|
|||
Ж
|
|||
ЖАНРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (от франц. re — род,
вид) — исторически сложившиеся типы игиозных сочинений, роды и виды
религиозной ли-атуры, как письменной, так и устной, выполняющие гкции
фиксации, кодификации, трансляции, консер-ии, трансформации актуальной для
той или иной игии информации. К ним относятся, напр.: молитвы,
твы, заклинания, гимны, оды, псалмы, песни, маги-кие формулы, заговоры,
героические сказания, пропо-I, жития святых, тео-, космо-,
антропогонические и гие мифы, легенды, богословские трактаты,
нрав-гнно-аскетические поучения, сборники священных стов, медитативные
фразы, парадоксальные диалоги па гун-ань или коанов и вэнь-да), заклички,
похо-[ные плачи (см. Плач ритуальный), славословия, усы
религиозных общин и т. д. Общепризнанная сис-а Ж. р. л. до сих пор не
разработана, имеются лишь ременные систематизации жанров конкретных ли-атур,
напр. древнекитайской (Лю Чжиюна и Чэн Иня), внерусской (Д.С. Лихачева и
В.В. Кускова) и т. п. Часть р. л. была заимствована из других областей
словесно-ворчества — фольклора, философской литературы, ки, лирики. В
христианской религиозной литерату-40ЖН0 выделить несколько подсистем жанров
(как уровне бытования самих религиозных текстов, так и летауровне их
теоретического описания, напр., гер-1евтическими методами), в частности
библеистичес-, аскетических, агиографических, литургических, бо-товских и
некоторых других. К библеистическим Ж. . следует отнести евангелия как
особую форму пись-шого изложения истории Иисуса Христа, любой ратной
вести о спасении (впервые встречается в 1-й юлогии» Иустина Мученика, см.
Апологетыраннех-•пианские),
а т а к ж е те ф у н к ц и о н а л ь н о - ж а н р о в ы е ф о р -
|
мы, которыми оперирует современная библеистика при решении т. наз.
«синоптической проблемы» сходства трех канонических евангелий в русле метода
анализа форм, а именно: фольклорные ф о р м ы (пословицы, притчи, рассказы
о чуде, легенды) и жанровые формы изначально устного предания,
рубрифицированные в 20 в. теологами М. Дибелиусом и Р. Бультманом. В
библе-истических исследованиях закрепилось деление всего материала
синоптического предания на две традиции: «слова» и «повествования». К жанру
«слов» Бультман, напр., причисляет апофтегмы (изречения Иисуса Христа в
обрамлении краткого исторического контекста) и в этой «традиции слов
Господних» выделяет несколько жанровых форм: речения мудрости, пророческие и
апокалиптические слова (напр., заповеди блаженства), слова закона (напр.,
антитезы Нагорной проповеди), речения от первого лица («Я говорю...»),
притчи, аллегории, метафоры. Притчи имеют собственные субжанры: притча в
узком смысле слова, парабола (развернутое притче-вое повествование, напр., о
блудном сыне), повествование-образец для подражания (напр., о милосердном
самаритянине). Внутри жанра «повесгвований» Бультман также выделяет ряд
субжанров: новеллы об эпифаниях (зримых явлениях божественной силы),
ареталогичес-кие повествования (античные ареталогии — сообщения о славных
подвигах, героические легенды), драматичная история страстей Господних
(прообраз для многочисленных историй кончин мучеников). В христианской
аскетике современные исследователи (напр., С.С. Хоружий) выделяют жанр
аскетической литературы с многочисленными субжанрами: истории (древнейшая
смешанная форма, включающая в себя аскетические поучения, фольклорный
рассказ и житийное повествование), поучения (дидаскалии), беседы (го-
|
||
|
|||
341
|
|||
ЖЕНСКИЕ КУЛЬТЫ
|
|||
|
|||
милии), слова (логии), послания (эпистолии); главы и трактаты (древнейший
христианский систематический субжанр теоретического метауровня описания).
