СОЮЗ ДВУХ КАРДИНАЛОВ
История сохранила имя того, кто первым принял звание «серого кардинала», ставшего потом нарицательным. Отец Жозеф, он же – Франсуа дю Трамбле, правая рука Ришелье – фигура и известная, и загадочная.
О его жизни многое известно. Советник и помощник Ришелье был главой политической разведки и курировал французскую агентуру в Европе. Он – вдохновитель и участник почти всех интриг «красного кардинала». Будучи, de facto, министром иностранных дел, он – блестящий дипломат, обеспечивший победу Франции в Тридцатилетней войне.
Правда, ни отец Жозеф, ни Ришелье не дожили до окончания этой войны. Но с их именами связаны те времена, когда понятие «Европа» читалось сквозь призму французской политики. Это все хорошо известно. Но в тени остаются обстоятельства встречи отца Жозеф с Ришелье и причины, которые привели к союзу таких разных людей.
Для того чтобы выяснить всю подноготную этой встречи, надо вернуться во Францию конца XVI века.
Перипетии на рубеже веков
После Варфоломеевской ночи Францию сотрясала гражданская война – протестанты и католики проверяли силу своей веры силой оружия. Испания – под лозунгом защиты католической веры – начала прямую интервенцию, а восстание в Париже в 1588 году закончилось бегством короля. С основанием династии Бурбонов, начало которой положил Генрих IV, судьба улыбнулась французам. К 1598 году военное противостояние Испании и Франции закончилось, – новый французский король принял католичество, торжественно вступил в Париж и заставил испанцев заключить мир на выгодных для себя условиях.
Неизвестно, хотел ли с юности будущий отец Жозеф стать духовником, но побывать военным ему привелось. Сразу после того, как Генрих IV обосновался в столице, ко двору был представлен молодой Франсуа дю Трамбле. Восемнадцатилетнего барона приняли благосклонно и ввели в высший свет как сторонника новой власти. И он – до окончания войны с испанцами – служит в войсках короля. А потом сразу же облачается в рясу.
Отец Жозеф получает отменное философское и теологическое образование, он изучает историю и языки, комментирует Священное Писание, силен в поэзии, риторике и логике. Талантливый монах с университетским образованием мог бы в дальнейшем претендовать на карьеру ученого и церковные титулы. Но горящий взор молодого человека выдает в нем не черты педагога, исступленную веру и склонность к мистицизму. Отцом Жозефом владеет маниакальная идея создания единого и вечного христианского мира. Именно для этого ему нужны и обширные знания, и счастливый случай.
Такой случай не замедлил представиться – отец Жозеф встречает человека, которому суждено было стать первым министром Людовика XIII.
Юность Ришелье
Задолго до того, как это произошло, жизнь будущего кардинала Ришелье была мало похожа на жизнь будущего «серого кардинала». Пока Франсуа дю Трамбле овладевал тонкостями наук, Арман дю Плесси обосновывался в высшем свете. Право на вход в круг парижских придворных он получил по наследству, но ни помощи отца – тот умер, когда мальчику было пять лет, – ни денег, которых требовало пребывание при дворе, будущий кардинал не имел. Он был младшим сыном в семье, мечтал о славе кавалериста, богатстве и успехах у женщин. Но отказ старших братьев занять закрепленное за семьей место епископа Люсонского, привел к тому, что епископом был вынужден стать младший, Арман.
Ришелье принял должность в 1607 году не без протекции короля. Его проповеди нравились Генриху IV, папа Павел V считал его хорошим теологом, а для Марии Медичи он был фаворитом. Казалось, перед юношей распахивается карьера придворного, но внезапно его высылают прочь из Парижа – к месту службы, в богом забытую епархию.
