Михаил Шильман

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КАК (НЕ)САНКЦИОНИРОВАННОЕ

 

Сомнительная рентабельность философской классики в (пост)неклассическом мире склоняет при «поиске человека» предпочесть выдачу Googlе – фонарю Диогена и тестирование – вопрошанию. Здесь галочка у капчи «Я не робот» входит в условие запроса на допуск к искомому, ничто не очеловечивая. Но она же – как подтверждение пафосного отрицания – запускает процедуру соотнесения уготованных данных с узаконенным сценарием-алгоритмом, дабы виртуального персонажа, от чьего имени исходит запрашивание, (не) счесть человеком. Так осуществляется human verification – протоколами коммуникации программ и устройств в обход вопроса о том, что значит человеком быть.

Верность этому же вопросу, но как необходимому, ведет к Аристотелю, ищущему действительное «быть человеком»: некоторые его утверждения в наш век «постоянной авторизации» сродни подсказкам о лазейке. Первая обнаруживается в «Никомаховой этике»: существо, которое «…не делает различия между [приятным и неприятным]… вероятно, очень далеко от того, чтобы быть человеком» [1, с. 118]. Вторая таится в «Топике»: «…не может одно и то же живое существо то быть человеком, то не быть человеком…» [2, с. 423]. В нашем случае одна указывает на бесстрастность робота, другая – на нежить виртуального персонажа. Оба они относятся к разряду тех, кто «едва ли существует»; но в их взаимодействии нечеловеческое неживое как бы «очеловечивается».

Собственно человек в такой модели не ищется, но вычисляется – при условии адекватности результатов дознания (пред)заданным лекалам робот изрекает: «это (действительно) человек». Так «человеческое» приобретает природу предсказуемого вывода разностной машины, по мнению которой «человеком» значится то, что неслучайно и не обманывает ожиданий. Машинной идентификации подвергаются параметры операций; это суть распознавание в «поведении пользователя» типичных признаков заранее смоделированного «человеческого поведения». И номинально человеком становится то, что в операционной среде «ведет себя по-человечески» – т.е. демонстрирует (вос)требуемые реакции. Потенциально свободное поведение действительного человека (экзаменующего себя) замещается актуально зависимым функционированием «человека» действенного (сдавшего экзамен роботу).

Элементы альтернативной модели можно без лишнего труда обнаружить в речи Альфреда Лэнинга, которая служит концептуальной начинкой фильма «Я, робот» 2004 года. Здесь «человеческое» заведомо призрачно, оно возникает неожиданно и располагается на границе (дис)функций разностной машины – нечто незапланированное, «…случайные сегменты кода, которые, скомпоновавшись, образуют непредвиденные протоколы – то, что можно назвать поведением». Гипотетический переход к «человеку» напрямую связан с несанкционированными действиями – то есть он представляется возможным лишь путем несоответствия алгоритмам и устройствам, задающим «бытие роботом». Способность «вести себя» (самому) расстраивает имитацию (предусмотренной) личности, которая заранее смоделирована, намеренно сконструирована и поддерживается набором операций, позволяющих ей таковой считаться. Но «человеческое» в мире (робото)техники не подзаконно; а потому при его симптомах или даже малейшем подозрении на него «непрозрачное функционирование» пресекается «в интересах безопасности» выведением из эксплуатации недейственной машины.

Если верить Платону, умение вычислять и считать крайне необходимо для каждого, «…если он вообще хочет быть человеком», ибо такая наука «…относится, пожалуй, к тому, что ведет человека к размышлению» [3, с. 360]. Нынешняя же практика (постоянных) проверок на нормативную человечность пародирует платоновский тезис: чтобы иметь шансы считаться человеком, следует, не размышляя и секретов не тая, представляться вычислимым и просчитываемым. Тут можно, конечно, исполниться безразличием за счет трюизма «такова современная жизнь». Но лишь тот, кому такого рода практика действительно неприятна, (все еще) сохраняет способность изыскивать возможности становления человеком непредвиденного образа.

март 2021

 

 

 

 

1. Аристотель Никомахова этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1983. — 830 с. С. 54-293.

2. Аристотель Топика. Сочинения в четырех томах. Т. 2. Ред. 3. Н. Микеладзе. — М., Мысль, 1978. — 687 с. С. 349-531.

3. Платон Государство. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007.—752 с. С. 97-456.