Э. Доманска
Философия истории после постмодернизма. — М.: «Канон+»
РООИ «Реабилитация», 2010. — 400 с.
АРТУР ДАНТО
Эстетика
неотделима от науки.
Скажите, как оформился Ваш интерес к теории истории?
Кто был источником Вашего вдохновения?
Я
поступил в городской колледж Уэйна, ныне государственный университет, в
Детройте, штат Мичиган. Я был ветераном Второй мировой
войны, одним из сотен вышедших в отставку ветеранов, взрослых и намного более
серьезно настроенных студентов, чем те, кто когда-либо попадали в университеты
в таких количествах. Всё это создавало прекрасную интеллектуальную атмосферу.
Я изучал искусство, поскольку лелеял надежду стать художником, но у меня были
самые широкие интеллектуальные интересы, так что я посещал те курсы, которые
меня интересовали. Мое увлечение историей было инспирировано талантливым и
мудрым преподавателем Уильямом Боссенбруком, чьи
курсы по медиевистике и Ренессансу были невероятно захватывающими. Боссенбрук был весьма начитан в философии и в ходе занятий
опирался на свое знание философии. Первые послевоенные годы принесли с собой в
Америку экзистенциализм, и я обнаружил, что философия весьма увлекательна,
особенно в том отношении, в каком ее использовал Боссенбрук,
рассуждая о прошлом. Невозможно описать его семинары, но каждый ощущал, что нет ничего не заслуживающего внимания и что Боссенбрук
рассматривает всё окружающее, как каким-то образом связанное с чем-то
еще. У него был ассистент по имени Мильтон Ковенски,
который был начитан даже
236
еще
больше, чем сам Боссенбрук. Я помню, как зашел как-то
в офис Боссенбрука и услышал, как они оба ссылаются
на какую-то книгу, которую другие преподаватели не читали. Это просто
опьяняло. В моей книге об истории я поблагодарил Боссенбрука,
сказав (приберегая тезис об его уникальности на крайний случай), что,
вдохновленный его примером, я решил стать историком1.
Другие курсы по истории, по сравнению с курсом Боссенбрука,
были совершено занудны. К несчастью, это можно сказать
и о занятиях по философии в Уэйне. Там преподавал такой ужасный профессор по
имени Трапп, который настаивал на том, что посещать занятия с углубленным
изучением философии может только тот студент, который предварительно прослушал
вводный курс самого Траппа, что я делать отказался: только тот, кто не прошел
через четыре года войны, мог стерпеть проявление такой мелочной власти. Поэтому
искусство было хорошим предметом для специализации; тем более, что нам преподавал талантливый историк Эрнст Шейер, который открыл мне многие перспективы на будущее и стал
по-настоящему другом. С Боссенбруком я близко
сойтись не мог: он был как своего рода шаман.
В
любом случае, я очень много читал по философии истории;
особенно мне был интересен Шпенглер, а также Тойнби. Последний важен косвенно,
потому что я прочитал все рецензии, вышедшие в однотомном сокращённом издании
его «Постижении истории», и все они были крайне отрицательными2. Из этого я усвоил, что промахи, как у Тойнби,
никогда не случатся со мной; а также понял, к чему может привести серьезное
чтение. Я читал Коллин-
1 В предисловии к «Аналитической философии истории» Данто писал: «Лекции Боссенбрука
по истории ... пробудили во мне и в целом поколении студентов интерес к миру
разума. Его лекции были самыми интересными из всех, которые я когда-либо слышал
и в результате я посвятил свою жизнь истории» / А. Данто.
Аналитическая
философия истории. М., 2001. С. 8.
2 Toynbee,
Arnold. A Study of History. 2nd ed. London. 12 vols.: Oxford Univ. Press,
1935-61.
237
гвуда и
немного о Марксе и Гегеле по
работам Сиднея Хука. Хук произвел на меня большое впечатление благодаря
ясности стиля своего изложения; в то время я воспринял это как мощь его интеллекта.
Позже я научился смотреть сквозь аргументацию такого рода, но тогда я был совершенно
ослеплен. Я надеялся заниматься исследованиями вместе с Хуком в Нью-Йоркском
(городском) университете после получения диплома, но поскольку, будучи студентом,
я не изучал философию, они отказались принять меня. А вот Колумбийский
университет, как тогда, так и сегодня, заинтересован в студентах, которые знают
что-нибудь еще, кроме философии, и я отправился туда. В Колумбийском
университете я работал вместе с Эрнстом Нагелем, и его курс по философии
социальных наук дал мне инструменты для исследования исторического мышления.
Вы считаете, что Ваш жизненный опыт повлиял на
формирование Вашего интереса к философии истории и искусства?
Да,
вполне определенно. Походы в Stable Gallery и разглядывание коробок Уорхола
было для меня истинным откровением, и мои работы по философии искусства стали
откликом на него1. Другой пример - мой опыт
художника. Марк Ротко, художник, рассуждал об
абстрактном экспрессионизме, который по его мнению,
будет жить целое тысячелетие. Вместо этого абстрактный экспрессионизм был
исчерпан в течение двадцати лет и был заменён чем-то настолько радикально
отличным от него, что исследователи, чья философия искусства сформировалась в
годы абстрактного экспрессионизма, едва ли успели перестроиться. Я писал об
этом, потому что жил в этом и это сделало меня восприимчивым к глубоким
историческим изменениям. И опять-таки: таков объективный порядок вещей.
Я
думаю, что различие между Нельсоном Гудменом и мной,
с одной стороны, и большинством философов ис-
1 Stable Gallery — художественная галерея, была основана Элеонор Уорд в Нью Йорке
в 1953 году.
238
кусства,
с другой, заключается в том, что мы занимались философией вне нашей частной
жизни. Нельсон, кроме того, был торговцем произведениями искусства, и проблема
их подделки была для него вполне понятной. Вы не можете делать философию из
философии других философов. Поистине, всё, что случилось со мной, нашло свое
выражение на листе бумаги: моя работа на самом деле есть постоянная
интеллектуальная автобиография, хотя, конечно, ее не надо специально читать
именно таким образом.
Как случилось,
что Вы переместили свой интерес от теории истории к философии и истории искусства?
Ну,
у меня были амбиции стать художником, и я посвятил им значительное время в
средней школе и после нее. Я на самом деле увлекался искусством и даже
выставлял свои работы в 1960-х годах, а потом прекратил. Отчасти потому, что
мир искусства изменился, но, главным образом, потому, что мне было чрезвычайно
интересно заниматься философией, и я не хотел делать что-то еще. Но мои практические
знания как художника привели меня к исследованию философии искусства: в связи
с этим меня попросили подготовоить доклад по
эстетике к ежегодному собранию Американской философской ассоциации в 1964 году.
Предполагалось, что его будет делать Пол Зифф, но так
как он не смог, то они обратились ко мне. Этот доклад назывался «Мир
искусства», и он стал весьма известным текстом, так что даже
институциональная теория искусства берет от него свое начало1.
Я понимал, что со временем напишу книгу по философии искусства, и полагал, что
она будет частью большой системы аналитической философии. В 1968 году я
опубликовал книгу по эпистемологии, а в 1973-м - по философии действия, и это
опять-таки был
Danto, A. «The Artistic
Enfranchisement of Real Objects: The Art-world». In Aesthetics: A Critical
Anthology. Ed. George Dickie and R. J. Sclafani. New York: St. Martin's Press,
1977.
