Фрагменты речей,

произнесенных при вступлении в должность ректора Университета

Харьков, весна 2014

 

01

<.....>

Экспериментальное естествознание и прикладная наука вошли в стены университета, расширив область того знания, которому следует обучать студентов. В формуле «универсальность знания» заключено и понимание того, что универсальность может означать также и всеобщность, а значит, любое знание имеет право и возможность поселиться в стенах университета. В то же время термин «универсальное знание» нагружает университет непосильной задачей. Можно сказать, что современный университет начался с осознания необходимости решения  вопроса о том какому же знанию следует обучать в университете в первую очередь и в каком объеме знания университет может обучать?

Проблематичность современного университета как института, передающего универсальное знание, заставляет поставить под вопрос содержание его образовательной функции. Этот вопрос актуален именно сейчас, потому, что ранее в определении целей университета не было такого разнообразия. Чтобы понять  возможное будущее университета, необходимо понять, как эволюционировали представления о предназначении и идее современного университета.

Высокая миссия университета усматривалась в предоставлении в основном гуманитарного знания, в обучении достижениям культуры, развитии интеллекта и духовности, рассматриваемых в качестве конечных целей университетского образования. Университетская идея должна быть выражена идеалами обучения и интеллектуальной культуры. Задача университета – породить опыт данного типа, что на деле означает «изменение опыта существования субъекта» (Фуко). Такого рода задача отсылает нас к опыту коммуникации – как ведущей форме производства значений. А смену форм коммуникации эта задача побуждает рассматривать в качестве основного средства реализации образовательного процесса. В этом и должно состоять сущностное изменение образовательного процесса в университете, что позволит ему прочно занять место генератора общественных изменений.

 

02

<.....>

Я бы хотела сказать несколько слов об университете. В священных его стенах в последнее время властвует анархия. Некоторые преподаватели часто забывают, зачем они здесь и в чем заключается их основная задача. Они позволяют себе пропускать пары или говорить со студентами на темы, которые не входят в программу обучения. Я не отрицаю, что программа обучения пока еще несовершенна. Но, по крайней мере, она есть. Если преподаватель захочет дать студентам больше, то это будет только приветствоваться. Но он не имеет права давать им меньше. Любая крупица знания имеет значение.

Со всей ответственностью я заявляю, что отныне преподаватели будут в полной мере обеспечивать студентов необходимой информацией и литературой. То есть, каждый получит шанс стать высокообразованным. А что касается учащихся... о, здесь можно бесконечно рассуждать о поведении и морали современных студентов. Их поведение недостойно, несовместимо с образованием. Нет, дело совершенно не в прогулах. Обращение к преподавателям, мнение на их же счет… Большинство студентов считают, что если их преподаватель обладает мягким характером, то можно, например, приходить на экзамен неподготовленными, в надежде списать ответы и получить высший балл. Можно обсуждать преподавателя за его спиной, поносить нецензурной лексикой, выискивать недостатки за то, что, якобы, знания студента оценили не в полной мере. Можно даже халатно относиться к тому, что дает лектор на парах. Скажите, разве можно из таких людей сделать достойных личностей? Разве они достойны занимать ведущие места в обществе? Нет, нет и нет. Ни в коем случае. Те, кто в студенческие годы позволяет себе подобное поведение, не должны даже претендовать на хорошее образование, работу и счастливую жизнь. <.....>

 

03

<.....>

Современный университет неустанно твердит, что на выходе он получает «квалифицированного специалиста». Что это значит? А это значит лишь то, что в ключе прагматизма университет занят  аккумулированием узконаправленного, утилитарного знания, что противоречит его природе и в целом его идее. Идею же университета мы видим в передаче универсального знания, неутилитарного знания.

Конкретно в нашей стране университет пользуется спросом подобно какому-либо товару, что, я  полагаю, в первую очередь связано с его символическими возможностями. Поэтому, одной из задач университета должно стать снятие «квалифицированного специалиста» как самоцели университета. Университет не должен давать специальность, он должен бороться с глупостью, генерировать свободное знание, а не приумножать его. Университет должен бороться за свою автономию. Что же касается борьбы с глупостью, это такая же вынужденная мера для современного университета, как и борьба за свою автономию.

Университет – это место встречи. Здесь происходят самые важные встречи. Встречи, которые влекут за собой революции в каждом отдельном уме. Встречи с наукой, искусством, литературой, философией, с отдельно взятыми учеными, философами, писателями. Все это должно будоражить и волновать нас, университет должен стать для нас местом, где эти встречи становятся возможными каждый день и где каждый для них открыт. <.....>

 

04

<.....>

Чтобы начать какие-то качественные изменения в системе Университета, нужно, прежде всего, определить те механизмы, изменение в которых и привели к нынешнему положению дел. Главной помехой для осуществления качественного образовательного процесса мешает фактор тотального и конечно же бесполезного контроля Университета со стороны властных структур, проводимый на всех уровнях и приобретающий всеобъемлющий характер. По сути - это чистая формальность, бесполезность которой предельна, как и ее свойство тормозить естественные процессы познания. Эта процедура контроля представляет собой целый ряд пунктов, которые прямо таки регламентируют все процессы в Университете, вынуждают на неукоснительное выполнение всех формальных действий. Естественно, такое положение дел изначально вызывало недовольство со стороны как преподавателей, так и студентов, но так как существует определенный ряд механизмов давления - уменьшить контроль власти не представляется возможным. Тонны и тонны односложной бумажной работы преследуют обитателей Университета на протяжении всего периода обучения или работы, эта система вынуждает на четкое соблюдение предписаний. Восстановить автономию Университета - это одна из главных задач моей деятельности, дать больше свободы как в преподавании, так и со стороны студенчества.

Под свободой студентов я подразумеваю их академическую свободу - возможность выбора курсов для каждой из специальностей. Путь личного развития должен приниматься за высшую цель, Университет - лишь вспомогательное звено в процессе становления личности, а не машина по выпуску кадров. Каждый студент должен сам определять направление развития и согласно этому варьировать предложенные предметы по собственному усмотрению. Даже среди целого спектра направлений подготовки Университет обязан давать возможность для индивидуального преломления выбранного направления, возможность еще со времен обучения уже находиться в интересующей области. Естественно, должен оставаться обязательный для прослушивания перечень дисциплин, наряду, конечно же, со свободным выбором. Та формальная процедура выбора курсов для студентов, которая странным образом осуществляется не самими студентами, не имеет с этим ничего общего.

