Репина
Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В.
Зверева, М. Ю. Парамонова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 288 с.
Глава 8 ИСТОРИЯ В XX в.: КРИЗИСЫ И
РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Как
бы ни были хронологически удалены события, в действительности любая история
отсылает к нуждам ситуации настоящего, вибрации которого помогают услышать
факты.
Бенедетто
Кроче
На
протяжении XX в. историческая
наука не раз претерпевала радикальные изменения, которые ученые назвали поворотами.
Эти изменения касались понимания предмета науки, ее содержания, проблематики,
методов исследования и в конечном счете ее
профессионально-научного и социального статуса.
Кризис
историографии в XX в. был
связан со сменой научных парадигм, принципов и методов познания, а также с
изменениями социального статуса исторической науки. В любой отрасли знания в
какой-то момент возникает ситуация, когда ее доминирующая научная модель
оказывается не в состоянии объяснить полученные научным сообществом новые
результаты. Усиливается разрыв между эмпирическими данными науки и ее теоретическими
постулатами. Период кризиса — это период ломки старой парадигмы науки и
активного поиска ее нового образа, соответствующего изменившимся реалиям.
Поэтому он характеризуется острыми методологическими дискуссиями, появлением
конкурирующих исследовательских стратегий, существенным расширением самого
познавательного поля науки.
Кризис исторической науки в XX в. являлся закономерным
следствием бурного развития исторического познания предшествующего столетия, в
результате чего возникла острая потребность привести теоретическое знание об
истории в соответствие с ее значительно расширившейся эмпирической базой.
Пересмотр
старой научной парадигмы начался уже на рубеже XIX—XX вв. с утверждения принципиального
различия между историческим и естественнонаучным познанием, что
в конце концов привело к радикальным изменениям в самом образе истории. Однако
в первом десятилетии XX в. никто еще не отрицал, что история является наукой,
имеющей дело с конкретным, единичным, неразложимым на более простые элементы
историческим фактом. Более решительная атака на позитивизм была предпринята
только накануне и во время Первой мировой войны.
Начавшийся на рубеже веков методологический кризис в годы войны получил
колоссальный импульс и превратился в общий кризис исторической науки.
Будучи
формой самосознания общества, история чутко реагирует на его проблемы, и чем
эти проблемы значительнее и острее, тем масштабнее их влияние на состояние
науки. Вот почему проблема кризиса исторической науки имеет еще и выраженный
социальный аспект, который существенно осложняет и обостряет все его течение. Потрясения
начала века развеяли оптимистическую уверенность в безостановочном поступательном
развитии западной цивилизации, способной гармонично решать все свои проблемы.
Рушилась теория прогресса, вновь появилось стремление найти идеал в прошлом.
Вместе с оптимистическими ожиданиями потерпел крушение образ самой истории —
мудрой наставницы жизни, способной на основании глубокого понимания прошлого
прорицать будущее. Остро встал вопрос о том, нужна ли история вообще.
Важную роль в пересмотре основных принципов исторического
познания сыграл и произошедший в конце XIX — начале XX в. переворот в научной
мысли — революция в физике. Теория
относительности Альберта Эйнштейна и другие великие открытия в физике и математике
обосновали новую, релятивистскую, картину мира (пришедшую на смену
механистической), исходящую из признания органической связи пространства и времени
с движением материи и вытекающего отсюда вероятностного характера
естественнонаучных законов и, соответственно, вероятностной, относительной природы
научной истины.
О
глобальном значении этой научной революции очень точно сказал позднее Люсьен Февр; «Ясно как день, что фактической отправной точкой всех
новых концепций, овладевших учеными (или, вернее, исследователями, теми, кто
создает, кто движет вперед науку и чаще всего бывает
поглощен именно исследованиями, а не их осмыслением), — этой отправной точкой
была великая и драматическая теория относительности, потрясшая все здание
науки, каким оно представлялось людям моего поколения в годы их юности»".
Февр Л.
Бои за историю. М., 1991. С. 32.
Относительность исторического знания
Пересмотр
позитивистских эпистемологических основ исторического знания происходил под флагом
релятивизма и презентизма. Наиболее авторитетными и последовательными критиками
позитивизма были выдающиеся мыслители XX в. Б. Кроче и Р. Дж. Коллингвуд,
которые, вслед за Гегелем, представляли исторический процесс как историю
развития духа. Они утверждали, что история, в отлично от природы,
не может быть объективно отражена в сознании исследователя. Факты
природы и истории не являются фактами в одном и том же смысле слова. Факты
природы — то, что ученый может зримо воспринять или воспроизвести в
лаборатории. В роли фактов истории выступают события, случившиеся в прошлом, и
условия, которых больше не существует. Они становятся объектами исторической
мысли лишь после того, как перестают непосредственно восприниматься. В
распоряжении историка только документы или иные реликты, остатки прошлого, из
которых он и должен каким-то образом реконструировать факты. В этом и
заключается специфика исторического познания, в то время как все теории
познания, понимающие его как непосредственное отношение между субъектом и
объектом, существующими в настоящее время и противопоставленными друг другу,
делают историю как науку невозможной. Однако «теория исторического познания в
рамках здравого смысла», по выражению Р. Кол-лингвуда, предлагает собственный
критерий истины — соответствие утверждений, сделанных историком,
умозаключениям, которые он обнаруживает у своих авторитетов. Между этими
принципами лежит поле поисков нового критерия достоверности, без которого не
может быть критики источников.
Итальянский
историк и философ БЕНЕДЕТТО КРОЧЕ (1866— 1952) начинал свои первые исследования
как позитивист. Однако быстро ощутив ограниченность характерного для позитивизма
натуралистического подхода к истории, не оставлявшего места «ни для человека,
ни для истории человека», исследователь приходит к осознанию необходимости
создания национальной истории, понимаемой не как хроника событий, а как
«история чувств и духовной жизни». Философские взгляды Кроче претерпевают
весьма сложную эволюцию. Последовательно испытав на себе влияние неокантианства
и марксизма, он, наконец, приходит к гегельянской философии «абсолютного духа».
Основные
теоретические постулаты своей методологии исторического познания, которую
Кроче называл «абсолютным историзмом», он изложил в труде «Теория и история
историографии» (1915). Кроче стремился выявить преемственность, непрерывность
духовного развития каждого народа, трактовал историю как органическую связь
прошлого и настоящего. Главный пафос его концепции, близкой к взглядам Вико и
историографии романтизма, направлен па признание» и в процессе исторического
развития, и в процессе познания роли активной личности, творящей историю в
соответствии со своими нравственными, ценностными установками. Один из
основных постулатов «абсолютного историзма» - тезис о современности истории:
всякая подлинная история всегда современна, поскольку мы познаем ту историю,
которую важно знать в данный момент.
Историческое
сознание выступает необходимой предпосылкой действия, а главным творцом истории
в концепции Кроче является свободный, мыслящий индивид, руководствующийся в
своих поступках как совокупностью определенных общественных ценностей и
установок, так и волей Провидения, которую людям не дано познать. Индивид,
творящий историю, стремится пережить и переосмыслить прошлое в настоящем.
Объяснение причин событий Кроче искал внутри самого процесса мысли, а не во
внешних по отношению к нему факторах (Бог или закон), что было характерно для
других идеалистических и позитивистских концепций, а также для исторического
материализма.
В
США 20—30-х гг. XX в. сильные позиции занимали критики позитивизма, которые
делали упор на относительность исторического знания (так называемый
американский релятивизм). Была отвергнута классическая парадигма истории,
которая базировалась на убеждении в наличии твердых «кирпичиков»-фактов, существующих независимо от исследователей, которые
создают на их основе объективный образ истории. Видные американские ученые Ч.
Бирд и К. Беккер подчеркивали неизбежность личного воздействия историка на
результаты его исследования, невозможность объективного познания прошлого, коль
скоро в силу самой природы исторического процесса он не может нейтрально
относиться к тому, что изучает.
КАРЛ
ЛОТУС БЕККЕР (1873—1948) призывал к отказу от привычки думать об истории как
части внешнего мира и об исторических фактах как действительных событиях.
Релятивизм на американской почве вылился в презентистскую версию, исходный
принцип которой состоял в признании прошлого продуктом настоящего — прошлое
рисовалось как проекция настоящего, как воображаемый образ, не имеющий
независимой от исследователя опоры в реальности. Развивая это положение, ЧАРЛЗ
ОСТИН БИРД (1874—1948), глава одной из ведущих школ американской историографии
1930-х гг., ссылался на утверждение Кроче о том, что история есть не более чем
«современная мысль о прошлом». В своем знаменитом адресе» к
Американском исторической ассоциации (в качестве ее новоизбранного президента)
в 1933 г. Бирд, в частности, заявил: «История как мысль, а не как действительность,
документ или специальное знание — вот что реально означает термин «история» в
его самом широком и всеобщем смысле». Им развивалось представление о
субъективной природе исторического знания как акта веры, основанного на
свободном выборе историком фактов и исследовательских концепций: поскольку
силы историка ограничены, он не может использовать все факты
о каком-либо событии нового и новейшего времени и отбирает их для
исследования субъективно, сообразно обстоятельствам жизни и своим природным
свойствам. В практике конкретного исторического исследования относительная достоверность
результатов определялась соответствием его выводов гипотетическим основаниям
предлагаемой концепции.
Конечно,
сама по себе «прививка» релятивизма была необходима для достижения дисциплинарной
самостоятельности истории и развития собственного научного инструментария, но
столь радикальный пересмотр познавательных возможностей истории угрожал полной
потерей ею своего научного статуса. Признавалась возможность любых
интерпретаций истории: каждый человек сам себе историк, как утверждал Беккер
заголовком одной из своих статей. Однако те, кто отрицал представления об
объективном характере исторического знания, признавали профессиональные,
основанные на критике источников, труды, а
следовательно, на практике принимали всю или почти всю позитивистскую
методологию истории.
