Репина
Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В.
Зверева, М. Ю. Парамонова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 288 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава
1. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ 8
Термины
и проблемы 8
Историческое
сознание и историческая память 10
Историческая
память и забвение 11
Историческая
память и истолкование прошлого 13
Историческая
память и исторический факт 16
Историческое
сознание и историческая наука 18
Объективность
и достоверность исторического знания 19
История
как наука об уникальных и единичных явлениях .... 25
История
и социальная теория 28
Глава
2. КАК ПИШЕТСЯ ИСТОРИЯ 32
Исторический
источник 32
Событие
и факт 36
Хронология
и периодизация 39
Всеобщая
история 43
История
и литература 46
Глава
3. АНТИЧНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ: РОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 50
У
истоков нового знания 50
Геродот
— отец европейской истории 52
Фукидид:
история как свидетельство очевидца 55
Греческая
историография эпохи эллинизма 59
Греческое
наследие в римских исторических сочинениях . . 63
Жанр
всемирной истории 67
Историки
Ранней империи 70
На
закате античной традиции 73
Античное
историческое сознание и историописание 74
Глава
4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ 77
Христианская
концепция истории 77
Средневековая
концепция исторического времени 81
Предмет
и методы работы средневекового историка 85'
Средневековые
историки и их аудитория 90
Гуманистическая
историография эпохи Ренессанса 97
Античность
в историческом сознании
и
историографии Ренессанса 98
Секуляризация
исторического сознания
и
приемы исторической критики 102
Византийская
историография 109
Древнерусские
исторические сочинения (XI—XVII вв.) .... 118
Глава
5. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
124
Научная
революция и историческое знание XVII в 124
«Философская
история» эпохи Просвещения 131
Теории
прогресса и исторических циклов 139
«Философская
история»: практики историописания 143
Глава
6. ИСТОРИКИ И ФИЛОСОФЫ XIX в.: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ 153
Историческая
культура романтизма 153
Направления
романтической историографии 159
Интерпретация
исторического процесса
в
философских системах первой половины XIX в 165
Интерпретация
исторического процесса в философских системах второй половины XIX в 171
Глава
7. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX –
НАЧАЛА XX в. 177
Позитивизм
и научная история 178
Формирование
историографических школ 183
Дискуссии
о предмете и статусе истории 185
Российская
историография и «русская историческая школа» 192 Критический метод и принципы научного исследовании . . . 201
Глава
8. ИСТОРИЯ В XX в.: КРИЗИСЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ 206
Относительность
исторического знании 208
Экономическая истории 214
Цивилизационный и культурно-исторический подходы
к
изучению прошлого 217
«Служанка
идеологии» 221
«Бои
за историю». История как проблема 225
«Новая
историческая наука» 228
Социальная
история и историческая антропология 231
«Новая
локальная история» и микроистории 239
Глава
9- НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ:
НОВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ 242
От
социальной истории к истории социокультурной 243
Что
такое тендерная история 254
Историческая
биография
и
«новая биографическая история» 262
Интеллектуальная
история сегодня:
проблемы
и перспективы 268
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 276
РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА 282
ПРЕДИСЛОВИЕ
В
пособии представлена картина эволюции исторического знания, формирования
последнего как научной дисциплины. Читатели могут ознакомиться с различными
формами познания и восприятия прошлого в их историческом развитии, войти в
курс современной полемики по поводу места истории р обществе, сконцентрировать внимание на углубленном
изучении ключевых проблем истории исторической Мысли, особенностей различных
форм историописания, возникновения, распространения
и смены исследовательских установок, становления и развития истории как академической
науки.
Сегодня
существенно изменились представления о предмете истории историографии, модель историко-историографического
анализа и сам статус дисциплины. На второй план отходит так называемая
проблемная историография, акцент переносится на изучение функционирования и
трансформации исторического знания в социокультурном
контексте. В пособии показано, как формы познания прошлого менялись в ходе
развития общества, находясь во взаимосвязи с фундаментальными особенностями
того или иного типа культурной и социальной организации общества.