Самой сложной задачей, которая только может пасть на плечи ректора, это изменение предназначения Университета в системе образования, в глазах контролирующей власти, конечно же. Университет, безусловно, составляющая часть обширной сети образовательных учреждений, объединяющая в себе три вида общественно значимых социальных институтов - науку, образование и культуру, но это никак не механизм для штамповки кадров по государственному заказу. Постоянные реформы в области образования, навязывание единой системы оценивания и программы - вот что лишает наши Университеты свободы. Предоставление определенного термина обучения - еще одна линия контроля, как и предоставление бюджетных мест, составление отчётности, государственные проверки - вся мощь бюрократической системы пала на его стены. Сам статус Университета «государственный» или «национальный» уже свидетельствует о его подотчетности министерским кабинетам, чего никогда не увидишь в западноевропейских университетах, «Национальный университет Оксфорда» - звучит смешно и нелепо. <.....>

 

05

<.....>

В этот знаменательный день хотелось бы поздравить вас со вступлением на новую, очень важную тропу в вашей жизни, где вам придется отбыть 5 нелегких лет строгого режима в компании таких же юных оболтусов как и вы, принимающих данное заведение за некое подобие оранжереи с высококачественной отопительной системой. Предлагаю сразу же избавиться от розовой пелены на глазах и снять очки с радужными стеклышками, ибо данный аксессуар не предаст вашему пребыванию здесь особого смысла. Все что вам необходимо здесь это желание и стремление к получению знаний, самосовершенствованию и чистый как утренняя роса мозг, ибо, как вы уже наверняка подозреваете, вас мило попросят забыть о том, чему вас обучали в школе.

Одной из ваших главных задач на начальном этапе будет тренировка силы воли, терпения, выдержки, безграничного ( и необоснованного )оптимизма, и конечно же, невероятного трудолюбия. Вам представится отличная возможность закалить свою душу и тело в процессе усвоения нескончаемого потока информации и выполнения долгих и изнурительных упражнений на занятиях по физподготовке. Ежедневно на вас будут сваливаться все новые и новые трудности и неудачи, но вы не отчаивайтесь, ведь как известно, неразрешимых задач нет, есть лишь не четко поставленные цели. Если внезапно вы обнаружите, что признаки существования данной вам для подготовки к контрольной работе книги гугл неожиданным образом не выявил, помните, что в любой будний час сотрудники нашей богатой университетской библиотеки рады вас видеть в своем обиталище. Дабы облегчить ваши страдания 10-минутными перерывами между утомляющими парами наше скромное руководство организовало вам условия для полноценного отдыха и восстановления сил в нашем чудесном дворике, где вы сможете ощутить всю полноту гармонии с природой и привести в порядок свои экзистенциальные мысли по поводу бренности существования.

Уже после второго курса вы зададитесь вопросом о перспективах вашей дальнейшей реализации, и после тщетных раздумий и попыток ответить на этот вопрос, вы с надеждой будете ждать поддержки со стороны близких и знакомых вам людей, но с их коварных уст услышите лишь одну фразу «Вильна касса!». И тут вы огорчитесь и зарыдаете как ребенок, у котрого отобрали игрушку. Что ж, жизнь суровая штука...Однако.. слегка отвлекшись от своей печали, вы задумаетесь над тем действительно ли университет, это странное заведение, ничего мне не смогло дать? А вдруг все же я вынес из него какой-то полезный урок? Конечно да.. иначе бы вы так и остались сидеть вечно на промокшей от слез скамье, даже не задавшись этим последним вопросом и наблюдали как какой-нибудь милосердный прохожий бросит вам монетку.. Все потому, что именно университет, это злобный тиран, сделал вас более стойкими и адаптированными на пути жизненных неурядиц, именно университет вселил вам веру в себя и свои возможности, именно он пробудил в вас интерес к знанию, и снова разжег уже почти потухший огонек в вашем сердце.

Именно он позволил найти то, что заставляет вас вновь поднимать голову перед ударами судьбы и идти вперед, несмотря ни на что. <.....>

 

06

<.....>

Университет- это второй дом студента, дом в котором он проводит много времени, узнает что-то новое, заводит знакомства и прочее. Куда приятнее возвращаться в дом, в котором тебя любят и ждут. А для этого нужно чтобы преподавательский состав и учащиеся данного заведения вышли на другой уровень общения, чтобы лектор был светилом науки для студента, а не каким-то тираном и деспотом который не ставит экзамен из-за того, что студент добросовестно не ходил на его пары. Дом, где фундамент прочно залит и после окончания, знания которые были получены в нашем ВУЗе пригодились и 5 лет своей жизни вы потратили не зря, чтобы диплом помог вам в трудоустройстве и дальнейшей жизни.

В некоторых аспектах нашей с вами учебной жизни произойдут значительные коррективы.

Поступив в ВУЗ ещё ребёнком, которые возможно толком и не понимает, что он хочет от жизни вы выбираете одну из профессий предлагаемых нашим университетом, но потом обнаруживаете для себя, что это не то чем бы вы хотели заниматься всю свою сознательную жизнь и уходите или страдаете всё время до окончания. А потом Ваш диплом не нужен даже вам самим.

Для этого мною была предложена новая система учебного плана для студентов. Где будет добавлен курс лекций после прохождения, которого, переход с одного факультета на другой будет в несколько раз проще. И тут вы уже задумаетесь, стоит уходить или стоит перевестись на другую специальность, а уже потом решать, что вам делать дальше.

Свобода и право выбора будут предоставлены каждому. Свобода личности будет играть огромную роль, мы не будем учить, мы будем давать возможность саморазвиваться. <.....>

 

07

<.....>

С одной стороны университет - часть государства. С другой - он создаёт свое внутреннее государство. В чём же цель университета? Какие перед ним стоят задачи и какую задачу ставит он сам для себя?

Прежде всего перед ним стоит задача воспитательного характера.
Университет должен воспитать честного, добропорядочного и ответственного
за свои поступки гражданина. Он должен вырастить взрослого человека, имеющего развитый интеллект и умеющего критически оценивать ситуацию. Я помню себя и понимаю как меня изменил университет. Я никогда не забуду преподавателей, которые учили критически судить и никогда не забуду преподавателей, которые увлекали чем-то интересным. Никогда не забуду, тех преподавателей, которые меняли мои увлечения. Всех остальных я, наверное, больше никогда и не вспомню. Для меня было важным непосредственное общение докторов и профессоров со мной, студенткой, простота их взгляда на сложное, необычные интерпретации обычного. Поэтому я считаю что возможность такого человеческого контакта, неформального и даже, возможно, порой безответственного очень важна для Харьковского университета. И думаю, в этом и должна состоять суть перемен, которых ждёт университет. Ведь воспитание такого типа, которое не несёт в себе цель перевоспитывать кого-то, но несёт в себе дружбу и тепло особенно хорошо выполняет свою задачу.

