Э. Доманска Философия истории после постмодернизма. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. — 400 с.
ХЕЙДЕН УАЙТ
Прошлое — территория фантазии
Во-первых, я хотела бы спросить: каковы были Ваши
ключевые интересы в годы учебы?
Я родился в 1928 году, на юге США; сейчас мне 65'. Мои
родители принадлежали к рабочему классу. В годы Великой депрессии в поисках
работы они переехали в Детройт, штат Мичиган, и там я ходил в школу. Затем
поступил в Городской колледж Детройта - университет Уэйна, - который закончил в
1951 году. В конце 1940-х гг. проходил службу в военно-морских силах США.
Позже я поступил в государственный университет Мичигана в Анн-Арборе, где
изучал историю средневековья. В 1955 году в университете Мичигана я получил
докторскую степень. Моя диссертация была посвящена Св. Бернарду Клервосскому и
истории папской схизмы ИЗО года. В диссертации я исследовал историю Церкви XII века; в частности - отношения между бюрократической
реорганизацией папства в Риме и реформой, предложенной Бернардом и другими
эзотерически настроенными реформаторами Церкви XII века. Затем я преподавал в университете Уэйна,
университете Рочестера в Нью Йорке, университете Калифорнии в Лос Анджелесе,
Уэслианском (методистском) университете в Мидлтауне, шт. Коннектикут, и в
университете Калифорнии в Санта Круз, где проработал пятнадцать лет. Мои первые
публикации по философии
________________________________________
1 Интервью было дано в 1993 году. Сейчас X. Уайту 80 лет, его юбилей широко отмечался в США. - Здесь и далее везде по тексту примечания переводчика.)
27
истории
(я издал материалы моей диссертации по истории средневековья) вышли в Италии.
Далее я в качестве профессора преподавал средневековую и культурную историю.
Шестидесятые годы XX века были временем широкого распространения
университетов в Соединенных Штатах, и я очень счастлив, что стал ученым именно
в то незабываемое время. Я участвовал в студенческих протестах и реформах
учебных программ. Я считаю то время незабываемым потому, что в истории страны
реформы институтов образования осуществляются всего несколько раз. Эти
институты очень консервативны, и только во времена нестабильности и кризиса
можно ввести новые учебные планы и дисциплины. Мне всегда было интересно знать,
почему люди изучают прошлое; это гораздо более интересно, чем изучать прошлое
самому. Профессия историка открывалась передо мной как нечто удивительное, как
взгляд с некой антропологической точки зрения. Странно ведь, что в обществе
есть люди, профессионально исследующие прошлое. Почему государство, общество,
сообщество должно платить людям за изучение прошлого? Что можно извлечь из
такого изучения? Почему люди увлечены этим занятием? Многие культуры не имеют
такового. Почему Запад породил такую профессию?
В университетах история не изучалась вплоть до начала
XIX века. Она не была обязательным предметом. Не
существовало исторических факультетов. Были факультеты античности, на которых
изучался древний, библейский, мир, но там не было историков. История была
чем-то таким, что мог написать каждый, но подготовить диссертацию по истории,
вообще получить право это сделать, было невозможно.
Все эти обстоятельства породили во мне вопрос: а
каковы социальные функции изучения прошлого? Ка-
28
ковы
функции идеологии и пропаганды? Они учат чему-то и утверждают что-то,
основываясь на власти, данной знанием прошлого. Это поразило меня, это было
необычайно странной вещью, и я стал ее активно изучать.
Около 1965 года редакторы журнала «History and Theory» попросили меня написать работу, посвященную
исследованию социальной или культурной функции истории. Я написал эссе «Бремя
истории» . Впервые основные тезисы этого эссе я прочитал в Уэслианском
университете. Я не рассматривал их как нечто чрезвычайно оригинальное, но
многие люди восприняли их именно так и посчитали эту работу моим первым важным
исследованием. Но сам я считаю ее просто другой перспективой взгляда на
историю. Эта статья, «Бремя истории», подтолкнула меня к идее «Метаистории».
Какой-то человек прочел «Бремя истории» и написал мне: «Не хотели бы
вы выпустить небольшую книгу на эту тему - тему исторического мышления в XIX веке?». И я подготовил такую маленькую книгу, которая
никому не понравилась. Редактор сказал: «Сделайте ее больше, никто не
захочет доду-мывать, что вы здесь хотите сказать». Так я написал «Метаисторию».
«Метаистория» - нечто, что не любят историки. Но она нравится людям других
профессий, философам и литературоведам, поскольку то, что она делает или хочет
сделать, заключается в деконструкции мифологии, так называемой науки истории.
___________________________________
1 White H. The Burden of History //
History and Theory. V. V, 1966; см. также его работу: Tropics of Discourse
2 White H Metahistory. The Historical
Imagination in Nineteenth-Century
29
Была ли «Метаистория» своего рода восстанием против
позитивизма?
Да. это так: она была направлена против позитивизма,
точнее - против позитивистского понимания истории. История как дисциплина
систематически нетеоретична. Историки мыслят себя в качестве эмпириков, и они
таковы и есть, но они не философски эмпиричны. Они эмпирики в общепринятом
смысле этого слова - обычном, повседневном. Именно поэтому марксизм в
Соединенных Штатах всегда рассматривался как нечто, в действительности не
историческое, поскольку он обладает теорией. И марксизм, конечно, всегда
критиковал буржуазных историков за отсутствие теории в их исследованиях.
Мы можем рассуждать о сущности нарративисткой
философии истории, но очень сложно говорить о применении ее теории. Можно предположить, что, например, Фуко или
другие историки, связанные с тепtalite парадигмой, представленной Ле Руа Ладюри, Гинзбургом
и др., могут это сделать, но вряд ли хоть один другой автор исторических
исследований, использующий директивы нарративисткой философии истории,
способен па это.
Да, это так, но тезис о нарративной концепции истории
есть аналитическое открытие, а не предписание. Это не то, что формулирует
правила для написания истории; точно так же, как литературоведы, исследующие
литературные произведения, не обучают писателей их ремеслу. Теория истории как
нарратива не есть свод обязательных правил. Она рефлективна и аналитична; она -
осмысление практики. Она созерцает практику. Самая важная вещь в нар-
___________________________________
тропологических моделей. Последние - метафора, метонимия, синекдоха и ирония. Специфическая комбинация типов сюжетности, научного объяснения и идеологической импликации составляет историографический стиль, который подчинен тропологической модели Выбор модели обусловлен индивидуальной языковой практикой историка Когда выбор осуществлен, воображение историка готово к составлению нарратива
30
ративе
заключается в том, что он является способом организации восприятия мира
субъектом, способом организации опыта субъекта. И я думаю, что нарратив -анти-,
не теоретический способ такой организации. Нарратив есть нечто, чему вы не
обязаны обучаться. Вы, конечно, должны научиться рассказывать, но ровно
настолько, насколько должны научиться говорить на своем языке. Людям, для того,
чтобы говорить, не нужна теория речи. Все, что им нужно, - это усвояемая
концепция грамматики, морфологии и пр. в отличие, скажем, от научного или
алгоритмического мышления, которое не следует теории подсознательно. Я бы
сказал, что нарратив есть то, что возникло вместе с общественной жизнью, что
свойственно социальной и групповой идентификации. Это то, что связывает его с
мифом, и то, что делает его подозрительным для ученых. Когда Дарвин
трансформировал естественную историю в биологию, он отрекся от нарратива.
Естественная история была нарративным изложением эволюции мира. Но, с другой стороны,
теория нарративной истории дает возможность людям экспериментировать с
различными видами нарративного письма. Гинзбург, например, ненавидит «Метаисторию».
