Патанджали
«Йога-сутры» (+ «Вьяса-бхашья», комментарий;
пер. Е.П. Островской, В.И. Рудого + доп. пер. А. Фалькова)
(фрагменты)
1. Итак, наставление йоге \ Сейчас будет объяснен способ овладения природой посредством Йоги.
Йога есть сосредоточение, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях. Ступени сознания: блуждающее, тупое, произвольно направленное (викшипта), собранное в точку, остановленное. Из них сосредоточение при сознании, произвольно направленном, не относится к области собственно йоги, ибо оно размывается рассеянностью.
Но то [сосредоточение], которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты, ослабляет путы кармы и ставит целью прекращение [развертывания сознания], оно-то и получает название йоги сознания. Эта [йога] связана с [возделыванием] избирательности, рефлексии, блаженства и самости. Эти [четыре модуса] мы объясним в дальнейшем.
2. Йога есть прекращение деятельности сознания \ Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею различных видоизменений.
Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, активности [или] инерционности — трехмодальное.
Саттва [как модальность] сознания, которая по своей природе есть ясность, будучи смешана с двумя [другими модальностями], раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам.
Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию, неотрешенности и утрате силы.
Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе.
И она же, [эта саттва сознания], когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, [то есть в самой себе], будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей [как энергией сознания], тяготеет к дхьяне — [созерцанию, называемому] «Облако дхармы». Такое [состояние сознания] созерцатели полагают Высшим различением.
3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме \ При этом созерцающий остается внутри себя.
В этом случае энергия сознания, [или Пуруша], пребывает в своей собственной форме как в [состоянии] абсолютной обособленности. Однако при актуализированном сознании она не [представляется] таковой, хотя в действительности это так.
— Почему же тогда [это происходит]?
— В силу того, что объекты показывают себя [Зрителю].
4. В других случаях — сходство с деятельностью [сознания] \ В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемую внешними видоизменениями
Пуруше в актуализированном состоянии [свойственна] деятельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре [сказано]: «Существует лишь одно проявление [для обоих], и это проявление есть знание».
Сознание — словно магнит, действующий одним лишь
фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится
собственностью Пуруши, своего господина. Поэтому
безначальная связь Пуруши [с сознанием] и есть причина
постижения им [содержаний] деятельности сознания. <.....>
Тем не менее эта [деятельность] сознания, будучи многообразной, должна быть прекращена.
15. Бесстрастие
есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к
чувственным объектам и целям, освященным традицией \ Полное раскрепощение приходит
к тому, кто не желает ничего от воспринимаемого зрением или слухом объекта.
Сознание, лишенное влечения к чувственным объектам,
таким, как женщины, еда, питье, власть [и т. д.], и целям, освященным
[ведийской] традицией,— обретению жизни на небе, бестелесности и растворению в
первопричине, — даже при наличии связи с божественными или мирскими объектами
видящее их несовершенство благодаря способности высшего различения, есть
сознание полного преодоления,
характеризующееся отсутствием чувственного опыта, свободное от всего, что должно быть отброшено или присвоено.
[Это и есть] бесстрастие.
16. Оно — высшее,
[когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение
к гунам \ Его высшая форма, чистое сознание
[Пуруша], отвергает все, даже саму природу желания [Гуны].
Видящий несовершенство чувственных и освященных традицией объектов [становится] безразличным к ним.
Благодаря практике видения Пуруши [йогин], разум которого расширен благодаря [совершенному] различению, [порождаемому] чистотой этого [видения], становится безразличным к гунам как в их проявленной, так и непроявленной сущности.
Таковы два вида бесстрастия. Высшее из них — не что иное, как ясный свет знания. [Тот йогин], у которого с появлением этого [света] возникла способность различающего постижения, размышляет: «Все, что должно быть обретено, обретено; аффекты, которые должны быть избыты, избыты; разорвана неразъемная цепь непрерывности существования, при сохранении которой за рождением следует смерть, а за смертью — [новое] рождение».