Внутри этих субжанров можно обнаружить свои субжанровые формы:
пособие-окормление для монахов в форме трактата, пособие-окормление для
монахов в форме компендиума, пособие-окормление в форме энистолярия,
по-собие-окормление в форме флорилегия и т. п. Агиографическая подсистема
(см. Агиография) включает прозаические и поэтические Ж. р. л. Среди
прозаических выделяют биографические и агиографические жанры.
Биографические, в свою очередь, делятся на гипомне-магические («напоминательные»,
напр. историческая хроника), эпидейктические («прославительные», для
выражения похвалы в Византии служил жанр энкомия, восходящий к т. наз.
«царской речи», восхваляющей заслуги правителя, а для порицания жанр псогос)
и дидактическую беллетристику, к которой относятся героическая легенда и
субжанры народных сказаний. Агиографические Ж. р. л. дробятся на ранние ф о
р м ы житийной литературы — биос (жизнеописание) и мартирий (свидетельство
мученичества) и позднейшие церковные редакции житий (краткие проложные
и минейные, пространные и документированные агиобиографии). Преобладающая
часть христианских поэтических Ж. р. л. относится к богослужебной
(литургической) подсистеме, которая включает в себя все поэтические
агиографические Ж. р. л. К поэтическим жанрам относятся: псал-мические
(ранние формы — псалмы Давида и духовные песни новозаветной тематики;
поздние формы — «подобны псалмов»); гимнические (ранние формы — песни
ветхозаветных отцов, кондаки, икосы; позднейшие формы — каноны и акафисты);
тропарные (напр., тропари, икосы, стихиры, седальны, ипакои); речитативные
(напр., величания и ублажания или макаризмы). Основной литургический жанр —
молитва — имеет собственные субжанры: молитвы-жалобы, молитвы-обеты,
мольбы за других, покаянные, просительные, доксо-логические (прославляющие),
гимнологические (восхва-л я ю щ и е в песнопениях), хвалебные, благо да
рственые и др. С Античности существует архаичная рубрификация другого
литургического жанра — гимна как песнопения в честь божества. Античные
гимнографы различали призывательный гимн, гимн-родословие и мифический
гимн. К жанрам философской литературы принято относить (по Ю. А. Шичалину):
логии (философские рассуждения на определенную тему), священные тексты
(ίεροι λόγοι), комментарии к ним (схолии), монографические толкования
наиболее темных мест (проблемы), частные мнения (напр., теологумены); а
также диалоги, диспуты, диатрибы, затруднения (апории) и способы их
усгранения. Сведение воедино накопленно-
|
го материала (επίτομη) инициировало появление рассу> дений, трактатов,
учебников, доксографических компендиумов. Для опровержения инакомыслящих
разрабатывался жанр полемических сочинений, а ради пропаган да собственных
взглядов — увещания и наставлене (прогрептики). Модификации этих жанров
исполь дуются и поныне. Все вышеперечисленные формы философской литерагуры
можно отнести и к богослово подсистеме Ж. р. л.
И. П. Давыдо«
ЖЕНСКИЕ КУЛЬТЫ — религиозные веровани практики, в которых идея женского
начала, женски: образы и обряды с женским участием реальным и ·
символическим) играют доминирующую роль., ;рс нейшие признаки
существования Ж. к. восходят к г хе верхнего палеолита (40-10 тыс. лет назад
. К э эпохе относятся изображения обнаженных жена и < фигур (глиняные
статуэтки, барельефы; с утрированными половыми признаками (преувеличеннобольших
размеров живот, тазобедренная часть, грудь;. Эти г. наз. «палеолитические
венеры» обнаружены в разных частях Евразии (от Сибири, стоянка Мальта, до
Австрии стоянка Виллендорф), что свидетельствует об универсальном характере
связанных с ними представлени и и практик. «Палеолитические венеры» являлись
часты-; ритуального комплекса,ориентированного на почитание п о р о ж д а ю
щ е г о женского начала. Детородная сп собность женщин выступает в таких
ритуальных комплексах основным объектом сакрализации. Деифика-ция
материнского начала приводит к появление Богини-матери культа.