Умеренный
релятивизм, указывая на специфику исторического познания и его субъективную сторону,
в отличие от презентизма, имел более широкую методологическую базу и нашел
отражение в некоторых попытках построения синтетических концепций.
Едва
ли не первый опыт осмысления новой исторической реальности, рожденной Первой мировой войной и Октябрьской революцией, и,
соответственно, места и задач исторической науки принадлежит крупному
российскому ученому роберту Юрьевичу ВИППЕРУ (1859—1954), который рассматривал
глубокий кризис западной культуры как прямое следствие переживаемой эпохи, характеризующейся
ломкой привычного порядка вещей. Это неизбежно вело к радикальному пересмотру
всей системы исторических представлений, суть которого
Виппер усматривал
Beard СЛ. A. Written History as an Act o( Faith // American
Historical Review. 1934. Vol. 39. P. 219.
в
необходимости переосмысления самого предмета истории: место истории состояний
должна занять история событий. Иначе» говоря, полагал он, и в изучении, и в
преподавании взамен социальной и культурной истории на первый план выдвигаются
история политическая и история международных отношений. Таким образом,
приобретенный за годы войны и революции жизненный опыт радикально переменил взгляд
на историю, показав первенствующее значение событий, личностей, идей. Признавая,
что как материалистический, так и идеалистический подход, взятые каждый в отдельности,
являются недостаточными, односторонними, Виппер, тем не менее, настаивал, что именно
последний отвечает запросам людей нового поколения.
Другой российский ученый А. С. Лаппо-Данилевский,
создатель обширного систематического курса «Методология истории», подчеркивая
роль субъекта в процессе познания, зависимость устанавливаемого научного факта
от условий исследования, роль воззрений и ценностных установок, которые
возникли и сформировались за время, разделяющее объект исследования и то, что
является настоящим для историка, отстаивал синтезирующий характер исторического
знания.
В
концепции всеобщей, системной истории выдающегося русского историка и
религиозного философа ЛЬВА ПЛАТО-НОВИЧА КАРСАВИНА
(1882—1952) отвергалось противопоставление индивидуализирующего и
генерализирующего подходов к изучению истории человечества, поскольку всякая
индивидуальность воспринималась как абсолютное выражение определенной целостности.
Карсавин считал, что идея прогресса не учитывает противоречивость процесса развития
и, закрывая путь к подлинному пониманию как прошлого, так и настоящего,
обесценивает историю. Предмет истории он определял как человечество в его
социальном (т. е. общественном, политическом, материально-
и духовно-культурном) развитии, в едином и непрерывном процессе, ни одна из
сторон которого не может быть признана причиной, однозначно определяющей остальные.
Идеи
Карсавина о подходе к изучению истории, развитые в работах «Введение в историю:
Теория истории» (1920) и «Философия истории» (1922), не были должным образом
оценены его современниками, они оказались востребованными в отечественной
историографии лишь на исходе XX столетия.
Выдающийся
британский историк и философ РОБИН ДЖОРДЖ КОЛЛИНГВУД (1888—1943) определял
предмет исторического знания как «res gestae -- действия людей, совершенные в
прошлом». Представляя исторический факт как перевоплощение мысли действующего
лица в сознании историка, он уделял большое внимание характеристике
доказательств и рассуждений.
По
мнению Коллингвуда, отправным пунктом организации знания в точных науках
являются допущения, в истории — факты. Исторический метод заключается в
интерпретации фактических данных, которые «по отдельности называются
документами». Историческое познание не зависит пи от авторитета, ни от памяти.
Коллингвуд подчеркивал, что историк может вновь открыть то, что было полностью
забыто в результате утраты свидетельств о нем: он может даже открыть что-то, о
чем до него никто не знал. Ученый интерполирует между высказываниями, извлеченными
из источников, другие высказывания, предполагаемые ими. Однако этот акт
интерполяции отнюдь не произволен, это конструкция иного типа, чем та, что
создается историческим романистом, она не включает ничего такого, что не
вытекает с необходимостью из имеющихся данных.
Коллингвуд
сформулировал принципы профессиональной истории следующим образом: «Историк
имеет право и обязан, пользуясь методами, присущими его науке, составить
собственное суждение о том, каково правильное решение любой программы,
встающей перед ним в процессе его работы». Иными словами, историк всегда заново
исследует изученные ранее факты. Его выводы, в отличие от общезначимых выводов
физика, — всегда его личное переживание и суждение.
Коллингвуд
утверждал, что историк, исследуя любое событие прошлого, проводит грань между
тем, что можно назвать внешней и внутренней сторонами данного события. Под
внешней стороной события он подразумевал все, что может быть описано в
терминах, относящихся к телам и их движениям: переход Цезаря в сопровождении
определенных людей через реку, именуемую Рубикон, в определенное время или же
капли его крови на полу здания сената в другое время. Под внутренней стороной
события он понимал то, что может быть описано только с помощью категорий
мысли: вызов, брошенный Цезарем законам Республики, или же столкновение его
конституционной политики с политикой его убийц. Коллингвуд подчеркивал, что
работа историка может начаться с выявления внешней стороны события, но она
никогда этим не завершается: «Он всегда должен помнить, что событие было
действием и что его главная задача — мысленное проникновение в это действие, проникновение,
ставящее своей целью познание мысли того, кто его предпринял...»".
Доказывая, что историк не обязан и не может подражать естествоиспытателю,
занимаясь поиском причин и законов событий, Коллингвуд отмечал, что это не
означает, что такой
"
Коллингвуд Р. Идея истории; Автобиография. М., 1980. С. 244. " Там же. С.
203.
термин,
как «причина», совершенно неуместен при описании исторических событий; это
значит только то, что он используется здесь в особом смысле. Когда историк спрашивает:
«Почему Брут убил Цезаря?», то его вопрос сводится к следующему: «Каковы были
мысли Брута, заставившие его принять решение об убийстве Цезаря?» Причина
события для историка тождественна мыслям того человека, действия которого это
событие вызвали.
Коллингвуд
писал, что история нужна для человеческого самопознания: «Познание самого себя
означает познание того, что вы в состоянии сделать, а так как никто не может
знать этого, не пытаясь действовать, то единственный ключ к ответу на вопрос,
что может сделать человек, лежит в его прошлых действиях. Ценность истории поэтому и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем,
что человек сделал, и тем самым — что он собой представляет».
Коллингвуд
противопоставлял ненаучную «историю ножниц и клея» и «научную историю». Первая,
по его мнению, сводится к отбору и комбинированию существующих свидетельств и
характерна для поздней античности и средних веков. С XVII в. получает
распространение критическая история, которую Коллингвуд, видя в ее основе стремление определить достоверность сведений источников,
считал всего лишь разновидностью «истории ножниц и клея». В XIX в. степень
достоверности источников также представляет несомненный интерес, но в рамках
«научной истории» исследователь анализирует источники, беря на себя инициативу
в решении вопроса о том, что он хочет найти в них. Если «историк ножниц и клея»
читает источники, исходя из допущения, что в них нет ничего, о чем бы они прямо
не говорили читателю, то «научный историк» добывает из них сведения, которые
на первый взгляд говорят о чем-то совершенно ином, а на самом деле дают ответ
на вопрос, который он поставил. Ученый разработал принципы исторической интерпретации,
основанной на стремлении историка войти в контекст изучаемой эпохи.
Коллингвуд
первым поставил в развернутой форме ключевой вопрос о «втором измерении исторической
мысли», или «истории истории». Размышляя над
расхождением между целью акта исторического воображения и его практикой, он
писал: «В принципе целью любого такого акта является использование всей совокупности
воспринимаемого здесь-и-теперь в качестве исходного материала для построения
логического вывода об историческом прошлом, развитие которого и привело к его
возникновению. На практике, однако, эта цель никогда не может быть достигнута.
Когитгнуд
Р. Идея истории; Автобиография. М., 1980. С. 14.
Воспринимаемое
здесь-и-теперь никогда не может быть воспринято и тем более объяснено во всей
его целостности, а бесконечное прошлое никогда не может быть схвачено
целиком». Кроме того, из-за непрекращающихся изменений в источниковой базе, в
методах и теоретической оснастке исторического исследования никакой результат
не будет окончательным. «Каждое новое поколение должно переписывать историю
по-своему, каждый же новый историк не удовлетворяется тем, что дает новые
ответы на старые вопросы: он должен пересматривать и сами вопросы. А так как
история — поток, в который нельзя вступить дважды, то даже отдельный историк,
работая над определенным предметом в течение какого-то времени, обнаруживает,
когда он пытается вернуться к старой проблеме, что сама проблема
изменилась»**. И, как подчеркивал сам Коллипгвуд, все ото
не аргументы в пользу исторического скептицизма. Это
блестящее обоснование важнейшего принципа историко-историографического
исследования: каждый исследователь занимает определенное место в историческом
процессе и может смотреть на него только с той точки зрения, которой он придерживается
в настоящий момент.
Экономическая история
Несмотря
на все очевидные перемены, позитивистскому «багажу» исторической пауки XIX в. — пониманию общества как
социального организма, концепции прогресса, идеалу постижения закономерностей
и каузальных связей между событиями и процессами, стоящими за действиями великих
людей, противопоставлению объективного и субъективного, материальных и
духовных факторов — предстояла еще долгая жизнь в XX столетии. Релятивизм шел
вразрез с убеждениями многих историков, которые продолжали видеть свое профессиональное
предназначение в адекватной реконструкции прошлого, а потому отстаивали
объективность фактологической основы исторической науки. Эта установка
историков-практиков находила философское обоснование в неопозитивистских
концепциях, которые развивались одновременно и параллельно с
антипозитивистскими. В рамках неопозитивизма, в частности, активно
разрабатывались логические принципы научного знания как такового, а также
изучались те нормы и правила, па ко-
Кохмшгвуд
Р. Идея истории; Автобиография. М., 1980. С. 236. Там же.
