Дж. Агамбен
Грядущее сообщество (фрагменты)
01
ГРЯДУЩЕЕ бытие - бытие любое. Термин,
который в схоластическом перечне трансценденталий…
обуславливает значение всех остальных терминов, тайным образом в них присутствуя,
- это прилагательное quodlibet. Общепринятый его перевод, звучащий как «не имеет
значение какой, безразлично какой», безусловно, правилен, но вот сама его форма
выражает нечто прямо противоположное латыни: quodlibet ens это не «бытие безразлично какое», но «бытие, безусловно,
важное, значимое в любом случае», и следовательно, оно
содержит отсылку к желанию (libet), бытие какое-угодно
- находится в изначальной связи с желанием.
«Любое», о котором здесь идет
речь, не подразумевает под единичным нечто любое, взятое помимо его общих
качеств (например, в абстракции от определенного понятия: быть красным, французом,
мусульманином), но оно именует бытие такое, какое оно есть. Таким образом, единичное ускользает
от ложной дилеммы, принуждающей познание выбирать между невыразимостью индивидуального
и интеллигибельной природой общего. <.....>
Таким образом, здесь заявляет о
себе не что иное как бытие-такое, всегда остающееся сокрытым планом
принадлежности («есть некий х такой, который принадлежит некоему y»);
бытие, ни в коей мере не являющееся неким реальным предикатом: единичное,
экспонированное как единичное, есть то-какое-(ни) -пожелаешь, то есть любимое.
02
ИСТОК антиномии индивидуального
и универсального кроется в языке. Слово «дерево» в действительности обозначает
все деревья вообще, не проводя различий, поскольку приписывает высказываемое
им общее значение единичным и, следовательно, невыразимым деревьям... Другими
словами, оно трансформирует единичное в члены класса, который понимается как
наличие общего признака (условие принадлежности €). Необычайные успехи теории
множеств в решении проблем современной логики, по сути, связаны с тем, что
определение множества как такового - это всего лишь определение некоего
лингвистического значения. Принадлежность к множеству M отдельных объектов m - это не что иное, как имя. Отсюда неустранимые
парадоксы классов, на разрешение которых не может претендовать никакая самая
«дьявольская теория типов». В действительности парадоксы определяют место
собственно языкового бытия. Оно есть некий класс, который одновременно и
принадлежит и не принадлежит сам себе, однако классом всех классов, которые не
принадлежат себе, является именно язык.
03
ЛЮБОЕ - это матема
единичности, без которой и бытие, и индивидуация
остаются немыслимыми. <.....> Любое - это не
следствие нейтральности или без-различия общей
природы по отношению к единичному, нет, его конституирует неразличение
общего и индивидуального, рода и вида, сущности и явления. Любое - это вещь со всеми своими
качествами, ни одна из которых, однако, не образует различия.
Это без-различие в плане
качеств и есть то, что одновременно и индивидуализирует единичное и распыляет
его, делает его предметом любви (quodlibetali). Как
и истинное слово, которое ни в коей мере не присваивает себе общее (язык), но
также и не является простой констатацией деталей, человеческое лицо, в свою
очередь, не является нам ни как индивидуализация некоего общего faciиs, ни как схватывание индивидуальных черт во всеобщем:
лицо - это любое лицо, в котором то, что принадлежит природе общего, и то, что
является особенным, в принципе неразличимо, абсолютно без-различно.
<.....>
Переход от возможности к акту, от языка к слову, от
общего к индивидуальному происходит всякий раз в обоих направлениях, вслед за
тем мерцающим чередованием, где общая природа и единичное,
потенция и акт постоянно меняются местами и взаимопроникают. Бытие,
возникающее на этой линии или вдоль этой границы, - это бытие любое, и то,
каким образом оно переходит от общего к частному и от частного к общему,
называется обычаем, или, иначе, - этосом.
04
Maniera - это и не род и не индивид, но это
пример, то есть - единичное любое. Поэтому можно предположить, что понятие maneries… обозначает бытие как бытие
единичное. Его не затрагивает раскол на сущность и
существование, господствующий во всей западной онтологии, ибо оно и не то, и не другое, но оно - это порождающая манера,
бытие, которое есть не
тем или иным образом, но бытие, которое есть сам способ
своего собственного бытия; и поэтому, оставаясь единичным, но лишенным
чистой неопределенности, оно множественно и соответствует всему бытию, любому.