Честность, добропорядочность и ответственность особенно хорошо прививаются дружбой. Нельзя подвести друга, и нельзя относиться к другу безответственно и бесчестно. И для того, чтобы прийти к цели, которая стоит перед университетом, нам, дорогие коллеги нужно уметь дружить. Дружить с нашими студентами ради блага университета и ради их блага. Я убеждена, что только на отношения дружбы можно построить действительно продуктивный образовательный и воспитательный процесс.

Но какую цель ставит перед собою сам университет? Во-первых это сохранение академических традиций. Во-вторыхразвитие.

Вопрос о традиции весьма непрост. Но я убеждена, что традиции - тот элемент университета, без которого его существование невозможно. Традиции дают нам историческую опору, дают нам подсказку в решении наших задач. Традиция университета - это традиция воспитания человека со всем хорошим, что может быть в человеке. Сохранение академических традиций в университете значит сохранение уважения к своему учителю, особая модель поведения, особая модель науки. Сохранение уважения к своему учителю в рамках академической традиции для меня значит работа по созданию образа учителя, достойного уважения. Это наш вызов, коллеги, и наша задача. Мы как носители этой традиции должны полностью соответствовать её критериям - критериям высокой образованности, критериям доброго нрава и христианских ценностей. Особая модель поведения в университете - создание таких условий для студентов, которые бы воспитывали в нём потребность во взаимоуважении и служении истине. Особая модель науки - это значит построение науки по мировым академическим стандартам, внедрение болонского процесса в обучение.

Вторая цель, которую университет ставит перед собой - развитие. Мы, коллеги, никогда не должны забывать о том, что мир меняется. Меняется как сама система науки, так и место университета в жизни людей. По этому мы должны активно проводить процесс модернизации как системы обучения, так и имиджа университета. И тут мы должны уметь использовать современные технологии в области коммуникации, педагогики, управления. И если прибавить к этому ту дружескую атмосферу, которую я бы хотела воссоздать в нашем университете - мы решим не только прямые вопросы перемен в университете но и благоприятный имидж. <.....>

 

08

<.....>

Приступая к исполнению своих обязанностей прежде всего я бы хотела сказать о двух вещах.

Первая - это та программа, те цели которые я преследую.

Все мы ждём определённых перемен, перемен к лучшему. Одни ожидания, внутренние, связаны с улучшением нашей жизни в университете. Другие, внешние, - с улучшением самого университета, с вопросом его престижа. Эти ожидания мы можем разделить на то, что зависит от меня как от ректора и то, что, к сожалению, никаким образом не зависит.

Вторая вещь о которой я хотела бы сказать - это научный срез жизни университета. Альма-матер должен предоставить не только знание о свободе и чувство свободы внутри современных форм государственности, но и стать центром науки и просвещения.

Что может сделать ректор для своих студентов? Все согласятся, что ректор может освободить студентов. Но на самом деле ректор не может дать свободу. Он может дать лишь пространство. Кому-то будет тесно внутри одних рамок, другие сочтут эти рамки слишком фривольными. Переступая порог университета каждый из нас не знал, что ожидает его там. И по этому все мы чувствовали неопределенность, которая ограничивала нашу' свободу. Я же предлагаю вам, преподавателям и студентам, самим выбрать своё будущее. Для этого мы должны создать такую систему информирования и принятия решений об учебных планах, различных мероприятиях - научных и ненаучных, которые бы были прежде всего в интересах студентов. Чтобы создать такую систему нужно решить два ключевых вопроса.

Первый - о степени голоса студента, второй - о степени голоса преподавателя. Безусловно, это не решение вопросов об автономии университета, но я убеждена, что это движение в сторону демократизации университета.

Голос студента должен быть услышан преподавателями. Как это сделать? Нужно сблизить две общности - студенческую и преподавательскую. Сблизить сначала путем расширения представительства студентов в различных инстанциях, которые принимают решения - от научных до административных. Естественно такие студенты должны уже иметь опыт обучения в университете, чтобы уже быть знакомыми с регламентами университетской жизни. Другая сторона сближения этих общностей - это просветительская. Нам, преподавателям, необходимо вести уже с первых курсов обучения просветительскую работу в вопросах истории и теории университета, в вопросах права внутри университета и так далее. Вести такую работу на научном уровне, как обязательный учебный курс. Это позволит нам получить студента, который будет компетентен в вопросах традиций, устоев, этикета внутри университета, что позволит ему участвовать в регулировании работы самого учреждения. Но, безусловно, преподаватели должны составлять большинство «власти». Тем не менее студенты должны получить ещё более широкие полномочия, вплоть до права «вето» в вопросах администрирования. С одной стороны это будет гарантией самоорганизации и демократизации университета, а с другой даст студенту бесценный опыт принятия решения в условиях политической общности.

Внешняя сторона университета, вопрос его престижа измеряется, реализуется, к сожалению, не только ресурсами самого университета, но и внешними процессами. Прежде всего я призываю позаботиться о более тщательном отборе людей, приходящих в университет. Не стоит забывать, что университет - это место, куда приходят лучшие, чтобы стать ещё лучше. По этому мы не должны быть мягкими в вопросе выбора. Мы должны быть справедливыми. Чтобы обеспечить жизнедеятельность политического режима и  развитие науки внутри университета мы должны открывать двери только желающим и способным учиться в университете.

И, наконец, мы подошли к вопросу науки. Наша задача, как научной организации, давать науке новое осмысление, привносить новые теории и открывать новые горизонты. Чтобы сделать это, мы, все вместе, должны понимать, что пока ты находишься в университете, твоя задача не только усвоить навыки и приобрести знания, но и внести свой творческий вклад в здание науки. В одном случае - это прежде всего переводческая работа: с языка одной страны на язык другой, с языка искусства на язык науки, с языка науки и философии на язык просвещения. В другом - это работа лабораторий и экспериментальная работа, работа исследователей. Тут мы вместе с вами должны обеспечить прирост знаний в любой из сфер жизни.