239
предмет,
который я более или менее сам и придумал, предполагая, что рудименты моих идей
уже были предложены Витгенштейном и Элизабет Энскомб. Следующей стала аналитическая философия искусства,
и я написал об этом книгу где-то в 1970-х годах. Но я больше не расценивал ее
как «аналитическую философию искусства». Я назвал свою книгу «Преобразование
обычного». Она имела большой успех, была
поставлена в один ряд с «Языками искусства» Гудмена
как базовый текст в деле возрождения предмета исследования1.
В этой книге была изложена онтология искусства, подсказанная работами Энди Уорхола; а также предприняты
попытки дать некоторые ответы на вопрос о том, почему «коробки «Брило» Уорхола являются произведениями искусства, несмотря на то,
что выглядят как простые коробки из-под мыльных подушечек «Брилло»,
не представляющих собой никакого искусства вообще. Вопрос истории стал здесь
ребром, а именно: почему произведения искусства такого рода стали возможны
только в 1964 году, но не раньше? Это привело меня к Уайту: я думаю, что для
этого существовали реальные объективные возможности в мире искусства; и тому, почему
это так, должно быть дано какое-то объяснение. В любом случае, это вопрос,
который в данный момент занимает меня больше всего.
Кем
Вы себя считаете? Вы философ истории, философ искусства, критик?
Я
не думаю, что философы должны специализироваться на чем-то одном, потому что
ответ на вопрос в одной сфере исследований может быть более очевиден в смежной
области. Существует масса аналогий, которые вы упускаете. Я стараюсь тем или
иным образом не упускать из виду всю философию в целом. Но я также и не думаю,
что философы должны знать одну только философию. Мои философские труды об
искусстве интересны не-философам благодаря множеству
приводимых примеров. И это стало при-
1 Goodman,
Nelson. Languages of Art: An Approach to a Theory of Symbols. Indianapolis:
Bobbs-Merrill, 1968; Danto A. The Transfiguration of the Commonplace: A
Philosophy of Art Cambridge: Harvard Univ. Press, 1983.
240
чиной
того, что я стал искусствоведом. Я совсем не расцениваю те критические
заметки, которые я опубликовал в Nation, как применение философии к
искусству; но во многом они являются философским анализом, разработанным для
конкретных примеров из мира искусства1. Я
полагаю, что хотел бы быть известным как аналитический философ, в основном,
потому, что это означает следование логическому анализу и ясности изложения. При этом, безусловно, я не присоединяюсь к антиметафизическим или антисистематическим программам ранней аналитический
философии.
Где
Вы помещаете себя в современной философии (философии истории)
?
У
меня есть философская система, но нет философии. В этом я, как правило,
оппозиционен Рорти, который не доверяет системе, но
имеет философию. Дик и я хорошие друзья, но во всем друг с другом не согласны.
Ему очень нравится Фуко в своем стремлении дискредитировать все, что мешает
развитию человека, но на него не давят опасные повороты Фуко. Его жизнь
совершенно нормальна; он очень приятный человек, страшно любознателен и полон
всяких предвкушений. Я думаю, он полагает, что каждый может быть всем. Я
намного более пессимистичен. Он думает, что каждый должен быть Художником, но
он не знает, на что на самом деле похожи художники. Я в достаточной мере
постмодернист, чтобы верить в то, что никто не должен быть определяем
структурами, навязанными тендером, расой или чем-то еще; никто не должен быть
исключен из чего-то силой подобного рода факторов. Но это не значит, что нет
внутренних пределов.
На
самом деле никто не может быть художником в любом, заслуживающем внимания,
смысле. Или философом. Существуют талант и пределы возможностей, и это не
Nation - известный
левоориентированный журнал о политике и культуре;
издается в Ныо Йорке; основан в 1865 году.
241
может
быть результатом работы общества. Мои предки были евреями, а евреи пережили
тяжелые времена (вплоть до сегодняшнего дня), преодолевая внешние препятствия.
Мой кузен не смог стать философом по этим причинам (но он сумел стать известным
психиатром). Так что отсутствие внешних препятствий не имеет отношения к тому
факту, что одни люди являются более одарёнными, чем другие. Я думаю, что Рорти чувствует, что в этом смысле люди так же пластичны,
как и мир в представлении Фуко.
Я
полагаю, что моя философия истории была вполне оригинальна, - также, как исследования о действии и философии искусства. И
мои книги о Ницше, Сартре и странах восточного полушария все еще читают. Я
занимаюсь всем, что мне интересно, или всем, о чем я могу что-то сказать, что
вовсе не делает меня представителем философской школы. Рорти
считает меня картезианцем. Декарт действительно научил меня тому способу
мышления, который в целом совершенно верен, хотя было бы сумасшествием сказать,
что мои работы представляют собой такое мышление. Я учился у всех - у Гегеля,
Юма, Канта, Куайна, Фреге, Рассела, Ницше. Единственный
ярлык, который меня устраивает, - «аналитическая философия». Но это, как я
сказал, является приверженностью к ясности и логике - и ничего больше. Я
предоставляю себе, как писателю, все виды привилегий. Что я хочу на самом
деле, - так это стать известным, как писатель, который пишет, главным образом,
философские и искусствоведческие тексты. Я весьма профессиональный философ, но
я хочу писать так, чтобы каждый мог читать мои работы и получать удовольствие.
Иногда в шутку я говорю людям, что я «человек писем». У меня нет
дара писать нарративы, но я бы хотел, чтобы
мои книги, в лучшем случае, обладали структурой романов.
242
Какая Ваша любимая книга?
У
меня нет любимой книги. Есть книги, с помощью которых я обдумываю разные вещи,
- «Рассуждение о методе» Декарта, например, или «Бхагавад-гита»1. Иногда я хотел бы
быть способным видеть мир так, как учит этому «Дао Дэ
Цзин»;, но понимаю, что всегда видеть мир таким образом я не смогу. Думаю, что люблю Пруста «В
поисках утраченного времени», Эдварда Моргана Форстера «Дорога в
Индию», «Золотую чашу» Генри Джеймса . Чтобы
книга стала по-настоящему любимой, надо, чтобы она была о той жизни, которой я
живу. Ни одна из философских книг, которые я знаю, таковой не является. Я
восхищаюсь работами Витгенштейна, но не его
размышлениями. Мне нравятся романы Джейн Остин, особенно
«Доводы рассудка» и, возможно, «Миддлмарч» Джорджа
Элиот3. Примерно такой список.
' Декарт
Р. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989; Бхагавад-гита
(санскр. «Песнь Бога») — памятник древнеиндийской литературы на
санскрите, часть «Бхишма-парвы» «Махабхараты«,
состоит из 700 стихов. Бхагавад-гита.
Перевод с санскрита и примечания В. С. Семенцова. Издание второе,
исправленное и дополненное М, 1999. «Дао Дэ Цзин». «Древнекитайская философия». В 2-х т. М., 1972.
