демонстрация экстраординарных
физических способностей, нечувствительности к боли или
усталости и др. О. с. относится к наиболее архаическим и
распространенным феноменам религиозной жизни. Общей для
религиозных традиций является трактовка О. с. как состояния,
вызванного проникновением внутрь человека духа или
божества, которые овладевают человеческой душой,
подчиняют тело, а затем используют их в своих целях. Существенно
различается, однако, отношение к О. с. Многие архаические
религии позитивно или терпимо относятся к О. е.,
рассматривая их в контексте анимизма как естественный
вид общения с духами: дух, не имеющий в земном мире физической
оболочки, нисходит в тело человека, овладевает им для того,
чтобы голосом или действиями вступить в контакт с людьми и
реализовать свои намерения. В шаманизме, опирающемся на
такое понимание, О. с. является искомым состоянием шамана,
который призывает духа или духов войти в его тело, и, только
ощутив себя во власти духов, шаман начинает камлание.
Архаические религии допускают также, что О. с. может
проявляться как крайне нежелательное, сопряженное с несчастьями
и страданиями, так происходит в тех случаях, когда индивидом
овладевает злой дух или когда овладевшие человеком | ||
718 | |||
ОККАЗИОНАЛИЗМ | |||
духи мучают его и наказание за проступки. Для разрешения этих
ситуаций предполагается либо процедура изгнания злого духа, либо
искупление вины покаянием, жертвоприношением или иными
ритуальными средствами. В архаических религиях существовали особые
техники вхождения в О. е., включавшие, напр., предварительную
подготовку (сексуальное воздержание, ограничение в пище и др.),
использование бубнов и иных музыкальных инструментов, танцы,
кружение, применение наркотических или опьяняющих средств.
Функционально О. с. было сопряжено с лечебной или вредоносной
магией, инициациями, гаданиями и некоторыми иными практиками.
Практика вхождения в О. с. являлась, как правило, составной частью
культового поведения архаических сказителей, поэтов-певцов:
считалось, что голосами «вдохновенных» сказителей вещали боги,
которые открывали смертным священные знания о великих временах и
героях, о прошлом и будущем. В развитых религиях усиливается
амбивалентное отношение к О. е.: с одной стороны, они все в большей
степени соотносятся с вмешательством злых, демонических сил, с
другой — большинство развитых религий не исключает, что О. с. может
быть проявлением божественного присутствия — теофании,
способом передачи людям божественной воли в вербальной или иной
знаковой форме (см. Глоссолалия). В развитых религиях О. с.
зачастую связано с деятельностью харизматических лидеров (см.
Харизма), пророков, которые будто бы посредством такого
состояния входят в контакт с божеством, получают и передают
религиозное откровение. Полученное через О. с. новое
религиозное знание зачастую становилось источником вероучитель-ных
реформ и даже стимулом возникновения новых религиозных течений.
Традиции архаических О. с. частично в переработанном виде вошли в
культ развитых религий (напр., в некоторые типы медитации).
В христианстве, выработавшем прежде всего отрицательное
отношение к О. с. как к «одержимости бесом», а к одержимым как к
«бесноватым» и создававшем институты и методы борьбы с ним (напр.,
инквизиция, экзорцизм), тем не менее сохраняется амбивалентное
отношение к О. с. (напр., феномен юродивых). Некоторые
современные религии, прежде всего неоязыческого толка, культивируют
О. с. в качестве важного элемента ритуальной практики. Различаются
индивидуальные и коллективные, спонтанные ι возникающие неожиданно
для человека) и искусственно вызванные О. с. Уже на архаической
стадии культуры проводили различие между О. с. как религиозно
обусловленным явлением и болезнями, психосоматическими нарушениями
(напр., эпилепсией).Тем не менее отличие О. с. от психических
болезней и девиа- |
ций до сих пор остается дискуссионной проблемой для религиоведов,
этнографов, психологов. (См. также: Глоссолалия; Оргиастические
культы; Медиум; Религиозный опыт; Транс религиозный.) А.П. Забияко
ОЗАРЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — способ познания Откровения Бога
или единение с ним, достигаемое в результате транса или
мистического экстаза (см. Экстаз религиозный). О. р.
