Репина
Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В.
Зверева, М. Ю. Парамонова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 288 с.
Глава 3 АНТИЧНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ: РОЖДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
История
же — свидетельница времен, свет истины, жизнь памяти, наставница жизни, вестница
древности.
Цицерон
Античная историография, с точки зрения формального
определения, — это совокупность исторических сочинений на греческом и латинском
языках, возникших в эпоху античности. Верхняя граница этой историографической
традиции определяется временем дописьменной
культуры, а нижняя — более аморфная и трудно определяемая наступлением эпохи постримской средневековой традиции. Хронологически этот
период может быть обозначен 1000 г. до н. э. — 500 г. н. о.
У истоков нового знания
В начале своего развития история была
прежде всего жанром художественной прозы. Место ее рождения — малоазийская Иония, и в частности Милет,
выдающийся центр греческой культуры архаической эпохи. Великие ионийские
философы рассматривали мир природы (космос) как единое целое, а человеческое
общество как его часть. Первоначально они писали, продолжая эпическую традицию,
в поэтической форме, но вскоре возник новый литературный жанр, который более
соответствовал развитию критической и научной мысли. В VI в. до н. э. подверглись
пересмотру многие присущие эпосу представления о космосе, богах, об известных
грекам землях и пародах, и помнились прозаических о п и с а н и я произведения
нового типа, противостоящие традиционной поэзии и мифологии. Интерес их авторов
был направлен не ТОЛЬКО на окружающую действительность, но и па прошлое,
которое помогало понять настоящее.
Основой для реконструкции прошлого служили мифы и
ЭПОС, при этом прозаическая запись традиционных преданий была не только их
пересказом, но и критикой — отбором и переосмыслением. Так создавались первые
хроники, этнографические описания местностей и городов. Насколько можно судить
по дошедшим до нас фрагментам этих произведений, внимание их авторов было
сосредоточено па родословных основателей городов, достопримечательностях и
обычаях разных народов. Для всех авторов было характерно наивное представление
о том, что исторические предания, старинные сказы и мифы воспроизводят
подлинную, только несколько приукрашенную действительность и для установления
истины достаточно устранить все сверхъестественное и неправдоподобное. Если
факты казались бессмысленными, им пытались дать иное, более разумное объяснение.
Главным было стремление «найти правду» и взять из предания то, что можно так или иначе проверить. Такая работа определялась
словом «история», имевшим двойной смысл: свидетельство очевидца и
расследование, расспрашивание. Авторов таких сочинений называли логографами
(гр. logos — слово, сочинение). Позднее этот термин
приобрел много значений, но вначале он употреблялся для противопоставления
прозаического слова поэтическому. В качестве
литературного жанра рассказ-логос отличался от басни, сказки и мифа.
Логографы черпали сведения в устных и письменных источниках.
Устными являлись новеллы городского фольклора, эпические предания о богах и
героях, письменными — погодные списки должностных лиц и победителей
Олимпийских игр, а также описания путешествий по суше и морю, которые велись
для нужд торговли и мореплавания. На этой основе логографы создавали труды, более
крупные по объему и широкие по кругозору: рассказы разного происхождения
объединялись в них вокруг общих тем — народ, страна, город, генеалогия знатных
родов.
В V в. логографами
были созданы еще более масштабные произведения, объединявшие рассказы о
прошлом целых стран: Ха-роп составил описание Персии,
Ксанф — Лидии. Отличительной чертой их писательского
метода была фактографичность — стремление снабдить
читателя точными и достоверными данными, что определяло их способ общения с
материалом: механическое объединение вокруг одной темы разрозненных рассказов
без попыток их синтеза и раскрытия внутренних связей между ними.
Геродот — отец европейской истории
О жизни ГЕРОДОТА (190/80 - ок.
125 до н.э.). известно
чрезвычайно мало. Предполагают, что он родился в 484 г. до н.э.). и около десяти лот (455—447 до
н.э.) путешествовал по странам, с которыми греки воли торговлю. Геродот
собирал сведения о природных условиях тех мест, которые посещал, об обычаях,
образе жизни и истории разных народов, вел наблюдения лично, записывал рассказы
очевидцев. Несколько лет в середине 440-х гг. до н. э).
он провел в Афинах, где сблизился с кружком Перикла.
Там же он, вероятно, читал отдельные части своего труда, и котором
история Афин занимает центральное место. Последние годы жизни Геродот провел в
Фуриях, греческой колонии на юге Италии.
Трудно установить, зачем Геродот путешествовал: только
ли из любознательности или основной его целью была торговля. Помимо греческих
колоний, он побывал в Египте, дойдя по Нилу до Элефантины,
и Передней Азии, дойдя до Вавилона. Эти области были хорошо известны грекам. Здесь находились греческие (фактории; сюда постоянно направлялись
греческие торговцы и наемники. Все остальные места, которые посетил
Геродот, представляют собой греческие поселения: это Малая Азия, Финикия, Сирия,
Геллеспонт, западный берег Черного моря, Ольвия.
Геродот заимствовал многие знания и приемы изложения у
своего предшественника Гекатоя Милетского (рациона га-тичоскую аргументацию, универсальную карту мира, этнографические
экскурсы), но в центр своих исследований он поместил человека, и в этом его
главная заслуга. Геродот был первым универсальным историком, не ограничившим
себя рамками какого-нибудь одного государства или народа. Например, вышеупомянутый
Гекатей Милетский при всей широте и универсальности
знаний был мифографом и географом, но не историком.
Труд Геродота «История» представляет решительный переход от «описания земель» к
истории в собственном смысле слова.