Генезис Ж. к. был обуслов IC H не только сексуально-репродуктивными
основаниями человеческой жизни. Разделение труда между женщинами и
мужчинами, появление специфических женских занятий накладывали отпечаток на
формирование Ж. к. Во многих этнорелигиозных традициях существуют культы
священных покровительниц тех или иных женских занятий (напр., в
восточнославянской традиции синкретические культы Мокоши, Параске вы
Пятницы, покровительниц прядения и ткачества). Дискуссионной в
религиоведении остается проблема эволюции Ж. к. и их соотношения с
мужскими культами. Мужские культы представляют собой религиозные верования
и практики, в которых идея мужского начала, мужские образы и обряды с
мужским участием играют доминирующую роль. Большинство религии с античной
древности до настоящего времени построены на сакрализации идей и норм,
выражающих мужские приоритеты; процесс д е и ф и к а ц и и в этих религиях
подчинен мужским интересам. В этом смысле большинство «исторических»
религий демонстрирует по-
|
||
|
|||
342
|
|||
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
|
|||
|
|||
ляющее преобладание мужских культов. Если в та-с религиях оставлено место Ж.
к., то они занимают пгинальное п о л о ж е н и е . М е ж д у тем со вт. пол.
19 в. в игиоведении развивается т. зр., согласно которой Ж. к. шикли
раньше мужских и в течение длительного •мени они главенствовали в
архаических религиях, рвоначально эта концепция опиралась на теорию
ιриархата, впервые обоснованную И. Бахофеном 15-1887). Затем она
получила раскрытие с позиций гхоанализа. Последние крупные работы,
написанные Г углом зрения первенства Ж. к., принадлежат Ма-11 имбутас,
которая развивает феминистский под-I к проблеме. Эмансипация женщин,
феминизм и денение женских социальных ролей являются той ювой, на которой
развивается тенденция к возрас-[ию роли Ж. к. в современной религиозной
жизни.
А.П. Забияко
:РТВОПРИНОШЕНИЕ — подношение даров бо-1, духам природы или духам
умерших, очень рано гаявшее форму строго регламентированного обря-юго
действа. Подобные ритуалы существовали уже времена верхнего палеолита, о чем
свидетельствуют >бым образом оформленные «хранилища» костей и ienoB пещерных
медведей в Альпах (Драхенлох, герсхёле, Виллендорф, Монтеспан).
Неандерталь-te погребения с «инвентарем» (захоронения Ла-Ша-[ь-о-Сен, Ла
Ферраси во Франции, где рядом со ске-ами найдены кремневые орудия и минералы
крас-л охры) можно рассматривать как погребальные ^ношения сородичам с целью
обеспечить их необ-щмыми предметами и пищей в другой жизни. Под 1янием
археологических находок и этнографиче-[X данных сформировались взгляды на
происхож-гие обряда Ж. непосредственно из «кормления» потников. Ж. является
также символом покорности и 1Годарности высшему существу, мыслится как
фор-общения с духами местности, с животным-тотемом, эжеством. Сторонники
версии происхождения об-га из магии считают, что жертвенные ритуалы
воз-кают, когда человек разочаровывается в своих воз-жностях с помощью
магических манипуляций под-шть себе духов природы. Практика воздействия на •рхъестественные
силы превращается в практику илостивления, требующую даров и подношений,
религиозную версию происхождения обряда Ж. выгнули философы-просветители 18
в., считающие, ) ритуал возник в результате деятельности жрецов, .1аном
вымогающих дары у верующих. С.А.Токарев 1ит корни обычая также не в
религиозной сфере. Он ίводит Ж. к ранним историческим формам обмена,
/словленным личностными и кровнородственными
|