играет большую роль в любой религии как основной способ
познания Бога и одно из главных доказательств (наряду с
чудесами) существования высшей сверхъестественной силы. В
буддизме единение с буддой достигается путем
медитации; в суфизме это «хал», мгновенное экстатическое
состояние суфа по пути к Богу; в христианстве, согласно
Аврелию Августину, религиозное познание возможно лишь
благодаря божественному озарению, а потому откровение и разум
тождественны. Способы достижения О. р. сводятся к различным
видам молитв, медитации и состояниям транса,
причем самые жестокие виды, как правило, практикуются
религиозными фанатиками или в религиозных сектах:
самобичевание, аскетизм, доведение до исступления и т.
п. Свидетельством О. р. обычно служат пророческие видения.
Самые легендарные случаи О. р. произошли с Буддой и
Мухаммадом, создавшим благодаря им свои религиозные
вероучения. О. р. не стоит путать с экстрасенсорными явлениями
психики, в результате которых у человека могут проявиться
необычные способности. Материализм в принципе отрицает О. р.,
сводя его лишь к проявлению необычных состояний сознания. О. В. Суворов
ОЙКУМЕНА (греч. οικουμένη — Вселенная, обитаемый мир) — в
древнегреческой культуре заселенная и возделываемая земля;
термин широко употреблялся в эллинистических культурных кругах.
В иудеохристиан-ской литературе термин «О.» выступал как в
светском, так и в религиозном значении. О. в светском понимании
— человечество в единстве с обрабатываемой частью земли. О. в
религиозном понимании — это весь сотворенный Богом мир (Лук.
21:26) или мир, которому апостолы проповедуют Евангелие
(Матф. 24:14), а наряду с этим — мир и человечество, где
вершится история божественного спасения. Ф.Г. Овсиенко
ОККАЗИОНАЛИЗМ (лат. occasio — случай, повод, удобное время) —
философско-теологическое учение, возникшее в 17 в. в Зап.
Европе. Приверженцы О. — последователи Р. Декарта (И.
Клауберг, А. Гейлинкс, | ||
719 | |||
окклм | |||
Η. Мальбранш и др.) — в качество основного вопроса философии
выдвигали проблему взаимоотношения дуиш и тела, утверждая в
конечном итоге принципиальную невозможность их взаимодействия.
Одновременно происходящие изменения в телесной и духовной сферах,
по убеждению сторонников этого учения, в действительности всякий раз
вызываются вмешательством Бога, который «при оказии»
осуществляет соответствующие взаимообусловливающие изменения. Так,
душевный процесс всегда является поводом, побудительным случаем
(оказией) для наступления соответствующего психического процесса,
однако действительное наступление какого-либо из этих процессов
является результатом непрерывного чуда — прямого
вмешательства Бога в каждом конкретном случае. Отдельные
представители О. распространяли данный принцип на все причинные
связи, считая их кажущимися, признавая лишь Бога действительной
причиной всех происходящих событий. В философском учении Г.В.
Лейбница о причинно-следственных связях О. трансформировался в
предустановленной гармонии теорию. Ф.Г. Овсиенко
ОККАМ (Occam) Уильям (ок. 1300-1349) — английский схоластик,
предсгавитель позднего номинализма. Принадлежал к
францисканскому ордену (см. Ордены монашеские), до 1324
преподавал в Оксфордском ун-те. Был обвинен папой в
ереси. Решительно боролся против папства, господства
церкви над государством. Был сторонником сословной монархии.
Как номиналист О. утверждал, что предмет всякого познания —
только единичное, индивидуальное, но при этом существует
абстрактное познание. Первое только констатирует существование
того или иного предмета и является исходным пунктом опытного
познания, второе — знание отношений между понятиями. О.
утверждал, что непосредственным предметом человеческого
познания являются слова и предложения, а науки различаются
только специфическим характером употребляемых ими слов.
Реальное существование принадлежит только единичным
субстанциям, обладающим теми или иными качествами, а все
остальные категории не имеют соответствия в самой
действительности. Особое значение, согласно О., принадлежит
логике, риторике и грамматике как подлинным познавательным
руководствам, управляющим интеллектом. В своих работах О.