Что должен сделать ректор для своего университета? Он должен призвать к переменам. Гарантировать гладкость перемен ректор не может, но обязан быть судьей процессам, возникающим в связи с этими переменами. Ректор должен обеспечить движение университета вперед. Университет не может быть местом хранения традиции, не может быть чистым источником знаний, не может быть политическим субъектом. Но университет может быть всем этим одновременно, что и будет лучшим для всех нас.

 

09

<.....>

Что такое университет сегодня? Что есть сущностью университета вообще? Отвечая на первый вопрос я говорю о долге университета. Современность ставит перед университетом вызов, на который университет должен ответить. С одной стороны ответить государству, с другой стороны - капиталистическому обществу. Государство в лице власти государства требует от университета создание машины самоподдержки и самовоспроизводства. Ведь власть всегда озабочена только одной целью - обеспечением власти. То есть государство требует создание гражданского общества того или иного типа. И университет должен ответить на это требование верно. К сожалению, такова ситуация и от нас с вами она не зависит. С другой стороны этого вызова находится рынок. Рынок требует от университета создание во-первых квалифицированных кадров, специалистов в разных областях, имеющих практический навык. Во-вторых развития технологий и создание системы управления этими технологиями. И тут мы слышим такие чуждые университетскому духу слова как «эффективность», «продуктивность», «результативность». Ведь в сущности духу университета всегда были чужды любые стремления кроме стремления к истине. Но на этот вызов университет тоже должен ответить.

Отвечая же на вопрос о сущности университета я говорю о его миссии. В чём заключается миссия университета? Не в том ли, чтобы верно ответить на задачу, поставленную нему кем-то внешним по отношению к университету? Я всё же думаю что вопрос о миссии университета стоит разделить на два важных пункта. Первый пункт гласит о автономности университета. Миссия университета не может быть сформулирована никем, кроме самого университета. Но если долг для университета есть возможным, то его миссия есть необходимой. А значит её необходимо сформулировать и принять целым университета. Но кто рискнёт сегодня стать выразителем миссии университета? Ведь нас с легкостью обвинят в известной опасной связи. И такое обвинение может потянуть за собою не только запрет на высказывание, но и исключение из сообщества. Но всё же мы должны идти именно в таком направлении. Только тогда вопрос о миссии университета, его автономности может выйти на какой-то новый уровень.

Вторым пунктом в вопросе о мисси университета я поставлю вопрос о степени свободы в университете. Университет - это место свободы, место определения сущности свободы. Дабы свершить свою судьбоносную цель, университету необходимо постоянно быть озабоченным, обремененным вопросом о сущности свободы. Это дорогая истина, но это одна из двух необходимых истин университета. Никто и никаким образом не ответит на вопрос о свободе кроме университета - в одном случае практически, обеспечивая собственную автономность, в другом - теоретически, то есть, дав ясный и чёткий ответ на вопрос: что есть свобода. Поэтому мы нужны университету. <.....>

 

10

<.....>

Речь о страхе, движении и долге украинского университета

За годы, проведенные в стенах университета, во мне накопилось достаточное количество недовольства, и теперь пришло время оформить это недовольство в некое подобие критики. Речь пойдет об университете, ведь сегодня мы собрались здесь, чтобы определить, что есть университет сегодня, и высказать свои суждения о том, каким он должен быть в будущем.

Что сразу же бросается в глаза в украинском университете, спустя лишь короткий срок пребывания в его стенах? Я не говорю о взгляде придирчивом, въедливом, ангажированном, с неким уже предзаданным негативным отношением к университету, нет. Я говорю лишь о взгляде достаточно пристальном и любопытном, чтобы хоть немного уловить структуру, составляющую университет, и процессы, которые наполняют его. Может, логику абсурда в своем непостижимом великолепии?

Это, конечно же, шутка. Однако что касается процессов, мне кажется, стоит выделить два особо тлетворных для университета: разрастание симуляции и бюрократизация. Если понимать сущность университета как некой институции, отдающей два долга: внешний (т.е. государству) - формируя элиту, и внутренний - производя знание (теоретическое и практическое), то ввиду указанных процессов эта «отдача» либо «пробуксовывает», либо ее вообще не происходит. Университет, в таком случае, не производит ничего кроме знаков, сходных со знаком «Я работаю». Возрастание количества управленцев для управляющих, начальников отдела начальников отдела и т.п., имеющее место в украинских университетах, как мне кажется, во многом связанно со страхом перемен. Можно вспомнить известную речь X. Ортега-и-Гассет, в которой он в качестве корня проблемы выделяет «пошлость», давая определение некоему внешнему проявлению угасания и, если можно так выразиться, профанации. Я же акцентирую внимание именно на страхе перемен, страхе свободного движения, трусливому следованию давно избитыми тропами, которыми идет (если не сказать «топчется на месте») украинский университет. Однако я ограничусь лишь предположением, что он есть, и напрямую вовлечен в вышеупомянутые два процесса, не вдаваясь в выяснение причин его возникновения или укорененности в умах администрирующих. Это страх перед этим «кто-нибудь, кто придет с проверкой» давит на умы и заставляет бросать все силы и рабочее время на то, чтобы ставить этому «кто-нибудь» (на самом же деле себе и своим «обитателям») преграды в виде бесконечного количества отделов и документов, реферирующих «в никуда». Глядя на эти отношения напрашивается аналогия со сходными отношениями между «бизнесом» и «налоговой». Бюрократизация и формализация отношений внутри университета, симуляция деятельности (научной, преподавательской, просветительской, ученической) оттягивает момент «отдачи долга». Когда же это происходит, ввиду качества выпускаемого продукта происходит дальнейшая инфляция доверия к университету как институту, способному выполнять свое сущностное предназначение. Это то, что мы видим сейчас: «посещение» университета ради «корочки», защита диссертаций «с потолка» и т.п. и, как следствие, недоверие к уже «образованным», получившим диплом об окончании университета. Мы видим инфляцию сущности университета и его функций до уровня фальсификации. Он больше не ведет, он лишь выдает пустые бланки ведомостей. Не служит кровом для будущих управленцев и вождей, или же уже управляющих (в лице преподавателей) и управляемых (в лице студентов), он лишь требует присутствия, редуцируя его лишь к телесному «пребыванию», не заботясь о вовлеченности духа и устремления в образовании себя, окультуривании, культивации стремления (в первую очередь, к знанию). Что может дать такой университет? Лишь видимость, рассыпающуюся в прах при малейшем толчке на ее песочные стены. Если, как уже говорилось ранее, университет занимается сотворением элиты, то какую элиту он может создать сейчас? Будет ли она дееспособна и готова «выйти в поле»? Или она может «выйти в поле» лишь в прямом смысле, забыв о полученных знаниях и некой квалификации, опустившись до иных видов деятельности? Ввиду вышесказанного, необходимость и нужда реформ становится (если еще не была) видится мне очевидной.

