ВОПРОСЫ МИЛИНДЫ (Милиндапаньха)
Книга вторая.
Вопросы о свойствах
Глава первая (с
купюрами)
[Первый день беседы.]
Итак, царь Милинда пришел к достопочтенному Нагасене, Придя к нему, он приветствовал
достопочтенного Нагасену, учтиво и дружественно расспросил его
о жизни и сел подле.
Достопочтенный же
Нагасена учтиво расспросил царя в ответ и расположил этим к себе сердце царя
Милинды. И вот
царь спросил достопочтенного
Нагасену: «Как зовут почтенного? Каково твое
имя, почтенный?» – «Мое имя Нагасена,
государь. Нагасена – зовут меня сподвижники. Впрочем,
это родители дают имя – Нагасена ли, Шурасена ли, Вирасена, ли, Симхасена ли. Ведь это, государь, название, знак,
обозначение, обиходное слово, это только имя – Нагасена,
здесь не представлена личность»2 И царь Милинда сказал: «Послушайте меня, пятьсот греков и
восемьдесят тысяч монахов3! Нагасена сказал сейчас,
что "здесь не представлена личность". Приемлемо ли это, можно ли согласиться с
этим?» 4
И царь Милинда
сказал достопочтенному Нагасене:
«Но если, почтенный Нагасена, здесь не представлена
личность, то кто же тогда вам, монахам, одежду,
пропитание, приют, лекарства на случай болезни подает? Кто потребляет их? Кто
нравственность блюдет? Кто прилежит созерцанию? Кто следует стезей, – получает
плоды, осуществляет покой? 5 Кто живых убивает? Кто чужое ворует? Кто в похоти
прелюбодействует? Кто ложь говорит? Кто пьянствует?6 Кто совершает пять тотчас
воздаваемых деяний?7 Нет тогда хорошего, нет дурного,
нет у хороших и дурных деяний ни совершителя, ни побудителя, нет у деяний
праведных и неправедных ни плода, ни последствия8.
Раз так, почтенный Нагасена, то, если кто-то умертвит вас, он не свершит
убийства и у вас9, почтенный
Нагасена, нет учителя, нет наставника10, нет посвящения. Ты говоришь, что
сподвижники зовут тебя Нагасеной. Так что же это за
Нагасена? Может, почтенный, волосы –
Нагасена?» –
«Нет, государь». – «Волоски на теле – Нагасена?» – «Нет,
государь». – «Ногти, зубы, кожа, мышцы, жилы, кости, костный мозг, почки, сердце,
печень, селезенка, пленки, легкие, кишечник, соединительная ткань, содержимое
желудка, испражнения, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, жировые
выделения на коже, слюна, выделения из носа, суставная жидкость, моча, головной
мозг11 – Нагасена?» – «Нет,
государь». – «Может, почтенный, образное – Нагасена?» –
«Нет, государь». – «Может,
почтенный, ощущения – Нагасена?» – «Нет, государь». – «Распознавание
– Нагасена?» – «Нет, государь». – «Слагаемые
– Нагасена?» – «Нет, государь». – «Сознание – Нагасена?» – «Нет, государь». – «Так, может, почтенный, образное,
ощущения, распознавание, слагаемые, сознание12 вместе –
Нагасена?» – «Нет, государь».
–
«Так, может, почтенный, что-то помимо образного, ощущений,
распознавания, слагаемых, сознания – Нагасена?» – «Нет,
государь». – «Ну, почтенный, спрашиваю я,
спрашиваю, а Нагасены не вижу. Выходит, почтенный, что
Нагасена – это звук один. Где же здесь Нагасена? Ложь ты говоришь, почтенный, неправду, нет Нагасены» 13.
И вот
достопочтенный
Нагасена сказал царю Милинде:
«Государь, ты ведь утонченный кшатрий, весьма утонченный. Идя в полуденный час
по нагретой земле, горячему песку, ты, должно быть, изранишь себе ноги об острые
камни, гравий и щебень, у тебя заноет тело, испортится настроение, появится
осязательное сознание, сопровождаемое болью. Итак, ты приехал или пришел
пешком?» – «Я пешком не хожу, почтенный. Я
приехал на колеснице». – «Раз ты приехал на колеснице, государь, то предъяви мне
колесницу. Скажи, государь, дышло – колесница?» – «Нет,
почтенный». – «Ось – колесница?»
–
«Нет, почтенный».– «Колеса
– колесница?» – «Нет, почтенный».– «Кузов
– колесница?» – Нет, почтенный».– «Поручни 14 – колесница?»– Нет, почтенный». – «Ярмо – колесница?» – Нет, почтенный.–
«Вожжи – колесница?» – «Нет, почтенный».– «Стрекало–
колесница?»
–
«Нет, почтенный».– «Так, может, государь, дышло, ось,
колеса, кузов, поручни, ярмо, вожжи, стрекало вместе–колесница?»15 – «Нет,
почтенный».– «Так, может, государь, что-то помимо
дышла, оси, колес, кузова, поручней, ярма, вожжей, стрекала – колесница?» – «Нет, почтенный».–
«Ну, государь, спрашиваю я,
спрашиваю, а колесницы не вижу. Выходит, государь, что колесница – это звук
один. Где же здесь колесница? Ложь ты говоришь, государь, неправду, нет
колесницы. Ты же на всем материке Джамбу первый царь,
кого тебе бояться, зачем лгать, государь? Послушайте меня, почтенные пятьсот
греков и восемьдесят тысяч монахов! Царь Милинда
сказал сейчас, что он-де приехал на колеснице. Я ему говорю: ,,Раз
ты приехал на колеснице, государь, то предъяви мне колесницу". А у него с
колесницей ничего не получается. Приемлемо ли это, можно ли согласиться с этим?»
Услышав эти слова, пятьсот греков
одобрили достопочтенного Нагасену и сказали царю Милинде:
«Ну же, государь, отвечай, если
можешь». И царь Милинда
сказал достопочтенному Нагасене:
«Я не лгу, почтенный Нагасена. Вследствие 16 дышла, вследствие
оси, вследствие колес, вследствие кузова, вследствие поручней и используется
название, знак, обозначение, обиходное слово, имя – колесница».– «Отлично, государь. Ты знаешь, что
такое колесница. Вот точно так же и у меня: вследствие волос,
вследствие волосков на теле и прочего, вследствие образного, вследствие
ощущений, вследствие распознавания, вследствие слагаемых, вследствие сознания и
используется название, знак, обозначение, обиходное слово, просто имя17 – Нагасена, однако в высшем смысле здесь не представлена
личность.
Ведь есть, государь, изречение монахини Ваджры,
сказанное перед лицом Блаженного:
„Как говорят
„колесница" о собранных вместе частях,
Так все назовут
существом то, что всего только груды"18*.
«Чудесно, почтенный Нагасена! Необычайно, почтенный
Нагасена!
Блестящий ответ, и как находчиво! Был бы жив Просветленный, и он бы тебя
одобрил. Отлично, отлично, Нагасена. Блестящий ответ,
и как находчиво!
Ты сколько лет [в монашестве],
почтенный Нагасена?»
– «Я? Семь лет, государь19».– «Как
это "семь", почтенный? Это ты – семь или число – семь?»
А в это время от
нарядно одетого, сверкавшего драгоценным убором царя Милинды
падала на землю тень, а в сосуде с водой виднелось его отражение. И достопочтенный Нагасена спросил
царя Милинду: «Видишь,
государь, свою тень на земле и отражение в воде? Скажи, государь, это ты – царь
или тень с отражением20 – царь?»
– «Царь – это я, а не тень или
отражение, почтенный Нагасена. А тень и отражение
получаются благодаря мне».– «Вот
точно так же, государь, семь – это число лет, это не я. Однако получается семь
благодаря мне, как тень».– «Чудесно, почтенный Нагасена! Необычайно, почтенный
Нагасена!
Блестящий ответ, и как находчиво!»
Царь молвил: «Почтенный
Нагасена, ты будешь со мною беседовать?»
– «Если ты будешь беседовать
по-ученому, государь, то буду, а если будешь беседовать по-царски, то не буду».– «А
как, почтенный Нагасена,
беседуют ученые?» – «В
ученой беседе, государь, противника запутывают перебором случаев, он
выпутывается, выдвигает опровержения, делаются встречные ходы, делаются
различения и встречные различения21, и ученые при этом не сердятся. Вот так,
государь, беседуют ученые».– «Ну
а как, почтенный, цари беседуют?» – «Цари
в беседе отстаивают какое-то свое положение, государь, а тем, кто им перечит,
приказывают дать палок: дайте-ка, мол, такому-то палок. Вот так, государь, цари
беседуют»22.– «Будем,
почтенный, беседовать по-ученому, а не по-царски. Беседуйте, почтенный, без опаски, словно с монахом, или послушником,
или мирянином, или монастырским служкой – вот так и со мной беседуйте,
почтенный, не опасайтесь».–
«Спасибо, государь»,– поблагодарил
тхера.
