У


УАЙТХЕД (Whitehead) Альфред Норт (1861-1947) —
англо-американский ученый и философ. В поздний
(«философский») период деятельности значительное
место в творчестве У. занимают размышления о Боге и
месте религии в жизни общества. По У., научное и философское
познание неизбежно приводит к Богу как
«метафизическому» принципу. Только Бог может рассматриваться
как «последнее ограничение» и тем самым
как основание конкретной действительности.
Участие Бога в действительности позволяет объяснить
ее процессуальный характер и индивидуальность составляющих
ее явлений, т. е. позволяет постичь ее
именно как конкретную действительность. В качестве
«последнего основания» бытие Бога оказывается и
единственной формой иррациональности, принятие
которой позволяет построить универсальное знание о
мире как завершенную рациональную систему. Сведение
роли Бога в мире к функции ограничения и конкретизации
явлений оказывается полезным, ст. зр. У., и
в области этики. Подобный подход освобождает Бога
от ответственности за существующее в мире зло, поскольку,
как последнее ограничение, Бог лишь отделяет
добро от зла, а вовсе не обладает универсальной властью
над миром. В процессе анализа места религии в
жизни общества У. сосредоточивается прежде всего
на рассмотрении соотношения религии и науки.
В течение последних столетий эти отношения часто
порождали конфликты. Но, во-первых, конфликты
между религиозным сознанием, являющимся относительно
статичным образованием, и постоянно развивающейся
наукой, с т. зр. У., существовали всегда, а вовторых,
этот конфликт нельзя абсолютизировать,
поскольку религия также является развивающимся феноменом
культуры, хотя в качестве самого фундаментального уровня культуры она эволюционирует край
не медленно и болезненно. Однако и традиционализм
религиозного сознания носит исторический характер.
Вполне допустимо, по У., рассматривать в качестве вечных
лишь принципы религии, тогда как их формулировки
могут уточняться и совершенствоваться. Религия
должна освобождать свои принципы от случайных элементов,
обусловленных историческим контекстом зарождения
и формирования вероучения. Словесное
выражение всякой мысли неизбежно несет в себе нес
иределенности, которые однажды выявляются, а тем
самым возникает и необходимость их устранения. Более
того, формулировки религиозных принципов могут
расширяться, уточняться и даже полностью прообразовываться.
Религиозное сознание в своем историческом бытии также оказывается, т. обр., историческим
феноменом. Только в качестве развивающегося образования
оно способно соответствовать такой фундаментальной
характеристике мира и человеческого познания,
как процессуальность. В размышлениях У. религия выступает
как одно из проявлений фундаментального опыта
человечества. Религиозная мысль развивается, стремясь
к точности выражения религиозного опыта, и освобождаясь
от случайных представлений, и тем самым
она оказывается способной взаимодействовать с развивающимся
познанием человека.

Соч. на рус. яз.: Наука и современный мир // Избранные
работы по философии. М., 1990; Приключения идей
Там же.

В. И. Коротких

УГАРИТСКАЯ РЕЛИГИЯ — религия древнего города
У гарита на вост. побережье Средиземного моря, разрушенного
в нач. 12 в. до н. э. Его основное население —

1088

амореи, входившие в западносемитскую языковую, этническую
и культурную общность. Раскопки обнаружили
сакральные тексты, позволившие определить основные
черты У. р. Верховный бог — Илу, прародитель
богов и богинь, людей и Вселенной. Он мощный, мудрый
и милостивый царь, внимательно наблюдающий
за всеми событиями в божественном и человеческом
мире, гарантирующий мировой порядок и в случае необходимости
его восстанавливающий. Илу связан не с
конкретной страной, а со всей Вселенной и обитает на
святой горе у истоков священных вод, в середине земного
и небесного океанов. Супруга Илу — Асирату, богиня
моря, участвующая в решениях Илу. Илу и Асирату
стоят над миром и всеми богами, и для непосредственного
реального царствования Илу назначает
других богов. Среди них выделяется Балу (Хадду). Он
бог дождя и росы, бури и грома, живет на горе Цапану
недалеко от Угарита и является главным покровителем
города. Балу помогает людям во всех трудных обстоятельствах,
вещает божественную волю и заступается
за людей перед Илу. Священное животное Балу —
бык, олицетворяющий необоримую силу. Изображает ся
Балу иногда в виде могучего воина, иногда в виде
быка. Балу — сын Дагану, бога зерна и подателя пищи.
Соратница Балу — Анату, его сестра и возлюбленная.
Она госпожа земного плодородия, рождения земных
плодов, земной любви и красоты и в то же время воинственная
богиня. Ее олицетворение — корова, а изображается
она часто в виде обнаженной женщины, стоящей
на льве, или в виде воительницы, или в виде птицы.
Кроме коровы, ее священные животные — орлы и
коршуны. Котару-ва-Хасису («пригожий и мудрый») —
бог-ремесленник и строитель, связанный с магией. Он
живет на Крите и в египетском Мемфисе, откуда до
Угарита добирались по морю, и поэтому он становится
также покровителем или изобретателем мореплавания.
Верная союзница Баяу — богиня солнца Шапашу, которую
называют Великой госпожой, она соединяет небесные
божества с людьми и выступает также вестницей
Илу, передающей богам и людям его веления. Звезды
являются воинством Шапашу. Живет Шапашу на
востоке и путешествует днем с востока на запад, а ночью
через подземный мир возвращается в свой дом.
Путешествуя через подземный мир, она оказывается
связанной с миром мертвецов и гаданий. Гаданиями и
заговорами Шапашу помогает излечиться, в частности,
от действия змеиного яда, который она собирает и
уничтожает, как солнце ярким днем собирает и уничтожает
тень. Этим божествам противопоставлена другая
группа богов, олицетворявшая угрозу гибели и саму
гибель человека и созданной им цивилизации: Йамму
— неукротимая морская стихия, воплощавшая хаос
и мировой беспорядок, Астару — бесплодная пустыня,
Муту — смерть, Муту — владыка подземного мира,
обитающий в ущелье, представляющем собой вход в
этот мир. Муту — фигура ужасающая, отвратительная
и в то же время мощная и неодолимая, которой не могут
сопротивляться ни люди, ни боги. Он насылает на
землю неплодородие, а на женщин бесплодие. Люди
боятся его и стараются поменьше о нем говорить, а различными
обрядами и жертвами его умилостивить.
С землей и подземным миром связан бог Рашапу, насылающий
болезни и эпидемии, но и излечивающий
от них. Его супругой была, вероятно, воинственная богиня
Дадмишу, уничтожавшая людей. Вероятно, богом-целителем
и одновременно губителем (особенно лошадей)
был Хараиу. Существовали в Угарите и другие
божества, как богиня красоты Аштарту, благие богини
Косратаум, помогающие рождению ребенка, еще не
очень ясный морской Бог Йаву, слуги и вестники богов,
обожествленные музыкальные инструменты
Объектами почитания были горы, особенно Цапану,
самая выдающаяся гора в окрестностях Угарита, на
которой жил Балу, называемый также Балу-Цапану
(Владыка Цапану). Боги объединялись в сообщество,
главным проявлением которого являлись совместные
пиры, собираемые Илу. На них не только поглощались
еда и напитки, но и решались различные вопросы. Мир
людей и мир богов были тесно связаны друг с другом,
ибо вся жизнь и государства, и отдельного человека
зависели от богов. В честь богов устраивались различные
церемонии и празднества. От опасностей люди
стремились обезопасить себя заговорами. В молитвах
люди просили божество о чем-либо для себя важном и
обещали соответствующую благодарность. В случае невыполнения
человеком своих обещаний боги могли
сурово его наказать. Главными посредниками между
двумя мирами были жрецы. Угаритские жрецы составляли
особую касту. Верховный жрец носил ти тул «главного
пастыря». Жрецы служили в храмах, совершали
молигвы, приносили жертвы, руководили различными
церемониями, читали священные тексты. Такие тексты,
видимо, составлявшие «священное писание» Угарита,
были записаны писцом Илимилку под диктовку
верховного жреца Аттинпарлану и обнаружены археологами.
Их расшифровка и дала основное знание об
У. р. и мифологии. Рождение, совершеннолетие и смерть
являлись важнейшими моментами человеческого существования.
После рождения мальчика совершалось
обрезание, устанавливающее связь между новым человеком
и богами, и присвоение имени, в котором упоминалось
божество, под покровительством которого
мужчина будет находиться. Девочки тоже получали имя
с элементом того или иного божества. При достиже

