Агамбен, Джорджо
Костёр и рассказ. — М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2015. — 192 с.








Примечание автора к итальянскому изданию

Эти тексты ранее не издавались, кроме эссе «Что такое акт творения?», в котором с небольшими изменениями воспроизведён текст выступления на лекции в Академии архитектуры в Мендризио в ноябре 2012 года и опубликованный в виде некоммерческой брошюры: Джордже Агамбен. Археология произведения. Mendrisio 2013. «Пасха в Египте» воспроизводит текст выступления на семинаре по переписке между Ингеборг Бахман и Паулем Целаном «Давай найдём слова. Письма 1948-1973 гг.», проведённом на римской вилле Шарра Итальянским институтом германских исследований в июне 2010 года. Текст «О трудности чтения» был представлен на круглом столе «Чтение — это риск» в рамках Я р м а р к и мелких и средних издательств в Риме в декабре 2012 года. «От книги к экрану» — это отредактированная версия выступления в Фонде Чини в Венеции в январе 2010 года.
167

Все цитаты, за исключением специально оговорённых случаев, даются в переводе Э. Саттарова по итальянскому оригиналу или по указанным в примечаниях источникам.
' Гершом Шолем (1897-1982) — философ, историк, крупнейший знаток еврейской мистики. Речь идёт о фрагменте из книги Шолема «Основные течения в еврейской мистике» (М.: Мосты культуры, 2004. С. 428-429).
2  Элевсинские мистерии — древнейший аграрный культ, зародившийся в Древней Греции в поселении Элевсин (рядом с Афинами), в честь богинь плодородия. Мистерия изображала горести Деметры, потерявшей дочь, её поиски и радость от возвращения Персефоны.
3  Речь идёт о героине романа «Женский портрет» (1881) амер. писателя Генри Джеймса (1843-1916), испытавшей череду разочарований.
4  Scholem G. Briefe. M u n c h e n : Beck, 1994. Vol. I. S. 471.
5  Шестнадцатилетний Шолем познакомился с Беньямином, когда тому был 21 год. Оба происходили из ассимилированных еврейских семей, живущих в Берлине. Восемь лет личного общения отразились на интеллектуальном становлении каждого. После отъезда Шолема в Палестину (1923) последовала регулярная переписка, прерванная гибелью Беньямина. См.: Шолем Г. Вальтер Беньямин — история одной дружбы. М.: Grundrisse, 2014.
6  Речь идёт о неумении учёных видеть факты. Агамбен заимствует этот т е р м и н («профессорский конъюнктивит») у Д ж о р д ж о Паску-али (Pagine stravaganti di ип filologo, 1994).
7 Данте Алигьери. Рай. Песнь XIII, 77-78 / Пер. М. Лозинского // Божественная комедия. М.: Наука (серия «Литературные памятники»), 1968. С. 370.
168

8  IV-B4 — отдел гестапо, отвечавший за «окончательйое решение еврейского вопроса». А. Эйхман был назначен руководителем этого отдела в 1939 г.
9  «Если бога нет, то всё позволено» — выражение, традиционно приписываемое Ф. Достоевскому и которое кратко выражает взгляды Ивана Карамазова (не является точной цитатой).
10 Ср.: Беньямин В. Капитализм как религия / Пер. А. Пензина // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 101-102.
11 Свод законов 451-450 гг. до н. э., составленный децемвирами с консульскими полномочиями. Один из первых кодексов рим-с к о г о права.
12 Здесь и далее Новый Завет цитируется по Синодальному переводу.
,3 JOngel £ Paolo е Gesu. Alle origini della cristologia. Brescia: Paideia, 1978. P . 167.
14 Origene. Philocalie 1 - 2 0 [Добротолюбие] // Sur les ecritures. Paris: Editions du Cerf, 1983. P. 244.
15 Ibid. P. 240.
16 Origene. C o m m e n t o a Matteo, 10,14 [Комментарии к Евангелию от Матфея]//Vetera Christianorum, № 22,1985. С. 183.
17 Цит. по.: Гёльдерлин Ф. Стихотворения / Пер. Вяч. Куприянова // Новый берег, № 25,2009. С. 43.
18 Цит. по: Кафка Ф. О притчах/ Пер. С. Апта // Кафка Ф. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. М.; Харьков: Художественная литература-Фолио, 1994. С. 286.
19 Книга Зоар («Книга свечения», ивр.) — основная книга каббалистической литературы, главное содержание которой — комментарий к Торе.
20 Речь идёт о документальном фильме «Алфавит Жиля Делёза» продолжительностью 7,5 час., снятом в 1988-1989 гг. режиссёром Пьер-Андре Бутаном. Серия интервью между Жилем Делё-зом и Клер Парне была сделана по заказу еженедельного тележурнала Metropolis. Был выбран формат азбуки, договорились о темах, но не уточнялись вопросы. Делёз пошёл на такой эксперимент при предварительной договорённости, что плёнки будут использованы только после его смерти. Однако с разрешения Делёза первый эпизод был показан при его жизни, в 1985 г.
169