ставит вопрос о соотношении веры и знания, решая его в
духе двойственной истины теории. Вера и знание
различаются как по предмету, так и по методу. Знание
рационально, оно опирается на опыт, вера иррациональна, она не
имеет никакого отношения к доказательству, ее основа —
Откровение, сфера действия — спасение. О. отвергал дока- |
зательства христианских догматов и бытия Бога. Учение
О. неоднократно осуждалось папством ( в 1339,1340, 1346, 1474); оно
оказало большое влияние на развитие средневекового естествознания и
философии 17 в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс.Дж. Локк). Осн. соч.: Избранное. М., 2002 3.ΓΙ. Трофимова
ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный) —
мистическое учение, основанное на представлении о существовании
особых тайных сил, с которыми может быть установлена связь и
взаимодействие. Традиции О. лежат в глубокой древности и связаны
с определенной формой знаний, которая была недоступна для
непосвященных. Наиболее важными источниками западноевропейской
традиции О. являются Гермес Трисмегист,Моисей,Пифагор и
Платон.О. получает широкое развитие в 18-19 вв. В О.
выстраивается особая картина мира, которая основывается на
признании существования трех миров: духовного, астрального и
физического. Эти миры взаимосвязаны и взаимопро-никаемы.
Первоисточником всего является дух, который через
посредствующий астральный мир управляет в конечном счете
физическим миром человека. Наши чувства и основанные на них
методы рационального, научного познания могут постичь только
физический мир, который сам по себе является лишь следствием
более высоких причин. Духовный мир — это своеобразный мир идей,
возможные состояния реального бытия. Для того чтобы реализовать
себя в мире материальном, дух или идея создают для себя
астральное тело (астросом), совокупность астральных тел образует
астральный мир (астраль), являющийся посредником между мирами
духовным и физическим. Астросом, в свою очередь, создает для
себя физическое тело. Человек — особое существо среди физических
тел. В отличие от материальных объектов физического мира,
которые в силу своих магических особенностей лишь затрагивают
мир астральный, в отличие от животных, которые лишь приближаются
к миру духовному, человек пронизывает все три мира и после
своей смерти может достичь мира духовного. Это — цель его
совершенствования. В астральном мире пребывают различные
астральные тела. Элементали — духи природных стихий, которые
существуют как различные комбинации последних. В частности, к
духам стихий в Средние века относили гномов, ундин, саламандр и
др. Они враждебны человеку и могут навлекать на него
могущественные природные стихии, болезни, порчу домашних
животных и проч. Маг может заставить эти силы служить себе, но
для этого предварительно он должен подчинить себе свое тело.
Поэтому в некоторых культурах посвящение | ||
720 | |||
ОЛЬДЕНБУРГ | |||
в маги шло через ряд испытаний человека, дабы он мог преодолевать
страхи перед природными силами и владеть своим телом. Астроидеи —
человеческие мысли, желания и образы. Любое желание ил и образ,
созданные и переживаемые человеком, раз возникнув, живут в астрале.
А поэтому, согласно принципу подчиненности материального мира мирам
духовному и астральному, они могут при определенных условиях
материализоваться. Образы, созданные в литературе и искусстве,
также существуют здесь в виде астральных миражей. Соответственно,
маг может обратиться и к этим силам, вызвать их. Здесь же
присутствуют астральные клише — отпечатки действий, поступков и
деяний людей на земле. Эгрегоры — особые астральные существа,
возникшие в результате воли сообществ людей. К ним относятся очень
сильные астрали, которые в астральном мире иногда вступают в борьбу
друт с другом, вовлекая в нее и людей. Распадение общества,
связанное с утратой каких-то идей, не сразу ведет к смерти
эгрегоров, воплощающих эти идеи в астральном мире. Человек
обращается к эгрегорам, в частности, через молитвы и
манипуляции с соответствующими символами. Лярвы — дурные чувства и
страсти человека. Они относятся к очень неприятным астралям. Лярвы,
будучихоть раз вызваны к жизни, стремятся до конца удовлетворить
свои желания. Они могут принимать любые формы, в т. ч. и в виде
специфических следов на человеческом лице. Лицо становится
зеркалом души. Лишь усмирение своего желания может умертвить
соответствующую лярву. Особенно сильны лярвы чувственности,
которые, напр., очень часто проникали в монастыри, где
природные инстинкты и желания человека подавлялись насильно,
вызывая в большом количестве чувственные образы, от которых очень
трудно избавиться. Отсюда возникают представления о подчинении
дьяволу через половое сношение с ним. Это нашло отражение в понятиях
инкуб —дьявол, принявший вид мужчины для овладения женщиной, и
сук-куб — дьявол в виде женщины; инкубизм — половое сношение
человека с лярвой чувственности. При наличии склонности человека
создавать в своем воображении все новые и новые чувственные образы,
