СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................... 8
Часть I
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БУДУЩЕГО
Diana 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1. Некоторые методологические проблемы исследования будущего 32
1.2. Прогноз как критерий истинности научной теории .... 43
1.3. Философия истории Канта и Фихте:
общие перспективы мирового развития.................. 49
1.4. Философы истории и прогнозирование. Сбывшиеся прогнозы Шпенглера, Тойнби, Соловьева, Бердяева, Ясперса, Ортеги-и-Гассета....................................................................... 63
1.5. Философское и художественно-интуитивное предвидение: прозрения Достоевского 98
1.6. Эволюционная парадигма в историческом прогнозировании 115
444
Глава 2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
2.1. Понятие исторического прогнозирования............ 125
2.2. Основные подходы к историческому прогнозированию: исторические сравнения и аналогии 140
2.3. Основные подходы к историческому прогнозированию: линейная экстраполяция исторических тенденций 157
2.4. Основные подходы к историческому прогнозированию: нелинейная экстраполяция, основанная
на ритмах и циклах истории................................. 163
2.5. Понятие эволюционного цикла и его использование
в историческом прогнозировании........................ 174
Глава 3. ПРИМЕРЫ ПРОГНОЗОВ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ХХГ ВЕКА
3.1. Прогнозы Э. Тоффлера, И. Валлерстайна и
С. Хантингтона...................................................... 196
3.2. Прогнозы развития процессов глобализации........ 215
3.3. Другие прогнозы глобального развития................ 228
445
Часть II
4.1.
Общее представление о ритмах глобального развития. Длинные волны дифференциации
— интеграции....................... 242
4.2. Сверхдлинные глобальные волны дифференциации — интеграции и их прогностическое значение 248
4.3. Перспективы мирового развития с точки зрения ритмов дифференциации — интеграции 270
5.1. Концепция Кондратьева и прогнозы мир-системного подхода. Отличие концепции эволюционных циклов международной экономической и политической
системы.................................................................. 280
5.3. Прогноз мирового развития в первой половине XXI века, основанный на эволюционных циклах международной экономической и политической
системы.................................................................. 314
446
Глава 6. РИТМЫ И ЦИКЛЫ АВТОХТОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
6.1. 36-летние циклы социально-политического развития России: общее описание и особая роль в российской истории....................................................................................... 333
6.2. Анализ структуры 36-летних циклов (1881-2025 гг.) ... 358
6.3. Циклы смены российских элит............................ 384
6.4. Значение 36-летних циклов для прогнозирования развития России в первой половине XXI века 393
Глава 7. ПРОГНОЗ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XXI ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
7.1. Основные прогнозы мирового развития: критическая оценка...........................................
7.2. Итоговый прогноз, основанный на взаимодействии различных ритмов и циклов мирового развития 409
7.3. Краткий комментарий к итоговому прогнозу: справедлива ли прогностическая модель? 420
7.4. Выводы для России.............................................. 423
7.5. Историческое прогнозирование:
можно ли повлиять на развитие событий?........... 432
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................... 435
Неправда, что история непредсказуема. Сплошь и рядом пророчества
сбывались. Если бы грядущее не оставляло бреши для предвидений, то и впредь,
исполняясь и становясь прошлым, оно оставалось бы непонятным. В утверждении,
что история — пророк наоборот, заключена вся философия истории. Конечно, можно
предвидеть лишь общий каркас будущего, но ведь и в настоящем или прошлом это
единственное, что, в сущности, доступно.
X. Ортега-и-Гассет
В нашу бурную, во многих отношениях переломную эпоху, когда рушатся многие из прежних идолов и идеалов, когда человек явственно ощущает свою физическую и духовную незащищенность, когда подлинная культура переживает глубокий кризис и подменяется разрушающими душу суррогатами, вопрос о том, каким будет будущее, становится не только предметом интереса философов и ученых-футурологов, но и жизненно важной проблемой для каждого мыслящего и чувствующего человека. Многие из прежних, ранее удовлетворявших людей ответов на вопрос об их будущем уже показали свою несостоятельность, другие — ухватывают лишь отдельные стороны и фрагменты возникающего на наших глазах будущего миропорядка. Классические подходы к прогнозированию и пониманию будущего также показали свою ограниченность и нуждаются в существенном дополнении или полном обновлении. Поэтому так остро стоит проблема выработки новых подходов к прогнозированию и осмыслению будущего, поэтому возникает ощущение, что если эта задача не будет решена, то каждому отдельному человеку и человечеству в целом грозит катастрофа. Успокаивающие и усыпляющие заверения политиков, экономистов, предпринимателей, генералов, журналистов и деятелей шоу-бизнеса не должны нас обманывать: они нас успокаивали и усыпляли перед первой и перед второй мировыми войнами, накануне эпох массового государственного террора и геноцида, перед крахом государств и великими экономическими потрясениями, накануне прихода к власти Сталина, Муссолини, Гитлера, Мао Цзедуна, Пол Пота. Все наши надежды — на мыслящих, небезразличных к происходящему людей, которые способны учиться на собственном опыте и использовать жестокие уроки истории для того, чтобы не допустить самого худшего.
В переломные исторические эпохи, подобные нашей, понять, куда мы идем, в каком направлении происходит развитие человека и общества, особенно важно, хотя и трудно. Разглядеть сквозь множество деталей и разрозненных фактов, на фоне модных, но весьма односторонних идей и концепций действительно важные, основополагающие тенденции формирования будущего чрезвычайно сложно, но все-таки возможно. Для этого, как нам представляется, нужно подняться над суетой, над «злобой сегодняшнего дня» и обратиться к длительным временным протяженностям, к истории, соединенной с современностью и с будущим. Вот почему в этой книге речь идет прежде всего об историческом прогнозировании, т. е. о прогнозировании, основанном на знании и понимании истории. В этом же по существу состоит и глубокая идея Ортеги-и-Гассета, вынесенная в качестве эпиграфа к книге; к этой идее мы будем еще неоднократно возвращаться, поскольку, с нашей точки зрения, ее эвристический потенциал до сих пор в полной мере не оценен и не использован. Вместе с тем нам представляется, что историческое прогнозирование должно основываться на эволюционном подходе к описанию жизнедеятельности и развития социальных систем — на подходе, выявляющем и анализирующем закономерности эволюционного усложнения этих систем, включая различного рода кризисы, критические точки развития, качественные изменения и возникновение принципиально новых структур. Соответственно эволюционный подход к прогнозированию вместо привычных линейных схем развития общества использует представление об эволюционных ритмах и циклах — ритмах перехода системы в качественно новое состояние, которое, однако, в некоторых отношениях подобно состоянию, в котором она находилась в начале данного эволюционного цикла. Учитывая, что эволюционный подход к прогнозированию, который мы пытаемся развивать, в настоящее время известен мало, мы специально останавливаемся на его ключевых особенностях и конкретных приложениях в каждом из заключительных параграфов первых двух (вводных) глав. Это представляется тем более обоснованным, что эволюционный подход во многих отношениях синтезирует и подытоживает другие, более известные подходы к прогнозированию, которые описываются в первых главах данной книги. Конкретные прогнозы мирового и российского развития в первой половине XXI века, основанные на эволюционном подходе к историческому прогнозированию, даются во второй части книги (главы 4—7). Эти прогнозы рассматриваются в сравнении с описанными в научной литературе прогнозами, основанными на других концепциях и подходах.