В отличие от логографов (которые обычно давали
разрозненное описание отдельных местностей и народностей), Геродот объединил
разнородный материал темой борьбы Востока и Запада. Он начинает свою «Историю»
с установления причин конфликта между Азией и Европой, отыскивая виновников
войны.
Историк
посетил все страны современного ему культурного мира и изучил образ жизни,
нравы прошлое и религиозные обычаи древних народов. Не зная местных языков,
Геродот был вынужден пользоваться рассказами посредников- переводчиков, проводников,
жрецов. Поэтому его сообщения часто относятся к области фольклора и иногда
передают исторические факты в искаженном виде. В основном
однако, эти факты подтверждаются археологическими рас копками и сведениями из
других источников.
Цицерон назвал Геродота «отцом истории»: с его труда
начинается греческая историография, как ПОЭЗИЯ — с Гомера. Именно он утвердил
связь понятий «история», «исследование», «узнавание» с целью составления
повествования о течении дел человеческих. История сформировалась как
повествование о цепи взаимосвязанных событий, причинно обусловленных и приводящих
к определенным последствиям, чаще всего непредвиденным.
Греко-персидские войны, вдохновившие4
Геродота предпринять свой труд, укладываются в четверть века, но для освещения
этих событий ему понадобилась громадная историческая ретроспектива: истоки
конфликта он прослеживает в глубоком прошлом втянутых в него стран и народов.
Хотя тема «Истории» по сути своей военно-политическая, Геродот нагромоздил в
ней массу разнообразных, нередко единственных в своем роде сведений по
исторической географии, археологии, этнографии, истории мореплавания и
торговли, религии и мифологии. Все эти экскурсы имели весьма отдаленное
отношение к главным событиям повествования, однако в них были заданы границы
предмета истории (независимо от того, в какой мере это понимал автор). Предмет
истории в глазах самого Геродота великие и достойные удивления деяния, а
задача историка в сохранении знания о минувшем, чтобы «прошедшие события с течением
времени не пришли в забвение» .
Геродот выступил первооткрывателем и в области
исторического метода: он впервые подошел к историческому сюжету как проблеме,
ставя перед собой конкретную познавательную задачу — поиск ответа на вопрос:
почему эллины и варвары воевали друг с другом?
Заранее определенная познавательная цель диктовала
необходимость установления истинности собранных сведений, а также отбора и
упорядочения событий, т. е. элементов исторического повествования. У Геродота
причудливо сочетаются два различных принципа историописания
— рациональный и мифологический. Первый основывается на фактах, очевидцем
которых был сам историк, второй — на сведениях о далеком прошлом, почерпнутых
преимущественно из устной традиции. Геродот иногда подвергает сомнению некоторые
рас-
'Геродот.
Иcтория: В 9 кн. Д., 1972.
Кн. 1. С. П.
Фукидид заявляет, что его цель — «отыскание истины»,
но, несмотря на провозглашаемое стремление к точности и беспристрастности, он
часто субъективен. Мы находим у него односторонний подбор событий
и даже намеренное замалчивание некоторых фактов (например, договоров афинян с
персами). Духовное превосходство Афин дает им право на гегемонию в Элладе —
таково убеждение Фукидида, которое он хочет внушить читателю. Почему же
все-таки война была проиграна? Преемники Перикла не справились с поставленными
перед ними задачами. Результатом длительной междоусобной войны стало, по
словам Фукидида, вырождение человеческой натуры. Честолюбие, жадность,
корыстолюбие наследников Перикла сделали Афины самым ненавистным из греческих
государств: теперь вся Эллада единодушно желала уничтожения афинской мощи.
В неизменности свойств человеческой натуры Фукидид видит
залог пользы от своего труда в будущем. Он ставит себе практическую задачу:
сообщить государственным деятелям необходимые знания о психологии и поведении
отдельных личностей и политических групп. Человеческая
натура, независимо от племени, рода, пола и возраста ее носителей, имеет
некоторые общие черты: стремление к свободе, эгоизм, зависть, мстительность,
жестокость, безрассудные надежды и стремления, желание властвовать над
другими. Человеческая натура — неизменно эгоистична. Она развивается с
возрастом и незаметно приспосабливается к обстоятельствам, под давлением
которых либо изменяется в направлении к «зверству» и вырождению, либо
облагораживается под влиянием стремления к свободе, как в перикловых
Афинах. Свойство человеческой натуры угнетать окружающих
(сильный всегда господствует над слабым) — вот психологический принцип истории,
устанавливаемый Фукидидом.
В политической истории (так же как и в космосе)
господствуют стихийные силы (непредвиденные стечения обстоятельств,
землетрясения, эпидемии и т. д.), которые нарушают каузальные, или причинные,
связи исторических событий. «Слепой случай» проявляется не только во внезапных
ударах судьбы, но и в человеческом поведении. Он иррационален и не подчинен
этическим нормам. Эта безличная сила оказывает решающее влияние на успех человеческих
замыслов, она может вредить или помогать людям. Напротив, все то, что в истории
восходит к людским планам и решениям, историк выводит из законов человеческого
мышления, расчетов и воли. События, представлявшиеся современникам
трагическими несчастьями, он раскрывает как необходимые и неизбежные. Однако великие
люди, выдающиеся государственные деятели могут, с точки зрения Фукидида, предвидеть
ход исторических событий и влиять па них. Если им на время удается обуздать
«заносчивость» демоса и «раздражение» толпы, то наступает краткий период процветания.
Но затем события вновь набирают силу, достигая кульминации во время войн и
междоусобиц, за чем следуют возмездие и катастрофа.
Заслугой Фукидида как историка считается использование
им документальных источников (текстов договоров, официальных постановлений и
других документов), установление хронологии, а также применение открытого им
метода реконструкции прошлого путем ретроспективных заключений, опирающихся на
характеристику сохранившихся пережитков. Во введении к истории Пелопоннесской
войны Фукидид подтверждает свои соображения о культурном состоянии Древней
Эллады ссылками на обычаи наиболее отсталых племен, могильные находки, местоположение
эллинских городов. Фукидид отказывается от традиционных представлений о
древности, почерпнутых главным образом из эпоса, и смело ставит на их место
собственные «обратные заключения», сделанные на основании определения роли Афин
в эпоху греко-персидских войн. Истоки могущества Афин он видит в их
исторической заслуге спасения Эллады при Марафоне и Саламине.
Фукидид излагает историю соперничества Афин и Спарты и показывает, как усиление
Афин привело к роковому конфликту двух держав. В знаменитой надгробной речи,
(эпитафии), посвященной Периклу, Фукидид рисует картину «золотого века»
афинской демократии под руководством ее великого вождя. Этот исторический момент
— вершина духовной мощи Афин, с которой Фукидид обозревает весь ход войны,
взгляд на светлое прошлое перед лицом грядущих трагических событий.
Греческая историография эпохи эллинизма
Если греческое историческое сознание классической
эпохи было сосредоточено на осмыслении вражды между греками и варварами, то в эллинистический
период оно направлено на понимание единства человеческого мира как
исторического целого. В результате завоеваний Александра Великого вся основанная
им огромная империя приобщилась к единой истории греческого мира. Знакомство с
яркими картинами прошлого, созданными Геродотом и Фукидидом в V в. до н. э. существенно расширило
горизонты исторической мысли всех последующих поколений, и это подготовило появление
военной и политической. Он требует, чтобы историк был современником, а еще
лучше — участником изображаемых событий. Государственный и военный опыт
историка — очень важное условие полезности его труда. Лучше всего, если
историю пишут сами государственные деятели. Важный признак прагматической
истории — последовательное изложение событий с учетом каузальных связей. Только
такая история отвечает на вопросы; что, почему и для чего происходит. События,
считает Полибий, соединены между собой некой внутренней
связью и взаимно обусловливают друг друга. При этом Полибий
допускает лишь внутриисторическую причинность,
коренящуюся в самих событиях. Подобные связи между событиями существовали всегда,
но они были менее очевидны, и большинство историков их либо не замечали, либо
оставляли без должного внимания. Полибий неоднократно
отмечает, что в его время сцепление событий стало не только намного очевиднее,
но и полностью определило характер исторического процесса сближения политических
интересов римско-карфагенского Запада и греко-македонского Востока.
Однако, чтобы правильно
понимать ход исторических событий, необходимо, как считает Полибий,
владеть приемами углубленного анализа причинно-следственных связей. Эти связи
автор определяет, как соединение причины, предлога или повода и
непосредственного начала событий, чаще всего военных действий. Эта
последовательность звеньев причинно-следственной цепи, по мнению Полибия, является неизменной. Многие историки, говорит он,
пытались объяснить связь событий, но делали это неправильно, путая указанные
компоненты. Однако Полибий вынужден
признать, что не все события поддаются такому анализу. Он отказывается,
например, искать причины неурожаев, внезапных эпидемий, стихийных бедствий.
Не следует, однако, переоценивать меру рационализма в
истолковании Полибием проявления «закона природы» в
рамках событийной истории. Именно об этом предупреждают его пассажи, посвященные
всемогущей мистической силе фортуны. Очевидно, что ее непредсказуемое
вмешательство в течение событий и судьбы людей плохо сочетается с концептом
«закона природы». Представление о судьбе является существенным элементом
мировоззрения Полибия. Если грекам архаической и
классической эпохи она представлялась индивидуальным предопределением, которое
можно узнать с помощью оракулов и гаданий, но нельзя изменить, то в эллинистическую
эпоху понятие судьбы усложняется, а ее функции становятся разнообразнее. Она
может выступать в качестве полновластной правительницы мира, дарительницы,
судьи, помощника в человеческих делах, наставницы или источника испытаний.
Но главное — судьба, по мнению историка, решает значительнейшие
из дел вопреки расчету, она постоянно обновляет мир и изменяет ход событий. И
все же в ряде случаев Полибий не признает решающую роль
судьбы и ищет причину в действиях людей. Римляне достигли успехов не благодаря
судьбе и не случайно, а совершенно естественно. Читателям следует знать, почему
римляне обычно одерживают верх в сражениях, дабы не
приписывать их успех судьбе. Полибий считает, что
допустимо относить к сфере судьбы только те явления, причины которых невозможно
или трудно распознать. Когда причина ясна, средство помочь делу находится в
руках самих людей. С точки зрения задач прагматического историописания,
Полибию важно было сузить сферу необъяснимых явлений,
для обозначения которых он пользовался понятием судьбы, правящей миром, и максимально
расширить область применения причинно-следственного метода.
Греческое наследие в римских
исторических сочинениях
Большое влияние на формирование
римской историографии оказали способы историописания,
выработанные в древнегреческой и эллинистической культурах. Вместе с тем, у римлян идея истории была напрямую
связана с понятиями традиции и места: они вели счет времени от основания города,
и Рим мыслился как центр всего известного мира. Римляне воспринимали историю
как непрерывный процесс, связанный с традициями предков — полумифических
этрусских царей, сената, императоров.
В основе римской историографии — история Вечного города,
с которым соотносились идея республики, а затем империи, гражданские
добродетели, традиции, обычаи. Прошлым всей Италии и провинций Империи авторы
долгое время не интересовались.
