(анонсы лекций, М. Шильман)

Публичные лекции 2011-2020

 

НЕЖЕЛАННАЯ ВЛАСТЬ (27.09.2011)

 

РАДИКАЛЬНАЯ ОТКРЫТОСТЬ (27.06.2012)

 

КОНЕЦ СВЕТА, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ (21.12.2012, «48ВВ»)

Апокалипсическая тема уже так давно не выходит из моды, что, казалось бы, вовсе не нуждается в дополнительной рекламе. Человек сам по себе конечен – иллюзия бессмертия может обретаться во взгляде на череду поколений, апеллировать к невыносимой мысли или дариться несносной уверенностью в каком-то послежитии. Сегодня неоднократное и разнообразное иллюстрирование на киноэкране пресловутого «конечного конца» не столько будоражит мысль, сколько отсылает к вере. Или – что ещё более правдоподобно – укрепляет в чувстве, что «ещё не все пропало». Как ни странно, но в нынешнем пост-современном состоянии «после» успехом пользуется симуляция состояния «перед». Это некая жизнь «перед концом», перед катастрофой, перед неким неизбежным и неотвратимым сломом привычного порядка вещей, т.е. перед тем, что принимает за человека конечные решения, доводит его дела до конца, изменяет его жизнь на правах внешней силы, спасает, губит или обращает вспять. А значит – в определённом смысле – и снимает с человека бремя самостоятельного суждения о смысле своей жизни, и, косвенно, делает бесценным его обыденное существование. Именно в связи с этим появляется соблазн поставить вопрос по-иному: а не является ли наша обычная жизнь тем, что происходит уже после «конца света»? Не является ли сама эта привычная для большинства современных людей жизнь тем длящимся концом смысла, ответственности, символических обязанностей, искренних чувств и критических суждений, который вуалируется регулярно объявляемым и не менее регулярно откладываемым гипотетическим концом стереотипного ничейного мира?

 

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО (04.10.2013, арт-центр Workshop)

«Сучасне мистецтво не оперує категорією «піднесене». Відбувається естетизація побутового та профанація високого. У сучасному стані культури проміжок між мистецтвом і життям практично нульовий. Власне мистецтво полягає у здатності спровокувати мислення виведенням зі стану споживчого самовдоволення»

 

(НЕ)СОВЕРШЕНСТВО ТЕХНИКИ (26.05.2015)

В массе своей современный человек ожидает от техники каких-то (доселе) невиданных достижений, если не сказать большего – требует их, веруя в технологическое колдовство, и будучи очарован всевозможной технологической чертовщиной. Сегодня не только общества, производства и армии ранжируются по своему техническому оснащению – сама жизнь человеческая, включая бытовые условия и сферу услуг, мыслится в терминах технической осуществимости. В отличие от «медленной» науки, технология предлагает «все и сразу» – как готовое для использования, безотказное и совершенное.

В этом смысле техника превосходит человека и становится непомерной; она перестаёт быть индифферентным средством для овладения и использования мира. Техника как судьба и бремя задаёт определённую манеру мышления всего сущего – как предоставленного в распоряжение человека для наблюдения, распоряжения и преобразования. Подобное «техническое мышление» по своей природе ориентировано на рациональность, функциональность и целесообразность – и тем превращает жизнь человеческую в некую «технику жизни». 

Прежнее назначение техники было достаточно утилитарно; в широком смысле техника была призвана избавить человека от нужды. Внедряемая же повсеместно техника вынуждает человека приспосабливаться к себе – взамен создаётся иллюзия того, что человек может ни в чём не испытывать затруднений. Это означает, что современная техника исподволь лишает человека возможности «взять на себя труд» самому понимать и осмыслять происходящее, т.е. – собственно мыслить, сопротивляться само собой разумеющемуся.

Именно поэтому поставленный более полувека тому назад непростой вопрос о том, что такое «новая техника» в ее существе, сегодня отнюдь не теряет своей болезненной актуальности. 

