(анонсы лекций М. Шильман)

Гилель 2016-2020

 

ЕВРЕЙСКАЯ МИСТИКА И НАТУРАЛЬНАЯ МАГИЯ РЕНЕССАНСА (19.02.2016)

Период западноевропейской истории и истории европейского еврейства с конца XIII по конец XVI века был в своём роде уникален – неоднозначен, драматичен и неповторим. После показательных осуждений Талмуда и его публичных сожжений отношения между ортодоксальным иудаизмом и официальным католицизмом обострились – но, как ни странно, это не смогло помешать общению еврейских и христианских мистиков.

Давний интерес европейских интеллектуалов к еврейской философии (в частности – Ибн-Гебироля и Маймонида) во времена треченто и кватроченто подогревался распространением каббалистических текстов, к числу которых принадлежали и трактаты Аврахама Абулафии, и знаменитый «Зогар». С середины XV века усилиями интересующихся магией итальянских гуманистов-неоплатоников (в частности – Фичино и Мирандола) «христианская каббала» оказывается негласно узаконенной в поле ренессансного философствования.

Дальнейшие опыты в области «символической теологии» и «оккультной философии», реформация христианства и рождение гебраистики, распространение лурианской каббалы и всплеск мессианских спекуляций свидетельствуют об особом вкладе еврейской мысли в становление новой Европы.

 

СЮЖЕТЫ ТАНАХА И ОПЫТЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (23.06.2016)

В теле Традиции комментаторская работа по большей мере сосредотачивается на Тексте – его толковании, интерпретации, препарировании – а потому со-держащиеся в нем \ им сюжеты служат материалом из-учения, обеспечивающего жизнь Учения. Так, собственно, появляется практика-метод-жанр мидраша, который узаконивает специфические, гибкие, и, по сути, ненормативные отношения между текстом и реальностью.

          Современная литература – как «сакрализация» текста при «убиении» Автора – использует традиционные религиозные сюжеты и наделяет множественные практики их толкований-прочтений исключительным правом установления вольных отношения «текста» и «контекста». В этом смысле-аспекте можно сказать, что ее продукты представляют собой, по сути, неортодоксальные мидраши.

          Неклассическая философия и философское письмо выступают в значительной мере как философия языка и ведут охоту не за стабильным смыслом данного текста, но за возможностями извлечения-привнесения новых смыслов путем (из)обретения новых концептов в связи с каноническими сюжетами. Использование последних в качестве намеков, провокаций, подвижек к интерпретации на фоне скрупулезного анализа всех предшествующих текстов позволяет усматривать в опытах свободного философствования своеобразную практику мидраша – пусть и не требующего твердого теологического основания, но и не чурающегося своего религиозного измерения.

 

ДИСКУРС ИУДАИЗМА (24.03.2017)

 

ИСХОД, БЕГСТВО К СВОБОДЕ (07.04.2017)

Сценарий выхода евреев из Египта со всеми его поворотами и неожиданностями напоминает блестящую шахматную партию. Каждая фигура в своё время оказывается на своём месте, и все они служат осуществлению Б-жественной воли. Упрямство фараона, настойчивость Моисея, поспешность, неопределённость и надежды выстраиваются в единую смысловую линию. И эта линия ведёт за горизонт – к свободе обетованной.  

 

НАЕМНИКИ БОГА (19.05.2017)

 

БРЕМЯ ПРОРОЧЕСТВА: МЕЖДУ ТОРГОМ И ЭКСТАЗОМ (29.06.2017)

– высшие намерения, текущие обстоятельства и личная драма;

– (без)ответственная (не)свобода пророка;

– «история» и «факты» на службе символического;

– пророчество как (не)желанный дар и (не)благодарный труд;

 

ЙОМ-КИППУР, ПРАЗДНИК В ТРЕПЕТЕ (22.09.2017)

Согласно традиции, этот день имеет совершенно особый статус – он подвигает каждого на раскаяние, требует очищения и сулит искупление. В этот день все обыденное обесценивается, а сакральное оживает. И особая праздность состоит в том, что в этот день предельно сближаются радость и трепет, суд и милость, человек и Всевышний.   

 

НАЧАЛО ГОДА И РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Поддерживаемые традицией порядки времен разнообразны, но начало года, его голова, ведающая летоисчислением, приходится на осень. Месяц тишрей начинается с Рош хаШана и продолжается Йом Кипуром – это время очередной смены и нового поворота, когда сходятся начало и конец, Бог становится чрезвычайно близок и раскаяние имеет особую силу.

