Ж
 
ЖАНРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (от франц. re — род, вид) — исторически сложившиеся типы игиозных сочинений, роды и виды религиозной ли-атуры, как письменной, так и устной, выполняющие гкции фиксации, кодификации, трансляции, консер-ии, трансформации актуальной для той или иной игии информации. К ним относятся, напр.: молитвы, твы, заклинания, гимны, оды, псалмы, песни, маги-кие формулы, заговоры, героические сказания, пропо-I, жития святых, тео-, космо-, антропогонические и гие мифы, легенды, богословские трактаты, нрав-гнно-аскетические поучения, сборники священных стов, медитативные фразы, парадоксальные диалоги па гун-ань или коанов и вэнь-да), заклички, похо-[ные плачи (см. Плач ритуальный), славословия, ус­ы религиозных общин и т. д. Общепризнанная сис-а Ж. р. л. до сих пор не разработана, имеются лишь ременные систематизации жанров конкретных ли-атур, напр. древнекитайской (Лю Чжиюна и Чэн Иня), внерусской (Д.С. Лихачева и В.В. Кускова) и т. п. Часть р. л. была заимствована из других областей словесно-ворчества — фольклора, философской литературы, ки, лирики. В христианской религиозной литерату-40ЖН0 выделить несколько подсистем жанров (как уровне бытования самих религиозных текстов, так и летауровне их теоретического описания, напр., гер-1евтическими методами), в частности библеистичес-, аскетических, агиографических, литургических, бо-товских и некоторых других. К библеистическим Ж. . следует отнести евангелия как особую форму пись-шого изложения истории Иисуса Христа, любой ра­тной вести о спасении (впервые встречается в 1-й юлогии» Иустина Мученика, см. Апологетыраннех-•пианские), а т а к ж е те ф у н к ц и о н а л ь н о - ж а н р о в ы е ф о р -
мы, которыми оперирует современная библеистика при решении т. наз. «синоптической проблемы» сходства трех канонических евангелий в русле метода анализа форм, а именно: фольклорные ф о р м ы (пословицы, прит­чи, рассказы о чуде, легенды) и жанровые формы изна­чально устного предания, рубрифицированные в 20 в. те­ологами М. Дибелиусом и Р. Бультманом. В библе-истических исследованиях закрепилось деление всего материала синоптического предания на две традиции: «слова» и «повествования». К жанру «слов» Бультман, напр., причисляет апофтегмы (изречения Иисуса Хрис­та в обрамлении краткого исторического контекста) и в этой «традиции слов Господних» выделяет несколько жанровых форм: речения мудрости, пророческие и апо­калиптические слова (напр., заповеди блаженства), сло­ва закона (напр., антитезы Нагорной проповеди), рече­ния от первого лица («Я говорю...»), притчи, аллегории, метафоры. Притчи имеют собственные субжанры: прит­ча в узком смысле слова, парабола (развернутое притче-вое повествование, напр., о блудном сыне), повествова­ние-образец для подражания (напр., о милосердном са­маритянине). Внутри жанра «повесгвований» Бультман также выделяет ряд субжанров: новеллы об эпифаниях (зримых явлениях божественной силы), ареталогичес-кие повествования (античные ареталогии — сообще­ния о славных подвигах, героические легенды), драма­тичная история страстей Господних (прообраз для многочисленных историй кончин мучеников). В хри­стианской аскетике современные исследователи (напр., С.С. Хоружий) выделяют жанр аскетической литерату­ры с многочисленными субжанрами: истории (дре­внейшая смешанная форма, включающая в себя ас­кетические поучения, фольклорный рассказ и житийное повествование), поучения (дидаскалии), беседы (го-
341
 
