Эмпедокл "О Природе"
(Отрывки. Пер. Г.И. Якубаниса //
Лукреций "О природе вещей". Т.2. Изд-во АН
СССР, 1947, с. 663-676)
1. Ты же послушай, Павсаний, разумного,
сыне, Анхита!
- 2. Скудные средства познания нашим дарованы
членам,
- Множество скверн и напастей смущает пытливые
думы.
- Малый узрев лишь удел человеческой жизни
злосчастной,
- Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей
поколенья,
- 5 Сердцем постигнув лишь то, что
каждому путь преградило
- В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое
ведать:
- Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно,
- Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к
познанью,
- Сведать готовься лишь то, что смертная мысль
прозревает.
3
.
... Скрыть в глубине немого, как рыба, сердца . ..
- 4. Но от глаголов моих отвратите безумцев
гордыню,
- Чистый источник из уст непорочных пролейте, о
боги!
- Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева,
- Муза, ко мне снизойди на послушной тебе
колеснице,
- 5 Благоговейное слово неся
краткодневным созданьям.
- [663]
-
- Нет, не заставит меня обольщение чести и славы
- В мире сем тленном, смирения дерзко нарушив
пределы
- Речью греховною, к мудрости горним обителям
вспрянуть.
- Нет, но исследовать должен ты всячески, где что
открыто,
- 10 Зрению вовсе не более веры давая, чем слуху,
- Ни громогласному слуху не больше, чем ясному
слову;
- Ни остальных твоих членов, только путь есть
познанью,
- Веры твоей не лишай, а исследуй, где что открыто.
-
- 5. Свойственно людям негодным сильнейшему слову
не верить.
- Ты же, как то велят откровенья правдивые Музы,
- В сердце своем различи слово истины, правду чтоб
сведать.
-
- 6. Выслушай прежде всего, что четыре есть корня
вселенной:
- Зевс лучезарный, и животворящая Гера, и Гадес,
- Также, слезами текущая в смертных источниках,
Нестис,
7. ... Непроизводные...
- 8. Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном
- Нет никакого рожденья, как нет и губительной
смерти:
- Есть лишь смешенье одно с размещеньем того,
что-смешалось,
- Что и зовут неразумно рождением темные люди.
-
- 9. Что бы за смесь ни явилась на свет: человек или
птица,
- Дикий ли зверь или куст, – всё равно неразумные
люди
- То происшедшим зовут; когда ж разрешится на
части
- Тленная тварь, то губительной смертью они
прозывают,
- Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду.
10. ... Мстительную смерть ...
- 11. Глупые! как близорука их мысль, коль они
полагают,
- Будто, действительно, раньше не бывшее может
возникнуть,
- Иль умереть и разрушиться может совсем то, что
было.
- [664]
-
- 12. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать
неспособно,
- Также и сущее чтобы прешло, – ни на деле, ни в
мысли
- Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы.
13. Нет во вселенной нигде ни излишка, ни
места пустого.
14. Нет во вселенной нигде пустоты: и
откуда ей взяться?
- 15. Мудрый муж никогда в своем сердце того не
помыслит.
- Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы,
положен
- Смертным добрым и злым; и что, прежде чем плоть
сотворилась,
- Были все люди – ничто, и в ничто они вновь
разрешатся.
-
- 16. Ибо как были они искони, так и будут – две
вместе:
- Думаю, их несказанное время вовек не лишится.
-
- 17. Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества
недрах
- Крепнет единство, то множество вновь прорастает
в единстве.
- Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:
- Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью,
- То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой
находит.
- Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в
силах:
- То, Любовью влекомое, сходится всё воедино,
- То ненавистным Раздором вновь гонится врозь
друг от друга.
- <Так, поскольку единство рождается без
перерыва>
- В множества недрах, а множество вновь
прорастает в единстве, –
- Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
- Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в
силах.
- Вечно постольку они существуют в недвижимом
круге.