21 Мегарцы — представители мегарской школы, основанной Евклидом из Мегары в IV в. до н. э. Вели активную практическую деятельность, за что их называли «спорщики». Являются авторами многих известных парадоксов.
22 «Способность имеется только тогда, когда имеется действительная деятельность» — цит. по: Аристотель. Метафизика / Пер. А. Кубицкого. СПб.; Киев: Алетейя-Эльга, 2002. С. 280.
23 Аристотель. Физика / Пер. В. Карпова //Аристотель. Соч. в 4 т. Т. З.М.: Мысль, 1981. С. 85.
24 Аристотель. Метафизика. С. 278.
25 В. Беньямин в своём раннем эссе о романе Гёте «Избирательное средство» (1921-1922) противопоставлял «невыразимое» в искусстве воле к ложной «символической целостности»: «Ни одно произведение искусства не может казаться полностью живым, не становясь простой видимостью и тем самым не переставая быть произведением искусства... Невыразимое останавливает видимость... Невыразимое — это та критическая сила, которая если и не может отделить видимость от истины, способна помешать им слиться» (см.: Benjamin W. Goethes Wahlverwandtschaften // G e s a m m e l t e Schriften. Bd. I (1). Frankfurt a. M.: SurkampVerlag, 1974. C. 181).
26 Анри Ф о с и й о н (1881-1943) — франц. историк искусства, приверженец формальной школы Г. Вёльфлина и основоположник новой формальной методологии в искусствознании. Преподавал во многих университетах Франции, был директором Музея изящных искусств в Лионе. Эмигрировал в Америку (1939); читал лекции в Йельском университете.
27 См. прим. 7.
28 Речь идёт о книге: Simondon G. [.'Individuation a la lumiere des notions de forme et d'information [Индивидуация в свете понятий формы и информации]. Grenoble: Millon, 2014. Жильбер Симон-дон (1924-1989) — франц. философ, «открытый» только в начале 2000-х гг. во многом благодаря Делёзу.
29 «Благовещение» — картина Тициана (1565), написанная как алтарный образ для капеллы венецианской церкви Сан-Сальвадор. Обобщённость и незавершённость, мозаичность мазка, отказ от точного рисунка характерны для позднего Тициана. Размытые п р и к о с н о в е н и я кисти создают «одну из
170

самых э м о ц и о н а л ь н о напряжённых картин в истории искусства» (Р. Л о н г и ) .
30 Речь идёт о биографе Тициана художнике и писателе Карло Ридольфи (1594-1658), авторе книги «Чудеса искусств, или Жизнеописания наиболее знаменитых художников Венеции» (1648).
31 См.: Kafka F. Nachgelassene Schriften u n d Fragmente II. Frankfurt a. M.: S. Fischer, 1992. S.254.
32 См.: Кафка Ф. Певица Жозефина, или Мышиный народ / Пер. Р. Гальпериной // Кафка Ф. Собр. соч. в 3 т. Т. 2. С. 23-37.
33 Агамбен в качестве примера выбирает один из самых известных мировых шедевров Веласкеса. Формально «Менины» (1656) — групповой портрет XVII в., портрет королевской семьи. Но «случайные персонажи» вносят в композицию непреднамеренность, беспорядок, и это сближает её с жанром бытовой живописи. Подробнее см.: Алпатов М. Этюды из истории западноевропейского искусства. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1963. С. 243-254.
34 Аристотель. Метафизика. С. 399.
35 Цит. по: Аристотель. О душе / Пер. П. Попова // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 433.
36 Аристотель. Метафизика. С. 399.
37 Аристотель. О душе. С. 433.
38 Аристотель. Никомахова этика / Пер. Н. Брагинской II Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 63.
39 См.: Малевич К. Лень как действительная истина человечества // Малевич К Собр. соч. в 5 т. Т. 5. М.: Гилея, 2003. С. 186.
40 Речь идёт о нашумевшей работе Поля Лафарга (1842-1911), впервые опубликованной в 1880 г. на страницах журнала L'Egalite. На рус. ю:.ЛафаргП. Право на леность. М.: Социал-демократ, 1905.
41 Спиноза Б. Этика / Пер. Н. Иванцова. СПб.: Аста-пресс ltd, 1993. С. 134.
42 Здесь Агамбен перечисляет произведения итал. литературы разных эпох: «Божественную комедию» Данте (1265-1321), сборник «Песни» Джакомо Леопарди (1798-1837) и сборник стихов поэта Д ж о р д ж о Капрони (1912-1990), близкого друга П.П. Пазолини, «Семя слёз» (1959).
43 Арнаут Даниэль — провансальский трубадур конца XII в., писал стихи в особой, изобретённой им, форме — секстина. Своё развитие эта форма получила в творчестве Данте и Петрарки.
171