Лишь идея
этой порождающей модальности, этого изначального маньеризма позволяет обнаружить
то общее, что позволяет связать между собой онтологию и этику. Это не бытие,
сокрытое самим собой, - основание самого бытия, полагаемое в качестве его собственной
потаенной сущности, чье мучительное появление на свет и обретение
качественной определенности зависит от случая или его судьбы, но это бытие,
которое экспонирует
себя в этих качествах, которое без остатка есть собственное так - такое
бытие не является ни акцидентальным,
ни необходимым, но, так сказать, беспрерывно порождается собственной манерой.<.....>
Но порождающая манера - это, собственно, и есть место
единичного любого… По отношению к бытию, которое есть собственная манера, - манера, в
действительности, не есть некое свойство, его определяющее, совпадающее с его
сущностью, но, скорее, оно есть некое не-свойство; поскольку
в образец или пример его превращает эта не-свойственность,
когда она оказывается воспринята и присвоена как это самое его уникальное
бытие. Пример - это лишь бытие, примером которого пример и является: но это
бытие не принадлежит самому примеру оно существует
исключительно как совместное или общее. Не-свойственное,
которое мы экспонируем в качестве нашего собственного бытия, как собственно
наше бытие - манера, которую мы используем, - именно она-то нас и
порождает, она есть наша вторая, более счастливая натура.
05
ЛЮБОЕ рассуждение об этике исходит из того, что человек
не имеет и не должен иметь никакой сущности, никакого духовного или
исторического назначения, не предопределен никакой биологической программой.
Только лишь при этом условии этика оказывается возможной, поскольку ясно, что
если бы человек был или должен был быть какой-то сущностью, если бы он имел то
или иное предназначение, то никакой этический опыт был бы невозможен и у нас
были бы лишь задачи, подлежащие выполнению.
Однако это вовсе не значит, что
человек не является и не должен являться чем-то конкретным, что он вовсе ни для
чего не предназначен, и поэтому решение того - быть ему или не быть, какую
судьбу выбрать - всякий раз зависит лишь от его воли… Человек
есть нечто фактическое, но то, чем он является и чем он должен являться - это вовсе не сущность и не
какая-либо вещь:
ибо само существование человека есть не что иное, как возможность
или потенциал. Но
именно по этой причине
все
усложняется,
и именно поэтому этика оказывается
реальной.
Поскольку
бытие, наиболее близкое человеку, - это способность быть собственной возможностью, то поэтому - и это единственная причина - человек
всегда испытывает фундаментальную нехватку, и он сам и есть эта нехватка… Таким образом, будучи возможностью и бытия, и небытия,
человек уже всегда в долгу, у него вечно нечистая совесть - прежде, чем он
совершит какой-либо проступок. <.....>
...человек,
будучи лишь своей возможностью, каковой он и должен быть, в определенном
смысле не соответствует сам себе, его недостаточно для того, чтобы быть собой,
и он должен присвоить себе эту нехватку - он должен существовать
как возможность.
<.....>
Поэтому в
этике нет места раскаянию и поэтому единственный этический опыт (который не может
быть ни неким заданием, ни субъективным решением) состоит в том, чтобы быть
(собственной) возможностью, бытием (собственной) возможности, то есть в каждой
форме являть свою аморфность и в каждом действии - свою недействительность.
И тогда
единственным злом окажется наше решение быть, оставаясь в долгу перед бытием,
пытаясь присвоить возможность небытия как некую сущность или как некое
потустороннее основание; или же (такова участь всей морали) зло будет состоять
в том, чтобы превратить саму возможность - которой
человек единственно и располагает в своем бытии - в вину, от которой следует
навсегда избавиться.
06
ЛЮБОЕ - это фигура единичного как
такового. Будучи любым, единичное лишено идентичности и не определяется
понятием, но в то же время оно не есть и чистая неопределенность,
ибо оно обусловлено лишь своей реализацией в идее, то есть всеми своими
возможностями в целом. Именно благодаря этой реализации единичное...