 

ЕВРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ: ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА

Все, что включается в привычное понятие «традиции», имеет различную значимость и разное происхождение, – но в результате образует некое единое целое. Культурная память и религиозные предписания, характерные символы и важнейшие тексты, история и мифы, язык, праздники, манеры, привычки… Традиция даёт опору настоящему и помогает искать ответы в прошлом. Традиция жива тем, что ее придерживаются, ее продолжают, ее изучают. И достаточно коснуться любого из ее элементов, чтобы обнаружить множество связей и отсылок, прослеживать которые можно без конца.  

 

СИМВОЛЫ ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ (16.02.2018)

Еврейское мировоззрение оперирует рядом основных символов, которые имеют разное происхождение, но вместе создают единую ауру национальной идентичности. Это «Щит Давида» и мезуза, тфилин и менора, элементы религиозного культа и свидетельства долгой истории. Это своего рода культурные логотипы, памятные знаки и элементы, на которых держится Традиция. В них вот уже который век отражаются заповеди и легенды, победы и скорби, повседневность и высокие упования.  

 

ПУРИМ (23.02.2018)

В еврейской традиции Пурим – праздник нестрогий, веселый, карнавальный и достаточно светский. Своим возникновением он обязан избавлению евреев Персии от истребления, которое – как рассказывается в книге Эстер – готовили им их недруги. Это чудесная история о коварном злодее и благородном праведнике, о всесильном царе и бесстрашной царице, о злом и добром жребии, которые меняются местами. Это праздник, когда еврейский народ вновь проклинает своих врагов и вновь благословляет своих защитников.    

 

ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: НАЧАЛА И КОНЦЫ (03.03.2018)

Пунктуально соблюдаемый традицией порядок времен включает в себя циклы обновления и завершения, каждый из которых несет свой смысл. Это и летоисчисление, которое ведется по годам, и порядок месяцев в году, и порядок праздничных дат, и порядок дней недели. Сведенные воедино указания Торы, события истории, движение светил и смена времен года образуют своего рода подробную карту и строгий регламент еврейской жизни.

 

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ НАРОДА (23.03.2018)

Свершив Исход, евреи сожгли за собой мосты. Они оказались в пустыне – беглецы вне закона, никем не признанные, скитающиеся между покинутым прошлым и обещанным будущим. И в этом чистом настоящем, будучи один на один с Богом, вчерашние данники фараона утвердили себя как свободные люди – приняв Закон и тяжесть избранничества. И пошли они дальше – уже как община святых и народ пророчества.

 

ОКОНЧАНИЕ НОВОГОДНИХ ПРАЗДНЕСТВ (27.09.2018)

Суккот и Шмини Ацерет завершают цепочку важнейших дней месяца тишрея – и тем в полной мере знаменуют начало нового года. Это «окончательное начало» отмечается весельем, в котором беззаботность, памятная Израилю со времен Исхода, соединяется с радостью получения и возобновления чтения письменной Торы. Совпадая с естественным оживлением природы, эти праздники символизируют своеобразное воскресение мира, где все движется своим чередом.

 

ВПЕРЕД – НАЗАД К СИОНУ (25.10.18)

Термин «сионизм», перекочевавший в политические жаргоны и журналистские пересуды, уже сплошь оброс полярными мнениями и взаимоисключающими оценками. Идеологические тени этого явления мельтешат на переднем плане – в то время как исторические обстоятельства и культурная подоплека оттеснены к заднику. Но если присмотреться, то окажется, что еврейское национальное движение XIX-XX веков имеет свою преамбулу, внутренне неоднородно и течет в нескольких измерениях. В нем видны и реакция на катастрофы и гонения, и последствия Просвещения, и желание безопасности, и обновление религиозной идеи – одним словом, множество самых разных ответов на «духовную ситуацию времени». 

 

МИР НАПИСАННОГО СЛОВА: НАРОД И ТЕКСТ (11.11.2018)

Традиция помещает и повседневные действия, и знаковые события, и исторические перипетии в единое пространство бессчётно умножающихся текстов. Неизменные слова Книги сопровождаются скрупулёзными разъяснениями, практическими дискуссиями, мистическими спекуляциями и хитроумными трактовками. Здесь передававшееся изустно со временем записывается, но не все записанное оглашается во всеуслышание. Тексты перекликаются и спорят, восходят к своему источнику и рассыпаются множеством комментариев. Но все они вращаются вокруг вечных вопросов: «как это понимать?», «что необходимо делать?» и «кем следует быть?».   