Несколько слов о структуре книги. В первой части,
включающей главы 1—3, особое внимание уделено методологическим проблемам
прогнозирования, а также важным предвидениям крупнейших философов (Иммануила
Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби, Владимира
Соловьева, Николая Бердяева, Карла Ясперса, Хосе Ортеги-и- Гас-сета),
историков, экономистов и политологов (Фернана Броде-ля, Иммануила Валлерстайна,
Сэмюэла Хантингтона и др.); рассмотрены также глубокие прозрения великого
русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Наше внимание к прогнозам и
пророчествам этих великих классиков обусловлено не только уважением к их творчеству,
но и удивительной актуальностью многих их предвидений для нашего времени. Кроме
того, мы считали необходимым, прежде чем приступать к изложению наших
собственных прогнозов, хотя бы кратко рассмотреть то, что было сделано великими
предшественниками, которые не были профессиональными футурологами, но,
возможно, именно поэтому мыслили целостно и сумели уловить то, что часто не
дается узким специалистам. Те же читатели, кто желает сразу получить представление
о наших прогнозах развития России и всего мира — о прогнозах, вытекающих из
эволюционного подхода и анализа среднесрочных и долговременных
циклически-волновых тенденций исторического развития, — могут сразу же обратиться
ко второй части книги. Такое построение книги, на наш взгляд, сможет удовлетворить
запросы широкого круга читателей — как интересующихся фундаментальными проблемами
философии прогнозирования, так и тех, для кого важны в первую очередь прикладные
вопросы исследования будущего и конкретные прогнозы развития в ближайшие полвека.
Последнее замечание касается точности представленных во второй части прогнозов.
Мы сознаем, что далеко не все сделанные прогнозы могут в действительности
осуществиться именно в те сроки, которые вытекают из используемых нами
прогностических моделей. Однако нам было важно прежде всего подвергнуть наши
модели критическому, «решающему» эксперименту, чтобы проверить их истинность.
Поэтому мы описали прогнозы, вытекающие из используемых нами моделей, с
указанием конкретных дат, даже рискуя навлечь на себя многочисленные
критические и разгромные отклики в случае, если какие-либо прогнозируемые
события не осуществятся точно в указанные нами сроки. Впрочем, мы сознаем, что
неприятие со стороны части интеллектуалов ждет нас в любом случае, независимо оттого,
осуществятся сделанные нами прогнозы или нет, — ведь вслед за великими философами
и историками прошлого мы рискнули усомниться в незыблемости некоторых догм
либерализма и особенно догм современного «глобального» неолиберализма, который,
с нашей точки зрения, в интеллектуальном и социально- политическом плане
является шагом назад по сравнению с классическим либерализмом Джона Локка и
Джеймса Стюарта Милля, по сравнению с социальным либерализмом Карло Росселли и
реформистским (деонтологическим) либерализмом Джона Ролза. Однако человеческое
познание должно преодолевать различного рода догмы. То, что представленные нами
прогнозы далеко не всегда утешительны и для России, и для Запада, конечно,
печально, но наука, в отличие от идеологий и средств массовой информации,
должна открывать людям правду, как бы тяжела она ни была, а не морочить им
голову очередными утопиями, сплетнями и иллюзиями. Если многие из тяжелых событий,
прогнозируемых нами, не осуществятся, мы будем рады. Но, как показывает весь исторический
опыт, готовиться надо к плохому, чтобы избежать наихудшего.
Прежде чем рассматривать общие подходы к прогнозированию и конкретные прогнозы, следует ответить на вопрос, который нередко задают даже неглупые и образованные люди: «А зачем вообще нужны прогнозы, если никто из людей ничего не может изменить в своей судьбе, которая предопределена или Богом, или природой, обществом, естественным ходом вещей, или игрой слепых человеческих страстей, или же, наконец, стихийными катастрофами? Например, если завтра огромный астероид врежется в Землю, погаснет Солнце, разразится мировая термоядерная война или заведется неведомый вирус, то какие тут могут быть прогнозы развития человека и общества?» При этом умных и образованных людей нисколько не смущает тот факт, что объявленный конец света должен был «неизбежно» произойти уже много раз; что Бог, согласно христианскому учению, дал человеку свободу воли с тем, чтобы он мог совершать выбор; что человеку присущ разум, который позволяет ему кое-что понимать и предвидеть; что человек и общество непрерывно вмешиваются в так называемый «естественный ход вещей» и существенно меняют его. Тем не менее вопрос о цели и смысле прогнозов, разумеется, закономерен, и на него следует попытаться ответить.
В самом
общем виде ответ, по-видимому, состоит в том, что без прогнозов и попыток заглянуть
в будущее вообще невозможно развитие человека и общества. С самых древних,
незапамятных времен люди нуждались в предсказаниях, пророчествах, прозрениях,
которые были важнейшим делом, выполнявшимся особыми и весьма уважаемыми людьми
— шаманами, жрецами, пророками, пифиями, сивиллами, придворными звездочетами,
учеными-прогнозистами и т. п.; независимо от того, кем они были — подлинными
провидцами или шарлатанами, они были нужны, потому что утоляли естественное
стремление человека как-то ориентироваться в своей настоящей и будущей жизни. В
этом отношении современный «рациональный» че-
8
ловек не слишком отличается от человека прошлого, только роль предсказателя, прогнозиста теперь часто играют наука и техника, которые обожествляются рационалистами-атеистами ничуть не меньше, чем обожествлялись в древности разного рода идолы. Поэтому можно утверждать, что без заглядыва-ния в будущее человек и общество вообще утрачивают жизненную перспективу: все цели, мечты, стремления, планы теряют свой смысл, и человек начинает духовно и физически умирать еще при жизни, а общество — разлагаться.
В этом
плане глубокий и основанный на целостном понимании действительности прогноз,
который рассматривает самого прогнозирующего не только как постороннего наблюдателя,
но и как субъект исторического действия, выполняет прежде всего
пробуждающую от апатии, от власти инерции и подчинения существующему
порядку вещей функцию. В этом смысле он является пробуждающим прогнозом, о
котором писал выдающийся немецкий философ-экзистенциалист К. Яс-перс:
«Пробуждающий прогноз высказывает то, что возможно, так как посредством такой
возможности может быть определена воля; этот прогноз проникает через наблюдение
к решению собственного воления. Если видение не дает картины того, что станет с
миром, то конструкция возможностей показывает лишь арену борьбы, где идет бой
за будущее. На арену борьбы выступает то, что само обретает действительность.