оказывается соотнесено со всем возможным вообще и получает, таким образом,
свое omnimoda determination не через свою принадлежность к
обусловливающему его понятию и не в силу обладания некими реальными качествами.., но исключительно благодаря своему пограничному
положению. Единичное принадлежит целому, однако эта принадлежность не выражается
в каких- либо конкретных категориях: принадлежность или бытие-такое это всего лишь отношение к
целому - ничем не заполненному и никак не определенному. <.....>
То, что
любое добавляет к единичному, - это всего лишь пустота, всего лишь порог; любое - это любое единичное,
но также еще и пустое пространство; единичное конечно, и все же в плане понятия оно
остается необусловленным. Поэтому единичное плюс пустое пространство может
быть только чем-то абсолютно внешним, чистой экспозицией. В этом смысле любое есть событие
некоего вовне. <.....> Вовне - это не другое пространство,
расположенное по ту сторону этого пространства, а арка прохода, то внешнее,
что и открывает к нему доступ – словом, его лик, его eidos. В этом отношении порог не есть нечто иное по отношению
к пределу, он, так сказать, и есть опыт самого предела, бытие-внутри самого вовне. Ek-stasis - это тот дар, который единичное
принимает из пустых рук человечества. <.....>
...любое не
означает (как это заметил Бадью) «нечто высвобожденное из-под власти языка, нечто
неименуемое, неразличимое»; скорее оно означает
нечто, которое, принадлежа простой омонимии, существуя лишь как чистое быть-сказанным, в силу самого этого обстоятельства как раз
и оказывается неименуемым; оно - бытие-в-языке
некоего не-лингвистического.
07
ОДНАКО что же представляет собой
политика единичного как любого, то есть некоего бытия,
сообщество которого не опосредствованно какими бы то ни было условиями
принадлежности (быть красным, итальянцем, коммунистом), и которое в то же время
не есть отсутствие вообще всяких условий (во Франции Бланшо
недавно предложил термин «негативное сообщество»40), но которое опосредовано
самой принадлежностью? <.....>
Новым в грядущей политике является то, что она будет
уже не борьбой за захват государства или за контроль над ним, а борьбой между
государством и не-государством (человечеством),
необратимым выпадением единичного как любого из государственной организации. И
это не имеет ничего общего с обычными социальными требованиями к государству,
которые в последние годы нашли свое выражение в многочисленных протестных
акциях. Единичное, как любое единичное, не способно сформировать societas, поскольку здесь нет идентичности, выступающей в
качестве некоей ценности, и его не связывает никакая принадлежность, с которой
следовало бы считаться. В конечном счете, государство может
пойти навстречу требованиям признания любой идентичности, и даже... идентичности
другого государства внутри своих собственных границ, то, что оно не потерпит ни
при каких обстоятельствах, так это ситуация, когда единичное образовало бы
сообщество, не требуя при этом признания какой-либо идентичности, где люди бы
именно со-принадлежали друг другу, а у самой этой со-принадлежности в принципе отсутствовали какие-либо
значимые и формализуемые условия (даже в форме чистых допущений касательно принадлежности). Как продемонстрировал
Бадью
государство основывается не на социальных связях,
выражением которых оно якобы и является, а на их расторжении, поэтому оно их и запрещает. Для него единичное
как таковое никогда не представляет самостоятельного интереса, ибо государству важно включить
его в любую идентичность (но возможность того, что любое как таковое оказалось бы высвобождено и предоставлено само себе - это та угроза, с которой государство
не примирится).
Существо,
вовсе лишенное выраженной идентичности, было для государства абсолютно лишено
какой-либо ценности. Ибо в нашей культуре лицемерная догма о сакральности нагой жизни и туманные заявления о правах
человека предназначены лишь для того, чтобы скрыть этот факт. Sacro в данном случае следует понимать
лишь в том значении, какое этот термин имел в римском праве: sacer - это тот, кто исключен из мира
людей, и, хотя он не может быть принесен в жертву, тем не менее
его может убить всякий вполне законно, и это не будет считаться убийством... В этом плане показательно, что
истребление евреев не было сочтено убийством ни палачами, ни судьями, ибо
последние назвали его преступлением против человечности, и примечательно, что
власти-победители пожелали возместить эту недостающую идентичность
предоставлением идентичности государственной, ставшей, в свою очередь,
источником нового массового насилия.
Поэтому единичное
как любое единичное, - стремящееся присвоить себе саму принадлежность, собственное бытие в языке и потому отвергающее
любую идентичность
и любые условия принадлежности - главный враг государства. И
где бы единичное ни заявило о своем совместном бытии, как бы мирно это ни
выглядело - там всегда случается Тяньаньмэнь и рано или поздно появляются
танки.