44 Сесар Вальехо (1892-1938) — перуанский поэт, новатор. Автор авангардной поэмы «Трильсе» (1922). В 1939 г., после смерти Вальехо, вышел его сборник «Человеческие стихи», полный духа сопротивления.
45 «Озарения» — прижизненный сборник стихов в прозе Артюра Рембо (1874). На рус. яз.: Рембо А. Озарения / Пер. М. Кудинова // Рембо А. Стихи. М.: Наука (серия «Литературные памятники»), 1982.
46 О связи Гёльдерлина с античностью см., например: Гадамер Г. Актуальность прекрасного / Пер. Ал. Михайлова. М.: Искусство, 1991. С. 207-228.
47 Цитата из работы В. Беньямина «Происхождение немецкой барочной драмы» [Benjamin W. Ursprung des deutschen Trauerspiels // G e s a m m e l t e Schriften, В. I (1). Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1978. S. 203].
48 «Und keinerWaffen brauchts u n d k e i n e r / L i s t e n , so lange, bisGottes Fehl hilft», «Dichterberuf» — цит. no: Holderlin F. Samtliche Werke. Frankfurt a. M.: Frankfurter Ausgabe. V. 5.1984. S. 561.
49 «Только бог может нас спасти» — заголовок интервью с Хайдег-гером (Nur noch ein Gott капп uns retten / Der Spiegel, № 30, Mai, 1976).
50 Ингеборг Бахман (1926-1973) — австрийская писательница, поэтесса, переводчица. Растерянность человека в послевоенном мире, поиск опоры в жизни — главные темы её лирики. И. Бах-ман и П. Целан — «самые яркие звезды на поэтическом небосклоне немецкоязычной поэзии после Второй мировой войны» (из предисловия А. Белобратова к их переписке — см. прим. 51).
51 Речь идёт о книге, впервые вышедшей на нем. яз.: Ingeborg Bachmann — Paul Celan: Der Briefwechsel. — Frankfurt a. M„ 2008 (Агамбен цитирует итал. издание 2010 г.). В том вошли более двух сотен писем Целана и Бахман (с июня 1948-го по июль 1967 г.), дополненные короткой перепиской швейц. прозаика Макса Фриша с Паулем Целаном (с 1959-го по 1961 г., — в то время Бах-ман и Ф р и ш жили вместе в Цюрихе). Фрагменты этой переписки опубликованы на рус. яз.: «Время сердца». Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана / Пер. Т. Баскаковой, А. Белобратова // Иностранная литература. 2012, № 10.
172

52 Цит. по: Celan Р: Lichtzwang. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1970. S. 101.
53 Плана Шмуэли (1924-2011) — израильская писательница; подруга детства и юности Целана, уехала в Палестину в 1944 г. Когда Целан посетил Израиль в 1969 г., они вновь встретились. После возвращения в Париж Целан пишет цикл стихов, который посылает Илане.
54 Воспроизводим это стихотворение (Иностранная литература. 2012, № 10):
Вена, 24.(7)06.1948
В Египте
Для Ингеборг Скажи глазам иноземки: «Водой обратись!» Отыщи в глазах её тех, кто водой обратился. Позови их, пусть выйдут вновь из воды:
Руфь, Ноэми, Мириам. Убери украшеньями их, когда возляжешь с чужой. Убери украшеньями их из облачных прядей чужой. И скажи, чтоб услышали Руфи, Мириам, Ноэми: Смотрите, я сплю с ней! Убери иноземку лучшими из украшений. Убери её болью своей за Руфь, Мириам, Ноэми. И скажи иноземке: Смотри, я с этими спал!
Пер. А. Прокопьева
55 Из письма Пауля Целана Ингеборг Бахман от 31 октября 1957 г.: «Вспомни "В Египте". Каждый раз, читая это стихотворение, я вижу, как в него входишь ты: ты для меня основа жизни, между прочим, и потому, что была и остаёшься оправданием моего говорения» (Там же).
56 Св. Нил Россанский, Нил Младший (910-1004) — итал. монах византийского обряда, отшельник, каллиграф, основатель гре-кокатол. монастыря Гроттаферрата (1004).
57 Симона Вейль (1909-1943) — франц. философ, христ. мистик; автор соц.-полит. и этических сочинений. На рус. яз. переведено эссе Вейль, в котором есть её рассуждение о не-действии: Сказка братьев Гримм «Шесть лебедей» // «Сердцевина радо-
173

сти»: Эссе и письма Симоны Вейль // Синий диван. 2011, № 16. С. 129-132.
58 Имеется в виду стихотворение Сесара Вальехо (см. прим. 43) Himno a los voluntarios de la Republica [Гимн волонтёрам Республики].
59 Леви Примо (1919-1987) — итал. поэт, эссеист, переводчик. В 1943 г. был арестован и отправлен в лагерь для евреев под Моденой, затем переведён в Освенцим, где провёл 11 месяцев. В 1947 г. вышла его книга о заключении в лагере «Человек ли это?» (на рус. яз.: М.: Текст, 2001). После этого последовали другие произведения (проза и стихи), устные выступления Леви, свидетельствовавшие о том, что происходит в лагере с человеком. О «свидетельстве» Леви Агамбен рассуждает в своей книге «Homo sacer. Что остаётся после Освенцима: архив и свидетель» (М.: Европа, 2012).
60 Речь идёт о Гуго фон Гофманстале (1874-1929), австр. поэте, критике, издателе.
61 Здесь Агамбен цитирует незаконченный трактат Данте «О народном к р а с н о р е ч и и » [De Vulgari Eloquential (1303-1304) — кн. 1, гл. 16.
62 Франческо М о р о н ч и н и — итал. редактор прошлого века, составитель одного из самых известных изданий Леопарди: Leopard! G. Canti di G i a c o m o Leopardi / Edizione critica ad opera di Francesco Moroncini. Bologna: Licinio Cappelli, 1927.
63 Эдгар Винд (1900-1971) — нем. историк искусства, ученик Эрвина Панофского и Аби Варбурга. «Искусство и анархия» — наиболее известная книга Винда (1963), составленная из радиолекций для ВВС. В ней он спорит со сторонниками формально-стилистического метода, так же, как и с теми, кто декларирует «чистое искусство».
64 Новая сакристия — усыпальница рода Медичи при базилике Сан-Лоренцо (Флоренция), над которой работал Микеланджело в 1520-1534 гг.
65 Карл Лахман (1793-1851) — нем. филолог-классик. Он впервые сформулировал правила подготовки научного издания античных текстов.
66 Джеймс Лорд (1922-2009) — амер. писатель и критик, друживший со швейц. скульптором Альберто Джакометти и написав-
174