являющиеся иллюзиями реальных действий, организм настолько к ним
привыкает,что лярвы выходят из под контроля и полностью истощают
человека. Экстериоры —люди, которые вышли из своего физического тела
и предстали в астральной оболочке. Их поступки выглядят как
действия человека во сне. Между физическим телом и астросомом
сохраняется тонкая флюидная связь, разрыв которой приводит к смерти
человека. Все экстерио-ры выходят из своего физического тела во сне,
но не удаляются далеко от него. Маг может осуществить сознательный
выход и достаточно далеко удалиться от | своего тела. Это дает ему возможность мгновенно переносится куда угодно, являться другим людям и проч. Ли-кантропы (оборотни) —люди, вышедшие из своего физического тела и затем вновь материализовавшиеся, вернувшиеся в физический мир в виде нечеловеческих сущест в. Элементеры — души людей, окончательно вышедшие из физического тела и живущие в астральном мире. Человек может общаться с астральным миром психометрически или через свой асгросом. С помощью активного воображения человек может создавать и видеть образы, которые живут в астрале. На этом свойстве основана телепатия — видение других тел астрального мира. Считается, что данное свойство человека можно развивать с помощью особой практической тренировки с использованием магических предметов. Возможен также вызов духов (или материализация астралей). Для вызова духа астральному существу необходимо физическое тело, через которое оно получает жизненную силу. Поэтому данный способ опасен для вызывающего духов, т. к. потеря своих физических сил может привести к смерти. Часто астральные существа сами извлекают для себя жизненную силу из живых людей, которые их боятся. У человека, не имеющего страха или сумевшего преодолеть его, отнять физическую энергию очень трудно. П о э т о м у у м е н ь ш е н и е веры в привидения, вампиров и другую нечистую силу значительно уменьшают вероятность их появления. Магия — особый раздел О. (практический О.), в котором исследуются и используются методы практического воздействия на астральный мир. В О. смерть человека рассматривается как процесс освобождения души от физической оболочки. Попав в астральный мир и соприкоснувшись с его ужасными обитателями, душа стремится уйти из него и вновь найти себе физическое тело. И чем более бездуховной была жизнь человека, тем мучительнее и продолжительнее будет процесс его отрыва от тела. Находясь в астральном мире, он вынужден общаться с духами своей похоти, низменных желаний, образов и действий. Может даже случиться, что привязанность к телесной жизни столь велика, что душа навсегда остается в астральном мире, приняв облик лярвы. И напротив, чем дальше человек отстоит от чувственных похотей, чем более он одухотворен, тем проще отрыв его от физической оболочки. Освобождаясь от земных инстинктов, человек переходит в мир духовный. Люди, которые были удостоены введения в ранг святых, могли вообще миновать астральный мир, сразу войдя в мир духа. В.Г. Кузнецов, В.В. Миронов
ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Федорович (1863-1934) — российский индолог и
иранист, организатор науки и ее популяризатор, крупный
общественный деятель. Ро- | ||
721 | |||
ОНТОЛОГИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ | |||
дился в семье кадрового офицера. В 1881-1885 учился на фак-те
восточных языков Санкт-Петербургского ун-та.С 1889 по 1899
преподавал на гом же фак-те. В 1900 стал адъюнктом 1 (етербургской
академии наук, а с 1904 по 1929 являлся ее Непременным секретарем.
О. заведовал этнографическим отделением Географического общества
(1910-1925), был секретарем восточного отделения Археологического
общества, руководил с 1916 работой Азиатского музея, а с 1930 (и до
конца жизни) Ин-том востоковедения, образованным на основе этого
музея. Дважды (1910-е гг.) участвовал в экспедициях в Вост.
Туркестан, откуда возвращался с ценными научными находками. О.
активно участвовал в политической жизни страны. В 1905 он вступил в
партию кадетов, позднее стал партийным делегатом IV
Государственной думы. В июле-сент. 1917 О. был министром народного
просвещения Временного правительства. После установления советской
власти О. от лица Академии наук активно с ней контактировал; тем не
менее он неоднократно подвергался арестам и обыскам, а с 1927 его
имя фактически замалчивалось в печати. О. — автор многочисленных
(свыше 500) научных публикаций, посвященных литературоведению,
фольклористике, истории религии, истории востоковедения,
археологии, этнографии. Среди религиозных традиций Индии
его особое внимание привлекал буддизм, который он исследовал
прежде всего как культурно-историческое явление (литература,
искусство). Изучая буддийское искусство, О. сделал вывод о его
брахманистских истоках (см. Брахманизм). С 1897 по его
инициативе и под его редакцией началось издание оригинальных и
переводных буддийских текстов в рамках международного проекта
Bibliotheca Buddhica, в котором также активно участвовал Ф.И.