1089

нии совершеннолетия юноше или девушке вручались
важные вещи, как, напр., лук охотнику или веретено
хозяйке дома. Умерших хоронили под собственным
домом или недалеко от него. Умершие члены семьи, т.
обр., оставались вместе со своими живыми потомками.
Они снабжались всем необходимым, в т. ч. едой и светом.
Смерть отмечалась трауром и тризной. Богом-покровителем
Угарита был Баал-Цафон, или, как его называли
сами угаритяне, Силач Балу. Свою власть Балу
утверждал в борьбе с другими богами. По приказу верховного
бога Илу Бог-ремесленник Котару-ва-Хасису
построил дворец для Йамму. Получив дворец, Йамму
возгордился и решил, что стал господином богов. Это
возмутило Балу, который вступил в бой с ним. Первое
столкновение закончилось не в пользу Балу. Он пал на
землю перед ногами Йамму и был вынужден подчиниться.
Но ему на помощь пришел Котару-ва-Хасису,
который изготовил специальную волшебную палицу
для Балу. С нею тот снова выступил против Йамму.
Однако палица не сумела сломить морского Бога, и тогда
Котару-ва-Хасису выковал для Балу вторую палицу,
еще более мощную. С ее помощью Балу наконец одолел
Иамму. Он был увенчан короной и провозглашен
царем. Победа над Йамму дала Балу возможность и
право построить свой дворец. Но разрешение на такую
постройку мог дать только Илу. Боясь, что Илу такое
разрешение не даст, Балу решил просить помощи у своей
подруги и союзницы богини Анату. Анату явилась в
жилище Илу и передала ему просьбу Балу. Илу отказался
удовлетворить ее, и тогда Анату стала ему угрожать.
Испуганный Илу согласился разрешить строительство
дворца. Но такое строительство задевало интересы
его супруги Асирату, и Балу и Анату обратились
за разрешением к ней. Асирату дала согласие и склонила
Илу на окончательное решение. Когда Муту узнал
о торжестве Балу, он возмутился и заявил, что только
он, Муту, будет править богами. Узнав об этом, Балу
направил к Муту своих посланцев, чтобы объявить,
что он не подчинится Муту, ибо он сам теперь имеет
дворец из золота и серебра. В ответ Муту пригрозил,
что он поглотит Балу, и тот исчезнет в его внутренностях.
Балу испугался. Он спустился в глубь земли и
сел, как раб, у ног бога смерти. Когда Илу узнал об уходе
Балу под землю, он застонал от горя и от страха за
народ, подчиненный Балу. А когда об этом же узнала
Анату, то от ее скорби потряслись горы и холмы до
самых недр земли. И вместе с ней скорбела о Балу богиня
солнца Шапашу. Обе богини нашли тело Балу,
омыли его и принесли на вершину Цапану. А Илу и
Асирату, узнав о смерти Балу, решили назначить нового
царя. Они сделали царем бога Астару, потому что
тот был покорен высшим богам и при нем они, Илу и
Асирату, могут спокойно править. Астару сел на ....
Балу, но трон оказался для него слишком велик, Taк
что ноги его не доставали подножки, а голова была н!
видна из-за спинки трона. И Астару сошел с трона
отказался от царства и вернулся в свою страну, в пустыню. Между тем Анату потребовала от Муту возвра
щения Балу. Но тот отказал ей, заявив, что он поглощает
всех, живущих под солнцем, и даже сама солнечная
богиня Шапашу находится в его власти. И А наг
предалась великой скорби. Но затем, не выдержав горя
она напала на Муту, разрубила его мечом, просеял,
сквозь сито, сожгла на огне, размолола жерновами .
рассеяла по полю. И как только погиб Муту, то тчас вол
родился Балу. А возродившись, стал воевать с детьми·Илу
за власть. Победив всех своих врагов, Балу воссел
на трон своего царства. А за это время воскрес Муту у
стал снова грозить Балу. Между ними начался жестокий
бой, и никто не мог победить. Тогда в их борьбу
вмешался Илу и заставил их примириться. Каждый из
этих богов удалился в область своего господства и ста,
там править. Балу совершил много различных подвигов. Его возлюбленной была Анату, и у них родил:
сын. Балу при этом представал в образе быка, а Ана
ту — коровы, и их ребенок стал прекрасным теленком.
Рассказы о Балу и Анату входили в угаритское
священное предание. Борьба между Балу и Йамму явля
лась, по существу, непримиримой конфронтации
двух противоположных стихийных сил — плодотворящего дождя и губительной морской стихии. Морс;?
непредсказуемое в своих проявлениях, олицетворял
первобытный хаос, и борьба Балу и Йамму выступа, го
в этом случае составной частью создания цивилизованного
мира, противоположного стихийности хаоса.
Выступление Балу против претензий Йамму на верховное
царствование становится реакцией «молодого
бога» на стремление «старых богов» сохранить доцивилизационный
порядок. И победа Балу становится
торжеством цивилизации. Эта победа утверждает Балу,
в качестве владыки угаритского мира. Победитель даже
захватывает часть функций побежденного, и Балу выступает
как бог спокойного и безопасного моря, столь
нужного угаритским морякам и торговцам. С другой
стороны, победа Балу символизирует утверждение
привычной в этом регионе системы орошения, которая
обеспечивала не только благосостояние, но и само
существование Угарита. Не меньшее символическое
значение имела и борьба Балу и Муту. Балу воплощал
жизнь, а Муту смерть. Весь мир оказывался ареной
вечной борьбы этих двух сил. Эта борьба не может
закончиться победой одной из сторон, ибо они
олицетворяют равные и постоянно существующие ь
мире явления — жизнь и смерть, плодородие и засу

1090

ху, возможность нового рождения и вдовство. Но естественно,
что все симпатии угаритян на стороне
Балу, хотя они и понимали, что Муту по крайней мере
столь же бессмертен и силен. Наряду с мифами о богах,
в Угарите существовали и сказания о героях. Таково
было содержание двух эпических поэм о Карату
и о Даниилу и его сыне Акхите. Герои поэм смертные
люди, и речь идет не о космических явлениях, а
об исторических событиях. В действительности, эти
события могли быть псевдоисторическими, но рассказчики
и слушатели воспринимали их как реально
происходившие, хотя и в весьма отдаленном прошлом.
Поэмы, по-видимому, рассказывали о предыстории
Угарита и были включены в священное предание
угаритян.