ший его биографию под названием «Портрет Джакометти» (Lord! A Giacometti Portrait. 1965).
67 Этому евангельскому сюжету автор посвятил отдельное исследование. См. на рус. яз.: АгамбенДж. Пилат и Иисус. М.: Grundrisse, 2014.
68 Здесь явно Агамбен описывает метод, близкий и ему самому: одни и те же сюжеты переходят у него из одной работы в другую, получая новое развитие.
69 Цит. по: PasoliniP. Petrolio [Нефть].Turin: Einaudi. 1993. P. 3.
70 Д ж о р д ж о Манганелли (1922-1990) — итал. писатель, переводчик, лит. критик, теоретик неоавангарда.
71 Речь идёт о письме итал. писателя Итало Кальвино (1923-1985) к Д ж о р д ж о Манганелли от 7 марта 1969 г. — см. «Приложение» к кн.: ManganelliG. N u o v o c o m m e n t o . Milano: Adelphi. P. 149-150.
72 Стефан Малларме (1842-1898) — франц. поэт-символист. П. Вер-лен отнёс его к «проклятым поэтам». По мысли Малларме, книга есть вершина искусства, именно она должна выразить «связь всего со всем». Стремясь создать подобную книгу (которую так и назвал Livre), он понимал непосильность задачи. Задуманная Малларме «Книга» использовала методы комбинаторной литературы: у страниц, за которыми не был закреплён порядок, не было границ. Анонимность, разные шрифты и кегли, случайность расположения текста на странице — черты «абсолютного текста» Малларме. Не надеясь осуществить свой замысел, поэт хотел явить хотя бы его фрагмент, который имел бы все черты задуманного труда.
Части и наброски к «Книге» впервые были опубликованы франц. учёным Жаком Шерером (1912-1997) в 1957 г. Шерер считал, что поэма Малларме «Бросок игральных костей» (1897) и есть осуществлённый образец «Книги».
73 Палингенез — концепция, корни которой уходят в античную философию, обозначавшая возрождение мира после его уничтожения во вселенском пожаре. Получила свой отзвук в различных религиозных моделях как обновление человеческой души после соответствующих ритуалов.
74 Римский Миссал — католический свод текстов церковных служб.
75 ДантеАлигьери. Новая жизнь / Пер. А. Эфроса. М.: Художественная литература, 1967. С. 23.
175

76 Там же.
77 ДантеАлигьери. Ад. Песнь XV, 4 - 6 // Божественная комедия. С. 68. Дословно: «Вылетающий навстречу суду без защиты (экрана)».
78 Данте Алигьери. Чистилище. Песнь X, 126 / / Т а м же. С. 200.
79 Иван Иллич (1926-2002) — австр. философ, лингвист хорватского происхождения. Влияние моделей и форм грамотности на стиль мышления, переход от устного восприятия действительности к письменному, а через него к книжной культуре — вопросы, рассматриваемые в его книге «В винограднике текста» (1993). Один из любимых методов исследования Иллича, названный им «археологией идей», — восстановление и использование старых представлений для понимания нового.
80 Речь идёт о сборнике писем франц. поэта Рене Домаля (1908-1944) , который вышел в миланском издательстве Adelphi под редакцией Клаудио Ругафьори; //lavoro su dise. Lettere a Genevieve e Louis Lief (1998).
8' Ibid. P. 118.
82 Ibid. P. 121.
83 Daumal Rene. La conoscenza di se [Самопознание] / Milano: Adelphi, 1972. P. 177.
84 Daumal Rene. II lavoro su di se. P. 77.
85 Из письма А. Рембо франц. поэту Полю Демени (1844-1918) от 15 мая 1871 г. (CEuvres completes. Paris: Gallimard, 1954. P. 270).
86 Ibid.
87 Рембо А. О д н о лето в аду / Пер. М. Кудинова // Рембо А. Стихи. М.: Наука (серия «Литературные памятники»), 1982. С. 173.
88 Там же. С. 169.
89 «Но когда совершенное содержание в совершенстве выявлено в художественных образах, тогда стремящийся дальше дух отвращается от этой объективности, отталкивает её от себя и возвращается в свою внутреннюю жизнь. Таким является наше время. Можно, правда, питать надежду, что искусство и дальше будет расти и совершенствоваться, но его форма перестала быть высшей потребностью духа. Мы можем находить греческие статуи богов превосходными, а изображения бога отца, Христа и Марии достойными и совершенными, — это ничего не изменит: мы всё же не преклоним колен» — см.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 1. М.: И с к у с с т в о , 1968. С. 111 - 1 1 2 .
176

