Репина
Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В.
Зверева, М. Ю. Парамонова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 288 с.
Глава 7 ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ второй половины XIX — начала XX в.
Исторические
законы существуют только в идее, в качестве посулатов.
Точно так же и в области массовых явлений... нет никаких законов, а есть лишь выве-деппые путем аналогии эмпирические обобщения...
Правда, эти обобщения могут служить путеводной нитью при установлении и группировке
фактов и часто дают предположению высокую степень вероятности; по каждое
предположение всегда нуждается в специальной проверке па фактическом материале.
Эдуард
Мейер
Многие тенденции, обозначившиеся в философии истории
и исторической мысли XVII—XVIII вв., получили впоследствии свое развитие в тех
подходах к проблеме исторического познания и содержания исторического знания,
которые сформировались в середине XIX в. и продолжали определять интеллектуальную
ситуацию в первой половине XX в. В XIX в. идея прогресса становится подобна
символу веры. Это учение имело свои корпи в созданной в XVIII в. концепции истории
как прогресса человечества по пути рациональности, но в XIX в. знание было
отождествлено с естественными науками, а естественные науки — с техническим
прогрессом.
История
в целом рассматривалась как поступательный процесс развития человеческого
общества от низших форм к высшим. Признавалась возможность
объективного анализа исторического процесса и всех его составляющих. Главное
внимание уделялось критике источников и совершенствованию методов исследования.
Вместе с тем имели место серьезные идейные расхождения историков в подходе к
прошлому и в его оценке. Каждое направление той или иной философской школы базировалось
на выделении какого-то одного определяющего фактора развития, и на данной
основе создавалась общая теория исторического процесса. Это могло быть
движение Абсолютного духа, Божественное провидение, прогресс человеческого
разума или развитие производительных сил, но всех объединяло убеждение в
существовании некоего всеопределяющего начала, которое
обусловливало общественное развитие.
Историографию второй половины XIX в., с ее
уверенностью в своих познавательных возможностях, не зря называют классической. В этот период ее социальный статус достигает небывалой
высоты. Для ведущих направлений исторической мысли этого времени характерна
убежденность в научности истории, стремление представить историческое знание
как объективное и достоверное, базирующееся на критике источников и наличии
критериев познания прошлого, заложенных в понятиях общественной пользы,
нравственности, права, свободы воли, в государственных институтах.
В
конце XIX — первой половине XX в. па первый план выступает противостояние по
проблеме квалификации истории как науки (конфликт сторонников
так называемых номотетиче-ского и идеографического
методов), возникает стремление акцентировать внимание на специфических проблемах
гуманитарного знания, усиливается интерес к единичному, индивидуальному и
неповторимому, к деятельности исторических личностей и к событийной истории.
Позитивизм и научная история
Развитие
исторической пауки во второй половине XIX в. шло
очень сложным путем. С одной стороны, на историографию продолжали оказывать
влияние романтические идеи (особенно в первые десятилетия
этого периода), с другой — на первый план вновь выдвигается рационалистическая
концепция, однако уже в значительно преобразованной форме.
В
середине XIX в. преобладали попытки подчинения исторического познания социологическому. История не рассматривалась как
самостоятельная научная дисциплина с собственным предметом и методами
исследования, а при изучении прошлого преимущественное внимание уделялось
государственным деятелям и политико-правовым институтам. Исторический материализм
оказывал на практику исследований незначительное влияние. Огромную роль в
развитии методологии изучения конкретных отношений и процессов прошлого и
настоящего сыграл позитивизм, воспринявший от рационализма XVIII в. веру в
безграничный прогресс общества, убеждение в определяющей роли научных и
технических знаний для всего исторического развития.
Но
в то время как рационализм XVIII в. основывался главным
образом на достижениях математики и механики, позитивизм возник в эпоху огромных
успехов естественных дисциплин, особенно паук о живой природе. Влияние этих
наук, достигших в учений Ч.
Дарвина своей наивысшей точки, позволило заменить представление о механическом
развитии общества идеей его органического развития. Позитивисты признавали
объектом пауки только общее в изучаемых явлениях. Моделью для них являлось
естествознание.
После
публикации труда Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»
(1859) представление о природе как статической системе было окончательно отброшено,
и коренным образом изменились отношения между историей, имевшей своим
предметом развитие, и наукой о природе, предмет которой ранее полагался неизменным.
Понятие «эволюция» стало для них общим, а методы естествознания казались вполне
приемлемыми для изучения исторических процессов. Таким образом, стиралось
принципиальное различие между историческим и естественнонаучным познанием.
Позитивисты
считали, что наука складывается из двух элементов: во-первых, из установления
фактов (в их прямом восприятии); во-вторых, из разработки законов, путем
обобщения фактов посредством индукции. Философы-позитивисты утверждали, что
история, коль скоро она ставит задачей простое открытие фактов, не может адекватно
отображать прошлое и перестает быть научной. Ведь каждая естественная наука
также начинает с открытия фактов, но затем переходит к обнаружению причинных
связей между ними. Опираясь на представление об объективности исторического
познания, позитивисты уподобляли статику и динамику в обществе соответствующим
понятиям в физике и ставили задачу обнаружения вечных и неизменных естественных
законов общественной динамики, с помощью которых предполагалось не только
объяснять прошлое и настоящее, но и предсказывать будущее. Познание
закономерностей общественного развития позитивисты объявляли целью истории. Всемирная и национальные истории трактовались как воплощение
универсальных законов. Предполагалось, что общество есть сумма действий
отдельных личностей, находящихся под давлением общих условий. Вопрос о
необходимости проникновения исследователя в историко-культурный контекст
изучаемой эпохи вообще не ставился.
Среди
позитивистов господствовал взгляд на историю как сумму изолированных друг от
друга событий. Согласно строгой позитивистской формуле, каждое из них должно
было рассматриваться не как уникальное, по как событие определенного типа, и
объяснить его — значило выявить причину, общую для всех событий данного типа.
Позитивистская философия оказала определяющее и чрезвычайно долговременное
влияние па представления об историческом факте.
Исторический
факт, согласно полной аналогии с непосредственно наблюдаемым естественнонаучным
фактом, рассматривался как отдельный изолированный объект, независимый от всех
остальных и от познающего его исследователя. Считалось, что факты присутствуют
в готовом виде в источниках, и каждый из них может быть установлен и исследован
без связи с другими. Задача заключалась в том, чтобы их обнаружить, а затем выстроить
прочное здание исторической концепции, причем все субъективные моменты,
связанные с точкой зрения исследователя и оценкой факта, исключались.
Результатом
выполнения первой части позитивистской программы — установления всех фактов —
был громадный прирост исторического знания, основанного па пристальном внимании
к деталям, предельной точности в- исследовании
источников. Усилиями историков были изданы и подвергнуты критике многочисленные
коллекции источников: королевских указов, надписей, хроник, актов, археологических
материалов. Установление новых фактов было делом настолько увлекательным, что
реализация второй части этой программы — разработки законов — отходила на
задний план.