 
ЖЕНСКИЕ КУЛЬТЫ
милии), слова (логии), послания (эпистолии); главы и трактаты (древнейший христианский систематический субжанр теоретического метауровня описания). Внутри этих субжанров можно обнаружить свои субжанровые формы: пособие-окормление для монахов в форме трак­тата, пособие-окормление для монахов в форме компен­диума, пособие-окормление в форме энистолярия, по-собие-окормление в форме флорилегия и т. п. Агиогра­фическая подсистема (см. Агиография) включает прозаические и поэтические Ж. р. л. Среди прозаических выделяют биографические и агиографические жанры. Биографические, в свою очередь, делятся на гипомне-магические («напоминательные», напр. историческая хроника), эпидейктические («прославительные», для выражения похвалы в Византии служил жанр энкомия, восходящий к т. наз. «царской речи», восхваляющей зас­луги правителя, а для порицания жанр псогос) и дидак­тическую беллетристику, к которой относятся героиче­ская легенда и субжанры народных сказаний. Агиогра­фические Ж. р. л. дробятся на ранние ф о р м ы житийной литературы — биос (жизнеописание) и мартирий (сви­детельство мученичества) и позднейшие церковные ре­дакции житий (краткие проложные и минейные, про­странные и документированные агиобиографии). Пре­обладающая часть христианских поэтических Ж. р. л. относится к богослужебной (литургической) подсисте­ме, которая включает в себя все поэтические агиографи­ческие Ж. р. л. К поэтическим жанрам относятся: псал-мические (ранние формы — псалмы Давида и духов­ные песни новозаветной тематики; поздние формы — «подобны псалмов»); гимнические (ранние формы — песни ветхозаветных отцов, кондаки, икосы; поздней­шие формы — каноны и акафисты); тропарные (напр., тропари, икосы, стихиры, седальны, ипакои); речитатив­ные (напр., величания и ублажания или макаризмы). Основной литургический жанр — молитва — имеет собственные субжанры: молитвы-жалобы, молитвы-обе­ты, мольбы за других, покаянные, просительные, доксо-логические (прославляющие), гимнологические (восхва-л я ю щ и е в песнопениях), хвалебные, благо да рственые и др. С Античности существует архаичная рубрификация другого литургического жанра — гимна как песнопе­ния в честь божества. Античные гимнографы различа­ли призывательный гимн, гимн-родословие и мифи­ческий гимн. К жанрам философской литературы при­нято относить (по Ю. А. Шичалину): логии (философские рассуждения на определенную тему), священные тек­сты (ίεροι λόγοι), комментарии к ним (схолии), моногра­фические толкования наиболее темных мест (пробле­мы), частные мнения (напр., теологумены); а также диа­логи, диспуты, диатрибы, затруднения (апории) и способы их усгранения. Сведение воедино накопленно-
го материала (επίτομη) инициировало появление рассу> дений, трактатов, учебников, доксографических компен­диумов. Для опровержения инакомыслящих разрабаты­вался жанр полемических сочинений, а ради пропаган да собственных взглядов — увещания и наставлене (прогрептики). Модификации этих жанров исполь ду­ются и поныне. Все вышеперечисленные формы фило­софской литерагуры можно отнести и к богослово подсистеме Ж. р. л.
И. П. Давыдо«
ЖЕНСКИЕ КУЛЬТЫ — религиозные веровани практики, в которых идея женского начала, женски: образы и обряды с женским участием реальным и · символическим) играют доминирующую роль., ;рс нейшие признаки существования Ж. к. восходят к г хе верхнего палеолита (40-10 тыс. лет назад . К э эпохе относятся изображения обнаженных жена и < фигур (глиняные статуэтки, барельефы; с утрирован­ными половыми признаками (преувеличеннобольших размеров живот, тазобедренная часть, грудь;. Эти г. наз. «палеолитические венеры» обнаружены в разных час­тях Евразии (от Сибири, стоянка Мальта, до Австрии стоянка Виллендорф), что свидетельствует об универ­сальном характере связанных с ними представлени и и практик. «Палеолитические венеры» являлись часты-; ритуального комплекса,ориентированного на почита­ние п о р о ж д а ю щ е г о женского начала. Детородная сп собность женщин выступает в таких ритуальных ком­плексах основным объектом сакрализации. Деифика-ция материнского начала приводит к появление Богини-матери культа. Генезис Ж. к. был обуслов IC H не только сексуально-репродуктивными основаниями человеческой жизни. Разделение труда между женщи­нами и мужчинами, появление специфических жен­ских занятий накладывали отпечаток на формирова­ние Ж. к. Во многих этнорелигиозных традициях су­ществуют культы священных покровительниц тех или иных женских занятий (напр., в восточнославянской традиции синкретические культы Мокоши, Параске вы Пятницы, покровительниц прядения и ткачества). Дискуссионной в религиоведении остается проблема эволюции Ж. к. и их соотношения с мужскими культа­ми. Мужские культы представляют собой религиозные верования и практики, в которых идея мужского нача­ла, мужские образы и обряды с мужским участием иг­рают доминирующую роль. Большинство религии с античной древности до настоящего времени построе­ны на сакрализации идей и норм, выражающих мужс­кие приоритеты; процесс д е и ф и к а ц и и в этих религиях подчинен мужским интересам. В этом смысле боль­шинство «исторических» религий демонстрирует по-
342
 