Три года, испытывая нужду и поддерживая по мере сил свою семью, Ришелье устраивает свою жизнь вдали от двора, наводит порядок в церковном хозяйстве и продолжает свое образование. Только в 1611 году после убийства Генриха IV он встречает монаха-капуцина, отца Жозефа, и эта странная встреча становится поворотным пунктом в биографии Ришелье, который с этого дня погружается в самую гущу политических страстей.
Удача отца Жозефа
Что было в этой встрече – удачный расклад для Ришелье или исполнение тайных планов дю Трамбле? Видимо, и то, и другое. Никто не знает, каким ветром занесло отца Жозефа в Люсон. И хотя странствия для монаха-миссионера – дело привычное, можно предположить иную подоплеку этого события. Отец Жозеф скрытен, адски умен и дипломатичен. Им движут яркие религиозные образы, он грезит о последнем крестовом походе и верит пророчествам. Но по складу своего характера он не подходит на роль публичного политика. А значит, у него нет шансов стать ни королем, ни папой римским. При этом его гордыня не может найти утоления без власти, простирающейся намного дальше, чем можно видеть с университетской скамьи или из окон монастырской кельи.
В глубине души отец Жозеф согласен на власть невидимую, но скрытую искусно и надежно. Для этого ему недостает лишь парадного фасада для собственных замыслов. И лучшей фигуры, чем знатный и образованный честолюбец, которому открыта дорога в Париж не найти. Это должен быть молодой, образованный, в меру тщеславный и не очень богатый священник. И отец Жозеф колесит по провинциальным городкам, всматриваясь в лица святых отцов, предлагающих достойному гостю разделить с ними трапезу.
Наконец он встречает Ришелье и – как провидец – видит в нем того, кого искал. Отец Жозеф указывает избранному на его счастливую звезду и на ее небосвод, который называется «политика». Мистик от бога предлагает епископу по неволе свою помощь, знания и преданность. И ждет ответа, который означал бы заключение желанного союза.
Прерванный полет «серого
кардинала»
И Ришелье соглашается. Формально отец Жозеф становится его секретарем; фактически этот день соединяет судьбы кардинала Ришелье и отца Жозефа.
Почему, однако, скрытный монах доверился провинциальному епископу, а тот, в свою очередь, поверил своему гостю? С точки зрения отца Жозефа ответ ясен: он нашел то, что искал. Что касается Ришелье, то, надо полагать, в отце Жозефе он увидел несколько волнующих его образов.
Во-первых, солидный партнер мог разрешить болезненный для Ришелье вопрос финансовой несостоятельности. Да и орден капуцинов, имевший прямые связи с Римом, мог помочь служебному росту. Во-вторых, монах-капуцин напомнил Арману его брата-монаха, вместо которого он сам стал священником. В-третьих, отец Жозеф был на восемь лет старше и носил имя отца… По-видимому, этого оказалось достаточно для того, чтобы Ришелье протянул отцу Жозефу руку.
Так родился дуэт, где каждый играл первую скрипку. Когда в 1624 году Ришелье занимает пост первого министра, а через год практически узурпирует власть, его друг становится во главе тайного ведомства. В 1628 году после победоносного завершения осады Ла-Рошели отцу Жозефу понимает, что отныне Франция – судья всего христианского мира. Он пишет латинским гекзаметром хвалебную песнь о падении твердыни гугенотов и приступает, наконец, к реализации своего великого плана.
Святой отец в сандалиях и рясе капуцина идет на все во имя своей мечты. Подкуп, шантаж, тайные договоры с протестантами – все брошено на алтарь борьбы с неверными. Он засылает миссионеров-капуцинов разведчиками в Марокко, Египет, Константинополь и Эфиопию. Отец Жозеф готовит битву, которая явит всему миру Божественную волю и приведет к освобождению Иерусалима. Он получает поддержку Рима, убеждает Ришелье двинуть войска на Восток, становится одним из организаторов войны, которая потрясла всю Европу… и умирает в возрасте 60-ти лет, так и не увидев Царства Христа на земле.