Ю.Б. Циркин

УГРИНОВИЧ Дмитрий Модестович (1923-1990) —
российский религиовед, внесший существенный вклад
в теоретические аспекты религиоведения, психологию
религии, проблемы религии и искусства, а также ряд других
важных сторон религиоведческого знания. После
завершения Второй мировой войны, в которой У. принимал
участие, он учился в Московском государственном
ун-те им. М.В. Ломоносова на философском факте,
окончил аспирантуру (1953), а затем здесь же работал
до конца жизни (с 1970 профессор кафедры теории
и истории религии и атеизма философского фак-та).
Член Международной социологической ассоциации.
По мировоззренческим убеждениям — атеисг. Методология
исследования религии строилась в трудах У. на
марксизме. При этом У. стремился на основе критического
переосмысления интегрировать в отечественное
религиоведение лучшие достижения западной науки
о религии. Сущность религии, согласно У., социально
обусловлена, а важнейшее содержание религии определяется
верой в сверхъестественное. Струк тура религиозного
сознания представлена двумя уровнями: идеологическим
(теология, религиозная философия, этика
и социальная доктрина церкви) и социально-психологическим
(религиозные представления верующих, их
переживания, стереотипы восприятия и поведения).
В многообразии религиозности выделяются два базисных
типа: 1) рассудочно-ортодоксальный и 2) эмоционально-
образный, экстатический, мистический. Предметом
психологии религии выступают психологические
особенности религиозных людей, отличающие их
от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении.
Главная методологическая проблема психологии
религии заключается в проблеме отношений личности
и общества. Акцентируя внимание прежде всего
на социальных аспектах психологии религии, У. не от
рицал значения глубинных внутренних факторов, влияющих
на религиозную жизнь. Так, бессознательные
проявления психики играют значительную роль в системе
религиозной веры, поэтому «многие экстатические
и мистические состояния... могут быть научно
объяснены только с учетом роли неосознанных элементов
человеческой психики». Религию в ее исторической
ретроспективе У. рассматривал как часть культуры,
в системе которой религия играла неоднозначную
роль. В некоторых особенностях религия близка
искусству. Религию и искусство У. трактовал как формы
ценностного сознания, которым свойственны такие,
напр., общие черты, как чувственно-наглядное, образное
отражение действительности, значительная роль
фантазии, воображения, а также эмоциональных факторов.
На ранних этапах человеческой культуры это
сходство обусловливало нерасчлененность существования
религии и искусства в рамках мифологическиобрядового
комплекса. Различия между эстетическим
и религиозным чувством состоят, согласно У., в том, что
первое возникает в процессе взаимодействия с реальным
объектом, а религиозные чувства «всегда направлены
на иллюзорные, не существующие реально объекты:
бога, духа или иные сверхъестественные сущности
». Написанные в эпоху господства идеологических
догм и атеистической пропаганды, исследования У. не
лишены односторонности в трактовке религии и заостренности
на проблеме ее преодоления. Однако свойственные
этим исследованиям стремление к интеграции
в религиоведение новых достижений психологии,
искусствознания, социологии, истории, др. наук, зарубежного
опыта, направленность на творческое решение
проблем сыграли положительную роль в сохранении
традиции научного изучения религии в России.

Соч.: Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973;
Искусство и религия. М., 1982; Введение в религиоведение.
М., 1985; Психология религии. М„ 1986.

А.П. Забияко

УИКЛИФ, Виклиф (Wycliffe или Wyclif) Джон (13201384)
— английский теолог, предтеча Реформации,
выступавший за реформирование католической церкви
(см. Католицизм). Окончил Оксфордский ун-т, где
затем был профессором. В 1361 стал священником в
предместье Оксфорда, а в последние годы жизни настоятелем
в Лестершире. Выступал за секуляризацию
церковных земель, полагая, что в случае нужды государство
имеет право лишить церковь ее владений. Поскольку
папа римский не помогает Англии, постольку
Англия имеет право не платить ему подати и налоги,
рассуждал У. Он исходил из того, что английская церковь
должна быть независима от Рима. Критиковал

1091

продажу индульгенций и культ святых (см. Святых
культ). Любая деятельность человека рассматривалась
У. как служение Богу, а все, что имеет человек, полагал
У., дается ему Божественной милостью, которую утрачивают
лишь люди, совершившие смертный грех. Грех
лишает человека права владеть собственностью, которая
дается ему Богом. Церковь, по мнению У., не должна
владеть собственностью, а духовенство во всех мирских
делах должно подчиняться светской власти. По
мнению У., верховным судьей человека является Бог, а
не папа, следовательно, папа не имеет права отлучать
от церкви. В 1382 У. перевел Библию на англ. язык. Учение
У. было осуждено папой Григорием XI в 1377, а
17.05.1382 — собором английских епископов. Самого
У. при жизни не преследовали, однако, эта участь постигла
его учеников и последователей. В 1415 Констанцский
собор объявил У. еретиком, а в 1428 по его решению
останки У. были сожжены. Идеи У. оказали большое
влияние на Я. Гуса и М. Лютера. Основные
сочинения У. «Определение власти», «О Божественной
власти», «О светской власти» на рус. язык не переведены.
(См. также: ГусЯн; Гуситы; Лютер Мартин; Лютеранство; Реформация.)