- Выслушай слово мое: возращает учение разум.
- [665]
-
15 Как я и раньше сказал, поясняя предел
рассужденья,
Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества
недрах
Крепнет единство, то множество вновь прорастает
в единстве,
Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,
Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная
порознь,
20 В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая
всюду.
К ней ты умом возносись, покидая очей
ослепленье.
Смертные членам своим врожденной ее почитают,
В ней дружелюбия, подвигов дружных находят
источник.
Радостью и Афродитой богиней ее величая.
25 Но ни один смертный муж не познал, что она
обегает
Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой
теченье.
Все они равны и все одинаково древнего рода,
Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
Свойство иное; господствуют вечно они по
порядку.
30 К ним ничто не прибавится, в них ничто не
иссякнет:
Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не
стало.
Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет
пустого?
Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,
35 В образах разных являются, теми ж всё
оставаясь.
18. ... Любовь...
19. ... Единящею Любовью ...
20. Ясно то можно узреть в совокупности членов,
телесных:
То, Любовью влекомые, сходятся все воедино
Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы;
То, напротив. Враждой разъятые злой, каждый
порознь
5 В шумном прибое житейского моря у брега
блуждают.
Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,
Так и у горных зверей и у птиц, сих ладей
окрыленных.
[666]
21. Но на свидетельства прежних речей обрати свои
взоры,
Не было ль там уклонений от мысли, положенной
нами.
Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,
Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,
5 Вот и дождем нисходящая, темная, хладная
влага,
Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.
Все во Гневе они разновидны и врозь существуют,
Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной.
Ибо из них всё, что было, что есть и всё то, что
будет:
10 В них прозябают деревья, из них стали мужи и
жены,
Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы,
Также и боги из них, многочтимые, долгие днями.
Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
В видах различных являются: столько их смесь
изменяет
22. Все они – солнце, земля, необъятное небо и
море, –
Все стремятся равно к единению всеми частями,
Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей
зарожденьи
Так равно и все те, что более склонны к смешенью,
5 Страстью взаимной пылают, по воле самой
Афродиты.
Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой
разногласят
Свойствами, способом смеси и формы своей
отпечатком:
Купно сойтись неспособны они, и властвует ими
Беспрекословно Раздор, такую им давший природу.
23. Как живописцы, глубоким умом изучивши
искусство,
Дар многоцветный бессмертным богам принести
собираясь,
Краски различные в руки берут и потом,
соразмерно
Смешивать их начиная – одних и других
понемногу,
5 Образы схожие всяких предметов из них
производят:
То вырастают деревья, то мужи выходят и жены,
Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы
Даже и боги, почетом отличные, долгие днями;
Так да ума твоего не коснется обман заблужденья,
10 Будто иной есть источник безмерно-великой
вселенной,
Но убедись, что он в них, божественным внявши
глаголам.
[667]
24. ... Нагромождая одно заглавие на другое, не
доводить
до конца одной стези повествования ...
25. ... Ведь, что нужно, то и дважды хорошо поведать
...
26. Властвуют поочередно они во вращении круга,
Слабнут и вновь возрастают, черёд роковой
соблюдая.
Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
Образ людей и животных различных пород
принимают.
5 То, Любовью влекомые, сходятся в стройный
порядок,
То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь
друг от друга,
Чтобы в единое целое снова затем погрузиться.
Так, поскольку единство рождается без перерыва
В множества недрах, а множество вновь
прорастает в единстве, –
10 Вечно они возникают, и нет у них стойкого
века.
Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в
силах, –
Вечно постольку они существуют в недвижимом
круге.
27. Там ни быстрых лучей Гелибса узреть
невозможно,
Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:
Так, под плотным покровом Гармонии, там
утвердился
Шару подобный, окружным покоем гордящийся
Сферос.
27а. Ни непристойной борьбы, ни ссоры нет в его
членах.