Пособие
состоит из девяти глав, каждая из которых посвящена отдельному периоду
развития исторического знания — от истоков в культуре древних цивилизаций до
настоящего времени (рубеж XX—XXI вв.). Особое внимание уделяется взаимоотношениям
истории с другими областями знания, наиболее распространенным концептуальным
моделям исторического развития, принципам анализа исторических источников,
социальным функциям истории, специфическим чертам исторического знания.
ВВЕДЕНИЕ
В
основу настоящего пособия положен учебный курс «История исторической науки»,
или — что точнее — «История исторического знания», содержание которого
определяется современным пониманием природы и функций исторического познания.
Методологические
основания курса определяются рядом идей, выдвинутых в ходе полемики о природе
гуманитарного знания.
Во-первых,
это констатация специфики исторического познания и относительности критериев истинности
и достоверности в историческом исследовании. Относительность исторического
знания предопределена рядом факторов, прежде всего исходной многозначностью
трех основных компонентов исторического исследования: исторического факта,
исторического источника и метода исторического исследования. Пытаясь выяснить
«объективную правду» о прошлом, исследователь оказывается заложником как
собственной субъективности, так и «субъективности» тех свидетельств, которые он
подвергает процедуре рационального анализа. Пределы и возможности исторического
знания очерчены и неполнотой сохранившихся свидетельств, и отсутствием
гарантий того, что отразившаяся в этих свидетельствах реальность является
достоверным образом изучаемой эпохи, и наконец, интеллектуальным инструментарием
исследователя. Историк всегда, вольно или невольно, оказывается субъективен в
своем толковании прошлого и его воссоздании: исследователь интерпретирует его,
опираясь на концептуальные и идеологические построения собственной эпохи,
руководствуясь личными предпочтениями и субъективным выбором тех или иных интеллектуальных
моделей. Так, историческое знание и предлагаемый им образ
прошлого всегда субъективны, частичны в своей полноте и относительны в своей
истинности. Признание собственной ограниченности вместе с тем не мешает
историческому научному знанию быть рациональным, обладающим собственным
методом, языком и социальной значимостью.
Во-вторых,
принципиальную важность имеет своеобразие предмета и методов исторического исследования,
а значит, и исторического знания в целом. В процессе становления исторической
науки понимание предмета и задач исследования претерпевало существенные
изменения. Современная практика исторического исследования признает не только
широту своего поля, но и возможность различных подходов к изучению явлений прошлого
и их интерпретации. От эмпирической науки, главной целью которой было
исследование событий, прежде всего политически значимых, фиксирующих вехи
развития государственных образований и причинно-следственные связи между
отдельными фактами, история эволюционировала в дисциплину, изучающую общество
в его динамике. В поле зрения историка включен широкий круг явлений — от
хозяйственной и политической жизни страны до проблем частного существования,
от. изменений климата до
выявления представлений людей о мире. Предметом изучения оказываются события,
модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций. Современная
история — это история событий, процессов и структур, частной жизни человека.
Подобная диверсификация исследовательского поля связана с тем, что, вне
зависимости от предпочтений конкретных исследовательских направлений, объектом
исторического знания является человек, природа и поведение которого
разнообразны сами по себе и могут быть рассмотрены в разных ракурсах и
взаимосвязях. История оказалась наиболее универсальной и емкой из всех
гуманитарных дисциплин нового времени, ее развитие не просто сопровождалось
становлением новых сфер научного знания — социологии, психологии, экономики и
др., но было связано с заимствованием и адаптацией к собственным задачам их
методов и проблематики. Широта исторического знания вполне оправданно вызывает
сомнения исследователей в правомерности существования истории как самодостаточной научной дисциплины. История и
содержательно, и по форме рождалась в интегральном взаимодействии с иными
сферами изучения действительности (географией, описанием народов и пр.) и
литературными жанрами; конституировавшись в качестве особой дисциплины, она
вновь оказалась включена в систему междисциплинарного взаимодействия.