Щербатской. Этот проект делал акцент на исследованиях
Махаяны, в основном с учетом санскритских и тибетских
источников, что шло вразрез с доминировавшими в то время в западной
буддологии идеями о подлинности только «южного» буддизма и опоре
исключительно на палийские тексты. О. фактически стал
родоначальником изучения центральноазиатского буддизма. О. считал
своим долгом распространять в обществе дух научности и
образованности, знакомить широкие массы людей с различными
аспектами восточной культуры. Осн. соч.: Культура Индии. М., 1991. С.В. Пахомов
ОНТОЛОГИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ — философско-теологическое течение,
возникшее в интеллектуальных католических кругах Италии в 19 в.
Концентрируется на эпистемологической проблематике, в основном
на вопросах происхождения понятий и источников позна- |
ния. Используя элементы немецкой классической философии, обращаясь
к теоретико-познавательной концепции Н. Мальбранша, О. к.
исходит и .* , положения: достижение
человеком знания н< > <можж - не ип > ч е к а к благодаря
постижению Бога («всякое истинное познание есть видение всех
вещей в Боге j. Родоначальники О. к. (А. Росмини, В. Джоберти)
исходят из представления о врожденном, интуитивно постигаемом
понятии абсолютного бытия, считая его источником всех иных понятий
и основой познавательной деятельности человека. Несмотря на
осуждение О. к. официальной церковью (1861), он получил довольно
широкое распространение в католических ун-тах Франции, Бельгии и
некоторых друг их западноевропейских стран. Ф.Г. Овсиенко
ОНТОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (греч. οντος — сущее и λόγος — слово,
понятие, учение) — учение о бытии личности в философских и
религиозных системах. В античной философии бытие личности
связывалось с различением подлинного бытия и неподлинного
сущего. Согласно христианской философии, О. л. как часть учения
о бытии всего сущего, наряду с доказательствами бытия Бога,
бессмертия души, космологией, входит в состав
метафизики. Задачей учения об О. л. объявляется рассмотрение
сущности личности, определяемой Богом. На различных этапах
развития религиозной философии и теологии бытие
личности связывалось вначале с духовной субстанцией (душой),
затем с духовно-телесной, однако и во втором случае душа
объявлялась определяющим элементом. В О. л. Р. Декарта
телесное выражается в явлениях, которые связаны с самосознанием
«я» как высшим критерием достоверности. Декарт утверждал, что и
мир предстает перед человеком лишь так, как его воображает
субъект. В 20 в. в
качестве первоосновы О. л. признавались «воля» (Ф.
Ницше), «жизнь» (В. Дилыпей). В экзистенциализме О.
л. сводится к «ничто» и отождествлению его со свободой личности
(Ж.-П. Сартр)·, для Г. Марселя О. л. выражается в
свободных человеческих актах — выборе, действии, сознании. В
современном неотомизме бытие личности двойственно:
личность не самосущна, ибо ее существование не выводимо из ее
сущности, а детерминировано внешней причиной — Богом. Сам же
Бог обладает бытием, которое совпадает с его сущностью. Ф.Г. Овсиенко
ОПРАВДАНИЕ — ключевое христианское понятие, получившее особое
значение в протестантской соте-риологии. Понятие О.
изначально имеет смысловые корни в Библии, как в Ветхом (Пс.
31:1-5,118:12), так и в Новом Завете, особенно в
посланиях апостола Пав- | ||
722 | |||
«ОПУС ДЕИ» | |||
ла, где О. есть прощение грешников Богом на основании
благодати нверы (Рим. 3:25,5:1 и др.). В православии и
католицизме понятие О. до 16-17 вв. не получило самостоятельного
значения и являлось синонимом спасения, т. к. О. понималось в
качестве одного из моментов искупления, т. е. избавления от греха (Августин
Аврелий, Иоанн Златоуст). При этом католическая теология
обычно говорило не об оправдании, а об отпущении грехов, даваемом
Богом через посредничество церкви. Существенно иную трактовку
О. предлагает теология Реформации, основным принципом
которой является О. только верой. Так, с т. зр. М. Лютера и
деятелей немецкой Реформации, О. есть лишь признание человека
праведным, которое даруется ему Богом в силу искупительной жертвы
Христа. Но это невменение греха не изменяет онтологический статус
человека, который по-прежнему по своей природе остается грешником.