Один
из основоположников позитивизма выдающийся французский философ ОГЮСТ КОНТ
(1798—1857) отводил истории вспомогательную роль в научном познании. Он
предложил создать новую теоретическую науку — социальную физику, или
социологию, которая должна была стать «сверх-историей».
В ее задачу входил анализ причинных связей между фактами человеческой жизни,
которые обнаруживали историки. Именно социологам предстояло научно осмыслить
исторические факты, открыть законы и тем самым поднять историю до ранга науки.
В философии Конта схема общего хода истории представлялась в виде
последовательности трех типов мышления: теологического (фиктивного) — в
древности и средневековье, метафизического (отвлеченного) — в XVI—XVIII вв.,
научного (позитивного), основанного на опытном знании нового времени. Этим
типам мышления соответствовали три стадии развития общества. Копт придавал,
огромное значение влиянию социальных факторов на деятельность человека, социально-политического
контекста — на развитие культуры. Одновременно он подчеркивал, что именно идеи
управляют миром и «переворачивают» его.
Другой
выдающийся представитель позитивизма англичанин Джон стюлрт
Милль (1806—1876) заявлял о своей приверженности концепции Вико с его идеями
закономерной связи исторических событий и закона прогресса. Он полагал, что
закон может быть установлен путем простого перечисления признаков наблюдаемого
явления. Милль утверждал, что в общественной жизни люди обладают лишь такими
свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут
быть к ним сведены, а сложение причин есть всеобщий закон общественных явлений.
При этом считалось, что методология истории должна быть ориентирована не на
изучение деятельности индивидов, а на выявление той роли, которую играют
общественные отношения и мировоззрение в индивидуальной деятельности исторических
личностей. Действия людей представлялись как совокупный результат общих
законов человеческой природы и собственного индивидуального характера данного
человека.
Идеи
Конта были развиты И. Тэном и Г. Спенсером под прямым влиянием успехов
биологии. Крупнейший английский философ-позитивист ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820—1903)
создал целостную модель социальной эволюции. Сопоставив общество с живым ор-тапп.чмом, он увидел в процессе
дифференциации и усложнения функций основной закон развития всей человеческой
истории. Спонсор, как и Копт, указывал на повторяемость явлений прошлого и
возможность причинно-следственного объяснения исторических фактов. Он выделял
внешние (природные) условия и внутренние (видовые биологические и
психологические) факторы развития человечества. Те и другие, выступая как первичные
факторы, производят вторичные: взаимодействия между индивидами и обществом,
материальные и духовные результаты его развития, изменение природных условий.
Французский
историк, литературовед, искусствовед и философ ИППОЛИТ ТЭН (1828—1893) применил
к развитию общества дарвиновское учение о борьбе за существование и тезис об определяющей
роли окружающей среды, обеспечивающей прогресс. Историческую науку он называл
«психологической анатомией». В своем основном историческом труде «Происхождение
современной Франции» (1876—1893) он, исходя из разработанного им так
называемого «психологического метода», объяснял общественную психологию
совокупным взаимодействием «расы» (национальных особенностей), «среды»
(природно-географических и социально-политических условий) и исторического
момента.
В
результате работы философов-позитивистов возникла новая дисциплина —
социология, которая стремилась присвоить себе установление общих и непреложных
законов всего общественного развития па основании данных истории и путем применения
методов естественных наук. Но независимо от спора между социологами и историками
о том, кому принадлежит право открывать законы развития общества,
позитивистская историография сформировалась на твердой уверенности в закономерности
исторического процесса.
Классическим
примером приложения принципов позитивизма к историографии является знаменитый
труд ГЕНРИ ТОМАСА БОКЛЯ (1821 —1862) «История цивилизации в Англии»
(1857—1861). Последователь Конта, Бокль критиковал
тех историков, которые полагали, «будто их дело только рассказывать факты». Он
подчеркивал научный статус истории и видел се главную задачу в обобщении
отдельных фактов и открытии универсальных «законов человеческого духа»,
которые мыслились им как результат влияния на человека и его деятельность
природных факторов. Вся история человечества, согласно взглядам Бокля, — ото или история зависимости человека от природы, что имеет место вне
Европы, или стремление к господству человека над природой, присущее европейской
цивилизации. Таким образом, культурно-исторические традиции оказывались
прямыми производными от внешних природных условий. В то же время основным
источником исторического прогресса у цивилизованных пародов Бокль считал развитие знаний и идей.
Рассматривая,
подобно всем позитивистам, историю человечества как продолжение истории природы,
Бокль опирался на статистику. Эта наука, анализируя
цифры, в которых уравновешиваются и поглощаются проявления индивидуальных
действий, мотивов и страстей, лучше всего, по мнению автора, способна раскрыть
законы истории общества. Бокль утверждал, что
статистика дает самые обширные сведения не только о материальных интересах
людей, но и об их нравственных особенностях. Историку нужно заниматься не
биографиями отдельных выдающихся личностей, а изучением природной среды,
распределения богатств, прироста населения и особенно уровня знаний. Вслед за
просветителями XVIII в. Бокль отождествлял прогресс
общества с прогрессом науки.
Позитивистская
методология истории в целом опиралась на теорию равноправных взаимодействующих
факторов и исходила из следующих основополагающих принципов научной работы:
особый закон соединяет исторические явления в причинные ряды; эти ряды явлений
образуют единый исторический процесс закономерного развития, или эволюции;
основной движущей силой развития являются народные массы, а не отдельные
личности. В теории позитивистская историография выдвигала принцип
беспристрастности научного исследования и исключения оценочных суждений, что
далеко не всегда соблюдалось на практике.
Формирование историографических школ
60—80-е гг. XIX в. формируются новые школы и
направления. В рамках позитивистской историографии между отдельными школами
существовали заметные различия.
Профессор
истории искусств Базельского университета ЯКОВ
БУРКХАРДТ (1818—1897), воспитав целое поколение историков, создал собственную
школу. В своей общеисторической концепции он, в противоположность Ранке,
выдвинул на первый план не государство и политику, а историю духовной и материальной
культуры человечества — быта, техники, искусства, поэзии, пауки. Буркхардт создал схему развития европейской культуры,
оказавшую большое влияние на последующую историографию. Ключевое место в его
концепции принадлежало эпохе Ренессанса, которой и был посвящен его знаменитый
труд «Культура Италии в :нюху Возрождения» (1860).