торые
опиралась аналитическая деятельность историка. Неопозитивистская философия
истории характеризовалась признанием роли в истории общих социологических и
психологических факторов и, соответственно, ведущей роли в историческом познании
объяснительных процедур - сопоставления изучаемых явлений со стандартами
поведения, мышления, типами, структурами отношений повседневности.
карл
РАЙМУНД ПОППЕР (1902—1994) резко критиковал «исто-рицизм» за попытку обнаружить
«законы эволюции», якобы дающие возможность предсказывать будущее. Одновременно
он справедливо отмечал черты сходства и различия естественнонаучного,
социального и исторического познания, придавая большое значение анализу
исследовательских процедур в исторической науке. По его мнению, эти процедуры
во многом могут быть отождествлены с теми, которые используются в физике. Не
отрицая наличия общих исторических законов, Поппер в то же время отмечал, что
они по большей части тривиальны и не способны выполнять ту функцию, которую
выполняют законы в теоретических пауках.
Наиболее
ярко неопозитивистский подход проявился в новой исторической дисциплине— экономической истории, имевшей самые тесные связи с
проблемами современности и успешно развивавшейся на фоне мировых экономических
кризисов. В начале XX в. она уже преподавалась в американских,
британских и французских университетах. Первые работы касались, как
правило, экономической политики государства и представляли собой самый удобный
переход от занятий политической историей. Но уже очень скоро
историко-экономические исследования сосредоточились на изучении движения цен, а
затем и вокруг феномена индустриализации, который вызывал наибольший интерес
у специалистов во всем мире. Результатом стало особое внимание к Британии —
первой стране, пережившей промышленную революцию.
Бурными
темпами развивалась специализация внутри исто-рико-экономических исследований:
по отраслям производства, регионам, корпорациям, постепенно охватывая все
аспекты экономической жизни прошлого, т. е. любую деятельность, связанную с
производством, обменом и потреблением. Однако характер и
неравномерное хронологическое и географическое распределение сохранившихся
источников жестко ограничивали возможность изучения экономической истории во
всей полноте, поскольку систематический сбор информации об экономике начался
только в XIX в. Знания о более ранних периодах историкам приходилось добывать
буквально по крупицам: интерес властей к экономической деятельности подданных
почти полностью ограничивался той ее частью, что облагалась налогами.
Круг вопросов экономической истории до XVIII в., на которые исследователи могли дать ответ с достаточной
долей уверенности, был резко ограничен скудостью данных.
В
экономической истории вместо героев и выдающихся личностей на авансцене
оказались объективные факторы, воздействие которых имело тенденцию
распространяться и на другие сферы общественной жизни. Более ранние труды по
экономической истории носили в основном описательный характер: в них
воссоздавалась картина хозяйственной жизни в определенный период, и не
проявлялось особого интереса к механизмам экономических перемен. Позже
большинство исследований было нацелено на раскрытие динамики роста или упадка
экономики в целом, а также по отдельным важнейшим отраслям. Острые споры
вызвали как раз векторы и механизмы этих изменений.
Французские ученые ФРАНСУА СИМИАН (1873—1935) и ЭРНЕСТ
ЛЯБРУСС (1895—1988) видели причины смены экономических циклов (подъема и спада)
в изменении стоимости денег, движении цен, колебаниях заработной платы, однако
широкое использование статистических методов в их работах не было самоцелью:
исследователи стремились связать динамику экономических процессов с
изменениями в социальных отношениях и коллективной психологии, с активностью
общественно-политических движений.
Британский историк РИЧАРД ТОУНИ (1880— 1962) изучал социально-экономические
предпосылки Английской буржуазной революции, а ДЖОН КЛЕПЭМ (1873—1946) в своей
трехтомной «Экономической истории Великобритании» (1926—1938) продемонстрировал
развитие всех отраслей экономики страны в XIX — начале XX в.
Постепенно
историки овладевали новыми методами, в том числе количественными, заимствуя их
у экономической науки, и пытались осмыслить изучаемые явления и процессы с
точки зрения теорий экономического роста. Часть историков-экономистов были
марксистами, а многие придерживались в своих объяснениях принципов так
называемого экономического материализма. Позднее, уже в середине века, все
больше историков-экономистов избирают количественный подход как основной —
для них вопросы и методы исследования во многом предопределяются не историей,
а экономической теорией. Главным образом речь в это время идет об эволюционных
теориях неопозитивистского толка, прежде всего так называемых теориях
экономического роста и индустриального (а позднее постиндустриального)
общества. Законы в этих теориях не были всеобщими, имели ограниченную зону
действия. Сторонники эволюционных теорий считали, что каждый период
экономической истории имеет собственные законы. Очевидно, что критерием, в соответствии
с которым производилось разделение на периоды, являлись основные характеристики
(т. е. те же экономические законы) каждого периода. Так получался
«заколдованный круг».
С обстоятельной и в высшей степени убедительной
критикой этих концепций выступил в то время один из крупнейших теоретиков XX
столетия ЛЮДВИГ ФОН мизес (1881—1973), который отмечал, что периодизация
экономической истории предполагает знание экономических законов, свойственных
каждому периоду, тогда как эти законы могуг быть открыты только путем исследования
отдельного периода без каких-либо ссылок на события, случающиеся за данными
временными рамками.
Предполагается, что на протяжении каждого из периодов экономической эволюции,
следующих в определенном порядке, экономические законы остаются неизменными, и
при этом ничего не говорится о переходе от одного периода к другому. Имеет ли
переходный период свои собственные законы? Кроме того, если допустить, что
законы экономического становления являются историческими фактами и поэтому
изменяются с течением исторических событий, то это, очевидно, противоречит
утверждению о существовании периодов, на протяжении которых не происходит
никаких изменений.
В
60—70-е гг. XX в. формируется школа
новой экономической истории, методология которой опирается главным образом на
количественный анализ и моделирование экономических процессов. Бурное развитие
этого направления в США привело впоследствии к выделению особой группы историков-клиометристов,
приверженцев количественных методов (Р. Фогела, С. Энгермана, Д. Норта и др.),
работы которых вышли далеко за пределы проблематики экономической истории — в
сферу изучения социальных и политических процессов. В 1970—1980-е гг. в рамках
новой экономической истории сложилась особая область исследования — история
бизнеса.
Цивилизационный и культурно-исторический
подходы к изучению прошлого
Наиболее
последовательное отрицание «научной истории» нашло отражение в знаменитой
книге немецкого историка и философа ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА (1880—1936) «Закат
Европы» (1918—1922). Полярность природы и истории, полагал мыслитель, образует
величайшую противоположность между двумя родами познания, которая равнозначна
противоположности научного и жизненного опыта. Иными словами, история, как
первоначальная и исконная форма жизненного опыта, не имеет ничего общего с
наукой. Отрицание научности истории воплощается Шпенглером в отрицании
причинности в мире исторических явлений. Центральное место в его построениях занимает
идея судьбы. Постижение судьбы, а значит, и самой истории, над которой она
царит, не поддается способам научного познания. Главным методом исторического
познания является интуиция.
По
мнению немецкого ученого, история представляет собой последовательность
замкнутых культурных образований. Каждая из культур имеет особенный характер,
выражающийся в разных сторонах их жизни и развития, но все они проходят
одинаковый цикл, напоминающий жизненный цикл биологического организма.
Шпенглер растворяет историю в жизнеописаниях цивилизаций, каждая из которых
рождается, растет, взрослеет, увядает и умирает, и то, что определяет ее зарождение,
изменение и исчезновение, проистекает из ее собственной природы. Цикл начинается
с варварства примитивной эпохи; затем развиваются политическая организация,
искусства и науки — от архаических к классическим
формам периода расцвета, сменяющегося консерватизмом эпохи декаданса; наконец,
культура приходит к новому варварству и своему концу. Таким образом, мыслитель
комбинирует идею замкнутости локальных структур с теорией культурно-исторических
циклов, причем теория Шпенглера фиксирует не только
фазы циклического развития культуры, но и их продолжительность. Каждая фаза
культуры автоматически переходит в следующую, когда для этого наступит подходящее
время, безотносительно к тому, как могли бы вести себя индивиды, жившие в ту
пору. По сути дела, никакого исторического процесса не существует. Что бы
человек ни делал, это не имеет никакого значения для конечного результата.
Методология
Шпенглера была предназначена вовсе не для реконструкции претендовавшего на объективность
строго верифицируемого образа прошлого, а для создания картины будущего,
столь грандиозной и крупномасштабной, что там просто не могло быть места для
исторической детализации. К постижению истории ученого двигало стремление
постичь судьбы западной цивилизации в критический момент ее существования. В
истории исторической мысли XX в. он
открывает череду пророков, для которых обращение к прошлому является всего
лишь отправным пунктом для смелого прогнозирования будущего. Место анализа
исторических источников занимает не ограниченный никакими ручками свободный
полет авторской фантазии. О каких-либо проверяемых доказательствах здесь
просто не может быть речи. Не удивительно поэтому, что методология Шпенглера
вызывала острую и во многом справедливую критику профессиональных историков.
В
двенадцатитомном труде «Постижение истории» («Исследование истории»)
выдающегося британского ученого АРНОЛДА ТОЙНБИ (1889—1975), который начал
выходить в свет с 1934 г., предметом исторического исследования оказывается
жизнь человеческих обществ. Тойнби подразделяет историю
человечества на ряд локальных цивилизаций (которые в свою очередь делятся на
первичные, вторичные и третичные), имеющих одинаковую внутреннюю схему, или
функциональный закон, развития. Появление, становление и упадок
цивилизаций характеризуются такими факторами, как внешний Божественный толчок
и энергии, вызов и ответ и, наконец, уход и возвращение.
Признается, таким образом, некоторое закономерное движение по кругу.
Историческое время на манер
античной историографии понимается в известной мере как циклическое. Большое
значение приобретают сравнения и аналогии, позволяющие устанавливать циклы,
оценивать развитие во времени. При этом каждая из пяти основных выделяемых
историком цивилизаций (западная, восточно-христианская, исламская,
индуистская, дальневосточная) наследует черты предшествующих цивилизаций.
Среди
бесконечного множества задач историка наиболее важными оказываются
распознавание и разграничение основных структурных элементов исторического
процесса, называемых обществами, и исследование отношений между ними. Каждое
общество или примитивно, или цивилизованно. Примитивные общества, которых подавляющее
большинство, как правило, сравнительно невелики в смысле географического ареала
их обитания и популяции, относительно недолговечны и обычно находят свою
насильственную гибель, которую несет им либо цивилизованное общество, либо
вторжение другого нецивилизованного общества.
К
основным категориям Тойнби относит также всеобщее государство и всеобщую
церковь — организации, концентрирующие в себе соответственно всю политическую
и религиозную жизнь общества, внутри которого они возникли. Основываясь на этих
предпосылках, Тойнби приступает к решению главной задачи — сравнительному
изучению цивилизаций: как и почему они возникают, развиваются, гибнут. Затем, в
соответствии с планом исследования, он переходит к изучению природы универсальных
государств и церквей, героических эпох и контактов между цивилизациями в
пространстве и времени.
По
мнению Тойнби, историей правит Божественная идея, к пониманию которой можно
приблизиться лишь посредством интуиции и озарения. В рамках Божественного плана
носителем прогресса является творчество отдельных личностей. Тем не менее он не отрицает возможности объективного познания.
Тойнби рассматривает историю как некую совокупность готовых фактов, наблюдаемых,
регистрируемых и классифицируемых историком.
Во
взглядах Шпенглера и Тойнби есть много общих черт. Главное же различие состоит
в том, что у Шпенглера культуры совершенно обособлены друг от друга.
Взаимоотношения этих изолированных в пространстве и времени культур, сходство
между ними может установить только историк. У Тойнби же эти отношения хотя и
имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Для него
чрезвычайно важно, что некоторые общества, присоединяясь к другим, обеспечивают
тем самым непрерывность исторического процесса.
В
рамках историко-культурологической проблематики в межвоенные годы были
достигнуты выдающиеся результаты, существенно обогатившие понимание
исторического прошлого и методологию его изучения. В
значительной степени они были связаны с деятельностью нидерландского ученого ЙОХАНА
ХЕЙ-ЗИНГИ (1872—1945), имя которого прочно вошло в историю исторической мысли
XX в. Своей знаменитой книгой «Осень средневековья» (1919), посвященной исследованию
форм жизненного уклада и мышления во Франции и Нидерландах в XIV—XV вв.,
Хейзинга положил начало формированию нового направления исторического знания —
истории ментальностей. Не используя само это понятие, ученый обратился
к внутреннему миру, душевным переживаниям человека как к одному из важнейших
источников познания прошлого. На обширном материале
разнообразных источников автор рисует впечатляющий образ уходящей средневековой
культуры в ее последней жизненной фазе, воспроизводящий многоцветный мир
внутренних переживаний, чувств, страстей, надежд и страхов ее носителей, характерные
черты мировидения, поведенческие стереотипы и жизненные установки людей того
времени.
Особенно рельефно историзм Хейзинги проявляется в его
общей трактовке культуры XV в. как непрерывно изменявшейся во всех своих
элементах. В его изображении это
мир, полный динамики, многоцветья, в котором старое не просто увядало, а
трансформировалось, вступало в сложные отношения с изменяющейся исторической
действительностью.
Хейзинга
отрицал исторический детерминизм и возможность предсказания в истории: «История,
— писал он, — ничего не может предсказывать, кроме одного: ни один серьезный
поворот в человеческих отношениях не происходит в той форме, в которой
воображало его себе предшествующее поколение. Мы знаем наверняка, что события
будут развиваться иначе, не так, как мы м о ж е м их себе
представить».
Потребность
в историческом знании исследователь считал абсолютной потребностью, присущей человеку,
и дал развернутое обоснование основополагающего значения истории как интегрирующего
элемента культуры. Историческое знание, писал он, и есть культура. Поэтому история
может стать средством достижения столь необходимого в кризисное время
духовного согласия людей. Хейзинга определял историю как духовную форму, в
которой культура отдает себе отчет о своем прошлом. В его творчестве с
невиданной ранее в историко-философских трудах силой прозвучала тема человека в
истории. Он стоял у истоков таких интенсивно развивающихся направлений
современной науки, как историческая антропология и культурология.
«Служанка идеологии»
Идейно-политический момент всегда оказывал (и
оказывает) заметное воздействие на историографию от античности до дня
сегодняшнего. Изменяется только интенсивность этого воздействия на внутренний
мир науки и сфера его охвата, которые находятся в прямой зависимости от политического
режима и социальной обстановки в той или иной стране. Но есть периоды в истории
разных стран, когда мощность идеологического пресса оставляет только самую узкую
нишу для беспристрастного летописца. Так, в XX в. идейно-политическая составляющая вышла на первый план в
советской историографии. Конечно, в стране продолжали работать историки,
получившие профессиональную подготовку и сформировавшиеся как зрелые ученые в
дореволюционной России, но тенденция партийности и государственный контроль
нарастали с каждым годом.
С
установлением советской власти в России возникает ряд новых научно-исторических
центров. В Ленинграде в 1919 г. была создана Государственная академия истории
материальной культуры (ГАИМК), а в Москве в 1921 г. учрежден подчиненный
Наркомпросу Институт истории, который был одним из пяти учреждений,
объединенных в Российскую ассоциацию научно-исследовательских институтов
общественных наук (РЛНИОП). В 1927 г. создается отделение института в
Ленинграде. В 1926 г. была образована постоянная Историко-археографическая комиссия,
сосредоточившая свое внимание на памятниках русской истории. При
Коммунистической академии в 1926 г. основали Общество историков-марксистов с
собственным печатным органом — «Историк-марксист». И одновременно в средней
школе историю заменяли обществоведением, ликвидировали исторические факультеты
в университетах; ранние периоды истории не включались в программы.
В
конце 1920-х — начале 1930-х гг. главным содержанием работы научных учреждений
являлись бесконечные дискуссии о сущности и характере общественно-экономических
формаций. Со временем партийное вмешательство в работу исторических организаций
стало повседневным, а ход дискуссий и судьбы ученых определялись
постановлениями Совнаркома и ЦК ВКП(б). Например, об
«антимарксистских извращениях» «исторической школы М. Н. Покровского»
говорилось в постановлении ЦК ВКП(б) «О постановке
партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)»
(1938). С начала 1930-х и до начала 1940-х гг. исследователи констатируют
полное подчинение науки требованиям партийно-идеологической системы,
ликвидацию любой научной альтернативы марксизму и пресечение научных поисков в
самом марксизме.
В
1934 г. была проведена реформа преподавания истории в школах и восстановлены
исторические факультеты в университетах. Немного позднее были реорганизованы и
влились в Академию наук научно-исторические учреждения всех республик СССР.
Как писали тогда в газетах, историческая наука была постоянно предметом забот
и внимания со стороны партии и лично товарища Сталина. Эта неусыпная забота
имела следствием самые жесткие ограничения творческого поиска исследователей,
сведение его задач к подтверждению основных положений классиков
марксизма-ленинизма.
Официальная
идеология тоталитарных режимов неизменно «прибирала к рукам» национальную историографию
и историческое образование, как на Востоке, так и на Западе. Ярчайший пример —
распространение расистских исторических концепций в гитлеровской Германии, где
расизм получил статус официальной идеологии. Чего стоят только названия
выходивших в то время исторических монографий и обобщающих трудов: «Немецкая
история как судьба расы», «История как борьба рас», «Основы расовой и
территориальной истории немецкого народа», «Всемирная история на расовой
основе» и т.п. Появление работ, не соответствовавших официальной идеологии,
стало невозможным. В 1935 г. был создан Имперский институт истории новой
Германии. Многие известные немецкие историки были отстранены от преподавания по
расовым и политическим соображениям или эмигрировали. В конце 1943 г. в связи
с переходом к «тотальной войне» закрылось большинство исторических журналов и
научных учреждений.
Советская
историография, вооруженная «единственно верным» марксистско-ленинским учением,
прошла в XX в. долгий и чрезвычайно тяжелый путь, испытав все возможные
градации в накале классовой борьбы. Однако в наибольшей степени и, можно
сказать, глобально, идейно-политическая ангажированность захватила
историографию после Второй мировой войны. В ожесточенной
конфронтации двух мировых общественно-политических систем истории отводилась
немаловажная роль. И чем более ревностно она эту роль исполняла, предоставляя
каждой противоборствующей стороне идеологическое обеспечение ее программных
установок и политических доктрин, тем сильнее дискредитировала себя как
дисциплину, претендовавшую на получение научных знаний об историческом
прошлом, и тем серьезнее становились сомнения в принципиальной возможности
получения таких знаний.
Острое
противостояние двух систем, вошедшее в историю международных отношений под названием
холодной вой-ны, оказало большое влияние на разные
сферы жизни послевоенного мира, в том числе на развитие историописания. В
центре этого противостояния была конфронтация двух сверхдержав и,
соответственно, двух национальных историографии, защищавших фундаментальные
ценности своих систем. Эффективное исполнение этой роли требовало активного
разоблачения противоположной системы ценностей, и едва ли можно установить,
какая из сторон больше преуспела в этом. Советские историки столь же усердно
разоблачали «звериный оскал мирового жандарма и его идеологических прихвостней», как и их американские коллеги — «человеконенавистническую
практику советского коммунизма». Необходимо признать, что у тех и других были
свои резоны для обвинений. Но также следует отметить, что движителем взаимных
яростных инвектив отнюдь не было стремление к исторической истине.
