Репина
Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В.
Зверева, М. Ю. Парамонова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 288 с.
Глава5 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ РАННЕГО
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Просветители
смотрели на историческое сочинение прежде всего как на
упражнение свободного разума в критике власти, политических установлений или
предрассудков. Изменилось представление и о роли историка. Отныне его задача
заключалась в том, чтобы предлагать интерпретации, основанные на свободном
применении разума, отважно сеять аптитрадиционалистские,
крамольные, а порой и реформаторские идеи, подкрепленные убеждением, что
настоящее познается лишь в историческом континиуме.
Гвидо Аббаттиста
Научная революция и историческое знание
XVII в.
Современные
исследователи описывают период европейской истории XVI—XVII вв. как раннее новое
время — эпоху становления новых форм политической, социальной, экономической,
культурной жизни, время глубоких перемен в системе миропонимания, расширения
пределов известного и возможного. По словам Р. Тарнаса, «Запад увидел рождение нового человека, заново
осознавшего себя самого и свою свободу, любознательного ко всему, что касается
мира, уверенного в собственных суждениях, скептически взирающего на любую
ортодоксию, восстающего против авторитетов, ответственного за свои верования и
поступки, влюбленного в классическую древность, но еще больше преданного своей
великой будущности... убежденного в способности своего ума постигать природу и
подчинять ее себе»*.
В
XVI—XVII вв. в европейской культуре формировались принципы познания, отличные
от традиций средневековой и ре-нессансной
учености. Широкое интеллектуальное движение, благодаря которому трансформировалась
система представлений о мире и человеке, были заново определены основания ес-
Тарнас Р. История
западного мышления. М„ 1995. С. 237.
тественных
дисциплин, исторических, политических, общественных, философских систем, получило
название научной революции. Границы этого периода условно соотносят с 1543 г.,
датой выхода в свет работы Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», и со
временем открытий Исаака Ньютона, опубликовавшего в 1687 г. «Математические
начала натуральной философии». Благодаря трудам Коперника, Галилея, Кеплера,
Декарта, Ньютона и других ученых в интеллектуальной культуре раннего нового
времени была создана целостная естественнонаучная картина мироздания. Постепенно
она сменила средневековые представления о движении планет вокруг неподвижной
Земли, основанные на физике Аристотеля и астрономической теории Птолемея. Изменялись
сами принципы построения умозаключений: символы, подобия, аллегорические и моральные
смыслы уступали место опыту, эмпирическому рациональному объяснению причин и
следствий.
В
Европе складывался новый образ науки — знания, принадлежавшего не отдельному
«просвещенному астрологу» или комментатору Аристотеля, но независимому
сообществу ученых, которые руководствовались строгим методом исследования и открыто
демонстрировали результаты своих трудов. Научное познание понималось как
экспериментальное изучение мира природы, процесс разыскания истины, приносящей
пользу. Наука, которая была бы автономна от религии, опиралась на метод,
поддавалась проверке и являлась бы коллективным предприятием ученых, требовала
создания новых институтов — обществ, академий, таких, как Академия Линчеи в Риме, Лондонское королевское научное общество,
Королевская академия наук во Франции и др.
Философы
раннего нового времени уделяли особое внимание самим принципам построения знания,
обоснованию новых методов исследования в разных сферах — физике, математике,
медицине, социальных науках. При этом история как знание, связанное с моралью и
политикой, редко включалась в контекст этих дисциплинарных переопределений. В
сочинениях английского философа, историка, ученого, государственного деятеля
ФРЭНСИСА БЭКОНА (1561—1626), в частности в его «Новом органоне, или Великом
восстановлении наук» (1620), предпринималась попытка переоценить всю систему
знаний, доступных человеку той эпохи, дать руководства к систематизации наук и
предложить метод отыскания истины. По мысли Бэкона, деятельность философов и
ученых предшествовавших эпох строилась на ложном фундаменте. Подлинные цели
исследования заключались в овладении тайнами природы. Если в древности Сократ
соотносил знание с добродетелью, то английский философ писал о той силе,
которую дает человеку обладание знанием. Научное знание должно было принести
человеку практическую пользу и могущество, преображение обыденной жизни, а
также духовное продвижение к новому христианскому золотому веку. Эмпирический
метод исследования возвышал значение наблюдения и опыта, эксперимента с отдельными
явлениями и предметами, чувственного и рационального проникновения в естественную
сущность вещей.
В
своих трудах Бэкон писал о единстве истории и опытного естественнонаучного
знания, рассматривая их, подобно философии и науке, как единое понятие. В
пользу этого союза Бэкон приводил следующие аргументы: и та, и другая области
деятельности соотносились со способностью человека запоминать. Память же
имела дело с индивидуальным и единичным. И гражданская,
и естественная история занимались изучением единичных событий, описанием их
вневременных свойств. Между исследованием явлений природы и событий прошлого,
таким образом, не делалось принципиальных различий. За наблюдениями следовали
выводы и рассуждения. Знание, извлеченное из частных, документально
подкрепленных фактов, представляло, по словам философа, подлинную ценность для
практики, в отличие от знания, в котором примеры лишь иллюстрировали
абстрактные постулаты.
В
Англии труды Бэкона оказали огромное влияние на характер и облик новой науки.
Многие ученые желали продолжать его дело. Но исследователей прошлого,
использовавших аналитические и экспериментальные методы в историографии, оказалось
немного.
На
континенте большой популярностью пользовались сочинения французского
математика, философа РЕНЕ ДЕКАРТА (1596— 1650) «Рассуждения о методе» (1637) и
«Начала философии» (1644). Труды Декарта внесли существенный вклад в
формирование рациональной механистической картины мира. Сам Декарт и его
последователи — картезианцы (фр. cartesien — латинизированная
форма фамилии Декарта — Cartesius) скептически относились
к практикам историописания и возможности получения
достоверных знаний о прошлом. Тем не менее одна из основных идей Декарта — о
разделении разумного познающего субъекта-исследователя и находящегося перед
ним, открытого для прочтения объекта изучения — великой книги мира — впоследствии
сыграла важную роль в формировании того способа познания, на котором
основывались и науки конца XVIII— XIX в., и профессиональное историческое
знание. Такая умозрительная картина стала возможной, поскольку в философии к
тому времени все более прочно укоренялась мысль о двух различных истинах —
откровения и знания, — обоснованная Галилеем и данная в образах двух книг —
Священного Писания и Книги природы. Согласно этой логике,
наука и вера — совместимы, но их предмет, смыслы, языки, методы — автономны.
Новации
в философии и естественных науках — физике, математике, астрономии, анатомии,
механике — оказали значительное влияние па интеллектуальную культуру XVII в. Многие принципы исследования природы стали
рассматриваться как универсальные для понимания общества, его истории. Естественные
науки, с их стремлением к эмпирическому, точному знанию, послужили прообразом
других дисциплин. В XVII в. социальные философы выдвинули ряд идей о так называемых
естественных законах. Эти законы, подобно законам природы, могли быть познаны
и использованы людьми. Отталкиваясь от идеи материального единства природы и
человека, философы пытались создать пауку об обществе, ориентирующуюся на
математику и физику, — социальную физику. Исходным пунктом таких теорий было
представление об отдельном, изолированном человеке, взятом вне исторического
контекста; само же общество трактовалось как сумма индивидов, которые наделялись
свойствами, вытекавшими из человеческой природы. Так, по мысли голландского
философа и юриста ГУГО ГРОЦИЯ (1583— 1645), люди изначально стремились к общению,
в результате чего стало возможным их объединение. В рассуждениях английского
философа ТОМАСА ГОББСА (1588—1679) аргументировалось противоположное
утверждение о том, что людям было свойственно взаимное отталкивание, отчего в догосударственном, «естественном» состоянии они вели
беспрерывную «войну всех против всех». Из свойств индивида выводились следствия
и законы социальной механики, дававшей ключ к объяснению государственного
устройства и его истории. Создание общества трактовалось философами XVII в.