Однако О. становится той отправной точкой, которая делает возможным
обращение, освящение и спасение. О., т. обр., является одним из
основных плодов искупления, совмещающего в себе божественное
правосудие и божественную милость. Это учение получило название
«юридической концепции О.», разделяемой всеми направлениями
протестантизма за исключением либеральной протестантской
теологии. Можно выявить те или иные оттенки в восприятии О.,
характерные для отдельных направлений. В кальвинизме,
акцентировавшем внимание на том, что грех есть прежде всего
нарушение божественного закона, О. воспринимается прежде всего в
контексте завета (Г. Буллингер, К. Олевиан, И. Кокцеюс и
др.). Когда верующий вступает в завет с Христом, то О. хотя и
дается независимо от добрых дел и освящения, обязательно
предполагает их. Вторым важным отличием кальвинистского понимания
О., является то, что оно, так же как и искупление, даруется только
избранным к спасению, оно неотменимо и не может быть утрачено
(Вестминстерское исповедание веры, 11.1-3, 5-6). Не менее
своеобразные акценты были поставлены в методизме. Еще Д.
Уэсли в своей статье «Великая привилегия рожденных свыше»,
воспроизводя общепротестантский взгляд на О., отмечал, что оно по
своей природе кардинально отличается от рождения свыше, хотя оба
эти события и происходят одновременно (О. восстанавливает нас в
милости Божьей, а рождение свыше — в образе Божьем). Иной взгляд на
проблему О. предлагает либеральная протестантская теология, которая,
переосмысливая искупление, считает, что Бог может прощать людей
независимо от служения Христа. О. при этом понимается чисто
психологически, как приобретаемая уверенность в божественном
прощении и возможность следования |
Христу как нравственному примеру (Г. Бушнелл). Как антитеза
протестантской теологии в 16 в. вопрос об О. как о самостоятельном
понятии возникает и в католической церкви. На Тридентском соборе
(1545-1563) был подтвержден взгляд, согласно которому О. есть «не
только отпущение грехов... но и обновление внутреннего человека»
(напр., такая т. зр. отстаивается в работах Р. Беллармина). В
православии вопрос об О. возникает только в 18 в., когда близкую
лютеранской концепцию О. изложил Феофан Прокопович в
небольшом трактате «Об Оправдании» (1716). О.В. Несмиянова, A.M. Семанов
«ОПУС ДЕИ» (лат. «Opus Dei» — «Божье дело») —
организация,основанная в 1928 священником Мария Эскрива де
Балагер (1902-1975) в Мадриде и узаконенная папой Пием XII в
1942. «О. Д.» — это движение духовенства и мирян в
рамках католической церкви, официальной целью которого является
пропаганда религиозного обновления, соединенная со стремлением
организовать общество в соответствии с принципами папских
энциклик. Реализации этих целей должно способствовать
проникновение членов «О. Д.» в органы государственной власти
различных стран, достижение и м и влияния в сфере мировой
экономики. После Второй мировой войны «О. Д.» широко
развернула свою деятельность вначале в Зап. Европе, а затем и
на других континентах. В 1950 «О. Д.» получила статус светской
церковной организации, формально подчиняющейся Конгрегации по
делам орденов (см. Ордены монашеские), которая относилась
к «О. Д.» с большой долей недоверия по причине секретности ее
структуры и методов деятельности. В 1982 Иоанн Павел II присвоил
организации «О. Д.» ранг «личной прелатуры», выводя ее т. обр.
из-под юрисдикции епархиального руководства. Основу «О. Д.»
составляют действительные члены, живущие в целибате
(безбрачии) и связанные обетами по образцу монашеских («нумерарии»);
они выполняют в организации руководящие функции. Наряду с
действительными членами, имеются «сверхштатные» («супранумерарии»),
которые не связаны тайными обетами и являются просто доверенными
сотрудниками. Организация держится на жесткой дисциплине.
Насчитывая 72 тыс. членов (среди которых 15 тыс. священников) в
почти 90 странах мира, «О. Д.» принадлежит к самым
многочисленным и влиятельным объединениям священников и мирян в
католической церкви. Члены «О. Д.» преподают в 475 ун-тах,
занимают высокие посты в правительствах ряда стран, в прессе,
на радио и телевидении. Ф.Г. Овсиенко | ||
723 | |||