2 М. Пруст летом 1909 года написал эссе «Против Сент-Бёва», из которого впоследствии вырос многотомный
роман, который Пруст писал до конца жизни. В 1913 году роман получил название
«В поисках утраченного времени». Первая часть этого мега-романа, «Путь
Свана», увидел свет в 1913 году. Второй роман, «В цветущем саду», получил
в 1919 году премию братьев Гонкуров. До своей смерти в 1922 году Пруст успел
опубликовать пять частей цикла; остальные были опубликованы посмертно; Форстер
Э.М. Поездка в Индию / Пер. В.П. Исакова. Л.: Худож. лит.,
1937;
Forster, ЕМ. A passage to India
/ Предисл. II. Михальской. М: Progress, 1965; James Нету. The Golden Bowl. Intro. R. P. Black-mur. New York,
1952. Генри Джеймс - автор всемирно известных романов: «Женский портрет»,
«Священный источник», «Послы», «Золотая чаша». Он предтеча Джеймса Джойса и
Марселя Пруста. В переводе на русск. язык см. фильм «Золотая
чаша» 2000 г.. США — Великобритания - Франция
3 Остин Джейн. Доводы
рассудка. М, 2008.; Элиот Джордж. Миддлмарч.
М., 1988.
243
Каково Ваше мнение о постмодернизме? Можно ли
связать этот «феномен» с кризисом человеческих ценностей? Постмодернизм
призывает нас еще раз переосмыслить все в других терминах - терминах лингвистики
или, может быть, опыта. Должны ли мы и в самом деле опять все переосмыслить ?
Полагаю,
что лучший способ понять постмодернизм, -признать, что
модернизм был, кроме всего прочего, стилем - главным образом, в искусстве и
архитектуре, возможно в поэзии и музыке, который завершился около восьмидесяти
лет назад, - но был выражен фовистами и кубистами,
затем - футуристами, конструктивистами и супрематистами, далее «ар деко» - минимализмом и «живописью четких контуров».
Сюрреалистов и абстрактных экспрессионистов я располагаю здесь по касательной
линии. Искусство модернизма преимущественно характеризуется ясностью форм, высокой
оценкой механистичности, чистыми красками. Творчество Фернана
Леже является разновидностью модернисткой парадигмы.
Я думаю, что установки модернизма проникли глубоко в жизнь: большие города, например,
должны быть рационально и ясно сконструированы; так же как и здания, придающие
им форму. Модернизм, безусловно, воздействовал на способ дизайна автомобилей,
на осмысление семьи и стиль одежды. Коко Шанель
предложила модернистский взгляд на одежду: женщины, одетые в ее стиле, выглядят
как изящные машины1. Модернизм навязал определенный
тип механизированной политики. В том смысле, что мы должны относиться
к обществу так же, как части механизма относятся к нему целиком, как в раннем
русском модернизме. Боюсь, что фашизм и тоталитаризм тоже являются модернистскими
политическими формами. В конечном итоге, они стремятся вписать людей в некие
структуры и лелеют единообразие -
1 В оригинале - «женщины как "Soft machines")}. Данто
имеет в виду, что платья от Коко Шанель лишены таких
аксессуаров, как цветочки, рюшечки; своими чёткими
линиями они напоминают контуры самолетов или машин того времени. И всё же эти
платья весьма женственны.
244
как
это делали маоисты в Китае. Полагаю, что модернистская
философия могла бы быть логическим конструктивизмом, где работа Карнапа «Логическое
построение мира» выступала бы в качестве лучшего примера. В целом, модернизм
был ревизионистским, рациональным и, в неком широком смысле этого термина -
эстетическим феноменом.
Постмодернистская
философия, по определению, была антиформалисткой. Ее
выразителями были Витгенштейн и Остин,
защищавшие тезис о том, что обыденный язык вполне достаточен и не нуждается в
реконструкции. Поп-арт предложил такую же идею - обычные объекты повседневной
жизни значимы настолько, насколько они вбирают в себя это значение. В политике же произошло следующее: когда люди перестали думать о
себе как о занимающих определенное место (место женщины, «знать свое место»,
если вы принадлежите к низшим классам, «не нарушать правила поведения», если вы
студент, пытаться «быть незаметным», если вы темнокожий или еврей), тогда
привлекательность тоталитарного государства начала испаряться. Я думаю,
что вымывание концепта «места» и приветствие ординарности привело к коллапсу
коммунизма. Так что постмодернизм, как минимум, является миром «отсутствия
места» и оттого, что высшие идеалы так, как они специфицированы государством,
принадлежали модернизму, то постмодернизм наслаждался теми паттернами жизни, которые
легко воспринимались как вид себялюбия, что стало институализированным в эпоху
рейганизма, а также теми паттернами искусства,
которые рассматривались как разновидность безбрежного плюрализма. Это привело к
эрозии, или размыванию, границ; тендер - только начало этого процесса. Я
полагаю, что сегодня это можно увидеть,
245
например,
во всеядности: все кухни мира перемешались. Повсюду заметен трансвестизм.
Наблюдается разочарование в мужском начале, попытки вложить в мужчин
знание их феминной стороны, а в женщин - знание маскулинности. А искусство стало совершенно безграничным:
нечто может быть и живописью, и скульптурой, и спектаклем, -всем
вместе.
Конечно,
это можно воспринять, как кризис ценностей. Каждый из нас или вырос при
модернизме, или имел родителей-модернистов. Поэтому всё, чему мы научились,
можно ограниченно использовать в постмодернистском мире. Но я думаю, что жить
в этом времени замечательно. Конечно, оно имеет свои недостатки. Я имею в виду
эрозию приемов ведения войны, что, например, произошло в Боснии в ходе
гражданской войны.
Что
касается вашего предположения о том, что постмодернизм означает необходимость
переосмысления всего в терминах «лингвистики», то я в этом не уверен. Конечно,
существует идея «текста», ставшая центральной в континентальной философии. Нам
нравится думать о себе и об обществе, как о текстах; а отсюда наши отношения
друг к другу, основанные на том, насколько мы являемся частью такого же
общества, во многом текстуальны. Я чувствую, что это опять заставляет нас
понимать себя, как часть большей структуры, - совсем так, как говорил Фреге:
слово имеет значение только в Zusammenhang предложения1. Так и мы приобретаем смысл только в Zusammenhang большего
текста, а именно семьи, общества, институтов и тому подобное. Ну что же: может
быть, это и так. Но всё это вновь возвращает назад концепт «места», звучит как
своего рода органический модернизм. Задача философов - осмыслить,
насколько глубока и всеобща идея текста.
1 Zusammenhang-{нем.) - контекст,
связь.
246
Возможно,
мы не можем размышлять о постмодернизме логически; я имею в виду - в терминах формальной логики. Я могу сказать,
что постмодернизм, скорее, выражает, чем говорит. Одержимость языком и дискурсом, как говорил мне Франк Анкерсмит,
уже в прошлом, и мы должны изменить объект исследования. Может быть, пришло
время для изучения опыта? Можно ли сказать, что постмодернизм экзистенциален?
Он стремится к коммуникации, но не только вербальной (которая, безусловно,
ограничена). Возможно, именно поэтому многим исследователям интересно визуальное
искусство (живопись, например). Вы не считаете, что Ваши идеи могут быть
адаптированы к философии истории? По Вашему мнению, не перепрыгнули ли мы от модернистской вербалыюсти - с
помощью наррации - к постмодернистской
визуальности? Может быть, в будущем вместо того, чтобы сравнивать нашу жизнь с
романом, мы будем сравнивать ее с фильмом. Так что же: вместо вербального
рассказа мы имеем картину?