как результат общественного договора, некогда заключенного людьми между
собой. Законы государства должны были строиться на основе естественного права,
следующего из природы человека. Несмотря на распространенность этих теорий в
социальных и философских трудах, в исторические сочинения XVII в. подобные
идеи проникали медленно. Только в следующем столетии эти теории оказали
существенное влияние на знание о прошлом.
История
еще не отделилась полностью от других областей знания о человеке, обществе,
мире и не сложилась в качестве самостоятельной дисциплины. Изучение прошлого в
большой мере рассматривалось в контексте учености гуманистов — в связи с
литературой, риторикой. В университетах освоение истории часто носило прикладной
характер но отношению к изучению древних языков. На
волне интереса к античной литературе возросло внимание к классическому
прошлому. Рассказы о событиях греческой и римской истории нередко фигурировали
в качестве комментариев к произведениям античных писателей. Из исторических
сочинений извлекались моральные уроки, типические истины, примеры политических
решений. При этом XVII в. был
отмечен своеобразной модой па изучение истории. Последняя трактовалась как
кладезь мудрости и понималась прежде всего как политическая
или политико-юридическая. В Оксфорде и Кембридже были открыты первые кафедры
гражданской истории. В XVII в. знание о прошлом сделалось важным фактором в
политической борьбе. Так, в период Английской революции и сторонники короля, и
те, кто поддерживал парламент, искали в документах прошлого обоснование
неограниченной власти монарха или «древних вольностей» Англии.
Классифицируя
науки, Бэкон характеризовал сложившиеся направления исторического знания как
«совершенную» и «несовершенную» историю. К «совершенной» истории относилась
политическая историография — хроники, жизнеописания и повествования о великих
личностях, их государственных деяниях с моральным, дидактическим подтекстом.
Источниками служили средневековые хроники, устные свидетельства, воспоминания.
Позднее в русле этого течения началось изучение средневековой истории
государственных и общественных институтов. Авторы сочинений по политической и
политико-юридической истории иногда соотносили свои труды с естественнонаучным
и математическим знанием, ориентируясь на эталон опытных и точных наук. Однако
нередко они демонстрировали большую приверженность образцам гуманистической историографии.
Сам
Бэкон был автором сочинения такого рода — «Истории Генриха VII» (1621). Бэкон
задумывал этот труд как начало истории Англии в
период между завершением войны Алой и Белой роз и объединением Англии и
Шотландии под властью единого монарха Якова I. Автор стремился возвеличить
династию Тюдоров в лице ее первого представителя, Генриха VII, рассмотреть
принципы мудрого правления короля. Историческое повествование строилось вокруг
личности правителя. Бэкон несколько расширил рамки традиционной для Ренессанса
истории, включив в нее материалы по истории права.
В Британии середины и второй половины XVII в. был
составлен ряд историко-политических трудов, воспоминаний и трактатов,
посвященных событиям недавнего прошлого — революции, гражданской войне,
реставрации монархии, таких, как «История мятежа» графа Кларендона,
«История моего времени» Г. Барнета, «Два трактата о
правительстве» и «О религиозной терпимости» Дж. Локка и др. Впоследствии эта
линия была продолжена в историографии XVIII в.
Такая
«совершенная» история существовала в контекстах интереса к национальному
прошлому, формирования национальных государств в Европе. Но другое направление
знания о прошлом соотносилось с теми же процессами.
«Несовершенную» историю, согласно Бэкону, писали авторы первоначальных и
необработанных набросков, комментариев и перечней, те, кто изучал древности,
уцелевшие фрагменты прошлого. Интеллектуальное течение, связанное с поиском,
коллекционированием, систематическим описанием и классификацией исторических
документов и памятников, получило название ан-тикварианизма
(лат. antiquus — древний).
«Несовершенная история», по мнению Бэкона и самих антикваров, носила подготовительный
характер. Результатами труда антиквара могли воспользоваться авторы политической
истории.
Сами
антиквары и знатоки документов прошлого, эрудиты, не считали себя подлинными
историками, а видели в качестве собирателей и хранителей древностей,
компиляторов. Под древностями они понимали разнообразные свидетельства прошлых
эпох — римские и средневековые монеты, девизы, гербы, надписи, вещи, документы,
руины, памятники и т. п. Кроме этих рукотворных остатков прошлого в сферу
внимания антикваров часто попадали редкости и диковины природного мира.
Историк
был в первую очередь писателем, а сама история — повествованием, основанным на
письменных данных, хрониках. Антиквары, опираясь на те
же нарративные источники, широко использовали
нетекстовые свидетельства. Это потребовало от них разработки новых методик критики
источников (впоследствии положенных в основание новых дисциплин — археологии,
нумизматики, палеографии, сфрагистики и т. п.).
Предметом
изучения антикваров была не столько история, сколько прошлое, однородное и недифференцированное.
В их трудах слабо выражалось чувство дистанции, отделявшей современность от
прежних эпох. Внимание антикваров привлекали черты странного и трудно объяснимого, но ответы на вопросы они, как правило,
подбирали исходя из логики современной им культуры. Одним из популярных жанров
исследования для этих авторов была хорография —
описание земель страны по областям, своеобразная регистрация природных особенностей
и богатств, а также замечательных событий прошлого и любопытных древностей.
В
Англии основы антикварианизма были заложены еще в XVI
в. коллекционерами и исследователями
прошлого У. Кемденом, Дж. Леландом, Дж. Стоу, основавшими в 1585 г. в Лондоне Елизаветинское
общество антикваров. Членами этого общества был предпринят первый опыт
коллективной работы по сбору древностей и публикации исторических памятников.
Английская
антикварная история расцвела в последней трети XVI в. Интерес к славным,
героическим отдаленным эпохам в истории государства и церкви выразился в
изучении документов, гражданских записей, в описаниях графств и городов Британии,
в беспрецедентной работе по поиску и сбору разнообразных вещественных
свидетельств. По словам антиквара Дж. Обри, исследователи, намеревавшиеся реконструировать ранние
периоды истории Британии, как и он сам, «пробирались ощупью во мраке», и
иногда им удавалось «хотя и не пролить на них яркий свет... но превратить
полную темноту в легкий туман». Эта «темнота» окутывала периоды бриттского прошлого, римского владычества на острове,
англосаксонской Англии, нормандского завоевания. Пытаясь углубиться в эти
вопросы, авторы так или иначе сталкивались с
мифологическими сюжетами о происхождении бриттов от троянцев, о Бруте как
предке современных правителей, о короле Артуре и древних героях, воспетых в книге
Гальфрида Монмутского.
Многие исследователи не стремились оспаривать в своих работах эти предметы
национальной гордости.
В
отличие от историков-гуманистов, предпочитавших писать о деяниях прославленных
людей прошлого, антиквары сосредоточили внимание на изучении следов
коллективной истории, от прошлого отдельного города или рода до истории страны.
Историки конца XVI—XVII в. постепенно воссоздавали из фрагментов источников римскую или англосаксонскую
Британию. При этом на облик национального прошлого наложили отпечаток сочинения
классических авторов и итальянских антикваров. В XVII в. стали печататься большие
серии средневековых источников. Общества, занимавшиеся их поиском и изучением,
часто учреждались католической церковью с целью изучения христианского прошлого
и истории римской церкви. Во многом такая деятельность мыслилась как ответ на
реформационные движения в Европе.