Наличествуют
любопытные параллели в духовной атмосфере двух стран в первые
послевоенные годы. «Ждановщине» в СССР соответствовал «маккартизм» в США.
Первое понятие носило имя деятеля советской компартии А. А. Жданова, с которым
были связаны позорные идеологические кампании, проводившиеся в СССР в 1946—1948
гг., (их жертвами стали многие выдающиеся деятели советской культуры). «Маккартизм»
связан с именем председателя сенатской комиссии Конгресса США по вопросам
деятельности правительственных учреждений Д. Р. Маккарти, развернувшего не
менее позорную кампанию по расследованию антиамериканской деятельности, от которой
пострадали тысячи видных представителей американской культуры и науки, в том
числе и историки. Добавим к этому целенаправленно нагнетавшуюся в обеих странах
атмосферу взаимной подозрительности, страха, ненависти и получим представление
о том общественно-политическом контексте, в котором развивалась историческая
мысль в самые тяжелые годы холодной войны. Обличая друг друга как носителей
мирового зла, советские и американские историки четко осознавали свое место в
холодной войне, являлись ее идеологами. Недаром именно в эти годы многие
советские ученые с особой гордостью именовали себя «бойцами идеологического
фронта», каковыми они в сущности и являлись, парадоксальным
образом сочетая эту функцию с претензией на непогрешимость своих суждений о
прошлом.
Американская
историография формулировала и обосновывала идеологию холодной войны на одном
из ее полюсов. Это была официальная, охранительная идеология, запрещавшая
любые сомнения в отношении западных духовных ценностей. Вся история США, покоившаяся
на этих ценностях, была вне критики.
Но
могла ли такая история претендовать на статус научной дисциплины? Рассматривая
положение западной историографии после Второй мировой
войны, следует иметь в виду, что в это время она встретилась с острой
конкуренцией со стороны других социальных и гуманитарных наук. И в том и в
другом случае субъективизму и описательности истории противопоставлялся научный
подход к изучению предмета. К тому же прошлое настолько далеко ушло от
настоящего, что обращение к нему, казалось, навсегда утратило всякое социально-практическое
значение.
В
такой духовной атмосфере социальные пауки, ориентировавшиеся на изучение
современности, по только активно вытесняли историю из ее традиционной ниши, но
и пытались «научно» обосновать ее неизбежную кончину как общественно значимой
дисциплины. С другой стороны, следует признать, что сама послевоенная
историография, пронизанная презентизмом, давала основание для нигилистического
отношения к себе. Историческое познание лишалось какого-либо объективного
основания, превращаясь в простую проекцию современности в прошлое, а его
носителями наряду с историками провозглашались представители широкого круга
профессий, имеющих то или иное отношение к историческим знаниям, прежде всего писателей,
публицистов, журналистов. То, что история отличается от литературы и
журналистики наличием исследовательских методологий и методик, ориентированных
на получение достоверных знаний о прошлом, подвергалось сомнению. Расписываясь
в собственном познавательном бессилии, отрицая за своей дисциплиной статус
науки, историки, возможно, сами того не сознавая, выносили ой приговор или, во
всяком случае, представляли для него достаточные основания. Казалось, истории
оставались только два удела: быть либо собранием антикварных раритетов, далеких
от жизни, либо орудием политики. И чем более историки
преуспевали в последнем, тем дальше они уходили от того идеала своей науки,
который воплощала господствовавшая в XIX в. парадигма истории.
С
середины 1950-х до середины 1960-х гг., в период «оттепели», в СССР происходит
некоторое ослабление идеологического контроля со стороны
партийно-государственных органов. Новые условия создают возможности
методологических поисков в рамках марксистской парадигмы, которые, впрочем,
были вскоре приостановлены до середины 1980-х гг. В западной историографии на
рубеже 1950—1960-х гг. завершается период, который обычно обозначают как кризис
историзма.
«Бои за историю». История как проблема
Постановка
проблемы — это и есть начало и конец всякого исторического исследования. Где
нет проблем — там нет и истории, только пустые разглагольствования
и компиляции... Формула «научно проводимое исследование» включает в себя два
действия, лежащие в основе всякой современной научной работы: постановку
проблем и выработку гипотез». Это слова ЛЮСЬЕНА ФЕВРА
(1878—1956), выдающегося французского ученого, совершившего со своими
единомышленниками и соратниками методологическую революцию в истории,
человека, который ярче всех описал драматизм ситуации, сложившейся в научном
знании первой половины XX в. «От одного толчка рушилось целое представление о
мире, выработанное в течение веков поколениями ученых,— представление о мире
абстрактном, обобщенном, заключающем в себе свое объяснение... Старые
теории необходимо было заменить новыми. Следовало пересмотреть все научные понятия,
Фсяр
Л. Бои за историю. М.. 1991. С. 24.
на которых покоилось до сих пор наше мировоззрение». Февр понимал, что избавиться
от разочарования в истории, утраты доверия к ней, от горького сознания того,
что заниматься историей — значит попусту терять время, можно только отчетливо
осознав связь между историей и родственными ей дисциплинами и установив между
ними тесный союз. Он ратовал за сотрудничество между историками, социологами и
психологами, поскольку их общая цель состоит в изучении человеческой личности.
К изучению безымянных масс прошлого приложима социальная психология, а к
действиям так называемых исторических фигур — психология индивидуальная.
Ведущую
роль в преодолении кризиса исторической пауки сыграла французская историография
в лице нескольких поколений историков, первыми из которых были Февр и МАРК БЛОК (1886—1944), подлинные новаторы,
осуществившие знаменательный переворот, который возвратил историческому знанию
утраченное им гуманистическое содержание, вернувшие истории интерес публики,
широкую читательскую аудиторию, привлеченную проблематикой, тесно связанной с
жизнью современного общества. Именно они стояли у истоков мощного
историографического направления и нового этапа развития исторической мысли:
постановка новых проблем, новое прочтение старых источников, применение новых,
нетрадиционных методов их исследования — так в самом лаконичном стиле можно
обозначить их вклад в мировую историографию.
В
1929 г. Блок и Февр основали научный журнал «Анналы социальной
и экономической истории», который с тех пор не раз модифицировал свое
название, и потому обычно его называют просто «Анналы». В первом же номере
журнала прозвучал призыв к более широкому подходу к истории. Был взят курс на
междисциплинарную историю и привлечение к совместной исследовательской работе
представителей общественных паук — экономики, социологии, социальной психологии
и др. На этой междисциплинарной основе ученые «школы "Анналов"»
продолжали расширять и совершенствовать содержание и методологию исторической
науки в русле всеобъемлющей «тотальной («глобальной») истории», которая
является предельным воплощением истории целостной, синтетической. «Тотальная
история» не претендует на всемирность и может быть реализована
скорее в самом что ни на есть локальном масштабе: в истории городского
или деревенского прихода, отдельной местности, и даже на довольно ограниченном
отрезке времени. Это история людей и отдельных человеческих сообществ, ставящая
целью
Февр Л.
Бон за историю. М., 1991. С. 34.
восстановить
все аспекты их жизни и деятельности в переплетении разных обстоятельств и побудительных
причин. Историки «школы "Анналов"» не делят жизнь людей на политическую,
хозяйственную, религиозную и другие сферы, как не делится она для каждого
человека в его реальной жизни. Их исследование воссоздает по-пастоящому
стереоскопическую, многоуровневую и «очеловеченную» картину исторического
прошлого.
Февр, в
частности, отмечал: «Экономической и социальной истории не существует. Существует
история как таковая во всей своей целостности. История, которая является
социальной в силу самой своей природы... Человек в нашем понимании является
средоточием всех присущих ему видов деятельности; историку позволительно с
особенным интересом относиться к одному из этих видов, скажем, к деятельности
экономической. Но при единственном условии: нельзя забывать, что любой из этих
видов всегда затрагивает целиком всего человека... Предмет наших исследований
— не какой-нибудь фрагмент действительности, не один из обособленных аспектов
человеческой деятельности, а сам человек, рассматриваемый на фоне социальных
групп, членом которых он является... История — наука о человеке, не будем
забывать об этом».
Итак,
изменился предмет исследования (им стал человек в истории) и сама историческая
наука.
Марк
Блок в работе «Апология истории, или Ремесло историка» (1940—1942) подчеркивал
молодость исторической науки, несовершенство ее методов, роль смежных
социальных наук в ее становлении как аналитической дисциплины. Имея в виду, в
частности, социологическую школу Дюркгейма, он писал: «Она научила нас
анализировать более глубоко, ограничивать проблемы более строго, я бы сказал
даже, мыслить не так упрощенно. О ней мы здесь будем говорить лишь с
бесконечной благодарностью и уважением. И если сегодня она уже кажется
превзойденной, то такова рано или поздно расплата для всех умственных течений
за их плодотворность». К числу заслуг М. Блока перед исторической наукой несомненно следует отнести и то, что он показал различные,
не заменяющие друг друга способы компарат и в н о г о
(сравнительно-исторического) подхода, который считал эффективным эвристическим
средством, помогающим решать новые исследовательские проблемы. Сам он, опираясь
именно на этот метод в исследовании процессов французской аграрной истории,
аналогичных английским огора-
Фснр
Л. Бои за историю. М., 1991. С 25, 36. "Блок щ Апология истории. М., 1983.
С. 12.