Это
не вопрос о постмодернизме, а постмодернистский вопрос - все виды вещей
соединены вместе друг с другом; это своего рода мультимедийный
вопрос. А я не уверен, что знаю, как отвечать на постмодернистские вопросы.
Возможно,
Анкерсмит прав, говоря, что определенный тип
философского анализа уже в прошлом, - тот, который Рорти
в своей ранней антологии назвал лингвистическим поворотом, и идея которого
заключалась в том, что с помощью того, что Куйан
назвал «семантическим акцентом», вопросы более легко поддаются обработке. Но
никого нельзя заставить мыслить таким способом. Никто не думает, что, описывая
«что мы говорим, когда...» (как рекомендует Оксфордская школа), мы сказали всё,
что должно быть сказано
247
в
философии. Это были интересные и ценные попытки, всё еще значимые; но они не
универсально интересные и важные. Так что лингвистическая философия, которая
десятилетие назад, или около того, рассматривалась как сердце философии,
сегодня если и не маргинальна, то имеет ограниченную ценность.
Я
условно согласен с Вами по поводу опыта. Важная работа Тома Нагеля - или, по
крайней мере, ее важное название «Что значит быть летучей мышью?» — показала,
что существует нечто такое, что очень трудно выразить в слове1.
Люди говорят такие вещи, как: «Ты не понимаешь, это свойственно только афроамериканцам». Или женщина может сказать, что есть нечто
такое, что делает женщину женщиной: тип опыта, который переживаем только тем,
кто на самом деле является женщиной. Так как феминизм является архетипически постмодернистским феноменом, я полагаю, что
вы можете сказать, что постмодернизм «всё больше и больше становится
экзистенциальным». Безусловно, это не является с необходимостью и всецело
чем-то индивидуальным: все афроамериканцы,
по-видимому, понимают то, что «свойственно афроамериканцам»;
все женщины понимают, что такое быть женщиной, и так далее; им не нужно
объяснять эти вещи друг другу (возможно, они и не могут объяснить это тому, кто
не является женщиной). Так что перенесение таких вещей в сознание есть начало
формирования у других людей уважения и признания этих вещей, и всё это,
возможно, к лучшему. Мужчина, который узнаёт что-то о том, что такое быть
женщиной, может научиться быть деликатным к подобным ощущениям; или, по
крайней мере, понять, что он должен принимать их во внимание, если хочет иметь
гармоничные отношения. Это, безусловно, содействует большему счастью до тех
пор, пока продолжает оставаться истинной идея о том, что есть нечто, что дает
возможность понимать смысл фра-
1 Thomas Nagel. «What
is it Like to be a Bat?» // T. Nagel. Mortal Questions. Cambridge:
Cambridge Univ. Press, 1979. P. 165-180.
248
зы «означает
быть этим», ну и так далее. И я думаю, что существует нечто, что значит «быть
мной».
Возможно,
я встану в один ряд с Рамсеем, сказав: «Если вы не можете сказать это, то вы
так же не можете этого и сделать». Но я думаю, что дискурс,
вероятно, должен быть дополнен чем-то еще, для того чтобы иметь возможность
коммуникации. Может быть, здесь и начинают работать ваши размышления о
противоположности визуального вербальному. Но я не
уверен, что вам нужно проходить весь путь к визуальному искусству, хотя множество
феминистских художников сегодня действительно предпринимают попытки показать,
что значит почувствовать, что ты женщина. Я предполагаю, что они считают:
мужчина способен понять такое искусство (многое из него, с другой стороны, совершенно
отвратительно).
Я
нахожу сомнительным ваше допущение о том, что нарратив
принадлежит модерну так же, как визуальное искусство постмодерну; вспомните,
что «модерн» был стилем искусства и что модернизм, вероятно, лучше всего представлен
в модернистском искусстве. Такое искусство было парадигмально
геометрично и прославляло формальные ценности. «Нарратив» был строго запрещен как «литературный» и
«декоративный». Искусство постмодерна само по себе позволяет нарратив, когда этого хочет; а оно почти систематически оппозиционно
формалисткой эстетике.
Что
касается адаптации моей философии искусства к философии истории, то я в
некотором смысле это уже сделал, рассуждая о «конце искусства» и имея в виду
конец определенного нарратива, который завершился в
момент преобразования, когда искусство переросло, как это и предвидел Гегель,
в философию. Я чувствую, что нарратив был присущ
историческому развертыванию искусства, и это главная причина того, что я стал нарративным реалистом и вы-ступил против таких авторов, как X. Уайт и Рош Карье, которые все еще понимают нарратив
как способ организа-
249
ции вещей'. Моя мысль заключается в том, что искусство, увлекаемое
нарративом, пришло к своему концу, оставив нас на постисторическом этапе, о котором говорят как о
постмодернизме. Я убежден в том, что наше время есть эра широкого плюрализма, и
что слишком узко называемое постмодернистское искусство впитывает в себя этот
плюрализм, производя взаимоисключающие работы - фотографические, живописные,
скульптурные и так далее -всё сразу.
Вы
не чувствуете себя соблазненным постмодернистским способом мышления? Вы
считаете себя постмодернистом ?
Я
сомневаюсь, честно говоря, в том, что вообще существует постмодернистский
способ мышления. Отрицая модернизм, который действительно был стилем, можно и
на самом деле регрессировать к временам традиционных обществ. Стиль
постмодернизма не имеет связного вида. Художник, такой как Герхард
Рихтер, является образцовым постмодернистским художником - реалист, абстракционист
и так далее, и так далее. Я не думаю, что нечто подобное может быть в историописании, но в жизни может: как видение Марксом себя
в качестве охотника ранним утром, когда человек не занимается неким
определенным делом, но переходит от одного занятия к другому в зависимости
оттого, как меняется его настроение2.
1 Рош Карье - современный американский философ искусства,
историк искусства, критик, работал в Case Western Reserve University
и в Cleveland Institute of Art. Автор широкоизвестной работы Principles
of Art Histoiy Writing University Park: Pennsylvania
State Univ. Press, 1991 и многих
других.
2 Данто ссылается здесь на
знаменитый пассаж из «Немецкой идеологии»: «Утром охотиться, после полудня
ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться
критике... («Дело в том, что как только начинается разделение
труда, у каждого появляется какой-нибудь определенный, исключительный круг
деятельности, который ему навязывается и из которого он не может выйти: он —
охотник, рыбак или пастух; или же критический критик и должен оставаться
таковым, если не хочет лишиться средств к жизни, - тогда как в комму-
250
В
философии я, скорее, модернист, чем не модернист. Я всё еще считаю общую
идею конструктивизма весьма притягательной, что означает, что кто-то создает
структуры, извлекая их из элементарных единиц. Я развил теорию действия, введя
в нее понятие базовых действий - действий, которые не имеют никаких
последующих действий как своих компонентов - и параллельную теорию познания.
Это значит, что можно идентифицировать структуры, через которые базовые
действия трансформируются в действия более высокого порядка и точно так же
поступать и с познавательными способностями. В истории понятие нарративных предложений подразумевает концепт того, что
можно назвать базовыми событиями. Это тот способ размышлять о вещах, который я
реализую как философ, и я убежден, что он отражает саму базовую структуру мышления.