Тот, кто лишь следит за борьбой, не узнает, в чем, собственно говоря, дело» [Ясперс
1994. С. 417]. И далее: «Что случится, скажет нам не беспрекословный авторитет,
это скажет своим бытием человек, который живет. Задачей пробуждающего прогноза
может быть только одно: напомнить человеку о нем самом» [Ясперс
1994. С. 418].
На первый взгляд может показаться, что Ясперс здесь подвергает сомнению смысл и значение прогнозов. Однако это не так: в действительности он указывает на то, что прогноз должен не только констатировать наиболее вероятное будущее, выявлять его «каркас», но и выводить человека из спячки, освобождать из-под страшного гнета инерции, стимулировать человеческую деятельность, в том числе творческую. В конечном счете каждый человек сам творит свое будущее и будущее других людей, но творит его не произвольно, не так, как ему вздумается, а в соответствии с исторически возникшими условиями и тенденциями развития. Человек не может и не должен быть рабом обстоятельств или заранее запрограммированного будущего; согласно Ясперсу, он сам должен участвовать в «борьбе за будущее», создавать («конструировать») новые возможности, которых без него не было бы. И в этом состоит пробуждающее значение прогноза: он должен мобилизовать творческую активность человека и его волю к сопротивлению, направить их на поиски выхода из кажущихся тупиков развития. Пробуждающий прогноз должен напомнить человеку, «какого он духа», показать, что он не «пыль на ветру» и не «перекати-поле», что он причастен к сотворчеству своей судьбы и истории. А если человек уклоняется от этого сотворчества и борьбы за будущее, если предоставляет другим определять свое будущее, он обрекает себя на существование по инерции, которое рано или поздно обернется потерей смысла жизни, духовной и физической деградацией.
В этом
смысле само прогнозирование будущего представляет собой творческий
процесс, и, как всякий творческий процесс, оно включает деятельность
интуиции, воображения, фантазии. Творческое прогнозирование принципиально
невозможно формализовать, представить его в виде простой совокупности операций,
выкладок, формул. Между прочим, именно этим объясняется тот факт, что, несмотря
на все успехи компьютерных технологий и компьютерного моделирования, несмотря
на компьютерное «перелопачивание» гор информации, всё это вместе взятое сравнительно
немного дает для прогнозирования даже природных процессов (изменений погоды, извержений
вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), не говоря уже о прогнозировании
изменений человека и общества. Конечно, компьютерные и прочие информационные
технологии используются в прогнозировании, но успехи здесь весьма невелики. У
компьютеров нет интуиции, нет воображения, они «не видят» принципиально новых
возможностей будущего развития. Да и было бы странно подменять че-
10
ловеческое творчество стандартными машинными операциями; тем не менее наша техническая цивилизация постоянно стремится к этому, убивая при этом в людях саму способность к творчеству.
Следует также отметить еще одно важное обстоятельство. Скептическое отношение к прогнозам нередко связано с тем, что под прогнозированием понимается прежде всего прогнозирование научно-технического прогресса. Подобное — технократическое в своей основе — понимание прогнозирования было широко распространено в 1950-е— 1980-е гг. и до сих пор, несмотря на явную ограниченность достигнутых здесь результатов, оказывает заметное влияние на отношение к прогнозам развития человека и общества. По сути дела, в сознании многих людей происходит подмена прогнозирования человеческого и общественного развития прогнозированием развития науки и техники, которые якобы решат все человеческие проблемы и принесут долгожданное благоденствие. А поскольку на деле всё происходит совершенно иначе, инфантильный энтузиазм в отношении перспектив развития науки и техники сменяется разочарованием и отрицанием правомерности прогнозирования как такового. Разочаровавшиеся адепты научного прогресса в этом случае говорят, что любые прогнозы ничего не дают. Всё это несколько напоминает горькое разочарование дикаря в своем идоле, который не оправдал заведомо нелепых упований; однако это разочарование в итоге ведет к полному отказу от всякой веры и от всех попыток понять, каким образом развивается мир. В действительности же прогнозирование развития человека и общества по-настоящему еще не развито, и делать выводы о несостоятельности прогнозирования вообще на основании не слишком большой эффективности прогнозирования научно-технического прогресса — неправомерно и некорректно.
Наконец,
скептическое отношение к любым прогнозам в немалой степени обусловлено широким
распространением (хочется сказать — разгулом) астрологии, толкований Нострадамуса
и т. п. Разочаровавшиеся в науке и в рационализме люди обращаются к астрологии,
чтобы хоть как-то предвидеть бу-
11
дущее — свое личное и общественное. Наука или молчит, делая вид, что происходящее ее не касается, или пытается разоблачить исходный посыл астрологии как не имеющий никакого отношения к делам людским. Но справедливая научная критика астрологии и всего с ней связанного упускает из виду то важное обстоятельство, что астрология паразитирует на неспособности и нежелании официальной науки (или того, что под ней подразумевается) понимать и прогнозировать будущее человека и общества. Бурный расцвет шарлатанства фактически является платой за косность и инерционность научной мысли, за приверженность многих (хотя и не всех) ученых тем или иным догмам и омертвевшим теоретическим схемам. Поскольку потребность человека познавать и прогнозировать свое будущее неодолима, научная мысль должна хоть в какой-то мере удовлетворять эту потребность, а не только жаловаться на засилье астрологии и прочих форм поставленного на коммерческие рельсы надувательства людей. Свято место пусто не бывает, и современная научная мысль во многом повинна в образовании этой пустоты. Если науки о человеке и обществе и впредь будут руководствоваться убогими принципами позитивизма и эмпиризма, дополняемыми либеральными, националистическими или коммунистическими схемами, то астрология и иже с ней будут процветать и дальше, несмотря на все разоблачения деятельности конкретных астрологов со стороны ученых мужей. Единственный эффективный способ борьбы с астрологией состоит в том, чтобы не отказываться от научного прогнозирования, а развивать его принципы и методологию, совершенствуя понятийный аппарат и вводя историческое (временное) измерение во все науки об обществе и человеке.
Возвращаясь
к проблеме прогнозирования развития человека и общества, напомним, что здесь,
как нигде, важен не механический (или даже компьютерный) перебор всех вариантов
и сценариев, а интуитивное (т. е. основанное на целостном, неформализованном восприятии)
нащупывание из всего множества возможных (и даже «невозможных») вариантов
будущего наиболее вероятных, наиболее реальных. Оценка значения и роли
различных тенденций, на экстраполяции кото-
12
рых строится прогнозирование, также не может быть формализована, она совершается интуитивно, исходя не только из личного опыта прогнозирующего человека, но и из всего его восприятия действительности — прежде всего истории и культуры. Более того, отсюда следует, что чистый технократ и узкий специалист (или даже армия узких специалистов, которыми легко управлять в силу их ограниченности и социального бессилия) часто не способны к творческому прогнозированию, чего не скажешь об их способности к конструированию разрушительных проектов и технологий — от создания всё новых видов оружия массового уничтожения до клонирования людей и выведения разного рода монстров.
Итак, прогнозы и попытки заглянуть в будущее - это необходимое, неотъемлемое свойство человеческого мышления и творческой человеческой деятельности, без которого каждый отдельный человек или общество в целом становятся близорукими и рискуют потерпеть катастрофу. Особую важность и актуальность приобретают прогнозирование и определение перспектив в кризисные, переломные эпохи, подобные той, которую весь мир переживает в начале третьего тысячелетия новой эры. В ситуации нестабильности и колоссальных рисков, которые порождаются развитием современной техногенной цивилизации, любые промахи и ошибки, любая недооценка грядущих угроз и вызовов чреваты самыми тяжелыми и необратимыми последствиями. Поэтому всякое стремление «жить просто», «жить сегодняшним днем», «не забивать себе голову проблемами» и обойтись без прогнозов, без попыток в той или иной мере проникнуть в будущее представляется, как ни парадоксально это звучит, утопичным и — как приверженность любой утопии — чрезвычайно опасным и даже самоубийственным. Другое дело — какого рода эти прогнозы и другие попытки заглянуть в будущее, на чем они основаны, насколько они реальны или фантастичны, на что они ориентируют человека и общество. И вот здесь-то заключены главные проблемы и главные трудности. Одна из этих проблем состоит в том, что необходимо четко разграничить прогнозирование жизни отдельного человека и
13
прогнозирование развития общества или какого-либо коллектива (какой-либо группы) людей. Несмотря на то что общество или группа людей представляется чем-то более сложным, чем отдельный человек, прогнозирование развития общества или социальной группы в целом является более простой задачей, чем прогнозирование жизни и судьбы каждого отдельного человека с его индивидуальными, неповторимыми особенностями душевной и духовной жизни. «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно... когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» (М.Ю. Лермонтов). Объясняется это тем, что в обществе или социальной группе происходит заметное усреднение и существенная нивелировка множества индивидуальностей; благодаря этому мы фактически имеем дело с некоей результирующей социального взаимодействия множества людей в виде неких отчужденных общностей и институтов — государства, рынка, финансовых институтов, политических партий, социальных групп и т.п. Эти общности и институты не обладают собственной волей или интеллектом, но во многом ведут себя как некие субъекты (или псевдосубъекты) экономического, политического, социального развития, поведение которых обнаруживает некоторые характерные и вполне прогнозируемые тенденции. В отличие от этих субъектов (или псевдосубъектов) социального действия, являющихся продуктом разделения и отчуждения человеческой деятельности, поведение каждого отдельного человека глубоко индивидуально и поддается лишь весьма ограниченному прогнозированию; при этом все попытки классифицировать поведение отдельных людей по годам рождения (восточный календарь), знакам зодиака, темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики) и т. д. имеют весьма ограниченное значение для сколько-нибудь реалистичного прогнозирования. Поэтому в данной книге речь идет преимущественно о прогнозировании развития определенного общества или же определенной цивилизации, объединяющей различные общества. В то же время не стоит забывать, что жизнь каждого человека тесно свя-
14
зана с развитием общества, хотя и не исчерпывается им, что судьбы отдельных людей глубоко переплетены друг с другом и с судьбой данной социальной общности, культуры, цивилизации. Более того, социальные общности и институты, развитие которых является объектом прогнозирования, представляют собой не что-то внешнее по отношению к каждому индивидуальному «я», а являются результатом взаимодействия индивидуальных воль и стремлений; в этом смысле социальные институты и общности — это те же индивидуальные «я», но на другом, интегральном уровне.
Другая проблема заключается в том, что именно можно и нужно прогнозировать в развитии общества, какие его параметры поддаются прогнозированию, а какие нет. Невозможно прогнозировать все параметры общественного развития и тем более все события, которые произойдут в данный период в жизни общества. Необходимо выбрать те процессы, явления или параметры, которые связаны с выделенными исследователем тенденциями, рядами явлений или, по выражению М. Фуко, «сериями» событий. При этом основной вопрос состоит в том, насколько реальны и значимы выделенные исследователем тенденции, ряды или «серии», насколько они перекрываются другими тенденциями и, наконец, будут ли действовать выделенные тенденции в прогнозируемом будущем. Априорно и однозначно ответить на этот вопрос (или вопросы) нельзя, необходима проверка опытом прошлого, настоящего и будущего. Только после такой проверки можно выбрать те параметры и тенденции, которые поддаются прогнозированию. Иными словами, необходимо накопить опыт успешного прогнозирования и опираться на этот опыт при дальнейшем прогнозировании. Прогнозировать же остальные параметры общественного развития, разумеется, можно, но с существенно меньшей вероятностью успеха. Так, регулярно публикуемые прогнозы темпов экономического роста для различных стран очень часто не сбываются; тем не менее, из-за настоятельной потребности в экономических ориентирах подобные прогнозы продолжают публиковаться, отражая не столько реальное будущее, сколько реальное настоящее, се-
15
годняшние ожидания, выражающие потребность в ориентирах будущего развития. Еще одна проблема состоит в точности прогнозирования. Очевидно, например, что точно предсказать год, день и час какого-либо важного события, а также его роль в жизни данного общества довольно трудно. Обычно можно прогнозировать или предсказывать лишь временной интервал наступления данного события или изменения тренда общественного развития, и чем меньше этот интервал, тем больше риск ошибиться. Вообще говоря, исследование жизни человека и общества не может быть таким же точным, как исследование неживой природы, которым занимается физика. По этому поводу довольно остроумно высказался Ортега-и-Гассет: «Пресловутая точность, то есть свойственная физике строгость подхода, вовсе не проистекает из конструктивного метода как такового; она навязана физике предметом, масштабностью. Таким образом, точно не само физическое мышление, а лишь предмет — физический феномен. Именно поэтому элегические жалобы на извечную неточность истории не что иное, как самое обыкновенное недоразумение. И нам пришлось бы глубоко сожалеть, будь всё наоборот. Ведь если бы история — наука о человеческих жизнях — была бы или могла бы быть точной, то люди неизбежно обратились бы в некие камни, физикохимические тела — не более. Но тогда не существовало бы ни истории, ни физики, поскольку камни "счастливее" людей и не нуждаются в науке, чтобы быть собой, то есть камнями. Человек, напротив, это существо в высшей степени странное, и, чтобы быть самим собой, он должен сначала выяснить, что это значит... Именно в этом отличие человека от камня, и дело не в том, что мы якобы обладаем сознанием, а камень — нет. В конце концов можно представить себе разумный камень, однако ему нет нужды решать задачу собственного бытия, поскольку бытие дано ему в завершенности раз и навсегда. Чтобы быть камнем, последнему не приходится всякий раз решать вопрос о самом себе, спрашивая: "Что я должен сейчас делать?" или "Чем я должен быть?" Подброшенный кверху, наш воображаемый камень, не нуждаясь в выяс-
16
нении каких-либо вопросов,
а значит, не утруждая себя пониманием, просто бы полетел вниз, к центру Земли»
[Ортега-и-Гассет 1997. С. 243-244].
Однако некоторые исторические тенденции нелинейного (колебательного или циклически-волнового) развития общества, о которых будет идти речь в этой книге, в целом ряде случаев позволяют давать достаточно определенные и даже довольно точные прогнозы, относящиеся к сравнительно небольшому временному интервалу. Примеры такого рода и причины, по которым в определенных ситуациях оказывается возможным относительно точное прогнозирование, будут подробно обсуждаться ниже. Что же касается конкретного значения прогнозируемого события или поворота в общественном развитии, то эта задача является сложной, но в ряде случаев всё же решаемой. Наконец, важной проблемой прогнозирования общественного развития является проблема исторической случайности. Действительно, в развитии общества, как и в жизни отдельного человека, немало случайностей. Порой одна из этих случайностей вызывает непредвиденный каскад событий, которые в итоге радикально меняют всё последующее развитие или даже прекращают его. Как же в такой ситуации прогнозировать развитие событий, если спрогнозировать «роковую» случайность в принципе невозможно? Однако дело обстоит не так безнадежно. Так называемые «роковые» случайности во многих случаях связаны с ситуацией общей нестабильности социальной, экономической или политической системы, с ее временным выходом за пределы устойчивого развития. Именно тогда и реализуется эффект «снежного кома» или спровоцированного незначительным, на первый взгляд, событием целого каскада последующих явлений, которые способны радикально изменить состояние общества. Но тогда задача состоит не в том, чтобы предсказать «роковую» случайность, а в том, чтобы спрогнозировать условия и временной интервал, когда данная система может выйти за порог стабильности. А такая задача уже вполне может быть решена, по крайней мере в некоторых случаях. Поэтому, хотя предвидеть и прогнозировать случайности почти невозможно, оценить некоторые возможные по- \
17
следствия тех или иных случайностей при разных состояниях общественной системы всё же вполне реально. Кроме того, для анализа случайных событий существует статистика, которая широко применяется при анализе социального развития и при его прогнозировании.
И всё же общая ситуация в случае с прогнозированием общественного развития пока что весьма далека от совершенства. Как известно, в нашем бурном и неустойчивом мире нет недостатка в различного рода прогнозах и предсказаниях, особенно катастрофического свойства. Немало людей — от прямых шарлатанов до различного рода догматиков и провозвестников очередного «светлого будущего» — делают всё возможное, чтобы вольно или невольно дискредитировать любые прогнозы, любые попытки понять зарождающиеся в настоящем тенденции и приметы будущего. Лозунг дня «Живи настоящим и не думай ни о прошлом, ни о будущем» вполне соответствует идеологии и реалиям рыночного общества; при этом никого не смущает тот факт, что это рыночное общество периодически приходит к глубочайшим кризисам, возникающим как раз тогда, когда «процветание» кажется вечным. В результате прошлое, настоящее и будущее оказываются не только разорванными, но и чуждыми друг другу: прошлое рассматривается исключительно как удел истории и историков, которые якобы не имеют никакого отношения ни к настоящему, ни к будущему; настоящее воспринимается как единственная данность, возникающая невесть откуда и превращающаяся невесть во что; что же касается будущего, то оно, как правило, отдается на откуп астрологам, гадалкам и лжепророкам. В руках недобросовестных и нечистых на руку политиканов прогнозы также нередко становятся орудием манипулирования сознанием, запугивания обывателей ради выбивания денег на нужды военно-промышленного комплекса или других подобных ведомств. Многие люди поэтому готовы вообще отказаться от понимания будущего, обрекая себя на сиюминутную жизнь без перспективы.
В
подобной ситуации, как представляется, единственный выход состоит в том, чтобы восстановить
распавшуюся связь
18
времен, причем не только
теоретически, но и практически, в жизненной практике каждого человека. В
советское время людей постоянно кормили обещаниями «светлого будущего», вследствие
чего они не жили в настоящем и были лишены прошлого. Сейчас людей призывают
думать только о настоящем, вследствие чего они оказываются лишенными и прошлого,
и будущего. Но если мы отказываемся от прошлого и будущего, то тем самым мы
отказываемся и от полноценного настоящего. В итоге весь смысл «жизни в
настоящем» сводится к погоне за деньгами, к тяжелому, монотонному, забирающему
все силы труду или к бездумному прожиганию жизни. Это относится не только к
современному российскому, но и к любому другому обществу — европейскому,
американскому, азиатскому, латиноамериканскому и т. п. Между тем человек может
плодотворно жить, только пребывая и в настоящем, и в прошлом, и в будущем — с
помощью собственной памяти, исторического опыта многих поколений, заключенного
в культуре, с помощью «заглядывания в будущее», которое свойственно всем
нормальным людям, живущим не только сегодняшним днем. Более того, способность
хотя бы отчасти проникать в будущее — это важная и неотъемлемая способность человека,
без которой он мало чем отличается от животного, инстинктивно реагирующего на
непонятно как возникающие ситуации. Апологетам же «исключительно настоящего»,
которых немало не только среди обывателей, но и среди современных интеллектуалов
— экономистов, юристов, социологов, политологов и др., следует напомнить слова
К. Ясперса: «Видение настоящего в такой же степени зависит от
восприятия прошлого, как и от прогнозирования будущего. Наши мысли о будущем
влияют на то, как мы видим прошлое и настоящее. Прогнозирующее историческое
мышление определяет наши действия» [Ясперс 1994. С. 155].
Поэтому,
когда речь заходит о прогнозировании, необходимо прежде всего восстановить
исторический масштаб и прогнозировать не от настоящего момента, с которого
якобы всё началось, а исходя из длительного исторического развития, которое приводит
к настоящему и идет дальше, в будущее.
19
Казалось бы, вывод совершенно очевидный, не претендующий на что-то экстраординарное, и тем не менее он упорно игнорируется как узкими специалистами- историками, упорно твердящими, что прогноз не дело истории, так и узкими специалистами-прогнозистами, которые занимаются экстраполяцией сегодняшних тенденций развития, построением сценариев будущего и т.п. Само понятие исторического прогнозирования, необходимость которого естественно вытекает не только из теории и практики, но и из элементарного здравого смысла, в современной науке о прогнозировании до сих пор как следует не утвердилось и потому нуждается в дополнительном обосновании.
Между
тем следует вспомнить, что основной предпосылкой практически любого прогнозирования
является предположение о непрерывности всякого развития — социального, экономического,
политического, культурного. Так, говоря о прогнозировании международного
развития, известный специалист В. Ф. Ли отмечал: «Основной принцип, на котором
базируется международная прогностика, это философско-социологическая концепция
непрерывности развития (поступательного, регрессивного, а нередко и стагнационного)»
[Ли 2002. С. 17]. Но непрерывность развития подразумевает необходимость выявления
«сквозных» тенденций, берущих свое начало в прошлом (т. е. в истории) и
продолжающихся в настоящем и, возможно, в будущем. Другое дело, что тенденции
могут с течением времени меняться, но меняются они не одномоментно, а постепенно,
что позволяет проследить различного рода переходы и промежуточные периоды. Задача
исторического прогноза состоит в том, чтобы на основе анализа наиболее важных и
долговременных тенденций разглядеть «каркас будущего», о котором писал X.
Ортега-и-Гассет (см. приведенный выше эпиграф). Напротив, представления о
«революционных скачках» и «разрывах» в истории, разрушающих этот каркас,
продемонстрировали не только свою неадекватность реальному развитию, но и чрезвычайную
опасность, способствуя отбрасыванию общества назад, растрате ресурсов и принесению
во имя утопии огромных, невосполнимых жертв.
20
Таким образом, в известном смысле всякое более или менее адекватное прогнозирование основывается на истории, на тенденциях и моделях прошлого и настоящего и потому является в какой-то мере историческим прогнозированием, даже если оно само не подозревает об этом. Вместе с тем многие прогнозы основаны на сравнительно кратковременных исторических тенденциях, а их авторы предпочитают смотреть исключительно в настоящее и будущее, игнорируя прошлое. В отличие от прогнозов этого типа, подлинно историческое прогнозирование основывается на долговременных исторических тенденциях, достаточно глубоко анализируя связь событий прошлого и настоящего. На этой основе историческое прогнозирование выявляет сложные, как правило, нелинейные тенденции развития, включающие смену и определенное чередование различных фаз, и оценивает значение этих тенденций для настоящего и будущего, возможность их использования для прогноза. Разумеется, речь здесь идет не о детальном описании будущего, а о выявлении его общих контуров, его каркаса. Примерами исторического прогнозирования могут служить исторические циклы внутренней американской политики A.M. Шлезингера [Шлезингер 1992. С. 41—77] или циклы внешней политики США Ф.Л. Клингберга [Klingberg 1952; Klingberg 1983], на основании которых в свое время были сделаны прогнозы, впоследствии полностью подтвердившиеся.
Подробнее
об этих циклах и сделанных на их основании прогнозах речь будет идти ниже,
здесь же приведем два красноречивых отрывка из книги А.М. Шлезингера-младшего,
которые показывают не только теоретическое, но и практическое значение сделанных
в свое время верных прогнозов. Первый фрагмент касается прогнозов, которые
сделал отец автора — Шлезингер-старший в 1920-е — 1940-е гг. на основании
обнаруженных им циклов, включавших чередование либеральных реформ и
консервативной реакции на них во внутренней американской политике:
«Формулировка Шлезингера, первоначально изложенная им на лекции в 1924г.,
включала в себя предсказание, что консерватизм в стиле Кулиджа просуществует
примерно до 1932 г. Данная мысль вызвала у одного из при-
21
сутствовавших огорченное восклицание: "Боже мой!" (Воскликнувший — Дэвид К. Найлз - стал при наступлении следующего либерального периода одним из специальных помощников Рузвельта и Трумэна.) В первой опубликованной работе на эту тему "Приливы в американской политической жизни", увидевшей свет на страницах "Йейл ревью" в декабре 1939 г., он предсказал, что преобладавшие тогда либеральные настроения иссякнут примерно к 1947 г. Выступая с обновленной аргументацией в 1949 г. в "Путях к настоящему", мой отец писал: "Отход от либерализма, который начался в 1947 г. (с началом работы конгресса 80-го созыва, названного Трумэном "бездеятельным, ни на что не годным"), должен прекратиться в 1962 г., возможно, на год-два раньше или позже. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что следующая консервативная эпоха наступит где-то около 1978 года"» [Шлезингер 1992. С. 43]. Напомним в этой связи, что поворот к радикальным либеральным реформам в США действительно произошел в 1932 г. после прихода к власти Ф.Д. Рузвельта и начала осуществления «Нового курса»; в 1947—1948 гг. в США постепенно наступила пора консервативной реакции, включавшей развернувшуюся «охоту на ведьм» в период маккартизма; после прихода к власти Дж. Ф. Кеннеди в 1960 г. произошел новый поворот к либеральным реформам, которые продолжались вплоть до 1980 г., когда к власти пришли радикальные консерваторы во главе с Р. Рейганом.
Второй
фрагмент посвящен циклам внешней политики США, обнаруженным Ф.Л. Клингбергом и
использованным им для прогнозирования приливов и отливов американской
внешнеполитической активности «Более тридцати лет назад Фрэнк Л. Клингберг
проанализировал явление, которое определил как "историческую перемену
настроений в американской внешней политике". Он обнаружил периодическое
колебание от "экстраверсии" — готовности использовать прямое
дипломатическое, военное или экономическое давление на другие нации ради
достижения американских целей — к " инт- роверсии" — сосредоточенности
на внутренних проблемах американского общества... Он подверг свою теорию проверке,
ис-
22
пользовав ее для прогнозирования. В 1952 г., в момент высокой степени экстраверсии, Клингберг пришел к заключению, что " логично ожидать, что Америка отойдет, хотя бы в некоторой степени, от вовлеченности в мировые дела, и, возможно, она сделает это где-то в 60-е годы". Так и случилось, чему немало способствовал Вьетнам. Далее Клингберг предположил, что в следующий интровертный период главная проблема "будет иметь очень серьезные моральные аспекты". Любопытно, что здесь присутствует предчувствие того значения, которое приобретут права человека. Обновляя свой анализ в 1978 г., Клингберг предсказал, что " первые признаки сдвига в сторону экстраверсии" станут "явными, пожалуй, к 1983 г."» [Шлезингер 1992. С. 71—72]. Как известно, после «интроверт-ной» фазы 1970-х гг., когда США в основном были заняты внутренними проблемами и не слишком препятствовали внешнеполитической экспансии СССР, с 1983—1984 гг. при Р. Рейгане они перешли к активной внешней политике и новому витку гонки вооружений (колоссальная программа перевооружения армии, развертывание новых видов вооружений); затем последовали операция «Буря в пустыне» в 1991 г., распад СССР, расширение НАТО на восток, операции США в Сомали, Боснии, Косово, Афганистане, Ираке и т.п. При этом примечательно, что в период предсказанной Клингбергом «экстраверт-ной» фазы, начавшейся с 1983—1984 гг., США проводили чрезвычайно активную внешнюю политику независимо оттого, кто был президентом — республиканцы Р. Рейган, Дж. Буш-старший и Дж. Буш-младший ил и демократ У. Клинтон. Поскольку «экстравертная» фаза во внешней политике США, согласно Клингбергу, длится в среднем около 27 лет, можно предположить, что военная и внешнеполитическая активность Соединенных Штатов начнет снижаться где-то около 2010— 2012гг.