живаниям,
открыл подобную же трасформацию в Провансе XV—XVII
вв., которая прежде не была замечена историками. Кроме того, Марк Блок привлек
внимание к тому факту, что компаративный метод рассмотрения проблемы способен
раскрыть глубинные причины того или иного явления и таким образом объяснить
его. И наконец, Блок видел в сравнительном методе процедуру, наиболее отчетливо
проявляющую специфику отдельных, на первый взгляд, схожих процессов, более
детальное сопоставление которых проливает свет на
значительные различия между ними.
Блок
и Февр порвали с традициями позитивистской историографии,
особенно сильными во Франции — на родине Копта. Они вели битвы за научную
историю против традиционной, повествовательной и эрудитской историографии,
решительно отвергнув историю-рассказ, разработав концепцию истории-проблемы и
преодолев, таким образом, упрощенный событийный подход к освещению
исторического прошлого. Они противопоставили повествованию о событиях
исследование глубинных пластов исторической действительности. Они стремились
обнаружить в текстах источников ненамеренные, непроизвольные высказывания, а
также то, о чем авторы исторических текстов сообщали помимо собственной воли,
тот «остаток», который не подвергся внутренней цензуре создателей текстов. Прекрасно
определяет научную позицию девиз Февра: «Историк не тот, кто знает, а тот, кто
ищет».
«Новая историческая наука»
Принцип
междисциплинарности стал ведущим в исследовательской стратегии ранних «Анналов».
С 60-х гг. XX в., с
изменением представления о характере отношений между историей и общественными
науками, начинается «золотой век» междисциплинарного взаимодействия, в котором
преобладают установки на равноправное сотрудничество в формировании «новой
исторической пауки» на базе интегрального междисциплинарного подхода к
изучению общества.
«Новая
история» (la nouvelle histoirc), или «новая историческая наука» XX столетия,
рождалась как интеллектуальное движение, критическое по отношению и к
позитивизму, и к марксизму. Она выступила против событийно-описательной истории
и объяснения событии прошлого действием универсальных
закономерностей. Ведущая роль в ее формировании принадлежит французским
историкам, группировавшимся вокруг журнала «Анналы». «Новая история», по
существу, совершила революционный переворот в исторической профессии.
Последователи М. Блока и Л. Февра решительно выступали против глубоко
укорененного в профессиональном сознании историков середины XX в. представления
о полной зависимости ученого от документа, поставив во главу угла творческую
активность самого исследователя и научную проблему, которая определяет отбор
источников и ракурс их изучения.
Основные
принципы Блока и Февра получили развитие в рамках проблемных полей «новой исторической
науки». «Новая история» первых послевоенных десятилетий
связана с именем крупнейшего французского историка, признанного лидера «школы
"Анналов"», основателя «Дома наук о человеке» (1962) — центра
междициилинарпых исследований в области гуманитарных наук — ФЕРНАНА БРОДЕЛЯ
(1902—1985) и его фундаментальными синтетическими трудами «Средиземное море и
мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II» (1949) и «Материальная цивилизация,
экономика и капитализм: XV—XVIII вв.» (1979). В его работах
междисциплинарная ориентация «новой исторической науки» раскрылась во всей
полноте. Идеал Броделя — системная «глобальная» («тотальная») история с ее
безграничными возможностями. Он показал, что экономическая история по сводится к изучению механизмов
производства и обмена, абстрактных товарно-денежных отношений, а выходит
далеко за их пределы. Ученый рассматривал и «почти неподвижную» историю взаимоотношений
человека с окружающей средой (геоисторию), и структурную историю «медленных
изменений» (развития экономики, общества, государства и цивилизации), и
событийную историю, соразмерную времени человеческой жизни. Сам он объявлял
себя структуралистом и отвергал историю «эфемерных событий». Материальная
культура и структуры повседневности объемлют, по мнению Броделя, все, из чего
складывается жизнь человека, включая соответствующие взаимоотношения, желания,
идеалы, ценности и правила, регулирующие индивидуальное и коллективное
поведение. Главная задача исследователя — обнаружить инвариант человеческого
сознания и социального поведения, присутствующий во всех формах быта, обмена,
брака и семьи, религиозного культа и политической организации.
Концепция
«тотальной» истории Броделя оказала огромное влияние на западную историографию,
приобрела множество последователей во Франции и во всем мире. Ее могучее воздействие проявилось в поисках новых путей и методов
исторического исследования, которые вели в 1970-е гг. возглавляемые ЖОРЖЕМ ДЮБИ
и ЖАКОМ ЛЕ ГОФФОМ представители так называемого третьего поколения «школы
"Анналов"», не удовлетворенные структуралистской версией «новой
истории» и считавшие необходимым вернуть не только человека, но и события в сферу
интересов историка. В рамках истории ментальностей на первый план
выдвигаются изучение культурного механизма социального взаимодействия и
проблема соотношения исторической реальности и ее репрезентации — «мира
воображаемого». История ментальностей выдвинула на первый план реконструкцию
картин мира разных эпох — изучение специфических черт мировосприятия людей,
их жизненного уклада, массового сознания — представлений, верований и
ценностных ориентации индивидов и общества в целом.
Новизна
междисциплинарной ситуации 1970-х гг. состояла в том, что речь шла уже не
только об использовании данных и методик других дисциплин, но и об интеграции
на уровне объектов их научных интересов, и более того — о конструировании
междисциплинарных объектов. Таким образом, «новая историческая наука», в
которой центральным предметом исследования стал человек в обществе, — это уже
междисциплинарная история в полном смысле слова, но ее познавательные приоритеты
и, соответственно, основные контрагенты в сфере социальных наук, к которым историки
обращались в поисках научной методологии, со временем менялись. Период 1960-х
и начала 1970-х гг., ключевой для становления «новой истории», проходил под знаменем
социологии, социальной антропологии, демографии и количественных методов. В это
время наряду с полемикой о старых и новых путях истории, об избавлении от
приоритета политической и событийной истории и преодолении методологического
кризиса в традиционной историографии развернулась широкая дискуссия об отношениях
между историей и социологией. Тенденция к сближению была по сути обоюдной, но в
разных странах инициатива проявлялась с разных сторон: в одних случаях она
принадлежала историкам, в других — представителям социальных наук. Если во
Франции активной стороной в диалоге между историей и социологией были
историки, то в США эта роль безраздельно принадлежала социологам, в то время
как историки упорно сопротивлялись призывам к сближению двух наук. Та же ситуация
сложилась и в Великобритании, где дискуссия приняла затяжной характер. В целом
в ходе дискуссии обнаружился поворот части новой историографии к теоретической
истории и поискам общей модели, которая позволила бы связать отдельные
исследования, сравнить и обобщить их, утвердить историю в положении общественной
науки. Однако сложность междисциплинарных коммуникаций усугублялась заметными
расхождениями в позициях самих историков.
Социальная история и историческая
антропология
Понимание
истории как социального взаимодействия людей проявлялось в разные времена в специфических
формах, обусловленных особенностями исторического бытия. Понятно, что попытки
дать развернутую и точную дефиницию социальной истории «на все времена»
наталкиваются на непреодолимые трудности и заранее обречены на провал.
Учитывая исторический характер самого понятия социальной истории как отрасли
исторической науки, ключевую роль в ее анализе приобретает выявление актуальных
— на каждом этапе интеллектуальной эволюции — интерпретаций ее предмета,
формулировки центральных проблем, особого угла их рассмотрения, методов и технических
приемов социально-исторического исследования.
Становление
и расцвет социальной истории как ведущей исторической дисциплины справедливо
связывается с интенсивным процессом обновления методологического арсенала исторической
науки, развернувшимся в послевоенные десятилетия. Главной и определяющей
чертой развития историографии середины XX в. было движение за аналитическую междисциплинарную историю,
обогащенную теоретическими моделями и исследовательской техникой общественных
наук, в противоположность традиционной истории, которая рассматривалась
исключительно как область гуманитарного знания. Именно в русле этого широкого
интеллектуального движения второй половины XX в. и родилась
так называемая «новая социальная история», которая выдвинула
задачу интерпретации исторического прошлого в терминах социологии, описывающих
внутреннее состояние общества, его отдельных групп и отношений между ними.
«Новой
социальной истории» предшествовала длительная стадия кристаллизации
так называемой старой, или классической, социальной истории и накопления
принципиальных расхождений традиционного и сциентистского подходов, которая и
завершилась разрывом с историографической традицией. Если попытаться кратко
сформулировать важнейшие отличительные черты социальной истории как области
исторического знания, то, пожалуй, прежде всего, следовало бы отметить ее удивительную
подвижность и способность адаптироваться к радикальным изменениям в динамично
развивающейся современной историографии. На разных этапах своего развития эта
научная дисциплина неоднократно оказывалась перед необходимостью пере-определения собственного предмета и обновления ставших
привычными моделей исследования и обобщения.
Своей
изменчивостью и восприимчивостью, определявшими логику
развития «новой социальной истории» в течение нескольких десятилетий, она
обязана той предельной открытости другим областям знания — исторического,
гуманитарного, социально-научного, — которая заложена в самой природе ее интегрального
объекта познания.
В
1960-е — начале 1970-х гг. стремление к изучению социальных отношений проявлялось
в рамках историко-социологических исследований, а в понимании самой социальной
истории превалировал идеал тотальности, ориентировавший на изучение общества
как целостности. Именно в эти годы возрождается интерес к исторической и сравнительной
социологии, а также к наследию Макса Вебера, который успешно сочетал
конкретно-исторический, сравнительно-типологический и идеально-типический
методы рассмотрения общественных процессов (т. е. исторический и социологический
подходы) и рассматривал историю и социологию как два направления научного
интереса, а не как две разные дисциплины. В 1970-е — начале 1980-х
гг. бурный рост «новой социальной истории» и ее субдисциплин, как и всей «новой
исторической науки», происходил на достаточно эклектичной методологической
основе, но в это время значительно расширилось само понятие социальной истории:
наряду с классами, сословиями и иными большими группами людей она сделала
предметом своего изучения социальные микроструктуры: семью, общину, приход,
разного рода другие общности и корпорации, которые были столь
распространены в доиндустриальную эпоху. Прямолинейному классовому подходу была
противопоставлена более сложная картина социальных структур, промежуточных
слоев и страт, позволявшая тоньше нюансировать характер социальных
противоречий, политики государства, роли религии и церкви, различных форм
идеологии. Позитивным моментом явился и постепенный отход от классического
факторного анализа (как в монистическом, так и в
плюралистическом его вариантах). Принципиальной исходной установкой стал взгляд
на общество как целостный организм, в котором все элемепты взаимодействуют в
сложной системе прямых и обратных связей, исключающей возможность редукции и нахождения
какого-либо одного, пусть даже относительно независимого, фактора, способного
определять все историческое развитие.