Он думает, что я фашист. Он, безусловно, наивен во многих вещах. Он
полагает, что моя концепция истории подобна концепции Кроче, то есть
субъективистская, и что я считаю, будто можно манипулировать фактами в целях
достижения эстетического эффекта. Я думаю, что любой человек может делать такие
вещи, и хотя сам Гинзбург считает это непозволительным, он, на мой взгляд, все
же весьма часто сам к этому прибегает.
Существует множество способов исследования истории, и
мы изучаем их в разных целях. Невозможно абсолютизировать какой-то один способ
изучения истории. Это не то же самое, что изучение физики. Историк может
31
импровизировать
со своими техниками познания прошлого, поэтому историописание имеет историю,
отличную от истории изучения физики. Достаточно просто взглянуть на историю
исторической науки, чтобы увидеть в ней различные стилистические вариации. И
что действительно наивно, так это убеждение историков в том, что здесь и сейчас
существующий способ делать историю, наконец-то, наилучший.
Если мы оглянемся назад, например на Мишле, мы скажем:
«Да-а, очень плохо мы его превосходим. Он был весьма наивен». Современные
историки смотрят на Вольтера, Ранке или Буркхардта и говорят: «Да, они
экспериментировали с разными способами историописания. Они были интересны как
писатели, но у нас сегодня есть более продвинутые методы писать историю». И я думаю,
что это всегда иллюзия. Невозможно узаконить способ, которым люди соотносят
себя с прошлым, потому что прошлое, кроме всего прочего, есть территория
фантазии. Оно больше нигде не существует. Его можно изучать только по тем
вещам, которые остались. События истории невоспроизводимы в дефинициях. Мы не
можем повторить их так, как повторяемы физические феномены в лабораторных
условиях. События истории неповторимы потому, что они больше не воспринимаемы.
Они не могут быть изучены эмпирически. Они могут быть познаны только другими,
не эмпирическими, методами; но не существует способа выявления лучшей теории
или ведущего способа изучения истории. Такова моя точка зрения.
Многие историки, я думаю, согласятся с тем, что нет
единой, признаваемой всеми теории истории. Но мы можем иметь теорию
историописания. Я имею в виду то, что можно отступить назад и посмотреть на
историописание так, как мы смотрим на науку в философии науки. Философы науки
не указывают физикам, как проводить исследования. Они размышляют над тем, что
делают физики для
32
того,
чтобы сформулировать некоторые утверждения, касающиеся эпистемологических
допущений физики.
Давайте вернемся к ключевому вопросу о том, что такое
философия истории. Вы полагаете, что цель философии истории состоит не в том,
чтобы раздавать некие директивы или показывать, каким образом эти директивы
должны быть применены к историописанию. Скорее, философия история призвана
помочь понять, как историки в прошлом писали свои тексты.
Не только это. Она осмысливает вопрос отношения между
историей и другими дисциплинами. Например: каковы отношения между
историописанием и литературой? каковы отношения между историческим и
социологическим исследованием? Все это - философские вопросы. Историки делают
свою работу. Они не обязаны думать об этих отношениях. Историки совсем не часто
задумываются о культурных функциях их исследований. Они - внутри своей
дисциплины, они - в своей работе. Когда вы указываете им: «Тот тип работы,
который вы выполняете, предполагает или основывается на некотором числе скрытых
допущений», они говорят: «Ну да, но нам они не интересны. Мы должны продолжать
свое дело».
Знание структурировано в соответствии с различными
дисциплинами. Историки, по крайней мере в Соединенных Штатах, вдруг решили, что
можно использовать антропологию, что они могут воспользоваться определенной
«теорией родства», и они применили это к истории. В дальнейшем кто-то посчитал
возможным обратиться не к антропологии, а к психоанализу, или к социологии,
или к теории классов. Историки постоянно что-то заимствуют. Мне интересен сам
принцип, в соответствии с которым решаются практиковать именно этот, а не
другой тип истории.
Кто был для Вас первым источником вдохновения?
Коллингвуд и Кроче. Я был очарован Коллингвудом и
Кроче с самого начала, потому что они поставили вопрос о том, почему мы изучаем
историю. Видите ли, большинст-
33
во
историков даже не задаются такими вопросами. Они полагают, что совершенно
очевидно, почему мы изучаем историю. И они всегда бывают очень удивлены тем,
что людям не нравится то, что они пишут.
Когда я был аспирантом в университете Мичигана, я работал
вместе с Морисом Манделбаумом, который в то время был единственным ученым в
Соединенных Штатах, занимающимся проблемами философии истории.
Другими источниками вдохновения стали для меня
великие, глубоко мыслящие историки, - такие, как Хейзинга, например. Я имею в
виду то, что он не только писал историю, но и размышлял о том, как это надо
делать. Я думаю, что все великие историки делали одновременно и историю, и философию
истории. Они всегда задавали вопросы: «Как вы пишите историю? Каков наилучший
способ писать историю? Каковы основания полагать, что именно этот способ писать
историю лучший? Каковы цели, социальные цели, исследования прошлого?»
Мне была интересна истинная история. Да, мне было
интересно писать историю, но я не исследователь древности. Я имею в виду, что
не верю, будто вы изучаете прошлое только потому, что вам оно интересно. Если
вы интересуетесь прошлым, то ваш интерес имеет какую-то психологическую мотивацию.
«Метсшстория» есть результат исторического исследования; это просто
изучение историопи-сания XIX века. Я
исследовал историописание XIX век, и это
был исторический проект. Но я полагал, что нужны некие принципы для организации
и характеристики тех различных способов, какими в XIX делали историю, писали об истории. Поэтому я начал с
исследования исторического текста. Мне казалось, что способ, которым
большинство людей писали историю историописания, заключался во вслушивании в
то, что историки говорили
34
о
своей работе, а не в анализе того, что они, в конце концов, написали. Ранке,
например, говорил: мы идем в архивы, мы изучаем их, мы возвращаемся, мы
классифицируем добытое и мы описываем его. Таким образом, существует фаза
исследования и существует фаза письма. Я обнаружил, что если мы начнем не с
этапа сбора информации, а с самого текста, то увидим, что во многих случаях
историки говорили о тех вещах, которые не могут быть обоснованы данными о
результатах их исследований. Композиция текста историка, созданная на основе
его собственных композиционных соображений, трансформировала материалы,
собранные им в архивах. Поэтому я искал способ характеристики различных стилей
репрезентации. Я начал с исследования литературной теории, с работ Нортропа
Фрайя, но не только Фрайя, а Кеннета Бёрка и других. По существу, моя «Метаистория»
книга структуралистская. Но, конечно, структурализм там лимитирован.
Я всегда относил себя к марксистам. В политическом
отношении я социалист. Всегда им был. Я рассматриваю Маркса как одного из
величайших философов истории среди многих других. Не лучшего, чем Гегель;
отличного от Гегеля, но сформулировавшего поразительные догадки о сути истории.
Марксисты в моей стране и за рубежом, например Могильницкий, говорят: «Это
формализм». Я отвечаю: «Да, это формалистично!». В моем предисловии я пишу:
«Мой метод формалистичен». Почему? Да потому, что я думаю, что никто никогда не
давал формалистического анализа исторического текста.
Расскажите о Вашем интересе к Вико и к гуманизму
Ренессанса. Обусловлен ли он тем, что
гуманисты пытались заменить логику риторикой, или свести логику к риторике?
Да, это правда. Почему я использую тропологию, теорию
троп? Потому что нарративное письмо не содержит логику. Не существует нарратива,
который когда-либо демонстрировал бы последовательную логическую дедукцию. И
любой человек, который когда-либо пробовал на-
35
писать
рассказ, который содержал бы в себе правила вывода одной его фазы из другой,
вдруг понимал, что он совсем никудышный рассказчик. Я думаю, что следует
прибегать или к альтернативной логике, или к логике нарративной композиции,
которую можно отыскать в современной риторике. В древней риторике, полагаю, ее
нет. Я думаю, что гегелевская диалектика, гегелевская логика являются попыткой
формализовать практическое мышление. Когда люди вступают в политические или любовные
отношения, они не соотносятся силлогистически. Эти отношения не есть
силлогизм. Это что-то иное. Это - энтимема. И многие образования, многое в повседневной
жизни энтимематично. Оно не следует правилам логической дедукции; оно не
силлогистично.
Как полагали и Д.С. Милль, и Гегель, для рассуждений о
практической жизни нам нужна другая логика - логика праксиса. Логика праксиса
не может следовать логике тождества или непротиворечивости. Общество создает
ситуации, в которых вы должны действовать противоречиво. Это то, чего никак не
могли понять «вульгарные» марксисты, когда повторяли, что если вы обнаруживаете
в аргументе противоречия, то этот аргумент надо разрушить. Не надо. Люди живут
в противоречиях. Жизни компенсируются противоречиями. Поэтому нам нужна теория
репрезентации жизни, проживаемой в противоречиях. Это позволит увидеть, как
устроена реальная жизнь. Те, кто, изучая нарратив, хочет отыскать в нем логику,
ошибаются. Они стараются найти грамматику нар-ратива и снова терпят неудачу.
Причина и факт заключаются в том, что нарратив не является одним большим предложением.
А грамматика может рассказать вам только о предложении, но не о дискурсе. Таким
же образом логика силлогизма может
36
рассказать
только о предложении. Но хотя в нарративе и есть предложения, сами нарративы не
расширяются до множества предложений. Компоненты нарратива не сводятся только
к предложениям. Эти компоненты экстрапропозициональны и ассоциируются с
синтаксисом. Но это не грамматический синтаксис. Это синтаксис использования
языка, располагающийся по ту сторону предложений. Он связывает предложения
вместе. Вы можете связать предложения вместе с помощью логики, а можете с помощью
тропологии. Тропология используется потому, что мы нуждаемся в теории отклонения,
в систематической девиации от логических ожиданий. Это то, что очаровывает в
нарративе. Он не может быть подчинен строгим правилам логической дедукции.
Именно поэтому я обратился к теориям риторики: я думаю, что риторика предусматривает
теорию импровизационного дискурса.
Со времен Платона философы утверждают, что риторика
подозрительна, двойственна, искусственна, и только логика естественна. Это
смехотворно! Платон был настроен против софистов потому, что был идеалистом,
верящим в абсолютные истины. А риторика основывалась на материалистической
по-настоящему концепции жизни; она скептична. Горгий и Протагор обнаружили,
что нет такой вещи, как единственный правильный способ говорения о мире и
способ его репрезентации, поскольку язык произволен в его отношении к миру, о
котором он говорит. Истинна ли речь, правильна ли она, правдива ли она, -
зависит от того, кто обладает властью определять это. Поэтому риторика есть
теория политики дискурса, по моим представлениям. Она утверждает, что дискурс
вырабатывается в конфликтах между людьми. Те, кто определяют, кто будет
обладать властью, правом и авторитетом, те определяют и то, какая речь
правильна; те, кто пытаются
37
именовать
правильную речь - другими словами, узаконить ее, - сами всегда авторитарны,
начиная с Платона. Риторики знают, что значение всегда производится; истину не
находят, а создают. Именно поэтому я думаю, что риторическая концепция таких
форм дискурса, как история, которая не может быть формализована, создает своего
рода эквивалент того, что поэтика старается делать в своем анализе поэтического
стиля и речи.
Поэтика не предугадывает того, как должны быть
написаны стихи. Она не дает правил. Но после того, как стихи написаны, вы
можете подумать над ними и увидеть в них разные структуры. Я думаю, что с таким
подходом к поэтике совместимо направление размышлений Лотмана о художественном
тексте. Лотман пытается определить, чем художественный текст отличается от
практического, утилитарного, текста. Вопрос заключается в следующем: является
ли история утилитарным знанием, или она больше похожа на знание художественное?
Поскольку никто не может отрицать, то никто не может и сказать, что поэзия не
сообщает нам инсайтов о мире; по крайней мере, она открывает нам
тайны языка. Я считаю, что это так, и это верно в отношении всех типов
дискурса, которые не есть наука; например, таких, как история. История не есть
наука. Но что она тогда такое?
История имеет два лица: научное и художественное.
Конечно - и это то, что делает ее интересной. Вы
всегда смотрите в обоих направлениях. Но историки этого не знают, потому что с XIX века они обучаются тому, что должны держать литературные
и поэтические эффекты вне границ своих работ. Они говорят: «Вы выполняете свое
исследование как ученый; но затем, когда приходит время записать его, о'кей,
сделайте его приятным так, чтобы люди могли читать его легко; но ваша работа не
должна добавлять к обнаруженной истине ничего, кроме косме-
38
тической
правки». И это неверно. Любой современный лингвист знает, что форма
репрезентации есть часть содержания. Именно поэтому я назвал свою книгу «Содержание
формы». Она находится в одном русле с идеями, развиваемыми с тех пор, как Лукач
и литературоведы, такие как Фредрик Джеймисон, подчеркнули, что идеология
связана с формой вещи столь же тесно, как и с содержанием данной
репрезентации. Выбрать форму - уже означает выбрать и семантический домен. Что
вы думаете об этом?
Я думаю, что если мы можем сказать, что история имеет
два лица, то мы можем также сказать, что, когда историк проводит свое
исследование, он смотрит в ее научное лицо. Я имею в виду - когда он анализирует
источники, исследует архивы, используя научные методы. Но когда он пишет историю
и таким образом показывает результаты своего исследования (а у него есть только
один способ сделать это — нарратив), то он смотрит в художественное лицо истории.
Мы не можем разделить эти две стороны. Они всегда связаны друг с другом.
Вспомним известную метафору Платона о двойственной природе человека. В
соответствии с ней, в самом начале истории человечества мужчина и женщина
соединялись в одном теле. Разделение их надвое было наказанием.
Да, я согласен. Именно поэтому в моей книге я использую
концепцию планов языка Л. Ельмслева1. Я имею в виду, что сначала у
нас есть один уровень, на котором конституируются факты, хроника. На следующем
появляется сюжет: мы «осюжетиваем» эти факты. Затем историки определенным
способом его аргументируют в форме объяснения. Часто они пытаются даже вывести
некие моральные нормы, что я называю идеологическим измере-
_________________________________________
Имеется в виду концепция «плана содержания» и «плана выражения» языка, получившая широкое распространение в разных дисциплинах социально-гуманитарного знания.
39
нием
истории. Мой вопрос в следующем: как эти различные аспекты соотносятся друг с
другом? Многие историки думают, что в том, что они делают, есть идеология. Я
полагаю, что идеология уже там, в форме.
Между прочим, что вы имеете в виду, когда говорите,
что осуществляете свое исследование научно, о какой науке вы говорите? Конечно,
это не экспериментальная наука, т.е. не лабораторная. Кроме того, когда вы выполняете
исследование, вы уже, ясное дело, выбрали ту форму, которую будете использовать
при репрезентации результатов исследования. Затем ваше исследование нуждается
в необходимости выбора жанра, в общих соображениях относительно формы как
таковой. Таким образом, вы не просто идете в архив и изучаете документы без
всякой идеи о том, как вы будете записывать их. Вы берете эту идею с собой в
архив.