Самым
старым жанром исторических сочинений, существовавших в Риме, были анналы (лат.
annus — год) — ежегодные записи событий, которые
составлялись в Риме жрецами-понтификами (членами высшей жреческой коллегии) с
древнейших времен. В особых календарях отмечались имена высших сановников,
приводились тексты государственных документов и важнейшие события, произошедшие
за год. В своих записях понтифики ограничивались тем, что только называли
события, не прибавляя к ним собственных описаний или комментариев. В более
поздние времена анналами стали называть исторические записи, составленные по
годам, в хронологическом порядке. Около 123 г. до н. э. собранные
за много лет материалы были помещены в «Великих анналах» (в 80 книгах).
Анналы имели большое значение для формирования римской историографии.
Помимо летописной постепенно
возникла и собственно историческая традиция. Многие сочинения не сохранились,
но известны в отрывках или ссылках более поздних авторов. Самые ранние исторические
римские труды — сочинения «старших анналистов» — были написаны в III—II вв. до
га о. па греческом языке. За ними последовали работы
«младших анналистов».
В Древнем Риме история как литературный жанр пользовалась
большим авторитетом. Авторы исторических сочинений часто принадлежали к
верхушке общества, были политическими деятелями, военачальниками. На их произведения
нередко сильное влияние оказывала политика. Хотя основным постулатом оставалось
выяснение истины, для римских авторов весьма важной была проекция событий на
современность.
В последние десятилетия существования Республики были
написаны «сообщения» (комментарии) Юлия Цезаря о покорении Галлии и о
гражданской войне, где оправдывались его военные и политические действия; после
смерти Цезаря — сочинения знаменитого Саллюстия, историка эпохи упадка
Республики.
ГАЙ САЛЛЮСТИЙ КРИСП (86—35 до п. э.) долгое время занимался
государственной деятельностью, был квестором (ведал финансовыми и судебными
делами), народным трибуном, сражался во время гражданской войны на стороне
Цезаря, назначен им претором (высшим должностным лицом) в провинцию Африка.
После убийства Цезаря ушел с государственной службы и посвятил себя написанию
исторических сочинений. По словам Саллюстия, из всех возможных дел, которые он
мог выбрать после многих несчастий и испытаний, он предпочел занятия
историографией, как наиболее достойные.
Саллюстию принадлежат такие труды,
как «Заговор Катилины» (ок. 41 до н. э.), «Югуртинская война» (после 39 до н.э.) и незавершенная
«История», охватывающая период 78—66 гг. до н.э. (до наших дней дошли лишь фрагменты).
Сочинения Саллюстия, непосредственно связанные с традицией
анналистики, представляют новые для римской историографии
формы написания истории. Они посвящены отдельным эпизодам
недавнего прошлого или современной автору политической ситуации: заговору римского
патриция Катилины с целью ликвидации Республики и установления единоличной
власти в 63 г. до н. э., войне с нумидийским царем Югуртой в 111 —106 гг. до н. э. Подобно многим своим
предшественникам и последователям, он декларировал, что занятия историей
требуют не допускать лжи и не бояться правды, а также не испытывать
пристрастия или злобы. Однако беспристрастность не подразумевала для Саллюстия
отсутствие гражданской позиции по отношению к описываемым сюжетам.
Выбор темы о заговоре Катилины он объяснял желанием написать
о преступлении, опасном для государства. События, сопровождавшие Югуртинскую войну, также представлялись автору большим
потрясением для Рима. В основе работ Саллюстия лежало ощущение общей тревоги за
состояние дел и за будущее «Великого Рима». Историк попытался представить
собственное философское толкование этих событий.
Разрыв между славным прошлым государства и его настоящим
с потрясениями, войнами и бедствиями беспокоил многих граждан Рима, его
государственных деятелей, мыслителей и историков. При этом обнаружить причины
такого положения вещей и обосновать их получалось не слишком убедительно. Рассуждения,
которые можно было найти на этот счет у авторитетных писателей — Фукидида, Полибия, — не устраивали тех, кто обращался к их трудам. В
сочинениях Саллюстия была сформулирована версия, объяснявшая общий упадок. Она
стала весьма популярной у его современников и последователей.
Римскую республику, согласно Саллюстию, постепенно подтачивали
внутренние силы. От процветания и наилучшего устройства гражданская община
прошла путь до «сквернейшего и опозорившегося» государства. Со времени
разрушения Карфагена в 146 г. до н. э., когда был побежден последний сильный враг Рима, внутренний кризис
стал особенно явным.
В качестве примера автор приводил историю Катилины, человека
знатного происхождения, больших дарований, но злого нрава, со склонностью к
преступлениям, стремлением к наживе и власти. В другом сочинении Саллюстий
показывал, как война с Югуртой намеренно затягивалась
из-за горделивости и продажности знати. В «Истории» была представлена еще
более пессимистическая картина: внутренний распад Рима начался сразу после изгнания царей. Этот процесс прерывался лишь
однажды, когда во время Второй Пунической войны весь
народ сплотился перед опасностью.
Таким
образом, в сочинениях Саллюстия была представлена теория, согласно которой все
беды и постепенный упадок Рима были вызваны общей порчей нравов. Основной
конфликт происходил в сфере общественной морали. Отсюда следовало, что одним
из важнейших назначений истории было нравственное назидание современникам и предостережение
потомкам. Констатация постоянного упадка не означала, что автор был убежден в
неискоренимости зол или предвидел скорую гибель Рима. Сам Саллюстий долгое
время поддерживал Цезаря, надеясь, что тот укрепит республиканско-демократические
устои. В понимании образованных римлян город и государство представлялись созданными
на века. Историк должен был обнаружить пороки современников и призвать
сограждан к сознательному моральному совершенствованию.
