Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка/Пер. с англ. – М: Изд-во «Весь Мир», 2000. – 296 с.
Заключение
В последних четырех главах мы дали оценку вклада в историческую науку социологической и экономической теории, количественных методов анализа исторических данных, воздействию культурной теории и использованию устных свидетельств. Но это далеко не полный перечень. Другие новые подходы, такие, как использование ландшафта и киноматериалов в качестве исторических источников, постколониальная история и история окружающей среды, затрагивались в этой книге лишь мельком, поскольку до сих пор их влияние не было особенно заметным; однако в подробном обзоре каждый из них заслуживал бы более широкого рассмотрения. Вместе взятые, эти новации представляют собой наиболее значительный методологический прорыв с тех пор, как полтораста лет назад Ранке заложил основы современной исторической науки. В результате содержание исторических исследований также чрезвычайно расширилось. Оно теперь охватывает социальные структуры во всей их совокупности, историю коллективных ментальностей и эволюцию взаимоотношений общества с природной средой. Кроме того, хотя в этом плане еще очень многое предстоит сделать, женщины сейчас лучше чем когда-либо представлены в исторических трудах. Впервые исторические исследования охватили все уголки земли; ни одна культура больше не считается слишком отдаленной или слишком «примитивной», чтобы не обратить на себя внимание историков.
К инновациям последних сорока лет можно относиться по-разному. Можно рассматривать их как капитуляцию историков перед соблазнами
Джон Тош. Стремление к истине 286
тематики, предлагаемой другими, более «актуальными» дисциплинами – на этом направлении атаки во многом успешно действует Элтон1. Он и те, кто придерживаются сходной точки зрения, считают, что любое расширение спектра исторических исследований означает отход от главного предмета дисциплины (для Элтона таковым остается конституционная и административная история Англии). Поскольку нынешний поворот к культурной тематике ассоциируется с постмодернистской эпистемологией, возникают мрачные предостережения относительно грядущего конца исторической науки2. Более оптимистичный и великодушный вердикт, однако, примет во внимание случаи, когда историки успешно ассимилировали достижения других дисциплин, как это произошло с филологией и юриспруденцией в XIX в. Все зависит от того, насколько готовность воспринять влияния извне совместима с приверженностью основам исторического сознания. Несомненно, существует опасность, что за всеобъемлющими социальными теориями можно упустить из виду уникальность прошлого или что текстуальная теория вырвет первоисточники из исторического контекста, а устная история неосознанно привнесет в воспоминания о прошлом современные оценки. Но эти опасности хорошо известны, и одной из целей данной книги было как раз продемонстрировать, что историки, вооруженные таким знанием, способны отсеивать наименее удобоваримые последствия привнесенных извне инноваций. Сразу приходит в голову длительная борьба Э.П.Томпсона против детерминистских тенденций в марксизме или крайне осторожный подход Эпплби, Хант и Джекоб к современной текстуальной теории3. Интерес к изучению истории во многом связан с тем, что она является как бы перекрестком, где сходятся задачи многих дисциплин. Историки превращают эти задачи в свои собственные, помещая их в рамки исторического контекста и исторического процесса. Они отвергают те интеллектуальные позиции, что лежат над или за пределами истории; остальное они ассимилируют, тем самым неизмеримо обогащая ее предмет.
Однако с расширением спектра исторических исследований возникает одна несомненная проблема: история превратилась в дисциплину, почти лишенную очевидной целостности. В XIX в. было возможно на практике отгородить историю от других дисциплин и ограничить ее специализацию нарративным изложением политических
1 См. в особенности: G.R.Elton, Return lo Essentials,
Cambridge University Press, 1991.
2 Ibid; Arthur Marwick, “Two approaches to
historical study”, Journal of
Contemporary History, XXX, 1995,
pp.5-35.
3 E.P.Thompson,
The Poverty of Theory, Merlin, 1978; Joyce Appleby, Lynn Hunt and
Margaret Jacob,
Telling the Truth About History, Norton, 1994.
Джон Тош. Стремление к истине 287
событий. Взлет экономической истории в начале XX в. мог бы внести серьезные поправки в эту схему, если бы политическая и экономическая история не проявили тенденцию к взаимной изоляции. Сейчас ситуация совершенно иная. Появились новые подходы к прошлому: возникла культурная история, а социальная история достигла зрелости. Но кроме того, все больше исследований осуществляется на стыке тематических специализаций, а отстаивать традиционные претензии политической истории на центральное место в рамках дисциплины стало уже практически невозможно; историческая наука превратилась в многоквартирный дом со множеством внутренних дверей и переходов1.