Подводя некий итог вышесказанному, хочу отметить, что одного «реформирования» недостаточно, ведь сегодня необходимо менять не только лишь формальную структуру университета (да что уж там, не только университета, но и институтов, ему предшествующих и сопутствующих), но и сущность университета. Необходимо отвернуть его с пути увядания и повернуть на курс расцвета, возвращая туда, где он сможет воссиять и с блеском отдавать свои сущностные долги.

 

11

<.....>

Принятие столь высокой должности обязывает меня со всей серьезностью задуматься о наших с вами будущих планах. Ведь главной задачей ректора является формирование кардинально новой или же удержание старой миссии университета. Мы с вами обязаны реализовать потребность каждого действительно свободного человека в знании, ведь «каждый человек от природы стремиться к знаниям». Какие препятствия могут возникнуть на нашем пути? И где этот путь? <.....>

Университет испокон веков был особенным пространством. Чем был университет? Каким многоликим мы его помним? Неужели мы вспоминаем его только то место, в котором можно утолить любопытство? Или место, где можно обучиться ремеслу с одной лишь целью наживы?

Семь свободных искусств, преподаваемых в университете сначала служили познанию божественной сущности, с развитием идей возрождения они стали гарантами достижения гармоничной личности. Новое время показало что только этими предметами нельзя исчерпать потенциал университета, как и собственно человека, его породившего. Университет начинает расти. Созданный организм – словно Франкенштейн – восстал против своих создателей. Он включает в себя все идеи, которые стоят на службе разума. Университет — свобода. Университет свободный. Кто кого ведет? Ректор университет, или университет ректора? Словно раковые опухоли на териториях государств возникают университеты в Болонье, Париже, Оксфорде, Кембридже, Праге, Кракове... Они обладают собственными правами, над ними неподвластны государства. Откуда такая лояльность? Неужели все же «Каждый человек от природы стремиться к знаниям»? <.....>

Университет занимает тяжелое положение, ведь постоянно находится в зависимости от финансирования. Сегодняшняя экономическая ситуация и положение капитала вынуждают университет трансформироваться. Для того чтобы быть конкурентноспособными, университеты должны идти в ногу со временем, а для этого необходимо учитывать развитие современных технологий, в том числе и цифровых. Так появляются формы получения дистанционного образования. Как говорят социологи, будущее университета (как и многих других социальных предприятий) лежит именно в этой области. Это отпугивает многих скептиков, мол университет уже не тот, теряются его сущностные черты, такие как возможность непосредственного общения в «пространстве университета» (в смысле физического, действительного пространства). И действительно пока есть огромная пропасть между классической, очной формой обучения и дистанционной. Однако уже в скором будущем эта граница будет стираться, ведь станет возможным полное оцифровывание человеческой деятельности, появятся возможности передавать не только звук и изображение, но и воздействовать на осязание и обоняние.

Как это изменит университет? Безусловно это будет способствовать главной миссии университета — поиску истины(или по крайней мере более эффективной модели поведения), формированию знания, увеличению уровня образования. Ведь каждый человек, имеющий доступ в интернет уже сейчас может воспользоваться возможностью, ради которой житель средневековой Европы готов был пожертвовать очень многим. Я имею ввиду возможность прослушать или просмотреть лекции ведущих университетов мира. Уже сегодня вы можете работать с самой новой научной информацией и не зависеть от физического месторасположения.

Так каким же будет университет в ближайшем будущем? Поскольку на протяжении всей своей истории университет стремился к свободе от идеологических мотивов, так или иначе навязываемых власть имущими, то по всей видимости он сможет ее получить. <.....>

 

12

<.....>

Университет представляет собой сложную систему взаимоотношений. Можно выделить различные связи, которые очень важны обществу, государству, личности. Задача университета - строить равноценные, постоянно функционирующие отношения другими отраслями.

Итак, начать следует с пары университет-общество, так как она наиболее очевидна на первый взгляд. Университет стал неотъемлемой частью сценария любого цивилизованного общества: детский сад, школа, университет, работа, пенсия. Если что-либо выпадает из цепочки (не считая случая смерти), то человек исключается из социума, он неудавшийся, неблагополучный, потерянная личность и еще много всего остального. Нужно разобраться все же, оправдано ли такое место университета помимо осуждения общества? Если подключить остальные связи университета, а именно университет-государство и университет-личность, то вырисовывается более ясная картина его роли в обществе.

По моему убеждению, в университет следует поступать по двум причинам: 1. стать работником-специалистом в какой-либо области; 2. стать учёным специалистом в какой-либо области. Принципиальная разница заключается в том, что первая цель предполагает выработку навыков, но при этом глубокое понимание возможностей своей деятельности; вторая же цель предполагает ориентирование на бесконечное изучение широкой области дисциплин, которое не ограничивается пятью годами обучения в университете. Можно возразить и сказать, что первой цели соответствуют средние технические учебные заведения и университет не должен удовлетворять эту потребность, но разница этих двух целей не разделяется объемом знаний, а лишь дальнейшим направлением этих знаний. Безусловно, это не чистый вид выпускников университетов и выпускнику второй цели непременно следует прикладывать свои знания практически и выпускнику первой цели — искать новое развитие.

В связи с таким разделением целей обучения, нужно применять разделение студентов изначально, ведь для каждой цели нужен разный способ мышления.

Вторая социальная сфера университета - профессора. Преподаватели - это и есть выпускники университета, очень важно, чтобы среди этих людей были выпускники обоих направленностей в одинаковых пропорциях. Университету следует предоставить профессорам выход их собственным научным интересам в виде авторских курсов и лекций. Это необыкновенно важно вот почему: читая вчера книгу Владимира Набокова «Подвиг» и вспоминая собственные скитания при выборе наук, которые я хотела бы изучать, я обрела уверенность в том, что в фундаментальные задачи университета также входит установление взаимосвязи между университетом и личностью. Я считаю необходимым до того, как делать из студента учёного или специалиста показать ему чётко и понятно, что из себя представляет то, чем человек собирается заниматься, обучатся, перспективы его деятельности в будущем.