 
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
ляющее преобладание мужских культов. Если в та-с религиях оставлено место Ж. к., то они занимают пгинальное п о л о ж е н и е . М е ж д у тем со вт. пол. 19 в. в игиоведении развивается т. зр., согласно которой Ж. к. шикли раньше мужских и в течение длительного •мени они главенствовали в архаических религиях, рвоначально эта концепция опиралась на теорию ιриархата, впервые обоснованную И. Бахофеном 15-1887). Затем она получила раскрытие с позиций гхоанализа. Последние крупные работы, написанные Г углом зрения первенства Ж. к., принадлежат Ма-11 имбутас, которая развивает феминистский под-I к проблеме. Эмансипация женщин, феминизм и денение женских социальных ролей являются той ювой, на которой развивается тенденция к возрас-[ию роли Ж. к. в современной религиозной жизни.
А.П. Забияко
:РТВОПРИНОШЕНИЕ — подношение даров бо-1, духам природы или духам умерших, очень рано гаявшее форму строго регламентированного обря-юго действа. Подобные ритуалы существовали уже времена верхнего палеолита, о чем свидетельствуют >бым образом оформленные «хранилища» костей и ienoB пещерных медведей в Альпах (Драхенлох, герсхёле, Виллендорф, Монтеспан). Неандерталь-te погребения с «инвентарем» (захоронения Ла-Ша-[ь-о-Сен, Ла Ферраси во Франции, где рядом со ске-ами найдены кремневые орудия и минералы крас-л охры) можно рассматривать как погребальные ^ношения сородичам с целью обеспечить их необ-щмыми предметами и пищей в другой жизни. Под 1янием археологических находок и этнографиче-[X данных сформировались взгляды на происхож-гие обряда Ж. непосредственно из «кормления» по­тников. Ж. является также символом покорности и 1Годарности высшему существу, мыслится как фор-общения с духами местности, с животным-тотемом, эжеством. Сторонники версии происхождения об-га из магии считают, что жертвенные ритуалы воз-кают, когда человек разочаровывается в своих воз-жностях с помощью магических манипуляций под-шть себе духов природы. Практика воздействия на •рхъестественные силы превращается в практику илостивления, требующую даров и подношений, религиозную версию происхождения обряда Ж. вы­гнули философы-просветители 18 в., считающие, ) ритуал возник в результате деятельности жрецов, .1аном вымогающих дары у верующих. С.А.Токарев 1ит корни обычая также не в религиозной сфере. Он ίводит Ж. к ранним историческим формам обмена, /словленным личностными и кровнородственными