Но я условным образом постмодернист в моем отрицании специализации: вы можете
(и должны) утром быть эпистемологом, в обед
эстетиком, а ранним вечером теоретиком действия. И я глубоко верю в плюрализм
в искусстве. Я никогда не был очарован тем, что люди определяют как
постмодернистский философский стиль; например, писать, как Деррида
или Лиотар. Так же я не думаю, что человек, обученный
аналитической философии, способен плениться ее стилем размышлений. Как вы
заметили, мой характер непостоянен: здесь
нистическом
обществе, где никто не ограничен каким-нибудь исключительным кругом
деятельности, а каждый может совершенствоваться в любой отрасли, общество
регулирует все производство и именно поэтому создает для меня возможность делать сегодня одно, а завтра - другое, утром охотиться,
после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина
предаваться критике — как моей душе угодно, - не делая меня, в силу этого,
охотником, рыбаком, пастухом или критиком. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая
идеология // Избранные сочинения: В 9-ти т. Т. 2. М., 1985. С.
17.)
251
я
модернист, там - постмодернист. Я полагаю, что это действительно делает меня
постмодернистом по определению. Каково
было Ваше мнение о «Метаистории» Уайта в тот момент, когда она появилась? В то
время Вы предложили другую точку зрения на то, как должна быть объяснена и
понята история. Вы не считаете, что эта книга вывела историю на новую дорогу? Я
имею в виду, что она инициировала «нарративистский
поворот» в теории истории.
Есть
что-то странное в том, что Уайт и я ходили в одну школу и оба были ученики Боссенбрука. Уайт опубликовал свой Festschrift, в котором
я тоже принял участие1. Мы не знали друг
друга в Детройте, и, кроме того, он был историком. Я думаю, оттого, что он был
студентом Боссенбрука, он был, как и я, свободен от
конвенционального способа исторического мышления: этот был тот самый случай, когда
нас вдохновил преподаватель.
Благодаря
Нагелю, который был лучшим мыслителем в Колумбийском университете, я
погрузился в философию науки, и вместе с Сиднеем Моргенбессе-ром
опубликовал антологию по философии науки, которая все еще востребована то там,
то здесь . Конечно, ведущим теоретиком для нас был
Карл Густав Гемпель, и в частности - его последующая
известная работа «Функция общих законов в истории»3. Я
обдумывал и продолжаю развивать этот верный способ размышления об историческом
объяснении. В моей собственной книге я пытался показать эквивалентность между гемпелевской моделью объяснения и нарра-
1 Festschrift — нем., юбилейное издание.
2Arthur Danto,
Sidney Morgenbesser. Philosophy of Science. New York: Meridian Books, 1960.
3 Hempel, Carl.
G. «The Function of General Laws in History.» Journal of Philosophy 39
(1942): 35-48. русск перев. Гемпель К. Функция общих законов в
истории // Карл Гемпель. Логика объяснения.
М., 1998
252
тивной
моделью объяснения. Дело в том, что нарратив не
является глубинной альтернативой научному объяснению; скорее всего, нарративные и научные объяснения сконструированы по
одинаковым логическим принципам. Различие тут может быть чисто прагматическим,
возникающим благодаря эпистемологиям индексированной
во времени информации. Нарративы на самом деле
соотносятся во времени с позицией нарратора,
рассмотренной по отношению к рассказываемым им событиям; и это создает большое
прагматическое различие. Центральной идеей в «Аналитической философии истории»
стало положение о «нарративных предложениях», в
которых определяются, по крайней мере, два разделенных во времени события. В
этих предложениях более раннее событие описывается по отношению к более
позднему, потому что дескрипция первого события не может быть знакома и, возможно,
не может быть понятна его современнику. Предложение «Тридцатилетняя война,
началась в 1618 году» ссылается на окончание Тридцатилетней войны и никто в
1618 году не знал, что война может продлиться тридцать лет. Никто, возможно, не
знал и того, что из- за некоего события разразиться война.
Я
нахожу исследования Уайта, скорее, изобретательными, чем вызывающими.
Интересно, если эти четыре тропа должны существовать, то почему только четыре и
почему именно эти четыре? Взгляды Уайта важны в философском отношении,
потому что он исходит из того факта, что нет объективной причины для выбора
одного тропа вместо другого, потому что то, как мы организуем прошлое, целиком
зависит от нас. Из этого был сделан вывод о том, что не существует объективного
способа приведения прошлого в определенный порядок. Нарративы
есть только один из способов среди многих других. Я думаю, что на самом деле
объективная организация событий в истории существует; что есть реалии, с
которыми нарративы кор-
253
респондируют.
Поэтому в некотором смысле разница между нами есть дистанция, относящаяся к
спору реализм/ антиреализм в философии науки.
Конечно, это очень сложная тема для исследования, но я не могу себе
представить, что существование альтернативных троп может помочь ее разрешить. Я
чувствую, что существует разрыв между Уайтовой
систематической тропологией и антиреализмом.
ХейденУайт инициировал процесс, который я бы назвала «эстетизацией»
истории». Возвращение к культурной истории в той ее форме, которая была свойственна
XIX веку, воспринимается как объект мечтаний: для
энтузиастов новой культурной истории Хейзинга и Буркхардт образцы и предметы исследования. Возобновились
старые дебаты о статусе истории и об отношениях между историей и литературой.
Я думаю, что, возможно, Ваше предложение о перестановке - эстетика и когнитивизм
вместо искусства и науки (сформулированное в статье «Будущее эстетики») - поможет
решить эту проблему1. И историческая, и
литературная наррации равным образом соприкасаются с
сущностью реальности. По-видимому, фикция может стать метафорой жизни.
В
этой статье я попытался отсоединить эстетику от искусства и найти способ, с
помощью которого она стала бы принадлежать познанию, и в частности научному
познанию. Я попытался, как вы спрашиваете, подчеркнуть то средство, с помощью
которого научные иллюстрации не только демонстрируют то, как вещи выглядят, но
и то, как мы их чувствуем. Я воспользовался примерами из «микрографии»
насекомых. Использование старых микроскопов не позволяло исследователям
осознать, насколько глубоко наши восприятия оттеняются эстетикой; но это стало
совершенно очевидно сегодня, поэтому в современной науке эстетика может стать
видимой для последующих поколе-
1 Danto Arthur С. «A Future for Aesthetics» // The Journal of Aesthetics
and Art Criticism 51, no. 2 (1993): 271-77.
254
ний.
Ничто не может быть теснее связано с обычной эстетикой, чем нарратив с неизвестностью, с окончанием, разворачиванием и
катарсисом, свойственным этому медиуму, основанному на фикции или на факте. Мы
хотим следить за ходом событий, даже если мы заранее знаем, чем он завершится.
Дети снова и снова любят слушать одни и те же истории. Истории будят фантазии,
захватывают и удерживают воображение и они укрепляют ощущение того, что мир
одновременно и упорядочен, и интеллигибелен. Психологически и эстетически
здесь, вероятно, нет большой разницы между историей и мифом: миф почти всегда
объясняет то, что нам было любопытно или должно быть любопытно; например, то,
каким образом у кенгуру появилась сумка на животе, или как кролик потерял
голос. Сказитель мифа всегда завершает свою историю словами: «Итак, мы видим,
как...». «Итак» означает «следовательно», а «следовательно» является частью
логического вывода. Вопрос «как было дело?» для истории является необходимым условием;
миф - менее развитая культура, наша собственная история. В целом, моя точка
зрения состоит в том, что если однажды мы заметили, что эстетика и в самом деле
неотделима от науки, то мы увидим и то, что старые понятия «научной истории»,
очищенные от эстетических соображений, были историей, очищенной от человеческого
интереса. Вспомните, моим аргументом в «Аналитической философии истории» было
то, что на всю структуру объяснения в целом воздействует интерес к так называемому экспланандуму. Уничтожьте
интерес, и вы уничтожите структуру.