Известно, что позиция историков в моей стране, принадлежащих
к последнему поколению, была такова: «Мы не собираемся писать нарративы. Нам
неинтересно писать нарративы». Бродель в школе «Анналов» тоже заявил: «Я не
люблю нарративы. Нарративы - это ребячество, заблуждение». Он принял решение
еще до того, как пошел в архив. Я не думаю, и вы, вероятно, со мной
согласитесь, что можно так легко отделить друг от друга научную и художественную
стороны истории. Но я и не считаю, что способ концептуализации этого отношения
в XIX веке абсолютно убедителен. Я знаю, что последователи
тех историков все еще продолжают говорить о том, что форма историописания не
имеет ничего общего с содержанием. Они могут решить написать историю, или
отказаться от этого, но это не имеет никакого отношения к ценности тех фактов,
которые они открыли в своих исследованиях. Однако Бродель и школа «Анналов»
утверждали, что писать нарративы само по себе есть идеологическое извращение.
Принимая во внимание эти соображения, с перспективы
нарративистскои философии истории, можем ли
40
мы
говорить об истине в истории в терминах «точки зрения»?
Да, но «точка зрения» есть эпистемологический концепт.
Между прочим, «точка зрения» - вопрос, с которым имеет дело литературная
теория, а именно концепция точки зрения внутри романа. Бахтин - теоретик этого
вопроса. Поэтому когда вы говорите «точка зрения», то обозначаете сложную идею.
Это запутанная вещь. Но вы можете не делать ее запутанной. Вы можете
сказать: «Смотри. Я был нацистом. С моей точки зрения, Третий рейх был совсем
неплох. Это с моей точки зрения». Никто не может принять это, потому что
существуют четкие точки зрения, исключающие эту. Но если вы займете позиции
теории «точки зрения», то вы не сможете исключить ни одну из точек зрения.
Я хотела бы прояснить мою позицию и сказать, что
истина перестала быть отношением и превратилась в суждение. Я, конечно, имею в
виду нарративистскую философию истории.
Суждение имеет совещательный характер. Да, я понимаю
идею, но за последние полторы сотни лет об истине говорят как об отношении. Я
стараюсь показать, что теория суждения имеет больше общего с риторической
концепцией дискурса - с тем, как вы приходите к решению, - чем с логическими
понятиями.
Можно ли сказать, что «Метаистория» была попыткой
отойти от истории, и что использованием риторики Вы пытались избежать проблемы
истины в истории?
Невозможно избежать проблемы истины. Потому что это
одна из конвенций, которая создает саму возможность историописания. История
определяет себя и свою природу в контрасте с фикцией (поэзией), с одной
стороны, и философией, с другой. Во многих отношениях практика истории определяется
не тем, что она делает, а тем, что она не делает. Поэтому проблема истины не
может быть обойдена. Точно так же не может быть обойдена и проблема отно-
41
шения
истины к репрезентации. Одна из вещей, которым научила нас лингвистическая
философия XX века, заключается в том, что
нет вопроса об истине, существующей здесь и сейчас, отделяемой от репрезентации
или формы репрезентации истины. Если истина презентирует себя как утверждение,
как высказывание1, то форма
такого высказывания так же важна, как и его содержание. Их невозможно разделить.
Различные школы современной философии согласны в том,
что язык, в котором репрезентирована истина, чрезвычайно важен для определения
силы истинностных утверждений, скрыто или явно находящихся на поверхности
высказывания.
Не думаете ли Вы, что с позиций нарративисткой теории
было бы весьма плодотворным использовать метафорическую теорию истины?
Да, это то, с чем, наконец, смирились аналитические
философы на Западе. Со времен Декарта метафора рассматривалась как род ошибки.
Райл назвал ее «категориальной ошибкой»1. Это - некорректность
кросс-классификации, абсурд. Можно подумать, что любой человек, прочитавший
любое стихотворение, должен отдавать себе отчет в том, что все описанное в нем
не соответствует действительности. Мы нуждаемся в метафорическом выражении
эмоций при характеристике сложных и запутанных аспектов нашего опыта
переживания мира. Ничего не может быть изложено в исключительно декларативных
____________________________________
1 GRyle. The Concept of Mind. N.Y.: Barnes
& Noble,
42
предложениях,
без метафоры. Не бывает такой вещи, как неметафорический язык. Конечно, есть некоторые
предложения, которые могут быть расценены, как буквальный, неметафорический
язык. Однако те аспекты жизни, которые представлены в таком языке, абсолютно
непроблематичны. И у нас, в Соединенных Штатах, есть такие люди, как Д.
Дэвидсон и Р. Рорти, например, которые наконец-то пришли к тому, о чем говорил
Ницше много лет назад, - что все, безусловно, есть метафора.
Кант начинает свою логику, его последнюю книгу, с
утверждения, что «источник всех заблуждений есть метафора»1. Ну, что
сказать, - очень плохо. Он не прав. Может быть, метафора и является источником
всех ошибок, но она также и источник всей истины. А отсюда отношения между истиной
и ошибкой не есть отношения «или-или». Большинство истинностных утверждений,
большинство истинностных утверждений о важных жизненных вещах, сформулированы
в границах этого диалектического отношения между истиной и заблуждением, между
добром и злом. Психоанализ, при всей его спорности, учит нас одной важной вещи
- большинство взаимоотношений людей пронизаны амбивалентностью: с одной
стороны любовь, с другой - ненависть.
Понимание исторического текста как целого, ново. В
предшествующие десятилетия философы исследовали проблему истинностной оценки
исторических утверждений, изучая предложение за предложением. В этом случае, мы
используем классическую концепцию
_________________________________________
' Возможно, имеются ввиду
изданные в
43
истины.
Но если мы анализируем исторический текст в целом, то мы обращаемся к метафорической
концепции истины.
Да, я думаю, это так. Луи Минк написал по этому поводу
очень интересную работу, в которой подчеркнул, что если вы рассматриваете
каждое из предложений исторического текста и ищите в нем истинностную
ценность, вы найдете, скажем, пятьдесят процентов истины и пятьдесят процентов
фальши. Но, говорит Минк, это не то же самое, что исследовать весь текст на
предмет его истинности. И я думаю, он абсолютно прав. «Метсшстория» не
дает адекватного исследования «целой» работы. Она пытается, но безуспешно. Но
она и написана была двадцать лет назад. И вот что интересно. Молодые люди
приходят, читают эту работу и воспринимают ее, как нечто весьма полезное для
них. Иногда они ведут себя так, как будто она была написана вчера. Они пишут
мне письма и спрашивают: «Вы говорите это и это. Что вы имеете в виду?»; и я
отвечаю: «Я не знаю. Это было написано в другой обстановке, в другое время, для
другой аудитории и, между прочим, с другими целями, чем я написал бы сегодня».
Я имею в виду, что, конечно, я не хотел бы писать эту книгу снова. Поэтому,
когда люди говорят мне: «Я люблю "Метаисторию", я применяю ее
принципы в моей работе», я отвечаю: «Их не надо применять. Работа аналитическая.
В ней не говорится о том, что надо делать» Психологи пишут мне и говорят, что
они применяют теорию троп, которую я разработал, для лечения своих пациентов.
Они рассуждают о метафорическом уме или сознании, о метонимическом, и я говорю.
«Это слишком буквальное прочтение. Я использовал концепцию троп метафорически.
Я и не предполагал, что она будет воспринята буквально».
Значит, Вы не думаете, что «Метаистория» стала «новой
наукой», как назвал ее Кузьмински в своей рецензии?