Перевод с лат. по изд.: Thomas Aquinas. Summa contra Gentiles. Rome: Desclee and Herder, 1934. P. 261. Ibid.
Хуго Балль (1886-1927) — нем.-швейц. поэт, драматург, критик. Главный организатор и вдохновитель деятельности дадаистов в Цюрихе, основал «Кабаре Вольтер» (1916). В 1920 г. вернулся к христианству, которое его, воспитанного в католических традициях, интересовало с ранних лет. Написал книгу «Византийское христианство» (1923; на рус. яз. — СПб.: Владимир Даль, 2008).
См.: БалльX. Из книги-дневника «Бегство из времени»//Дадаизм и дадаисты / Сост. В. Седельника. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 397. «Большое стекло» или «Невеста, раздетая её холостяками, одна в двух лицах» — программная работа Марселя Дюшана (1887-1968), над которой он работал в 1915-1923 гг. и к которой вернулся в 1936 г., чтобы интегрировать в работу т р е щ и н ы на стекле, полученные при её транспортировке. Выполнена из стекла, масляных красок, свинцовой фольги, проволоки, закрепителя, пыли. Воспоминания Дюшана об истории создания работы см.: Томкинс К. Марсель Дюшан. Послеполуденные беседы. М.: Grundrisse, 2014. С. 112-114.
«Редимейды» (от англ. «готовые к употреблению») — обычные предметы, выставлявшиеся Дюшаном в качестве произведений искусства: поставленное на табурет велосипедное колесо (1913), подставка для сушки бутылок (1914), наконец, «Фонтан» — купленный в магазине писсуар, который Дюшан перевернул и подписал одним из своих псевдонимов, М. Rutt 1917 [Дурак 1917]. DuchampM. Duchamp du signe. Paris: Flammarion, 1994. P. 172. Klein Y. Le Depassement de la Problematique de I'Art et autres ecrits [Преодоление проблематики искусства и другие сочинения]. Paris: Ёсо1е Nationale Superieure des Beaux-Arts, 2003. P. 230. Ibid. P. 236.
Здесь Агамбен сократил текст Ги Дебора: «...не упраздняя его. Критическая позиция, выработанная с этих пор ситуациони-стами, показала, что и упразднение, и воплощение искусства является двумя нераздельными аспектами одного и того же п р е о д о л е н и я искусства» — Ги Дебор. Общество спектакля / Пер. С. Офертаса, М. Я к у б о в и ч . М.: Л о г о с , 2000. С. 103.
177

100 Кристина Кампо (1923-1977) — итал. писательница, поэтесса и переводчица. Выросла в артист, семье, где не приняты были религиозные настроения. Первый религиозный опыт К. Кампо пережила под влиянием произведений С. Вейль. С годами интерес к религии усилился: главным образом её привлекала худож. сторона богослужения. Попав однажды в Риме на службу в православной церкви, была покорена красотой византийского обряда. «Византийский дневник» — сборник стихотворений, отражающих это настроение.
101 Gliimperdonabili [Непростительные, итал] — заглавие сборника Кристины Кампо, в который вошли практически все её произведения; «непростительными» или «неспособными добиться прощения» она называла писателей, обладавших «страстью к совершенству».
102 De Stefano С. Belinda е il mostro. Vita segreta di Cristina C a m p o [Белинда и чудовище. Тайная жизнь Кристины Кампо]. Milano: Adelphi, 2002. P. 180.
103 Пьер Эжен Марселей Бертло (1827-1907) — франц. учёный-химик, историк науки. Автор «Происхождения алхимии» (1885).
104 Эдмунд Оскар фон Липпман (1857-1940) — нем. учёный-химик, автор трёхтомного труда «Происхождение и распространение алхимии» (1919).
105 Юлиус Эвола (1898-1974) — итал. философ. Автор ряда работ по эзотерикеиоккультизму.Отстаивалценностикастовогообщества.
106 Фул канелли — п с е в д о н и м л е г е н д а р н о г о алхимика XX века. Личность не установлена.
107 Мирча Элиаде (1907-1986) — румын, философ, историк религий. Автор многих статей, в том числе «Алхимия», для многотомной «Энциклопедии религий», вышедшей в Нью-Йорке в 1980-х гг.
,08 Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства / Пер. Н. Абалаковой, С. Балашовой, Н. Кулаковой, А. Старостиной, М.: Академический проект, 2009. С. 343-344.
,09 Элиаде М. Кузнецы и алхимики / Пер. А. Старостиной // Азиатская алхимия. М.: Янус-К, 1998. С. 236.
110 Theathrum Chemicum (1602-1661, Страсбург) — шеститомное собрание манускриптов по алхимии.
178

1.1 Bibliotheca chemica curiosa (1702, Женева) — двухтомное собрание текстов по алхимии. Занимает второе место по охвату темы после Theathrum Chemicum.
1.2 Museum Hermeticum (1625 — первая редакция, Франкфурт) — сборник текстов по алхимии.
1.3 «Книга о составе великого камня» — входит в III том Theathrum Chemicum.
"4 Раймон Руссель (1877-1933) — франц. писатель. По словам Рус-селя, он строил свою прозу на подборе слов, близких по звучанию, превращая текст в «смысловые уравнения». Большая часть его текстов была опубликована лишь после смерти. Его творчество пережило посмертный бум, особенно в среде сюрреалистов, отчасти дадаистов и постструктуралистов. М. Фуко и М. Лейрис посвятили ему свои исследования.
1.5  Weil5. Quaderni (Тетради]. Milano: Adelphi, 1988. Vol. III. P. 163.
1.6 Ibid. P. 164.
117 А н р и Корбен (1903-1978) — франц. историк ислама, исследователь суфийской мистики и шиитского гностицизма.
1,8 Corbin Н. L'lmam nascosto [Скрытый имам]. Milano: SE, 2008. Р. 21-22.
119 Цит. по изд.: Dreyfus Н„ Rabinow P. Michel Foucault: Beyond Structuralism and Hermeneutics [Мишель Фуко: по ту сторону структурализма и герменевтики]. Chicago: The University of Chicago Press, 1983. S. 237.
120 Фуко M. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / Пер. А. Пого-няйло. СПб.: Наука, 2007. С. 14-20.
121 Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. Введение / П е р . С. Табачниковой II Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. С. 279,282.
122 Там же. С. 279-280.
123 Foucault М. Dits et ecrits. 1954-1988. [Сказанное и написанное]. Vol. IV. Paris: Gallimard, 1994. P. 714.
124 Мишель Бреаль (1832-1915) — франц. лингвист, автор термина «семантика».
125 Цит. по: FoucaultМ. L'Hermeneutique du sujet [Герменевтика субъекта]. Paris: Gallimard, 2001. P. 514.
179

