Михаил Шильман

НЕАКТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОСТИ

 

Трудно не заметить исключительной живучести бесцветных формулировок академического пошиба, деловито отрабатывающих казенное требование актуальности. Относительно недавнее «в условиях глобализации» сменяется относительно свежим «в условиях пандемии»; так по нынешней неразличимости трагедий и фарсов мыслимое вслед происходящему рискует оказаться целиком «в условиях современности». И коли прав Ж. Делез в том, что «философская книга должна быть, с одной стороны, особым видом детективного романа, а с другой – родом научной фантастики» [1, с. 10], то есть и причина печалиться: сильная своей трезвостью «современность» грозит (текстам) лишением фантастической составляющей.

Эта угроза сегодня может быть отслежена на примере «биополитических» исследований М. Фуко; как верно замечает Оксана Тимофеева, «нельзя сказать, что идеи Фуко когда-либо теряли актуальность, – но пандемический кризис сделал их особенно востребованными» [2]. Однако востребованность за пределами исключительно философской деятельности – в русле новейших «техник самозащиты» и логик управления – отдает уже определенной утилитарной пригодностью: если сегодня Фуко вдруг оказывается «ко времени», где ему «нашлось применение», то и тексты его могут показаться «реалистическими». Ведь если выходит так, что речь философа идет о том, что наблюдаемо уже без малого всеми воочию, то его суждения отчасти теряют свою остроту; как минимум, он рискует перестать злить потребителя, обделенного воображением, но взыскующего «объективности».

Можно было бы посчитать это триумфом философии, если бы на самом деле тут не маячило ее обезоруживание: в условиях не-своей современности концепты, пророческие в направленности на настоящее, могут прочитываться по низводящей, как прорицания, лишь предсказывающие будущее. Другими словами, диагностика и критика могут быть приняты за описание и документирование. Над действительно философским продуктом нависает опасность стать востребованным в том смысле, чтобы инфицироваться современностью и оказаться «своевременным». И тем самым очутиться как в возмутительном соседстве с философским контрафактом, обнаруживающим проблемы «в условиях» и актуальность в очевидном, так и в технологическом ряду «своевременных мер», предпринимаемых ради эффективного и законного управления слаженным предприятием жизни.

Здесь уж никак не обойтись без обращения к Ф. Ницше воспоминанием о его требовании «…действовать несвоевременно, то есть вразрез с нашим временем, и благодаря этому влиять на него…» [3, c. 87]. А поскольку времена обновляются, добавляет Делез, критическая работа философии должна всякий возобновляться: необходим философ, «всегда противник своего времени», и «…противоположность неактуального и актуального, несвоевременного и нашего времени» [4, c. 222-223), в которой реализуется философия. Но это, в свою очередь, означает, что такого рода противоположность раз за разом должна быть (заново) изыскана и установлена, т.е. (пере)задана изобретенными условиями противоположения. 

В наше (ковидное) время – когда «невообразимое» стало повседневным – слова А. Бадью о том, что «…проблема сегодня возможно заключается в том, чтобы найти великую фикцию без определенного имени» [5], могут читаться как констатация дефицита «фантастического» и требование работы воображения, без чего не работает «актуальность» как ее понимал Фуко – возводя к акту во имя возможного будущего, а не выводя из факта единообразно именуемой реальности, метящей по причине своей «объективности» в категорию неинтересного «всеобщего».

ноябрь 2021

 

 

1. Делез Ж. Различие и повторение. – ТОО ТК «Петрополис», 1998. —384 с.

2. Тимофеева О. Прекратить бояться и обратиться в крысу. 13 декабря 2020. власти / Электронный ресурс. Режим доступа: https://knife.media/club/freud-foucault-covid/?fbclid=IwAR1h38ppWqguLFWi-oVB9ykkAsxstJ1119hr7eVogqDr6Ix8alDscLCKzWU

3. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 1/2: Несвоевременные размышления. Из наследия 1872-1873 гг.·/ Пер. с нем. В. Бакусева, В. Невежиной, И. Эбаноидзе и др.; общ. ред. И.А. Эбаноидзе. – М.: Культурная революция. – 2013. – 480 с. С. 83-172.

4. Делез Ж. Ницше и философия. –М.: Ад Маргинем, 2003. – 392 с.

5. Бадью А. Политика: неэкспрессивная диалектика. власти / Электронный ресурс. Режим доступа: http://left.by/archives/2873