В-третьих,
историческое знание не является ныне и никогда не было
ранее, с момента своего становления, феноменом чисто академическим или интеллектуальным.
Его функции отличаются широким социальным охватом, так или иначе
отражаются в важнейших сферах социального сознания и социальных практик. Историческое знание и интерес к прошлому всегда обусловлены актуальными
для общества проблемами. Именно поэтому образ прошлого не столько
воссоздается, сколько создается потомками, которые, позитивно или негативно
оценивая предшественников, обосновывают таким образом
собственные решения и действия. Одной из крайних форм актуализации прошлого
является анахроническое перенесение на предшествующие эпохи идеологических построений
и схем, доминирующих в политической и социальной практике настоящего. Но не только
прошлое становится жертвой идеологий и анахронизмов — настоящее в не меньшей степени зависит от демонстрируемого ему образа
собственной истории. Историческая картина, предлагаемая обществу в качестве
его «генеалогии» и значимого опыта, является мощным инструментом воздействия
на социальное сознание. Отношение к собственному историческому прошлому, доминирующее
в социуме, определяет его представление о себе и знание задач дальнейшего
развития. Таким образом, история, или картина прошлого, является частью
социального сознания, элементом политико-идеологических представлений и
исходным материалом для определения стратегии социального развития. Без
истории, говоря иными словами, невозможно формирование социальной идентичности
и представления о своих перспективах ни для отдельного сообщества, ни для
человечества в целом.
В-четвертых,
историческое знание представляет собой функционально важный элемент социальной
памяти, которая в свою очередь является сложным многоуровневым и исторически из-менчивым феноменом. В
частности, помимо рациональной традиции сохранения знания о прошлом существуют
коллективная социальная память, а также семейная и индивидуальная память, в
значительной степени основанные на субъективном и
эмоциональном восприятии прошлого. Несмотря на различия, все типы памяти тесно
связаны между собой, их границы — условны и проницаемы. Ученое знание влияет на
становление коллективных представлений о прошлом и, в свою очередь, испытывает
воздействие массовых стереотипов. Исторический опыт общества был и во многом
остается результатом как рационального осмысления
прошлого, так и его интуитивного и эмоционального восприятия.
Дидактические
и педагогические цели курса определяются рядом соображений.
Во-первых,
необходимостью ввести в практику специализированного гуманитарного образования
курс, который актуализирует .изученный ранее
материал. Эта актуализация материала не просто акцентирует важнейшие
информационные блоки, но и вводит в систему знания его движущий механизм —
метод исследования прошлого. Знакомство с техникой исторического познания дает
практическую возможность понять и почувствовать важнейшую имманентную
особенность исторического знания — парадоксальное сочетание в нем объективности
и условности.
Во-вторых,
этот курс, демонстрируя силу и слабость исторического знания, его многоуровневость и зависимость от культурного контекста,
по сути, осуществляет десакрализацию «научной картины
исторического прошлого». В нем отражены координаты, обозначающие границы
исторического исследования, его социальные функции и возможности влияния на
общественное сознание. Можно сказать, что главной педагогической целью данного
курса является пробуждение здорового скептицизма и критического отношения ко
многим, казалось бы, очевидным оценкам прошлого и определениям закономерностей
социального развития.
Построение
курса следует логике исторического развития объекта изучения — исторического
знания — от архаической древности до наших дней, в контексте общества и
культуры. В курсе рассматриваются основные формы и уровни исторического
знания: миф, массовое восприятие прошлого, рациональное знание (философия
истории), академический историзм, историческая социология, культурология,
новейшие направления исторических исследований. Задачей
курса является демонстрация факта разнообразия и изменчивости форм познания
прошлого в исторической и цивилизационной перспективах.
