М. Шильман

СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРОТЕСТУЦИЯ

Не секрет, что нынче разнокалиберная протестная безвкусица то и дело рождает очередное недомыслие, которое легко находит своего потребителя. Печально, что этим потребителем все чаще оказывается «студенчество», которое – как казалось бы – должно иметь особо тонкий нюх на всякую криво скроенную лажу. Но политическое все чаще бурлит там, где должно было бы гнездиться разумное или, хотя бы, шевелиться гормональное :)

Реакция на очередной законопроект касательно высшего образования тому лишний пример.

Суета под стягами «за качественное и доступное для всех образование» не может не вызвать некоторой изжоги: во-первых, ввиду фундаментальной неграмотности самого слогана и, во-вторых, из-за его пагубной нелогичности.

Предмет или процесс может быть «высококачественным» – что отличает его от «низкокачественного». Однако все, что имеется, имеется в каком-то качестве (равно, как и в количестве). Потому «качественный» – это уже базарный сленг, раздражающий всех, кто не чурается культуры языка. 

Что касается «доступности для всех», то совершенно непонятно почему доступную для всех женщину называют неприличным словом, а доступное для всех образование превозносят, как «демократическую ценность». Можно согласиться с тем, что высшее образование – не привилегия. Но нельзя отрицать, что оно отличает тех, кто его имеет от тех, кто его лишен. Кроме того, высшее образование – именно, как «высшее» – по определению не равно ни «среднему», ни, тем более, обязательному «начальному».

Не менее странно и то, что люди, прекрасно понимающие глубокую разницу между ширпотребом и эксклюзивом в том случае, когда это касается вещей или услуг, совершенно не используют это понимание в том случае, когда это касается образования.

Еще смешней выглядит недовольство планами введения «рыночной» платы за обучение – ведь протестующие прекрасно осведомлены о том, что курс гривны устанавливается по отношению к твердым валютам, а цены на рынке далеки от намерения стоять на месте.

Горестно смеяться можно долго – издали созерцая рекламируемое возбуждение потребителей, искренно уверенных в том, что суть «прав» состоит в обязательном и гарантированном обеспечении всех наравне – независимо от способностей и интеллекта – широким ассортиментом универсальных благ и услуг по ценам, которые «приятно удивят». То есть тех, кто ставит университет в один ряд с супермаркетом, парикмахерской и общественным транспортом.

Март 2011