Произведения Саллюстия вполне отвечали этой цели. Они
были ориентированы па сочинения Фукидида, Полибия,
основоположника латинской прозы Катона Старшего — с
описанием политической и военной истории, раскрытием событий через
характеристики основных действующих лиц. Тексты сочинений Саллюстия были
построены так, что основной сюжет повествования то и дело прерывался
экскурсами — отступлениями, в которых автор более подробно говорил о
предшествующих событиях или о фактах, помогающих лучше понять суть описываемого.
К ним относились, к примеру, экскурсы о возникновении римской гражданской
общины, о неиспорченных древних нравах, о сравнении Цезаря и Катона, о землях и народах Африки, о характере Суллы и т.
д.
Внимание Саллюстия привлекали не столько сами факты,
сколько герои истории, люди с их добродетелями и пороками. Автор мог допускать
неточности в датировке событий, но при этом давал яркие и живые портреты их
участников. Важным средством для раскрытия характера человека служили речи, которые
произносили от первого лица герои Саллюстия.
В римских исторических сочинениях прием характеристики
героев с помощью вымышленных автором речей был достаточно распространен. Однако
историки не придумывали их от начала и до конца. В Риме долгое время бытовала
практика записи и распространения своих речей самими государственными деятелями,
так что их тексты были широко известны. Поэтому авторы историй часто
отталкивались от сюжета речи, переписывая ее по-своему, придавая ей яркость и
силу убеждения. К этому Саллюстий добавлял письма и отрывки из документов,
составленные им самим, переписанные или пересказанные.
По мнению римского автора, деяния надо описывать подходящими
словами. Изощренный литературный стиль Саллюстия, его богатый язык, с
архаизирующими выражениями и лаконичностью высказываний оказали немалое
влияние на историков и писателей средневековья и нового времени, для которых
его труды были образцом римской прозы. Современные исследователи отмечают, что
Саллюстий поднял римскую историю на уровень высокого литературного искусства.
До времен Цезаря и Саллюстия еще не существовало
единой истории Римского государства, созданной его подданными. Замысел такой
истории воплотил в своем труде Тит Ливий, живший на
рубеже Республики и Империи.
Жанр всемирной истории
Первым крупным римским историком, не обладавшим опытом
политического деятеля или военачальника, был ТИТ ЛИВИИ (59 до
н. э. — 17 н. э.) — прославленный писатель эпохи Августа.
Он родился в Падуе, получил хорошее философское и риторическое образование,
свое сочинение писал в Риме. Несмотря на то что он не
занимал государственных должностей, Ливий был близок
к императору.
Знаменитый труд Тита Ливия «История Рима от основания
города» (ок. 27 — ок. 9 н.
э.) состоял из 142 книг. В этом сочинении рассказывалось об истории Рима от
Ромула до Цезаря. Сохранилось лишь 35 книг — с 167 г. до
н. э. до времен самого Ливия.
Ливий впервые попытался создать полную историю Рима. Этот
огромный труд снискал автору славу во многих поколениях. По мнению читателей
разных эпох, главное достоинство этой книги заключалось в том, что она характеризовала
не частные события, а передавала общий дух Империи. Однако такая точка зрения
не исключала серьезной критики «Истории» профессиональными историками XIX в.
Нарекания исследователей вызывало то, что в своем сочинении Ливий
приводит множество недостоверных сведений, не анализируя их.
Большинство авторов придерживалось убеждения в том,
что историк должен выявлять истинное положение дел и правдиво писать о событиях
прошлого. Однако у многих из них были собственные представления об истинном
изложении событий. Само понятие достоверности наделялось при этом различными
смыслами той культуры, к которой принадлежал исследователь. Историческую
достоверность можно понимать как соответствие текста, который пишет историк,
его представлению об истинном знании, а также устойчивым правилам литературного
изложения, закрепленным в культуре.
Таким образом, истина историка — это не обязательно правда факта. Историческую достоверность было
предложено понимать так лишь в XIX в., с момента определения критериев научной истории. Для
авторов других времен и культур данная проблема выглядела по-иному.
Можно говорить о разных способах познания прошлого.
Аналитический способ предполагает реконструкцию фрагментов прошлого с опорой на
критику разнородных источников. Художественный способ призван создавать художественными
средствами достоверный по своему духу образ истории (недаром покровительницей
истории считается одна из муз — Клио). Современники и последователи Тита Ливия
ориентировались на разные подходы к описанию прошлого. При этом для самого
Ливия был важным именно второй подход - художественная
правда истории.
В предисловии к своему сочинению Ливии подчеркивает,
что задача автора — знакомить читателя с событиями минувшего с целью извлечь
пользу из «поучительных примеров». Труд Ливия задумывался как история моралистическая,
призванная убеждать и учить. По словам историка, он хотел отвлечься от «зрелища
бедствий» века нынешнего и обратить взгляд к славной истории, показав ее через
противопоставление величественного прошлого недостойному настоящему, мужества
и доблести предков — нравственному вырождению современников.
Представление о том, что процветание государства и
накопление богатств привело римлян к порче нравов,
вызвало гражданские войны и ускорило падение Республики, стало общим местом
для римских историков. На теории «порчи нравов» основывали свои рассуждения
Саллюстий и Тацит. Но для Тита Ливия становление, расцвет и падение римского
гражданского государства стали главным стержнем повествования. Помимо этого, Ливий стремился показать римский народ «в обрамлении
величественного целого». Историк видел свою задачу не в поисках новых сведений,
а в воссоздании близких к идеалу картин жизни предков, с их гражданскими добродетелями
и воинской доблестью.