Подытоживая цели университета можно сказать, что университет дает государству компетентных работников-специалистов, а также учёных. Такие выпускники способны успешно обустроить экономическую, политическую, социальную деятельность страны в целом и дальнейшее ее развитие. Отсюда очевидна польза университета для общества - общее благосостояние. Для личности университет предоставляет ее довершение в виде помощи в поиске именно той деятельности, которая интересна.

Так как мы употребляли ВЗАИМОсвязь, то рассмотрим «обратное» отношение от этих трех сфер к университету. Что может дать государство университету? Свободу! Можно предположить, что в условиях направленности на интерес и поиска «своего знания» для студентов наступил хаос, который сможет сдержать лишь так называемый государственный заказ. Но не следует забывать, что в условиях глобализации страна с высоким уровнем жизни людей может себе позволить делать и производить то, к чему

есть предрасположенность, не рассчитывая на полное самообеспечение государством самого себя в замкнутом состоянии. Личностная сфера и общество предоставляет университету свой интеллектуальный потенциал, а затем воплотившийся в реальные достижения интеллект, постепенно становясь самим университетом.

Определив способы отношения университета с этими тремя сферами, в то же время определились цели и задачи университета, которые в конечном итоге приведут и к гармоничному, и к эффективному существованию университета, государства, общества и личности.

 

13

<.....>

На сегодняшний день явление университета и высшего образования как такового перестало быть чем-то отчужденным, недоступным для большей части населения. Даже более, окончание высшего учебного заведения начинает возводиться в ранг необходимой задачи, выполнить которую обязан каждый, кто не желает оказаться вне социума. Другими словами, университет постепенно превращается в такой же неизбежный этап и механизм социализации, каким была до этого лишь школа.

В связи с таким положением дел, вопросы сущности современного университета и проблемы определения новых задач высшего образования становятся все более актуальными. Необходимо обозначить основные цели и векторы дальнейшего развития университета, что позволит успешнее координировать предстоящую преобразовательную деятельность.

Первое, что необходимо осознать на пути становления современного университета, - это принципиальную неизменность научности как идеала и конечной цели университетской деятельности. Только знание, стремление к истине должно быть главной ценностью, определяющим ориентиром всего образовательного процесса в высших учебных заведениях. Все иные функции университета, будь то развитие национальной идеи, либо подготовка профессиональных кадров, должны быть лишь логическим продолжением и дополнением центральной гносеологической функции высшего учебного заведения.

При этом идеала истинности получаемого знания действительно можно достичь лишь путем создания свободного пространства научного дискурса, в котором на равных условиях будут представлены совершенно различные, в некоторых ситуациях полярные, мнения, теории и концепции.. Только разнообразие научных интересов и взглядов, всячески поддерживаемое в стенах учебного заведения, может гарантировать как всеохватность исследований, так и развитие широкого кругозора у студентов. Необходимо избегать тоталитаризации тех или иных научных концепций, которая может в дальнейшем привести к нежелательной односторонности и закоренелости всего учебного процесса.

С другой стороны, существует иная опасность - чрезмерная «разбросанность» и неопределенность теорий может привести к дисгармонии и хаосу в мире науки, к тому, что большинство идей так и будут оставаться нереализованными, лишь слегка затронутыми. Такой расклад вещей также будет негативно влиять на образовательный процесс, рассеивая внимание и путая разум студентов. В данном случае университет должен взять на себя еще одну миссию - миссию координации различных векторов научных интересов и исследований. Из всего многочисленного разнообразия идей все же необходимо отбирать более перспективные предложения и в дальнейшем оказывать их разработчикам всяческую поддержку. Гарантом справедливого и компетентного отбора теорий могут служить различные научные общества и комиссии, создание и комплектация которых также является задачей университета. Стоит отметить, что в этом вопросе университетская администрация особое внимания должна уделять выбору непосредственно членов подобных комиссий, как, впрочем, и преподавателей в целом, поскольку личностный фактор в системе образования играет далеко не последнюю роль.

Университет должен не просто быть пространством трансляции какой- либо однообразной и устарелой информации, но и стать тем местом, где будет продуцироваться новое знание, отвечающее потребностям современности. Обеспечить выполнение данного условия можно только привлечением к научной деятельности активных, творческих студентов и преподавателей, способных оживить научный процесс. Необходимо всячески поддерживать и поощрять инициативу участников научного дискурса, обеспечивать максимальные условия для их самореализации, достойно оценивать приложенные усилия. Лишь таким образом можно гарантировать продуктивность научного и образовательного процесса.

Еще одним необходимым условием реализации главной задачи университета является независимость последнего, свобода научного пространства от подавляющих и ограничивающих внешних воздействий. В связи с этим, следует избегать какой-либо политизированности, идеологизированности университетской сферы, пресекать попытки властных структур превратить университет в инструмент для пропаганды и дополнительного контроля населения.

Иными словами, нужно максимально обеспечить реализацию академических свобод, гарантировав всем участникам научного процесса право свободно стремиться к истине и задавать любые вопросы, в том числе касающиеся и противоречивых тем, неодобряемых государством, право свободного доступа к каким-либо новостям, а также право свободного обмена полученной информацией с представителями иных учебных учреждений. Стоит дополнительно подчеркнуть, что публичные заявления сотрудников университета ни в коей мере не должны становиться поводом для дисциплинарных мер и увольнения.

Таким образом, только автономия преподавательской и исследовательской деятельности, защита университетского сообщества от надзора и преследований со стороны государства способны гарантировать создание необходимых условий для возникновения нового знания и его дальнейшей успешной трансляции.