Можно
ли говорить о том, что сегодня нам интересна не просто интерпретация прошлого,
но, скорее, мы пытаемся продемонстрировать то, как люди в прошлом переживали
свою «реальность»; или, может быть, таким способом показать, как мы переживаем
нашу «реальность»?
Отношения
между тем, что произошло, и тем, как люди приобрели опыт происшедшего,
чрезвычайно сложны.
255
Я
ни в малейшей степени не уверен в том, что реальность прошлого полностью
складывается из ее интерпретации в настоящем. Крах фондовой биржи в 1929 году,
безусловно, был вызван многими людьми, одновременно потерявшими доверие к
рынку и ударившимися в панику. Но когда рынок обвалился, то он обвалился на
самом деле; множество людей разорилось, а предприятия обанкротились. Это
верно, что бизнес или капиталовложения до некоторой степени есть вопрос
восприятия, но вот результат-то реален. «Сексуальная революция» 1970-х годов в
большой мере была обязана тому, что противозачаточные таблетки стали
эффективными контрацептивами, освободившими женщин (и
мужчин) от бремени родительского статуса. Откликом на это стапо
разрешение сексуальных экспериментов, что развеяло великие мифы о женщинах и о их отличиях от мужчин. Но знание химии и ее применение
были изрядно расширены, так же как и знание
физиологии, инспирированное появлением СПИДа. Прямо
сейчас в Нью-Йорке идет снег. Это сильно повлияет на то, как люди проведут сегодняшний
день и ночь.
Как
высока ценность метафоры в репрезентации реальности?
Я
дважды писал о метафоре. Главные итоги изложены в работе «Преобразование обычного». Конечно, метафора есть риторический троп, а
риторика выполняет функцию перемещения внимания читателя. Можем ли мы совершенно
избежать риторики в описании или демонстрации вещей, - вопрос
открытый до тех пор, пока вы считаете, что вещи могут существовать в контрасте.
Важная логическая черта метафор заключается в том, что они реферируют к
объекту и к способу репрезентации, виртуально уплотняя объект до уровня самой
репрезентации. Поскольку в таком случае реальность становится частью репрезентации,
становится трудно отделить репрезентацию от реальности, а отсюда -
256
трудно
отделить риторику от реальности: способ, которым мы видим вещи, становится
частью того, что мы видим. Это легко приводит к той разновидности истории,
которая следует идее, что «нет ничего hors du texte»1. На
самом деле, всё является hors du texte, но
человеческая реальность есть реальность, вплетенная в ткань, подобную тексту.
Как
Вы думаете, можно ли избежать рассуждений о мире в субъект-объектных терминах?
Мысль,
в которой иногда выражается тезис о том, что континентальная философия
«преодолела» субъект-объектную дихотомию, является
просто безответственным фи-|
лософствованием. Верно, действительно существуют опре-| деленные дескрипции вещей,
включающие в себя интерпретацию, и с точки зрения определенной интерпретации
«объект» не может быть удален из таких дескрипций; так же, как и значения,
заданные в нем интерпретацией. Тем не >. менее
утверждать, что объект не может существовать вне интерпретации субъекта, было
бы просто ошибочно. Здесь налицо пробелы картезианской философии.
Какой
из теоретиков истории представляет точку , зрения, которую можно сравнить с Вашей? Какой историк демонстрирует
наилучший способ исследования истории? Кого лично Вы считаете лучшим историком?
На самом деле, боюсь, я одиночка, так что в целом я восхищен способом мышления
Гегеля. Считаю Джорджо Вазари потрясающим историком,
обладающим глубоким ощущением объективного нарратива.
Среди современников я много размышляю о Симоне Шаме. Полагаю, я бы прочитал все, что он написал. Фредерик Бейзер-великий историк философии, потому что он занимается,
в том числе, и малоизвестными парнями2.
1 hors du texte (фр.)
- нет ничего вне текста.
2 Фредерик Бейзер исследовал
идеи не только таких великих философов, как Кант, но и гораздо более мелких, о
которых люди сегодня едва ли вспоминают, а то и просто
не знают о них. См. например, Frederick С. Beiser. The Fate of Reason: German Philosophy from Kant to
Fichte. Cambridge MA: Harvard
Univ. Press, 1987.
257
Я
не могу без подготовки рассуждать о феминистских историках, которыми особенно
восхищаюсь; но феминизм, несомненно, представил историю в новом свете.
Вы
не собираетесь написать что-нибудь о теории истории, или Вас привлекает только
философия искусства?
«Только»
философия искусства? Говоря серьезно, у меня есть два проекта. Я предполагаю
прочитать серию лекций в 1995 году в нашей Национальной Галерее в Вашингтоне.
Они должны быть посвящены визуальному искусству; но я намереваюсь сделать так,
чтобы поговорить об истории визуального искусства, осмысленного философски.
После этого - если «после этого» существует - у меня есть заветный проект о
философии сознания. Я очень мало опубликовал по этому поводу, а тем не менее у меня есть, что сказать нового. Моя самая
важная работа содержится в несколько малоизвестном томе, изданном под редакцией
Ральфа Кохена о будущем критики. Она называется «Красивая
наука и будущее критики»1. Не думаю, что я слышал от какого-либо
философа что-то об этой работе, но с ней случайно сталкивались несколько
литераторов.
Вы
лично чувствуете изменение в принципах? Кажется, что в этой ситуации
интеллектуалы оказываются в худшей позиции. Опасным симптомом я считаю то, что
мы часто обнаруживаем тенденцию двигаться от эпистемологического релятивизма (который на самом деле
необходим для мышления) к релятивизму моральному. Постмодернизм есть эпоха «девиантных личностей». Полный парадоксов и двусмысленностей
постмодернизм, связанный с нестабильностью и релятивизмом, является своего
рода раем для «еретиков». В 1970-х годах «аномальной личностью» считался Хей-денУайт, в 1980-х - Деррида.
Очень часто Фуко приводится как лучший пример новой «модели» историка. Но
1 Danto Arthur. «Beautiful
Science and the Future of Criticism» // In The Future of Literary Theory. Ed. Ralph
Cohen. New York: Routledge, 1989.
258
он
типичный «еретик», а не традиционный историк, безусловно. Он, как тонко чувствующий
художник, который, исследуя реальность прошлого, пытается прикоснуться к
истине мира.