Наряду
с дипломатической историей в духе Ранке и историей культуры в Германии 70—80-х
гг. XIX в. растет интерес к проблемам экономической истории, развивается
историческая школа в политической экономии. Хотя «экономизм» отводит хозяйственной
жизни решающую роль в общественном развитии, вопросы экономической истории
рассматриваются как составная часть истории культуры, все резче
противопоставляющей себя политической истории. Ведущими
представителями экономического направления — так называемой молодой, или новой
историко-экономической, школы были ГУСТАВ ШМОЛЛЕР (1838—1917), ЛУЙО БРЕНТАНО
(1844—1931) И КАРЛ БЮХЕР (1847—1930), которому принадлежит экономическая периодизация
истории по типу хозяйств (домашнее — независимое натуральное; городское — с
регулярным обменом; народное) и стадиям развития промышленного производства
(домашнее, ремесленное по заказам, ремесленное на рынок, домашняя промышленность
и фабричное производство).
Дальнейшее
развитие позитивистских принципов познания прошлого связано с творчеством известного
немецкого историка КАРЛА ЛАМПРЕХТА (1856—1915) и его школы культурно исторического
синтеза (в 1890-е гг. он вел в Лейпцигском университете семинар по истории
культуры, на базе которого позднее был создан Институт истории культуры и
всеобщей истории). В состояниях человеческого духа, которые сменяют друг
друга, Лампрехт видел неизменный порядок,
определяющий развитие культуры. Ученый утверждал, что каждый экономический акт
зависит от психологических условий, и потому история должна быть
социально-психологической наукой, она вообще не что иное, как прикладная
психология, объясняющая перемены в общественном сознании. Эти перемены вписывались
в жесткую историко-социологическую схему последовательной смены культурно-исторических
эпох, или «фаз развития» (анимизма, символизма, типизма,
конвенционализма, индивидуализма, субъективизма), которая
объявлялась универсальной для истории всех цивилизаций. Эпоха
а н и м и з м а связывалась
с существованием родового строя, коллективной собственности и примитивного
коммунизма, эпоха символизма — с разделением труда и возникновением социального
неравенства, эпоха типизма — с появлением
государства, эпоха конвенционализма — с феодальной вотчиной и натуральным хозяйством,
эпоха и н д и в и д у а л и з м а — с упадком корпораций
и развитием личной инициативы, эпоха с у б ъе кт и в и з м а — с полным
распадом сословного строя и свободой экономической деятельности. В. рамках этой схемы Ламп-рехт
представил всю историю немецкого народа в своем главном труде — трехтомной
«Истории Германии» (1891 —1909).
Расширение
поля исследования, накопление фактического материала в невиданных до того
размерах, выдвижение на первый план проблем социальной, экономической и
культурной истории можно, бесспорно, причислить к достижениям позитивистской
историографии. Историческое знание рассматриваемого периода все более специализируется,
распадаясь на отдельные отрасли не только по странам и эпохам, но и по
отдельным проблемам. Систематическое применение сравнительно-исторического метода,
интенсивный анализ письменных и вещественных памятников, в том числе вновь
открытых, — все это позволило добиться значительных успехов. Совершенствуется
техника исследования. Развиваются вспомогательные дисциплины -
дипломатика, нумизматика, палеография, а также смежные научные отрасли —
археология, историческая география, филология, этнография.
В последней четверти XIX в. формируется
организационная структура исторической науки и система профессионального
образования. Повсеместно создаются
кафедры истории и исторические семинары в университетах. Если к началу века в
университетах Германии было всего 12 кафедр истории, то к концу его — 175.
Студенты и преподаватели из других стран приезжают в Германию учиться в исторических
семинарах Берлинского, Мюнхенского, Лейпцигского и других университетов.
Постепенно по всей Европе распространяется опыт подготовки специалистов по
образцу семинаров Ранке. Учреждаются институты истории при академиях и
независимо от них, появляются солидные исторические журналы и многочисленные
научные общества. Во Франции с 1876 г. начинает выходить журнал «Историческое
обозрение» («Revue hislorique»),
задачей которого была пропаганда исторических знаний и борьба за реорганизацию
исторического образования во Франции. В Германии, наряду с ведущим
«Историческим журналом» («Historische Zeitschrift», с 1859 г.) появляются периодические издания Геттингенской, Лейнцигской, Гейдельборгской академий, возникает много местных исторических
обществ и комиссий, со своими печатными органами и ежегодными конференциями. В
Англии с 1886 г. начинает выходить в свет «Английское историческое обозрение»
(«English Historical Rewiew»).
Наряду с большим числом индивидуальных монографий,
публикаций источников (хроник, актов и других материалов), статей в научной
периодике выходят в свет разнообразные справочники и многотомные коллективные
труды — серийные издания по всемирной истории, как, например, двенадцатитомная «Всеобщая история с IV столетия до нашего
времени» (1887— 1903) под редакцией ЭРНЕСТА ЛАВИССА (1842—1922) и АЛЬФРЕДА
РАМБО (18,42—1905), в создании которой принимали участие семьдесят французских историков. Профессор Сорбонны, директор
Высшей нормальной школы, академик Лависс сыграл выдающуюся
роль в развитии профессионального и школьного исторического образования во
Франции. Приверженность основным принципам позитивизма не мешала ему во всех
своих учебниках и обобщающих трудах, в том числе в «Истории Франции от ее истоков
до революции» (1900—1911), выступать с ярко выраженных патриотических позиций и
всячески способствовать формированию национального исторического сознания.
Дискуссии о предмете и статусе истории
Позитивистское
направление господствовало в исторической науке до конца столетия. В конце XIX
— начале XX в. историческое познание продолжает рассматриваться как
исследование на основе правильно выбранного объективного критерия (с ним
сопоставляется конкретная реальность) и строгого критического анализа
источников. Представители номотетического
направления, восходящего к классическому позитивизму, понимая общество как
функциональную взаимосвязь его составных частей, опирались на идеи
повторяемости и причинно-следственных зависимостей, акцентировали объективный и
позитивный характер социально- исторического познания.
Французский
социолог рубежа XIX—XX вв. ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858—1917) критиковал многие
положения О. Копта. Он считал, что социальная реальность — это некая равнодействующая
поступков индивидов, в свою очередь оказывающая
большое влияние на поступки отдельных лиц. Дюркгейм учитывал, с одной стороны,
социальные факторы, внешние по отношению к индивидуальной мотивированной
деятельности и влияющие на нее, а с другой ценностно-нормативные факторы. При
этом рассматривались и социальная статика, и эволюция общества, представленная
как усложнение его структуры.