 

14

<.....>

Функция университета, связанная с производством, накоплением и пере­дачей знаний, не может быть его главной функцией. Студент идет в университет не за информацией, она доступна каждому. Напротив, университет препятству­ет, мешает получению информации, ограничивает ее. Университет работает как фильтр, он отсеивает, структурирует, отбирает, ограничивает, информацию, придает ей форму, переводит, интерпретирует, вписывает в определенную тра­дицию, предоставляет ей место в истории, в культуре. Главная функция универ­ситета - символическая, «картографическая», он обеспечивает "единство стиля", является "иконой стиля", образцом качества, университет отсеивает некачественное. Университет, прежде всего, должен воспитывать вкус и культуру мышления, предоставлять ориентиры. Студент нуждается не в информации а в ориентирах. Если информация, знание это местность, то задача университета предоставить студенту карту и научить ей пользоваться. Ложное знание, или откровенно низкого качества почти не имеет шансов стать частью академиче­ской традиции, оно отсеивается, забывается. Согласно такой функции универ­ситета необходимо уточнит программу и метод преподавания. Прислушаемся к Ницше, оживить обучение мешает избыток истории, необходимо радикально сократить количество изучаемых философов. Сегодня главная цель образования - дать самые общие и поверхностные сведения о всех ключевых философах каждой эпохи. Программа нашего университета будет строится На пристальном чтении. За один семестр отпущенный на весь курс неклассической философии, можно надеяться прочитать хорошо только Ницше и Кьеркегора. Такое при­стальное внимание к текстам, поможет студенту научиться читать и мыслить философски. Перенос акцента на работу с текстами вынуждает нас ввести биб­лиотечные дни, а занятия в университете сократить до двух или трех дней в не­делю. Итак, главная задача университета по отношению к студенту, научить читать, приобщить к культуре, из этой задачи возникает другой подход к обуче­нию. Это главное в нашей программе, все остальные проблемы, которые уни­верситет ставит перед ректором, второстепенны, они ни требуют никакой зара­нее подготовленной программы и будут решаться по мере возникновения. Для этого университет должен уметь быстро и эффективно меняться, быть гибким и открытым новому, а это возможно только при условии полной автономии. Для решения своих внутренних задач университет не нуждается ни в каком внеш­нем руководстве. Выбирать язык преподавания университет должен сам, не за­висимо от того, какия языком является государственный. Преподавателям сле­дует предоставить максимальную свободу а студентам предоставить возмож­ность свободно выбрать курсы и преподавателей. Граница между факультетами и курсами это только условность, студент должен иметь возможность посещать лекции любых факультетов, философу может быть интересна математика или литература и не интересна логика или философия средних веков. Студень не обязан быть прикован к обшей программе, у него могут и должны быть свои научные интересы и задачи. Необходимо реформировать библиотеку, от старой библиотеки с бумажными книгами нужно отказаться, она слишком дорогая и бесполезная, нам необходима современная электронная библиотека. Она не нуждается в большом штате и помещении, достаточно одного-двух человек и любого кабинета. Такая маленькая библиотека необходима на каждом факульте­те, все маленькие библиотеки будут соединены по сети. Эти библиотеки будут заниматься только покупкой и сканированием книг.

 

14

<.....>

В самом начале своей речи я хотел бы обозначить несколько ключевых направлений, о которых я буду говорить. Во-первых, это изменение текущего порядка преподавания, так как, на мой взгляд, количество воспринятой слушателем информации не соответствует затраченному времени.

Во-вторых, я хотел бы акцентировать внимание на неудовлетворительном финансовом состоянии нашего ВУЗа.

И как итог, рассказать о своем виденье организации отдыха, как учащихся, так и преподавательского состава.

Начну с того, что преподавание в формате лекций, на мой взгляд, изжило себя еще несколько лет назад, с появлением интернета и повсеместным распространением компьютерной техники, записывание под диктовку того, что читает преподаватель, является архаизмом, который изжил себя.

В замену этому, я предлагаю иной формат обучения, а именно:

Преподаватель перед началом лекции (за срок за который учащийся успеет ознакомиться с материалом), объявляет тему и сбрасывает лекционный и дополнительный материал в открытый доступ.

Ученик читает материал и готовит вопросы по нему.

На встрече преподаватель и студенты общаются на заданную тему в формате вопрос-ответ.

В зависимости от количества вопросов и их качества преподаватель может оценить качество подготовки студента и на основе этого выставить оценку.

Если ученик не согласен с ней, то преподаватель может задать несколько вопросов для проверки знаний студента.

 

Зачетной работой является эссе, зачитанное студентом в присутствии преподавателя и других студентов.

Курсовой и дипломной работой является, не пересказ того, что написано другими философами, а новая идея, разработанная, продуманная и интересная.

Так же, я предлагаю новую систему оценивания и начисления балов успеваемости учащегося. Оценка выставляется совместно 50% на 50%, половина - это оценка студентов, половина - оценка преподавателей. Это позволит вовлечь участников в процесс обучения и оценивания. Ученики будут писать работу не для того чтобы преподаватель поставил оценку, а для того чтобы эта работа была качественной, была проработанной, раскрытой и самодостаточной.

 

«Уроки молчания»

Так же, я предлагаю ввести уроки молчания. Эта практика заслуживает внимания, как невербальный способ передачи информации. Из-за слишком распространённой направленности на логику и то, что полагаются на органы чувств, такие как глаза (видят текст), уши (слышат преподавателя), руки (пишут лекции), упускается такой огромный пласт как невербалика. На ней я и предлагаю сосредоточить внимание.

А именно: создать уроки молчания, каждый предмет будет дополнен дополнительным временем (в начале 10 минут, дальше до часа), во время которого преподаватель и ученики будут учиться находить друг друга и улавливать «мысли» не прибегая к речи, письму или другим способам, одним лишь погружением внутрь себя и поиском другого внутри себя.

Для этого необходимо выделить аудиторию, в которой будут созданы соответствующие условия, а это - чистый, не холодный пол, место для свечи, возможность переобуться, переодеться, хорошая проветриваемость, коврики для того что бы на них можно было сидеть во время урока.

Я понимаю, что это может вызвать у многих преподавателей сопротивление и попытки саботажа этого урока, но я уверен в том, что со временем это войдет в повседневность и принесет огромную пользу, как процессу обучения, так и обществу в целом.

 

Мыслительные эксперименты

Еще для улучшения качества обучения я предлагаю ввести уроки с мысленными экспериментами, на мой взгляд, это будет стимулировать участников к тому, чтобы выходить за пределы обыденности, что и является философствованием. Плюс это придаст элемент игры и будет дополнительной мотивацией к обучению у студентов. Преподавателю же это позволит наблюдать со стороны и направлять эти эксперименты и таким образом узнавать студентов лучше.

 

Однобокость философии

Еще один момент, на котором я хотел бы акцентировать внимание, - это однобокость философии, которую мы изучаем и её не гибкость. Например, сколько часов было уделено восточной философии? А сколько античной? Греческий язык был, а арабский нет. Библию изучали, а Коран, Упанишады, Веды нет. Я вижу в этом уклон в западную манеру обучения и их же набор дисциплин, и в этом же я и нахожу проблему. Философия это широта и нельзя её сковывать, это убивает её и не позволяет потом человеку (философу), выходить за пределы неё самой. Это и создает сухих теоретиков, пересказывающих материал под диктовку, но не философствующих, создает студентов «зубрилок», которые закончив обучение, ничего не помнят и не могут мыслить, а только пересказывать услышанный материал.

