Аристотель
МЕТАФИЗИКА
(фрагменты начала)
I
1. Все
люди по природе [своей] стремятся к знанию; признаком [этого] служит влечение к
чувственным восприятиям. Ведь и помимо нужды, восприятия сами по себе служат предметом влечения; больше же всех
других [мы любим] восприятия через органы зрения. И в самом деле, мы выбираем зрительные
ощущения, едва ли не предпочтительно перед всеми другими, не только тогда, когда
нам предстоит [что-либо] делать, но и не имея в виду никакого дела. А это
потому, что из [всех] чувств это именно больше всего доставляет нам сведений и
обнаруживает много различий.
2. От
природы живые существа имеют способность к чувственным восприятиям; но из этой
способности у одних из них возникает память, а у других нет; и поэтому первые
разумнее и понятливее тех, которые не обладают памятью. Разумны, но лишены
возможности научаться все те [живые существа], которые не одарены способностью
слышать звуки, как пчелы, и всякий, какой только есть, другой подобный род живых
существ. Но научаться способны те, которые вместе с
памятью имеют и это чувство [слуха].
3. Таким образом [все]
другие [существа] живут [чувственными] представлениями и воспоминаниями; опыту
же они мало причастны. Но человеческий род [обладает] еще искусством и
размышлением
4. А рождается опытность у людей из
памяти: именно многие воспоминания об одном и том же получают значение одного
опыта. Поэтому опытность кажется [чем-то] почти подобным науке и искусству.
Наука и искусство действительно рождаются у людей путем опыта. «Опытность
произвела искусство», как справедливо говорит Пол, а неопытность [народила]
случайность.
5. Искусство появляется всякий раз,
когда из многих опытных впечатлений произошло одно общее умозаключение о
подобных [вещах]. <.....>
6. На
практике, таким образом, опытность, по-видимому, ничем не отличается от искусства. Мало того, мы видим, что опытные лучше достигают цели, чем [люди], имеющие [только]
теоретическое знание, без опыта. Это потому, что опытность есть знание вещей поодиночке, искусство же —
[знание их] вообще; а всякое действие и всякое происхождение относится к
единичному.
<.....>
Тем не
менее мы думаем, что знать и понимать свойственнее искусству, нежели
опытности, и предполагаем, что владеющие искусством более мудры, чем те, которые
имеют [только] опытность. Ибо по мере знания сопровождает всех нас мудрость. А это потому, что первые
обладают знанием причины, вторые же нет; ибо опытные знают, что есть, а почему оно — не знают, а владеющие
искусством понимают почему,
то есть знают причину.
8. Поэтому и зодчего или какого другого руководителя в каждом деле мы более уважаем и считаем более сведущим и
мудрым, чем простых рабочих, потому
что он знает причины того, что
делается, а эти, как и некоторые из неодушевленных [существ], хотя и выполняют
[нечто], но выполняют, не понимая что, как, например, огонь, [который] жжет. <.....>
И
вообще, признак знающего есть способность научить, и поэтому-то мы думаем, что
искусство больше опытности есть наука. Ибо [владеющие искусством] могут научить,
а владеющие только опытностью не могут. Сверх того, мы полагаем, что в чувственных
восприятиях никакой нет [еще] мудрости; однако они именно дают сведения, имеющие
господствующее значение в отношении к единичным [предметам].
<.....>
11. И
потом уже, когда все подобные искусства установились, были найдены науки,
которые [не служат] ни для удовольствия, ни для необходимых потребностей, и
прежде всего там, где [люди] имели досуг.
<.....>
12. В «Этике» уже сказано было, какое
различие между искусством, наукой и прочими однородными [сферами деятельности].
А теперь мы ведем речь об этом потому, что так называемая мудрость, по общему
мнению, вращается в области первых причин и начал. Таким
образом, согласно со всем вышесказанным, опытный кажется более мудрым, чем
имеющие [только] способность к ощущениям, какова бы ни была она, владеющие
искусством [мудрее] обладающих опытом, зодчий [мудрее] рабочего, а умозрительные
изыскания выше чисто практической деятельности.
Итак,
ясно, что мудрость [или философия] есть наука о некоторых причинах и началах.
II
1.
