Ален Бадью
5 декабря 2003
Артем Магун Комментарии
Мы не сможем здесь, на
газетных страницах, сделать сколь-нибудь внятное введение в мысль Алена Бадью,
одного из крупнейших и оригинальнейших философов
нашего времени. Проясним лишь некоторые вещи, которые Бадью, в своем
"пролетарском аристократизме", разъяснить здесь не счел нужным.
В первом тезисе Бадью
явно отсылает к психоаналитической трактовке искусства. Он согласен с Лаканом, что основной жест искусства есть изъятие,
отторжение, эллипсис. Но он противопоставляет Лакану, с его кантовским онтологизмом
бесконечного и недостижимого "реального", конструктивный пафос:
изъятие дает возможность для возникновения субъекта, субъекта события, истины и
политического действия.
Во втором тезисе Бадью
вводит свой полемический универсализм. Первичный негативный
жест изъятия служит универсализации. Но это - не абстрактный универсализм
капиталистической Империи, а - как явствует из третьего тезиса - универсализм,
исходящий из конкретного, историчного события. В этом событии не возвышенная
истина сходит на землю, а земля, история сама порождает бесконечную истину.
Адресация истины всем означает не ее общедоступность, а возможность каждого
идентифицироваться с ней через рискованное действие. С точки зрения Бадью,
психоанализ и теория искусства Аристотеля принадлежат к одной,
"классической" традиции, с точки зрения
которой искусство только правдоподобно, а не истинно, а также направлено на терапию
чувственного. Хотя Бадью критичен по отношению к этой
традиции (для него искусство несет в себе истину, а не правдоподобие), она явно
близка ему, ближе других эстетических концепций. Так, в пятом и восьмом
тезисе он скрыто апеллирует к аристотелевской теории
катарсиса - теории имманентного очищения страстей в трагическом театре.
Искусство начинается с
внешних, например религиозных или политических эффектов, но оно внутренне
исторично, и история его направлена в сторону автономии и чистоты, то есть самодовлеющей
субъективности.
В шестом и седьмом
тезисах Бадью связывает теорию искусства со своим общим философским учением. В
этом учении Бадью указывает на событие как на место порождения истины и основания
субъекта. Причем событие не существует без субъективной верности ему, субъект
должен сделать рискованную ставку на событие. Само произведение искусства не
является событием. Скорее событие происходит с возникновением целого
художественного движения, или эпохи, которая решительно порывает с прошлым. Через своих субъектов, т.е. в
данном случае через отдельные произведения, событие формирует конфигурацию,
например определенный жанр или вид искусства. И эта конфигурация в целом
(например, роман или абстрактной живопись) есть единичная, своеобразная истина.
Истина определяется Бадью (вслед за математиком П. Коэном) как "родовая",
gйnйrique, в том смысле, что
она несводима ни к какому логическому правилу или признаку, но
"пробегает" все возможные в данном контексте правила и признаки. Это
как бы платоновская идея, или художественный жанр, но у нее нет иного
определения, как только исходя из события и из верного ему субъекта, который
должен активно конструировать "родовую" истину.
Событие, как и следующая
из него "родовая" истина, выводит на свет и именует те элементы
общественной жизни, которые выпадают из "нормальной", целостной
картины мира как государства и империи, и ведут в этой целостности призрачное
существование. Здесь Бадью близок таким мыслителям как
Беньямин, Деррида и Рансьер. Он доказывает математически, что подобные
"избыточные" элементы есть в каждой историко-политической ситуации - это
те, кого забыли посчитать, а если и считают, то скопом:
упущенные возможности, отверженные классы, сомнение и сопротивление. Искусство,
опираясь на событие, призвано давать этим элементам видимость, не включая их
механически в бесконечную "энциклопедию" Империи. В этом и заключиется его "родовая" процедура.
Ряд тезисов, посвященных
Империи, говорит сам за себя. Бадью опять настаивает на операции изъятия,
вычитания - особенно в нынешний момент безудержного раскрытия и аккумуляции. Он призывает художника, как и философа, сопротивляться пластичности
и вседозволенности капитализма, и (двенадцатый тезис) делать методичное,
строгое искусство (здесь можно вспомнить любимого Бадью Мандельштама: "Доказывать и доказывать без конца: принимать в искусстве
что-нибудь на веру недостойно художника!") Хотя эту строгость, в
силу сказанного ранее, нельзя выразить ни в каком своде правил.
Бадью дает понять, на
что похоже искусство в его понимании. Он достаточно определенно (восьмой,
десятый, тринадцатый тезисы) высказывается в пользу искусства формального и рефлексивного
- не в смысле узко понятого абстракционизма, а в смысле необходимой формализации
- рефлексивной формализации той формирующей стихии, которая присутствует в
любом произведении в бессознательном, бесформенном виде. Примерно того же,
кстати, надо требовать и от философии, и от политики. Все эти процедуры должны
открывать, универсализировать работающее в них формообразующее начало. Многие
из суждений Бадью могут показаться традиционными. Действительно, в его
требовании верности событию заложен определенный консерватизм. Но основной
смысл его призыва - в необходимости неуклонно, конструктивно идти вперед,
обеспечивая формальной строгостью связь движения с побуждающим его событием.