История всегда с трудом поддавалась логическим дефинициям. Но теперь более, чем когда-либо, ее можно адекватно охарактеризовать лишь в категориях парных противоположностей. Она занимается и событиями и структурами, индивидом и массой, ментальностыо и материальными силами. Сами историки должны совмещать нарративные навыки с аналитическими, проявляя как сопереживание, так и отстраненность. Их дисциплина – это и воссоздание и объяснение событий, и наука и искусство; короче (возвращаясь к одному из исходных моментов данной книги) история – это гибрид, не поддающийся классификации. Эти отличительные черты следует рассматривать не как борьбу противоположностей, а как взаимодополняющие акценты, которые в совокупности дают возможность более или менее адекватно понять прошлое в его реальной сложности. Дав определение истории в четких абсолютных категориях, мы ничего не выиграем – это может послужить разве что риторической поддержки какого-нибудь нового подхода, чьи полномочия еще надо подтвердить. Но можно очень многое утратить, если в интересах ложно понимаемой целостности историки упустят из вида всю широту своего предмета.
И последнее, что необходимо отметить, современное практическое разнообразие отражает коренную амбивалентность функции, которую выполняет история. Ведь пока люди сохраняют хоть какой-то интерес к человеческой природе и творчеству, они согласятся, что любое проявление человеческого духа в прошлом может претендовать на их внимание, а историю стоит изучать ради ее самой. Некоторые из новых подходов, появившихся в последние сорок лет, явно идут в русле этой гуманитарной традиции. Исследование коллективных ментальностей в первую очередь преследует цель воссоздать эмоции и интеллект
1 Интересные рассуждения на эту тему см. в: Theodore К. Rabb, “Coherence,
synthesis and quality in history”, in: Т.К.Rabb and Robert I. Rotberg (eds), The New History: the
1980s and Beyond, Princeton University Press, 1982.
Джон Тош. Стремление к истине
288
людей, живших в совершенно иных условиях, чем живем мы, с тем, чтобы их внутренний мир стал нам понятнее. Специалисты по устной истории и Британии и других индустриальных обществах стремятся сохранить повседневный опыт недавнего прошлого, представляющий для них ценность сам по себе.
Но на инновационные тенденции в историографии последних лет сильно повлияло и убеждение, что опыт прошлого содержит уроки для современного общества. Период почти полного отхода от злободневных тем, характерный для профессиональных ученых первой половины XX в., закончился. Спокойно, но настойчиво историки вновь возвращаются к претензиям своей науки на выработку руководства к действию и ориентиров на будущее. Это убеждение существует, и оно влияет на исследовательские приоритеты, хотя их результаты чаще всего недостаточно убедительно преподносятся широкому читателю. Главной целью макроэкономической истории и количественных методов, в совершенствование которых она внесла больший вклад, чем любая другая отрасль исторической науки, является изучение динамики роста и стагнации экономики в масштабах целых стран. Ощущение кризиса в управлении мировыми природными ресурсами способствовало усилению роли истории окружающей среды точно так же, как выход черной Африки на международную арену привлек внимание к африканской истории. Теории о социальных структурах и социальных изменениях, позаимствованные историками у общественных наук, первоначально развивались мыслителями вроде Маркса и Вебера в качестве вклада в решение проблем современности; неслучайно их применение привело к интересным результатам в таких областях, как городская история и история семьи, которые сегодня непосредственно обращены к современным проблемам.
Конечно, если историки стремятся
реализовывать свой потенциал носителей общественной мудрости, им следует
апеллировать к широкой аудитории. В этом отношении
профессиональные ученые настроены весьма пессимистично. В Британии историки
периодически сетуют на потерю интереса со стороны широкой публики и
ностальгически вспоминают времена, когда их предшественники пользовались
популярностью у читателей, даже если их труды оставляли желать лучшего в
исследовательском плане. Дэвид Кэннадайн, например,
говорит об «интеллектуальной робости и
антикварной педантичности» своих коллег – качествах, которые, по его
мнению, отпугнули и читателей, и студентов1.
Конечно, неуклонное стремление к профессионализму
D.Cannadine, “British history:
past, present – and future?” Past and Present, CXVI, 1987,
p.178.
Джон Тош. Стремление к истине 289
нетрудно совместить с привлекательностью для непрофессиональной аудитории, но на самом деле такой пораженческий взгляд разделяется далеко не всеми историками. При ближайшем рассмотрении оказывается, что эта проблема характерна для определенных типов исторических трудов, а не для всей науки.