Восприятие и познание прошлого, равно как и оценка его значимости для настоящего,
были разными у людей античного Рима, обитателей средневековой Европы и
представителей индустриального общества. Не менее существенно
историческое сознание различается в культурных традициях европейской и
восточной цивилизаций. Значительная часть курса посвящена анализу формирования
отечественного исторического знания и прежде всего сопоставлению путей
развития и механизмов взаимодействия российской и европейской традиций.
Помимо
исторической, курс имеет структурную составляющую,
акцентирует внимание на основных категориях и концепциях исторического знания,
таких понятиях, как «история», «историческое время», «исторический источник»,
«историческая правда» и «историческая закономерность». В курсе показана сложная
структура исторического знания, в частности дифференциация ученой рациональной
традиции и массового иррационального восприятия прошлого, а также их взаимодействие.
Одной из существенных является тема формирования исторических мифов и предрассудков,
их укоренения в массовом сознании и влияния на политическую идеологию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложные
и противоречивые процессы специализации, внутренней дифференциации, кооперации
и реинтеграции различных научных дисциплин и субдисциплин, которые происходят в современном
обществоведении и гуманитаристике, ставят перед
профессиональным сознанием новые проблемы. Размышления над историей какой-либо
дисциплины обычно активизируются тогда, когда обостряется ощущение кризиса.
Оно вызывает всплеск интереса не только к новым проблемам научного познания,
но и к прошлому науки. Поэтому вполне закономерно стремление понять, что
представляет собой история как академическая дисциплина.
История
— это прежде всего способ самопознания и самоидентификации
общества. История была всегда, хотя и облекалась в самые
разные формы — мифа, эпоса, священного предания и т. п. Только в обществах
эпохи модерна история выступает как рациональное научное знание, ориентированное
на поиск истины и опирающееся на правила исторической критики и общепринятые
критерии достоверности, но, поскольку история всегда является ответом на
потребности общества, она обречена на постоянное переписывание. Те, кто
сегодня говорит о банкротстве истории как науки, не понимают ее специфики,
ожидая от нее установления непреходящих истин, универсальных законов общественного
развития и даже его прогнозирования.
Обновление
современной профессиональной историографии и исторической культуры происходит
на фоне кризиса новоевропейского рационализма, отказа от классического
детерминизма, от попыток видеть мир сквозь призму всеобщих закономерностей.
На протяжении всего XX в. мир изменялся с невиданной до этого времени
стремительностью, и огромную роль в этих радикальных переменах сыграл научный
прогресс. Но изменения затронули и статус самой науки: сначала возведя ее на высокий
пьедестал в системе общественных ценностей, а к концу века — поставив под
сомнение ее основополагающие ориентиры. Этот процесс имеет и внутренние истоки.
Сегодня переосмысляются критерии того вида человеческой деятельности, который
называется наукой. Во всех науках, включая естественные,
на первый план вместо анализа закономерностей и регу-лярностей
выходит изучение индивидуального, уникального, случайного. Кризисная ситуация
сложилась как в философии науки, так и в рефлексии по поводу истории. Вновь
изменяется соотношение между такими различными типами знания, как научное,
религиозное, эстетическое.
И
все же разрушительная деятельность постмодернистской программы расчищает новые
пути познания. Постепенно формируется новая модель мира, идут поиски в
современном социо-гуманитарном знании. Хотя процесс
выработки новой парадигмы истории взамен рухнувшей оказался чрезвычайно
сложным и противоречивым, несомненно одно: наиболее
обнадеживающие перспективы открываются в тех направлениях, которые ставят во
главу угла категорию культуры. Это приводит к новому пониманию задач, а затем
и к качественным изменениям в предметном поле, концептуальном аппарате и
методологической базе исторического исследования. Таким образом, по всем критериям
идет обновление или становление новой науки. Не удивительно, что процесс ее
трансформации часто воспринимается как затянувшийся кризис.