В труде Ливия излагалась история, давность которой
значительно превосходила память поколений его современников. Такое
повествование не могло строиться только на основе расспросов очевидцев
минувших событий. Большую часть текста составили извлечения из книг предшественников,
разнообразных записей, преданий и легенд о ранней римской истории. На основе
этого материала автору было необходимо составить связный рассказ — со своими
героями, сюжетом, внутренней структурой.
В труде Ливия названы двенадцать писателей, работами
которых автор пользовался. Однако, компилируя материал из более или менее надежных
источников, историк не считал необходимым сопоставлять свидетельства для
выяснения точной версии происходивших событий. Ливий
излагал различные суждения, не пытаясь примирять их друг с
другом. При этом он предупреждал читателя, что не уверен в истинности
приводимых свидетельств. Ливий, как правило, по истолковывал и не критиковал предания и чужие мнения,
сознательно отказываясь от вынесения событиям собственной оценки. Подбор
свидетельств и фактов служил иллюстрацией определенной идеи, и поэтому историк
мог использовать менее достоверные источники, не ссылаться на известные ему
документы.
В
тексте Ливия прослеживаются отсылки к разным способам исторического письма.
Прежде всего это понтификальная
традиция и анналистика, что сказалось не только на
уровне используемых источников, но и на манере построения частей текста. Так,
в большинстве дошедших до наших дней книг Ливий
заканчивает описание событий каждого года рассказом о выборах магистратов и
ритуалах жрецов; следующий год открывается вступлением магистрата в должность,
распределением провинций, приемами посольств и перечнем прочих официальных
дел.
Из работ анналистов Ливий
заимствовал не только фактический материал, но и установку на то, чтобы,
говоря словами одного из этих авторов, показать, каким образом событие произошло и какие намерения за этим стояли. Для этого
требовалось создавать яркие и живые литературные описания. Большое влияние на
труд Тита Ливия оказало сочинение Полибия.
Темы повествования - «меч и тога» - военные действия и
институциональная история, рассказы о воинах и основателях устоев. Тит Ливий следовал скорее традиции Фукидида, чем Геродота: его
рассказ был наполнен событиями, людьми, драматическими действиями, с непременной
моральной оценкой.
«История Рима от основания города» представляет собой
выдающееся литературное произведение. Ливий
стремился к художественному совершенству, описывая события в эпическом стиле,
используя возвышенный слог, приемы риторики, драматизации повествования.
Особую выразительность его рассказу сообщали исторические портреты действующих
лиц. На основе речей героев, а также тщательно выбранных эпизодов, незначительных
на первый взгляд, Ливии демонстрировал величие духа и добродетели римлян — их
преданность семье и государству, стойкость и готовность к самопожертвованию. В
хронологически выстроенное повествование вплетались рассказы о простых и
суровых нравах в семьях древних римлян, сцены единения и патриотического
подъема народа в моменты опасности.
Ливия не слишком интересовали происхождение и обычаи
выходцев из чужих земель. История, по его убеждению, должна увековечить подвиги
первенствующего на земле «Римского народа».
Законы римлян мыслились автором как существующие с
древнейших времен. По словам Ливия, легендарный Ромул созвал толпу на собрание
и дал ей эти законы. По мнению историка, Рим самой судьбой был превращен из обычного
государства в могущественное и великое. Таким образом,
вся история сосредоточивалась вокруг Вечного города. В изложении Ливия история
Рима предстает не одной из многих других историй, а как единственная и
всеобщая, поскольку Рим воплощал в себе весь известный мир.
Благодаря такому подходу сочинение Ливия послужило в
более поздние времена моделью, образцом для историй других народов, впоследствии
— национальных историй. В своем сочинении Тит Ливий
описал и закрепил «Римский миф», созданный на закате Республики. Суммирование
прошлого было необходимо в тот момент, когда оно было готово стать
коллективной историей, целостным образом. Как правило, подтверждение традиций
требуется тогда, когда сама традиция нарушается, и поэтому становится видимой,
превращается в предмет рефлексии.
Историки Ранней империи
Никто из последователей Тита Ливия не пытался
переделывать его труд. Хотя римляне не утратили интереса к истории, в целом ее
рамки были сужены. Во многом это было связано с особенностями политической
ситуации в имперском Риме. В I в. н. э. исторические произведения, носившие
оппозиционный Принципату (Ранней империи) характер, были враждебно встречены
властями, и из них сохранилось мало сочинений. Писать историю с независимых
позиций было трудно и небезопасно. Большое впечатление на современников
произвел пример историка эпохи правления Тиберия Кремуция
Корда, который из-за прославления Брута и Кассия как последних республиканцев
был вынужден совершить самоубийство, а его сочинение публично сожгли. Оставалось
писать официальную историю в честь правящей династии Юлиев-Клавдиев
(Веллей Патеркул), сообщать
о древних событиях (Квинт Курций Руф,
книга «О деяниях Александра Великого») или собирать исторические анекдоты
(«Девять книг достопамятных деяний и изречений» Валерия Максима).
Публий Корнелий Тацит (ок. 55 — ок. 120) начал писать
только после убийства тирана Домициана в 96 г., когда
эпоха «дурных цезарей» завершилась. Происходивший из аристократической семьи,
Тацит получил обширные познания в области риторики, что позволило ому в молодости стать известным оратором. Тацит исполнял
должности претора, консула, проконсула римской провинции Азия. Не принадлежа к
сенаторской знати от рождения, Тацит был близок по оппозиционным настроениям к
ее представителям.
Основные исторические труды Тацита — «История» (105—
111; из 14 книг сохранились только 1—4 и начало 5-й) и «Анналы» (после 111; из
16 книг до нас дошли 1—6 и 11—16), повествующие о прошлом Римской империи — от
смерти Августа (14) до убийства Домициана (96). Сочинениям
Тацита свойствен глубоко пессимистический взгляд на события, происходившие в
государстве. Это объединяет их с произведениями Саллюстия, которые оказали на
Тацита большое влияние.