________________________________
1 Kusminski Adrian A New Science //
Comparative Studies in Society and History 18 № 1 (1976) 129-43
44
Нет, я так не думаю. Такие вещи надо писать совсем
по-другому. Вы никогда не убедите своих современников. Многие люди говорят, что
«Метаистория» имеет достоинства; но многие говорят и том, что она
неверна. Но следующее поколение будет более независимо, и оно будет
противостоять унаследованным авторитетам, оно будет искать девиантные,
альтернативные пути. Молодые историки, не удовлетворенные теми методами
работать с историей, которым их научили, найдут что-нибудь полезное в моей
книге. Она до сих пор много продается. Она выдержала восемь изданий. Я не
думаю, что люди на самом деле хотят читать ее: все-таки это устрашающе большая
книга. Она очень утомительна, в ней много повторов. Многие из бравших ее людей
читали только предисловие и пролистывали что-то еще. Но никогда не прочитывали
ее до конца. Между прочим, я не думаю, что для достижения успеха надо писать
книги, которые люди хотели бы прочитать. Должен быть проект, который интересен,
и неважно, как именно он сделан. Я думаю, что общее направление проекта должно
быть ориентировано в сторону инновации, изменения способов мышления об истории.
И я думаю, что в 1960-е гг. эта идея была разлита в воздухе, и это совпало с
моими намерениями. Так что если исторический истеблишмент оскорблен, я тут ни
при чем. Они могли бы предугадать, что будут шокированы.
В своем эссе, написанным 18 октября 1992 года и опубликованным
в Times Literary Supplement, профессор
Гертруда Химмельфарб критиковала меня, вместе с другими, за то, что я якобы
предложил постмодернистскую концепцию истории .
Но Вы этого не делали?
Нет!
Я всегда полагала, что могу ассоциировать Вас с
постмодернизмом.
Люди тоже так полагают. Но Линда Хатчеон, которая этим
занимается, всегда настаивает на том, что я мо-
_________________________________
1 Himmelfarb Gertrude Telling It as You
Like It // Times Literary Supplement 16oct 1992 12-15
45
дернист,
что я зациклен на модернизме. И я с этим согласен. Я рассматриваю свой проект как
модернистский. Вся моя интеллектуальная формация, мое интеллектуальное
развитие проходило в эпоху модернизма. Я имею в виду специфическое западное
культурное движение. В России эквивалентом ему может быть футуризм или символизм.
На Западе -это гигантский культурный эксперимент Джеймса Джойса, Виржинии
Вульф, Дж. Элиот, Эзры Паунда; а также тех людей, кто писал об истории - таких,
так Шпенглер и Теодор Лессинг. Моя концепция истории имеет много общего с
идеей возвышенного, извлеченной из романтизма, а не из постмодернизма, который
гораздо более унылый.
Кем Вы себя считаете?
Я структуралист. Точнее - формалист и структуралист.
Но это было двадцать лет назад.
Что-то, конечно, изменилось. Люди пошли дальше и
подвергли структурализм критике. Многое из этой критики мне симпатично. Я
восхищаюсь такими людьми, как Деррида и, кроме того, Роланом Бартом, которого
считаю величайшим и наиболее изобретательным критиком в послевоенный период, за
последние сорок лет на Западе.
Кстати, как мне Вас лучше называть: критиком,
философом, историком, представителем интеллектуальной истории?
Я не знаю, но я не философ. Философы это понимают.
Такие люди, как Рорти, хвалят «Микроисторию», но они не воспринимают ее
как философскую работу. Одно время я полагал, что занимаюсь интеллектуальной
историей. Но я называю себя культурным историком. Мне интересна культура,
философия культуры. Но я не обучен философии, и я не могу проводить такой
тщательный философский анализ, как мой друг Артур Данто. Я не вхож
46
в
философское сообщество, и я мог бы сказать то же самое о таких людях, как Вико
и Кроче. Кроче и Ницще не имели степени в области философии.
Как бы Вы назвали свою теорию: поэтика истории,
риторическая теория истории, эстетический историзм, новый риторический
релятивизм, поэтическая логика историописания?
Это трудно сделать; сейчас я больше стараюсь работать
над развитием понятия тропики как континуума логики, диалектики и поэтики. Я бы
говорил о тропике вместо риторики: тропика есть теория, весьма подобная той,
что предложил Якобсон. Тезис Якобсона заключался в следующем: нельзя установить
отличие между поэтическим и непоэтическим языками. Существует поэтическая
функция, в некоторых дискурсах она доминирует, в некоторых нет, но она есть везде.
Мой вопрос заключается в следующем: если старая,
принадлежащая XIX веку дистинкция факта и
вымысла не может быть больше поддержана, и если вместо этого мы рассматриваем
факт и вымысел как континуум дискурса, то тогда могу ли я спросить: «Что такое
"вымышленная фикция" в не-фикционном дискурсе, или в дискурсе,
который старается основываться на фактах?». Ведь каждый, кто пишет нарративы,
фантазирует. Я использую термин поэтика и я использую термин риторика.
Проблема с ними обоими в том, что их подтекст настолько тесно связан с романтизмом
и софистикой, что они отталкивают от себя читателей и становятся
непродуктивными. Нам нужна другая система понятий, и я все больше думаю, что
мне удалось разработать теорию тропики. Именно поэтому я вновь возвратился к
исследованию Дж. Вико.
И, между прочим, тропология - в то время, когда я
писал «Метаисторию» – появилась
именно потому, что я вел семинар по Вико. Мне нужен был определенный способ
осмысления того, как мы координируем уровни аргументации и связи между различными
частями нар-
47
ратива,
которые не подчиняются связям логическим. Я изучал Вико, и он предложил мне
новый способ размышления о различных аспектах такого сложного дискурса, как
история. И этот способ не логический, а тропологический. Он довольно сыро
представлен в «Метаистории», поскольку в то время я мало что знал о
риторике. Меня ведь учили, что риторика - вещь плохая. Она аморальна, заинтересована
не в поисках истины, а в убеждении собеседника. Мои учителя неплохо промыли мне
мозги на этот счет. Они же учили меня, что вот с поэзии все о'кей. Поэтом быть
трудно, но почетно. Наука и логика -хорошие вещи, а вот риторика всегда плоха.
Но все зависит от того, что понимать под риторикой. Вико предложил две
концепции риторики: как искусство убеждения и как науку дискурса. Базисом науки
о дискурсе является тропология.
Для меня много значили работы Якобсона. Он оказал
огромное влияние на все гуманитарные науки XX века - от лингвистики и антропологии до психологии. В
меньшей степени - на социологию, но только потому, что социология мертва. Для
дискурсивного анализа вы можете сделать гораздо более неподходящие вещи, чем изучить Якобсона
и использовать его способ размышления о дискурсе. Итак, тропика. Именно поэтому
я назвал так свою вторую книгу, собрание очерков, - «Тропики дискурса»1.
Издатели были против этого названия, поскольку считали, что тропики -это
что-то из области географии, и если его использовать, то потом книга будет
помещена в библиотеках в раздел географии.
Могу я вернуться обратно, к проблеме риторики? Я
думаю, что риторика больше не является тем, чем она была в классическую эпоху,
но стала просто видом философии. Что Вы думаете по поводу исследований Дж.
Нельсона и др. в коллективной монографии «Риторика гуманитарной науки», где
авторы подчеркива-
_____________________________________
' White H. Tropics of Discourse.