Е.С. Элбакян

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ — одна из православных церквей современной
Украины. Первое письменное упоминание
о христианских общинах на территории Украины относится
к 860. В нем говорится о том, что св. Андрей
Первозванный проповедовал на киевских горах уже в
сер. 1 в. Княгиня Ольга (945-957) приняла христианство
сама, а ее внук, великий князь Киевский Владимир
в 988 провозгласил христианство государственной
религией Киевской Руси (см. Христианизация Руси).
Киевская митрополия была образована в 1037 г., когда
из Константинополя прибыли священники и епископ.
Она стала частью Вселенского Константинопольского
патриархата. Великое княжество Московское провозгласило
автокефалию своей митрополии в 1448. После
татаро-монгольского нашествия (1240) территория
Украины оказалась под управлением польских и литовских
монархов. В 1385 при объединении Польши
и Литвы, католическая церковь обрела статус государственной.
С целью защиты от религиозной дискриминации,
в 1596 киевский митрополит и 5 епископов перешли
под юрисдикцию папы римского. Они основали
Украинскую католическую церковь византийского обряда
(Униатскую). Это стало началом религиозного раздела
украинцев. Позднее эту церковь назовут Грекокатолической
(см. Униатство). Митрополия была восстановлена
в 1620 греческим православным патриархом
Иерусалима Феофаном. Годы правления Киевской мит
рополией св. Петра Могилы . 1632-1647) считаются
золотым веком православия на Украине: была открыт:
первая высшая школа — Киево-Могилянская академия,
изданы лучшие книги, новый катехизис. В 1654.
при Богдане Хмельницком, было провозглашено
объединение Украины и России в единую держав'.
(Переяславская Рада) с сохранением подчиненности
Вселенскому патриарху. В 1685-1686 Россия добилась
включения Киевской митрополии под юрисдикцию
Московского патриарха. В результате этого Львовская,
Луцкая и Перемышлянская епархии перешли в 1700
из православной к Греко-католической церкви.
В Российской империи Киевская митрополия была
разбита на несколько епархий и постепенно была лишена
традиционных обычаев и обрядов. С 1740 только
россияне могли быть киевскими митрополитами
Сан патриарха был упразднен. Российский царь был
главой православной церкви, что привело к падению
ее авторитета. После упразднения царского режима
(1917) началось движение за освобождение У. А. п. ц.
из-под светской власти и неподчинение российскому
церковному центру. 5 мая 1920 У. а. п. ц. провозгласила
о своем восстановлении как независимой церкви, од нако
переговоры с Вселенским патриархатом о канонизации
церкви были прекращены по политически .
причинам. В течение 1926-1937 духовенство У. а. п. .
было физически уничтожено. Только один архиепископ Иоанн Теодорович продолжал служение в Канал .
и США. Западно-Украинская Народная Республика
была под оккупацией польского войска. В 1924
Польская православная церковь, которая состояла преимущественно
из украинцев и белорусов, обретает автокефалию
от Вселенского патриарха как наследница
Киевской митрополии Вселенского патриархата. Когда
советские войска отступили, украинским епископам
Польской православной церкви, несмотря на запрет
немецких нацистов, удалось рукоположить в 1942 епископов
для У. а. п. ц. У. а. и. ц. считает неканоничным
период пребывания Киевской митрополии под юрисдикцией
Московского патриарха и Святейшего синода
Русской православной церкви (1686-1942). После Второй
мировой войны У. а. п. ц. была снова запрещена
советской властью, многие священники и миряне были
арестованы. Приходы У. а. п. ц., как и Украинской греко-
католической церкви, были введены под юрисдикцию
Московского патриархата. Большая часть священников
эмигрировала в Зап. Европу, Канаду, США, Юж.
Америку, Австралию. После распада СССР У. а. п. ц. восстановила
легальное существование на Украине. В 1990
на Поместном соборе в Киеве митрополит Мстислав
(Скрыпник) был выбран предстоятелем церкви и было

1092

принято решение возвести его в сан патриарха. Состоялся
его приезд и интронизация. Однако посткоммунистическая
администрация Президента Леонида
Кравчука отказалась вернуть У. а. п. ц. храмы и имущество.
В противовес ей государственная власть организует
в 1992 новую церковь — Украинскую православную
церковь (Киевский патриархат), отколовшуюся
часть Русской православной церкви Московского патриархата.
Только в 1995 правительство признало юридические
права У. а. п. ц. Административный центр У. а.
п. ц., патриархия, находится в Киеве. Собор Св. Андрея
в Киеве является кафедральным собором У. а. и. ц. После
смерти патриарха Мстислава в 1993 его преемником
в Украине был избран епископ Дмитрий (Ярема),
умерший в 2000. В настоящее время главой У. а. п. ц.
является митрополит Гернопольский и Подольский
Мефодий (Кудряков). У. а. п. ц. имеет 11 епархий в
Украине, возглавляемых епархиальными советами.
Общее число приходов (на 2001) — 556, число священников
— 409. Исторически У. а. п. ц. отправляет
богослужения на укр. языке согласно с традицией
византийского обряда, придерживается старого (юлианского)
календаря. Самобытность украинской литургической
традиции определяет развитый культ Пресвятой
Богородицы, особые церковные распевы, использование
вышитого облачения, хоругвей, рушников. По
сведениям Комитета по делам религии Украины, У. а. п. ц.
насчитывает ок. 2 тыс. общин. Канонический статус и
взаимоотношения У. а. и. ц. с другими православными
церквами остаются неурегулированными.

А.Н. Лещинский, Л.А. Лещинский

УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (КИЕВСКИЙ
ПАТРИАРХАТ) — одна из православных церквей
современной Украины. Киевская митрополия до
1654 входила в состав Константинопольского патриархата
и обладала широкой автономией, даже ставился
вопрос об учреждении Киевского патриархата.
В 1654 Украина была присоединена к России, а ее православная
церковь стала одной из епархий Русской православной
церкви, а затем экзархатом. В февр. 1990 Украинский
экзархат получил название «Украинская православная
церковь Московского патриархата». На
Поместном соборе Русской православной церкви в
июне 1990 митрополит Киевский и Галицкий Филарет
(Денисенко) попросил для У. п. ц. «независимости и
самостоятельности в управлении». В окт. 1990 эта
просьба была удовлетворена, статус У. п. ц. был приближен
к автономии в рамках Русской православной
церкви. 24 авт. 1991 была провозглашена независимость
Украины. По мнению представителей церковно-
националистических кругов, состояние У. п. ц., хотя
и независимой и самостоятельной в управлении, но в
составе Русской православной церкви, противоречило
политической системе Украины как суверенного государства.
В нояб. 1991 митрополит Филарет созвал Поместный
собор (он имел на это право согласно своему
статусу), проходивший в Киево-Печерской лавре. Собор
единогласно принял решение об автокефалии (см.
Автокефальная церковь) У. п. ц. и об отделении от Московской
патриархии, которая была уведомлена об этом
на Архиерейском соборе, проходившем в марте-апр.
1992 в Москве. В ответ на это в мае 1992 Московская
патриархия провела в Харькове Архиерейский собор,
на котором митрополит Филарет был официально отстранен
от управления У. п. ц. Государственные органы
Украины издали специальное решение о недействительности
Харьковского собора. В это же время начались
переговоры представителей У. п. ц. и Украинской
автокефальной православной церкви об объединении.
Объединительный собор прошел 25-26 июня 1992 в
резиденции митрополита Филарета в Киеве. Единая
поместная православная церковь стала называться
У. п. ц. К. п. Ее главой стал Святейший Патриарх Киевский
и всея Украины Мстислав (Скрыпник), который
до этого был патриархом Украинской автокефальной
православной церкви. Уставом У. п. ц. К. п., зарегистрированным
государственными органами Украины в
июле 1992, стал дополненный устав Украинской автокефальной
православной церкви. Согласно ему патриарх
У. п. ц. К. п. является председателем Священного
синода и Высшей церковной рады, Священноархимандритом
Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Его
обязанностью является назначение управляющего делами
Киевского патриархата. Резиденция патриарха находится
в Киеве, патриаршим собором У. п. ц. К. п. является
киевский собор Св. Софии. Однако У. п. ц. К. п.
не получила признания Константинопольского патриархата
и других автокефальных православных церквей.
Константинопольский патриарх Варфоломей, не
отрицая право Украины на свою автокефальную церковь,
считает, что признание У. п. ц. К. п. полностью
зависит от ее объединения с Украинской православной
церковью Московского патриархата, главой которой
после Харьковского собора стал митрополит Владимир
(Сабодан). В июне 1993. скончался патриарх
Мстислав. В окт. 1993 в Софийском соборе Киева состоялся
Поместный собор, избравший главой У. п. ц. К. п.
местоблюстителем патриаршего престола митрополита
Черниговского Владимира (Романюка). Постановлением
этого собора официальный титул патриарха —
Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины.
Во время правления патриарха Владимира в У. п. ц. К. п.
произошел раскол, в результате которого ряд отделив