 

ЮЗЕР И СЕТЬ (11.11.2015)

Наша современность полна кризисов – экономических, финансовых и политических, кризисов идентичности, общения, ценностей, духовности, науки, образования… Сегодня в социальном измерении «кризис» – это норма и элемент управления. 

          В условиях такого «кризиса всего» никакое суждение или решение не могут стать окончательными, «разрешающими ситуацию». А потому с «неразрешимостью» общественной жизни сопрягается жизнь сетевая – «все разрешающее», не испытывающее кризиса пространство сосуществования любых мировоззрений, идеологий и идентичностей.  

          Сеть выполняет функции «социального протезирования»: расширение возможностей ее пользователей полагается благом и компенсирует скромность их реальных способностей. Но при этом само понятие «благо» оказывается связано с конфигурациями сети и параметрами включённых в неё устройств.

          Сеть «исполняет желания»: коммуникации без границ, поиска любой информации, выбор какой угодно идентичности, участия в неформальных сообществах… Но оправдывающиеся пользовательские ожидания оборачиваются необходимостью подчиняться, «оправдываться», подлежать используемому.

Если присмотреться, то счастливый продвинутый юзер оказывается то и дело тем, кто – во всей полноте печальной двузначности этого выражения – «пользуется сетью».

 

ОБЩЕСТВО БЕССМЕРТНЫХ (25.11.2015, Циферблат)

Речь пойдёт не о «бессмертии» (со всеми его балаганными коннотациями), а о современном обществе – в его одновременной возможности-невозможности. То есть, об общественном состоянии, которое ранее казалось бы невозможным. И о модальностях мышления, бытующих в подобном общественном состоянии.

Вопрос «отношения к смерти» необходимо уточнить-сузить: речь будет идти о своей смерти и смерти не-своей, – но вовсе не о смерти «другого» или «ближнего».

Речь НЕ будет идти в измерении сугубо теологическом или психологическом – на первом месте будут стоять не столько экзистенциальные мытарства, сколько социальные практики.

 

О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ НИЦШЕ ДЛЯ ЖИЗНИ (09.02.2016, Lacan)

Человеку привычно «верить», «думать», «полагать» или «иметь мнение» – опираться на известные системы ценностей, организованное знание, привычное использование языка и общеизвестные абстракции.

Человеку удобно то, что уже стало таким, имеющееся, наличное; он чувствует себя комфортно в языке, который диктует правила различения разумности и безумия.

Но именно это очевидное положение вещей служит преградой на пути к собственно мышлению. «Мыслить» означает переворачивать все устоявшееся – «мыслить иначе».

 

ДЕКОНСТРУКЦИЯ: НАЙТИ ПО ОТГОЛОСКАМ (01.10.2016, Lacan)

 

ПРОВОКАЦИИ ФИЛОСОФИИ (08.11.2016)

- философия как подрыв установленного интеллектуального порядка;
- философия как постоянная «переоценка ценностей»;
- философия как мышление вопреки конформизму;
- философия как уклонение от власти в пользу безвластных;

 

ИУДАИЗМ: ОСНОВАНИЯ, ИСТОРИЯ, СМЫСЛЫ (02.12.2016)

 

ПОЭТ И ФИЛОСОФ (03.12.2016)

 

БУДДИЗМ: ОТПРАВНЫЕ ТОЧКИ УЧЕНИЯ (10.12.16)

 

КОНФУЦИЙ И ПРИНЦИПЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (31.12.2016)

 

КОНФУЦИАНСТВО. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (05.02.2017)

 

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО (07.03.2017, ХНУ)

 

СОПРОТИВЛЕНИЕ БЛАГОДЕНСТВИЮ: КОНЦЕПТЫ И ПРАКТИКИ (29.04.2017)

– о сопротивлении, которое и (бес)полезно, и (не)возможно;

– сопротивление как не-мнение, но «разрыв в мысли» (А. Бадью);

– «линии бегства», «ускользания», «утечки» в «обществе контроля» (Ж. Делез); – «факультативные практики» «заботы о себе» времён биополитики (М. Фуко); – иллюзии сопротивления: «общественные движения» (А. Негри) и «активизм» (С. Жижек);

– сопротивление и безопасность, или ловушка «полицейского государства» (Дж. Агамбен).