Одним
из самых известных обществ-публикаторов был коллектив мавристов во Франции —
монахов конгрегации святого Мавра из ордена бенедиктинцев (с 1627) в аббатстве
Парижа Сен-Жермен-де-Пре. В 1648 г. ими был
подготовлен план изданий, куда вошли рукописи по истории бенедиктинского
ордена, церкви, документы, содержавшие сведения о прошлом фран-
"Aubrey J. Monumenta
Britannica / Ed. by Fowles J., Legg R. Boston—Sherborri. 1980. P. 25.
цузских
провинций. Мавристами было собрано множество средневековых манускриптов.
Каждый из них публиковался на основе тщательного сопоставления всех списков
документа, сверки разных вариантов текста. Эрудиты-мавристы издавали и руководства
по датировке и установлению достоверности рукописей. В 1668—1701 гг. ими были
напечатаны «Жития святых бенедиктинского ордена» в
девяти томах, включавшие источники до XII в. Основная
работа по критике текстов была проделана Ж. Мабильоном.
В
это же время, с 1643 г., началось издание средневековых источников в
Антверпене. Оно осуществлялось иезуитами-болландистами,
названными так в честь своего главы Ж. Болланда.
Публикуемая ими серия «Жития святых» содержала средневековые легенды и
предания о деяниях христианских святых. Жития располагались по дням
календарного года: рассказы о каждом святом были приурочены к его дню. Этот
труд насчитывает несколько десятков томов.
Издание
хроник и документов предпринималось в Германии, Италии, Англии, Польше, Чехии,
Испании. Благодаря деятельности публикаторов-эрудитов вырабатывались правила
критического анализа текстов рукописей, сыгравшие впоследствии важную роль
для развития вспомогательных исторических дисциплин (палеографии, хронологии,
дипломатики) и исторического знания в целом.
«Философская история» эпохи Просвещения
Новый импульс историография получила в
последней трети XVII—XVIII вв. Исследователи называют это время
веком Просвещения, понимая под термином широкое интеллектуальное движение в
странах Европы, Северной Америки, России, со своеобразным духовным центром во
Франции. Это движение было тесно связано с рядом существенных перемен в
социальной, политической, экономической, культурной жизни, с процессами становления
и модернизации гражданского общества, трансформациями в системах мировоззрения.
Идеи Просвещения нашли выражение прежде всего в
философии, а также в науке, историографии, общественной и политической мысли,
литературе, искусстве. Среди деятелей этой эпохи такие прославленные авторы,
как Вольтер, А. Руссо, Ш. Монтескье во Франции, Д. Локк, Д. Юм, Э. Гиббон в
Британии, П. Кант, П. Гордер в Германии, М. И. Ломоносов,
В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин в России.
Взгляды
философов, историков, писателей и ученых Просвещения были весьма разнообразны.
Однако в их сочинениях поднимались сходные проблемы и высказывались близкие
суждения. В интеллектуальной культуре этого периода была предпринята попытка
пересмотреть такие ключевые понятия, как «человек» и «общество». Что такое
человеческая природа? Благодаря чему возникает общественное устройство? Что
объединяет и отличает множество пародов мира? Почему, несмотря на успехи наук
и усовершенствование нравов, люди несчастны? Можно ли изменить нынешний порядок
таким образом, чтобы и государства, и народы жили в гармонии? На эти вопросы
предполагалось найти ответы на основании рациональной философии и экспериментальных
наук.
Взгляды
деятелей Просвещения характеризовало критическое отношение к власти и
традиции. В предложенной новой системе ценностей высшим критерием были разум и
здравый смысл, противостоявшие предрассудкам, сословному неравенству,
верховенству церкви. Глубокие изменения в экономике, социальной сфере, повседневной
жизни, связанные с промышленным переворотом, позволили идее прогресса
приобрести вес в философских системах того времени. Вера в силу разума давала
надежды на быстрый культурный прогресс человечества -избавление
от собственных ошибок, невежества, суеверий, угнетения.
Согласно
идеям просветителей, все в природе подчинялось единому познаваемому порядку.
Человеческая природа мыслилась как универсальная и неизменная у всех людей
мира, все были созданы изначально равными и свободными. Общество следовало
построить по законам разума, в соответствии с естественными правами человека.
Задачей настоящего и ближайшего будущего было рациональное преобразование
общества и переосмысление прошлого. Большой ценностью в глазах философов обладало
знание, приносившее пользу и ставшее достоянием многих людей.
Одним
из наиболее крупных трудов французских просветителей стало коллективное
произведение под руководством ЖАНА Д'АЛАМБЕРА
(1717—1783) и ДЕНИ ДИДРО (1713—1784) «Энциклопедия, или Толковый словарь наук,
искусств и ремесел» (1751 —1772), которое включало 17 томов текста и 11 томов
гравюр. В «Энциклопедии» публиковались статьи с описаниями важнейших принципов
и положений философии, разнообразных наук и «механических искусств», разъяснением
сути открытий и полезных изобретений, применяемых в промышленности. В этом
своде знаний важное место занимала история. По Д'Аламберу, история
человека имеет предметом либо его действия, либо его знания, и, следовательно,
делится на гражданскую и научную.
История,
которую писали просветители, находилась под сильным влиянием философии. Однако
просветительская «философская история» XVIII в. не исчерпывала всех способов
исторического повествования. В эти годы европейская публика зачитывалась
«историями», которые часто составлялись как компиляции, с множеством ошибок,
где описывались войны, деяния королей, полководцев и епископов, чудеса и
легенды. В XVIII в. история
не считалась областью научного знания, а оставалась особым жанром изящной словесности.
В университетах историю преподавали филологи, знатоки древних языков и
текстов, правоведы.
Между
тем единый христианский взгляд на прошлое, настоящее и будущее постепенно
распадался. Этому способствовал ряд факторов: влияние гуманистической критики
текстов, знакомство со многими трудами античных авторов-язычников, радикальное
изменение образа мира в связи с географическими открытиями, пошатнувшийся
авторитет церкви в эпоху Реформации, новые философские и научные теории.
В
сочинениях XVIII в. нередко звучали сомнения в том, что в Ветхом Завете была
воспроизведена точная история древних народов, а прямое Божественное
вмешательство в события часто случалось в человеческой истории. Важнейшие вехи
Священной истории — Творение, жизнь и смерть Христа, ожидание Страшного суда —
использовались для описания прошлого все реже. И хотя теологическое объяснение
истории еще применялось, все больше предпочтения отдавалось нейтральным
рассказам об античном, средневековом и современном периодах. Важной чертой сочинений
философов-просветителей было разделение рационального знания и христианской
веры.
Авторы
XVIII в., следуя традиции антикваров-публикаторов XVII в., большое значение
придавали критическому изучению документов прошлого. Достоверность исторических
свидетельств подвергалась оценке с позиций здравого смысла. В XVIII в.
исследователи прошлого нередко приходили к заключению, что история состояла не
только из политики, дипломатии и военных сражений, а историография была чем-то
большим, нежели простым накоплением фактов. События культурной и социальной
жизни стали включаться в историческое повествование наряду с политическими.
В
разнообразии исторической литературы изучаемого периода можно выделить как
минимум два больших направления — труды историков-эрудитов и сочинения
историков-философов. Рассмотрим их более подробно.
Историки-эрудиты
как наследники ученых-коллекционеров предшествовавшего столетия продолжали
свою деятельность на протяжении всего XVIII в. Основную задачу они видели в
сборе свидетельств прошлого, их сохранении и изучении.
Эрудитами был проделан огромный труд, включавший не только коллекционирование,
но и критический отбор, систематизацию вещественных источников, публикацию
разнообразных документов. Как правило, внимание исследователей было
сосредоточено на изучении прошлого своего народа и государства или на
реконструкции локальной истории графств, княжеств, провинций, городов.
Эрудиты
разрабатывали методы критики текстов рукописей, способы изучения археологических
находок, надписей, монет, эмблем, генеалогических и хронологических таблиц и
других видов источников. В европейских странах на основании коллекций
древностей открылись первые общественные музеи — как, например, Британский
музей в Лондоне (1753), Национальный музей древностей в Эдинбурге (1780) и др.
Важную роль в развитии исторического знания сыграли многотомные публикации
средневековых источников, подготовленных к изданию эрудитами.
Во
Франции продолжали выходить в свет тексты, собранные членами конгрегации
святого Мавра. В 1737 г. маврист Буке начал издавать серию «Собрание историков
Галлии и Франции», включавшую источники до 1328 г.
В
Италии одной из самых известных подборок средневековых текстов была серия Л.А.
Муратори «Итальянские историки» (1723-1751) в 21
томе. Сходные труды появлялись в Испании, Австрии, Скандинавии, хотя по своей
известности они уступали этим изданиям.
В
Британии возрос интерес антикваров к недавнему прошлому страны — периодам
Английской революции и Реставрации. В 40—70-е гг. XVIII в. здесь издавались
парламентские акты, документы и памфлеты предшествовавшего века.
В
Германии эрудиты интересовались вопросами политического устройства
раздробленного государства со слабым центральным управлением и сильной властью
местных князей. Изучались главным образом правовые документы и их значение в
жизни страны. История часто рассматривалась как свод казусов, примеров для
демонстрации тех или иных выводов. В этих условиях было сложно создать научное
общество, публикующее тексты по единой немецкой истории пли истории
католической церкви (ее позиции в протестантской Германии 'тоже не были
прочными). Известный немецкий ученый ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646—1716) в
качестве историографа герцогов Браунивейгских в
одиночку предпринял издание трехтомника «Брауншвейгские
историки» (1707—1711), куда поместил не только местные документы, но и тексты,
относящиеся ко всей германской истории. В 1764 г. профессор Геттингенского университета И. К. Гаттерер
основал Исторический институт, намереваясь осуществить в нем большую программу
публикации средневековых немецких рукописей и перевода произведений античных
авторов. Однако через несколько лет институт был закрыт из-за финансовых
затруднений.
Со
второй половины XVII в. по
всей Европе распространились научные общества, в которых «наука» понималась в
единстве естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Историки-эрудиты
заняли в них достойное место. Они участвовали в создании таких учреждений, как
Французская академия (1635), Лондонское королевское научное общество (1660),
новое британское Общество антикваров (1686). В них высоко оценивалось
стремление к знаниям, подчеркивалась способность знания служить человеку в
раскрытии тайн природы. История, в свою очередь, могла дать полезные советы по
устройству государственной и гражданской жизни. Ученые сообщества создали
собственный интеллектуальный мир. Большинство сочинений эрудитов представляло
собой прекрасно сделанные, выверенные работы по местной истории, генеалогии,
вопросам права.
Таким
образом, деятельность историков-эрудитов опиралась на достаточную
методологическую базу, что являлось, скорее, результатом расширения
исследовательских практик, чем применения генерализирующих философских теорий.
В течение XVII—XVIII вв. эрудитами был накоплен массив сведений о прошлом.
Хотя в XVIII в. собиратели и публикаторы древностей еще не считались «настоящими»
историками, история эрудитов оказалась успешной в эпоху господства философских
теорий, а в XIX в. сделалась
важной частью формирующейся исторической науки.
В
университетах XVIII в. историки могли преподавать на факультетах свободных
искусств — классическую и всеобщую историю в контексте курса красноречия,
теологии — церковную историю, права — правовую и политическую историю. Но преподаватели
чаще всего не были вовлечены в производство нового философско-исторического
знания или эрудитской истории. Университеты готовили
кадры для государственной службы и церкви, истории же надлежало давать моральные
и политические уроки, но курс с таким названием пока отсутствовал.
Историки-философы
XVIII в. предприняли попытку решить проблему универсальных исторических
законов. Подчиняются ли многообразные события какому-то порядку, подобно тому,
как явления природы — ее общим законам? Прежде связующую роль между эпохами
играло Божественное провидение, наделяя смыслом разрозненные эпизоды
человеческой истории. Философы Просвещения предложили обществу новые универсальные
схемы, которые объясняли события, заново соединяя прошлое, настоящее и
будущее. Большой авторитет среди интеллектуалов XVIII в. приобрели концепции
прогресса и исторических циклов.
Эти
теории сложились в контексте интереса к естественным наукам, математике,
физике, сочинениям И. Ньютона. Для изучения истории общества и устройства мира
предполагалось применять единый метод познания. При этом вопросы об обществе
часто трактовались механистически. В основе рассуждений философов лежали
представления о неизменной и единой для всех человеческой природе. И в
древности, и в настоящее время человек оставался одним и тем же, был равен
самому себе. Не случайно у историков Просвещения не возникало потребности
отделить взгляды своих современников от систем ценностей людей других эпох. В
каком-то смысле прошлое мыслилось внеисторически. Согласно
распространенным взглядам, люди всех эпох изначально обладали общими
добродетелями и пороками, чувствами и способностью рассуждать. Общество рассматривалось
как сумма рациональных от природы индивидов. Просвещение и воспитание граждан
создавали необходимые условия для преобразования всего общественного
устройства.
Особый
интерес философов Просвещения вызывали универсалии — большие умозрительные конструкции,
с помощью которых можно было объяснить все разнообразие исторических явлений и
процессов. Такой взгляд решительно отличал авторов философской истории от
исследователей-эрудитов, для которых более важным было внимание к частностям, к
отдельным «голосам» прошлого. Преобладающим было стремление показать единство
человеческого разума, по-новому представить весь процесс истории.
Как
ни парадоксально, такой подход прекрасно сосуществовал с интересом
интеллектуалов к народам других стран и культур. Со времени Великих
географических открытий перед европейскими мыслителями возникли непростые вопросы.
Как объяснить разнообразие народов, с их непохожими обликом,
языками, обычаями, нравами, законами? Почему опыт Запада был реализован
только в Старом Свете? В XVII—XVIII вв. в обществе были популярны теории,
согласно которым и внешние черты обитателей разных стран, и особенности их
быта, форм управления, верований, устоев, искусств зависели в первую очередь
от географических факторов климата, ландшафта, почвы, воздуха.
Эти
взгляды подробно обосновывались в известном трактате французского философа,
историка, писателя ШАРЛЯ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ (1689- 1755) «О духе законов» (1740).
Стремись понять внутренние закономерности, воздействующие на жизнь людей, автор
приходил к выводу, что самое большое влияние на формы хозяйства и управления у
того или иного народа, на его обычаи, традиции оказывали природные условия.
Климатические особенности также формировали и национальный характер. Наилучшее,
по мнению Монтескье, государственное устройство существовало в Англии, что, в
свою очередь, зависело от особенностей умеренного климата на островах,
определившего характер их жителей. Просвещая людей, стремясь сделать их более
счастливыми, государственным деятелям следовало ввести новые законы в тесном
соответствии со свойствами народа, для которого они установлены.
В
XVIII в. более широко стали применяться понятия «культура» и «цивилизация».
Заимствованные из латинского языка, эти слова наделялись новыми смыслами. Слово
«культура» в употреблении немецких просветителей стало выступать как синоним
французского понятия «цивилизация», обозначая светский процесс становления
«культурности», или «цивилизованности»: улучшение условий жизни, выработку
справедливых законов, смягчение некогда грубых нравов, усовершенствование
вкусов и манер. Использование слов «культура» или «цивилизация» для описания
народов подразумевало их сравнение между собой, соотнесение с неким общим
эталоном «культурности» (под которым часто подразумевалось современное состояние
европейских государств).