1093

шихся священнослужителей в 1993 снова образовал
Украинскую автокефальную православную церковь.
Главой этой церкви стал Патриарх Киевский и всея
Украины Димитрий (Ярема), скончавшийся в 2000.
В июле 1995 скончался патриарх Владимир. Новым
патриархом в окт. 1995 стал митрополит Филарет (Денисенко).
После собора 1995 из У. п. ц. К. п. вышли четыре
архиерея, а с ними более 400 приходов в Ивано-Франковской
и Тернопольской областях. Через два года
почти все эти приходы и два архиерея вернулись в У. п.
ц. К. п. В марте 1998 патриархи Филарет и Димитрий
подписали «Меморандум о намерении объединения».
В нояб. 2000 во Вселенской патриархии была подписана
«Договоренность» между У. п. ц. К. п. и Украинской
автокефальной православной церковью о создании
межцерковной комиссии для изучения путей образования
единой Поместной церкви. Однако Московская
патриархия не участвует в объединительном процессе,
считая Украину своей канонической территорией, а все
православные объединения, не входящие в ее состав,
раскольничьими. У. п. ц. К. п. с момента своего основания
активно участвует в общественно-политической
жизни Украины. На Юбилейном Поместном соборе в
янв. 2001 была принята декларация «Церковь и мир», в
которой излагается социальное учение У. п. ц. К. п.
Мнение У. п. ц. К. . относительно политических проблем
независимо и не всегда совпадает с мнением центральной
власти. Хотя У. п. ц. К. п. прилагает все усилия
к поиску взаимопонимания с различными политическими
группами, отношение к ней в украинском обществе
неоднозначно. На сложное положение У. п. ц. К. п.
указывает, напр., то, что в марте 2002 группа из 65 членов
украинского парламента обратились в Генеральную
прокуратуру Украины с требованием признать незаконной
регистрацию У. п. ц. К. п. Госкомитет по делам
религий Украины признал претензии депутатов
необоснованными и указал на политический, а не правовой
характер этого конфликта. В настоящее время
точная статистика о составе У. п. ц. К. п. отсутствует.
По одним из последних данных, церковь имеет на Украине
и за рубежом (в России, Франции, США и ФРГ)
34 епархии и 33 архиерея, более 3000 приходов и
36 монастырей. У. п. ц. К. п. имеет 3 братства (Всеукраинское
православное братство св. Апостола Андрея
Первозванного, Братство св. Владимира, Братство Архистратига
Михаила) и ряд сестричеств. У. п. ц. К. п.
имеет 2 духовные академии, богословский фак-т при
Черновицком государственном ун-те, 6 духовных семинарий
и 5 духовных училищ, издает 10 журналов,
из них 2 на англ. языке издаются в Канаде, 12 газет,
6 бюллетеней, 2 приложения к светским газетам. Издательский
отдел У. п. ц. К. п. издает также различную
богослужебную, богословскую, церковно-историческую
литературу.

А.Н. Лещинский, /I.A. Лещинскиi

УЛЬТРАМОНТАНИЗМ, ультрамонтанство — идей
ное направление в католицизме 15-19 вв., утверждавшее
право папы римского на неограниченную власть
как в религиозных, так и в светских вопросах и отстаивавшее
главенствующую роль католической церкви б
жизни общества. Впервые понятие У. вошло в употребление
в 12 в. во время борьбы за инвеституру между
папой Григорием VII и германским императором Генрихом
IV, когда сторонников папы в Германии и во
Франции называли ultramontani (от лат. ultra montes —
за горами, т. е. за Альпами, в Риме). Теоретическое развитие
У. было вызвано реакцией на идеи концильяризма
(подчинения папы Вселенскому собору) во время
Констанцского (1414-1418) и V Латеранского (15121517)
соборов. Широкое распространение понятие У
получило во Франции после Собора французского духовенства
(1682), сформулировавшего основные тезисы
галликанства, когда У. стали называться требования
полного подчинения французской церкви римскому
папе. В этот период У. также отождествлялся с
позицией крайнего клерикализма, наиболее активными
выразителями которого были иезуиты. В 18-19 в з.
под У. понималась теологическая и религиозно-политическая концепция светской власти папы римского .
его главенства над правителями европейских государств в области государственно-церковных отношений.
У. противопоставлялся тенденциям обособления
католической церкви в ряде европейских стран от прямого
подчинения римскому папе (галликанизм и янсенизм
во Франции, идейно схожее с галликанством феоронианство
в Германии), а также жесткой государственно-
церковной политике императора Иосифа II по
подчинению церкви государству в Священной Римской
империи (т. наз. иосифизм), либерализму и антиклерикализму
Великой французской революции.
Постоянная полемика с антипапскими идеями и тенденциями
способствовала выработке основных теологических
и церковно-политических положений У., наиболее
последовательно изложенных в трудах Ж. де Местра
(«О папе», 1819; «Петербургские вечера», 1821),
Л. Бональда («Теория политической и религиозной власти
в гражданском обществе», 1796), ранних сочинениях
Ф. Ламенне («Размышления о состоянии Церкви во
Франции», 1808; «Традиция французской Церкви в учреждении
епархий», 1814) и др. В этих работах развивалась
ключевые идеи У. об абсолютной власти папы
над всем христианским миром, об обязательном для
каждого католика подчинении папскому престолу и о

1094

господствующем положении католической церкви над
другими общественными институтами. При папах Григории
XVI (1831-1846) и Пие IX (1846-1878) У. становится
основной идеологией римско-католической
церкви, выражением которой спали энциклика «Quanta
cura>- и ее приложение «Syllabus» («Силлабус», 1864),
осуждавшие либерализм в теологии, философии и социально-
политических системах, и провозглашение
догмата о непогрешимости (безошибочности) папы на
I Ватиканском соборе (1869-1870). С ликвидацией
Папской области (1870) и лишением римского папы
реальной светской власти терял силу один из основных
принципов У. После оформления при папе Льве
XIII (1878-1903) социальной доктрины католицизма
и с провозглашением томизма официальной католической
философией (1879) У. оставил ведущие позиции
в католической мысли, постепенно слившись с
интегризмом и консерватизмом.