Представитель
социологической школы Дюркгейма Франсуа СИМИАН (1873—1936), противопоставляя
историю и социологию, утверждал, что история — не наука и никогда ею не станет,
поскольку наука имеет дело только с общим, а история — только с частным и
случившимся лишь однажды. Напротив, создатель
теории исторического синтеза, известный французский философ, социолог АНРИ
БЕРР (1863—1954) уже в конце XIX в. выступил с критикой позитивистского
эмпиризма и ратовал за преодоление разобщенности между историей и другими
отраслями знания. Называя историю конкретизацией мысли, он видел ее важнейшую
задачу в синтезе, .основанном па критическом и
научном анализе исторических фактов, а генеральный путь развития — в слиянии
традиционной орудитской историографии с социологией
и философией истории. Берр основал теоретический
журнал «Обозрение исторического синтеза» («Revue de synthese historique»,
1900—1914, затем «Revue de synthese»), Международный центр синтеза, объединивший
историков, социологов, философов, экономистов, этнографов и представителей
естественных наук разных стран, а также разработал многотомную серию
исторических монографии «Эволюция человечества. Коллективный синтез». Свои
главные идеи Берр изложил в книге «Синтез в истории»
(1911). Он считал, что в истории действуют три типа каузальных (причинных)
связей: п р о с т ы е последовательности —
случайные факты, постоянные причины — необходимые факты, внутренние
рациональные связи, образующие логику исторического развития, выражающую его
направленность и ди- намику.
При этом «внутренняя причинность» отождествлялась с мотивами человеческих
поступков, т. е. ограничивалась областью индивидуальной психологии.
Что
касается так называемых практикующих историков, занимавшихся
конкретно-историческими исследованиями в конце XIX в., то их мало интересовали
теоретические проблемы исторического знания, за исключением историков Германии,
страны, где собственно и возник метод исторической критики. Немецкие историки
занимали в то время ведущее положение в мировой историографии, о прошлом думали
как о предмете, наиболее подходящем для беспристрастного, а потому и подлинно
научного исследования, критиковали авторов XVIII в. за их «партийность», т.е.
за то, что они открыто принимали ту или иную сторону в
идейно-политическом противостоянии.
Однако
в этот период нарастает критика позитивизма, пред-ирипимаются
попытки утвердить идею отличия исторического познания от
естественнонаучного и одновременно защитить его
научный статус, хотя объективность выводов рассматривалась ограничительно, как
их соответствие общепринятому или достаточно аргументированному критерию. В
противоположность традиционным представлениям утверждалась активная роль
познающего субъекта в процессе исторического познания.
Непримиримые разногласия по этим вопросам ярко проявились
в так называемой методологической дискуссии 90-х гг. XIX в., в которой приняли
участие многие видные немецкие историки.
Инициатором
дискуссии был историк Карл Лампрехт, полемические
статьи которого вызвали самый широкий критический резонанс. В 1897 г. он писал
о том, что цель науки — не работа над частностями и по
констатация фактов отличия явлений. Наука призвана
приводить бесчисленное множество единичных фактов, которые мы наблюдаем как в
природе, так и в истории, в систему общих понятий. И это определение столь же
применимо к истории, как и ко всякой другой науке. Лампрехт,
хотя и признавал случайность и свободу воли как факторы исторического
процесса, но подчеркивал, что историческому исследованию никогда не удастся
эмпирически установить и выяснить полную цепь причин. Лампрехт называл себя
историком-психологом, подчеркивая, что любые действия зависят от психологических
условий, но на деле речь шла вовсе не об индивидуальной, а о социальной психологии,
способной объяснить перемены в социальном сознании. Эти перемены
вписывались ученым в жесткую схему, в которой ни индивидуальные, ни национальные
различия не признавались значимыми с точки зрения их влияния на общественную
жизнь.
Проблема
специфики наук о природе и наук о культуре, важнейшей из которых считалась
история, была ключевой в дискуссии. Науки о природе обозначались как номотетические (изучающие законы природы) и
генерализирующие (обобщающие), науки о культуре — как идеографические
(описательные) Г и индивидуализирующие.
Выдающийся
немецкий историк культуры и философ ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ (1833—1911) строил противопоставление
паук о духе и наук о природе по принятому в них способу изучения материала. Он
утверждал, что история изучает не объективный мир, а воплощение субъективных установок,
целей, планов и мотивов. Поэтому в отличие от естественных наук, избравших в
качестве метода объяснение, история ставит перед собой задачу понимания, т. е.
интуитивного проникновения (через непосредственное «сопереживание») в психику людей
прошлого. Понимание как особый метод предполагает специфический набор
познавательных средств, отличных от рационального инструментария, используемого
в естественнонаучном познании. Оно достигается путем «вживания», «вчувствования» и иных иррациональных приемов, которые не
поддаются научной проверке. У каждого может быть свое понимание прошлого и его
важнейших событий, обусловленное личностными качествами, начиная с политических,
национальных и иных пристрастий и кончая мерой воображения, интуиции, фантазии,
необходимых для постижения истории.
Если
номотетическое направление было во многом связано с
позитивизмом, то теоретические предпосылки идеографического направления восходили
к идеям И. Канта о целеполагании и свободе воли.
Крупнейшие представители неокантианской философии истории В. Виндельбанд и Г. Риккерт предприняли
попытку определить пределы исторического познания. ВИЛЬГЕЛЬМ Виндельбанд (1848—1915) решительно противопоставил
естествознание (номотетическую науку об общем) и историю
(идеографическую науку об индивидуальном). В задачу
естествознания входит формулировка общих законов, в задачу истории — описание
индивидуальных фактов. Историческая действительность виделась как мир
единичных неповторимых событий.
Близкая
точка зрения была высказана ГЕНРИХОМ РИККЕР-ТОМ (1863—1936): история — разновидность
наук о духе, идеографическое знание, отличающееся от наук о природе, номоте-тического знания и не подчиненное ни философии, ни
социологии, философ полагал, что фактически Виндельбанд
устанавливает не одно, а два различия между наукой и историей. Первое
заключается в разграничении обобщающей и индивидуализирующей мысли; второе — в
дифференциации мысли оценочной и неоценочной. Объединяя
их, он выделял четыре типа наук: н е оц е н о ч н
а я и обобщающая, или чистая естественная, наука; неоценочные
и н е о б о б щ
а ю щ и е квазиисторические науки о природе, например геология; о ц е-ночные и обобщаю щ и е квазинаучные исторические дисциплины, такие, как
социология или экономика; оценочная и индивидуализирующая наука, или история в
собственном смысле слова. Таким образом, четыре типа наук образуют единую
шкалу, па одном конце которой — предельный случай абстрактного мышления, а на
другом — предельный случай знания реальности в ее индивидуальном существовании.
И специфика исторического исследования состоит в том, что его результаты
выражаются не в обобщенных суждениях, а в групповых понятиях с индивидуальным
содержанием, к тому же следствие не вытекает с прямой необходимостью из
причины. Оценка результатов исторического исследования происходит в
соответствии с некоторыми донаучными критериями и системой ценностей, на
которой основано понимание существенного и несущественного.
Риккерт решителько отверг как существование исторических законов,
так и способность исторической науки их понять. Он доказывал, что понятие
исторического развития и понятие закона исключают друг друга, так как в законе
есть то, что повторяется любое число раз, а в историю развитие входит как
возникновение нового, не существовавшего ранее. По мнению Риккерта,
задача истории, в противоположность естествознанию, направленному на
исследование общего и открытие законов, заключается в изображении действительности
во всем ее бесконечном разнообразии. История должна изучать в реальной
действительности не общее, а единичное, и от этого она нисколько не утратит
своего научного значения.