отношениями. Ж. может рассматриваться как обмен между людьми и сверхъестественными существами: передавая земные ценности представителям другого мира, взамен человек получает какие-либо магические дары (волшебные предметы или чудесных помощников, священное знание или пророческое искусство). Таким образом, посредством жертвы осуществляется медиация между профанной и сакральной зонами. Медиативная функция Ж. превращает саму жертву, доставленную в мир богов, в способ достижения трансцендентной сферы (к примеру, Агни в ведийской мифологии — и жертва, и курьер, возносящийся к небесам на огненной колеснице). С этими представлениями связаны т. н. «кровавые» Ж. (заклание животного или ритуальное убийство человека). В охотничьих культурах Ж. животного (Медвежий праздник у народов Сибири) толкуется как отправление души зверя к небесному владыке, чтобы передать мольбы и прошения людей. Убитое животное должно вернуться на следующий год и привести с собой множество сородичей, обеспечив охотникам удачный промысел. Вместе с тем, поглощая мясо убитой жертвы, превращая ее тело в собственную плоть, участники ритуальной трапезы приобщаются к ее священной природе, обретают ее качества. (Возможно, христианский обряд евхаристии имеет ту же семантику). Идея связи ритуальной смерти с плодородием нашла отражение в раннеземледельческих культурах Средиземноморья. На смену реальным «кровавым» Ж. приходит разыгрываемая в храме мис-териальная драма, в которой символическая смерть жреца означает убийство персонажа, отправляющегося в царство мертвых. С его возвращением в мире наступает сезон плодородия. В поздних религиозных традициях архаический смысл Ж. постепенно меняется. Манифестируется бескорыстный характер дарения. Идеальным было бы Ж., не допускающее никакой прагматики. Крайним выражением этой идеи, например, в христианстве является история Авраама, готового пожертвовать Богу своего сына. Через жертвование самого ценного происходит установление трансцендентального ощущения жизни в противовес эмпирическому, угилитарному о т н о ш е н и ю к бытию. Ж. Авраама — символ духовного возвышения над самим собой. Апофеозом бескорыстного Ж. в христианстве можно считать самопожертвование Иисуса Христа, который, приняв крестную муку за все человечество, тем самым сделал Ж. излишним. Преподнесение Богу в качестве самого ценного дара собственной жизни во многих религиях заменено символическим посвящением, служением высшему существу. Самоубийство же, за исключением отдельных случаев (ассасины и их ответвления в исла-ме·, обряд сати (самосожжение вдов) в Индии) порица- |
||
|
|||
343
|
|||
ЖИВАЯ ЭТИКА
|
|||
|
|||
ется и считается грехом. Как наследие «кровавых» Ж. могут
рассматриваться обряды самоистязания, существующие в некоторых религиозных
традициях (например, хлысты). В качестве дара преподносится не
столько кровь, сколько готовность добровольно принять муки и страдание, т.
е. акцентируется духовный характер жертвования, а не его материальный
аспект. В восточных религиях (индуизм, буддизм, синтоизм) продолжает
существовать практика подношения посвященных Богу животных, которые не
умерщвляются, но считаются собственностью божества. Как правило, обряд
совершается с целью испросить у высших сил благополучия, здоровья,
богатства. В этом смысле т р а д и ц и и восточных религий больше напоминают
практику обмена, но и здесь наряду с Ж.-молением угверждается
Ж.-благодарность. В современных ф о р м а х Ж. т р а н с ф о р -мировалось
из ритуала дарения богам в подношения на храмовые нужды, плату
священнослужителям.
Т. И. Борко
ЖИВАЯ ЭТИКА — синкретическое религиозное движение (см. Синкретизм
религиозный). В основе вероучения серия книг преимущественно Е.И. Рерих
(Шапошниковой) (1870-1955), жены и последовательницы русского художника
Н.К. Рериха (1874-1947) о синтезе философии, науки и религии Запада и
Востока (см. Рерихи). По утверждению последователей учения, тексты
Агни-Йоги были даны тибетскими учителями (махагмами), а авторы текстов
явились лишь посредниками в передаче учений. По преданию, тексты были
переданы путем т. наз. «автоматического письма», т. е. письма в особом
состоянии транса у пишущего. Сам текст подобен мозаике, где каждый
фрагмент является частью целого. Последователи Агни-Йоги полагают, что их
учение расширяет сознание, очищает биопсихическое поле человека. Эффект
расширения сознания связан с паранормальным видением целого, которое
наступает в определенный момент чтения. Качественный скачок, происходящий
после информации, есть озарение для читателя. Сторонники Ж. э. считают, что
чтение текста выступает как способ активизации высших структур
бессознательной этики. Догматика основана на учении о духовном огне.
Огонь рассматривается как источник всех материальных и духовных форм и
явлений Вселенной. В структуре мира выделяются: земной м и р (обычный
человеческий), т о н к и й м и р (мир, населенный разнообразными
существами, не имеющими плотных физических тел), огненный мир (мир,
состоящий из субстанции огня, высшей психической энергии), высшие сферы
(миры, питающие Землю энергией). В обычной земной жизни человек не
воспринимает высших миров. Только огненное сознание, общее всем мирам, может
свидетельствовать о загробной жизни, называемой в рамках
|
учения Ж. э. «дальней жизнью». Тонкий мир — это духовный мир. Материальный мир рассматривается как вторичный по отношению к тонкому, дух· вному. Наивысшим и совершенным является огненный мир. Он первичный источник процессов и явлении тонкого и земного миров. Все строится в огненном мире, потом спускается в тонкое тело. Созданное на земле — лишь тень or ненного мира. Все миры взаимопроникают друг в друга. Одним из основных элементов учения Ж Э. ян яеп положение о космической иерархии. Местом обитая к представителей иерархии — учителей человечества я ляется легендарная Шамбала, страна-хранительница 5 - , дизма. Космической иерархии Света противостоят сил хаоса и иерархия Тьмы, цель которых замедлить косм • ческую эволюцию человечества. «Черные л;>жи~ иера: хии Тьмы раскинуты по всей земле и сконцентрированы в крупных городах. Главным законом человеческ существования Ж. э. видит закон кармы. Карма рассма -ривается как многомерный процесс, совокупность неких пересекающихся кармических линий. Кар· !' имеет не только отдельный человек, но и раса, народность, шс-мя. Все эти кармы сплетаются в сложные клубки. Ж. провозглашает эзотерическую возможность регул и р·: вания кармы. Ж. э. имеет свое моральное учение, спь которого состоит в том, что человек должен пройти процесс самосовершенствования и восхождения ко все более высоким формам бытия и сознания. Главное — утверждение общечеловеческих ценностей, что ведет · преображению всей земной жизни.
З.П. Трофимов.:
ЖИДОВСТВУЮЩИЕ, жидовствующих ересь, новк> родско-московская ересь — русское
средневековое ре-л и г и о з н о е д
в и ж е н и е , о с у ж д е н н о е церковью к а к ересь. Н а
-чало инакомыслию было положено образованным евреем Схарией (Захарией),
прибывшим в нач. 1470-х гг. в Новгород по торговым делам. Во многих русских
землях, особенно в новгородских, тесно связанных торговым обменом с
Европой, издревле были распространены оппозиционные официальной церковной
позиции воззрения. Эти воззрения, критически заостренные против церковной
иерархии и богатств, монашества, некоторых догматов и
обрядов, послужили питательной ере дой для проповеди Схарии. Первыми
последователями Схарии стали новгородские священники Дионисии и
Алексий. Вскоре в круг Ж. в о ш л и не только п р е д с т а е т е ли
новгородского духовенства, но и важные государевы люди, в т. ч. из
Москвы. Московский кружок Ж. состоял из ближайших великому князю Ивану III
лиц, в число которых входил посольский дьяк Федор Курицын и другие крупные
фигуры. Покровительствовала Ж. невестка Ивана III Елена Волошанка. Лояльную
позицию в отно-
|
||
|
|||
344
|
|||
жильсон
|
|||
|
|||
ими Ж. занял митрополит Зосима. Иван III долгое вре-не препятствовал Ж.