В. В. Тюшагин

УМИРАЮЩИХ И ВОСКРЕСАЮЩИХ БОГОВ
КУЛЬТ — верования и ритуальные практики, направленные
на почитание богов, в судьбе которых мифологическое
сознание акцентирует тему смерти и воскресения.
К типичным У. и в. б. к. относятся египетский культ
Осириса, ближневосточный — Адониса, фригийский
— Аттиса и некоторые другие. Мифологемой этого
культа выступает священный образ преимущественно
мужского божества и сюжет его вынужденного ухода
в мир мертвых с последующим воскресением и
возвращением. Вариации мифологемы многообразны,
напр.: Осирис после воскресения остается править в
мире мертвых, а в мире живых он представлен своим
сыном Гором; в древнегреческой религии главным действующим
лицом выступает богиня Персефона, дочь
Деметры, которую похищает Аид, бог подземного мира;
в древнегерманской религии скандинавский Бальдр воскресает
только после гибели всей земли и ее возрождения
и т. д. Классические религиоведческие трактовки
связывают лежащие в основе этих культов религиозные
представления с циклическими процессами возрождения
и увядания природы, «особенно растительной
жизни, которую они отождествляли с каким-то
богом — Осирисом, Таммузом, Адонисом и Аттисом,
— ежегодно умирающим и вновь возрождающимся.
Названия и детали этих ритуалов в разных местах
менялись, но сущность их оставалась той же» (Дж. Фрэзер).
Согласно такому подходу, в своем генезисе и функциях
умирающие и воскресающие божества — духи
растительности (духи деревьев, хлебных злаков и т. п.),
а ритуалы, обыгрывающие тему их смерти и возрождения,
— магия плодородия, часть аграрных культов, связанных с календарной обрядностью. Этнограф и религиовед
Н.Ф. Сумцов (1854-1922) У. и в. б. к. связал в
славянской традиции с образами житных духов — «полевиков
», «полевых дедов» и др., пребывающих на
полях в колосьях злаков, и обрядами создания из последнего
снопа сжатых и обмолачиваемых колосьев
«куклы», идола, «с той целью, чтобы житный дух,
заключенный в последнем снопе, мог возродиться и
явить свою плодотворную силу в новых всходах». Религиоведение
в России соотносило У. и в. 6. к. также со
святочной и масленичной обрядностью, Колядой и некоторыми
другими мифологическими образами славянского
фольклора. Убедительность интерпретации
У. и в. б. к. как мифологического представления о циклических
процессах возрождения и увядания растительности
подтверждается не только историческими
источниками (напр., древнеегипетским рисунком, на
котором гроб Осириса накануне воскресения божества
изображен с прорастающими растениями), но и тем,
что в регионах, где нет четко выраженных сезонных
циклов увядания растительности (напр., в Индии), нет
и развитых мифологий об умирающих и воскресающих
богах. Трактовка У . и в. 6. к. как аграрного культа
соотносит его возникновение с историческими эпохами
перехода от древнейших охоты и собирательства к
производящему земледельческому труду и оседлому
образу жизни (мезолит, неолит и позднее). Предшественником,
а затем параллелью У. и в. 6. к. в обществах
с охотничьим, промысловым хозяйством выступает
культ умирающего и воскресающего зверя. Не отрицая
справедливости интерпретации У. и в. б. к. как аграрного
культа, некоторые исследователи расширяли
трактовку его истоков. Так, согласно С.А. Токареву
(1899-1985), истоки У. и в. б. к. следует искать также в
архаической «вере в живого или ожившего мертвеца»,
в возрастных инициациях и в идеологии первобытных
тайных союзов: «Одна очень важная религиозная идея,
культивировавшаяся в тайных союзах, — это идея
смерти и воскресения». Архаическая идеология тайных
обществ, построенная на вере в смерть и воскресение,
сыграла важнейшую роль в поздние эпохи развития
религии; так, «через греческие и эллинистические мистерии
она проникла в раннехристианские общины и
стала краеугольным камнем в христианском вероучении
». 3. Фрейд, КГ. Юнг, психоаналитическое религиоведение
выводят генезис У. и в. 6. к. из бессознательных
процессов и их сублимации в форме мифологического
творчества и ритуалов. Так, Юнг в работе «Метаморфозы
и символы либидо», опираясь на идею эдипова
комплекса, утверждает, что в мифологических образах
страдающих молодых богов, подобных Аттису, «просвечивает
бессознательная психология религиозной

1095

тоски: тоски по матери»; в мифологии, являющейся превращенной
формой сыновних психических переживаний,
согласно Юнгу, «самооборона матери от кровосмесительной
связи принимается сыном как злодеяние,
предающее его страху смерти», а «воскресение» есть
символ освобождения от инфантильных оков инцестуозных
импульсов. Некоторые мифо-ритуальные модели,
сходные с мифологемой умирающего и воскресающего
бога, воспроизводятся в современных квазирелигиях
и неоязычестве.

А.П. Забияко

УММА — мусульманская религиозная община.
В Коране термином «У.» обозначаются сообщества людей,
составляющие в совокупности человечество. Каждое
такое сообщество может быть объединено общей
религией. Священным Писанием или его отсутствием.
Каждая У. называется по имени Пророка или другого
духовного лидера, стоявшего у ее истоков (У. Муса —
иудеи, У. Иса — христиане, У. Мухаммад — мусульмане).
В доисламский и раннеисламский период слово
«У.» употреблялось также в значении «вера», «религия».
I ...... Мухаммад рассматривал свою миссию как реставрацию
«веры Авраама» (У. Ибрахим, также миллат
Ибрахим, дин Ибрахим). Термин «У.» этимологически
связан с глаголом «амма» в значении «предшествовать»,
«быть впереди» и содержит в себе представления о духовной
преемственности. Коранический взгляд на историю
человечества представляет ее как последовательную
смену одной религиозной общины (У.) другой,
каждая из которых есть проявление изначальной данной
свыше религии единобожия (см. Монотеизм). Искажение
изначальной Божественной истины, вносимое
людьми, и приводит к тому, что одна У. сменяет
другую. В мединский период деятельности Пророка
термин «У.» употреблялся применительно к собственно
мединской общине мусульман, а также к иудеям и
христианам. При этом основой социальной организации
мединской У. были, по-видимому, отношения покровительства.
При этом в отличие от доисламского
периода, члены У. считались находящимися под покровительством
Бога и его Пророка, т. е. Мухаммада.
'Г. обр., социальная организация мусульманской У.
приобретала надплемеиной и отчасти надконфессиональный
характер, способствовавший объединению
различных групп и слоев населения Аравии и
преодолению межплеменной розни. Впоследствии такое
значение термина «У.» было экстраполировано на
все мусульманское сообщество, и он стал употребляться
с определенным артиклем («аль-У.»). Вплоть до проникновения
идеологии национализма и возникновения
в исламском мире национальных государств все
мусульмане считались юридически принадлежащими
к единой аль-У. Идеологи арабского национал измг
перв. пол. 20 в. использовали термин «У. арабиййа», пе
реводимый обычно как «арабская нация» по аналоги?
с «У. исламиййа» — исламская религиозная община
В этом контексте использование понятия «У.» предполагает
смысловой акцент на объединении различны»
групп арабов на основе общего арабо-мусульманского
культурно-исторического наследия. Однако зафиксировано также употребление противниками панарабизма
термина «У.» в значении «нация» в европейском
смысле этого слова (напр., «У. мисрийа» — египетская
нация; «Муназзамат аль-У мам аль-Муттахида» — Организация
Объединенных Наций и т. д.). Среди арабских
христиан термин «У.» используется для обозначения
собственной автономной религиозной общины, с выделением
идеологического аспекта религиозной общности
в многоконфессиональном государстве. Тем не
менее в традиционно исламском дискурсе У. по-прежнему
представляет собой обозначение глобальной
мусульманской общины, т. е. всех мусульман вообще.
В этом смысле абсолютно некорректным является использование
некоторыми авторами термина «У.» для
обозначения региональных мусульманских общин
(«мусульманская У. России») и тем более употреблен; с
его во множественном числе («мусульманские У.»).

