М. Шильман
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ КАК ДИСФУНКЦИЯ ВЛАСТИ
Философские
дискуссии конца 60-х – 70-х годов, самыми известными участниками которых по
праву называют М. Фуко и Ж. Делеза, заложили основы
нового подхода к анализу отношений интеллектуалов и власти. Констатация
«смерти» интеллектуала классического типа равнялась отказу интеллектуалу в его
претензиях на универсализм, на определенное положение в обществе и на автономию
от власти. Это, в свой черед, повлекло за собой пересмотр спектра актуальных задач
и форм современной интеллектуальной деятельности. Взгляд сквозь призму
концепции «власти-знания» на изменившегося интеллектуала, имеющего признаки «трансверсальности, а не универсальности» (Фуко), ведет к выводу
о том, что определение такой фигуры 1) уже невозможно в позиционном плане, но
2) представляется эффективным в плане функциональном.
Фуко датирует появление
классического интеллектуала XVIII веком, что вписывается в процесс перехода от недифференцированных
пространств (жилых, мыслительных, социальных) к пространствам функциональным. Обособление
субъекта от «универсального человека» Ренессанса означало отказ от примата неконструктивных
идей в пользу значимости функционально эффективных конструктов. Само же функционирование
– сопряженное с обеспечением чего-либо и служением чему-либо – в русле
Просвещения и в развертке «проекта Модерна» продолжало пониматься как универсальное
целесообразное предприятие. Общая цель и адекватные способы движения к ней
задавали для социально-политических ансамблей те форматы унификации («прогресс»,
«знание», «История» и т.п.), в которых позиционное различие (диспозиция) составляющих
сообразовывалось «сверху». Значение имело положение интеллектуала относительно власти,
отождествлявшейся с функцией подавления, а функциональность определялась
удерживаемой между ним и властью дистанцией.
Рисуя неклассического интеллектуала XX века, Фуко показывает неэффективность
интеллектуалов и в их критике идеологии, и в их протестах. По его мнению, во-первых, в обществе
наблюдается «функционирование власти», а значит место, занимаемое
интеллектуалом, есть, в первую очередь, место в ее функционировании. Во-вторых,
власть рассеяна и «ее функционирование не сводится к цензурированию
и запретам», а значит, борьба с институтами «порабощения» есть, прежде всего,
функционирование внутри функционирующей власти, а не атака извне. Всякий
протест оказывается продуктом той же природы, что и продукт, против которого
усилие протеста направляется, а любая оппозиция, означающая признание некой
власти и правил ее игры, является, по сути, композицией с властью. Отстранение
интеллектуала от органов власти в нынешних социальных конфигурациях теряет свой
смысл и эффективность, так как власть 1) поли-функциональна
и 2) функционирует как «тело без органов». Власть способна ставить себе на
службу интеллектуала независимо от его позиции, используя определенное
отношение как отнесенность: позитивно/негативно относящийся
к власти, к ней же и относится.
Интеллектуал, который, по
словам Делеза, «перестал быть субъектом» и покидает процессы
дистрибуции власти, – это новая функциональность, интеллектуальная функция,
несводимая к функционированию власти, которая сродни функции компьютерного вируса.
Его назначение заключается в сопротивлении «общему дискурсу»
(Деррида), в организации попыток «взломать сеть
институциональной информации» (Фуко), а политика – отличная от политики власти,
осуществляющей через «экспертов» полицейские функции, – в том, чтобы ничему не
подлежать.
Сегодня мы выбираем для себя одно из двух. Либо «интеллигентскую функцию», состоящую, по мнению У.Эко, в «формировании совокупной мудрости и совокупного блага» и «просвещенной популяризации», но требующую при любых условиях определиться в том, на чьей стороне выступать. Либо «подлинно интеллектуальную функцию», которая, по словам Ж. Бодрийяра, «играет на противоречии, на иронии, на противоположности,… которая никогда не будет повиноваться закону и очевидности».
Доклад на Международной научно-практической
конференции
«Интеллигенция и ее роль в поиске гражданского согласия в условиях общества
переходного периода»
(23-26.05.2008, Севастополь).