Критика вольнодумцами церк-входила в политический расчет Ивана III, который
емился за счет ослабления власти церковных иерар-1 и отчуждения церковных
земель усилить великок-кескую власть. Идейное брожение, начавшееся в
вер-общества, перешло в народ. Очевидно, что целостно-.'чения Ж. не создали,
в самом движении существовали ные идейные течения. Ж. признавали главенство
книг хого Завета над книгами Нового, доказывали непра-у учения о
божественной природе Иисуса Христа, о <е Святом, отрицая
триипостасность Бога. Эти отступ-1ия от христианства были
близки иудаизму, что поджило одним из оснований для появления
названия гжения. С другой стороны, «жидовство» — расхожее лятие, которым в
Средние века клеймили самые разе приметы вероотступничества. Поэтому не
следует лимать определение ереси буквально, как переход ча-[ православных в
иудаизм. Ж. учили, что церковь устро-ι неправедно, богатства ее — плод
стяжательства, та-ства — ложны, иконы — знак идолопоклонства, мо-:тыри
и монашество — лишнее бремя. Сомнению цвергалось учение о воскресении
из мертвых и Страш-л суде. Прения внутри русской церкви были
подогреты вдавшимся на 1492 концом света. Вместе с суеверным >ахом возрос
интерес к летосчислению и астрологии. оронники Ж. доказывали, что
конец света высчитан гравильно. Большим успехом пользовалось «звездо-оние»
Ж. — рассуждения о «власти и строении звезд»; од была пущена таблица
астрологических прогнозов 1естокрыл». Начало борьбы с Ж. было положено ок. Μ
новгородским архиепископом Геннадием. Он при-;к к опровержению Ж. Нила
Сорского, Паисия Ярослава. Активно включился в осуждение ереси Иосиф
Бойкий, составивший противоеретическое сочинение росветитель» («Книга
на новгородских еретиков»). .490 на церковном соборе деятельность Ж. была
прела проклятию. Тем не менее, инакомыслие сохранило эе влияние. Лишь
соборы 1503-1504 подорвали осно-движения. Во многом этому способствовала
новая подия светской власти. В нач. 16 в. произошли существен-te перемены в
окружении и настроениях Ивана III. L504 Василий III пошел на суровые
преследования Ж.: ретиков были сожжены в клетках, а другие отправле-: в
заточение. Следует учитывать, что многие суще-генные обстоятельства,
связанные с ересью, остаются ясными и спорными.