<.....> И царь сказал
Девамантии:
«Изволь уведомить почтенного, Девамантия, что беседовать мы с ним будем завтра во дворце». С этими словами царь встал с
сиденья, попрощался с тхерой
Нагасеной, сел на коня24 и уехал, повторяя про себя: «Нагасена, Нагасена...»
А Девамантия сказал достопочтенному
Нагасене: «Почтенный,
царь Милинда передает, что беседовать вы будете завтра
во дворце».– «Спасибо»,– поблагодарил
тхера
25.
[Второй день беседы.]
<.....>
И вот Девамантия, Анантакая и Манкура пришли к достопочтенному Нагасене
и, придя, сказали достопочтенному Нагасене: «Царь
Милинда передает, почтенный, что ты можешь привести с
собой столько монахов, сколько тебе угодно».
И вот
достопочтенный Нагасена
поутру оделся и, надев верхнюю одежду и взяв в руку миску, вошел вместе с
восьмьюдесятью тысячами монахов в Сагалу. И вот Анантакая,
идучи рядом с достопочтенным Нагасеной, спросил достопочтенного Нагасену: «Почтенный
Нагасена! Когда я говорю „Нагасена", то что тут Нагасена?» – «А
сам ты как думаешь, что это за Нагасена?» – спросил тхера. «Я думаю, почтенный, что Нагасена – это внутренний ветер, душа,
которая то входит, то выходит».– «Ну
а если этот
воздух выйдет и не войдет или войдет и не выйдет, то будет жить человек?»
–
«Нет, почтенный».– «Ну
а как с раковиной:
когда люди дуют в раковину, то входит воздух в них обратно?» – «Нет, почтенный».– «Ну
а как с дудочкой:
когда люди дуют в дудочку, то входит воздух в них обратно?»– «Нет, почтенный».– «Ну
а как с рогом: когда люди дуют в рог, то входит воздух в них обратно29?»
–
«Нет, почтенный».– «Как же они не умирают?» – «Нет,
с таким спорщиком, как ты, не
мне тягаться. Пожалуйста, почтенный, подскажи мне, как
на самом деле».– «Это
не душа, это просто вдох и выдох, телесные отправления»,– сказал ему
тхера
согласно абхидхарме30.
И
Анантакая назвал себя мирским последователем общиныы.
И вот
достопочтенный
Нагасена пришел в чертоги царя
Милинды
и, придя, сел на предложенное сиденье. И царь Милинда
сам прислуживал Нагасене и его спутникам – положил им отменной еды, твердой и мягкой.
Каждого монаха он одарил
мирской одеждой32, а достопочтенного Нагасену – тремя
монашескими одеяниями и сказал достопочтенному
Нагасене:
«Почтенный Нагасена,
садитесь с десятью монахами здесь, а остальные могут идти». И вот, когда царь Милинда убедился, что достопочтенный Нагасена поел и вымыл
миску и руки, он взял
другое сиденье, пониже, и сел подле. И, сидя подле достопочтенного
Нагасены, царь Милинда спросил его: «Почтенный
Нагасена, каков же будет предмет нашей беседы?»
– «У нас есть цель, государь33. Пусть предметом
нашей беседы будет цель». Царь молвил:
«Какова цель вашего пострига, почтенный Нагасена, и какова ваша
высшая цель?» – «Пожалуйста,
государь: чтобы эта
тягота пресеклась, иная тягота не появилась – вот какова цель нашего пострига. Упокоение же в
непривязанности–
это у нас высшая цель»,–
молвил тхера. «И
что же, почтенный Нагасена, все принимают постриг для
этого?» – «Нет, государь. Кто для
этого принимает постриг, кого царь до этого
доводит, кого грабители до этого доводят, кто – оттого, что весь в долгу, кто – чтобы добыть себе
пропитание. Но те, кто
истинно34 принимает постриг, принимают его именно ради этого»35.– «А
ты, почтенный, для этого ли постриг принял?»