Именно бесстрастие есть высшая цель истинного знания,
и абсолютная обособленность связана с ним нераздельным образом.
17. [Оно] —
сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии,
блаженства и самости
\ Правильное знание получит тот, кто поймет, что затем следует
рассуждение, распознание и наслаждение.
Избирательность есть «грубый» опыт относительно
объекта сознания, рефлексия — «тонкий». Блаженство есть [внутренний] подъем.
Самость есть сознание единства с [собственным] «я».
23. Или же
[сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару \ Или
[все вышеперечисленное можно получить] через преданность
Ишвару.
Вследствие упования, то есть особой формы бхакти, [или безраздельной любви], Ишвара
склоняется [к йогину], он благоволит к нему по причине
одного лишь страстного стремления [йогина к божеству].
Также и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре достижение сосредоточения и его плода становится наиболее близким.
Итак, кто же тот, отличный от первопричины и Пуруши, кого называют «Ишвара»?
24. Ишвара есть
особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее]
созреванием и [скрытыми] «следами» \ Ишвар есть высшее существо, чуждое
[суетных] переживаний, действий, их результатов и желаний.
Аффекты — это неведение и прочее. Карма — благие и неблагие действия. Созревание — их плод. Скрытые следы — бессознательные впечатления, оставляемые такими [действиями].
И [все] они, существуя лишь в сознании, приписываются
Пуруше,
ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно тому, как победа или
поражение, зависящее от участников битвы, приписываются их господину. Тот же, кто не затронут таким
опытом, и есть Ишвара, то есть особый
Пуруша.
25. Семя
всезнания в нем не имеет себе равных \ В нем и мельчайшее
достигает высших границ
Сверхчувственное познание прошлого,
будущего [или] настоящего по отдельности [или] вместе, которое [развито] в
меньшей или большей степени, и есть семя всезнания. Тот, в ком [это
семя], непрерывно увеличиваясь, не может быть превзойдено, [называется]
всезнающим.
<.....>
Хотя [Ишвара] не извлекает
пользы для самого себя, его цель — приносить пользу живым существам: «При разрушении кальпы и великих разрушениях вселенной наставлением в знании
и дхарме я поддержу [все живые]
существа, вовлеченные в круговорот бытия». И соответственно было сказано: «Первый мудрец, принявший творящую
форму сознания, Бхагаван, высочайший риши, из
[беспредельного] сострадания изложил учение Асури,
исполненному
желания узнать [его]».
Он, этот [Ишвара]
26. Учитель также
и древних, ибо он не имеет временных различий \ Он не ограничен
во времени и является учителем древнейших учителей.
И древние учители различаются по времени [своего
существования], но Он, к кому временные характеристики неприложимы, является
Учителем также и древних [мудрецов].
27. Его
[вербальное] выражение — священный слог Ом \ Его имя выражается как звук Ом.
<.....>
Эта связь обозначающего с
обозначаемым неизменна, а условное соглашение относительно [обозначения] Ишвары и представляет такое неизменное отношение <.....>
Йогин, постигший [связь] обозначаемого и обозначающего, [с необходимостью практикует]
28. его рецитацию и сосредоточение на его объекте \
[Поэтому] постоянное повторение звука "ОМ" и размышление о его значении
[необходимо для медитации].
[Имеется в виду] рецитация священного слога Ом и
сосредоточение на Ишваре, обозначаемом священным
слогом Ом. У йогина, постоянно
повторяющего
священный слог Ом и сосредоточенного на его объекте, сознание становится
сконцентрированным в одной точке.
29. Отсюда —
постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий \ Так можно распознать скрытое и устранить
препятствия.
Какие бы то ни были препятствия — болезни и прочее, — все они перестают существовать вследствие упования на Ишвару; у него, [йогина], возникает также видение собственной сущности.
Подобно тому, как Ишвара
есть чистый Пуруша, [ничем] не замутненный, абсолютно
обособленный, лишенный [бытийных]
характеристик, этот [йогин] приходит к пониманию, что
он также есть Пуруша, отражающий [содержание] буддхи.