Феликс Гваттари

Воссоздание социального действия (фрагменты из статьи)

 

За несколько недель перед своей внезапной и трагической смертью 29 августа 1992, Феликс Гваттари прислал в газету Le Monde Diplomatique этот текст, который в этом контексте может быть расценен как его философское завещание.

 

Как мы можем вновь соединить душу и тело? Как объединить науку и гуманис­тические ценности? Как мы можем договориться о совместных действиях, не теряя уважения к уникальности индивидуальных позиций? Какие средства необходимы в ситуации сегодняшней всеобщей пассивности, чтобы пробудить новую волю к преобразованию и возрождению? Является ли страх будущей катастрофы достаточным импульсом для этого?

Акцент следует поставить, прежде всего, на восстановлении коллективного диалога, из которого могут возникнуть совершенно новые творческие практики. Без изменения сознания, без признания вхождения в новую пост-медиальную эпоху, невозможно удержать контроль над окружающей средой и добиться принци­пиальных изменений в развитии социальной и материальной сфер жизни.

Мировой рынок не должен подчинять интересы человека во имя идей экономи­ческого роста. Капиталистический прирост экономики остаётся показателем чисто количественного накопления, в то время как потребность комплексного развития сосредоточена на достижении качественных изменений. Государство (в понимании бюрократического социализма) и мировой рынок (в рамках нео-либеральной идеологии) не должны диктовать будущее человека и определять суть его активности. Для этих целей должен быть установлен новый глобальный диалог, основанный на новой этике различий/диференций. Именно он будет способен заменить современную власть капитала политикой, основанной на желаниях людей.

Но не приведёт ли подобный подход к хаосу?

В целом, демократический хаос лучше, чем хаос вытекающий из авторитаризма! Личность и группа не могут избежать определённого экзистенциального погружения в хаос. Главный вопрос: что мы приобретаем в результате этого погружения? Чувство катастрофы или открытие новых возможностей?

Кто контролирует капиталистический хаос сегодня?

Биржа, транснациональные корпорации, и, в меньшей степени национальные государства - всё это, большей частью, уже несостоятельные институции. Существование мирового рынка поддерживает структуру международных экономи­ческих отношений, но не стоит надеяться, что этот рынок окажется способен чудесным образом отрегулировать всю сферу человеческой активности.

Рынок жилья способствует хаосу в наших городах. Художественный рынок извращает суть творчества. Основную важность приобретает существование наряду с капиталистическим рынком других территориальных рынков, утверждающих иные возможные способы создания ценностей. Из капиталистического хаоса должно быть создано то, что я называю "attractors" - ценности отличий, гетерогенные по своей природе.

Марксисты строят историческое развитие на диалектическом прогрессе классовой борьбы. Либеральные экономисты уповают на свободную рыночную игру, которая якобы сама по себе привносит в мир всё самое лучшее. Но события подтверждают, что прогресс механически и диалектически не соотносится ни с классовой борьбой, ни со свободным рынком. Количественный рост - это не синоним прогресса, как показывают непрекращающиеся межэтнические конфликты и повторяющиеся экономические кризисы. Социальный и моральный прогресс неотделим от коллективной и индивидуальной практик. Нацизм и фашизм были не преходящими историческими эксцессами, которые уже преодолены. Они всегда потенциально присутствуют в обществе: различные формы микро фашизма пронизывают наше общество, и могут заново возрождаться в новом контексте. История не гарантирует необратимости прогресса. Только постоянная практика гуманизма, коллективная воля может защитить нас от выпадения в самое страшное варварство. В этом отношении было бы полной наивностью довериться формальным общественным договорам для защиты прав человека или прав народов. Права не гарантированы свыше, их жизнеспособность зависит от активной позиции институций и групп людей, которые поддерживают их защиту и существование.

Существенным условием для успешного осуществления нового глобального сознания будет зависеть от нашей коллективной способности к созданию системы ценностей, которая осуществляется вне рамок достижения прибыли - моральной, психологической, экономической.

В понятии "молекулярной революции" нет жесткой программности. Это то, что развивается в сторону разнообразия, множественности перспектив, то, что создаёт условия для максимального стимула процессов индивидуального развития. Это - не вопрос нахождения согласия; напротив, чем меньше мы соглашаемся, тем большее пространство мы создаем для живого действия в различных фазах этой молекулярной революции и тем больше мы укрепляем эти процессы. Эта логика совершенно отлична от логики чего-то жестко организационного, того что нам знакомо из опыта политических или профсоюзных движений.

Радость жизни, солидарность и сострадание являются чувствами, которые исчезают, не востребованы в современном обществе, и именно они должны быть возрождены и развиты в новых направлениях. Эти этические и эстетические ценности каждый раз требуют экзистенциальной вовлечённости, и их внутренняя только им присущая значимость, должна каждый раз отвоевываться заново.

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz