Идель М. Каббала: новые перспективы.– М.: Мосты культуры, Иерусалим: Гешарим, 2010, – 462 с.

 

Глава шестая
КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОСОФИЯ

 

 

5. ТЕОСОФИЯ И ПАНТЕИЗМ

Каббалистическая теософия дала еврейским мистикам возможность видеть все вещи в Боге. Сфирот, рассматриваемые как архетипы всех сотворенных вещей, в особенности в своей динамике воспринимались как источник всех важных процессов, происходящих в этом мире. Соответственно задача теософского мистицизма состояла в том, чтобы
постичь высшие сущности и их взаимоотношения путем исполнения ритуала с особым настроем, что позволяет мистику вознестись над земным и обрести опыт соприкосновения с божественным миром. Эти два уровня в их взаимосвязи могут быть описаны как непрерывный спектр подходов, начинающийся с отражения Божества на материальном уровне и кончающийся концепцией эманации, в которой материальный мир есть самое крайнее состояние сверхъестественной силы. В большинстве теософских систем переход от одного плана к другому может быть описан как процесс вознесения; каббалист следует путям Бога и, расшифровав символическую тайнопись, постигает архетипы или постоянно текущие процессы и/или реально переживает их403. Основная структура представляется существующей не только «вне», но и «над» царством материи. Другими словами, каббалистическая теософия подчеркивает трансцендентность главных составляющих концепции, которые были предметом ее интереса, и главным путем преодоления пропасти между человеком и Богом видит особое каббалистическое исполнение заповедей404.

Положение об имманентности лишь изредка встречается в теософской каббале; пантеистические взгляды на самом деле представлены в работах р. Моше де Леона, р. Йосефа из Хамадана, р. Йосефа бен Шалома Ашкенази и позже - в работах р. Моше Кордоверо405, однако даже эти каббалисты безоговорочно признали бы существование трансцендентного уровня Божества. Для этих и близких к ним авторов пантеистические или панентеистические идеи явились окончательным следствием их концепции мира как эманации; крайние субстанциалистские интерпретации теории эманации могут привести, и на самом деле приводят, к различным пантеистическим представлениям. Следует, однако, подчеркнуть, что эти пантеистические взгляды оказали лишь второстепенное влияние на представления каббалистов о еврейском ритуале. Мы можем резюмировать позицию теософской каббалы словами visio rerum omnium in Deo, т. е. «видение всех вещей в

261

 

Боге». Напротив, экстатическая каббала интересовалась visio Dei omnibus rebus406, то есть «видением Бога во всех вещах». Эту тенденцию разделял и хасидский мистицизм407: пантеистические отклонения этих еврейских мистических школ были частью их концепции, ставящей во главу угла двекут в качестве общей цели.

262

 

6. ТЕОСОФИЯ И ИСТОРИЯ

Возникновение теософской иерархии, более того - ее перемещение в центр религиозного интереса отражает принципиальную перестройку всей еврейской мысли, произошедшую в каббалистических кругах. Две основные оси, служившие определяющими для еврейских классических источников, - историческая и галахическая - были модифицированы так, чтобы сочетаться с теософской осью. Историческая ось, доминирующая в библейской теологии, направлена от Urzeit к Endzeit, т.е. от начала истории к ее концу; реализация божественного плана разворачивается на исторической сцене с еврейским народом в главной роли. В более поздних текстах, таких как еврейские апокалиптические пророчества, написанных после периода гаонов, историческое давление ощущается особенно сильно, отражаясь в ледянящих кровь описаниях катастрофических событий последних дней мира. Этот катастрофический элемент в философских источниках затушевывается или даже вовсе отбрасывается; здесь акцент ставится на политических и интеллектуальных аспектах мессианской эры, а не на предшествующих ей войнах. Представляется, что философов больше интересовали процессы, ведущие к личному спасению, чем происходящее на космической сцене. У неоплатонически ориентированных мыслителей, таких как Шломо ибн Габироль или Авраам бар Хия, личность заслуживала спасения через освобождающий эффект ухода от материальности и слияния с духовностью. Философы-аристотелианцы склонны были воспринимать избавление как совершенный процесс познания, описываемый согласно средневековому представлению о связи человеческого разума с разумом космическим408.

Интерес к историческому раскрытию теряет свою первоначальную роль в тех еврейских философских теологиях, на которые повлияли мутазилитская теология, неоплатонизм или аристотелианство. Каббалисты были относительно более восприимчивы к древнему подчеркиванию роли истории, хотя и у них она не вернулась к своей первоначальной значимости. Горизонтальная последовательность событий, образующая историю, была подчинена каббалистами вертикальной оси божественных сил; для них история была одним из аспектов раскрытия или воплощения божественных процессов на горизонтальной оси. Творение соответствовало первичной эманации на уровне сфирот; спасение было воплощением влияния последней сфиры. Ранний термин Иквета де-Мешиха - следы Машиаха (Мессии) - стало теперь означать «пятки Машиаха» и символизировать самую нижнюю точку божественного антропоса409. История, как и Библия, стала восприниматься как различные

263

 

проявления основной скрытой - теософской - структуры, воплощенной на разных уровнях; это можно было понять как проникновение за завесу истории или за завесу простого значения текстов. Однако практических применений символической концепции истории с целью детального объяснения конкретных исторических событий было очень мало или не было вовсе.

Каббала предпочитала иметь дело с космическими процессами, а не с историческими410. Теософская ось понималась как парадигма космических циклов из семи тысяч - шмима - или сорока девяти — йовель -тысяч лет411. Каждая из семи нижних сфирот рассматривалась как управляющая одной из семи составляющих шмиты, которая тем самым определяет как природу творения, так и тип процессов, происходящих в эту эпоху, соответственно свойствам управляющей сфиры412. Взгляд на историю человечества убедил большинство каббалистов в том, что сфира, руководящая нашим историческим циклом, - это Гвура - чистое правосудие, или строгий суд, - пессимистическая оценка, оставляющая не много места для возможности существенного изменения ситуации, в которой находится человек413.

264