отношениями. Ж. может рассматриваться как обмен между людьми и сверхъестественными существами: передавая земные ценности представителям другого мира, взамен человек получает какие-либо магические дары (волшебные предметы или чудесных помощни­ков, священное знание или пророческое искусство). Таким образом, посредством жертвы осуществляется медиация между профанной и сакральной зонами. Ме­диативная функция Ж. превращает саму жертву, до­ставленную в мир богов, в способ достижения транс­цендентной сферы (к примеру, Агни в ведийской мифо­логии — и жертва, и курьер, возносящийся к небесам на огненной колеснице). С этими представлениями связаны т. н. «кровавые» Ж. (заклание животного или ритуальное убийство человека). В охотничьих культу­рах Ж. животного (Медвежий праздник у народов Си­бири) толкуется как отправление души зверя к небес­ному владыке, чтобы передать мольбы и прошения людей. Убитое животное должно вернуться на следую­щий год и привести с собой множество сородичей, обеспечив охотникам удачный промысел. Вместе с тем, поглощая мясо убитой жертвы, превращая ее тело в собственную плоть, участники ритуальной трапезы приобщаются к ее священной природе, обретают ее качества. (Возможно, христианский обряд евхаристии имеет ту же семантику). Идея связи ритуальной смерти с плодородием нашла отражение в раннеземледельче­ских культурах Средиземноморья. На смену реальным «кровавым» Ж. приходит разыгрываемая в храме мис-териальная драма, в которой символическая смерть жреца означает убийство персонажа, отправляющего­ся в царство мертвых. С его возвращением в мире на­ступает сезон плодородия. В поздних религиозных тра­дициях архаический смысл Ж. постепенно меняется. Манифестируется бескорыстный характер дарения. Идеальным было бы Ж., не допускающее никакой праг­матики. Крайним выражением этой идеи, например, в христианстве является история Авраама, готового по­жертвовать Богу своего сына. Через жертвование само­го ценного происходит установление трансценденталь­ного ощущения жизни в противовес эмпирическому, угилитарному о т н о ш е н и ю к бытию. Ж. Авраама — сим­вол духовного возвышения над самим собой. Апофео­зом бескорыстного Ж. в христианстве можно считать самопожертвование Иисуса Христа, который, приняв крестную муку за все человечество, тем самым сделал Ж. излишним. Преподнесение Богу в качестве самого ценного дара собственной жизни во многих религиях заменено символическим посвящением, служением высшему существу. Самоубийство же, за исключением отдельных случаев (ассасины и их ответвления в исла-ме·, обряд сати (самосожжение вдов) в Индии) порица-