48
ют,
что не существует одна риторика, но есть много риторик, - таких, как риторика истории, риторика экономики и
пр.?1
Видите ли, я не согласен с этими людьми, поскольку их
представление о риторике очень старомодно. Они полагают, что риторика - это
что-то о форме. Их понимание риторики сходно с идеями по этому поводу Цицерона
и Квинти-лиана. Моя же концепция риторики, идущая от Вико, ближе к тезисам
Горгия и Протагора и является философией. Цицероновская риторика не есть
философия. Он говорит: вот здесь риторика, а вот здесь философия. Так же и
Квинтилиан: «Сначала философия, а затем риторика для обучения учеников». Но
изобретатели риторики, Горгий и Протагор и все остальные, кого критиковали
Платон и Аристотель, были настоящими философами языка. Я думаю, вы вполне
правы: риторика есть философия; это материалистическая философия, и она
предполагает собственную онтологию. Софисты учили, что метафизика невозможна (я
читал это у Паоло Валезио), и это - та самая вещь, которой пытался научить нас
Ницше в XIX веке. Риторика понимается как теория производства
значения, - того, как значение конструируется, а не того, как оно
обнаруживается. Платон, например, верит, что значение можно найти, что оно
заключено в вещах.
Существует множество способов применения риторики к
современному историописанию. Но историки не любят это делать, потому что в том,
что они делают, риторики просто нет. Они всегда сопротивляются ей. Они сопротивляются
каждому, кто пытается рассказать им что-то о том, что они делают.
_______________________________________
1 Речь идет об
известной коллективной монографии: Rhetoric of the Human Sciences. Language and Argument in Scholarship and Public
Affairs. J. S. Nelson, A Megill, D.N. McCloskey eds. Univ. of
49
А
что можно сказать по поводу Вашей эволюции от «Метаистории» к «Содержанию формы»?
Здесь можно заметить большие изменения.
Я позитивно реагирую на постструктурализм. Я думаю,
что он полон замечательных инсайтов и особенно в технике чтения. Ролан Барт
тоже прошел через стадию постструктурализма. Но Барт никогда не оставался
догматически фиксированным на одной позиции.
Мои критики говорили мне: «Да, "Метсшстория"
слишком формалистична. В ней ничего не говорится об авторе, аудитории,
праксисе». И я отвечал: «Да, о'кей, давайте подумаем об авторе». Я начал
исследовать интен-циональность. Я склонен следовать таким ученым, как Фуко или
Барт; поэтому утверждал, что текст в некотором смысле отделен от автора. Когда
текст издан, автор больше не является его лучшим интерпретатором. А это и есть
постструктуралистский способ мышления.
Кроме
того, постструктурализм зависит от семиотической концепции знаков. Я думаю,
что тексты, романы, поэмы, истории обладают некоторой нестабильностью,
основанной на внутренней динамике процессов формирования дискурса, о чем
говорит декон-структивизм. Текстуализм - интересная идеология. Хотя это
действительно идеология, но она привела к некоторым открытиям,
которые я считаю весьма важными.
В поструктурализме есть ряд весьма продуманных соображений
о культурном производстве, о функционировании идеологии, об идеологии как
продукте субъективности, о предметах, произведенных культурой. Я думаю, что
постструктурализм чрезвычайно много рассказал о процессах формирования
индивида. Он много добавил к психоанализу. Я не причисляю себя к последователям
этой доктрины. Мне нет дела до того, как меня называют. Я не придаю значения
ярлыкам. Моя позиция в следующем: не переживай по поводу этикеток и школ. Вот
есть книга. Читайте ее. Если она поможет вам в работе - хорошо, если нет -
забудьте ее.
50
У меня тут есть список с именами нескольких философов.
Скажите, пожалуйста, каковы наиболее важные моменты предложенных ими теорий и
какие из этих моментов оказали решающее влияние на Вашу теорию истории. Первый
Вико.
Поэтическая логика. Целый раздел в «Новой науке» о
том, что он назвал поэтической логикой или поэтической метафизикой1.
Коллингвуд и Кроче.
У Колингвуда есть идея о том, что вся история есть
история мышления. Это очень рано привлекло мое внимание. Я также восхищен
Гегелем; ведь и Кроче и Коллингвуд были гегельянцами. На меня повлияла и
переработка Кроче гегелевской эстетики с целью адаптации ее к современному искусству.
Ницше.
Да, «К генеалогии морали». Ницше говорит: как
можно «выдрессировать животное, смеющее обещать...»2. Красивая
идея. Это и есть этика. Это и есть мораль. Ницше был тем важным для меня философом,
который сказал: «Я изучаю этику с эстетической точки зрения».
Фрай.
Он архетипический критик. Фрай в огромной мере был
вдохновлен Шпенглером. Сам Шпенглер во введении к «Закату Европы» говорил,
что на него оказал влияние Ницше, что он писал с эстетической точки зрения3.
То же самое для меня представляет архетипическая теория мифа Фрайя. Он переработал
понятие мифа и представил его, как
_________________________________________
Vico Giambattista. The New Science. Intaca: Cornel Unib
Press, 1968. (Русск перев.: Вико Дж. Основания новой науки об общей
природе наций. М. - Киев, 1994.)
2 Nietzsche Friedrich. The Genealogy of
Morals: An Attack. Trans. Francis Golffing.
3 Spengler Oswald. The Decline of the
West. Trans, with notes by Charles Francis Atkinson.
51
вытесненное
содержание фикции; во многом также и Ницше переосмыслил эстетику как вытесненное
содержание этики.
Э. Бёрк.
Бёрк - философ отрицания. Он говорит, что человек - единственное
животное, которое может сказать «нет». Отрицание уникально для человеческой
речи. Животные тоже могут отвергать вещи, но они не могут сказать «нет». Бёрк
построил на этом целую теорию языка. Во многих отношениях можно сказать, что
Бёрк - философ отрицания отрицания. Гегелевская концепция позитивности есть
отрицание отрицания. Бёрк перенес ее не только в литературу, но и в философию.
По его мнению, не бывает философии здесь, социальных наук там и литературы еще
где-то. Всё есть континуум. Он - теоретик дискурса.
Фуко.
Я думаю, что то, что он делает, есть «контр-история».
Его концепция археологии и генеалогии призывает нас пересмотреть традиционные,
конвенциональные допущения исторического исследования. Одна из вещей, которым
он учит нас в своей «Истории безумия» заключается в том, что невозможно
концептуализировать здравый рассудок, одновременно не концептуализировав
безумие . Фрейд тоже говорил о том, что в каждой норме есть немного
сумасшествия и немного здравомыслия в каждом неврозе. То есть это опять-таки
скорее континуум, чем оппозиции. Но одна вещь мне у Фуко не нравится: та, что
сближает его с Ницше, - способ генерализации концепта власти. Я не до конца его
понимаю. Власть настолько всеобъемлющий термин, что, мне кажется, может стать
другой формой метафизики. Как и воля Шопенгауэра, воля Фуко к знанию есть
метафизическая идея.
Рикёр.
Рикёр очень старомодный философ образца XIX века, герменевтического направления. В нем поражает ампли-
___________________________________
'Foucault Michel. History de la folie
a' l'age classique Re[rint. Paris, Gallimard, 1985. (Русск перев/ Мишель Фуко История
безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.)
52
туда
его ума. Он способен охватить широкий круг самых разных позиций. Всякий раз,
когда он анализирует идеи какого-либо философа или ученого, он читает его как
бы изнутри. Он старается выбрать то, что обязательно надо сохранить. Поэтому
мне нравится разносторонность его вкуса. Рикёр сказал много интересного о
символе. Он - философ символических форм, очень во многом в традиции
Кассирера. Но, я думаю, он устарел. Это - традиция именно XIX века, аристократическая, европейская.
Барт.
Барт был наиболее изобретательный критик своего
времени. Когда я услышал весть о его смерти, я был просто сражен: я ведь все
время с нетерпением ждал чего-нибудь новенького из того, что он писал. И я
знал, что это будет что-то весьма оригинальное, благодаря его изобретательности.
