М. Шильман

Жест действует независимо от человека… в этом смысле можно сказать, что жест предшествует человеку. Жест повторяем, человек неповторим. Поэтому «делать жест» означает неповторимым образом (от себя) говорить на языке повторений. Т.е. на языке, который доступен множеству.

Жест активирует знаковую систему, которая не принадлежит тому, кто этот жест совершает. Можно предположить – лишь в первом приближении – что всякий жест имеет фиксированное значение, однако это будет обеднением жестикуляции как дополнительной артикуляции генерируемого нами смысла. Жест делается в определенных условиях и считывается в контексте всего, что его окружает. В таком случае он может пониматься по-разному и обозначать совершенно противоположные вещи.

Итак, жест действует независимо от меня, но именно я задаю ему место и время, т.е. его «точку приложения», которая определяет, в значительной мере, последующий спектр возможных считываний произведенного жеста.

Хлопок по плечу может означать братание, арест, оклик, расчет по порядку в строю – в зависимости от того, кто и при каких обстоятельствах его совершает.

Жест, строго говоря, не подчиняется логике в силу своей неоднозначности. В этом смысле он стоит в одном ряду с телодвижением или аффектом. Жест не привязан к понятию, он требует интерпретации. Следовательно, природа жеста не монологична, а диалогична: жестикулируем мы перед кем-то, перед Другим. Именно он способен так или иначе прочесть наши жесты. Без читателя они имеют лишь пустые номиналы, но не имеют хождения.

В этом смысле жесты подобны ассигнациям – они имеют хождение только в процессе обмена, они мертвы без циркуляции, перевода. Их «покупательная способность» зависит не от указанного на них номинала, но от условий, внешних для них (курса, рынка и т.п.).

Другими словами, жест не есть нечто объективное, но он объективирует то или иное сообщение. Он не нейтрален, но всегда направлен – функционально на выражение смысла, позиционно – на собеседника (аудиторию).

Жест выдает: мою мысль (настроение, чувство, отношение). Жест выдает одно за другое. Жест выдает-предает меня, обнаруживая невысказанные явно намерения.

В то же время жест может быть стереотипен: он может скрывать отсутствие самости, смысла и пр., но при этом поддерживать коммуникацию, номинально осмысленную.

2010