28. Равный то был отовсюду и всяких лишенный
пределов,
Шару подобный, окружным покоем гордящийся
Сферос.
29. Нет ни рук у него, что как ветви из плеч
вырастают,
Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей
детородных:
Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос.
30. Но как скоро Раздор возрос и окреп среди
членов,
К почестям вспрянув высоким, когда совершилося
время,
Клятвой великою им предреченное порознь обоим…
[668]
31. Дрогнули члены у бога один за другим по
порядку.
32. ... Сочленение связывает два...
33. Как смоковничный сок молоко заставляет
сседаться ...
34. . . . Склеив ячменную муку с водою ...
35. Но, обратившися вспять, пойду по пути
песнопений,
Раньше избранному мной, из глагола глагол
извлекая.
После того как Раздор в глубочайшие недра
пучины
Путь свой направил, в центре же вихря Любовь
воцарилась,
5 Все они* там воедино сливаются, мало-помалу
С разных сторон собираясь; из смеси же их
происходят
Все бесконечные сонмы подверженных тлену
созданий.
Часть их,** однако, большая, черёд соблюдая с
другими,
Смеси бежит, одержимая окрест лежащим Раздором.
10 Ибо она не вполне отступила ко внешним
пределам
Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из
членов.
Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько
Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви
приближался.
Прежде нетленное в образах тленных тогда
появилось,
15 Жизненный путь
изменивши, из чистого ставши нечистым.
Так из смешенья стихий бесконечные сонмы
созданий
В образах многоразличных и дивных на вид
происходят.
36. К крайним пределам Раздор отступал при их
единеньи.
37. Тело земли из земли, из эфира эфир вырастает
38. Скажем о первых и равных по древности мира
основах,
________________________
* Стихии.
** Стихий.
[669]
В коих возникло всё то, что ныне мы зрим во
вселенной:
Бурное море, земля, бременеющий влагою воздух,
Также эфирный Титан, облекающий вкруг
мирозданье.
39. Если земли глубина и эфир
беспредельно-велики,
Как то гласят празднословные многих людей
утвержденья,
Малый узревших удел из всего, что открыто
познаныо ...
40. С кротким ликом луна и разящее стрелами
солнце ...
41. Солнце, собравшися в диск, обтекает великое
небо.
42. .......... лучи у него затмевает,
Прямо под ним протекая и тень полагая на землю
Тех же размеров, какие луне светлоокой присущи.
43. Солнечный свет, отражаясь в широкой луне
круговидной...
44. Солнце бестрепетным ликом к Олимпу свой свет
отражает.
45. Чуждый свет круговидный вокруг обтекает всю
землю.
46. Втулка так в колеснице вращается, столб
огибая...
47. В лик священный владыки глядит предлежащий
пред нею...
48. Ночь же земля производит, лучи преграждая
собою.
49. ... Пустынной и слепоокой ночи ...
50. С моря приносит Ирида дождь проливной или
ветер.
51. ... Быстро вверх ...
52. ... Под землею горит много огней...
[670]
53. Двигался именно так он в то время, но часто
иначе . .
54. Длинными в землю корнями, внедрившись, эфир
проникает.
55. ... Море – пот земли …
56. Быстрыми солнца лучами стесненная соль
отвердела
57. Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,
Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко
Очи скитались по свету без лбов, им ныне
присущих.
58 . . Блуждали одночленные органы ...
59. Но как скоро тесней божество с божеством
сочеталось,
Купно тогда одинокие члены сошлись, как попало,
Множество также других прирождался к ним
беспрерывно.
60. ... С волочащимися ногами, с
неразделенными конечностями...
61. Множество стало рождаться двуликих существ и
двугрудых,
Твари бычачьей породы с лицом человека
являлись,
Люди с бычачьими лбами, создания смешанных
полов:
Женской природы мужчины, с бесплодными членами
твари.