– «Я еще маленький был, государь, когда
принимал постриг. Зачем мне постриг, я тогда точно не знал. Мне тогда так
думалось: „Шраманы, сыны шакьев,–
люди ученые. Они меня выучат". А теперь я выучился, сам знаю и сам вижу36, что
постриг именно для этого».– «Прекрасно37, почтенный Нагасена».
Царь молвил: «Почтенный
Нагасена, есть ли такие, кто после смерти вновь не воплотится?» – «Одни
воплотятся, государь, другие не воплотятся»,–
молвил тхера. «Кто
же воплотится, кто не воплотится?»
– «У кого есть аффекты, государь, тот
воплотится, у кого нет аффектов, тот не воплотится».– «А
ты, почтенный, воплотишься еще?»
– «Если буду привязан, государь, то
воплощусь, если не буду привязан, не воплощусь»38.–
«Прекрасно, почтенный Нагасена».
Царь молвил: «Почтенный
Нагасена, верно ли, что тот, кто :не воплотится,
не воплотится благодаря своему подлинному вниманию?»
– «Благодаря подлинному вниманию,
государь, и мудрости, и другим благим дхармам».–
«Но разве подлинное внимание и
мудрость – не одно и то же, почтенный?» – «Нет,
государь. Внимание – одно, мудрость –другое. Внимание,
государь, есть и у козлов, баранов, буйволов, верблюдов, ослов39, а мудрости у
них нет».– «Прекрасно, почтенный Нагасена».
Царь молвил: «Каково свойство внимания, почтенный, и каково свойство мудрости?» – «Свойство
внимания – замечать, государь, свойство мудрости – отсекать». «Каким
образом свойство внимания – замечать? Каким образом свойство мудрости –
отсекать? Приведи пример».– «Представляешь
себе жнецов, государь?» – «Да,
почтенный, представляю».–
«Как жнец жнет ячмень40, государь?» – «Левой
рукой он хватает пук колосьев, а в правой руке держит серп и отсекает серпом».– «Как
жнец, государь, левой рукой хватает пук колосьев, а в правой руке держит серп и
отсекает серпом, вот так же и подвизающийся, государь: вниманием он держит ум41,
а мудростью отсекает аффекты. Вот так, государь, свойство внимания – замечать,
свойство мудрости – отсекать».– «Прекрасно, почтенный Нагасена».
Царь молвил: «Почтенный
Нагасена, ты упомянул „другие благие дхармы". Каковы же эти благие
дхармы?» – «Нравственность,
государь, вера, усилие, памятование, сосредоточение4 2–
вот эти благие дхармы».– «Каково
свойство нравственности, почтенный?» – «Свойство
нравственности – быть основанием, почтенный.
Нравственность – основа всем благим дхармам: орудиям, силам, звеньям
просветления, стезе, постановкам памятования, истинным начинаниям, основам
сверхобычных
сил, уровням созерцания, развязкам, сосредоточениям, овладени"ям43. У того, кто нравственно основателен, ни одна благая
дхарма не пропадет».– «Приведи
пример».– «Вот любые растения, государь, все,
что растет, разрастается, размножается из отводков или семян, все это – из
земли, основа их – земля. Только так они и могут расти, разрастаться, размножаться из
отводков или семян44. Вот точно так же, государь, и
подвизающийся развивает в себе пять орудий: веру-орудие, усилие-орудие,
памятование-орудие, сосредоточение-орудие, мудрость-орудие, и все они – из
нравственности, основа их – нравственность».–
<.....>
Царь молвил: «Почтенный Нагасена,
каково свойство веры?» – «Свойства
веры – прояснять и устремлять, государь».– «Каким образом,
почтенный, свойство веры – прояснять?» – «Когда
возникает вера, государь, она ломает преграды, и мысль без преград становится чистой,
прозрачной, незамутненной.