126 X. Дрейфус, П. Рэбиноу — редакторы четырёхтомного собрания работ Фуко «Сказанное и написанное. 1954-1988» (см. прим. 123) и авторы книги о Фуко (см. прим. 119).
127 Foucault М. Dits et ecrits. 1954-1988. [Сказанное и написанное] Vol. IV. Р. 3 9 2 - 3 9 3 .
128 FoucaultМ. II bel rischio [Прекрасная опасность]. Napoli: Cronopio, 2013. P . 49.
129 Перевод по изд.: /С/ее/?Gedichte [Стихи]. Zurich: Arche, 1960. S. 87.
130 Ср.: Klee P. Das bildnerische Denken. Schriften zur Form u n d Gestaltungslehre [Образное мышление. Работы по теории формы и дизайна]. Basel: Benno Schwab, 1964. S. 17.
131 Здесь и далее перевод по изд: TagebQcher von Paul Klee. 1898-1918. Koln: M. DuMont Schauberg Verlag, 1957. S. 313.



Указатель имён

А
Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) А в р е л и й (354-430), христ. теолог 103,108,109
Агнон (Ад поп) Шмуэль Йосеф (1887-1970), е в р е й с к и й писатель 11
Адо (Hadot) Пьер (1922-2010), франц. историк античной философии 156
Апулей (Apuleius) (ок. 124 н. э. — ?), др.-рим. писатель 13
Аристотель (384-322 до н. э.), др.-греч. философ, учёный 49-52,64, 66-67,112,124, 127,129,135,142,170,171
Ариха (Arikha) А в и г д о р ( 1 9 2 9 -2010), израильский и франц. живописец, график 88
Арнаут (Арно; Arnaut) Даниэль (ок. 1150 — ок. 1200), провансальский поэт-трубадур 71
Б
Бааль ШемТов Исраэль {наст, имя — Исраэль бен Элиэзер) (1698-1760), основатель хасидского движения в иудаизме 11
Балль (Ball) Хуго (1886-1927), нем. писатель, поэт 141
Барт (Barthes) Ролан(1915-1980), франц. философ 101
Бах (Bach) Иоганн Себастьян (1685-1750), нем. композитор 45
Бахман (Bachmann) Ингеборг (1926-1973), австр. писательница, поэтесса, переводчица 87,89,167, 172-173
Беатриче (Beatrice, 1266/1267-1290), муза Данте 127
Бенвенист (Benveniste) Эмиль (1902-1976), франц. лингвист, культуролог 35
Беньямин (Benjamin) Вальтер (1892-1940), нем. философ 16, 27,54,74, 97, 168-170, 172
Бертло (Berthelot) Пьер Эжен Марселей (1827-1907), франц. химик, историк науки 147-148
Больк (Во Ik) Л у и с (1866-1930), голл. врач, эмбриолог 68
182

Боннар (Bonnard) Пьер (1867-1947), франц. живописец 110
Бонфуа (Bonnefoy) Клод (1929-1979), франц. лит. критик 159
Бреаль (Вгёа!) Мишель (1832-1915), франц. лингвист 158,179
Брод (Brod) Макс (1884-1968), немецкояз. журналист, публикатор сочинений Ф.Кафки 39
В
Вальехо (Vallejo) Сесар (1892-1938), перуанский писатель 71,172,174
Вейль (Weil) Симона (1909-1943), франц. философ, религ. мыслитель 94,106, 152-153,178
Веласкес (Velasquez) Д и е г о (1599-1660), исп. живописец 63,65
Винд (Wind) Эдгар (1900-1971), нем. и с т о р и к искусства, философ 107
Витгенштейн (Wittgenstein) Л ю д в и г (1889-1951), австр. философ 48
Г
Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), нем. философ 85,139
Гёльдерлин (Holderlin) Фридрих (1770-1843), нем. поэт 3 7 , 7 1 , 8 4 - 8 5 , 107,172
Гонорий Августодунский (Honorius Augustodunensis) (1080-1156), схоласт, историк, живший сначала в Англии, а затем в Германии 24
Гофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1874-1929), австр. поэт, критик, издатель 98
Гульд (Gould) Гленн (1932-1982), канадский пианист 54
Гурджиев Георгий Иванович (1872-1949), греко-армянский философ-мистик 132
д
Данте Алигьери (Dante
Alighieri) (1265-1321), итал. поэт 19,56-57,99,127
Дебор (Debord) Ги (1931-1994), франц. философ, историк, писатель, художник-авангардист, основатель Ситуационистского интернационала 144
Делёз (Deleuze) Жиль (1925-1995), франц. философ 45-47,49, 53
Демени (Demeny) Поль
(1844-1918), франц. поэт 137-138
183

