Патанджали

«Йога-сутры» (+ «Вьяса-бхашья», комментарий;

пер. Е.П. Островской, В.И. Рудого + доп. пер. А. Фалькова)

(фрагменты)

 

1. Итак, наставление йоге \ Сейчас будет объяснен способ овладения природой посредством Йоги.

Йога есть сосредоточение, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях. Ступени сознания: блуждающее, тупое, произвольно направленное (викшипта), собранное в точку, остановленное. Из них сосредоточение при сознании, произвольно направленном, не относится к области собственно йоги, ибо оно размывается рассеянностью.

Но то [сосредоточение], которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты, ослабляет путы кармы и ставит целью прекращение [развертывания сознания], оно-то и получает название йоги сознания. Эта [йога] связана с [возделыванием] избирательности, рефлексии, блаженства и самости. Эти [четыре модуса] мы объясним в дальнейшем.

 

2. Йога есть прекращение деятельности сознания \ Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею различных видоизменений.

Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, активности [или] инерционности — трехмодальное.

Саттва [как модальность] сознания, которая по своей природе есть ясность, будучи смешана с двумя [другими модальностями], раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам.

Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию, неотрешенности и утрате силы.

Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе.

И она же, [эта саттва сознания], когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, [то есть в самой себе], будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей [как энергией сознания], тяготеет к дхьяне — [созерцанию, называемому] «Облако дхармы». Такое [состояние сознания] созерцатели полагают Высшим различением.

 

3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме \ При этом созерцающий остается внутри себя.

В этом случае энергия сознания, [или Пуруша], пребывает в своей собственной форме как в [состоянии] абсолютной обособленности. Однако при актуализированном сознании она не [представляется] таковой, хотя в действительности это так.

— Почему же тогда [это происходит]?

— В силу того, что объекты показывают себя [Зрителю].

 

4. В других случаях — сходство с деятельностью [сознания] \ В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемую внешними видоизменениями

Пуруше в актуализированном состоянии [свойственна] деятельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре [сказано]: «Существует лишь одно проявление [для обоих], и это проявление есть знание».

Сознание — словно магнит, действующий одним лишь фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится собственностью Пуруши, своего господина. Поэтому безначальная связь Пуруши [с сознанием] и есть причина постижения им [содержаний] деятельности сознания. <.....>

 

Тем не менее эта [деятельность] сознания, будучи многообразной, должна быть прекращена.

 

15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией \ Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего от воспринимаемого зрением или слухом объекта.

Сознание, лишенное влечения к чувственным объектам, таким, как женщины, еда, питье, власть [и т. д.], и целям, освященным [ведийской] традицией,— обретению жизни на небе, бестелесности и растворению в первопричине, — даже при наличии связи с божественными или мирскими объектами видящее их несовершенство благодаря способности высшего различения, есть сознание полного преодоления, характеризующееся отсутствием чувственного опыта, свободное от всего, что должно быть отброшено или присвоено. [Это и есть] бесстрастие.

 

16. Оно — высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам \ Его высшая форма, чистое сознание [Пуруша], отвергает все, даже саму природу желания [Гуны].

Видящий несовершенство чувственных и освященных традицией объектов [становится] безразличным к ним.

Благодаря практике видения Пуруши [йогин], разум которого расширен благодаря [совершенному] различению, [порождаемому] чистотой этого [видения], становится безразличным к гунам как в их проявленной, так и непроявленной сущности.

Таковы два вида бесстрастия. Высшее из них — не что иное, как ясный свет знания. [Тот йогин], у которого с появлением этого [света] возникла способность различающего постижения, размышляет: «Все, что должно быть обретено, обретено; аффекты, которые должны быть избыты, избыты; разорвана неразъемная цепь непрерывности существования, при сохранении которой за рождением следует смерть, а за смертью — [новое] рождение».

Именно бесстрастие есть высшая цель истинного знания, и абсолютная обособленность связана с ним нераздельным образом.

 

17. [Оно] — сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости \ Правильное знание получит тот, кто поймет, что затем следует рассуждение, распознание и наслаждение.

Избирательность есть «грубый» опыт относительно объекта сознания, рефлексия — «тонкий». Блаженство есть [внутренний] подъем. Самость есть сознание единства с [собственным] «я».

 

23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару \ Или [все вышеперечисленное можно получить] через преданность Ишвару.

Вследствие упования, то есть особой формы бхакти, [или безраздельной любви], Ишвара склоняется [к йогину], он благоволит к нему по причине одного лишь страстного стремления [йогина к божеству].

Также и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре достижение сосредоточения и его плода становится наиболее близким.

Итак, кто же тот, отличный от первопричины и Пуруши, кого называют «Ишвара»?

 

24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] «следами» \ Ишвар есть высшее существо, чуждое [суетных] переживаний, действий, их результатов и желаний.

Аффекты — это неведение и прочее. Карма — благие и неблагие действия. Созревание — их плод. Скрытые следы — бессознательные впечатления, оставляемые такими [действиями].

И [все] они, существуя лишь в сознании, приписываются Пуруше, ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно тому, как победа или поражение, зависящее от участников битвы, приписываются их господину. Тот же, кто не затронут таким опытом, и есть Ишвара, то есть особый Пуруша.

 

25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных \ В нем и мельчайшее достигает высших границ

Сверхчувственное познание прошлого, будущего [или] настоящего по отдельности [или] вместе, которое [развито] в меньшей или большей степени, и есть семя всезнания. Тот, в ком [это семя], непрерывно увеличиваясь, не может быть превзойдено, [называется] всезнающим.

<.....>

Хотя [Ишвара] не извлекает пользы для самого себя, его цель — приносить пользу живым существам: «При разрушении кальпы и великих разрушениях вселенной наставлением в знании и дхарме я поддержу [все живые] существа, вовлеченные в круговорот бытия». И соответственно было сказано: «Первый мудрец, принявший творящую форму сознания, Бхагаван, высочайший риши, из [беспредельного] сострадания изложил учение Асури, исполненному желания узнать [его]».

Он, этот [Ишвара]

 

26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий \ Он не ограничен во времени и является учителем древнейших учителей.

И древние учители различаются по времени [своего существования], но Он, к кому временные характеристики неприложимы, является Учителем также и древних [мудрецов].

 

27. Его [вербальное] выражение — священный слог Ом \ Его имя выражается как звук Ом.

<.....>

Эта связь обозначающего с обозначаемым неизменна, а условное соглашение относительно [обозначения] Ишвары и представляет такое неизменное отношение <.....>

Йогин, постигший [связь] обозначаемого и обозначающего, [с необходимостью практикует]

 

28. его рецитацию и сосредоточение на его объекте \ [Поэтому] постоянное повторение звука "ОМ" и размышление о его значении [необходимо для медитации].

[Имеется в виду] рецитация священного слога Ом и сосредоточение на Ишваре, обозначаемом священным слогом Ом. У йогина, постоянно повторяющего священный слог Ом и сосредоточенного на его объекте, сознание становится сконцентрированным в одной точке.

 

29. Отсюда — постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий \ Так можно распознать скрытое и устранить препятствия.

Какие бы то ни были препятствия — болезни и прочее, — все они перестают существовать вследствие упования на Ишвару; у него, [йогина], возникает также видение собственной сущности.

Подобно тому, как Ишвара есть чистый Пуруша, [ничем] не замутненный, абсолютно обособленный, лишенный [бытийных] характеристик, этот [йогин] приходит к пониманию, что он также есть Пуруша, отражающий [содержание] буддхи.