Вот так, государь, свойство веры – прояснять».–
«Приведи пример».– «Представь,
государь, что царь-миродержец отправился со своим четырехчастным войском48 в поход и переправляется через
речку. Слоны, всадники, колесницы, пехота всю речку расплещут, замутят и
взбаламутят. А царь-миродержец на том берегу прикажет
вдруг слугам: „Эй, принесите-ка мне питьевой воды. Пить хочу". И есть у царя
драгоценный камень, проясняющий воду49. „Слушаемся, владыка",– ответят
царю-миродержцу слуги, возьмут этот проясняющий воду
камень и опустят его в воду. И едва он попадет в воду, как тотчас все ракушки,
ряска, козявки пропадут, вся тина осядет и вода станет
чистой, прозрачной, незамутненной. Тогда и поднесут воды
царю-миродержцу: „Вот питьевая вода, владыка". Воду
здесь, государь, следует уподоблять мысли, слуг уподоблять подвизающемуся,
ракушки, ряску, козявки и тину уподоблять аффектам, камень, проясняющий воду,
уподоблять вере.
Стоит попасть этому камню в воду, и тотчас все ракушки, ряска, козявки
пропадают, вся тина оседает и вода становится чистой,
прозрачной, незамутненной. Вот точно так же, государь, когда возникает вера, она
ломает преграды, и мысль без преград становится чистой, прозрачной,
незамутненной50. Вот так, государь, свойство веры – прояснять».– «Каким образом,
почтенный, свойство веры – устремлять?» – «Подвизающийся видит, что у
других мысль свободна, и сам устремляется к плоду обретения слуха, плоду
возвращения единожды, плоду безвозвратности, плоду святости; занимается йогой,
чтобы обрести необретенное, достичь недостигнутого,
осуществить неосуществленное51. Вот так, государь, свойство веры – устремлять».–
«Приведи пример».– «Представь, государь, что высоко в горах из большой тучи
пролился дождь. Потоки дождевой воды устремились вниз, заполнили горные
расселины, ущелья, отроги и влились в реку. И река вздулась и вышла из
берегов52. И вот на берег пришла толпа народу; не зная, далеко ли тянется и
глубока ли река, люди боятся и стоят на берегу. Но тут приходит некий человек.
Соразмерив свои силы и возможности, он затягивает потуже набедренную повязку,
устремляется в воду – и переправляется. Видя его переправившимся, переправляется
и вся толпа народу53. Вот точно так же, государь, подвизающийся видит, что у
других мысль свободна, и сам устремляется к плоду обретения слуха, плоду
возвращения единожды, плоду безвозвратности, плоду святости; занимается йогой,
чтобы обрести необретенное, достичь недостигнутого,
осуществить неосуществленное. Вот так, государь, свойство веры – устремлять. <.....>
Царь молвил: «Почтенный
Нагасена, каково свойство усилия?» – «Свойство усилия
– укреплять, государь. Ни одна благая дхарма не пропадет, если укреплять их
усилием».– «Приведи пример».– «Представь себе, государь, накренившийся дом. Человек укрепит его бревном. Будучи
укреплен, дом не развалится. Вот так, государь, свойство усилия – укреплять. Ни
одна благая дхарма не пропадет, если укреплять их усилием».– «Приведи еще
пример».– «Представь, государь, что маленькое войско разбито большим. Затем
побежденный царь созвал, собрал со всех концов подмогу.
С нею сообща маленькое войско
разобьет большое. Вот так, государь, свойство усилия – укреплять. Ни одна благая
дхарма не пропадет, если укреплять их
усилием 55. Ведь есть, государь, изречение Блаженного: „Усердный 56 арийский
слушатель,
о монахи, отбрасывает неблагое,
осваивает благое, отбрасывает зазорное, осваивает незазорное, блюдет себя в
чистоте"«.–
«Прекрасно, почтенный Нагасена».
Царь молвил: «Почтенный
Нагасена, каково свойство памятования?»– «Свойства
памятования – упоминать и удерживать,
государь».– «Каким образом, почтенный, свойство памятования–
упоминать57?» – «Когда возникает памятование, государь,
оно упоминает все дхармы: благие и неблагие, зазорные и незазорные, низкие и возвышенные,
темные и светлые, противоположные друг другу: вот четыре постановки памятования,
нот четыре истинных начинания, вот четыре основы сверхобычных
сил, вот пять орудий, вот пять сил, вот семь звеньев просветления, вот арийская
восьмизвенная стезя, вот спокойствие,
вот прозрение, вот ведение, вот свобода. Тогда
подвизающийся следует дхармам,
которым должно следовать, не следует дхармам, которым не должно следовать,
прилежит к дхармам, к которым должно прилежать, не прилежит к дхармам, к которым
не должно прилежать.