Однако
в целом социально-научные теории, облегчающие анализ структур и процессов,
оказались неспособны связать его с изучением деятельности субъектов истории.
Новое направление поиску придало введение в социальную историю подходов, заимствованных
из антропологии и социальной психологии, причем в середине 1970-х — начале
1980-х гг. на авансцену междисциплинарного взаимодействия вышла культурная
антропология. Именно под ее растущим влиянием происходит
явный сдвиг интересов социальных историков от исследования объективных структур
и процессов к изучению культуры в ее антропологической интерпретации, т. е. к
реальному содержанию обыденного сознания людей прошлых эпох, к отличающимся
массовым характером и большой устойчивостью ментальным представлениям,
символическим системам, обычаям и ценностям, к психологическим установкам,
стереотипам восприятия и моделям поведения.
Показательно,
что критика истории ментальностей на рубеже 1970—1980-х гг. была, по существу,
направлена на превращение ее в социальную историю. Это проявлялось в признании
социальной дифференцированности культурного поведения и субординации ментальных
комплексов, а также в отрицании их автономной динамики и требовании соединения
истории ментальностей с историей структур посредством нахождения диалектических
взаимосвязей между объективными условиями жизни и способами их осознания. Реконструкция
характерной для данной человеческой общности картины мира или совокупности
образов, представлений, ценностей, которыми руководствовались в своем
поведении члены той или иной социальной группы, все более воспринималась как
неотъемлемый компонент анализа социальной системы и как необходимое звено, позволявшее
связать исследование социальной среды с анализом деятельности. Особое внимание
в объяснении формирующих социальную реальность человеческих действий,
исторических событий и явлений стало уделяться содержательной стороне сознания
действующих субъектов, в первую очередь их представлениям о взаимоотношениях
между разными общественными группами, о социальной иерархии и о своем месте в
ней. В такой интепретации история ментальностей, по существу
и даже по формулировке ключевых проблем, превращалась в социальную историю ментальностей.
В поисках информации, содержавшей достоверные, хотя и
косвенные сведения о неотрефлектированных представлениях, социокультурных
стереотипах людей прошлого, социальные историки стали также активно
заимствовать специфические методы и познавательные приемы антропологов, разработанные
для раскодирования чуждых и непонятных европейцу культур далеких племен
(методики истории жизни и семейной истории, или истории рода, анализ эпизода,
события и др.). Так,
вслед за социологическим в современной историографии произошел антропологический
поворот: главное русло междисциплинарного взаимодействия было переведено в
плоскость исторической антропологии. Антропологическая ориентация
выразилась, в частности, в проецировании на социальную историю центральных
задач антропологии — постижения субъективных ментальных миров членов той или
иной социальной группы и выяснение системы идей и понятий, лежащей в основе
любого человеческого действия.
1970—1980-е
гг. стали периодом бума отдельных социально-исторических исследований, совершивших
подлинный прорыв в области изучения индивидуальных и коллективных поведения и
сознания. Радикальное изменение самой проблематики исследования, направленного
на выявление человеческого измерения исторического процесса, потребовало
решительного обновления концептуального аппарата и исследовательских методов
и привело к формированию новой парадигмы социальной истории, которая включила в
свой предмет сферу человеческого сознания как неотъемлемую структуру социальной
жизни.
Одновременно
развивалась ожесточенная полемика между наиболее активными сторонниками и теоретиками
социально-структурной истории, с одной стороны, и исторической антропологии, с
другой. Сторонники и теоретики последней обвиняли представителей
социально-структурной истории в игнорировании гуманистической стороны истории
и призывали отказаться от надличностных (или безличных) структур и процессов и
повернуться лицом к обычному человеку. Так, в социально-исторических
исследованиях сложилась ситуация отнюдь не мирного сосуществования двух
парадигм: социологически ориентированной социально-структурной истории и
антропологически ориентированной истории социально-культурной. Однако инициативу
постепенно захватила антропологическая история, или историческая антропология,
которая, поставив перед собой задачу синтеза всей исторической
действительности в фокусе человеческого сознания (в субъективной реальности),
в свою очередь, выступила с претензией на последнюю истину и безраздельное господство
в новейшей историографии.
Начав
с народных низов, антропологическая история постепенно включила в свой предмет
поведение, обычаи, ценности, представления, верования всех социальных классов и
групп, независимо от их положения в общественной иерархии (включая отражение
меры взаимного противостояния в их представлениях
друг о друге), причем интересы историков, не ограничиваясь наиболее устойчивыми
и всеобщими стереотипами обыденного сознания, распространялись и на обширный
слой более изменчивых социокультурных представлений, во
многом специфичных для разных социальных групп. Включение и
исследовательский проект повой задачи реконструкции глубинной программы всех видов
человеческой деятельности, заложенной в культурной традиции социального
универсума, стало несомненным достижением антропологического подхода к
социальной истории. И хотя центральный для исторического объяснения вопрос о
механизме изменений в сфере сознания оставался нерешенным, антропологическая
ориентация открыла пути выхода социальной истории на новый уровень познания.
В
1980-е гг. социальная история стала ведущей областью конкретных исследований
«новой исторической науки»: большинство новых областей междисциплинарной
историографии переплетались именно в ее русле. Группа дисциплин была обязана
своим происхождением развитию массовых общественных движений, нуждавшихся в
формировании исторического самосознания и стимулировавших интерес к прошлому
угнетенных и эксплуатируемых слоев населения, народов «без истории» или
«спрятанных от истории». Движение за «историю снизу», или
народную историю, которое сыграло решающую роль в обогащении социальной
истории и переопределении ее предмета, привело, в частности, к выделению таких
субдисциплин, как «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования»
(главным образом, по истории стран Азии, Африки и Латинской Америки) и др.
Одновременно организационно оформились объединенные по исследовательским
методикам «локальная» и «устная» истории.
В
процессе становления новых субдисциплин росло разнообразие сюжетов и форм
исследования, в тех или иных параметрах покрываемых «зонтиком» социальной
истории. При этом большинство новых областей междисциплинарной истории, взаимно
перекрывая смежные области, охватили все широкое пространство социальной
истории и одновременно перекинули своеобразные мостки к смежным гуманитарным и
социальным дисциплинам. Но в отсутствие теоретически проработанного основания
для обобщения данных, полученных при исследовании все более дробившихся новых
междисциплинарных объектов, перспективы ожидаемого синтеза становились все более
туманными.
Очередная
смена научных ориентиров — антропологический поворот — не сопровождалась необходимой
теоретической работой, которая могла бы способствовать практическому «присвоению»
достижений различных исследовательских подходов. Ничто не свидетельствовало не
только о согласии относительно будущей программы междисциплинарного синтеза, но
и о наличии внутридисциплинарного консенсуса по самым принципиальным вопросам.
Представители разных направлении в области социальной
истории с самого начала расходились в понимании ее предмета и методов. Теоретико-методологические
и идейно-политические разногласия обусловили и различные подходы к содержанию,
задачам исследования и общественной функции социальной истории. Одни исследователи,
рассматривая социальную историю как промежуточную область между историей экономической
и политической, ограничивали ее задачу изучением социальной структуры в узком
смысле слона, то есть социальных ячеек, групп, институтов, движений (так
называемая социально-структурная история). Другие стремились постичь человеческое
общество в его целостности, исследуя социальные связи между индивидами в духе
«тотальной» истории «школы "Анналов"» или «истории общества как системы».
В
этом контексте складывались научные программы, отражавшие представление об интегративной
природе социальной истории и в то же время по-разному интерпретировавшие ее
внутреннее содержание и основание синтеза. В дискуссиях 1970-х — начала 1980-х
гг. ярко проявились различные тенденции в определении предмета и содержания
социальной истории. Решение вопроса о статусе социальной истории наталкивалось
не только на различия в субъективных оценках. Существовали объективные
трудности, связанные с тем, что все, что имеет отношение к людям, — межчеловеческие,
межличностные связи, — социально; сфера социального интегративна
по сути и поэтому плохо поддается вычленению. В соответствии
со сложившимися противоречивыми представлениями о статусе и предмете социальной
истории последняя выступала, с одной стороны, как область исторического знания
об определенной сфере исторического прошлого, и прежде всего как область
знаний о всевозможных сферах социальных отношений и активности людей, а с другой
— как особая, ведущая форма существования исторической науки, построенной на междисциплинарной
основе. Эти противоречия не могли не распространиться и на сферу
практической методологии, обсуждение принципов которой отличалось особой
остротой. Все больше и чаще критиками (как извне, так и в среде самих
социальных историков) отмечались следующие негативные моменты: механическое
заимствование социологических, экономических и других теорий, методов, моделей
и концепций, привязанных к вполне определенной проблематике той или иной общественной
науки и безразличных к историческим изменениям; неадекватное применение методик
структурного и количественного анализа, абсолютизация технических приемов исследования
(квантифика-ции, методики устной истории, антропологического
метода насыщенного, или максимально детализированного, описания и т. д.).