«Технические» работы по политической истории за пределами научных кругов мало кто читает, и попытка лишить британскую историю привычных ориентиров вроде Английской революции 1640-х гг. или промышленной революции вряд ли придется по вкусу широкой публике; но те ученые, чьи труды обладают смыслом и цельностью, по-прежнему находят у нее живой отклик. Достаточно вспомнить хотя бы нарисованную Олвен Хафтон панораму жизни женщин в Европе раннего нового времени или отрезвляющие и далеко идущие размышления Эрика Хобсбаума о «коротком» XX в.1 Историки, которым есть что сказать, никогда не уединялись в башне из слоновой кости, и нет никаких причин, чтобы это положение изменилось в будущем.
Самый большой повод для оптимизма в отношении будущего исторической науки – это тот факт, что все больше ученых сегодня исследуют темы, имеющие актуальное значение. Они не занимаются пропагандой, а исходят из убеждения, что из научных открытий историков можно извлечь ценные выводы. Несомненно, эти выводы не столь однозначны, как утверждают сторонники «научной истории». Если общество ищет у историков ответов в виде точных прогнозов и четких обобщений, его ждет разочарование. Стремление к актуальности приведет к другому, не столь очевидному, но в конечном счете более ценному, результату – более четкому осознанию возможностей, заложенных в сегодняшней ситуации. И пока историки имеют о виду эту цель, их наука сохранит свою жизненную силу и уверенность в поддержке со стороны общества, в котором они работают.
1 Olwen Hufton, The Prospect Before Her: A
History of Western Women, 1500-1800, Harper Collins, 1995; Eric
Hobsbawm, Age of Extremes: the Short Twentieth Century, 1914-1991,
Michael Joseph, 1994.
Джон Тош. Стремление к истине 290
Джон Тош. Стремление к истине
291
Библиография
В постраничных сносках основного текста книги приведены издания, в которых можно найти более полную информацию по конкретным вопросам, рассматриваемым в каждой главе. Нижеперечисленные работы дадут возможность читателю ознакомиться с литературой по всем основным проблемам, поднятым в книге. Включены работы только на английском языке. В том случае, когда существует несколько изданий книги, отсылка дана на наиболее доступное. В сносках обычно указано первое издание цитируемой книги.
Abrams Philip, Historical Sociology (Open Books, 1982).
Appleby
Joyce, Hunt Lynn and Jacob Margaret, Telling the Truth About History (Norton,
1994).
Bagley
J.J., Historical Interpretation, in two volumes: vol. I,
Sources of English Medieval History, 1066-1540 (Penguin, 1965),
and vol. II, Sources of English History, 1540 to the
Present Day (Penguin, 1971).
Bann Stephen, The Inventions of History (Manchester
University Press, 1990).
Bann Stephen, The Clothing of Clio (Cambridge
University Press, 1984).
Barzun
Jacques and Graft Henry F., The Modern Researcher (3rd edn, Harcourt,
Brace Jovanovich. 1977).
Bebbington David, Patterns in History (Inter-Varsity
Press, 1979).
Джон Тош. Стремление к истине
292
Black Jeremy and McRaild Donald M., Studying
History (Macmillan, 1997).
Bloch Marc, The Historian’s Craft (Manchester
University Press. 1954).
Braudel Fernand, On History (Weidenfeld &
Nicolson, 1980).
Burke Peter (ed.), New Perspectives on Historical
Writing (Polity, 1991).
Burke Peter, History and Social Theory (Polity,
1995).
Burke Peter, Varieties of Cultural History (Polity,
1997).
Butler L.J. and Gorst A. (eds), Modern British
History (Tauris, 1997).
Butterfield Herbert, Man On His Past (Cambridge
University Press, 1955).
Cannon John (ed.), The Historian at Work (Alien
& Unwin. 1980).
Carr E.H., What is History? (2nd edn. Penguin,
1987).
Caunce Stephen. Oral History and the Local
Historian (Longman, 1994).
Cipolla
Carlo M., Between History and Economics: an Introduction to Economic
History (Blackwell, 1991).
Clark Kitson G., The Critical Historian (Heinemann,
1967).
Collingwood R.G., The Idea of History (Oxford
University Press. 1946).
Connell-Smith
Gordon and Lloyd Howell A., The Relevance of History (Heinemann, 1972).
Curtis L.P. (ed.), The Historian’s Workshop (Knopf,
1970).
Drake Michael, The Quantitative Analysis of
Historical Data (1974).
Elton G.R., Political History (Allen Lane,
1970).
Elton G.R., The Practice of History (Fontana,
1969).
Evans Richard J., In Defence of History (Granta,
1997).
Fentress James and Wickham Chris, Social Memory (Blackwell,
1992).
Floud
Roderick, An Introduction to Quantitative Methods for Historians (2nd
edn. Methuen, 1979).