Каждый раз, когда я читал какую-либо его работу, он открывал мне новые аспекты
чтения. Возьмите его книгу о фотографии1. Он ведь не был
профессиональным фотографом. Я разговаривал с фотографами, и они сказали мне,
что, прочитав книгу Барта, они научились гораздо большему, чем в процессе
своего профессионально обучения.
Деррида.
Я однажды упомянул Деррида в одном своем эссе, назвал
его «абсурдистским критиком», и многие решили, что это критика. Но я только
имел в виду, что он философ абсурда, а не то, что он писал абсурдные вещи. Вы
понимаете, что я имею в виду? Я использовал экзистенциалистский термин абсурдизм.
И характеризовал Деррида как философа парадоксов, то есть абсурда. Но люди
посчитали это проявлением враждебности с моей стороны, хотя этого не было и в
помине. Конечно, следовать за Деррида, читая его книги, очень непросто. Я
воспринимаю его как философа, который наконец-то показал нам, как надо,
концептуализируя определённные отношения, анализиро-
_________________________________
1 Имеется в виду книга: Ролан Барта Camera Lucida. M., 1997.
53
вать
любые типы бинарных оппозиций, которые мы считаем само собой разумеющимися. И я
убежден, что это его принципиальное достижение. И мне нравится Деррида еще и
потому, что он умышлено позиционирует себя вне французской интеллектуальной
сцены.
А что о Рорти?
Мне нравится то, что он наконец-то реанимировал
американский прагматизм. Это единственное американское философское изобретение:
Джеймс, Дьюи, Пирс. И Рорти возродил его, поскольку после смерти Дьюи
прагматизм практически исчез. Рорти очень умен. Я думаю, его книга о картезианстве,
«Философия и зеркало природы», просто блестящая, и она оказала огромное
воздействие на распространение анти-идеалистических взглядов1. Мне
кажется, Рорти весьма этноцентричен, он слишком зациклен на Америке. А внутри
Америки есть класс, не вполне принимающий его философию: верхний уровень
среднего класса, класс про-восточной культуры, «Лига плюща»2. Рорти
проецирует американскую академическую жизнь поверх общества и считает, что это
должно стать стандартом. Я тоже наслаждался академической жизнью, и она меня
часто вознаграждала. В американской образовательной системе мне нравится то,
что она открыта для всех классов. Но, с другой стороны, профессура имеет
тенденцию подражать английскому идеалу джентльмена: идеалу маскулинности, мужского
шовинизма. Я думаю, у Рорти есть что-то от этой тенденции.
Какие из следующих философов близки Вам больше всего: Барт, Ла
Каира, Фуко, Минк?
____________________________________________
1 Rorty Richard Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton- Princeton Univ. Press, 1980. (Русск перев.: Рорти P Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.)
" «Лига плюща» — объединение 8 старейших привилегированных учебных заведений на северо-востоке США' Корнельский университет в Итаке, университет Брауна в Провиденс, Колумбийский университет в Нью-Йорке, Дартмутский колледж в Ганновере, Гарвардский университет в Кембридже, Принстонский университет в Принстоне, Пенсильванский университет в Филадельфии, Иельский университет в Нью-Хейвене.
54
Проект Ла Капра во многом схож с моим, но он более
психоаналитичен, что ли. Я не разделяю его понятие «трансференции за минуту». Я
вообще не думаю, что возможна некая трансференция между прошлым и будущим.
Человек, к которому среди философов я чувствую
истинную близость, это Луи Минк; и конечно Фуко. Фуко был чудовищным эгоистом.
Очень сложный человек, но я действительно думаю - хотя я и встречался с ним
только однажды, - что мы говорим на одном языке. Почти все эти люди были моими
критиками. Я принимаю это за комплимент: они потратили много времени, читая
какую-то мою работу и критикуя ее. Я рассматриваю всех нас как исследователей,
вовлеченных в процесс переосмысления истории и мы осуществили это с разных
позиций. Но, определенно, самый дорогой мне мыслитель, конечно, Барт.
Кто наиболее влиятельный философ в современной философии
истории?
Я думаю, что в команде Соединенных Штатов наиболее
уважаемый философ истории, конечно, Артур Данто. Рикёр - больше комментатор,
чем новатор, если говорить честно. Поздний Мишель де Серто имел громадное
влияние на историческое мышление во Франции и в США. Есть много исследователей
среди литературоведов, написавших интересные работы по проблеме исторической репрезентации;
например, Энн Ригней и Стивен Бэнн. Историческая наука сегодня совершенно отличается
от того ее вида, который существовал во времена от Гегеля до Колллингвуда. Я не
знаю ни одного философа истории, который оказал бы большое влияние на
историков. Последний, кто сделал это, был Маркс; историки действительно
пытаются применять его принципы философии истории. Среди тех, кто рассуждает
об истории, наиболее интересны последователи Хайдеггера. «Бытие и время» Хайдеггера
55
среди
прочего есть книга о темпоральности и истории, об историчности1.
Некоторые исследователи - как, например, Барт в своем эссе «Дискурс истории»
- показывают такие вещи, которые трудно охватить и в целой книге2.
Я вообще думаю, что больше нет смысла рассуждать о дебатах между философами и
философами истории, между историками и теоретиками истории. Я думаю, что
сегодня, в конце XX века, проблема заключается в
том, как перевообразить, пере-фантазировать историю вне тех категорий, которые
мы унаследовали от XIX века. Пере-вообразить помогает
психоанализ. Каково наше отношение к нашему персональному прошлому? Это не
может быть чисто сознательное отношение, это - отношение нашего воображения
так же, как и разума.
Я скажу Вам, Эва, что я не верю в интервью. Что вы
извлекаете из этого? Никаких внятных дефиниций, - только некую другую версию
уже известного. Я хочу сказать, что все, что я делаю, проистекает, как и у
многих других историков, из того факта, что прошлое для меня является
проблемой. Я вырос в среде рабочих, не имеющих представления о традиции; для
них высокая культура казалась загадкой, которую я сам разгадывал в ходе получения
образования. И я нашел интереснейшим занятием размышлять о том, что вот,
оказывается, существовали целые классы и группы людей, ориентирующихся на
память, обеспеченную традицией. Это было для меня тайной. И то же самое
история: место, которое вы исследуете, место отношения человека к своему
прошлому. Чем больше я изучаю эту область, тем более становится для меня
очевидным: то, что производят историки, есть
__________________________________
1 Heidegger Martin. Being and Time (Sein
undZeit, 1927). Trans. John Macquarrie and Edward Robinson.
2 Barthes Roland. The Discourse of
History // Structuralism: A Reader ed., and introd.
56
воображаемые
образы прошлого, которые функционируют как воспоминание о прошлых событиях в
чьем-то индивидуальном воображении. Именно поэтому я иногда подчеркиваю
подзаголовок моей книги «Метаистория. Историческое воображение». Вообразить
что-то - значит, сконструировать его образ. Но вы не просто конструируете
прошлое и соотноситесь с ним в неком образе. Философы истории старой школы
полагали, что философия истории должна исследовать историю с эпистемологической
точки зрения. Это вполне оправдано. Но для меня гораздо более интересно размышлять
о психологии исторического бытия. Что это значит: думать, что вы живете в истории!
Этот вопрос проанализировал Ф. Анкерсмит. Что значит испытывать историю?
Что такое исторический опыт? Когда вы задаете такой вопрос, он звучит странно;
странная идея - иметь исторический опыт. Вы ведь не «испытываете» историю. Мы
переживаем наводнения, битвы, войны. Югославы, вы думаете: они «испытали»
историю? Нет! Они пережили тиранию, смерть и терроризм. Так какова же та
«история», которую «испытали» эти люди? Это плод их воображения. Но он реален.