Я
много работал над концептом эпистемологического
релятивизма. Если брать существующий стандарт анализа знания как принятого
истинного верования, тогда, конечно, знание будет релятивно,
поскольку верование во многом индексируется временем, местом, информацией и так
далее. Есть представления, которые не могут быть в определенные времена;
например, никто не мог иметь никакого представления о районных поликлиниках в
одиннадцатом веке. Сегодня нам трудно поверить, что конец света должен был
наступить в 1000 год от рождества Христова, поскольку это не произошло. Но
истина не релятивна таким же
способом, а вера не есть знание, если она не истина. То, что свойственно эпистемологическим представлениям, то свойственно и
моральным представлениям; но только моральное знание не существует, поскольку
нет моральных истин. Это также не ведет и к моральному релятивизму, поскольку
согласие здесь настолько широко, насколько оно есть. Возьмите права человека:
они декларированы. Декларация прав человека в структуре ООН всеобща. Она
показывает, насколько достойной является жизнь. Интеллектуалы, которые не
могут следовать эпистемологии и моральной теории в своих областях
исследований, не заслуживают того, чтобы называться интеллектуалами. Так
называемый интеллектуал, который говорит, что насиловать мусульманских женщин,
если вы серб, правильно - правильно для них, не для нас, -настолько
бестолков, насколько возможно.
Ваше
описание постмодернизма во многом звучит как дескрипция маньеризма («полного
парадоксов»). Я не рассматриваю его как рай для девиантов:
не существует ересь
259
без
ортодоксальности, отступничества без догмы; но ни
ортодоксальность, ни догма не есть возможности постмодернизма.
Я
думаю, вы драматизируете, называя Хейдена «аномальной
личностью» так же, как и Деррида. Оба они весьма
уважаемые члены академического сообщества. Оба они поднимают важные вопросы;
или поднимают вновь - способом оригинальным и интересным - вопросы, поставленные
софистами. Но Деррида готовил студентов для agregation в
Ecole Nor-malex. Нельзя найти ничего более
ортодоксального, чем это. Деррида - ходячая антология
французских академических ценностей. Мало что можно добавить и в отношении
Фуко. Я согласен рассматривать его как новый тип историка. Но существует
разница между оригинальностью и де-виантностью. И,
кроме того, Фуко заведовал кафедрой в Коллеж де Франс, и всё, чего он достиг,
не воспринималось как разрыв с исторической практикой. Я думаю, его можно
поставить в один ряд с Броделем: Бродель
подчеркивал преемственность в изменениях, Фуко подчеркивал дискон-тинуитет
в континуальности. Вместе они подвергли сомнению некоторые старые идеи
исторических эпох, или, если хотите, исторических событий. В Фуко поражала та
степень, в которой он находил возможным демонстрировать
критику познания, что означало для него эквивалентность интеллектуальной
критики политическому ниспровержению. Это сделало его циничным в отношении
требований истины в целом, даже в его собственном случае. И это, в свою очередь,
заставило его критиковать истину даже больше Ницше. Он мало внимания обращал на
то, на что стала бы похожа
жизнь, если бы он оказался прав; или, возможно, ему не было дела до того, придет
ли он к успе-
1 agregation (фр.) - объединении в Эколь Нормаль». Ecole Normale Supirieure. - Эколь
Нормаль, Высшая школа, иногда переводится как Высшая нормальная школа (А. Я.
Гуревич, напр.). Это высшее учебное заведение, имеющее самый высокий статус
среди высших учебных заведений во Франции.
260
ху:
достаточно было подвергнуть все сомнению и жить далее так, как если бы стать
свободными от всего этого. Поэтому я считаю весьма маловероятным, что он был
заинтересован в истине. Он был заинтересован в свободе и считал своей задачей
разрушить сами идеи истины для того, чтобы вести ту жизнь, о которой он мечтал,
сделав возможным уничтожение истины. Истина ему была интересна в том смысле,
что человек находит ее для себя в тяжелых испытаниях. Такая вот комбинация
Фауста и Ницше в его личности: Ницше - в том смысле, что истина мертва; Фауста
-в том смысле, что он пытался прожить свои вселяющие
ужас фантазии. Фуко один из самых ужасных людей, которых я знаю, и один из
самых опасных1.
Вы
разделяете мнение о том, что сегодня мы переживаем кризис истории? Например, Гертруда Хим-мельфарб в своей
книге «Новая и старая история» настаивает на том, что: «Кризис так глубок, что
может быть сигналом конца Западной цивилизации»2. Может быть,
история устарела как отдельная дисциплина?
Есть
разница между кризисом и концом определенной эпохи. Кризис и в самом деле
критический момент, поскольку неясно, продолжится ли нечто или нет. Когда наступает
кризис, больной или выживает или умирает; война или проигрывается или
выигрывается; бизнес или терпит неудачу или поднимается. Но когда начинается
одна эпоха, то другая заканчивается. Так что постмодернизм не стал кризисом
модернизма. Я полагаю, что модернизм был эпохой, и она закончилась. Это не был
кризис, приведший к смерти. Симптомов кризиса вообще нет. Так же нет и симптомов
новой эпохи: это просто новая эпоха. Ничто не является симптомом за
исключением болезни, хотя я весьма
1 Данто имеет в виду не
самого Фуко, а его работы. Хотя А. Мегилл, например,
не был бы удивлен, если бы Данто самого Фуко считал
опасным человеком. Это одно из самых поразительным мест в
интервью Данто.
2 Himmelfarb,
Gertrude. The New History and the Old. Cambridge MA: Harvard
Univ. Press, 1987.
261
осторожен
в применении медицинских метафор к социальным условиям. Я думаю, что постмодернизм
является установкой весьма искушенных индивидуумов, которые очень легко
переходят границы и нарушают их. Это эпоха, составленная из вопросов, к
которым, как каждый знает, не подходит ни один из старых ответов. Неплохие
времена для предприимчивой натуры.
Я
совершенно не вижу основания вывода от кризиса истории к устареванию истории
как дисциплины, если только кризис в истории не является угрозой превращения
истории (как отдельной дисциплины) в устаревшее образование. Единственной
вещью, которая может связать эти две точки, могут стать крайности теорий,
подобных теориям Уайта, Рорти и Фуко, которые
нивелируют сам концепт истины. Как дисциплина, история подпадает под угрозу
тогда, когда у нее нет истины, которую она могла бы рассказать; но это угроза
для любой дисциплины. Существуют истории, которые мы рассказываем друг другу;
но если мы не чувствуем, что эти истории правдивы, то склонность слушать их
иссякает, и вместе с этим иссякает и история. Это является проблемой? Это
является кризисом? (Я не читал книги Химмельфарб.)
Сегодня опять и опять приходит некто и говорит что-то вроде того, что
Холокоста никогда не было. Для истории как дисциплины это не угроза, потому
что такие субъекты, прежде всего, придерживаются теории несуществования
Холокоста как исторической истины и только потом вовлекают в эту тему
свидетельства. Подобные фантазии совсем не делают чести Рорти,
который говорит этим субъектам, что они могут
рассказывать все, что им заблагорассудится. Не делает это и чести Уайту,
который вручает им лицензию на создание сюжета. Но я сопротивляюсь тому, чтобы
считать Рорти, Уайта и Фуко людьми, кладущими конец
Западной цивилизации! С вариациями в деталях, их позиции можно обнаружить в
древнем мире, и они тоже часть «Западной Цивилизации». Конечно, есть множество
теорий, настаивающих на смерти автора, или на том, что «нет ничего вне текста»,
262
которые
должны казаться угрожающими. Но на самом деле это только философские позиции,
которые в определенный момент кажутся страшно увлекательны-
' '
ми.
