Ян Паточка

НЕГАТИВНЫЙ ПЛАТОНИЗМ

 (фрагмент начала)

Несмотря на глубокие различия, которые отделяют философские размышления современности от философии XIX века, между ними существует ряд связующих звеньев. К числу этих звеньев принадлежит сознание того, что метафизическая эпоха в философии закончилась. Мы живём на закате великой эпохи или даже сразу после её окончания. Вслед за великим сейсмографом катастроф, произошедших после него, можно сказать, что воздух наполнен запахом тления. Но что же умерло, что окончательно ушло в прошлое, от чего остался только могильный холм, насыпанный историографией? Никто не знает этого со всей определённостью, поскольку вопрос об этом до сих пор даже не поставлен удовлетворительным образом. Философские направления и школы различного толка используют друг против друга упрёк в метафизичности как смертоносное оружие. Как правило, метафизической считается всякая философема, которая выходит за границы позитивной науки. По этой формуле метафизика – это неясность, надуманная глубина мысли, секуляризированная теология, отжившая, устаревшая, антикварная наука. Однако противоречия начинаются уже в этом пункте: что же является научным? Следует ли понимать науку, вслед за позитивистами, как собрание описаний чувственно доступных элементов реальности вместе со средствами такого описания? Но тогда мы получим только науку pro praeterito, науку относительную и незавершённую по своей сути, хотя она и будет стремиться к консолидации в «единую науку». Или же мы, вместе с марксистами, будем стремиться к созданию активной науки – науки также pro futuro, которая должна не только констатировать факты, но и придать смысл жизни, науки, притязающей на охват целого. Но такая наука должна выходить за пределы простой констатации истин, ибо сама будет участвовать в создании истины. Во всяком случае она выйдет за пределы чистой данности, даже если будет руководствоваться данностями и не признает никакой иной реальности помимо чувственной. В обоих случаях целое либо выпускается из виду, либо постигается, но так, что для этого образования нет никакой гарантии объективности. Однако, чем же была традиционная метафизика, как не наукой о целом? Быть может, она утверждается и даже полагается уже самим тем фактом, что так называемые антиметафизические направления её отвергают, и тем, как они это делают?

Видимо, стоит основательно исследовать, исследовать, чем, собственно, была и является метафизика и чем она отличается от философии вообще, не только в исторической, но и в философской перспективе.