Есть ли противоречие между воображаемым и реальным?
Нет, потому что то, что воспринимается как реальное,
всегда немного воображаемо. К реальному нет прямого доступа. Оно досягаемо
только через образ. Именно поэтому столь важна теория метафоры.
Что является ключевой темой дискуссий в научной
периодике США?
Мне интересны издания, посвященные культурным
исследованиям и мультикультурализму. Такие топики
57
встречаются
даже в консервативных и анти-постмодер-нистких журналах. В них критикуется то,
что авторы считают безответственностью постмодернизма. В Соединенных Штатах
постмодернизм считается отрицанием истории, смесью факта и вымысла,
релятивизмом, способным сказать всё обо всем.
Мы создали в США новую дисциплину, называемую
«культурные исследования». Это - вид постмарксистского исследования сознания,
методов производства культуры, одним из которых является дискурс и в нем
история рассматривается не как научная дисциплина, а как дискурс, в котором
слышно множество голосов. И, между прочим, я думаю, что единственный мыслитель,
который проходит через все дисциплины, чьи идеи используются и правыми и
левыми, - это Бахтин. Вообще интересно поразмыслить над тем, почему к Бахтину
на Западе обращаются и марксисты и постмарксисты, неомарксисты и
антимарксисты, консерваторы и либералы и т.д. На одном из собраний Американской
исторической ассоциации историки обсуждали вопрос о том, может ли American Historical Review публиковать
рецензии на исторические фильмы1? В течение многих лет этот вопрос
никак не решался, и вот опять был получен ответ: «Нет. Нельзя репрезентировать
историю в кино». Интересно, что догмой стало утверждение о том, что история
может быть только написана, но не показана. Особенно в свете того, что тот тип
историописа-ния, который оформлен как нарратив, представляет собой попытку
создать картины событий, сходных с их визуаль-
___________________________________________
' American Historical Review регулярно публикует рецензии на исторические книги, имеющие то или иное отношение к кинематографу, но не рецензирует сами фильмы. В 1990-х годах и в начале 2000-х такие рецензии появлялись в AHR довольно часто, и некоторое время журнал имел даже специального редактора для таких рецензий. Тем не менее в январе 2006 рубрика «Рецензии книг и фильмов» была заменена на рубрику «Рецензии книг», что свидетельствовало о том, что рецензии на исторические фильмы журнал будет публиковать только в исключительных обстоятельствах.
58
ными
образами. Я думаю, что дебаты об отношениях между визуальными и вербальными
способами репрезентации являются большой и важной темой, проходящей через
многие дисциплины.
Когда я читала Ваши книги,
то обратила внимание на то, что Вы уделяете мало внимания немецкой традиции.
Что Вы думаете о Гадамере, Хабермасе, о немецких герменевтиках?
Я полагаю, что я сам вышел из немецкой традиции.
Кант, Маркс, Дильтей и подобные им ученые были очень важны для меня в период
моего философского формирования. Но Вы совершенно правы. Я расцениваю
теорию коммуникации и, следовательно, дискурса Хабермаса, как очень наивные. И,
я думаю, я понимаю, почему это так; понимаю и ситуацию, в которой он писал.
Хабермас всегда мне интересен как комментатор политических проблем и отношений
между философией и политикой. Я осторожен в отношении герменевтики; я думаю,
герменевтика есть последний вздох метафизики. Герменевтика есть философия,
которая создана так, как если бы метафизика все еще была возможна, но с пониманием
того, что на самом деле это не так. Своего рода «симуляция». Она производит,
как сказал бы Барт, «метафизический эффект». Аргументы Гадам ера обычно
сводятся к защите относящихся к XIX веку позиций
Дильтея и Гегеля. Это, конечно, сделано очень хорошо и интересно, но немного
тяжеловесно, особенно в переводе.
Грониген,
Нидерланды. 5 февраля 1993 года.
59
ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ
Metahistory. The Historical
Imagination in Nineteenth-Century
Tropics of Discourse. Essays in Cultural Criticism.
The Content of the Form:
Narrative Discourse and Historical Representation.
Figural Realism. Studies in the
Mimesis Effect.
«The Burden of History». History
and Theory 5: 2 (1966): 111-134.
«The Culture of Criticism». In Liberations.
New Essays on the Humanities Revolution, ed. Ihab Hassan.
«The Historical Text as
Literary Artifact». Clio 3: 3 (June 1974): 277-303.
«The Problem of Change in
Literary History». New Literary History 7: 1 (autumn 1975): 97-111.
«The Fictions of Factual
Representation». In The Literature of Fact, ed. Angus Fletcher.
«The Value of Narrativity in
the Representation of Reality». Critical Inquiry 7: 1 (1980): 5-27.
«The Question of Narrative in
Contemporary Historical Theory». History andTheory23: 1(1984): 1-33.
«Historiography and
Historiophoty». American Historical Review 95: 5 (December 1988):
1193-1199.
«'Figuring the Nature of the
Times Deceased': Literary Theory and Historical Writing». In The Future of
Literary Theory. Ed. Ralph Cohen.
«Historical Emplotment and the
Problem of Truth». In Probing the Limits of Representation. Nazism and the
'Final Solution'. Ed. Saul Friedlander.
«Historiography as Narration».
In: Telling Facts: History and Narration in Psychoanalysis. Ed. Morris
and Joseph H. Smith.
«A Rejoinder. A Response to
Professor Chartier's Four Questions». Storia della Storiografia 27
(1995): 63-70. (Cf. Roger Chartier, «Quatre Questions a Hayden White». Storia
della Storiografia 24 [1993]: 133-142.)
«Response to Arthur Marwick». Journal
of Contemporary History, 30 2 (April 1995): 233-246. (Cf.: Arthur Marwick,
«Two Approaches to Historical Study: The Metaphysical [Including
'Postmodernism'] and the Historical». Journal of Contemporary History 30:
1 [January 1995]: 5-35.)
«Bodies and Their Plots». In Choreographing
History. Ed. Susan Leigh Foster.
60
«The Modernist Event». In The
Persistence of History. Cinema, Television, and the Modern Event. Ed.
Vivian Sobchack.
«Storytelling: Historical and
Ideological». In Centuries' Ends, Narrative Means. Ed. Robert Newman.
Stanford:
«Postmodernism and Textual
Anxieties». In The Postmodern Challenge: Perspectives East and West. Ed.
Nina Witoszek and Bo Strath.
«The Discourse of
«Catastrophe, Communal Memory,
and Mythic Discourse: The Uses of Myth in the Reconstruction of Society». In Myth
and Memory in the Construction of Community. Historical Patterns in
«An Old Question Raised Again:
Is Historiography Art or Science? (Response to Iggers)». Rethinking History
4: 3 (December 2000): 391-406.
«Anomalies of Genre: The
Utility of Theory and History for the Study of Literary Genres». New
Literary History 34: 3 (2004): 597-615.
«Figural Realism in Witness
Literature». Parallax. Vol. 10: 1 (January-March 2004): 113-124.
«Historical Fiction, Fictional
History, and Historical Reality». Rethinking History 9: 2-3 (2005):
147-157.
«The Public Relevance of
Historical Studies: A Reply to Dirk Moses». History and Theory 44
(October 2005): 333-338.
«Against Historical Realism. A
«The Future of Utopia in
History». Historein. A Review of the Past and Other Stories 7 (2007):
11-20.
«Guilty of History? The Longue
Duree of Paul Ricoeur» (rev. of Paul Ri-coeur, History, Memory,
Forgetting). History and Theory 46: 2 (May 2007): 233-251.
«The Historical Event». Differences:
A Journal of Feminist Cultural Studies 19:2(2008): 9-34.
61