Отвергая
идею закономерности как руководящего принципа исторического познания и
ограничивая область исторических исследований единичными явлениями, а их задачу
— систематизацией этих явлений, неокантианцы разработали учение о ценностях,
призванное вывести историческое познание за пределы субъективного. В классификации
Виндельбанда высшими объявлялись религиозные ценности,
за ними следовали ценности эстетические, этические и логические. Важнейший
момент состоял в том, что ценности понимались как априорные и имеющие всеобщий
характер, поскольку признаются всеми членами культурного сообщества. Именно на
этой всеобщности культурных ценностей и покоилась «объективность», поскольку
исторически существенное, по Риккерту, обладало значением
не только для того или иного индивида, но и для всех.
Дискуссия,
развернувшаяся на рубеже XIX—XX вв., стимулировала размышления и самих
историков о природе и методах исторического познания. Именно в это время в
европейских университетах начинается систематическое преподавание методологии
истории, выходят в свет первые обобщающие исследования, раскрывающие специфику исторического
познания, а также «введения в историю» для начинающих.
С
критикой позитивистских взглядов на задачи и природу истории, а также против
социологической псевдоистории выступил в самом начале
XX в. один из самых выдающихся представителей немецкой историографии того
времени, историк античности ЭДУАРД МЕЙЕР (1855—1930). Он полемизировал с
господствовавшими в историографии 1890-х гг. идеями известных
историков-позитивистов (К. Лампрехта, К. Брейзига и др.), которые считали своей задачей открытие
причинных законов, связывающих исторические явления. Мейер, в частности,
писал: «Исторические законы существуют только в идее, в качестве постулатов.
Точно так же и в области массовых явлений, например в экономической истории,
нет никаких законов, а есть лишь выведенные путем аналогии эмпирические обобщения...
Правда, эти обобщения могут служить путеводной нитью при установлении и
группировке фактов и часто дают тому или другому предположению высокую степень
вероятности; но каждое такое предположение всегда нуждается в специальной
проверке на самом фактическом материале».
Если
предполагается, что задача истории — открытие общих законов, управляющих ходом
исторических событий, то из нее, утверждает Мейер, как нежелательные элементы,
устраняются три важных фактора: случайность, свободная воля и идеи людей.
Исторически значимое отождествляется с типичным или
повторяющимся, а индивидуальность превращается всего лишь в пример проявления
общих законов. Подлинным предметом исторической мысли, по мнению Мейера,
является событие как таковое, факт в его индивидуальной неповторимости;
исторических законов не существует, а случай и свободная воля не могут быть удалены
из истории без нарушения самой ее сущности.
Трудность
состояла в разграничении бесконечного множества событий, которые в свое время
действительно произошли, и гораздо меньшего числа событий, которые могут быть
исследованы историками. Для Мейера историческими являются лишь те события,
которые привели к определенным последствиям. Он пытается ограничить число
объектов, заслуживающих внимания историка, вводя новый принцип отбора,
основанный на интересах историка и общества, представителем которого он является.
Именно историк сам порождает проблемы, которые стремится решить, и тем самым
создает установки для изучения материала. Этот субъективный элемент - существенный
фактор любого
Мейер
Э. Теоретические и методологические вопросы истории: Философско-исторические
исследования. М., 1911. С. 36—37.
исторического
знания. Какой бы значительной информацией мы ни располагали о том или ином периоде,
мы всегда можем узнать о нем еще больше, изменив тем самым результаты
исследований, казавшиеся до сих пор вполне надежными.
Концепция
Мейера подверглась критике со стороны выдающегося немецкого мыслителя МАКСА
ВЕБЕРА (1864—1920), который, хотя и признавал событийно-индивидуальную историю,
подчеркивал познаваемость общих черт действительности, их сопоставимость с идеальным
типом, сконструированным на уровне теории, научной моделью, предполагавшей
известное согласие между исследователями относительно характерных черт изучаемой
реальности. Вебер подчеркивал, что идеальный тип — это аналитическая конструкция,
создаваемая исследователем не произвольно, а путем «мыслительного усиления определенных
элементов действительности». Он отвергал присущее неокантианству радикальное противопоставление
наук о природе и паук о культуре по степени
использования в них способа генерализации. В полемике с Мейером Вебер выступал
против установления жестких границ между социальными и естественными науками
на том основании, будто в задачу истории входит только фиксация фактов, которые
служат строительным материалом для «подлинной научной работы». К сожалению, —
продолжал он критику неокантианской историографии, — сами историки в стремлении
обосновать специфику истории как профессии способствовали предубеждению, согласно
которому историческое исследование есть нечто качественно иное, чем научная
работа. Однако историческая наука является теоретической и даже номотетической, так как нуждается в теоретическом знании
как необходимой предпосылке эмпирического исследования.
В
отличие от Риккерта, акцентировавшего
внимание на уникальности культурных явлений, Вебер отыскивал те характерные
черты действительности, которые несут в себе элементы повторяемости. Поэтому
конструируемые им понятия являются не только идеальными, но и типическими. Историки,
по Веберу, не воспроизводят события так, «как они, собственно, происходили»,
не отражают историческую действительность, а творчески ее конструируют, создают
ее научный образ, опираясь в своих исходных посылках на ее реальные черты и
выявляя сущностные характеристики с помощью системы научных понятий. Таким
образом, идеальный тип конструируется из элементов исторической
действительности и служит ее познанию. При этом, будучи мыслительной
конструкцией, идеальный тип предполагал возможность существования иных гипотетических
конструкций, научных моделей того же исторического явления, а следовательно, и
многообразие подходов к изучению реальности, возможность использования
различных методологий для создания обобщающего образа того или иного
культурно-исторического явления.
Но
если главным инструментом познания является субъективная категория, то может
ли полученное с ее помощью знание претендовать на истинность? Отвечая на этот
вопрос, Вебер существенно модернизировал неокантианскую теорию ценностей,
перенеся последние в мир истории, превратив их в продукт культурного развития
общества. Отнесение изучаемого явления к историчным по своей природе ценностям
позволяет получать хотя и не абсолютную, по
гипотетическую истину. Веберовский идеальный тип
выступает в познавательном процессе в качестве научной модели, которая не схематизирует
исторический материал, а напротив, в зависимости от
этого материала сама может видоизменяться или даже вовсе быть отброшена
исследователем. Так закладывались основы современной исторический э п и с т е м о л о г и и
- теории исторического познания, хотя в полной морс веберовское
учение об идеальном типе получило признание в мировой науке только в последней
трети XX в.