Казалось
бы, само наличие немалого количества подобных уже оправдавшихся и даже
использованных на практике прогнозов, которые были основаны на анализе исторических
тенденций, должно говорить в пользу возможности и необходимости исторического
прогнозирования. Однако дело обстоит
23
совсем иначе. Прогнозы реально работают, но их рассматривают как «случайное совпадение», поскольку «мы ничего не можем знать о будущем». Сбывающиеся прогнозы и предвидения есть, но «их нет, поскольку этого просто не может быть». При этом основной аргумент, который кажется неотразимым выдвигающим его противникам исторического прогнозирования, состоит в том, что в развитии человека и общества каждый раз (или время от времени) возникает нечто абсолютно уникальное, совершенно новое, что история никогда не повторяется. А раз так, то всякое историческое прогнозирование только вводит в заблуждение, навязывая опыт прошлого, который в принципиально новых условиях никому не нужен. Подобные взгляды, в той или иной мере характерные для многих историков, социологов, политологов, культурологов, представителей естественных и технических наук, тем не менее основаны на заблуждении. Да, внешние события истории никогда не повторяются буквально, но ее глубинные тенденции и закономерности, выражающие существенные связи между событиями и явлениями, часто воспроизводятся. Абсолютная уникальность и новизна, например, современного западного общества сильно преувеличены: это общество сформировалось в результате экспансии западноевропейской цивилизации и обладает многими чертами и признаками этой цивилизации, существующей уже более тысячи лет. Никакие технические достижения этой цивилизации не способны предохранить ее от периодически повторяющихся глубоких кризисов и потрясений, и никакие технологии манипулирования сознанием эры «информационного общества» не способны предотвратить процессы нравственной и физической деградации этого общества. Можно сколь угодно долго твердить о процветании, о преодолении всех кризисов, о «вечном» торжестве свободы и демократии, но тайное рано или поздно станет явным, а самоослепление или самооглупление общества рано или поздно дают свои плоды. Это относится к любому современному обществу — к американскому, европейскому, российскому, японскому, китайскому, исламскому, африканскому, латиноамериканскому. Когда в 1970-е годы Советский Союз считал себя
24
несокрушимым государством, сверхдержавой и образцом будущего торжества социализма, он уже начинал постепенно разрушаться изнутри. Когда в 1970-е — 1980-е годы Япония на волне послевоенного экономического роста ощущала себя неуязвимой и рисовала будущую картину «мира по-японски», кризис и замедление темпов роста в самой Японии уже намечались. Когда в 1990-е годы Соединенные Штаты всё больше заражались унаследованной от СССР болезнью имперской исключительности и жаждой насильственно облагодетельствовать все народы, будущие конфликты и потрясения уже намечались, и это вина ангажированных экономистов, социологов, политологов, что они не желали и не желают замечать нарастающих противоречий «Pax Americana». Однако очевидные провалы, связанные с нежеланием видеть последствия безудержной экспансии (от не предотвращенных вовремя террористических актов 11 сентября 2001 г. до «блистательной» операции США и их союзников в Ираке), нисколько не смущают адептов «несокрушимой» американской мощи, и они продолжают твердить об уникальности Соединенных Штатов (как будто каждая страна или цивилизация не уникальна!), об уникальности современной эпохи с ее информационными технологиями, которые якобы меняют весь ход истории и предохраняют общество и государство от кризисов, катастроф и деградации (как будто ход истории не менялся многократно и каждая империя не считала себя застрахованной от всех угроз!). Между тем на основании упомянутых выше событий и процессов можно заключить, что историческая закономерность, состоящая в последовательном взлете и падении различных империй и великих держав, одержимых идеей гегемонии и установления своего владычества над миром, закономерность, которая прослеживается начиная с древнейшей истории, действует и в наше время. Сменяются эпохи, царства, империи, идеологии, совершенствуется разрушительная мощь оружия, — а историческая тенденция сохраняется, несмотря на относительную уникальность каждой отдельной эпохи и каждого отдельного события. Только за последние два века взлет и падение пережили такие бывшие «сверхдержавы», как Франция,
25
Великобритания, Германия,
СССР. И правители каждой из них в свое время считали, что их доминирование в
мире будет продолжаться долго, если не вечно: достаточно вспомнить хотя бы
«тысячелетний» третий рейх или «полную и окончательную» победу социализма в
СССР. Таких «сквозных», т.е. проходящих через многие века и эпохи тенденций не
так уж мало, и в свое время о них будет идти речь в данной книге. Именно анализ
этих тенденций во многом дает возможность прогнозировать будущее мировое
развитие. Но вернемся к глубокой мысли Ортеги-и-Гассета, вынесенной в качестве
эпиграфа: она утверждает возможность прогнозирования будущего на основании
верно понятой истории. О чем здесь идет речь, что значит «история — пророк
наоборот»? По сути дела, выдающийся испанский философ говорит здесь о том, что
история — это зеркало, которое дает «обратное», зеркальное отображение будущего.
Чрезвычайно важный в методологическом отношении вывод, который Ортега сделал из
своих размышлений над историей и из наблюдений над современными ему событиями,
состоит в том, что история, как и всё развитие человека и общества, — это не
беспорядочный и случайный процесс, что он определенным образом структурирован и
допускает понимание со стороны глубокого и тонкого исследователя. Грядущее,
вырастающее из прошлого и настоящего, «оставляет брешь для предвидения» именно
потому, что человеческий разум способен понимать свершившееся, верно структурировать
его и постигать существующие «структуры истории». Самое трудное, согласно
Ортеге, состоит не в предвидении как таковом, а в постижении истории: если мы
глубоко поймем прошлое, мы найдем ключ к пониманию настоящего и будущего.
Поэтому «история — это пророк наоборот»: она способна сказать нам о будущем
очень много, если мы прислушаемся к ней и окажемся способными понять ее
пророчества, формально обращенные назад, «наоборот», поскольку история
специально занимается не будущим, а прошлым. Иными словами, прогнозы будущего
надо не сочинять, а выводить из правильно понятого прошлого: насколько мы
способны понимать историю, настолько мы способны предвидеть грядущее.
26
В связи
с этим нам представляется, что в основе любого, в том числе исторического, прогнозирования
должны лежать следующие принципы, соблюдение которых является необходимым, хотя
и недостаточным условием успешного и адекватного прогноза (иными словами, без
соблюдения этих принципов успешное прогнозирование вообще невозможно, но только
этими принципами обойтись нельзя). Во-первых, это принцип
исторической преемственности в прогнозировании, выражающий «связь
времен», связь между прошлым, настоящим и будущим, о которой речь шла выше.
Даже если, согласно какому-либо прогнозу, должна возникнуть принципиально новая
реальность с новыми тенденциями общественного развития (например, так называемое
«информационное общество» или «эпоха постмодерна»), она должна быть объяснена и
понята в более широком историческом контексте; нужно, в частности, ответить на
вопросы, что породило эту новую реальность, насколько она всеобъемлюща и
универсальна, как она взаимодействует с прежними тенденциями исторического
развития и т.п. Во-вторых, это принцип реализма, который
предполагает проверку любого прогноза реальным ходом развития, практикой —
путем обращения к уже осуществившейся реальности и ее сопоставления с тем, что
прогнозировалось. Следует заметить, что, несмотря на всю очевидность принципа
реализма, он сплошь и рядом игнорируется, поскольку многочисленные футурологи,
прогнозисты и просто идеологически ангажированные авторы не очень-то заботятся
о том, соответствуют ли их прогнозы реальности. С другой стороны, многие
теоретики, создающие красивые концепции и изысканные построения, подчас
напоминающие воздушные замки, игнорируют их проверку реальностью, поскольку самым
важным для них является оригинальность и необычность этих построений, а вовсе
не их истинность. Между тем проверка практикой остается главным критерием
истины не только в естественных, но и в гуманитарных науках (подробнее об этом
см. главу 1, п. 1.2). В-третьих, это принцип самоограничения,
который состоит в том, что любой прогноз относится к определенному месту и
времени, принципиально ограничен этими условиями и его
27
произвольное распространение на другие страны и времена неправомерно. Поэтому, в частности, все «глобальные» и «вечные» прогнозы вроде неизбежного и повсеместного наступления коммунизма, вечного доминирования Америки, «конца истории» из-за окончательного торжества либеральной демократии изначально являются ложными, поскольку претендуют на абсолютность и неограниченность. Подобного рода предсказания характерны для всех идеологий — от либерализма до коммунизма, — но к реальному прогнозированию, пытающемуся раздвинуть горизонты человеческого познания, они не имеют никакого отношения. Подлинный же прогноз должен быть ограниченным, а человек, его разрабатывающий, должен уметь самоограничиваться и применять прозрения и выведенные закономерности к определенной сфере жизни общества, к определенным условиям и к определенной эпохе.
Другой
принципиально важный вопрос состоит в том, руководствуется ли общественное
(коллективное) развитие разумом или же всецело подчиняется социальной стихии,
возникающей из взаимодействия множества воль, целей, стремлений, присущих
разным людям? Как ни парадоксально, этот вопрос не только не снимается по мере
развития, рационализации и усложнения общества, но и становится всё более
актуальным. Проблема состоит в том, что по мере «рационализации» в обществе
усиливается и нарастает отчуждение людей друг от друга, от природы, культуры,
истории, и это отчуждение, принимающее всё более глубокие и универсальные формы,
делает развитие всё более стихийным, непредсказуемым с точки зрения целей и
стремлений отдельных людей, втянутых в бешеный круговорот и вынужденных играть
по чуждым им правилам, но вместе с тем вполне прогнозируемым, поскольку эта
отчужденная социальная стихия подчиняется определенным закономерностям и
тенденциям. Но вот может ли подобное стихийное развитие общества изменить свой
характер и направление, может ли общество внять предупреждениям о грозящих ему
опасностях? Исторический опыт показывает, что различные общества и цивилизации
на разных ступенях своего развития существенно различаются в этом отношении.
Во-
28
обще изменить во многом
стихийное развитие общества довольно трудно, и общества, обладающие огромной
инерцией или отсутствием механизмов передачи сигналов снизу вверх, от низших
классов и социальных групп к высшим, как правило, реагируют на возникающие вызовы
несвоевременно и переживают глубокие катастрофы. Примерами могут служить римское
общество в эпоху своего упадка, французское общество конца XVIII в. или
российское общество начала XX в. Однако существует и множество примеров, когда
«верхи» своевременно улавливали сигналы об опасности и предпринимали
необходимые меры для того, чтобы избежать социального взрыва, распада общества
и государства. Достаточно привести примеры реформ Солона в древних Афинах,
спасших афинское общество от язвы ростовщичества и долгового рабства, политических
и экономических реформ в Великобритании в 1830-е — 1860-е гг., предотвративших
взрыв общественного недовольства, «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в 1930-е гг. в
США, который вывел страну из глубокого кризиса и сделал Соединенные Штаты
мировым лидером, реформы де Голля во Франции конца 1950-х — начала 1960-х гг.,
которые вывели государство из тупика, обусловленного противостоянием «левых» и
«правых». Поэтому общество и государство, если они не деградируют и не гниют заживо,
в принципе способны (пусть не сразу) более или менее адекватно реагировать на
возникающие вызовы и угрозы, менять характер и траекторию своего развития. В
такие переломные эпохи особенно важна способность личностей, стоящих во главе
государства, других общественных и политических деятелей прислушиваться к
сигналам об опасности, к «пробуждающим прогнозам», которые нацеливают на
определенные действия, на преодоление узких своекорыстных интересов правящих
групп. При этом масштаб личности, стоящей во главе государства в эти кризисные,
переломные эпохи, как правило, определяется вовсе не случайностью и не
чудесами, а состоянием общества, его способностью выдвигать действительно
талантливых и прозорливых лидеров. В силу этого предупреждающие и пробуждающие
прогнозы, рассматриваемые в данной работе, обращены от-
29
нюдь не только к политическим лидерам (хотя к ним также), но и ко всем мыслящим людям, которым небезразлична их собственная судьба, судьба их общества, их культуры, их мира. В заключение имеет смысл кратко остановиться еще на одном вопросе — на общей методологии рассмотрения и анализа любых прогнозов, которая используется в данной работе. Эта методология включает следующие этапы рассмотрения каждого данного прогноза — независимо от того, кто является его автором и к какой области он относится.Определение области или сферы жизни общества, к которой относится данный прогноз.
1. Формулировка самого прогноза и его более подробная трактовка, объяснение его содержания и смысла.
2. Раскрытие тенденции, закономерности или логического построения, с помощью которого был сделан данный прогноз.
3. Анализ фактов, свидетельствующих в пользу справедливости данного прогноза, и фактов, противоречащих ему («за» и «против»).
4. Уточнение и конкретизация прогноза, более точное определение сферы его действия, обрисовка возможных вариантов с выделением наиболее вероятных из них или же, напротив, критика и радикальное переосмысление данного прогноза. Представляется, что подобная схема анализа прогнозов позволяет избежать произвола в их трактовке и в выяснении их значения. Любой прогноз должен быть открыт для критики и для последующей «работы над ошибками», если он оказался в чем-то ошибочным. В целом же, несмотря на всю сложность и трудоемкость исторического прогнозирования, несмотря на необходимость исторического чутья и интуиции при любом прогнозировании, нам представляется, что правильный прогноз — не только венец теории, не только критерий ее истинности, не только способ удовлетворить естественную человеческую потребность в понимании грядущего, но и средство пробудить человека и общество от умственной спячки и паралича воли — для мобилизации сил и ответа на многочисленные вызовы современного мира.
30