А.П. Забияко
ИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (1884-1978) — фран-зский философ-неотомист,
историк средневековой 1лософии. Философию изучал под руководством из-
|
вестного религиоведа Люсьена Леви-Брюля, который предложил ему выявить у Декарта восходящие к схоластике особенности мышления и философского языка. В 1913Ж. защитил диссертацию «Свобода у Декарта и теология». После преподавания философии в различных коллежах (1908-1912) он читал в Лилльском ун-те в 1913-1914 курс лекций об учении Фомы Аквинского, который стал основой его неоднократно переиздававшейся работы «Томизм». После Первой мировой войны Ж. стал профессором в ун-те Страсбурга (1919-1921), в Сорбонне (1921-1932), где с 1926 возглавлял кафедру средневековой философии. В те же годы (1926-1932) Ж. был директором отделения религиозных наук в Ecole Pratique des Hautes Etudes в Париже, затем (1932-1950) стал профессором Коллеж де Франс. Вплоть до 1971 Ж. также читал лекции в США, был профессором Гарвардского ун-та. Ж. сыграл решающую роль в основании Папского ин-та средневековых исследований в Торонто (1929). В 1945-1947 Ж. — советник Французской Республики. С 1947 член Французской академии и сенатор. В четвертом издании книги «Томизм» (1941/1942) Ж. впервые высказал идею, что Фома Аквинский создал такое учение о бытии, которого не было во всей предшествующей философии, в т. ч. у Аристотеля. Аристотелевское различение потенции и действия (в мире становления) и материи и формы (в бытии) Фома Аквин-ский дополнил тезисом о несовпадении сущности и существования, чтобы понять Бога как творца, мыслящего сначала о природе вещей, полагающего их сущность как возможность и затем дающего им существование, претворяющего возможность в действительность. В работе «Бытие и сущность» («L'etre etl'essence», 1948) Ж. старался показать, что утверждение лишь абстрактно постигнутых сущностей чувственно познаваемых вещей завело философию в тупик. Такой подход позволил квалифицировать интерпретацию Ж. учения Фомы Аквин-ского и методологию самого Ж как «экзистенциальный томизм». Это направление противостоит как экзистенциализму, который сосредоточивается на существовании, оставляя без внимания сущность, и впадает поэтому, по мнению Ж., в субъективизм, так и эссенциализму, восходящему к учению Платона, Аристотеля, восторжествовавшему в философии Г.Б.Ф. Гегеля, сводящему существование к сущности. Ж. отделял свое понимание томизма и от такой его интерпретации, которая получила название «эссенциального томизма». Признание существования модусом сущности ведет, согласно Ж., к тому, что ограниченное сущее было бы и неограниченным, т. е. к пантеизму. Ж. выступал против трансцендентального метода в теологии и католической философии. Отличал Ж. свою концепцию и от близких к ней построений Ж. Маритена, признававшего постижение |
||
|
|||
345
|
|||
ЖИРАР
|
|||
|
|||
бы тия с п о м о щ ь ю о с о б о й интеллектуальной интуиции.
Ж. высказал своеобразный взгляд на соотношение христианской ф и л о
с о ф и и с теологией. I Ιο Ж., христианская
философия отличается от теологии тем, что ее содержание составляют не те
истины, постижение которых невозможно без Откровения, т. наз. «revelata»,
но истины самого естественного
разума, которые были открыты, углублены и сохранены в истории мысли
благодаря Откровению, т. наз. «revelabilia». К таким истинам Ж. относит
существование Бога, свободу божественного и человеческого
действия и проч. Онтологической предпосылкой религии,
по Ж., выступает ущербность всякого тварного
бытия, в особенности после грехопадения человека. Всякое тварное сущее,
раздвоенное на сущность и существование, отсылает к источнику
существования, Богу. Творчество
Ж., противостоящее духовному провинциализму конфессионального
философствования, оценивается как значительное выражение той тенденции в
развитии католической мысли, которая явилась подготовкой и осуществлением «аджорнаменто»,
провозглашенного папой римским Иоанном XXIII.
Соч.: Разум и откровение в Средние века. // Богословие в культуре
Средневековья. Киев, 1992. С. 5-48; Философ и
теология. М., 1 9 9 5 ; Томизм: Введение в философию св. Фомы
Аквинского // Избранное. М.-СПб., 2000. Т. 1; Философия в Средние века: От
истоков патристики до конца XIV века. М., 2004; Учение Декарта о свободе и
теология // Избранное: Христианская философия. М., 2004; Бытие и сущность
// Там же; Бог и философия // Там же; La doctrine cartesienne de la liberte
et la theologie, P., 1913;. Le thomisme, Str., 1919; La philosophie au Moyen
Age. Vol. 1-2, P, 1922; La philosophie de Saint Bonaventure. P., 1924; Saint
Thomas d'Aquin, 1925; Introduction ä l'etude de Saint Augustin. P., 1929;
Saint Augustin, 1930; Christianisme et philosophie. P., 1936; God and
Philosophy. Ν. Υ, 1941; Le Thomisme: Introduction ä la philosophie de Saint
Thomas d'Aquin. 4-έ ed.rev. et augm.