Вот так, государь, свойство памятования – упоминать».– «Приведи пример».–
«Представь, государь, что казначей царя-миродержца
докладывает по утрам и
вечерам
царю-миродержцу: „Столько-то у тебя,
владыка, слонов, столько-то конницы, столько-то колесниц, столько-то пехоты,
столько-то золотых монет, столько-то золота, столько-то прочего имущества.
Да помнит владыка об этом". Так он упоминает имение царя. Вот точно так же, государь, когда возникает памятование, оно упоминает все дхармы – благие и неблагие,
зазорные и незазорные, низкие и возвышенные, темные и светлые, противоположные
друг другу: вот четыре постановки памятования, вот четыре истинных начинания,
вот четыре основы
сверхобычных
сил, вот пять орудий, вот пять сил, вот семь звеньев просветления, вот арийская восьмизвенная стезя, вот спокойствие, вот прозрение, вот ведение,
вот свобода58. Тогда подвизающийся следует дхармам, которым
должно следовать, не следует дхармам, которым не должно следовать, прилежит к
дхармам, к которым должно прилежать, не прилежит к дхармам, к которым не должно
прилежать.
Вот так, государь, свойство памятования – упоминать».– «Каким образом, почтенный, свойство памятования – удерживать?» – «Когда
возникает памятование, государь, оно следит за ходом хороших и плохих дхарм: вот
хорошие дхармы, вот плохие дхармы, вот пригодные дхармы, вот непригодные дхармы.
Тогда подвизающийся плохие дхармы гонит, хорошие дхармы удерживает, непригодные
дхармы гонит, пригодные дхармы удерживает. Вот так, государь, свойство
памятования – удерживать». <.....>
Царь молвил: «Почтенный
Нагасена, каково свойство сосредоточения?»– «Свойство
сосредоточения – главенство, государь. У всех благих дхарм глава одна –
сосредоточение. Все они – низины сосредоточения, склоны сосредоточения, скаты
сосредоточения»62.– «Приведи пример».– «Как в здании с островерхой кровлей,
государь, все закрылины от конька идут, от конька спускаются, на коньке
сходятся, конек их всех выше, вот точно так же, государь, у всех благих дхарм
глава одна – сосредоточение, все они – низины сосредоточения, скаты
сосредоточения, склоны сосредоточения» 63. <.....>
Царь молвил: «Почтенный
Нагасена, каково свойство мудрости?»– «Я уже говорил
раньше, государь, что свойство мудрости – отсекать, но и освещать – тоже
свойство мудрости».– «Каким образом, почтенный,
свойство мудрости – освещать?» – «Когда возникает мудрость, государь, она
рассеивает потемки неведения, порождает свет ведения, проливает сияние знания,
освещает арийские истины, и тогда подвизающийся видит истинной мудростью: [все
это] бренно, тяжко, без самости».– «Приведи пример».– «Представь, государь, что
в темный дом внесли светильник. Внесенный светильник рассеет потемки, породит
свет, прольет сияние, осветит очертания предметов. Вот точно так же, государь,
когда возникает мудрость, она рассеивает потемки неведения, порождает свет
ведения, проливает сияние знания, освещает арийские истины66, и тогда
подвизающийся видит истинной мудростью: [все это] бренно, тяжко, без самости.
Вот так, государь, свойство мудрости – освещать»67.– «Прекрасно, почтенный Нагасена».
Царь молвил: «Почтенный
Нагасена! Верно ли, что все эти дхармы,
будучи различными, содействуют достижению одной цели?» – «Да,
государь, все эти дхармы, будучи различными, содействуют достижению одной цели:
все они уничтожают аффекты».– «Каким
образом, почтенный, все эти дхармы, будучи различны, содействуют достижению
одной цели? Как все они уничтожают аффекты? Приведи пример».– «Скажем, государь, все рода войска –
слоны, конница, колесницы, пехота, будучи различными, содействуют достижению
одной цели – разгрому вражеского войска в сражении. Вот точно так же, государь, и все
эти дхармы, будучи различными, содействуют достижению одной цели: все они
уничтожают аффекты».– «Прекрасно, почтенный Нагасена».
комментарии см. в полном тексте
http://abuss.narod.ru/Biblio/milindapanha.pdf