В
трудах Макса Вебера намечались контуры новой парадигмы истории, сохранившей
определенную преемственность с парадигмой XIX в. Однако естественный процесс
методологического перевооружения исторической науки был резко нарушен
катастрофическими потрясениями начала века, вызвавшими ее общий кризис.
Российская историография и «русская
историческая школа»
России
второй половины XIX — начала XX в. сосуществовали последователи всех известных
европейских школ. Большинство русских ученых признавало научный и одновременно
специфический характер исторического познания, основанного на критическом
анализе источников и беспристрастном изложении материала.
Позитивистская
концепция исторического знания очень долго сохраняла прочные позиции и в некоторых
своих версиях давала весьма впечатляющие результаты, Ее разделяли (с некоторыми
поправками) такие крупные российские историки, как В. О. Ключевский, Н. П. Кароев, М. М. Ковалевский и др.
В 50-е гг. XIX в. ведущую роль играли воспитанные на
критическом методе ученые «петербургской исторической школы» (М. С. Кугорга, М. М. Стасюлсвич и др.),
но в 1860-1870-е гг. центр передовой исторической науки переместился в Москву,
где прочно сохранялись традиции Т. Н. Грановского и его ближайших учеников,
прежде всего П. Н. Кудрявцева (1816-1858) и С.М. Соловьева (1820—1879), который
в 1864-1870 гг. избирался деканом
историко-филологического факультета, а в 1871-1877 гг, — ректором университета.
ВЗГЛЯДЫ
ТИМОФЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ГРАНОВСКОГО (1813—1855) отличало стремление к активизации
социальной функции истории. Это очень точно подметил Н. Г. Чернышевский,
считая, что весь характер деятельности Грановского объясняется его служением
не личной ученой славе, а обществу.
Грановского
отличали широкая эрудиция, исключительная способность к историческому синтезу,
умение ярко обрисовать целую эпоху. Много лет проработав в русле романтической
историографии, Грановский уже в 1852 г. в своей речи «О современном состоянии
и развитии всеобщей истории» выдвинул тезис о том, что история должна
заимствовать метод у естественных наук, стремиться стать подлинной наукой и в
этих целях даже отказаться от притязаний на художественную законченность формы.
Тогда же он начал корректировать в позитивистском духе свои лекции по
средневековой истории.
Выдающийся
российский историк ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ГЕРЬЕ (1837—1919) был непосредственным
продолжателем традиций Т. Н. Грановского. Он учился в Московском университете
как раз в период профессорской деятельности Грановского и впоследствии
подчеркивал, что значение исторической кафедры, когда ее занимал Грановский,
выходило за пределы университетской аудитории и глубоко захватывало всю
область русского общественного сознания. Впрочем, Герье выступал против
позитивистской историографии, и в частности резко критиковал «Историю цивилизации»
Бокля, поясняя, что, поскольку главными источниками
историка остаются произведения человека, а главным предметом изучения —
поступки людей, историческое познание должно опираться на психологический анализ.
Историк подчеркивал влияние идей на судьбу народов и ход цивилизации.
Герье
впервые в России ввел в образовательную практику исторические семинары по
немецкому образцу, выбирая для занятий со студентами самые разнообразные темы
по социальной и экономической истории, хотя сам в своих исторических работах
изучал историю идей.
В
рамках этих семинаров сформировались взгляды ряда крупнейших российских
историков, впоследствии возглавивших кафедры всеобщей истории во многих университетах
России (Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, М. С. Королип
и др.) и прославивших русскую историографическую школу.
Друг
Герье, крупнейший русский историк Василий Осипович Ключевский (1841—1911) порвал
с теоретическими установками «государственной школы» и рассматривал российскую
историю как часть всеобщей. Мечтая создать науку об общих законах строения
человеческих обществ, приложение которых не зависит от преходящих местных
условий, он выстроил свою оригинальную историческую концепцию. На вопрос о том,
что составляет предмет исторического изучения, Ключевский отвечал, что этим предметом
служат происхождение, развитие и свойства людских союзов. Он искал наиболее
существенное в истории народа, выявляя характерные обстоятельства, определявшие
его жизнь на разных этапах истории, и видел главную особенность истории
великороссов в природном факторе, стимулировавшем непрерывные миграции
населения. Выделив четыре «исторические силы», определявшие в своей
совокупности исторический процесс — природу страны, физическую природу
человека, личность и общество, — Ключевский создал синтетическую концепцию,
которая связывала природные условия и человеческую социальность.
В
духе позитивистской ориентации на принципы естественнонаучного знания
Ключевский поставил в курсе «Методология русской истории» вопрос о различении
субъективного метода, делающего из истории средство общественного воспитания, и
метода объективного, направленного на научное познание прошлого. По его
мнению, в основе субъективного метода находится стремление обосновать истоки и
постепенное становление современной культуры человечества, а потому отбираются
только те исторические факты, которые имеют отношение к этому процессу. Но
человечество неоднородно, и вполне естественно, что эта подборка фактов и их
оценка у историков, принадлежащих к разным культурам, отличаются друг от
друга. «Такое историческое изучение, — писал Ключевский, — отправляется не от
исторического явления, а от личного кругозора изучающего, т. е. не от
изучаемого объекта, а от изучающего субъекта, и, следовательно, исходным
пунктом изучения становится точка зрения изучающего». Что касается объективного
метода, то в его основе лежит взгляд на современную культуру не как на итог
развития человечества, а как на одно из его состояний,
Ключевский
В. О. Сочинения: В 9 т. М, 1989. Т. 4. С. 72.
и
задачей становится изучение «самого исторического движения». В этом случае
теряет свое значение даже хронологическая последоваельность
явлений, поскольку важно не то, что после чего следует,
а то, что из чего следует, и, соответственно, необходимы иные приемы
исследования: наблюдение, сопоставление и обобщение явлений.
На
становление «русской исторической школы» всеобщей истории (такое название ей
дали зарубежные ученые, высоко оценившие научные достижения своих российских
коллег) огромное воздействие оказала связь историков с Московским
университетом. На формирование ее научной проблематики и активной общественной
позиции повлияла социально-политическая обстановка в пореформенной России.
Приоритетные темы группировались вокруг истории социальных отношений и социальной
борьбы, особенно в переломные периоды развития общества. Историки неизменно
подчеркивали воспитательную и общественную функции их науки, систематически
занимались публицистической и просветительской деятельностью, видя в этом долг
ученого.
Ближайшим
преемником Герье по Московскому университету был выдающийся русский медиевист
ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ ВИНОГРАДОВ (1854—1925). В центре его научных интересов стояли
проблемы происхождения и развития западноевропейского феодализма. Виноградов
являлся одним из крупнейших представителей позитивистской историографии. Он
подчеркивал свой интерес к социальной истории, а история права, которая была
главным предметом его занятий, представлялась ему как аспект социальной
истории. В 1901 г. он был вынужден подать в отставку и уехать в Англию, где
его знали и ценили и где ему была предоставлена
кафедра в Оксфордском университете. В оксфордском семинаре Виноградова
принимали участие молодые европейские и американские ученые. Как выдающееся
достижение науки к началу XX в. Виноградов
оценивал тот факт, что общественное развитие стало пониматься не как сцепление
случайностей, а как результат действия законов. Однако, возражая против
взгляда на историю как исключительно или главным образом науку, устанавливающую
причины явлений, он утверждал, что многие из исторических фактов сами по себе
вызывают глубокий интерес, который делает их достойными изучения независимо от
какой-либо возможности связать их вместе посредством законов.