И.Л. Алексеев.

УНИАТСТВО — церковное движение, направление
на присоединение к католической церкви через унио
(союз) различных христианских церквей либо части
одной из таких церквей на условиях признания последними
главенства папы римского и католической догматики
при сохранении собственных традиций, обрядов,
литургического языка и элементов церковного
устройства. На основе У. образованы все католические
церкви восточного обряда — церкви, отколовшиеся от
различных направлений восточного христианства:
маронитская; греко-католическая (мелькитская); халдейская
(сиро-халдейская или ассиро-халдейская .;
сиро-католическая; армяно-католическая; копто-католическая.
Все они базируются на одной из обрядовых
традиций Востока — антиохийской, александрийской,
армянской, халдейской, византийской. Наиболее круп
ной униатской церковью является Греко-католическая
церковь, действующая на Украине. Униатство как метод
преодоления раскола в христианстве сегодня осуждается
католической и православными церквями.
В итоговом документе VII сессии Совместной комиссии
католической церкви и православных церквей по
католическо-православному диалогу (Ливан, июнь
1993) отмечается, что, хотя католические общины вое

1096

точного обряда обладают равными с другими христианскими
общинами правами, «историческая форма
апостольского миссионерства, именуемая униатством,
не может быть принята ни как метод поведения, ни как
модель единства, которого ищут наши церкви».

Ф.Г. Овсиенко

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ — см. Униатство.

УПАНИШАДЫ (санскр. Upani$ad — сокровенное
знание) — священные знания Древней Индии. Вме сте
с самхитами, брахманами и араньяками У. образуют ведийский
текстовый комплекс уровня «Откровения»
(шрути). Каждая из У. формально относится к той или
иной самхите (Ригведе, Самаведе, Яджурведе или Атхарваведе),
но фактически они являются самостоятельными
произведениями. У. считаются тайными, эзотерическими
(рахасья) сочинениями, выражающими истинную
суть Вед. Под заголовком «У.» до нас дошло
свыше 200 текстов, однако на самом деле очень немногие
из них были созданы в ведийскую эпоху. Самые
древние из У. — «Брихадараньяка» и «Чхандогья» (87
вв. до н. э.). В 6-4 вв. были составлены «Тайттирия»,
«Айтарея», «Каушитаки», «Кена», «Катха», «Иша» и
«Мундака»; еще позже (4-2 вв. до н. э.) были созданы
«Шветашватара», «Прашна», «Майтраяния» и «Мандукья
». Таковы основные сочинения данного жанра, наиболее
авторитетные для последующей традиции и неоднократно
комментировавшиеся (особенно известен
комментарий Шанкары к 11 из них, 8 в.). У. — первые
религиозно-философские и психологические произведения
Древней Индии; они разрабатывают темы, которые
были только намечены в предыдущую эпоху, и
акцентируют свое внимание на проблемах реальности,
познания и освобождения. Как правило, учение излагается
в У. в виде диалога между наставником и учеником.
Написанные различными авторами и в разное время, У.
подчас довольно сильно отличаются друг от друга в тех
или иных аспектах. Однако все они имеют отчетливо
спиритуальный (см. Спиритизм) и монистический характер,
что исторически способствовало развитию индуистского
монотеизма. Мир с т. зр. существования обычно
трактуется в У. как «круговорот» (сансара) постоянных
перевоплощений душ. Утратив после смерти
физическое тело, душа, бессмертная по своей сущности,
через какой-то промежуток времени приобретает
новое тело (доктрина реинкарнации), поскольку только
оно позволяет ей реализовывать те желания, которые
остались неосуществленными в предыдущей
жизни. Причиной бесконечных желаний (и как следствие,
бесконечных перевоплощений) души является
фундаментальное неведение (авидья), или полное не
понимание ею своей истинной сути, что выливается в
привязанность души к преходящим вещам. С концепцией
реинкарнации связана и идея кармы, т. е. зависимость
нынешнего положения индивида от поступков,
которые он совершил в предыдущих своих воплощениях.
Злонамеренные его деяния приведут к негативным
состояниям и ситуациям в следующем воплощении,
а благие к положительным. Преодолеть неведение,
а значит, и прервать череду перевоплощений
помогает индивиду особое мистическое знание (видья),
или постижение абсолютного начала (Атман, или
Брахман). Это начало — истинный центр мироздания,
источник возникновения мира и его конечная обитель,
рационально непостижимая сущность, сознательная и
живая целостность, пребывающая и в сердце индивида
как его подлинное «я». Определить и помыслить
Абсолют невозможно, поскольку он сам порождает
любые определения и мысли. Абсолютное начало, будучи
высшим субъектом, позволяет индивидуальным
существам испытывать различные ощущения, мыслить,
проявлять волю, жигь. Знание, которого адепт
добивается различными способами, включая психотехнические,
приводит его к окончательному освобождению
(мокша) или соединению души с Абсолютом, что
трактуется либо в смысле полного растворения ее в
высшей безличности, либо в смысле вкушения блаженства
в сияющем мире Брахмана. Достаточно часто звучит
в У. фраза «ты есть то» («там твам аси»), что следует
понимать как осознанное единство индивидуальной
души с высшей сущностью. Подавляющее
большинство У. создано уже после начала н. э., они
развивают мотивы более ранних У. на основе индуистской
проблематики. Так, в них усиливается теистический
компонент (см. Теизм)·, больший акцент ставится
на практики йоги и аскезу. Некоторые такие У.
содержат следы влияния буддизма или полемизируют
с ним; известны и тантрические У. (см. Тантризм). Составление
У. продолжалось вплоть до позднего Средневековья.
Среди самых популярных собраний У. следует
упомянуть «Муктику» (вероятно, 18 в.), которая
насчитывает 108 текстов. Впервые У. с языка оригинала
(санскрит) были переведены на другой язык
(перс.) в количестве 50 в 1657 по приказу могольского
принца Дары Шукоха. В нач. 19 в. с этого персидского
издания был сделан перевод У. на лат. язык. С сер.
19 в. появляются У. на различных европейских язы
ках, начинается научное исследование этих текстов.
Сильное впечатление произвели У. на немецкого мыс
лителя А. Шопенгауэра, на американских трансценден
талистов (Г. Торо, Р.У. Эмерсон). У. оказали громадное
воздействие на все направления индийской религи
озности, в т. ч. и на системы классической индийской фи

1097

лософии. Вплоть до настоящего времени У. остаются
питательной средой для появления и обоснования различных
воззрений индуистских и неоиндуистских
мыслителей.