Furedi Frank, Mythical Past, Elusive Future: History
and Society in an Anxious Age (Pluto, 1992).
Galbraith V.H., An Introduction to the Study of
History (C.A.Watts, 1964).
Gardiner Juliet (ed.), What is History Today?
(Macmillan, 1988).
Gay Peter, Freud for Historians (University
Press, 1985).
Джон Тош. Стремление к истине
293
Geyl Pieter, Use and Abuse of History (Yale
University Press, 1955).
Haskins Loren and Jeffrey Kirk, Understanding
Quantitative History (MIT, 1990).
Henige David, Oral Historiography (Longman,
1982).
Hosking G. and G.Schopflin (eds), Myths and
Nationhood (Hurst, 1997).
Hoskins W.G., Local History in England (2nd
edn, Longman, 1972).
Hunt Lynn (ed.), The New Cultural History (California
University Press, 1989).
Iggers
George C. and. Powell James M. (eds), Leopold von Ranke and the Shaping of
the Historical Discipline (Syracuse University Press, 1990).
Iggers
George C. New Directions in European Historiography (Wesleyan University
Press. 1975).
Jenkins Keith (ed.), The Postmodern History Reader (Routledge,
1997).
Jenkins Keith, On ‘What is History?’
(Routledge, 1995).
Jenkins Keith, Re-Thinking. History (Routledge,
1991).
Kammen Michael (ed.), The Past Before Us (Cornell
University Press, 1980).
Kaye Harvey J., British Marxist Historians: an
Introductory Analysis (Polity Press, 1984).
Kenyon John, The History Men (Weidenfeld &
Nicolson,1983).
Le Goff
Jacques and Nora Pierre (eds), Constructing the Past: Essays in
Historical Methodology (Cambridge University Press, 1985).
Lowenthal David, The Heritage Crusade and the
Spirit of History (Viking, 1997).
Lowenthal
David, The Past is a Foreign Country (Cambridge University Press, 1985).
Marwick Arthur, The Nature of History (Macmillan,
1970).
Munslow Alun, Deconstructing History (Routledge,
1997).
Novick
Peter, That Noble Dreamy the ‘Objectivity Question’ an the
American Historical Profession (Cambridge University Press, 1988).
Plumb J.H., The Death of Past (Macmillan,
1969).
Rigby
S.H., Marxism and History: a Critical Introduction (Manchester
University Press, 1987).
Samuel
Raphael and Thompson Paul (eds), The Myths We Live By (Routledge, 1990).
Samuel Raphael, Theatres of Memory, vol.
2: Island Stories (Verso, 1998).
Джон Тош. Стремление к истине
294
Samuel
Raphael, Theatres of Memory, vol. 1: Past and Present
in Contemporary Culture (Verso, 1994).
Scott
Joan W., Gender and the Politics of History (Columbia University Press,
1988).
Shoemaker
Robert and Vincent Mary (eds), Gender and History in Western Europe (Arnold,
1998).
Southgate Beverley, History: What and Why?
(Routledge, 1996).
Stannard
David E., Shrinking History: on Freud and the Psychohistory (Oxford
University Pre 1980).
Stern Fritz (ed.), The Varieties of History (2nd
edn, Macmillan, 1970).
Stone
Lawrence, The Past and the Present Revisited (Routledge & Kegan
Paul, 1987).
Thompson E.P., The Poverty of Theory (Merlin
Press. 1978).
Thompson
Paul, The Voice of the Past. Oral History (2nd edn, Oxford
University Press, 1988).
Vansina Jan, Oral Tradition As History (James
Currey, 1985).
Walsh W.H., An Introduction
to Philosophy of History (3rd edn, Hutchinson, 1967).
Warren
John, The Past and Its Presenters: an Introduction to Issues in
Historiography (Hodder & Stoughton. 1998).
Windschuttle Keith, The Killing of History (revised
edn, Macleay, 1996).
Джон Тош. Стремление к истине
295
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ |
7 |
ГЛАВА 1. Историческое сознание |
11 |
ГЛАВА 2. Для чего нужна история |
33 |
ГЛАВА 3. Сырье для историка |
57 |
ГЛАВА 4. Работа с источниками |
81 |
ГЛАВА 5. Основные темы исторических событий |
103 |
ГЛАВА 6. Изложение и интерпретация |
129 |
ГЛАВА 7. Границы исторического знания |
151 |
ГЛАВА 8. История и социальная теория |
185 |
ГЛАВА 9. Историях в цифрах |
219 |
ГЛАВА 10. Истолкование смысла и теория |
241 |
ГЛАВА 11. История из первых уст |
261 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
285 |
БИБЛИОГРАФИЯ |
291 |