Другое
понимание культуры — как способа жизни общества — было предложено немецким философом
ИОГАННОМ ГОТФРИДОМ ГЕРДЕРОМ (1744—1803) в сочинении «Идеи к философии истории
человечества» (1784—1791). Согласно ему, каждый народ имел собственную,
неповторимую форму культуры. Поэтому имело смысл говорить не об одной, нормативной,
но о множестве непохожих и самоценных культур.
Однако
в таком значении это понятие стало более употребляемым позднее, в
романтической историографии конца XVIII — начала XIX в. Философы-историки
Просвещения придерживались первой трактовки культуры, которая позволяла
рассматривать множество народов с точки зрения общности человеческой природы.
Характерный
пример дает сочинение знаменитого французского просветителя ВОЛЬТЕРА
(1694—1778) «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях»
(1756—1769). В этом произведении Вольтер одним из первых попытался представить не
только европейское прошлое, но историю всего человечества. Такой подход был
противопоставлен теологической концепции, в которой излагалась история народов,
упомянутых в Библии, а их единство рассматривалось как следствие происхождения
от потомков Адама и Евы. Согласно «философской истории», люди не были изначально
грешны, они обладали особым даром — разумом. В древности силы природы, а также
инстинкты и страсти не позволяли людям в полной мере воспользоваться этой
способностью. Но в новое время, по убеждению Вольтера и многих других
просветителей, человечество достаточно повзрослело для того, чтобы определять
свою судьбу.
В
сочинении Вольтера положение о неизменности человеческой природы вступало в
противоречие с идеей поступательного движения цивилизации — становления
культуры, смягчения нравов и выработки «храбрости» народа. По мысли автора,
человечеству удавалось всего четыре раза на короткий срок зафиксировать
равновесие между высоким моральным духом и кротостью нравов — во времена
Александра Македонского, римского императора Августа, правления Медичи во
Флоренции и Людовика XIV во Франции.
Вольтер
последовательно писал о цивилизациях Древнего Китая и Индии, Японии, Ближнего
Востока, Африки, Америки и Европы. Приведенные примеры должны были
свидетельствовать о непрерывности процесса цивилизационного
развития. Однако у разных народов прогресс осуществлялся не одинаково; вот почему
при единстве разума сохранялось многообразие традиций и укладов жизни. Согласно
Вольтеру, Запад опережал Восток, Америку и Африку в утверждении рационального
взгляда на мир. Философы Просвещения представляли историю прогресса как постепенное
освобождение разума от суеверий и ошибок на протяжении веков. «Отставание»
неевропейских обществ было связано с тем, что в них еще сохранялись
предрассудки, законы, обычаи и верования, подавлявшие свободу мысли.
Большинство
людей, как полагал Вольтер, едва ли станет полностью рациональным в своем поведении
и способе рассуждать. Но тем, кто уже пришел к этому, следовало выработать
правильные законы и дать народу разумных правителей. В результате все люди
смогли бы прикоснуться к счастью как высшей цели прогресса. Такая «философская
история» предлагала общие объяснительные модели для истории всего
человечества, демонстрируя при этом небольшой интерес к деталям, разнообразию,
которое' вначале так завораживало философов. Вольтер писал о разных народах с
сочувствием и интересом, но сохраняя большую дистанцию и ориентируясь на
систему ценностей «своей» цивилизации.
Теории прогресса и исторических циклов
Многие
философы-историки, объясняя общественное развитие, строили рассуждения на
основе теории прогресса. Ее главная идея заключалась в том, что все
человечество в разные периоды своей истории — во времена процветания и нищеты,
войн и мира и т. п. — постепенно совершенствовалось. Прошлое, настоящее и
будущее были связаны идеей направленного развития.
Концепцию
прогресса обсуждали во многих трудах, и вера в пего
поддерживалась общественными ожиданиями. Эта теория более детально была
представлена в сочинениях двух французских авторов: незавершенном наброске
экономиста, государственного деятеля АННА РОБЕРА ЖАКА ТЮРГО (1727—1781) «Рассуждения
о всемирной истории» (1750) и произведении ЖАНА АНТУАНА НИКОЛА КОНДОРСЭ
(1743—1794) «Эскиз картины прогресса человеческого разума» (1793—1794).
Известный
французский математик, философ-просветитель Ж. А. Н. Кондорсэ
написал свой труд во время Французской революции. История человеческого рода
трактовалась им как линейный закономерный процесс, последовательное и ускоряющееся
движение ко все более разумному порядку вещей. В качестве
критерия прогресса рассматривалось развитие научных знаний о мире, освобождение
от «тирании» природы, угнетения и гражданского неравенства в обществе. Кондорсэ подразделял всю историю на девять эпох. Первые
пять охватывали период от древности до гибели Римской империи. Шестая эпоха —
средневековье — характеризовалась как мрачное время варварства. Седьмая и
восьмая — от XI до конца XV в. и «от
изобретения книгопечатания до периода, когда науки и философия сбросили иго
авторитета» (т. е. до середины XVII в.) — понимались как время возрождения и
освобождения разума. Наконец, в девятую эпоху (от Декарта до образования
Французской республики) разум «окончательно разбивает свои цепи». В этот период
неизбежны великие революции: одна из них произошла в Северной Америке, другая
в Европе, во Франции.
В
целом все изменения в обществе должны были вести к возрастанию счастья.
Согласно Кондорсэ, человечество готовилось к
вступлению в последнюю, десятую эпоху. Благодаря триумфу разума, дальнейшему
постижению тайн природы и законов, управлявших жизнью общества, распространению
просвещения были выполнены все условия для построения счастливого общества.
Главными его признаками были названы мир, «человеческая» (эра преобладании
разума, демократии, расцвета городов). Для каждой из них характерно особое
коллективное сознание. Его специфика отражалась в законах, поэзии, религии,
структуре социальных институтов. Так, культура мыслилась как целостная
система, изменяющаяся со временем.
Все
три эпохи были по-своему ценны. В отличие от авторов, писавших о прогрессе,
Вико не возвышал третью, «человеческую», стадию. Подобно цветку, который
начинает увядать в самом расцвете, упадок обществ начинается в эпоху людей.
Разум набирает силу, гражданское повиновение замещает слепое подчинение
закону, в способах рассуждения преобладает логика, а в литературе — проза, наука
объясняет природу, и равные права поддерживают демократическое устройство. Но
человеческие достижения побеждают сами себя. Исторический цикл заканчивается,
наступает новое варварство; за ним на более высокой стадии должен начаться следующий
цикл. Общество, но Вико, может избежать этого, только если будет остановлено и
своем развитии, как это случилось с индейцами при Экспансии европейцев или с
жителями Карфагена, разрушенного римлянами.
Концепция
Вико, сочетающая прогресс и циклизм,
философско-историческое построение, идею самоценности
и различия эпох, возможность понимания прошлого с точки зрения присущей ему
логики, не была по достоинству оценена в век Просвещения. Признание к автору
пришло позднее.
Одним
из немногих последователей Вико был И.-Г. Гердер. В сочинениях этого немецкого
мыслителя были выражены не только идеи просветителей, но и ранние романтические
взгляды. В своем главном труде «Идеи к философии истории человечества»
(1784—1791) Гердер попытался представить широкую картину прошлого и настоящего
народов мира, рассматривая человеческую историю как продолжение истории
природы. Сторонник теорий о влиянии климата, Гердер считал, что именно природа
установила общий и неизменный порядок человеческой истории вместе со всеми ее
потрясениями и поворотами. Все люди имели единую природу, однако ее проявления
были многообразны. Для анализа опыта разных народов в сочинении использовалось
понятие культуры. Согласно концепции Гердера, каждый народ обладал своей
культурой — то есть присущими лишь ему укладом жизни,
системой ценностей, способом осмысления мира. В сочинении Гердера
пересматривалось неписаное правило века Просвещения, по которому Европа, с ее
традициями и стилями мышления, представала образцом для народов других стран. В
этом тексте европоцентризм трактовался как проявление
гордыни, а путь западных государств — как один из многих возможных.