Постмодернистская
интеллектуальная программа определяет характер будущего посредством изменения
представлений о прошлом. База постоянного поиска новых путей в истории — неисчерпаемость
самого прошлого и любого из дошедших до нас памятников, обусловленная
постоянным изменением тех вопросов, которые мы задаем прошлому из нашего
настоящего. Мысль историка, направленная на интерпретацию следов минувшего,
запечатленных в исторических памятниках, исходит из современных предпосылок:
концепция истории действует как силовое поле, организующее хаотический
фрагментарный материал. Между историком и историческим свидетельством всегда
находится толща разного рода пристрастий и предубеждений, языковых и текстовых
структур. Функции истории условно делятся на
познавательно-аналитические, социальные и эстетические. Две последние, по
существу, основаны на способности ис-ториописания создавать некую новую субъективную реальность. В разные
периоды подчеркивалась та или иная из этих функций. Сторонники «истории снизу» педалировали социальную функцию истории, указывая на то,
что история производится и потребляется внутри определенного социального контекста
с различными целями и принимает разные формы, а ее производство и использование
являются элементами политической конкуренции. Но не менее значим и выразителен
акцент на эстетическую функцию истории, который делают сторонники ее
постмодернистской парадигмы, отождествляющие историю с литературой и искусством.
Общественные
изменения и внутренняя логика развития науки не дают ей покоя: привлекаются новые
источники, переосмысляются старые, меняются поколения ученых, появляются новые
методы исследования и критерии оценки. Но старые направления и накопленный
опыт не исчезают бесследно, недаром новый импульс развития часто исходит именно
из традиционных школ, казалось бы, навсегда отодвинутых на обочину историографии.
В
настоящее время история как наука переживает один из самых сложных и
напряженных периодов — она находится в состоянии переопределения предмета,
методов и содержания. Эти новации в совокупности представляют собой наиболее
значительный методологический прорыв с тех пор, как полтораста лет назад были
заложены основы современной исторической науки. Высказывается опасение, что
безграничное и непрерывное расширение тематики исследований приведет к утрате
собственного предмета исторической науки. Но ведь история остается самой
синтетической из всех социогуманитарных дисциплин:
каждая из них изучает лишь одну из сфер современной реальности, в то время как историю интересуют все аспекты прошлого. Вот
почему развитие знаний о человеке и обществе настоящего только углубляет наше
понимание предмета исторического познания и обогащает содержание современного
исторического знания.
Одной
из самых интересных областей интеллектуальной истории является история
исторического сознания. Своеобразное воссоединение истории с литературой
пробудило повышенный интерес к способам производства, сохранения, передачи
исторической информации и манипулирования ею. Динамика состояний исторического
сознания проявляется на обоих его уровнях: и на профессионально-элитарном,
и на обыденно-массовом. Траекторией движения историографии между полюсами
научной аргументации и литературной репрезентации может быть записана одна из
версий ее непростой истории.
Важное
место в изучении представлений о прошлом людей разных культур и эпох должна
занять проблема исторического воображения, а также концепция базового уровня
исторического сознания, формирующегося в процессе социализации индивида как в первичных общностях, так и национальными
системами школьного образования. Ведь в отличие от литературных рассказов о
жизни людей в прошлом, на которых стоит печать вымысла, рассказы на уроках
истории как бы несут на себе бремя подлинности. Информация, которую ребенок
приучается упорядочивать, записывать, воспроизводить на уроках истории, будто
бы заверена «ответственными лицами» и снабжена печатью «это действительно
происходило», и уже на основе заложенных в сознание информационных блоков
впоследствии создаются социально-дифференцированные и политизированные
интерпретации прошлого.
Наряду
с отмеченными направлениями исследований в области истории исторической
культуры представляется весьма перспективным новый взгляд на историю
исторической науки со «средней позиции», о которой говорилось выше. Речь идет о
научной исторической критике, которая все дальше отходит от традиционного
историографического подхода и стремится перейти от описания и «инвентаризации»
исторических идей, направлений и школ к более тонкому их анализу, основанному
на принципах культурно-исторической антропологии, или новой культурной истории.