62. Выслушай ныне о том, как огонь, выделяясь, ко
свету
Вывел в ночи сокровенные отпрыски
многострадальных
Мужей и жен; ибо речь та не будет пуста, ни
бесцельна.
Цельноприродные чада земли выникали сначала,
5 Равный удел
получившие воздуха теплого с влагой.
Огнь их выталкивал вверх, сочетаться желая с
подобным,
Вовсе еще не имевших ни стройной гармонии тела,
Ни человеческой речи, ни мужам присущего члена.
63. Надвое членов природа разорвана: часть из
мужчины..
[671]
64. Брачные узы чрез очи связующий следует Потос
...
65. В чистое место вливается: с холодом там
повстречавшись,
В образе жен выникает ...
66. ... Расколотые нивы Афродиты ...
67. В более теплых частях самец зарождается в
чреве.
Вот почему все мужчины смуглее и мужеством
краше
И волосатее жен …
68. В месяц восьмой в день десятый сок появляется
белый.
69. ... Двоякорождающие..
70. . Кровяная чаша . . .
71. Если вера твоя ненадежна в мои поученья,
Как из смешенья воды, и земли, и эфира, и солнца
Образы все и цвета преходящих возникли
созданий, –
Все, сколько б ныне на свет их ни вышло из рук
Афродиты...
72. Как деревья огромные вышли, как рыбы морские...
73. Землю Киприда, дождем оросив и согревши
дыханьем
Теплым, огню предала закалить ее пламенем
быстрым.
74. Рыб обильно-семянных ведя неразумное племя...
75. Внутренность тела плотна, но рыхлы наружные
части:
Свойство такое они получили из дланей Киприды,
76. Так то бывает у тварей морских, скорлупой
отягченных, –
У черепах, у улиток, закованных в каменный
панцырь:
Там ты увидишь повсюду над кожей лежащую землю.
[672]
77. ... Вечнозеленый ...
78. ......... сообразно
С воздухом, круглый весь год процветают плодов
изобильем.
79 Маслина прежде всех прочих деревьев плоды
порождает
80. Позднего сбора гранаты и яблоки с сочным
наливом
81. В кору проникнув извне, вином бродит в дереве
влага
82. Волосы, листья и перья густые у птиц и на рыбах
Плотный покров чешуи – из одной происходят
основы
83. Спину ежей покрывает колючая грива щетиной.
84. Так путешественник, в бурную ночь собираясь в
дорогу,
В ярко горящем огне очага зажигает светильник,
Пламя от ветра порывов вокруг фонарем ограждая:
Тщетно бушующих ветров дыхание окрест ярится,
5 Свет же, поскольку он тоньше, наружу
проходит, лучами
Яркими путь от порога вперед освещать начиная:
–
Так и огонь изначальный, – что в глаза покровах
и тканях
Тонких, искусно насквозь пробуравленных в виде
воронок,
Замкнут, – за круглым зрачком с той поры стал
скрываться,
10 Ткани удерживать стали наплыв обтекающей
влаги,
Доступ огню открывая наружу, поскольку он
тоньше
85. Кроткое пламя в глазу с частичкой земли
сочеталось
86 Отдыха чуждые очи из них создала Афродита
87. Крепкими узами страсти снабдившая их
Афродита.
88. ...Из обоих происходит одно зрение.
[673]
89. Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи
исходят.
90. Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало
стремиться,
Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой
сочеталась.
91. Смесь охотно с вином образует вода, но не с
маслом.
92. ... Медь, смешанная с оловом ...
93. ... К полотну примешивается багрец светлого
самбука...
94. Мрак, покрывающий дно у реки и царящий под
сводом
Гротов пещерообразных, всегда происходит от
тени.
95. Купно срастаться глаза под дланями стали
Киприды.
96. Но земля преблагая в своих мощногрудых
горнилах
Два из уделов восьми получила от светлой
Нестиды,
Дважды же два от Гефеста; из них стали белые
кости,
Связями дивной Гармонии купно с собой
сочетавшись.