Они являются частью структуры цивилизованного дискурса,
а не его окончанием. Нет, я не ощущаю здесь никакого кризиса. Мне было бы
приятно, если бы философы, экипированные для исследования такого рода тем,
занимались бы именно ими, а не весьма избитыми проблемами профессиональной
философии. В действительности, современная фило-
современная
философия во многом ощущает себя подобно философии XIV века: схоластической, буквоедской, сухой и лишенной
всякого смысла для тех, кто вне игры
софия во многом
ощущает себя подобно философии XIV века:
схоластической, буквоедской, сухой и лишенной всякого смысла для тех, кто вне
игры.
С
другой стороны, доминирование дискуссий, инспирированных указанными теориями,
отражает весьма озадачивающий и сложный вопрос о том, что должно быть
прочитано, как должно быть прочитано и почему должно быть
прочитано. В конечном итоге, - это проблема позиции и характера высшего
образования. Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что высшее образование
переживает своего рода кризис (если понимать под ним отсутствие направления),
или, по крайней мере, отсутствие определенности. Возрождение вопроса об истине
означает постановку вопроса об образовании самым радикальным образом. Но
кое-кто продолжает искать ответ на вопрос: почему истина -Истина
с большой буквы - должна стать целью, на которой сходится так много линий
ниспровержения? Это подобно вырыванию с корнем итоговых обоснований
исследования.
На
происходящее можно смотреть только одним способом. Например, 1992 год стал годом
празднования юбилея Пьеро делла Франческо.
По этому случаю было опубликовано множество книг. Авторы многих из них были согласны
друг с другом в отношении голых фактов. Едва ли можно себе представить, что
могли существовать факты, известные только одному специалисту и не известные дру-
263
гому. Но
все это было просто результатом давления этих книг. Они оказывали огромное
влияние на саму возможность возникновения других интерпретаций. Ницшеанский
афоризм «Нет фактов, есть только интерпретации» дает право на существование
интерпретаций любого рода. Такие авторы, как Уайт, Рорти
и Фуко, являются как бы ответами на эту молитву; а именно: как дать возможность
продолжаться интеллектуальной работе, когда ее во многом даже трудно
обнаружить? Далее идут феминистские интерпретации, гей-интерпретации, все типы чтения. Это не кризис, а
ответ на кризис, выступление против границ. Это способ научиться жить вне
границ. Философия Деррида обещает возможность
бесконечной интерпретации. Неудивительно, что он так популярен! Он выработал
рабочие документы для всего академического сообщества. Я могу представить, как
может выглядеть устаревшим то, что вы назвали «история как отдельная
дисциплина». Число новых фактов, коррелятивных числу возможных интерпретаций,
бесконечно мало. Утверждение «истина мертва» является драматическим описанием
такого положения дел. Завораживающий вопрос для философии истории - и для
теории истории, если такая штука существует: на что должна быть похожа
объективная структура сегодняшней истории для того, чтобы такого рода
толкование истории было бы возможным?
Что
Вы думаете о микроисториях? «Монтайю»
Ле Руа Ладюри
и «Сыр и черви» Гинзбурга были бестселлерами. Как Вы объясняете большой успех
этих книг?
У
меня нет какого-то особого взгляда на микроисторию,
но я склонен думать, что она читается, как своего рода журналистика, переносит
нас в мир сознания реальных людей, чем и привлекает. Нам открывается
удивительная истина: люди прошлого в целом были похожи на нас; они обладали некоторыми
верованиями, которые больше не наши, но всё еще не так уж и отличаются от
наших, чтобы нам было трудно понять поведение тех людей. Ну и кроме всего
прочего, величайшей ценностью является увидеть то, на что же это было похоже -
жить во времена определен-
264
ных
событий: что такое была Великая депрессия с точки зрения людей, которые попали
в условия безработицы и не имели никакого представления о том, когда и чем это
всё закончиться? Томас Нагель выразил эту концепцию сознания в лозунге,
сказав, что быть сознанием - значит, быть всем, что бы это ни было; его
примером была мышь. Быть историческим сознанием - значит, быть кем-то, кто
живет во времена определенных событий. В противном случае эти события имеют
тенденцию становиться абстракцией. «Что это? Что это из себя
представляет...?» является вопросом весьма мучительным и захватывающим.
С философской точки зрения, весьма интересно, что чем бы это ни было, обычные
мужчины и женщины жили при определенных событиях; и как бы ни различались их
жизни, они оставались весьма похожими на нас. Поэтому не составляет проблему
понять их чувства, их переживания и их поведение.
Как
Вы можете предсказать будущее философии истории?
Этот
предмет достаточно долго оставался маргинальным, в основном, потому, что
философы предпочитают размышлять в универсальных, а отсюда - не-темпораль-ных, терминах. Я думаю, что мои работы
предложили для обсуждения идею рассмотрения событий «согласно дескрипции», что
я впервые обнаружил у Энскомб. А это проложило
дорогу в теорию действия, особенно к работам Дэвидсона.
Все, что нужно сделать сегодня, заключается в признании того, что сами по себе
дескрипции исторически индексированы. Нужно сделать понятным, в конце концов,
что мы совершенно и безоговорочно исторические существа. Это связывает нас с
пониманием того, что верования тоже исторически индексированы: есть представления,
которые не могут существовать в определенные времена. Например, определенный
тип материализма изчезнет со временем; а именно тот,
который утверждает, что все мы не более чем материальные системы, чьи законы
функционирования одинаковы во все времена. Законы меняются вместе с изменением
исторических позиций, и чем больше
265
это
будет принято во внимание, тем более привлекательной будет становиться
философия истории как предмет исследования. Она будет притягательной потому,
что станет восприниматься как центральная тема того, чем всегда занимались
философы. Конечно, она будет иметь не много общего с историописанием.
Скорее, она будет иметь дело с историей как способом бытия.
история
как способ бытия
Вопросы
были посланы А. Данто29 октября 1993.
Ответы
получены26 и 28 ноября того же года, из Нью-Йорка.
ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ
Nietzsche as Philosopher. New York:
Macmillan, 1965.
Analytical Philosophy of
Knowledge. London: Cambridge Univ. Press, 1968.
Analytical Philosophy of
Action. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1973.
Jean-Paul Sartre. New York: Viking
Press, 1975.
The Transfiguration of the
Commonplace: A Philosophy of Art. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1981.
The Philosophical
Disenfranchisement of Art. New York: Columbia Univ. Press, 1986.
Encounters and Reflections:
Art in the Historical Present. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1990.
Analytical Philosophy of
History. Cambridge: Cambridge Univ. Press,
1965. (Русск. перев.: Аналитическая философия истории.
М.,
2000.)
Narration and Knowledge (including the
integral text of Analytical Philosophy of History). New York: Columbia
Univ. Press, 1985. New ed. of Narration and Knowledge, with an new
introduction by Lydia Goehr and a new conclusion by Frank Ankersmit. New York:
Columbia Univ. Press, 2007.
Beyond the Brillo Box: The
Visual Arts in Post-Historical Perspective. New York: Farrar, Straus &
Giroux, 1992.
After the End of Art:
Contemporary Art and the Pale of History. Princeton: Princeton Univ.
Press, 1997.
Encounters with Arthur Danto: History, Art, and
Action, ed. Michael Kelly and Daniel Herwitz. New York: Columbia Univ. Press,
2005.
«The Decline and Fall of the
Analytical Philosophy of History». In A New Philosophy of History. Ed.
Frank Ankersmit and Hans Kellner. 70-85. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1995.
266