В качестве главного предмета этого анализа выступают качественные перемены, в
области исследовательского сознания историков. При этом в центре внимания
исторической критики оказываются не только «конечные продукты» — результаты
профессиональной деятельности, но вся творческая лаборатория, исследовательская
психология и практика, и в целом — культура творчества историка.
Историк
«погружен» не только в современную ему общекультурную среду, но и в локальную
профессиональную культуру, которая имеет собственную традицию, несмотря на
извечно педалируемую терминологию новизны — регулярно
повторяющиеся в историографии самоназвания направлений, в конструировании
которых главным является слово «новая». Именно в связи с этим постоянно возникает
необходимость всестороннего анализа и четкого определения всего комплекса установок,
который собственно и создает новое качество. И это, безусловно, касается не
только задач и методов исторического познания, но и самого способа историописания.
Такой
целостный подход к изучению сложного исторического явления может быть
направлен на последовательный и систематический анализ конкретных форм
существования истории как социально-гуманитарного знания, определенной
интеллектуальной системы, которая переживает со временем неизбежную
трансформацию. В качестве примера можно привести факт метаморфоз, которые претерпело
понятие междисциплинарности, составляющей одну из
опорных установок «новой исторической науки», наряду с проблематизацией
истории, признанием активной роли историка в диалоге с источником, отказом от
одностороннего факторного анализа.
Переживаемая
сегодня историографическая революция, являющаяся составной частью общего процесса
в интеллектуальной сфере, не первая и, очевидно, не последняя трансформация в
истории исторической науки. В такие моменты усиливается потребность не только
разобраться в текущей ситуации и открывающихся горизонтах, но также оглянуться
и оценить пройденное, впрочем, первое без второго попросту невозможно. Во
всяком обществе и при любом политическом устройстве глубокая и тесная
зависимость историков от современной эпохи и ее перипетий, их укорененность в окружающей действительности проявляются в
полной мере. Под воздействием внешних импульсов и в результате осмысления
событий, сложных проблем и нередко тяжких уроков бурного новейшего времени им
неизбежно приходится пересматривать взрастившую их историографическую
традицию, опыт и знания, накопленные поколениями историков, менять перспективу
своего видения прошлого, искать новые пути его познания.
Вот
почему так необходимо рассматривать изменения 1 проблематике исторических
исследований, развитие и смену научных концепций, подходов, интерпретаций в
контексте личных судеб и общественных процессов сквозь призму индивидуального
и профессионального восприятия как социально-политических и идеологических
коллизий, так и интеллектуальных вызовов эпохи. В связи с этим встает вечный и
в то же время актуальный, как никогда, вопрос о соотношении в историографии научной
объективности и идеологических пристрастий, с которым неразрывно связана
проблема оценочных критериев в истории исторической мысли и исторического
знания.
Разобраться
в том, где все же кончается суверенитет науки и начинается диктат политики и
идеологии, — непростая задача. Сегодня все чаще можно услышать голоса наиболее
последовательных оппонентов научной, или объективной, истории. Эти критики
утверждают, что историки претендуют на то, чтобы заниматься описанием
прошлого, в то время как в действительности всегда пишут только историю своего
времени или автобиографию.
И
это в известной степени верно, поскольку те новые вопросы, которые каждое
поколение историков ставит перед прошлым, неизбежно отражают интересы и
тревоги этого поколения. Вместе с тем оптимисты, отнюдь не опровергая
скептиков, не видят непреодолимого препятствия для исторического познания в
такой зависимости исследователя от своей ситуации, от своего общества и
культуры, но лишь до тех пор, пока ответы на эти новые вопросы он ищет именно в
прошлом, а не извлекает из настоящего.