Учеником
Герье был также выдающийся ученый и педагог НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КАРЕЕВ (1850—1931),
ПОСВЯТИВШИЙ СВОЮ научную деятельность преимущественно истории нового времени.
Главным предметом исследовательской работы Кареева была история Великой французской
революции и ее предпосылок. Убежденный в том, что
историки учатся работать но не историческим
руководствам методологического содержания, а читая исторические сочинения
авторитетных ученых и решая исторические задачи с помощью опытных
преподавателей, Кареев, тем не менее, много и плодотворно занимался теорией
истории. Ему принадлежит большое число работ по философским и методологическим
проблемам исторической науки. Взгляды русского ученого на роль социологии и
научный статус истории отличались и от контовских, и от неокантианских. Уже в 1883 г., предвосхищая последующее
развитие исторической мысли, он ввел различие между науками феноменологическими,
к которым относил историю, и номологическими. История
трактовалась им как описательная дисциплина, имеющая дело с индивидуальными и
неповторимыми фактами. Это вело к отрицанию существования особых исторических
законов (за что автор и был подвергнут критике со
стороны коллег-позитивистов), поскольку история понималась им как процесс,
состоящий из последовательной смены явлений, которые предстают в данной
совокупности лишь однажды. И хотя Кареев признавал, что в истории, как и в
природе, все закономерно, он полагал, что эти закономерности по своему
характеру являются не историческими, а психологическими и социологическими.
Ученый считал, что и природу, и историю возможно
познавать обоими методами, т. е. генерализирующим и индивидуализирующим. В
изучении истории вероятны разные ступени познания: от конкретных индивидуальных
деталей до общих абстрактных характеристик. Вместе с тем
Кареев видел задачу истории не в том, чтобы открывать какие-либо законы,
предсказывать будущее или давать практические наставления, а в том, чтобы
изучать отдельные события прошлого.
Целостная
концепция общей теории истории включала, по Карееву, историологию
(теорию исторического процесса), в которой особое место уделялось разработке проблемы
личности в истории; историку (теорию исторического познания) и теорию
исторического преподавания. Многочисленные учебники Кареева
по всем разделам истории демонстрировали эталон методической оснащенности.
Видным
представителем позитивистского направления в русской историографии был ИВАН
Васильевич лучицкий (1846— 1918), который выражал
уверенность в существовании общих исторических законов и в принципиальной
возможности их познания. Ученый опирался на массовый документальный материал,
поддававшийся статистической обработке. Большинство его работ было посвящено
социально-экономической истории, проблемам истории крестьянства в средние века
или накануне и во время Великой французской революции XVIII в.
Выдающимся
русским историком-позитивистом поколения Виноградова, Кареева, Лучицкого был МАКСИМ МАКСИМОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ (1851 —1916).
Он занимался историей права и экономической историей, а также, подобно Карееву, проблемами социологии, причем строил свой научный
метод, не разрабатывая общие теории и гипотезы, а обобщая фактический материал
конкретно-исторических исследований. Являясь последователем и продолжателем
Конта, он длительное время находился под непосредственным влиянием Маркса,
назвавшего его даже одним из своих друзей по науке. Ковалевский интересовался,
с одной стороны, вопросом о происхождении и функционировании английского
местного самоуправления — темой, привлекавшей многих европейских
историков-либералов, с другой — социально-экономической историей средневековой
Англии.
Для
российской историографии последней четверти XIX в. было характерно особое внимание к истории западного общества.
Стимулом к изучению истории Западной Европы эпохи средневековья и нового
времени представителями «русской исторической школы» было их стремление понять
некоторые общие закономерности и опереться на опыт стран, уже прошедших тот
путь, который предстоял России. Все крупные историки «русской исторической
школы» стремились сочетать конкретно-исторические исследования с разработкой
теоретико-методологических и историко-социологических проблем. Они признавали
существование исторической закономерности, органической связи прошлого и
настоящего, историчности правовых и политических форм. В своих
конкретно-исторических исследованиях они искали ключи к пониманию перспектив
перехода России от феодализма к капитализму по западному пути. Именно это обстоятельство
имел в виду Виноградов, когда подчеркивал, что вопросы, которые в Западной
Европе предоставлены антикварам, в России все еще являются злободневными.
Свято веря в «уроки истории», российские ученые стремились выделить наиболее ценное
в западном опыте и «примерить» его к настоящему и будущему России.
Представители
этой школы подчеркивали идеологический момент в мотивации своей профессиональной
деятельности, ее связь с теми политическими интересами, которые сформировались
у интеллигентов их поколения, наблюдавших последствия реформы 1861 г. и
размышлявших о судьбах российского крестьянства. Запросы и потребности
современной российской жизни, несомненно, задавали определенное направление
научному поиску историков «русской школы» или, по крайней мере,
ним
из них был известный французский историк нюма ДЕНИ ФЮСТЕЛЬ
ДЕ КУЛАНЖ (1830—1889), у которого культ факта превратился в культ письменных
источников. Следуя девизу «Тексты, все тексты, ничего, кроме текстов!», он был
убежден, что прошлое непосредственно предстает перед историком в источниках, а
потому историческая наука сводится «к здравому толкованию документов».
Соотечественники
Фюстеля де Куланжа — ШАРЛЬ
ВИКТОР ЛАНГЛУА (1863—1929) И ШАРЛЬ СЕНЬОБОС (1854—1942), обобщив опыт
историографии XIX в., дали в своем знаменитом «Введении в изучение истории»
(1897) свод правил критики источников. В этом сочинении, которое долгое время
было своеобразной «библией позитивистского историзма», утверждалось: «История пишется
по документам. Документы — это следы, оставленные мыслями и действиями некогда
живших людей. Лишь очень немногие из человеческих мыслей и поступков оставляют
после себя заметные следы; к тому же следы эти редко бывают долговечными:
чтобы стереть их, достаточно простой случайности. Всякая же мысль и всякий поступок,
не оставившие прямого следа или видимый след которых
исчез, навсегда потерян для истории, как если бы он никогда не существовал. За
неимением документов, история обширных периодов прошлого человечества
останется навсегда неизвестной. Ничто не может заменить документов: нет их, нет
и истории».