 

В этом вопросе я тоже ратую за то, чтобы преподавался более широкий спектр взглядов для предоставления учащимся. В заключении, я постараюсь еще вернуться к этому вопросу и объяснить его проблематику со своей точки зрения.

<.....>

Перед заключением

В идеале, я бы хотел видеть Университет через несколько лет, небольшим автономным и свободным городком, в котором студент может находиться столько, сколько ему необходимо для того, чтобы приобрести необходимые знания, а преподаватель мог самореализоваться, в котором, правит симбиоз аристократии и демократии, нет запретов на новые идеи, а за старые никто не держится. ВУЗ, который не зависит ни от кого, ни финансово, ни политически, ни как иначе.

 

Заключение

В заключении я хочу сказать о том, что видно многим думающим людям, но мало кто решается говорить об этом. Это ответ на вопрос, почему то, о чем я говорил выше, не будет реализовано.

Как не печально, но чтобы было введено то, о чем я говорил, нужно, чтобы этому хотя бы не то чтобы помогали, но хотя бы не мешали, а значит это должно быть выгодно кому-то. На данный момент, я вижу, что выгодно другое.

Какой человек нужен обществу? Свободный? Мыслящий? Всесторонне развитый и образованный? Нет. Нужен винтик в механизме, стандартный, формальный, выполняющий свою функцию, такой, чтобы его можно было быстро заменить без сожаления. Безвольный, несопротивляющийся и, по возможности, думающий только в заданных рамках. Зачем кому-то, кто наделен властью, делать кого-то свободным? Это же прямая угроза тому к чему он шел, а именно к власти, то есть вовлечение кого-то в зависимость, что является антиподом свободы.

Как обойти это? Есть путь, но это путь утопии и всё равно, ему не позволят реализоваться, так как это создаст прецедент, на основе которого могут и возникнут новые. А это никому не нужно.

<.....>

Не хочется завершать речь на этом, поэтому я скажу о том, что есть выход из сложившейся ситуации. Он прост это личная, внутренняя свобода. Мы можем помочь людям пробудиться, попробовать научить их осознанности, раскрыть их личную свободу и подарить им любовь. Этого достаточно, остальное иллюзия.

 

9

В первую очередь хотелось бы поблагодарить всех тех, кто удостоил меня такой чести - вступить в должность ректора в нашем университете. Всеми силами я постараюсь оправдать ваше доверие и осуществить предложенную мною новую улучшенную программу системы обучения.

Сразу же хотелось бы затронуть самый главный на сегодня вопрос. Первым моим решительным действием будет отмена болонской системы оценивания, использование которой на опыте не показало ощутимых результатов. Эта система как могла отвлекала студентов от самого главного - приобретения знаний и получения качественного образования.

<.....>

Следует вынести на рассмотрение следующий формат обучения и оценивания знаний. Расписание дисциплин разрабатывается так, чтобы располагаться следующим образом: первый месяц учебы - месяц лекций, вводных занятий, установочных консультаций и любых других мероприятий, где студент получает информацию, где он слушает, задает вопросы, получает на них ответы, смотрит, внимает (может и не присутствовать по желанию без влияния на оценки), а второй - следующий - месяц семинаров, контрольных работ, зачетов, практических занятий на базе пройденного ранее материала, то есть время, когда студент отвечает, говорит, пишет, пересказывает преподавателю или экзаменатору. Пропуск этих занятий влечет за собой отчисление.

Деление учебного материала подаваемого в период учебного года следует равномерно распределить на 4 месяца. Девятый, последний, месяц экзаменационная сессия, на которую выносятся профильные предметы всего пройденного курса и обязательные предметы. Главной задачей для специально созданной команды специалистов будет более детально разработать проект такой организации учебного процесса, которая учитывала бы специфику преподавания предмета, количество часов для грамотного размещения различных дисциплин в рамках месяца.

Эффективность этого проекта можно будет наблюдать в первые годы его внедрения и я уверяю вас, уважаемые коллеги, что результат не заставит себя долго ждать. Конечно, теперь каждому лектору необходимо будет максимально проявить все свои педагогические способности, чтобы заинтересовать студентов в посещении лекций. Это касается больше всего первого курса, когда необходимо всячески привлечь и не спугнуть молодых студентов, использовать в своих лекциях все то, что можно позволить себе в наше время для разнообразия. Создать для них особую атмосферу, в которой бы будущие специалисты чувствовали себя важными, необходимыми, нужными и каждый раз хотели бы вернуться в это место и однажды, возможно, стать его частью. Предоставить студентам все условия для самореализации, предоставлять им возможность выбора, а главное – показать смысл знаний. <.....>

Таким образом, первая и центральная функция университета — не просто обучить человека основным навыкам профессии, но и предоставить возможность реализовать свои способности. Для нас важно не количество выпускников, а качество, которое проявляется в профессионализме.

Также, будучи человеком облеченным властью на посту ректора университета, надеюсь всячески повлиять на то, чтобы государство было заинтересовано не в том, чтобы отпускать прекрасных специалистов в зарубежные научные исследовательские институты, ВУЗы, а создать в стране все необходимые условия (в частности это касается финансирования) для того, чтобы этот специалист смог реализовать свой потенциал здесь, в нашей стране.

В условиях грядущего неотвратимого кризиса в стране мы должны использовать все ресурсы, в том числе и человеческие, чтобы идти в ногу с развитыми государствами.

В связи со сложившейся ситуацией в стране университет также должен способствовать повышению культуры населения вообще. Чтобы люди в условиях нестабильности, страха и неуверенности в завтрашнем дне не поддавались панике и не боялись, а приобретали уверенность с получением каких-либо необходимых им знаний. Приобщать все больше людей к развитию, к знаниям, причем в самых различных сферах. Так к примеру сейчас не лишними были бы знания о современных мировых системах, о глобализации и о гражданской обороне. Так называемая общественная деятельность, волонтерство в виде лекций, которые смогут посещать обычные люди, не ученые, не студенты, а кто угодно, от дворника до домохозяйки. Это следует делать для улучшения общего культурного фона в нашем обществе.