Если мы ищем такую науку, то не лишним было бы рассмотреть [вопрос], знание
каких именно причин и каких начал есть мудрость. И вот если кто примет в расчет
те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может,
через это [ответ для него] более выяснится.
2. Мы
полагаем прежде всего, что мудрец по возможности все
знает, хотя бы и не владел знанием в отдельности каждого [предмета], и далее,
[мы считаем] мудрым того, кто в силах узнать трудное и не легко доступное для
человеческого познания — ибо иметь чувственные впечатления свойственно всем,
потому легко и [в этом] нет ничего мудрого; потом, [по нашему мнению], тот более
мудр во всяком знании, кто более точен и способен научить познанию причин.
3. А
из наук та скорее есть мудрость, которая избрана ради себя самой и благодаря
[самой возможности] знать, чем та, которая [выбрана] ради своих результатов. И
притом основное и господствующее знание скорее, нежели знание служебное, [мы
назовем] мудростью, ибо мудрому должно не получать предписания, но предписывать,
и надлежит не ему слушаться другого, но его — менее мудрому.
4. Вот
каких мнений и вот скольких [точек зрения] мы держимся [в вопросе] о мудрости и
мудрецах. А из этих [признаков мудрого] свойство знать все необходимо присуще
тому, кто более всего обладает знанием всеобщего, ибо он некоторым образом знает
все, обнимаемое [этим всеобщим]. С другой стороны, едва ли и не труднее всего
знать людям это же, то есть наиболее всеобщее; ибо оно дальше всего лежит от чувственных восприятий.
Самые же точные из знаний суть те, которые прямо касаются первых основ.
<.....>
5. Но
и более способным научать [является], конечно, тоже умозрительное [знание]
причин; ибо научают те, которые объясняют причины в каждом деле. Знать же и
понимать ради чисто теоретического интереса больше всего присуще науке о
наиболее познаваемом. Ибо тот, кто выбирает знание ради его самого,
скорее всего выберет чисто теоретическое знание, а это
последнее и есть [наука] о наиболее познаваемом. А более всего познаваемы первые
начала и причины, ибо через них и из них познается все прочее, а не они
[познаются]
через себе подчиненное. А самое основное из знаний и
преобладающее над служебным есть то, в котором
содержится понимание цели, ради которой все в отдельности должно делаться; это и
есть благо во всем и в каждом и вообще наилучшее в целой природе.
7. Итак, из всего сказанного [видно, что] рассматриваемое нами понятие
[мудрости] совпадает с одним и тем же понятием науки; именно, она должна быть
теоретическим [изысканием] первых начал и причин, а ведь благо и то, для чего
[что-либо] есть одна из причинных основ. А что [это знание] не
практического значения, это ясно из [образа мыслей] первых философствовавших
[людей].
8. Ибо
вследствие удивления люди и теперь, и прежде начинали философствовать, сперва
почувствовав удивление к тем из вызывающих недоумение предметов, которые были
под руками, а потом мало-помалу идя таким образом далее
и встретив затруднение в более важном, что, например, касается ущербов луны или
движений солнца и звезд или происхождения вселенной. А кто недоумевает и
удивляется, тот думает, что он не знает. Поэтому и любитель мифов есть в
некотором смысле философ, так как миф слагается из чудесного.
Таким образом, если философствовать начали, избегая незнания, то ясно, что стали
преследовать знание из жажды разумения, а не ради какой-нибудь нужды.
9. Об
этом свидетельствуют и самые факты, ибо, когда все почти было налицо, что
необходимо и [служит] для облегчения жизни, тогда только подобного рода
разумение стало предметом искания. Ибо ясно, что мы ищем его
не по какой посторонней нужде; но подобно тому, как мы говорим: «это свободный
человек» — про того, кто живет ради самого себя, а не ради другого, так и между
знаниями это только одно свободно, потому что оно одно существует ради себя
самого. <.....>
Однако
результат обладания таким знанием должен быть для нас противоположен побуждению
к первоначальному исследованию. Ведь начинают все, как мы сказали, с удивления…
<.....>
12. А
нужно, в конце концов, прийти к противоположному…
<.....>
Итак,
вот какова природа искомого знания и вот какова цель, которой нужно достигнуть настоящему исследованию
и всему ходу его.