343
 
 
ЖИВАЯ ЭТИКА
ется и считается грехом. Как наследие «кровавых» Ж. могут рассматриваться обряды самоистязания, суще­ствующие в некоторых религиозных традициях (на­пример, хлысты). В качестве дара преподносится не столько кровь, сколько готовность добровольно при­нять муки и страдание, т. е. акцентируется духовный характер жертвования, а не его материальный аспект. В восточных религиях (индуизм, буддизм, синтоизм) продолжает существовать практика подношения посвя­щенных Богу животных, которые не умерщвляются, но считаются собственностью божества. Как правило, об­ряд совершается с целью испросить у высших сил бла­гополучия, здоровья, богатства. В этом смысле т р а д и ц и и восточных религий больше напоминают практику об­мена, но и здесь наряду с Ж.-молением угверждается Ж.-благодарность. В современных ф о р м а х Ж. т р а н с ф о р -мировалось из ритуала дарения богам в подношения на храмовые нужды, плату священнослужителям.
Т. И. Борко
ЖИВАЯ ЭТИКА — синкретическое религиозное дви­жение (см. Синкретизм религиозный). В основе вероучения серия книг преимущественно Е.И. Рерих (Шапошнико­вой) (1870-1955), жены и последовательницы русского художника Н.К. Рериха (1874-1947) о синтезе филосо­фии, науки и религии Запада и Востока (см. Рерихи). По утверждению последователей учения, тексты Агни-Йоги были даны тибетскими учителями (махагмами), а авторы текстов явились лишь посредниками в передаче учений. По преданию, тексты были переданы путем т. наз. «авто­матического письма», т. е. письма в особом состоянии транса у пишущего. Сам текст подобен мозаике, где каж­дый фрагмент является частью целого. Последователи Агни-Йоги полагают, что их учение расширяет сознание, очищает биопсихическое поле человека. Эффект расши­рения сознания связан с паранормальным видением це­лого, которое наступает в определенный момент чтения. Качественный скачок, происходящий после информации, есть озарение для читателя. Сторонники Ж. э. считают, что чтение текста выступает как способ активизации выс­ших структур бессознательной этики. Догматика осно­вана на учении о духовном огне. Огонь рассматривается как источник всех материальных и духовных форм и яв­лений Вселенной. В структуре мира выделяются: земной м и р (обычный человеческий), т о н к и й м и р (мир, населен­ный разнообразными существами, не имеющими плот­ных физических тел), огненный мир (мир, состоящий из субстанции огня, высшей психической энергии), высшие сферы (миры, питающие Землю энергией). В обычной земной жизни человек не воспринимает высших миров. Только огненное сознание, общее всем мирам, может сви­детельствовать о загробной жизни, называемой в рамках

учения Ж. э. «дальней жизнью». Тонкий мир — это ду­ховный мир. Материальный мир рассматривается как вторичный по отношению к тонкому, дух· вному. Наи­высшим и совершенным является огненный мир. Он первичный источник процессов и явлении тонкого и зем­ного миров. Все строится в огненном мире, потом спуска­ется в тонкое тело. Созданное на земле — лишь тень or ненного мира. Все миры взаимопроникают друг в друга. Одним из основных элементов учения Ж Э. ян яеп положение о космической иерархии. Местом обитая к представителей иерархии — учителей человечества я ляется легендарная Шамбала, страна-хранительница 5 - , дизма. Космической иерархии Света противостоят сил хаоса и иерархия Тьмы, цель которых замедлить косм • ческую эволюцию человечества. «Черные л;>жи~ иера: хии Тьмы раскинуты по всей земле и сконцентрирова­ны в крупных городах. Главным законом человеческ существования Ж. э. видит закон кармы. Карма рассма -ривается как многомерный процесс, совокупность не­ких пересекающихся кармических линий. Кар· !' имеет не только отдельный человек, но и раса, народность, шс-мя. Все эти кармы сплетаются в сложные клубки. Ж. провозглашает эзотерическую возможность регул и р·: вания кармы. Ж. э. имеет свое моральное учение, спь которого состоит в том, что человек должен пройти процесс самосовершенствования и восхождения ко все более высоким формам бытия и сознания. Главное — утверждение общечеловеческих ценностей, что ведет · преображению всей земной жизни.

З.П. Трофимов.:
ЖИДОВСТВУЮЩИЕ, жидовствующих ересь, новк> родско-московская ересь — русское средневековое ре-л и г и о з н о е д в и ж е н и е , о с у ж д е н н о е церковью к а к ересь. Н а -чало инакомыслию было положено образованным евре­ем Схарией (Захарией), прибывшим в нач. 1470-х гг. в Новгород по торговым делам. Во многих русских зем­лях, особенно в новгородских, тесно связанных торго­вым обменом с Европой, издревле были распростране­ны оппозиционные официальной церковной позиции воззрения. Эти воззрения, критически заостренные про­тив церковной иерархии и богатств, монашества, неко­торых догматов и обрядов, послужили питательной ере дой для проповеди Схарии. Первыми последователями Схарии стали новгородские священники Дионисии и Алексий. Вскоре в круг Ж. в о ш л и не только п р е д с т а е т е ли новгородского духовенства, но и важные государевы люди, в т. ч. из Москвы. Московский кружок Ж. состоял из ближайших великому князю Ивану III лиц, в число которых входил посольский дьяк Федор Курицын и дру­гие крупные фигуры. Покровительствовала Ж. невестка Ивана III Елена Волошанка. Лояльную позицию в отно-
344
 