Писать, согласно намерению Тацита, следовало sine ira et
studio — без гнева и пристрастия. Эта установка
говорила скорее о стремлении к непредвзятости, чем об отсутствии личного переживания
и опыта, поскольку Тацит был свидетелем многих событий. Кажется, что Тацита как
историка сопровождало чувство вины — не только за государственную службу при
императоре, но и за то, что его сограждане вообще могли допустить преступления
таких императоров, как Нерон и Домициан.
По мнению Тацита, при единовластной форме правления
свободе и добродетели всегда угрожает опасность. Трагедия общества заключалась
в том, что императорская власть и свобода оказались несовместимыми, хотя
падение Республики и было предопределено. Историку, по мысли Тацита, следовало
честно описать для наставления потомков недавнее прошлое с его преступлениями
и позором. При этом надлежало прославить подвиг немногих граждан, кто не
побоялся бросить вызов тиранам.
Такое видение задачи повлияло на композицию, отбор
сведений для «Истории» и «Анналов». Тацит писал о событиях, происходивших в государстве
год за годом. В конце каждого описания следовали перечни посольств, избранных
официальных лиц, упоминания о кончинах известных людей, процессах и судах,
природных бедствиях. Но историк не стремился фиксировать все происходящее, а
подходил к материалу выборочно. Жизнь огромной империи и ее
провинций оставляет за пределами повествования. Основное внимание привлекло к Новому
Риму — императорскому двору, верхушке армии, сенату.
Центральное место в истории Тацит отводил отдельным
личностям, людям, определявшим ее ход. Прежде всего это
относилось к тем, кто стоял у власти. В сочинениях была представлена последовательность
их дел и речей, по дела, как правило, оказывались злодеяниями и бесчинствами,
а слова ничего не значили. По сравнению с прежними временами, когда
государством управляли наиболее мудрые люди, власть утратила и мудрость, и
нравственные основания. Пороки римлян в настоящем и прошлом становились более
очевидными при их противопоставлении нравам и порядкам других народов, в
частности суровых и мужественных германцев (в трактате «Германия»).
Историк пытался узнать не только внешнее течение событий,
которое по большей части зависит от случая, но также их смысл и причины. В
объяснении причин беззакония И рабства Тацит следовал
за своими предшественниками — Саллюстием и Ливнем. Гражданский дух и общественную
мораль уничтожило богатство; жадность, роскошь испортили и вождей, и народ.
Хотя Тацит как историк осознавал неизбежность такого изменения в структуре
власти Рима, как гражданин, он не мог с этим мириться.
Все ли зависит от человеческих усилий? В текстах
Тацита боги вмешиваются в жизни людей не для награды и дарования счастья, а
только для наказания. Неясными представлялись влияния фортуны и судьбы.
Кажется, со времени Саллюстия римским историкам становилось все сложнее объяснять
ход событий.
На закате античной традиции
Последним крупным представителем римской историографии
считают АММИАНА МАРЦЕЛЛИНА (ок. 330 - ок. 400). Марцеллин писал в эпоху
Домината, Поздней империи, когда па территории Римского государства начинали
складываться новые общности. Постоянным фактором римской истории стали
германские племена. Все возрастающую роль в государстве играло христианство.
Несмотря на это, дух древнего языческого Рима еще не исчез окончательно.
Грек по происхождению, уроженец Антиохии,
Марцеллин служил в римском войске и участвовал в
походе императора Юлиана Отступника против персов. Он много путешествовал, а с
380-х гг. обосновался в Риме, где им было написано историческое сочинение под названием
«Деяния».
Марцеллин был близок группировке просвещенных римлян-язычников
из сената. Подобно им, он высоко оценивал личность и деятельность императора
Юлиана, для него много значила история Рима с древними обычаями, традиционными
ценностями, язычеством.
Марцеллин взял за образец «Историю» Тацита, продолжив ее С 96 г. - начала правления императора Нервы (из 31 книги до
наших дней дошли книги 14-31, с описанием событий 353-378 гг.). История
императоров, выстроенная в хронологическом порядке, была соединена с многообразными
отступлениями, научными экскурсами. В сочинении можно найти различные сведения
о событиях внутренней и внешней политики, о положении дел в Римской империи, у
балканских народов, германцев, в Передней Азии. История у Марцеллина
по-прежнему разворачивается вокруг Вечного города, но интерес историка
привлекают и соседние территории. «Обзоры состояния города Рима» перемежаются
рассказами о событиях в провинциях, разбросанных по всему миру.
Герой труда Марцеллина — не
отдельная личность, а Империя, государство, сочетающее римскую организацию и
греческую образованность, место, где встречаются выходцы из разных народов и
племен. В его истории на передний план выходят и новый герой - варвары, противостоящие
цивилизованности римлян. Все повествование у Марцеллина
заканчивается гибелью императора Валонта в битве при
Адрианополе (378). Для Марцеллина
характеры его героев неизменны.
В трудах римских историков отчетливо видна некая
константа. Суть ее в том, что авторы ощущали себя последними свидетелями Рима
на фоне постоянной порчи нравов, угрозы перемен и упадка. При этом они сами не
верили в падение Вечного города. Те же настроения отразились и в «Деяниях» Марцеллина. Риму, по словам историка, при всех его пороках
и недостатках, суждено жить, пока будет существовать человечество.
Романизированный грек Марцеллин
не мог испытывать тоски по утраченной Республике уже потому, что живая память
о ней ушла: свидетелей событий не осталось. Для него Поздняя империя переживала
состояние не столько упадка, сколько зрелости и скорой старости. Однако при
этом не было и речи о ее грядущей гибели. Марцеллин, как и его предшественники, пытался объяснить причины
деморализации Римского государства порчей нравов отдельных личностей, стоявших
у власти.