Конечно,
абсолютная объективность недостижима: в историографии всегда отражаются та или
иная политическая ориентация, социальная позиция, иерархия ценностей. Однако
существуют корпоративный «кодекс чести», профессиональные нормы и критерии,
которые позволяют отделить зерна от плевел и выявить фальсификацию, используя
критический аппарат традиционной и современной историографии против нового мифостроительства.
Выступая
активным посредником в нескончаемом диалоге настоящего с прошлым, историк одновременно
вплетает собственные нити в полотно историографической традиции. Мир, в
который «помещен» современный исследователь, беспрестанно и быстро меняется, в
свою очередь изменяя условия и содержание этого
диалога. Для того чтобы распутать ставшие замысловатыми и
местами прерывающиеся узоры, нужно найти связующее звено, которое кроется все
же не в общих закономерностях, а в уникальности моментальной ситуации (с
учетом всей совокупности обстоятельств), и в творческой индивидуальности
ученого, который развенчивает мифы и преодолевает изжившие себя стереотипы
исторического сознания (как обыденного, так и профессионального).
Новые
направления современной историографии, усвоившие уроки постмодернистского
вызова, могут доказать свою состоятельность, дав нам реальную возможность
глубже понять процессы, которые определяли развитие исторического знания и
исторической науки, выявить их новые измерения в более широких
интеллектуальных и культурных контекстах.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
Барг М.
А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
Барг М.
А. Категории и методы исторической науки. М.( 1984.
Биск И.
История исторической мысли в новое время. Иваново, 1983.
Бычков
С. П., Корзун В. П. Введение в отечественную историографию
XX в. Омск, 2001.
Гутнова
Е. В. Историография истории средних веков. М., 1985.
Историография
истории нового времени стран Европы и Америки / Под
ред. И. П. Дементьева. М., 1990.
Историография
истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под
ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М., 2000.
Историческая
наука и историческое сознание / Под ред. Б. Г. Могиль-ницкого. Томск, 2000.
Ковальченко
И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
Коллингвуд
Р. Дж. Идея истории; Автобиография. М., 1980.
Косминский
Е. А. Историография средних веков: V в. — середина XIX
п. М., 1963.
Кроче Б.
Теория и история историографии. М., 1998.
Могильницкий
Б. Г. История исторической мысли XX в. Томск, 2001— 2003. Вып.
I—II.
Насонов
А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII в. М., 1969.
Немировский
А. И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979.
Портреты
историков: Время и судьбы: В 2 т. / Под ред. Г. Н. Севостья-нова,
Л. Т. Мильской. М., 2000.
Про
А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.
Румянцева
М. Ф. Теория истории. М., 2002.
Савельева
И. М., Полетаев А. В. История и время: В поисках утраченного.
М., 1997.
Тош Дж. Стремление
к истине: Как овладеть мастерством историка.
М.,
2000. Шапиро А. Л. Историография с древнейших времен по XVIII в. Л., 1982.
Д
о п о л н
и т е л ь н а я
Алпатов
М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XIII — первая половина XIX в.). М., 1985.
Барг М.
А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: Становление историзма. М., 1998.
Вандалковская М. Г. П. Н. Милюков, А. А. Кизеветтер:
История и политика. М., 1992.
Вандалковская М. Г. Историческая наука российской эмиграции: «Евразийский соблазн».
М., 1997.
Вен
П. Как пишут историю: Опыт эпистемологии. М., 2003.
Гене
Б. История и историческая культура на средневековом Западе.
М.,
2002. Гуревич А. Я. История и сага. М., 1972.
Гуревич
А. Я. Исторический синтез и «школа "Анналов"». М., 1993. Долин В. М.
Историки Франции XIX—XX вв. М., 1981.
XX
век: Методологические проблемы исторического познания / Под
ред. А. Л. Ястребицкой. М„ 2001—2002. Ч. 1—2.
Дербов А.
А. Исторические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.
Саратов, 1987.
Заборов
М. А. Историография крестовых походов. М., 1971.
Зимин
А. А. Русские летописи и хронографы конца XV—XVI вв.