Демокрит (ок. 470. — ок. 370 до н. э.), др.-греч. философ 146
Д ж а к о м е т т и (Giacometti) Альберта (1901-1966), швейц. скульптор, живописец, график 108, 174-175
Джеймс (James) Генри (1843-1916), амер. писатель 13, 20,168
Домаль (Daumal) Рене (1908-1944), франц. поэт, писатель 131-133,135
Достоевский Фёдор Михайлович (1821-1881), писатель 25-26,169
Дрейфус (Dreyfus) Хьюберт (р. 1929), амер. философ 159,180
Дюшан (Duchamp) Марсель (1887-1968), франц. и амер. художник-модернист, теоретик искусства 141
Е Еврипид (ок. 480 до н. э. — 406 до н. э.), др.-греч. поэт-драматург 135
Ж
Жильбер-Леконт (Gilbert-Lecomte) Роже (1907-1943), франц. поэт 131-132
Зальцман (Saizmann) Жанна де (1889-1990), ученица и последовательница Г. Гурджиева 131
И
Иллич (lllich) Иван (1926-2002), австр. философ, социолог, лингвист 128
Исраэль из Ружина (1797—1850), хасидский праведник Волыни и Украины 11
К
Кальвино (Calvino) Итало (1923-1985), итал. писатель-неореалист 115-116,175
Кампо (Сатро) Кристина (псевдоним Виктории Гуэррини, Guerrini) (1923-1977), итал. писательница, поэтесса, переводчица 144-145,151-152,155
Канетти (Canetti) Элиас (1905-1994), австр. писатель 85
Капрони (Caproni) Д ж о р д ж о (1912-1990), итал. поэт, лит. критик, переводчик 71
Кафка (Kafka) Франц (1883-1924), немецкояз. писатель 39,62,106-107
Кереньи (Kerenyi) Карл (1897-1973), венгерско-швейц. филолог, теолог 13
184

Клее (Klee) Пауль (1879-1940), швейц. художник 160-162
Кляйн (Klein) Ив (1928-1962), франц. художник 141-143
Коген (Cohen) Герман (1842-1918), нем. философ 75
Корбен (Corbin) Анри (1903-1978), франц. философ, историк ислама 153
Л
Лафарг (Lafargue) Поль (1842— 1911), франц. экономист, полит, деятель 68
Лахман (Lachmann) Карл
(1793-1851), нем. филолог, критик 107
Л е в и (Levi) П р и м о (1919-1987), итал. поэт, эссеист, переводчик 97
Лейб Моше Эрблих из Сасова (1745-1807), праведник, основатель хасидской династии 11
Леопарди (Leopardi) Джакомо (1798-1837), итал. поэт-романтик 104-105,171, 174
Липпман (Lippmann) Эдмунд Оскар фон (1857-1940), нем. учёный-химик 147
Лира Николай де {лат. Nicolai de Lyra; франц. Nicolas de Lyre) (1270-1349), франц. церк. деятель, богослов, толкователь Библии 42
Лорд (Lord) Джеймс (1922-2009), амер. писатель, критик 108
Лютер (Luther) Мартин (1483-1546), христ. богослов, инициатор Реформации в Германии 103


Магид из Межирича (Дов-Бер из Межирича) (1704-1772), деятель хасидского движения 11
Малевич (польск. Malewicz) Казимир Северинович (1878-1935), х у д о ж н и к -авангардист, теоретик искусства 68
Малларме (Mallarme) Стефан (1842-1898), франц. поэт 117-120,122,130
Манганелли (Manganelli) Д ж о р д ж о (1922-1990), итал. писатель, переводчик, лит. критик, теоретик неоавангарда 114-117, 120,130
Меркельбах (Merkelbach) Рейнгольд (1918-2006), нем. филолог-классик 13
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564), итал. скульптор, живописец, архитектор, поэт 107
185

Моравиа (Moravia) Альберто (1907-1990), итал. писатель 111
М о р о н ч и н и (Moroncini) Франческо (1866-1935), итал. редактор, издатель 104-105,107
Н
Нил Россанский, Нил Младший (910-1004), итал. монах византийского обряда, отшельник, каллиграф, основатель грекокатол. монастыря 92
Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844-1900), нем. философ 25-26,109
Новалис (Novalis) (наст, имя ифам. Фридрих фон Харденберг; von Hardenberg) (1772-1801), нем. поэт, философ 107
О О р и г е н (ок. 185-254), греч. христ. богослов 36-37,43
П
Пазолини (Pasolini) Пьер Паоло (1922-1975), итал. писатель, кинорежиссёр 110-112 Пилат, см. Понтий Пилат Платон (428/427-348/347 до н. э.), др.-греч. философ 67, 103,129
Понтий Пилат (Pontius Pilatus), с 26 г. н. э. наместник Иудеи, отстранён от должности в 3 6 - 3 7 гг.; согласно Евсевию Кесарийскому, покончил с собой в 39 г. 109
Пруст (Proust) Марсель (1871 -1922), франц. писатель 145
Р
Рембо (Rimbaud) Артюр (1854-1891), франц. поэт 71,136, 138,139,151,164
Рембо (Rimbaud) Изабель (1860-1917), сестра А.Рембо 138
Ридольфи (Ridolfi) Карло (1594-1658), итал. художник, писатель 59
Ругафьори (Rugafiori) Клаудио, совр. итал. филолог, издатель 131
Руссель (Roussel) Раймон (1877-1933), франц. писатель 151
Рэбиноу (Rabinow) Пол (р. 1944), амер. антрополог 159
С
Сезанн (Cezanne) Поль (1839-1906), франц. живописец 108
Сервациус (Servatius) Роберт (1894-1983), нем. юрист, адвокат А. Эйхмана 24
186