 

ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ: ОТ МАККАВЕЕВ К БАР-КОХБЕ (14.12.2018)

          Череда войн и восстаний евреев со II в. до н.э. по II в., которые проходили на территории Израиля и за ее пределами, демонстрирует определенную логику и весьма примечательно в символическом плане. Кризис, восстановление и падение государства, осквернение, восстановление и разрушение Храма отмечают характерные изменения во времени и пространстве. Эпоха чудес сменяется временами знамений, жизнь на своей земле сменяется жизнью в изгнании, сопротивление с оружием в руках сменяется упорством с законом в сердце.

 

СОСЕДСТВО В ИНТЕРЕСАХ АВТОНОМИИ: ЕВРЕИ «ПЕРЕД ГЛАЗАМИ НАРОДОВ» (19.02.2019)

Отношения с нееврейским окружением выстраивались на принципах: мира и дистанции, соседства и автономии, коммуникации и изоляции.

 

СОШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ (01.04.2019)

Если предполагать, что божественный план лишен изъянов, то одному из самых важных моментов еврейской традиции – Песаху – предшествует долгая подготовка. Для свершения триумфального Исхода евреи должны были сначала попасть в Египет и осесть там – чтобы со временем ощутить и сладость сомнительной власти, и несомненную горечь рабства. И этот странный «путь по необходимости», оказывается, обставлен множеством весьма примечательных и поучительных деталей, предшествующих подлинной свободе.

 

ПЕСАХ, ЖЕМЧУЖИНА ТРАДИЦИИ (26.04.2019)

Нет исчерпывающего ответа на вопрос «что такое Песах». Это поучительное предание о славном прошлом, где соседствуют горести и сладости, героизм и страхи, верность и отступничество. Это бесчисленные хитросплетения образов, фактов, мифов, символов и сказов в пространстве символической истории. Это бесконечный комментарий исключительного по своему значению и последствиям родового события. Это и просто прямая заповедь, требующая ясной памяти для сбережения традиции и настойчивой речи для ее продолжения.

 

СИМХАТ ТОРА: ЛЕГКОСТЬ ЕДИНСТВА РАВНЫХ (23.10.2019)

За весельем Суккота «пред Господом» почти сразу же следует «радость Торы», праздник Симхат Тора, момент окончания, начала и возобновления чтения Основного Текста. На еврейской календарной карте символическое место этого праздника – в треугольнике, двумя другими вершинами которого выступают Шавуот и Пурим. И эта «радость», царящая между «дарованием» и «принятием», открывает Тору с еще одной из ее бесчисленных сторон.   

 

ПРАКТИКА НЕСКОНЧАЕМОГО ТЕКСТА (17.11.2019)

Смысловое многообразие «еврейской жизни» может быть понимающе схвачено в органическом единстве ее измерений: это исполнение предписаний текста, повторение записанного текста, интерпретация написанного текста и писание недостающего текста. Пятым измерением выступает читатель, без которого текст не имеет смысла.  

 

ЧУДЕСНЫЕ ЗНАКИ ЧУДЕСНОЙ ПОБЕДЫ (19.12.2019)

Дни Хануки не записаны в Торе, но отсылают и к историческому событию, и к Событию очередного вмешательства Б-га в историю. Установленная мудрецами заповедь публично оглашать, прославлять и благодарно праздновать Чудо отсылает, прежде всего, к двум важным вопросам: во-первых, о «войне» разумной рассудительности и безрассудной веры; во-вторых, о «субординации» чуда подлинного и несомненного.

 

ТУ БИ-ШВАТ: БЛАГОСЛОВЕННОЕ ПЛОДОРОДИЕ (04.02.2020)

Праздник Ту Би-Шват не упоминается в письменной Торе, но имеет давнюю историю и хорошо известен как «новый год деревьев». В сельскохозяйственном календаре он отмечает начало нового цикла, сулящего урожай. В символическом плане он служит напоминанием о Земле Израиля – изобильной и плодоносной. Но смыслы, которые он несет в себе, на этом не исчерпываются. Человек, сажающий дерево, и дерево, дающее плоды человеку в пищу, связаны заповедью и необходимостью. Живущие на земле Израиля и произрастающее на ней служат элементами единого плана свыше. В аллегорическом плане «семь видов плодов», которыми богата Земля Израиля, отсылают к семи аспектам человеческой жизни, которые нельзя оставлять без внимания.