М.,
1960. Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и
эволюция. Л., 1988.
Историк
в поиске: Микро- и макроподходы к изучению прошлого / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1999.
История
ментальностей, историческая антропология / Под ред. А. Я. Гуревича. М., 1998.
Историческая
информатика / Под ред. Л. И. Бородкина
и И. М. Гарсковой. М.,
1996. Историческая наука России в XX в. / Отв. ред. Г. Д. Алексеева. М., 1997.
Историческая
наука и историческое сознание / Б. Г. Могильницкий,
И. Ю. Николаева, В. М. Мучник, Н. В. Карначук. Томск,
2000.
Историческая
наука на рубеже веков / Под ред. А. А. Фурсенко.
М.,
2001. Историческая наука российской эмиграции 20—30-х гг. / Отв. ред. М. Г. Вандалковская. XX в. М., 1998.
История
и историки высшей школы России: Уроки, проблемы, идеи / Науч.
ред. С. Н. Полторак. СПб., 1998.
История
и сталинизм / Сост. А. Н. Мерцалов.
М., 1991.
История
культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под
ред. Л. М. Брагиной. М., 1999.
К
новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной западной
исторической мысли / Под ред. Б. Г. Могильиицкого. Томск, 1994.
Карагодин
А. И. «Философия истории» В. О. Ключевского. Саратов, 1976.
Кобрин В.
Б. Кому ты опасен, историк? М.( 1992.
Кузнецова
Т. И., Миллер Т. А. Античная эпическая историография: Геродот. Тит Ливии. М.,
1984.
Лурье
Я. С. Общерусские летописи XIV—XVI вв. Л., 1976.
Мир
историка: XX век / Под ред. А. Н. Сахарова. М., 2002.
Мягков
Г. П. Научное сообщество в исторической науке: Опыт «русской исторической
школы». Казань, 2000.
Нечкина
М. В. В. О. Ключевский: История жизни и творчества. М., 1974.
Пештич С.
Л. Русская историография XVIII в. Л., 1961—1971. Ч. I—III.
Погодин
С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучиц-кий,
М. М. Ковалевский. СПб., 1997.
Поляков
Ю. А. Историческая наука: Люди и проблемы. М., 1999.
Приселков
М. Д. История русского летописания XI—XV вв. СПб., 1996.
Проблемы
исторического познания / Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1999.
Рамазанов
С. П. Кризис в российской историографии начала XX в. Волгоград, 1999—2000. Ч.
1—2.
Реизов Б.
Г. Французская романтическая историография. Л., 1956.
Репина
Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.
Россия
в XX в.: Судьбы исторической науки / Под ред. А. Н.
Сахарова. М., 1996.
Сафронов
Б. Г. Историческое мировоззрение Р. Ю. Виппера и его время. М., 1976.
Сафронов
Б. Г. Вопросы исторической теории в работах М. С. Корелина.
М., 1984.
Сафронов
Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1995.
Севостьянова
Л. И. Русская провинциальная историография XVIII в. М, 1998.
Сидорова
Л. А. «Оттепель» в исторической науке: Советская историография первого послесталинского десятилетия. М., 1997.
Синицын
О. В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в
России в конце XIX — начале XX в. Казань, 1998.
Советская
историография / Под ред. Ю. Н. Афанасьева. М., 1996.
Соколов
А. Б. Введение в современную западную историографию. Ярославль, 2002.
Уайт
X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург, 2002.
Хвое
топа К. Д., Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете современных
междисциплинарных исследований. М., 1997.
Шмидт
С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии XVIII
в. М, 1997.
Альманахи
Диалог
со временем: Альманах интеллектуальной истории. М., 1999— 2003. Вып. 1—11.
Казус:
Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1996—2003. Вып. 1—5.
Одиссей:
Человек в истории. М., 1989—2003.
Теоретические
проблемы исторических исследований. М., 1998—2002. Вып.
1—4.
THESIS:
Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993—1994.
Вып. 1—6.