 

ОРИЕНТИРЫ КАББАЛЫ (25.02.2017)

 

ФРЕЙД И ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ (09.05.2017, Lacan)

Чуть ли не в начале своей карьеры Зигмунд Фрейд открыл, что всем управляет «эрос». Сразу после Первой мировой он добавил – «...и танатос».

По прошествии времени его слова только подтвердились, что, безусловно, весьма повлияло на демократические институты. Теперь расклад следующий – за правильное поведение отвечает эго, а вот за всё разрушительное, агрессивное и страшное – оно. Первое хорошо, второе – нет. На деле, конечно, всё немного сложнее...

 

НЕПОДДЕЛЬНЫЕ ОБМАНКИ НАСТОЯЩЕГО (21.10.2017)

Проведение различий между «оригиналом» и «копией», первообразным и вторичным, правдоподобием и иллюзией включено в метафизику, вокруг которой выстраивается традиционная культура. В ней символический статус подделки невысок и хождение фальшивок наравне с подлинниками заказано. С дискредитацией классической метафизики и аккредитацией современной культуры, в эпоху «технического воспроизводства» (Беньямин) изощрённое преследование «подлинного» выдаёт попытки репродукции утраченной реальности. Теперь культура, которая «усердно трудится над своей подделкой» (Бодрийяр), говорит языком идентификаций и экспертиз, направленных на поимку обманок и подлогов. И непрестанное усложнение процедур легализации копий и авторизации пользователей сегодня говорит о намерении вменить в обязанность некие «подлинности», установленные законным порядком.

 

НОВОЕ ПУРИТАНСТВО, ИЛИ ТЕНЬ ОТЦА АВГИЯ (06.03.2018)

 

УВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ (26.04.2018)

Язык современности пасёт человеков на социальных пажитях и связывает их в социальных сетях. Он и пёстр, и незамысловат, и умело скрывает существо того, о чём щебечет без остановки. Всегда имеющая какое-то отношение к «политике», ничем не ограниченная циркуляция мнений, точек зрения и убеждений хороводит тьму ценностей – «вечных», «традиционных», «человеческих», «национальных», «демократических», «семейных». Будучи выброшены на рынок, они взаимно котируются, картинно сталкиваются и изящно сочетаются – набивают себе цену, не подвергаясь переоценке. И эти комбинации имеющегося избавляют от труда помыслить «невозможное». 


Ч. 1: Мнения, убеждения и сила (раз)уверений

В последнее время не иметь мнения по общеизвестным поводам или не высказывать его выглядит почти предосудительно. Ещё немного – и в этом начнут усматривать грубое пренебрежение гражданскими свободами. Каждое мнение – как уверяют даже в супермаркетах – ценно… Но сладкая разноголосица мнений нейтрализует посягательства на истину, а вера в мнение рождает убеждения, – которые заставляют сражаться друг у другом тех, кто в них особенно твёрд.


Ч. 2: Точки зрения, рынок и (не)полноценная жизнь

Размножающиеся и сосуществующие точки зрения обеспечивают, казалось бы, некий «многогранный» взгляд на вещи, которым так гордится свободное общество. Но, по сути, всякая точка зрения стремится задать господствующее представление о «действительности», где смотрящему субъекту отводится «его место». Чтобы отсюда открывался прекрасный вид на «порядок вещей», – который рекламирует исключительно свой узкий ассортимент возможных способов жизни.