 
жильсон
ими Ж. занял митрополит Зосима. Иван III долгое вре-не препятствовал Ж. Критика вольнодумцами церк-входила в политический расчет Ивана III, который емился за счет ослабления власти церковных иерар-1 и отчуждения церковных земель усилить великок-кескую власть. Идейное брожение, начавшееся в вер-общества, перешло в народ. Очевидно, что целостно-.'чения Ж. не создали, в самом движении существовали ные идейные течения. Ж. признавали главенство книг хого Завета над книгами Нового, доказывали непра-у учения о божественной природе Иисуса Христа, о <е Святом, отрицая триипостасность Бога. Эти отступ-1ия от христианства были близки иудаизму, что по­джило одним из оснований для появления названия гжения. С другой стороны, «жидовство» — расхожее лятие, которым в Средние века клеймили самые раз­е приметы вероотступничества. Поэтому не следует лимать определение ереси буквально, как переход ча-[ православных в иудаизм. Ж. учили, что церковь устро-ι неправедно, богатства ее — плод стяжательства, та-ства — ложны, иконы — знак идолопоклонства, мо-:тыри и монашество — лишнее бремя. Сомнению цвергалось учение о воскресении из мертвых и Страш-л суде. Прения внутри русской церкви были подогреты вдавшимся на 1492 концом света. Вместе с суеверным >ахом возрос интерес к летосчислению и астрологии. оронники Ж. доказывали, что конец света высчитан гравильно. Большим успехом пользовалось «звездо-оние» Ж. — рассуждения о «власти и строении звезд»; од была пущена таблица астрологических прогнозов 1естокрыл». Начало борьбы с Ж. было положено ок. Μ новгородским архиепископом Геннадием. Он при-;к к опровержению Ж. Нила Сорского, Паисия Яросла­ва. Активно включился в осуждение ереси Иосиф Бо­йкий, составивший противоеретическое сочинение росветитель» («Книга на новгородских еретиков»). .490 на церковном соборе деятельность Ж. была пре­ла проклятию. Тем не менее, инакомыслие сохранило эе влияние. Лишь соборы 1503-1504 подорвали осно-движения. Во многом этому способствовала новая по­дия светской власти. В нач. 16 в. произошли существен-te перемены в окружении и настроениях Ивана III. L504 Василий III пошел на суровые преследования Ж.: ретиков были сожжены в клетках, а другие отправле-: в заточение. Следует учитывать, что многие суще-генные обстоятельства, связанные с ересью, остаются ясными и спорными.
А.П. Забияко
ИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (1884-1978) — фран-зский философ-неотомист, историк средневековой 1лософии. Философию изучал под руководством из-