В
отсутствие специальных теоретических разработок подмена исторической
методологии техническими приемами исследования, ориентированными на познание
явлений современного мира или так называемых «неподвижных культур», отказ от
создания собственных концепций, учитывавших исторический контекст и динамику
развития и т. п., — все это служило серьезным тормозом для развития социальной
истории и «новой истории» в целом. Критическим атакам подверглись и
исследовательский инструментарий, и содержательная сторона, и способ изложения
«новой социальной истории». Особенно это касалось бесконечной фрагментации
объекта исследования, сложившейся традиции проблемного изложения материала и
намеренного отторжения вопросов политической истории. Последнее, впрочем, в
значительной мере было сглажено усилиями историков ментальностей, которые
связали политическую историю с социальной посредством концепции политической
культуры, включавшей в себя представления о власти в массовом сознании и отно-шение к политической системе и ее институтам.
В
1980-е гг. остро встал вопрос о том, как соединить разрозненные результаты
научного анализа различных явлений, структур и аспектов прошлого в
последовательное целостное изложение национальной, региональной,
континентальной или всемирной истории. Вполне естественно
было искать способ комбинации анализа общества и исследования культуры в задававшей
познавательные ориентиры антропологической науке, но в ней самой не утихали
многолетние споры о соотношении предметных полей социальной и культурной
антропологии (как и между категориями общества и культуры). Последствия
конфликта между социальной и культурной антропологией негативно сказались на
обеих дисциплинах. Ситуация подсказывала: выход может быть найден лишь в отходе
от альтернативных решений. Воссоединение этих двух перспектив антропологического
анализа в контексте исторического исследования выглядело чрезвычайно
многообещающим. Одновременно росло осознание взаимодополняемости новых
междисциплинарных и традиционных исторических методов, которые сохранили свое
центральное место в исследовательской практике.
В дискуссиях середины 1980-х гг. социальная история
все решительнее заявляет о своих правах на особый статус, все более настойчиво
ее представители подчеркивают интегративную функцию социальной истории в
системе исторических дисциплин и ставят на повестку дня задачу синтеза исследований
различных сторон и процессов исторического прошлого и его объяснения, все громче
звучит призыв к преодолению антитезы сциентистской и гуманистической
тенденций, структурного и антропологического
подходов, системного и динамического видения исторического процесса. Интегративная
тенденция проявлялась в то время во всех субдисциплинах социальной истории и в
историографии всех западных стран, хотя и не совсем равномерно.
Развитие
социальной истории в разных странах имело специфические черты, которые
отражали, с одной стороны, особенности соотношения различных традиций в
национальных историографиях, а с другой - специфику влиявших па ее развитие
внешних факторов. Например, в числе факторов, придавших характерные черты социальной
истории в Англии, следует назвать авторитет и активность социальных историков марксистской
ориентации; вековые традиции различных школ локальной истории и исторической
географии, внесших немалый вклад в исследование динамики взаимодействия
человека и его природно-социальной среды; мощное влияние английской социальной
антропологии, обладавшей богатейшим практическим опытом. И
наконец, последнее по порядку, но отнюдь не по значению: соединение непреходящей
популярности истории семьи, родной деревни, прихода, города у многочисленных
энтузиастов-непрофессионалов с развернутым историками-социалистами широким
движением за включение любительского краеведения в контекст народной истории,
сделавшее «социальную историю снизу» важным элементом массового исторического
сознания.
Заимствование
проблематики и методов социальной антропологии сыграло особенно важную роль в
развитии «повой социальной истории» в Великобритании. Смычка историографии и
социальной антропологии произошла в значительной степени благодаря усилиям
ведущих социальных антропологов, которые активно выступали в пользу
взаимодействия двух дисциплин, а точнее — за оснащение «теоретически отсталой»
историографии концепциями и методами, отработанными в полевых исследованиях
различных этнических общностей на окраинах современного мира. Комплексный
анализ локальных сообществ традиционного типа,
моделирование и типологизация впутри-и межгрупповых социальных взаимосвязей и
другие методы социальной антропологии использовались историками применительно
к собственному объекту исследования — локальным общностям прошлого. История народной культуры, ставшая своеобразным английским
эквивалентом французской истории ментальностей исследовала проблемы
обыденного сознания на основе социально-антропологического подхода и использования
фольклорных и локально-исторических источников. Она ввела в
научный оборот огромный источниковый материал, характеризующий особенности
духовной жизни и поведения людей, с локально-региональной и социально-групповой
спецификациями.
«Новая локальная история» и микроистория
Наиболее перспективный путь к осуществлению проекта
социоистории, включавшей в свой предмет социальные аспекты всех сторон
исторического бытия человека, открылся в «новой локальной истории». Весомые результаты дали, в частности, комплексные
исследования по истории семьи, которые осуществлялись в рамках локального социального
анализа, позволявшего наблюдать все общественные связи и процессы в их
естественной субстратной среде. В период 70—80-х гг. XX в.
появляется все больше локально-исторических работ, нацеленных
на всестороннее изучение той или иной локальной общности как развивающегося
социального организма, на создание ее полноценной коллективной биографии. Коллективная биография локальной общности стала главным методом
«истории снизу», объединившим различные субдисциплины социальной истории: его
реализация предполагала комбинирование демографического и локального анализа,
с включением социокультурного аспекта. В
многочисленных исследованиях в области локальной истории, главным образом
истории отдельных деревень и приходов в средние века и в начале нового времени,
анализировались не только основные демографические характеристики, структура
семьи и домохозяйства, порядок и правила наследования собственности, системы
родственных и соседских связей, но и социальная и географическая мобильность,
социальные функции полов, локальные политические структуры и
социально-культурные представления.
Проведенные
исследования продемонстрировали два главных сложившихся в «новой локальной истории»
подхода к изучению человеческих общностей. Первый из них подходит к решению проблемы
со стороны индивидов, составляющих общность, и имеет предметом исследования
жизненный путь человека от рождения до смерти, описываемый через смену
социальных ролей и стереотипов поведения и рассматриваемый в контексте занимаемого
им на том или ином этапе социального жизненного пространства. Второй подход отталкивается от раскрытия внутренней организации и
функционирования социальной среды в самом широком смысле этого слова: включая
исторический ландшафт, отражающий физическую реальность локального мира,
социальную экологию человека, микрокосм общины, многообразие человеческих
общностей, неформальных и формальных групп, различных ассоциаций и корпораций,
и выявляет их соотношение между собой, а также с социальными стратами, сословными
группами, классами. При :)том используется вся совокупность
местных источников, фиксирующих различные аспекты деятельности индивидов.
В
конечном счете речь идет о соотношении между организацией
жизни в локальной общине, которая функционирует главным образом как форма
личной, естественной связи людей, и социально-классовой структурой, фиксирующей
качественно иной, вещный характер социальных отношений. Локально-исторические
исследования этого типа значительно расширили возможности комплексного подхода
в историческом исследовании. Его сторонники обоснованно исходили из того, что
реальность человеческих отношений может быть понята лишь в их субстратной
среде, в рамках социальной жизни, приближенных к индивиду, на уровне,
непосредственно фиксирующем повторяемость и изменчивость индивидуальных и
групповых ситуаций, но при этом прекрасно осознавали всю условность вычленения
изучаемого объекта из окружающего его социума.
Локальные
исследования, которые иногда справедливо называют м и к р о к о с м и ч с с к и м и, оказались способны выполнять роль первичных
блоков в более амбициозных проектах социоистории. Уже к началу 1980-х гг.
многочисленные локальные исследования по отдельным периодам истории подготовили
обновленную, гораздо более совершенную базу для обобщений на национальном уровне.
Одна из самых удачных попыток нового синтеза была предпринята известным
британским историком КИТОМ РАЙТСОНОМ в обобщающем труде «Английское общество:
1580—1680 гг.» (1982). Центральное место в его теоретической конструкции,
охватывающей три элемента — семью, локальную общность и систему социальной
дифференциации национального масштаба, — заняла локальная община, включающая в
свой «силовой контур» семьи, элементы социально-классовой структуры, другие
фрагменты социального целого и представляющая собой пространственно
идентифицируемое выражение общественных отношений. Показательно, что
предложенная Райтсоном интегральная модель «новой социальной истории» Британии
была изначально ориентирована не на выведение среднего или типичного пути
развития, а на максимальный учет всех региональных вариаций в их специфической
связи с национальным целым. Дальнейшая разработка этого подхода другим ведущим
британским социальным историком ЧАРЛЗОМ ФИТЬЯН-АДАМСОМ привела к созданию
новой теоретической модели, которая учитывала социально-пространственные
структуры разного уровня и различной степени интеграции: ядро общины; общину
как целое (сельскую или городскую); группу соседских общин; более широкую область
с общей социокультурной характеристикой; графство; провинцию, регион. В основу
этой модели была положена концепция социального пространства, охватывающего
различным образом ограниченные и частично перекрывающие друг друга сферы социальных
контактов. Так была намечена перспектива методологической стыковки социальных
макро и микроисторий в космосе промежуточных социально-пространственных
структур.
Микроподходы
получили наиболее широкое распространение и последовательное развитие именно в
рамках нового типа локальной истории, основанного на максимальной детализации и
индивидуализации исследуемых объектов. Микроподходы становились все более
привлекательными, по мере того как обнаруживалась неполнота и неадекватность
макроисторических выводов, ненадежность среднестатистических показателей,
направленность доминирующей парадигмы на свертывание широкой панорамы
исторического прошлого в узкий диапазон ведущих тенденций, на сведение
множества вариантов исторической динамики к псевдонормативным образцам. Уход
на микроуровень в рамках антропологической версии социальной истории изначально
подразумевал перспективу последующего возвращения к генерализации на новых
основаниях (что ориентировало на последовательную комбинацию инструментов микро
и макроанализа), хотя и с отчетливым осознанием труднопреодолимых препятствий,
которые встретятся на этом пути.