Культуры,
по мысли Гердера, подчинялись универсальному ходу вещей: они, каждая в свое
время, зарождались, развивались, достигали своей вершины и затем «увядали».
Каждая стадия понималась как ценная, приносящая свои плоды. Целью развития
человечества было достижение «гуманности» — раскрытие душевных способностей
человека, рост просвещенности и развитие разума. Устройство обществ прошлого, настоящего и будущего можно было объяснить,
руководствуясь теорией органического движения культур. История интерпретировалась
Гердером как «история перемен», в которой внимания заслуживало не только
всеобщее и типическое, но и уникальное.
«Философская история»: практики историописания
Философская
история в различных модификациях создавалась во многих странах. На протяжении
века Просвещения ее устойчивость поддерживали такие универсальные положения,
как метод естественнонаучного знания и теория прогресса (хотя среди исследователей
существовали различные представления о принципах познания природы, общества и
истории). В полемике были созданы более тонкие версии «философских историй», в
которых человек рассматривался как существо не только рациональное, но и
наделенное ценной способностью чувственного переживания, интуицией. Эта трактовка
природы человека относилась и к людям, как объекту изучения историка, и к
пониманию самого существа исторического исследования.
В
век Просвещения в Европе сложились абсолютные монархии, сильные
централизованные государства. Рост национального самосознания требовал
создания новых светских историй. В них повествование о прошлом народа должно
было согласовываться с историей человечества, а единые философские принципы,
применимые к описанию прошлого, следовало соотносить с уникальными чертами отдельной
культуры. Одним из оснований европейских национальных историй стала
«философская история» Просвещения, другим — труды эрудитов, в которых внимание
к античным древностям сочеталось с интересом к прошлому своей страны.
В
качестве примера подобного сочинения можно привести работу Вольтера «Век Людовика
XIV» (1751). В ней прошлое Франции описывалось и как национальная история, и
как разновидность «философской истории».
В
создаваемых произведениях, как правило, история была представлена как
непрерывный процесс развития общества и государства, проходящий одни и те же
вехи: древность — появление первых свидетельств о народе, возникновение
раннего государства, христианизация в средние века (период, часто оцениваемый
негативно, однако составляющий неотъемлемую часть прошлого), новое время —
правление нынешнего монарха.
Для
XVII в. был актуален вопрос о
роли и месте античного наследия в современной интеллектуальной культуре,
получивший свое воплощение в так называемом «споре древних и новых». В XVIII
в. никто не отрицал значения античного прошлого. Европоцентричная
философская история содержала идею общего корня, единого происхождения народов
Запада. Древняя Греция и Рим представлялись колыбелью современных европейских
обществ. История Рима, но словам Вольтера, заслуживала наибольшего внимания,
поскольку римляне были «законодателями и учителями» европейцев. Однако историки
нуждались в доказательстве особой роли своего государства в этом наследовании.
Возникал вопрос: как соотносились единое античное прошлое и ранняя история
отдельного народа? Какое место этот парод занимал в общей картине мировой
истории?
Отвечать
на подобные вопросы отчасти позволяли труды, составленные эрудитами. Их
усилиями были изданы документы, которые давали основу для аргументации в
спорах об истоках государственности народов. Национальные истории создавались
как политико-юридические, и публикации источников, освещавших аспекты политики
и права, предоставляли возможность подкреплять позиции в рассуждениях об
облике «своего» прошлого. Дискуссии о сюжетах, относившихся, на первый взгляд,
к далеким эпохам, имели прямые выходы на проблему распределения власти в
современных европейских странах.
Во
Франции XVIII в. развернулась полемика
между «германистами» и «романистами», сторонниками соответствующих теорий
происхождения французского государства графа Буленвилье
и аббата Дюбо. Граф анри ДЕ
БУЛЕНВИЛЬЕ (1658—1722) в сочинении «История древнего правительства Франции»,
опубликованном после его смерти, в 1727 г., стремился доказать, что основы
общества и государства во Франции были заложены благодаря германскому
завоеванию Галлии. Победители — германское племя франков — стали господами, аристократией;
побежденные галло-римляне составили «третье
сословие», народ. Таким образом, трактовка прошлого определяла настоящее: народ
(к которому Буленвилье относил и неродовитых «дворян
мантии») должен был оставаться в подчинении, а аристократия, «чистокровное»
дворянство, - властвовать по праву древнего завоевания. В 1734 г. секретарь
Французской академии аббат ЖАН БАТИСТ ДЮБО (1670— 1742) издал сочинение; «Критическая
история установления французской монархии в Галлии» (1742), в котором
опровергалось главное положение труда Буленвилье о
завоевании Галлии. По мнению «романиста» Дюбо, галло-римляне постепенно сливались с переселившимися
франками, формируя новый французский народ. Поэтому рассуждение о двух
отдельных расах было ложным, и, следовательно, дворянство узурпировало права
народа. Такое обращение к прошлому не было предметом исключительно эрудитского интереса: по словам Монтескье, теория Буленвилье походила на заговор против третьего сословия, а
теория Дюбо — на заговор против дворянства. Дискуссии
по этому вопросу были продолжены в предреволюционной Франции.
На
английское и шотландское Просвещение большое влияние оказали французские
философы, в частности Вольтер. В британской интеллектуальной культуре элементы
рациональных философских историй соединились с традициями эмпирического
знания, основанного на «здравом смысле», осторожностью по отношению к абстрактным
философско-истори-ческим схемам, вниманием к изучению
источников и любовью к хорошему литературному письму.
Среди
сочинений английских просветителей особое место занимают «Письма об изучении и
пользе истории» лорда БОЛИНГ-БРОКА (1678—1751), посмертно опубликованные в 1752
г. Для государственного деятеля Болингброка занятия
историей были одним из проявлений общего интереса к философии. В своих работах
он развивал идеи, близкие рассуждениям Вольтера и французских просветителей или
сформулированные на основе трудов английского философа Джона Локка. Разум, по
мысли Болингброка, как предмет физики подлежал экспериментальному
изучению. Основу своих знаний люди заимствовали из того, чему их учила природа;
при этом все идеи, доступные человеку, восходили к полученным извне впечатлениям.
Особое внимание уделялось вопросам этики и морали. По мнению автора, христианству
следовало противопоставить рациональную религию, поскольку сверхъестественное
не должно было занимать умы людей, а разума было достаточно для познания мира.
В этой системе действовала этика рационального эгоизма, где из принципа любви
индивида к себе выводилась необходимость соблюдения морального закона и основания
гражданского общества.
В
этом контексте прочитываются более оригинальные рассуждения Болингброка об историческом познании, увиденном на
пересечении традиций гуманистической мысли и рациональной философии. Свои идеи Болингброк изложил в «Письмах», адресованных лорду Корнбери, правнуку графа Кларендона,
автора «Истории мятежа». Одновременно это сочинение содержало предварительные
наброски к труду но недавней истории Европы, который
так и не был написан. В центре внимания автора находились вопросы, связанные не
с философией исторического процесса, а с самим смыслом и формами изучения
прошлого.
По
мнению Болингброка, важной причиной, побуждавшей
людей во все времена обращаться к истории, был интерес и любовь человека к
самому себе, к своей неизменной природе, Существовавшие практики исторического
письма представлялись автору сочинения далекими от совершенства. Орудитским взглядам на задачи и содержание труда историка,
таким, как накопление массы разрозненных фактов, иногда — некритическое отношение
к ним, следовало противопоставить философский рационалистический подход.