С. В. Пахомов

УРАЗА — (тур.-татар., — пост; араб. — саум, сийам,
перс. — рузе) — пост в месяц рамадан, предписанный
Кораном в честь начала ниспослания Мухаммаду Божественного
Откровения. У. соблюдается на протяжении
всего месяца и заключается в воздержании от
пищи, питья, курения, половой связи и всего, что отвлекает
от благочестия в период от рассвета до захода
Солнца. После захода Солнца эти запреты снимаются,
однако рекомендуется не предаваться излишествам, а
проводить время в богоугодных делах: благочестивых
размышлениях, молитвах, улаживать ссоры, раздавать
милостыню и т. п. От поста освобождаются путники,
больные, военнопленные и воюющие, несовершеннолетние
и недееспособные (умалишенные и те, кто не
может отвечать за свои действия), беременные и кормящие
женщины. Женщинам также запрещено соблюдать
пост в период менструаций. Те, кто не соблюдает
У. по уважительным причинам, должны впоследствии
возместить пропущенное число дней в посте или
раздать за каждый пропущенный день милостыню в
количестве, достаточном, чтобы прокормить одного
бедняка в течение дня. Умышленно нарушивший пост
без уважительной причины должен возместить пропущенный
день, принести покаяние (тауба) и совершить
искупление (каффара), которое чаще всего выражается
в дополнительном посте. Кроме общеобязательного
поста, существует также добровольный пост,
выполняемый по обету или из благочестия. Благочестивым
деянием считается соблюдение добровольного
поста в понедельник и четверг, в дни полнолуний, солнечных
затмений, стихийных бедствий, эпидемий и
т. п. В традиционном мусульманском обществе У. соблюдается
гораздо более строго, чем, напр., пятикратная
молитва (см. Намаз). Демонстративное нарушение
У. рассматривается как вызов общественной морали и
часто влечет за собой наказание. Месяц поста рамадан
заканчивается праздником разговения (ид аль-фитр,
ураза-байрам), являющимся одним из двух (наряду с
праздником жертвоприношения — ид ал-адха, курбанбайрам)
главных исламских праздников.

И.Л. Алексеев

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович (1878-1947) — русско-
английский философ, математик. С 1921 жил в
Англии. В сочинении «Ключ к загадкам мира», исходя
из идей И. Канта и Э. Маха, критиковал понятие трех
мерного пространства как результат субъективной
ограниченности человеческого восприятия. Выдвинул
идею многомерного мира, в котором четвертым измерением
является время. Мистика для У. — путь расширения
человеческого сознания, позволяющий постичь
недоступный для человеческого сознания мир
явлений, то, что И. Кант называл «вещью в себе». У.
находился под влиянием античного мыслителя, основателя
неоплатонизма Плотина, который обосновывал
три онтологические категории: «единое», «ум», «душа
Особенное внимание У. уделяет категории «единое» как
трансцендентальному первому началу и концепции восхождения
«души» от чувственного состояния к сверхумственному
экстазу, что составляет основу мистицизма.
Влияние на У. оказали и восточные религиозно-мистические
учения, особенно теософия и суфийская традиция
накшбендизма (см. Суфизм). Согласнонакшбенди^му,
наука — это не знания, полученные посредством
ощущений, рассуждений и размышлений. Истинная
наука состоит из духовных божественных тайн, которые
неизвестны обычным ученым. У. выдвинул идею
«четвертого пути», который в отличие от традиционных
путей монаха, йога, факира не требует выключения
из общественной жизни. Цель четвертого пути —
психическая трансформация (метанойя) субъекта с
целью достижения сверхобычного сознания.

Осн. соч.: Внутренний круг. О «последней черте» и свер> человеке.
СПб., 1913; Символы Tapo. П., 1917; Четвертое
измерение. П., 1918; Искания новой жизни. П., 1918; The
psychology of man's possible evolution. L., 1951; A new mod« I
of the Universe. L., 1948; In search of the miraculous. L., 195!·.

З.П. Трофимова

УФОЛОГИЯ— см. НЛО.

«У ЦЗИН» (кит. — Пяти канон ие, Пятикнижие) —
канонизированный конфуцианством корпус высокочтимых
текстов; собрание китайской классической литературы.
Появление «У. ц.» датируется 136 до н. э. и
относится к эпохе правления императора У-ди (14087
до н. э.), объявившего конфуцианство официальной
идеологией Ханьской империи. В состав «У. ц.»
были включены произведения, восходящие прежде
всего к доконфуцианской древности. Благоговейное
отношение к ним было опосредовано авторитетом Конфуция.
«У. ц.» включал «И цзин», «Ши цзин» («Канон
песен», или «Книга песен») — собрание народных песен
и культовых гимнов, складывавшихся на протяжении
многих веков (приблизительно с 12 по 6 до п. э.).
Согласно китайской традиции, появление «Ши цзин»
стало возможным благодаря Конфуцию, который высоко
ценил народную поэзию, храмовые песнопения.

1098

почитал их как образцы мудрости и благочестия. Он
отобрал из древнего наследия 305 лучших произведений
и свел в единое целое — «Ши цзин». В «У. ц.» вошел
также «Шу цзин» («Канон истории», или «Книга
истории»), создание которого китайская традиция тоже
приписывает Конфуцию, соединившему в один текст
древние записи, охватывавшие период от III до I тыс.
до н. э. и зафиксировавшие исгорические предания,
фольклорные, мифологические повествования, политические
воззрения, нравоучительные рассуждения и
прочие значимые для китайского исторического сознания
сведения. Конфуций будто бы чтил «Шу цзин» за
го, что он помогает руководить человеческими поступками.
В «У. ц.» была включена летопись царства Лу
«Чунь цю» («Весна и осень»), которую Конфуций будто
бы ценил за то, что она наставляет в исполнении долга.
Наконец, в состав «У. ц.» вошел относительно поздний
текст «Ли цзи» («Записи о ритуале»), составленный из
авторитетных наставлений в благопристойном поведении
(см. Конфуцианство). «У. ц.» стал основой для
создания более поздних компендиумов конфуцианской
классики. (См. «Ши санъ цзин».)

А.П. Забияко

«У ЧЖЭНЬ ПЯНЬ» (киг. — «Главы о прозрении истины
») — классический стихотворный трактат даосизма по теории и методологии внутренней алхимии (нэй
дань), написанный мыслителем и даосским подвижником
Чжан Бодуанем (983-1082). «У ч. п.» довел до
совершенства терминологию внутренней алхимии,
окончательно закрепив традицию использования терминологии
внешней лабораторной алхимии (названий
металлов и минералов, обозначений технохимических
операций, алхимического оборудования и т. д.) для
описания операций психофизиологического характера
(созерцание, дыхательные упражнения, визуализации
и т. п.), направленных на создание в самом теле —
микрокосме адепта — «бессмертного зародыша», или
эликсира бессмертия, развивающихся в ходе даосской
практики в новое тонкое бессмертное тело даосского
бессмертного — сяня. «У ч. п.» особенно подчеркивает
необходимость возвращения к истокам своего внутреннего
мира как корню истинного бессмертия, имманентного
самой природе человека. «У ч. п.» представляет
собой один из наиболее авторитетных текстов «высокой
традиции» внутренней алхимии, определившим
ее последующее развитие в трудах Бо Юйчаня (1194-1229) и других адептов этой доминирующей в позднем
даосизме практики. «У ч. п.» и сегодня находится в центре
вероучения и религиозной практик даосизма.
(См. также: Даосское учение о бессмертии; Алхимия.)

Е.А. Торчинов