вестного религиоведа Люсьена Леви-Брюля, который предложил ему выявить у Декарта восходящие к схо­ластике особенности мышления и философского язы­ка. В 1913Ж. защитил диссертацию «Свобода у Декарта и теология». После преподавания философии в различ­ных коллежах (1908-1912) он читал в Лилльском ун-те в 1913-1914 курс лекций об учении Фомы Аквинского, который стал основой его неоднократно переиздавав­шейся работы «Томизм». После Первой мировой войны Ж. стал профессором в ун-те Страсбурга (1919-1921), в Сорбонне (1921-1932), где с 1926 возглавлял кафедру средневековой философии. В те же годы (1926-1932) Ж. был директором отделения религиозных наук в Ecole Pratique des Hautes Etudes в Париже, затем (1932-1950) стал профессором Коллеж де Франс. Вплоть до 1971 Ж. также читал лекции в США, был профессором Гарвард­ского ун-та. Ж. сыграл решающую роль в основании Папского ин-та средневековых исследований в Торон­то (1929). В 1945-1947 Ж. — советник Французской Рес­публики. С 1947 член Французской академии и сенатор. В четвертом издании книги «Томизм» (1941/1942) Ж. впервые высказал идею, что Фома Аквинский создал такое учение о бытии, которого не было во всей предше­ствующей философии, в т. ч. у Аристотеля. Аристоте­левское различение потенции и действия (в мире ста­новления) и материи и формы (в бытии) Фома Аквин-ский дополнил тезисом о несовпадении сущности и существования, чтобы понять Бога как творца, мысля­щего сначала о природе вещей, полагающего их сущ­ность как возможность и затем дающего им существо­вание, претворяющего возможность в действительность. В работе «Бытие и сущность» («L'etre etl'essence», 1948) Ж. старался показать, что утверждение лишь абстрактно постигнутых сущностей чувственно познаваемых вещей завело философию в тупик. Такой подход позволил ква­лифицировать интерпретацию Ж. учения Фомы Аквин-ского и методологию самого Ж как «экзистенциальный томизм». Это направление противостоит как экзистен­циализму, который сосредоточивается на существова­нии, оставляя без внимания сущность, и впадает поэто­му, по мнению Ж., в субъективизм, так и эссенциализму, восходящему к учению Платона, Аристотеля, востор­жествовавшему в философии Г.Б.Ф. Гегеля, сводящему существование к сущности. Ж. отделял свое понимание томизма и от такой его интерпретации, которая получи­ла название «эссенциального томизма». Признание су­ществования модусом сущности ведет, согласно Ж., к тому, что ограниченное сущее было бы и неограничен­ным, т. е. к пантеизму. Ж. выступал против трансцен­дентального метода в теологии и католической филосо­фии. Отличал Ж. свою концепцию и от близких к ней построений Ж. Маритена, признававшего постижение

345
 
 
ЖИРАР
бы тия с п о м о щ ь ю о с о б о й интеллектуальной интуиции. Ж. высказал своеобразный взгляд на соотношение хри­стианской ф и л о с о ф и и с теологией. I Ιο Ж., христианская философия отличается от теологии тем, что ее содержа­ние составляют не те истины, постижение которых не­возможно без Откровения, т. наз. «revelata», но истины самого естественного разума, которые были открыты, уг­лублены и сохранены в истории мысли благодаря Откро­вению, т. наз. «revelabilia». К таким истинам Ж. относит существование Бога, свободу божественного и человечес­кого действия и проч. Онтологической предпосылкой ре­лигии, по Ж., выступает ущербность всякого тварного бытия, в особенности после грехопадения человека. Вся­кое тварное сущее, раздвоенное на сущность и существо­вание, отсылает к источнику существования, Богу. Твор­чество Ж., противостоящее духовному провинциализ­му конфессионального философствования, оценивается как значительное выражение той тенденции в разви­тии католической мысли, которая явилась подготовкой и осуществлением «аджорнаменто», провозглашенного папой римским Иоанном XXIII.
Соч.: Разум и откровение в Средние века. // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. С. 5-48; Философ и теология. М., 1 9 9 5 ; Томизм: Введение в философию св. Фо­мы Аквинского // Избранное. М.-СПб., 2000. Т. 1; Фило­софия в Средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004; Учение Декарта о свободе и теология // Избранное: Христианская философия. М., 2004; Бы­тие и сущность // Там же; Бог и философия // Там же; La doctrine cartesienne de la liberte et la theologie, P., 1913;. Le thomisme, Str., 1919; La philosophie au Moyen Age. Vol. 1-2, P, 1922; La philosophie de Saint Bonaventure. P., 1924; Saint Thomas d'Aquin, 1925; Introduction ä l'etude de Saint Augustin. P., 1929; Saint Augustin, 1930; Christianisme et philosophie. P., 1936; God and Philosophy. Ν. Υ, 1941; Le Thomisme: Introduction ä la philosophie de Saint Thomas d'Aquin. 4-έ ed.rev. et augm. P . , 1 9 4 2 ; A History of Christian Philosophy in the Middle A g e s , N. Y . , 1 9 5 4 ; The Elements of Christian Philosophy. N. Y . , 1960; Atheisme difficile. P . , 1979.
К.И. Никонов
ЖИРАР (Gerard) Рене (p. 1923) — французский писа­тель, антрополог, религиовед. В работах «Сокровенное от создания мира», «Козел отпущения», «Насилие и священ­ное» исследует проблему возникновения религии, ее эво­люцию с древности до современности. Выявляет психо­логические особенносги некоторых обрядов, в частно­сти жертвоприношений, у разных народов. Проводит связь между жертвоприношением и убийством, анали­зируя роль насилия в них. Выясняя причины жертво­приношений, выявляет их типы, функции и роль, кото­рой их наделяли религиозные представления древних.