 

 

КОМПЕТЕНТНОЕ НЕЗНАНИЕ (14.07.2018)

Без году 40 лет тому назад Ж.-Ф. Лиотар так начинает своё «Состояние постмодерна»: «Предметом этого исследования является состояние знания в современных наиболее развитых обществах». С тех пор «современность» сменялась не раз, «развитость» претерпевала изменения и контуры «общества» потеряли былую чёткость. Что же касается «знания», то ореол извиняющихся кавычек обеспечил пусть не полную самостоятельность, но подчёркнуто высокую само-ценность «компетенциям». Ныне именно они стоят на том пути, который начинает «знание-добродетель» (Сократ), продолжает «знание-сила» (Ф. Бэкон) и переворачивает «знание-власть» (М. Фуко). И, по всей видимости, они являют собой печальный знак перехода от тягот свободы мышления и непринуждённости науки – к выгодам трудовой занятости и востребованных сведений.

 

(НЕ)СОВРЕМЕННОСТЬ FEAT ЧЖУАН-ЦЗЫ: ПРИВИВКИ ОТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ (09.09.2018, Shaman)

Комфорт обыденной современности создаёт специфическая динамичность. Социальная ткань ткётся «неотложными необходимостями», «незамедлительными действиями» и «безотлагательными мерами». Она драпирует нас ничейными чувствами полезности, подчёркивая ценность «деловых качеств» и «востребованных профессий». Действия, приносящие пользу, моделирует человека занятого и устроенного – мешая понимать его как изначально свободного и неустроенного. Современная философия изыскивает возможности помыслить человека иначе – в терминах «бесполезности», «неучастия» и «бездеятельности». 

 

СО-ПРОТИВЛЕНИЕ «ЛИЧНОМУ»: БУДДИЗМ И ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ КАК СОЮЗНИКИ (09.10.2018, Shaman)

Не имея в качестве цели ни религиозную проповедь, ни популяризацию философий, ни эффектную компаративистику стоит, тем не менее, задаться вопросом о том, во что целят и учение о «не-Я» \ «не-душе», и концепты «смерти Автора» \ «смерти субъекта». – Чтобы, минуя лишние теоретические тонкости, заполучить те инструменты и приёмы, с помощью которых можно противостоять современным практикам идентификации, массово производящим коммуникабельные, управляемые и контролируемые «личности». 

 

ПРИЗРАКИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКИ (27.03.2019)

Наука, находящая ныне в университете скорее обиталище, чем обитель, вынуждена изыскивать новые способы финансирования исследований и свежие аргументы в пользу самого своего существования. Делается это среди прошлых и грядущих теней, отбрасываемых призраками, бродящими в университетском мире. И велик соблазн заговорить, для начала, с их главной троицей. Это (не совершивший преступлений) Призрак «Чистой Науки» – вкушающий асфодель единства научного знания вкупе с незабвенными нечистотами, вытекающими из потенциальной практичности наук, годных своими ремесленными результатами. Его оттеняет (преступающий все и вся) Призрак Рынка – благословляющий тартары рентабельности индустриальной науки и сизифовы труды в направлении совершенств, сообразных свойствам настающих времён. И сопутствует им (драматизирующий непр(и\е)ступность) Призрак Философии – ищущий современные пути в элизиум разумных оснований пригодной познавательной деятельности, благородно оправданной перед лицом вечности.

 

БЛИЗОСТЬ И УЕДИНЕНИЕ (23.12.2019)

 

ПРЕЛЕСТЬ ПОДХОДЯЩИХ ФИЛОСОФИЙ (31.10.2020)

Век наш всеяден и ненасытен в том, что касается техник и технологий, заметно облегчающих и незаметно упрощающих жизнь человеческую. Жизнь эта сегодня вяло отягощается возвышенными фикциями, но падка на любые средства, дающие ощутимый результат. И нынешний рост котировок «прикладной философии» на рынке техник успешной жизни заставляет задаться вопросом об использовании старых модов в (казалось бы) новых играх.