Болингброк
различал два типа исторического письма: поэтический и рационалистический. П о э т и ч е с к а я история апеллировала к чувствам и
страстям человека. Вопросы истинности источников для нее были не столь важны.
Правда такой истории заключалась в передаче типических черт. Вымысел давал
столь же правдивые примеры, что и быль. Рационалистическая история пока не
была достаточно освоена; но именно она могла принести подлинную пользу.
Эта
польза истории заключалась, по мысли автора, в передаче социального,
политического опыта эпох и поколений. Индивидуальный опыт отдельного человека
мог выстраиваться только с опорой на опыт предшественников. История, таким
образом, понималась как философия, основанная на примерах. Помимо этого, знание
о прошлом позволяло нации увидеть свое место на мировой сцене и воздать по
заслугам деятелям предшествующих времен.
В
изучении истории, согласно Болингброку, важную роль
играло установление истинности свидетельства прошлого — и достоверности
факта, и подлинности философской истины, извлеченной из примеров. Для достижения
первой требовалась тщательная критика источников. С этих позиций ставилась под
сомнение достоверность библейских текстов и античной историографии. Согласно
автору, имело смысл исследовать современную историю начиная
с Возрождения, поскольку в этом случае предоставлялась возможность работать с
источниками.
Но
рационалистическая историография стремилась не только к истине отдельного
факта. На основе анализа источников историку-философу следовало изучать
«примеры людей» и «примеры событий», рассматривать событийные ряды, искать
причины, связь внешне разрозненных фактов. Знание «общих правил», по мысли Болингброка, было возможно благодаря общности и постоянству
человеческой природы и давало урок истории. Таким образом, исследователь
двигался индуктивно, от отдельных фактов до «уроков» целых периодов прошлого.
Все это должно было «улучшить изучение истории в соответствии с ее подлинным
назначением» — самопознанием человека.
Рассмотрим
опыт создания национальных историй в Британии. В XVIII в. признание получили
исторические сочинения Д. Юма, У. Робертсона, Э.
Гиббона. Шотландский философ ДЭВИД ЮМ (1711 —1776), автор «Трактата о
человеческой природе» (1739), скептически относился к концепциям, объяснявшим
мир с рационалистической точки зрения. Весь порядок, который человек видел
вокруг, причины и следствия, по мнению Юма, были не открытием порядка в самой
природе, а проявлением потребности ума верить в существование связей между
вещами и устанавливать их. Поэтому ни выводы естественных наук, ни построения
разума не могли отражать реальность. Юм призывал историков полагаться на
тщательно выверенное эмпирическое знание, а не на абстрактные схемы (хотя в
своих рассуждениях он сохранял такую умозрительную конструкцию, как неизменность
человеческой природы).
Исторический
труд Юма — восемь томов «Истории Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции
1688 г.» (1752—1762) — представляет первую полную английскую национальную историю.
Вначале была опубликована та часть сочинения, где рассказывалось о событиях
XVII в., правлении Стюартов и Английской революции. Это произведение вызвало
много споров, поскольку в нем была представлена «торийская»
интерпретация недавнего прошлого («тори» — партия сторонников королевской
власти; более распространенной была позиция историков-«вигов», отстаивавших
правоту парламента). Юм, подобно многим авторам Просвещения, рассматривал
историю как подтверждение философских построений. Индивидуальные черты
английского прошлого ложились на философскую теоретическую основу
(представления о развитии общества по мере распространения и углубления
знаний, идей и морали, о воздействии климата на общественное устройство и т.
п.). Согласно взглядам Юма, история показывала, как неизменная человеческая
природа принимала разные формы под влиянием специфических условий, а ход
событий изменялся из-за случайных обстоятельств.
Основное
внимание в сочинении уделялось политической истории. Множество фактов, сгруппированных
вокруг правления королей, обретало смысл в связи со
становлением английского государства. Подобный способ организации материала, равно
как и принципы точного цитирования источников, был воспринят многими английскими
авторами. Сочинение Юма, рассчитанное на широкую публику, написано прекрасным
литературным языком. «История Англии» прославила Юма как автора классической
истории Британии.
Шотландский
историк УИЛЬЯМ РОБЕРТСОН (1721 —1793) — автор «Истории Шотландии» (1759), а
также сравнительных работ, посвященных народам Индии и Америки. Успех сочинений
Ро-бертсона был достигнут вопреки словам Юма, который
предостерегал писателей от тем, посвященных «сухим» сюжетам или требовавших эрудитского углубления в детали. В
отлично от Юма, для написания национальной истории Робертсон использовал данные источников из шотландских и
английских архивов, подвергнув их тщательной критике.
Пресвитерианский
священник, Робертсон называл себя учеником Вольтера.
В его произведениях идея прогресса в истории сочеталась с идеей Божественного
замысла, о котором, по мысли автора, повествовала Священная история. О
человеческих делах говорила история гражданская. Божественные цели - совершенствование
человеческого рода — совпадали с том, чем писали философы. Таким образом, в
событиях усматривался и Божественный, и рациональный план. Оценивая европейскую
историю, Робертсон, подобно другим просветителям,
критически отзывался о периоде средневековья. Но при этом отмечал в нем
элементы движения, готовившего переход «от варварства к утонченности» — рост
городов, расширение торговли, разработку законов, становление парламента и
смягчение правов.
Поздним
сравнительным работам Робертсона, рассказывавшим об
истории народов Индии и Америки, также сопутствовал успех. Согласно автору,
«примитивные» народы заслуживали сочувственного внимания уже потому, что
составляли неотъемлемую часть мировой истории. В их настоящем положении Робертсон усматривал параллели с древними эпохами
европейской истории, например, современные американские индейцы
сопоставлялись с древними германцами.
Крупнейшим
английским историком века Просвещения был ЭДУАРД ГИББОН (1737—1794). Тематика
его основного труда «История упадка и гибели Римской империи» (1776—1788), па
первый взгляд, не имела ничего общего с национальной английской историей.
Однако это сочинение сыграло важную роль в британской историографии, оно
считается образцом исторических трудов эпохи Просвещения.
Гиббон
начинал свой рассказ со II в. н. э. и доводил его до падения Константинополя в
1453 г. В сферу внимания автора попадали в основном события политической и
религиозной истории. Эпоха Великой империи трактовалась как самое счастливое
время прошлого. Причины ее гибели историк усматривал в становлении и распространении
христианства.
Для
писателей Просвещения был характерен интерес к античному миру. В истории
Древней Греции и Рима авторы находили примеры гражданских свобод и
добродетелей. Классические античные культуры выступали в качестве образцов, на
основе которых можно было выводить типические черты общества как такового,
проецировать их на современность. Сочинение Гиббона тоже прочитывалось как непрерывная
национальная история. В тексте угадывалась история Британии, с такими вехами,
как рождение парламентаризма и демократии, становление, расцвет и упадок империи.
Прозрачная параллель между античным Римом и Британией служила возвышению национального
прошлого и настоящего.
Гиббон
задавался вопросом о причинах гибели цивилизаций. Грозила ли Западу судьба
Римской империи? По мнению автора, Рим был подточен изнутри собственным
величием; культивация умеренности, вкуса, искусств и наук может удержать
современный мир от того, чтобы скатиться к новому варварству. Произведение
опиралось на обширный свод источников и, по мнению многих современников и
потомков, было облечено в блестящую литературную форму.
Таким
образом, в британской историографии века Просвещения соединились внимание к
философским теориям, антикварианизм и литературные
достоинства исторических сочинений.