Единственная цель историка — правда. Следовать этому
завету особенно трудно, когда свободомыслие ограничено. По словам Марцеллина, он сомневался в необходимости описания современных
ему событий из соображений собственной безопасности.
Стиль Марцеллина,
сформировавшийся под влиянием греческого языка, сильно отличается от стиля
Тацита: ему свойственны вычурность, метафоричность,
художественная образность. В своем письме Марцеллин
допускал множество заимствований из трудов других писателей.
Аммиан Марцеллин ощущал себя
язычником, эллином. Сторонник неоплатонизма, историк был весьма терпим в
религиозных вопросах, в противовес христианству с его спорами о ересях и чистоте
веры.
Марцеллин — последний из плеяды
великих римских историков. Он творил в то время, когда в культуре Римской
империи появились принципиально новые способы видеть и
объяснять мир и историю в связи с христианским вероучением и когда западной
части Империи оставалось существовать уже меньше века.
Античное историческое сознание и историописание
В чем
же заключается своеобразие исторического сознания эпохи античности? Прежде
всего, парадоксальным для современного человека представляется взгляд античных
авторов на исторический процесс. Сознание человека новоевропейской культуры
воспринимает историю отдельного индивида, общества или природы как путь
развития и изменения, хотя и трактует характер этого динамизма по-разному.
Античное историческое сознание, напротив, было чуждо восприятию прошлого как
процесса развития. История мыслилась как совокупность событий и явлений, предшествующих
современности во временной перспективе, однако принципиально не отличающихся
одно от другого. Ситуации и происшествия, разделенные временем, представлялись
подобными друг другу, а история выглядела как цепь воспроизводящихся
однотипных событий. Для античного понимания истории — в равной степени и для
греков, и для римлян — было характерно отношение к традиции, наследию предков
как к благу. Любые преобразования и новации означали изменение существовавшего
порядка вещей и в целом наделялись негативным смыслом. Задача историка
заключалась в том, чтобы сохранить смысл повествований предшественников,
оставляя за собой право исправлять в рамках этой
концепции преемственности стиль и манеру их письма.
Допустимым новшеством считалось освещение событий и
фактов, которые не затрагивались предшественниками, главным образом того, что
случилось в течение жизни самого историка.
Существование во времени не воспринималось как динамический
и линейный процесс: качественное состояние общества оценивалось как изначально
заданное и неизменное, отмеченное циклическим повторением сходных событий.
Неподвижность и цикличность в восприятии истории позволяют современным
исследователям сделать вывод об отсутствии идеи историзма в историческом сознании
античного общества. Вместе с тем они признают, что именно античная историография
смогла впервые осмыслить и выразить идею важности прошлого для общества и отдельного
индивида. У античных историков задача сохранения памяти о прошедших событиях была
реализована в практической деятельности по их воспроизведению в литературных
текстах, которые были адресованы современникам. Именно это дает право говорить,
что история как процесс и область знания — продукт античной культуры.
Необычным является и взгляд античных историков на взаимосвязь
событий. Их сочинения изобилуют разнообразной информацией и подробностями,
однако изолированными друг от друга: конгломерат сведений не сливается в
органическое единство, целостную картину ушедших эпох. Восстанавливая ход и
причины отдельных событий, античные историки находят им рациональные
объяснения, видят их истоки в действиях и особенностях характера отдельных
исторических деятелей или целого народа. Их взгляд, однако, скользит по
поверхности, их не интересуют глубинные процессы социальной или культурной жизни,
которые, собственно говоря, и порождают отдельные события и явления. Античный
историк всегда находится вне описываемого прошлого и над ним, по ставит пород собой задачи
вникнуть в смысл происходящего.
Античные исследователи описывают смысл тех или иных событий
в категориях морали и этики, ищут их причины в сфере человеческого поведения.
Добродетели и пороки, успехи и ошибки, следование должному
или отступление от пего — предопределяют ход истории. Не случайно столь
значительное место в античной историографии занимают образы политических лидеров
— вождей, правителей, полководцев». От их поведения и личных качеств в
значительной степени зависит благополучие или крах направляемых ими сообществ,
исход событий и судьбы людей. Античный историк является в первую очередь
моралистом, а не беспристрастным исследователем прошлого. Он ищет в событиях
тот смысл, который был бы полезен и поучителен для его современников. Античная
историография выводит в портретах исторических деятелей образцы поведения,
достойного подражания, либо видит в них примеры дурных и губительных качеств,
которые демонстрируют, чего человеку следует избегать и опасаться. События
прошлого толкуются как поучительный пример того, как следует себя вести в
будущем. Можно сказать, что античная историография была не столько формой научного
исследования, сколько жанром дидактической, морально-назидательной литературы.
Описывая масштабные события или массовые выступления,
античные историки не интересуются их реальными причинами. Мы не найдем здесь
исследования или сколько-нибудь подробного реалистического воспроизведения
условий жизни населения, специфики его экономической, духовной или
повседневной жизни. Этот уровень существования общества находится за пределами
предмета, достойного описания в античном историческом сочинении. А значит,
столь важное для античной исторической мысли требование объективности, полноты
и беспристрастности обладает глубоким своеобразием. В нем изначально сужен
круг тех фактов, из которых складывается воспроизводимая историческая
реальность. Следовательно, понятия исторической правды и объективности в античной
трактовке только внешне могут быть соотнесены с их современным содержанием: за
формальным сходством терминов стоит принципиальное различие подразумеваемых
под ними явлении.