P . , 1 9 4 2 ; A History of Christian
Philosophy in the Middle A g e s , N. Y . , 1 9 5 4 ; The Elements of
Christian Philosophy. N. Y . , 1960; Atheisme difficile. P . , 1979.
К.И. Никонов
ЖИРАР (Gerard) Рене (p. 1923) — французский писатель, антрополог,
религиовед. В работах «Сокровенное от создания мира», «Козел отпущения»,
«Насилие и священное» исследует проблему возникновения религии, ее
эволюцию с древности до современности. Выявляет психологические
особенносги некоторых обрядов, в частности жертвоприношений, у
разных народов. Проводит связь между жертвоприношением и убийством,
анализируя роль насилия в них. Выясняя причины жертвоприношений, выявляет
их типы, функции и роль, которой их наделяли религиозные представления
древних.
|
Отстаивает теорию замещения, когда заклание животного как бы замещает человеческую жертву. Показывает священный характер жертвы, особенно «жертвы-дара«. В связи с этим анализирует понятия «священное место», «святилище», «ритуальная утварь ·. Выявляет категории жертвоприношений: личные, семейные, общественны что отражается в погребальных обрядах. Ставит вопрос о сущности жертвоприношений, о связи различных типов жертв друг с другом, с духами умерших предков, ли ными богами-покровителями, верховными и местным богами. Анализирует причины принесения одними народами кровных, а другими бескровных жертв. Пров-дит идею, что с появлением в Греции и Риме судебж и системы жертвоприношение приходит в упадок. Соч. на рус. яз.: Насилие и священное. М., 2000.
З.П. Трофимова
ЖРЕЧЕСТВО — определенная каста или группа людей осуществляющих функции посредничества между лк и ми и богами (как правило, в политеистических религ. ях; см. Политеизм), а т а к ж е о т п р а в л я ю щ а я религиозны,· культ. Ж. появляется в период разложения общинн родового строя. Культовые функции жрецов были вес; ма разнообразны. Они выполняли религиозные обр , ды в честь богов, похоронные обряды, участвовав' в религиозных праздниках. Жречество способствовало развитию богословской литературы, искусства, архигек-туры, астрономии, математики и других естественных наук. Ж. представляло собой влиятельный обществе!; ный слой, оказывая значительное воздействие на по л о -гическую жизнь. Часто оно соперничало с царской в ; стью. Так, во 2 в. до н. э. фиванские жрецы вступит царский престол и установили теократию. Во многих странах (Египет, Месопотамия, Сирия и др.) звание жреца было наследственным. Наряду с жрецами, напр. в Месопотамии, при храмах существовали жрицы и храмовые прислужницы. В некоторых странах (Древний Рим существовали жреческие коллегии, члены которых выбирались. Древнейшими коллегиями были: понтифики, фециалы, фламины, луперки, салии, арвалы, авгуры, весталки. В других странах (Древняя Греция! вплоть до эпохи эллинизма жречество не являлось обособленным сословием. Ритуальные действия со священными п р е д м е т а м и , н а п р . жертвоприношение, м о г осуществ ιч гь любой гражданин. Так, глава семьи брал на себя функции жреца в рамках своей общины. В древности практически при всех храмах существовало Ж., делившиеся по рангам и функциям. Существовали прорицате ли, заклинатели и т. д. При храмах, напр. в Месопотамии, сущс ствовала специальная коллегия жрецов-заклинателеи, которые составляли сборники магических ритуалов.
З.П. Трофимова
|
||
346 |
|||