Симондон (Simondon) Жильбер (1924-1989), франц. философ 56
Спиноза (Spinoza) Бенедикт (Барух) (1632-1675), н идерл. философ 69, 71, 80,164
Т
Тициан (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1488/90-1576), итал. живописец 57-60,65
Тракль (Trakl) Георг (1887-1914), австр. поэт 71
Ф
Фейербах (Feuerbach) Людвиг (1804-1872), нем. философ 46
Фома Аквинский (Thomas Aquinas) (1225-1274), философ, теолог 48,140
Ф о с и й о н (Focillon) А н р и (1881-1943), франц. историк • искусства 56
Фрейд (Freud) Зигмунд (1856— 1939), австр. психиатр 152
Фриш (Frisch) Макс (1911-1991), швейц. писатель 87
Фуко (Foucault) Мишель (1926-1984), франц. философ, культуролог 45, 155-159
Фулканелли (Fulcanelli), псевдоним одного
УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН
из наиболее известных алхимиков XX в.; личность не установлена; публиковался в Париже 147
X Хайдеггер (Heidegger) Мартин
(1889-1976), нем. философ
85 Хаузнер (Hausner) Гидеон
(1915-1990), израильский
юрист, политик, гос.
обвинитель на процессе
А. Эйхмана (1961) 23-24
ц
Целан (Celan) Пауль (1920-1970), немецкояз. поэт, переводчик 85,87-90,92, 167,172-173
Ш
Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм (1775-1854), нем. философ 85
Шерер (Scherer) Жак (1912-1997), франц. учёный, филолог, театровед 117-118
Шлегель (Schlegel) Фридрих (1772-1829), нем. философ, лингвист 107
Шмуэли (Shmueli) Плана
(1924-2011), израильская писательница 89,92
187

Шолем (Scholem) Гершом (Герхард) (1897-1982), еврейский философ, историк религии и мистики 11,15-16,83, 168
Штангль (Stangl) Франц (1908-1971), нацистский воен. преступник 27
Э
Эвола (Evola) Юлиус (1898-1974), итал. философ, писатель 147
Эйхман (Eichmann) Отто
Адольф (1906-1962), нем. офицер, сотрудник гестапо 2 3 - 2 5 , 27, 29
Элиаде (Eliade) М и р ч а ( 1 9 0 7 -1986), румын, философ, писатель, историк религии и мифологии 147
Ю
Юнг (Jung) Карл Густав (1875-1961), швейц. п с и х и а т р 147


Список иллюстраций
С. 14. Триптолем получает семена пшеницы отДеметры
и благословения от Персефоны. V в. до н. э. Национальный
археологический музей, Афины. С. 21. Жан-Батист Шарден. Портрет художника Жозефа Аведа
(Химик в своей лаборатории). 1734. Лувр. С. 41. Рембрандт. Пророчица Анна. 1631. Риксмузеум, Амстердам.
С. 47. Кадры из фильма «Алфавит Жиля Делёза». Режиссёр Пьер-
Андре Бутан. Продолжительность 7,5 часа. 1988-1989. С. 58.  Тициан. Благовещение. 1564. Базилика Сан-Сальвадор,
Венеция С. 60-61. Тициан. Благовещение. Фрагмент.
С. 89. Ингеборг Бахман и Пауль Целан. Фото неизвестного автора.
С. 91. Александр Иванов. Народ собирает манну небесную. 1850-е.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. С. 95. Рогир ван дер Вейден. Читающая Мария Магдалина.
Фрагмент. 1435-1438. Национальная галерея, Лондон. С. 96. Карл Шпицвег. Книжный червь. 1850. Собрание Георга
Шефера, Швайнфурт. С. 105. Титульный лист и страницы книги Леопарди «Песни»,
изданной в 1927 г. Ф. М о р о н ч и н и [LeopardiG. Canti di
G i a c o m o Leopardi / Edizione critica ad opera di F. Moroncini.
Boiogna: Licinio Cappelli, 1927]. C. 119. Эдуард Мане. Портрет Стефана Малларме. 1876. Музей
Д'Орсэ, Париж. С. 125. Франс Хальс. Евангелист Матфей. 1623-1625. Музей
западного и восточного искусства, Одесса. С. 134. Элевсинские мистерии. Гидрия, Варрезский вазописец.
Ок. 430 до н. э. Берлинское античное собрание. С. 143. Ив Кляйн. Прыжок в пустоту. 19 октября 1960. С. 149. Титульный лист одного из шести томов собрания
манускриптов по алхимии. Страсбург, 1602-1661. С. 161. Пауль Клее. Коронованный поэт. Перчаточная кукла.
Центр Пауля Клее, Берн. С. 162. Пауль Клее. Южные (Тунисские) сады. 1919. Музей
Метрополитен, Нью-Йорк.
191