В
Германии создание единой национальной истории было затруднено из-за
политической раздробленности государства. В работах немецких историков и
философов отражался широкий спектр идей и подходов. В немецком Просвещении теории
прогресса не получили такого систематического воплощения, как во Франции. Однако
в Германии философы и историки обнаружили тонкость в трактовке природы человека
и проблем познания. В их творчестве были намечены линии примирения способов
представления истории, существовавших в XVIII в. отдельно
друг от друга, — философского взгляда на прошлое и эрудитского
подхода к нему. Познание трактовалось не только как деятельность человеческого
разума. В этот процесс — как и в написание истории — были вовлечены более
сложные механизмы — чувства, воображение, интуиция. Представление о том, что
при создании философской истории и при эрудитском
изучении отдельного документа срабатывали общие механизмы производства
смыслов, создало необходимую основу для сближения разных версий исторического
исследования.
В
России во времена петровских преобразований были сделаны первые попытки
написания светской национальной истории. В XVIII в. процессы секуляризации,
постепенного утверждения рационалистического мировоззрения проходили в контексте
европеизации российской культуры. Контакты с западными странами, доступ к оригинальным
и переводным сочинениям европейских литераторов, философов, историков
способствовали возникновению в российской интеллектуальной культуре движения,
основными идеями тесно связанного с ключевыми тезисами французского,
британского, немецкого Просвещения.
При
Петре I был задуман обобщающий труд по политической истории Российского
государства с XVI в. Однако эта задача осталась невыполненной.
Принципы рационалистического взгляда на историю сосуществовали с устойчивыми
религиозными воззрениями и средневековыми историософскими
концепциями.
Особая
роль в создании основ историографии Просвещения в России принадлежала Василию
Никитичу Татищеву (1686-1750). Работая
по поручению Петра I над составлением географического описания государства, Татищев
посвятил много времени сбору, изучению, систематизации и подготовке к изданию
отечественных и иностранных источников по древней истории России. Главный труд
Татищева «История Российская с самых древнейших времен» был опубликован уже после
его смерти, в 1768-1784 гг. и в 1848 г. Над этим сочинением Татищев работал
около тридцати лет. В основе сочинения лежала история русского самодержавия.
Рассказ о прошлом начинался с древнейших времен и заканчивался 1577 г. Татищев
предпринял систематическое сопоставление и критику списков летописей,
документов, разнообразных свидетельств прошлого. Первый
вариант «Истории Российской» был стилистически близок к летописям: все
события располагались по годам, при этом повествование велось на древнерусском
языке. Но желание сделать текст доступным для читателей побудило автора начать
переложение труда на современный литературный язык.
Перед
российскими исследователями вставал вопрос о месте и роли отечественной истории
в соотношении с западноевропейской и всемирной.
Татищев рассматривал русскую историю как часть общего мирового процесса. Прежде
всего, по мысли автора, следовало знать прошлое своего народа, но без истории
других народов и своя история не будет ясна.
В
прошлом человечества Татищев усматривал три основные вехи: появление
письменности, пришествие Христа, открытие книгопечатания. Это рассуждение
соотносилось с христианской идеей возрастов человечества — младенчества,
юности, зрелости и старости. Движение истории объяснялось, в соответствии со взглядами европейских философов и историков того времени,
не Провидением или деяниями выдающихся правителей и полководцев, но развитием
«всемирного умопросвячения», совершенствованием
разума и способностей человека.
Татищева
называют родоначальником государственного направления отечественной историографии:
в его сочинении особое внимание уделялось истории сообществ и центральной
власти. В основе концепции лежала распространенная на Западе идея общественного
договора — добровольной передачи части естественных прав государству и
определенным сословиям. Из этой идеи и из теории о влиянии климата на уклад
жизни в каждой стране Татищев выводил заключение об оптимальности монархического
правления для России и неизменности существовавших порядков, в том числе
крепостного права.
В
российской историографии XVIII в. часто воспроизводились положения,
заимствованные из сочинений европейских просветителей. Теории общественного
договора, просвещенной власти, прогресса разума и постепенного смягчения
нравов, связи обычаев народов с природными условиями адаптировались к реалиям
русской культуры и традициям историописания. Идеи
философской истории развивались в трудах С.Е. Десницкого, И. Н. Болтина, А. Н. Радищева и др. Среди авторов «философских
историй» были не только сторонники ориентации России на Запад. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
ЩЕРБАТОВ (1733—1790) в семитомной «Истории России с древнейших времен»
(1770—1790) описывал прошлое государства, руководствуясь трудами Руссо и Юма.
Просвещение и разум в его сочинениях трактовались как основные факторы
процветания государств. Но при этом, по мысли Щербатова, современная эпоха,
начавшаяся с правления Петра I, вызвала в России упадок прежних естественных
добродетелей, свойственных людям с древнейших времен, и распространение
дурных нравов. В отличие от концепции Руссо, в рассуждениях Щербатова природная
неиспорченность не исчезала со становлением
государства как такового. Еще в недавнем прошлом, когда сохранялись патриархальные
связи, а власть царя была ограничена, Россия придерживалась более правильного
пути, сойти с которого ее заставило следование Западу. Щербатова принято
называть в числе ранних предшественников славянофилов, автором русской консервативной
утопии.
Со
становлением «философской истории» в российском знании закладывались основы
новых подходов к изучению прошлого. В 1724 г. в России была учреждена
Петербургская академия наук. В ней наряду с естественными науками была
представлена и история. В этом заведении работало немало иностранных исследователей,
в числе которых — немецкие историки Г.-З. Байер, Г.-Ф. Миллер, А.-Л. Шлецер. Усилиями ученых академии древнейшее российское
прошлое стало предметом пристального изучения. Этому способствовали серии публикаций
источников и разработка методик источниковедческой критики летописей и
документов. В 1732—1766 гг. в России издавался многотомный сборник материалов
по русской истории на немецком языке.
Наиболее
дискуссионным для сотрудников академии был вопрос о происхождении раннего государства
па Руси. ГОТЛИБ ЗИГФРИД БАЙЕР (1694—1738) и ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕР (1705—1783),
создатели и популяризаторы норманнской теории, исходили из распространенной в
европейской историографии мысли о завоевании как основополагающем моменте
возникновения государственности и из тезиса о первостепенной роли самодержавной
монархии в российской культуре. Согласно их концепции, основанной на
летописном рассказе, первыми правителями на Руси были призванные
князья-норманны (варяги): их «завоевание» положило начало российской
государственности.
Эта
теория на протяжении многих лет оспаривалась МИХАИЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ЛОМОНОСОВЫМ
(1711 — 1765). В труде «Древняя российская история», впервые изданном в 1776
г., Ломоносов попытался написать историю не правителей, но народа. Русская
история, по мнению автора, началась задолго до княжения Рюрика,
славянское происхождение которого он отстаивал. Для обоснования тезиса о
древности славян, о том, что русский народ сложился еще во времена Великого
переселения народов, Ломоносов использовал русские источники, а также
произведения античных историков и географов. Вопрос о времени и способе
происхождения государственности трактовался ученым как имевший непосредственное
политическое значение. Описывая современность, Ломоносов связывал надежды на
преобразования в России с деятельностью мудрого просвещенного монарха, идеалом
которого служил Петр I. Впоследствии сходную оценку фигуре Петра давал
Вольтер, который обращался к материалам труда Ломоносова, работая над сочинением
«История Петра Великого».
Полемика
по вопросу о норманнском завоевании в российской историографии была
сопоставима со спорами германистов и романистов. Возникновение
государственности рассматривалось как краеугольный камень новой национальной
истории. Подобно романистам, сторонники Ломоносова критиковали идею завоевания,
или привнесения власти извне, утверждая версию органического развитии народов.