При этом они обращали особое внимание на то, что
каждый документ требует критического исследования с опорой на точный метод и
соблюдением многочисленных предосторожностей, а самой этой процедуре должна
предшествовать эвристика (поиск и сбор документов, необходимых для изучения
того или иного вопроса), которая составляет первую и одну из самых главных
частей работы историка. Неполнота
источников, даже с применением в их анализе всех предписанных правил, приводит
к самым серьезным ошибкам и искажениям. Огромное значение придавалось
вспомогательным дисциплинам, их роли в профессиональной подготовке историка.
Допускалось два ряда вопросов, соответствующих двум рядам процессов, путем
которых составляется документ: во-первых, следовало обнаружить, что его автор
действительно думал, потому что он мог быть неискренен («критика достоверности»);
во-вторых, надо было определить, что он действительно знал, потому что он мог- ошибаться («критика точности»). Когда автор неизвестен,
возникает новая проблема: поскольку критика действует, мысленно воспроизводя
условия труда автора, то в случае анонимного. свидетельства она может воспользоваться только одним приемом
— изучить общий характер документа.
Подчеркивая
трудности исторического познания, Ланглуа и Сеньобос заявляли, что прошедшую реальность историк не наблюдает,
он знает ее только но сходству с существующей реальностью.
Одновременно изменилось понятие факта и вера в его абсолютную объективность, а
также убежденность в универсальности научного метода. Поскольку исторические
факты узнаются только косвенным путем, по оставшимся от них следам, и историческое
знание, таким образом, не основано на непосредственном наблюдении, то и метод
исторической науки должен коренным образом отличаться от метода положительных
наук, т. е. всех наук, кроме геологии, которые основаны на непосредственном
наблюдении. Действительно, хотя следы прошлого, называемые историческими
памятниками, историк наблюдает непосредственно, дальше он действует
исключительно путем умозаключений, руководствуясь принципами исторической
критики. Если во всех науках, основанных на наблюдении, подчеркивали Ланглуа и Сеньобос, исходной
точкой для умозаключений служит сам наблюдаемый факт, то для историка отправной
пункт — документ, а конечная цель исследования — факты прошлого. И между этой
отправной точкой и конечной целью нужно пройти ряд тесно связанных друг с другом
умозаключений, рискуя то и дело впасть в ошибку. Исторический, или косвенный,
метод в силу этого гораздо уязвимее метода, основанного на непосредственном
наблюдении. Но только он позволяет историкам установить истину.
Наряду
с внешней и внутренней критикой источников, считавшихся важнейшей частью
исторического метода, Ланглуа и Сеньобос
специально остановились на проблеме синтеза полученных разрозненных фактов и
выстроили целый ряд процедур, необходимых для того, чтобы сгруппировать изолированные
факты в научное целое. Во-первых, это создание в воображении историка
мысленного образа, максимально похожего на тот, какой могло бы дать
непосредственное наблюдение факта прошлого. Во-вторых, это группировка
полученных фактов на основе предположения о том, что совокупность явлений
настоящего аналогична совокупности явлений прошлого. В-третьих, это заполнение
неизбежных пробелов в рядах фактов (ввиду отсутствия следов в сохранившихся
источниках) посредством рассуждений и умозаключений, исходя из уже достоверно
известных фактов. В-четвертых, это сведение массы фактов к некоторым формулам,
позволяющим выяснить их общие признаки (данный процесс приводит к окончательным
выводам и венчает историческое построение с научной точкой премия).И наконец, в-пятых, изложение результатов работы.
Первым
в мировой литературе фундаментальным исследованием своеобразия исторического
познания с неокантианских позиций стал двухтомный труд выдающегося русского
историка АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО (1863-1919) «Методология
истории» (1910-1913), опубликованный в качестве пособия к лекциям, прочитанным
студентам Санкт-Петербургского университета. В этой книге впервые было
обосновано определение методологии истории как особой отрасли научно-исторического
знания.
В русле неокантианской методологии Лаппо-Данилевским
были поставлены коренные вопросы исторического познания, по сей день
сохраняющие свою актуальность: принципы исторического знания, критерии оценки,
познавательные цели 1 объект исторической науки, специфика исторического факта,
методология источниковедения и т. п. Лаппо-Данилевский подчеркивал тесную
связь между теорией исторического знания (определяющей исходные принципы
исторического познания), методологией источниковедения (устанавливающей
принципы и приемы, на основании и при помощи которых историк, пользуясь известными ему
источниками, утверждает, что интересующий его факт действительно существовал)
и, наконец, методологией исторического построения (с ее принципами и приемами,
при помощи которых историк объясняет этот факт). Источник понимался как
реализованный продукт человеческой психики, объективированная форма
человеческого творчества. Автором были рассмотрены основные виды источников,
принципы их классификации, методы интерпретации и критики.
Историк
изучает индивидуальные события, по поскольку
действительность слишком разнообразна, чтобы ее можно было изобразить во всей
полноте индивидуальных черт, то необходимо осуществить процедуру отбора
фактического материала в соответствии с представлением о его историческом значении
и ценности. Однако историк судит об историческом значении индивидуального не
только по его ценному содержанию, но и по степени его действенности, или
влияния. Сочетание ценности и действенности индивидуального служит критерием
отбора исторических фактов. Следующая необходимая процедура — построение
целостного образа исследуемого объекта на основе понимания и переживания его
ценности. При этом каждый отдельный факт определяется в своей индивидуальности
как незаменимая часть целого.
При
признании субъективной стороны исторического познания, научность и
объективность исторического описания могла быть все же обеспечена высоким
профессионализмом историка, строгим критическим анализом источников,
использованием норм и правил проведения синтетических процедур. Историк,
который применяет научные методы изучения и критики свидетельств прошлого, стоит на достаточно прочной основе. В науке иод критикой понимают совокупность приемов, направленных на
выявление ценности источника. Задача научной критики состоит в том, чтобы,
вскрыв различные недостатки и пробелы в показаниях источника, лучше его понять
и восстановить его подлинный смысл.
Разумеется,
материалы, которыми располагает историк, даже в своей совокупности представляют
лишь часть объекта изучения, в то время как целое давно исчезло и существует
лишь в той мере, в какой его может воссоздать историк. Следовательно, то, что
мы знаем как историю, — лишь часть человеческого прошлого, которая поддается
сознательной реконструкции на основании имеющихся свидетельств и привлекаемых
историком косвенных данных. При этом уже Ланглуа и Сеньобос считали требование не использовать выводы других
историков, содержащихся в так называемых вторичных источниках, чрезмерными:
«Такая сложная паука, как история, где прежде, чем формулировать вывод,
приходится, обыкновенно, накоплять факты миллионами, не может основываться на
подобном вечном написании снова. Историческое построение не делается прямо по
рукописям, точно так же как история «не пишется по рукописям» на одном и том
же основании — ради сбережения времени. Чтобы двигать вперед науку, нужно
комбинировать выводы, добытые тысячами частичных работ».
' Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в
изучение истории. СПб., 1899. С. 184.