Отстаивает теорию замещения, когда заклание живот­ного как бы замещает человеческую жертву. Показывает священный характер жертвы, особенно «жертвы-дара«. В связи с этим анализирует понятия «священное место», «святилище», «ритуальная утварь ·. Выявляет категории жертвоприношений: личные, семейные, общественны что отражается в погребальных обрядах. Ставит вопрос о сущности жертвоприношений, о связи различных ти­пов жертв друг с другом, с духами умерших предков, ли ными богами-покровителями, верховными и местным богами. Анализирует причины принесения одними на­родами кровных, а другими бескровных жертв. Пров-дит идею, что с появлением в Греции и Риме судебж и системы жертвоприношение приходит в упадок. Соч. на рус. яз.: Насилие и священное. М., 2000.

З.П. Трофимова

ЖРЕЧЕСТВО — определенная каста или группа людей осуществляющих функции посредничества между лк и ми и богами (как правило, в политеистических религ. ях; см. Политеизм), а т а к ж е о т п р а в л я ю щ а я религиозны,· культ. Ж. появляется в период разложения общинн родового строя. Культовые функции жрецов были вес; ма разнообразны. Они выполняли религиозные обр , ды в честь богов, похоронные обряды, участвовав' в религиозных праздниках. Жречество способствовало развитию богословской литературы, искусства, архигек-туры, астрономии, математики и других естественных наук. Ж. представляло собой влиятельный обществе!; ный слой, оказывая значительное воздействие на по л о -гическую жизнь. Часто оно соперничало с царской в ; стью. Так, во 2 в. до н. э. фиванские жрецы вступит царский престол и установили теократию. Во многих странах (Египет, Месопотамия, Сирия и др.) звание жре­ца было наследственным. Наряду с жрецами, напр. в Ме­сопотамии, при храмах существовали жрицы и храмо­вые прислужницы. В некоторых странах (Древний Рим существовали жреческие коллегии, члены которых вы­бирались. Древнейшими коллегиями были: понтифи­ки, фециалы, фламины, луперки, салии, арвалы, авгуры, весталки. В других странах (Древняя Греция! вплоть до эпохи эллинизма жречество не являлось обособлен­ным сословием. Ритуальные действия со священными п р е д м е т а м и , н а п р . жертвоприношение, м о г осуществ ιч гь любой гражданин. Так, глава семьи брал на себя функ­ции жреца в рамках своей общины. В древности прак­тически при всех храмах существовало Ж., делившиеся по рангам и функциям. Существовали прорицате ли, зак­линатели и т. д. При храмах, напр. в Месопотамии, сущс ствовала специальная коллегия жрецов-заклинателеи, которые составляли сборники магических ритуалов.

З.П. Трофимова

346