97. ...Хребет...
98. После того как земля в совершенную гавань
Киприды
Якорь забросила, – равными там сочеталась
частями
С светлым эфиром, Гефестом и влагой, дождем
нисходящей,
Разве лишь малой частицей то больше, то меньше
бывая.
Смесь же их кровь породила и прочие виды все
плоти.
99. ... Колокольчик ... Мясистый отросток ...
100. Вот как дыхание тварей живых происходит: из
плоти
Трубки, лишенные крови, к поверхности тела
проходят,
В устьях которых наружные кожи покровы
сквозными
Мелкими щелями густо усеяны, так что для крови
5 Доступа нет, но эфир проникает легко чрез
отверстья:
[674]
Всякий раз как оттуда нежная кровь отливает,
Бурной волною эфир устремляется внутрь с
клокотаньем;
Но лишь только она возвратится, он вновь
вылетает.
Так водяными часами из меди блестящей играет
10 Девочка; ибо когда, всё отверстие трубки
зажавши
Ручкой изящною, в мягкую массу воды серебристой
Их погружает, то влага в сосуд не проходит,
давленьем
Воздуха сжатого там у отверстий теснимая
частых.
Но лишь только сгущенному воздуху доступ
откроет,
15 Тотчас давление слабнет, и влага в сосуд
проникает.
Точно так же, когда весь сосуд наполняет водою
Девочка, ручкой своею зажавши отверстие трубки,
–
Внутрь устремляясь извне, эфир оттесняет к
проходу
Узкому, глухо-шумящему влагу, сам верх занимая.
20 Но, с удаленьем руки,
обратное прежнему зрится:
Воздух во-внутрь устремляется, влага же прочь
вытекает
Так, – всякий раз, когда нежная кровь, разлитая
по членам,
Вспять обращаясь, во-внутрь отливает, – теченье
эфира
Тотчас же, бурной волною вздымаясь, ей вслед
проникает;
25 Но, с возвращеньем ее, он вновь вылетает
обратно.
101. Пес, чутьем находя частицы животного тела,
Те, что на пастбище сочном от ног остаются у
дичи...
102. Так у всего, что живет, обоняние есть и
дыханье.
103. Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям
разумность.
104. И, поскольку тончайшие тельца столкнулись в
паденьи ...
105. В бурных волнах обегающей крови питается
сердце;
В нем же находится то, что зовем мы так часто
мышленьем:
Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг
омывает.
106. Разум растет у людей в соответствии с мира
познаньем.
[675]
107. Ибо из них всё, что есть, сочеталося в
стройный порядок,
Ими же думают люди и чувствуют радость и скорби.
108. За день поскольку свою изменяют все люди
природу,
Ночью постольку различные грезы их ум посещают.
109. Землю землею мы зрим и воду мы видим водою,
Дивным эфиром эфир, огнем же огонь беспощадный,
Также любовью любовь и раздор ядовитым
раздором.
110. Если, в мои поученья уверовав сердцем, ты
станешь
Чистою мыслию их созерцать с благосклонным
вниманьем,
То несомненно они на всю жизнь тебе будут
опорой,
Множество также других обретешь из них ценных
стяжаний;
5 Ибо они вытекают одно
из другого согласно
С качеством каждого. Если же будешь стремиться к
иному,
В чем бесконечных скорбей и душевного мрака
источник, –
Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья,
К милому лону природы родной возвратиться
желая.
10 Ибо знай, что во всем есть разумности доля и
мысли.
111. Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость
врачуют;
Только тебе одному я открыть это всё собираюсь.
Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать
будешь,
Что, устремляясь на землю, порывами пажити
губят;
5 Если ж захочешь, – обратное вновь их
воздвигнешь
дыханье. Мрачного после ненастья доставишь
желанное вёдро,
В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь
ливень:
Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.
Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида.