Хальбвакс M. Социальные рамки памяти / Пер. с
фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. –М.: Новое издательство, 2007. – 348 с.
Теоретическая монография
французского социолога Мориса Хальбвакса (1877-1945), впервые вышедшая еще в
1925 году, оказалась широко востребованной в гуманитарных науках последних десятилетий.
Как показывает автор, даже в сознании отдельного человека запоминание и
припоминание фактов обусловлено по ряду важнейших параметров «рамками» и
«ориентирами», которые создаются обществом (речью, представлениями о
пространстве и времени и т. д.). В последних главах книги Хальбвакс исследует
динамику памяти уже не отдельных людей, а социальных институтов и коллективов –
таких, как семья, религия, класс, – непосредственно подступая к той области
исследований, которая ныне называется проблематикой «культурной памяти».
4
Сергей Зенкин
7 Морис
Хальбвакс и современные гуманитарные науки
27 Предисловие
32 Глава
I Сновидения и образы-воспоминания
73 Глава
II Речь и память
119 Глава ш Реконструкция прошлого
152 Глава
IV Локализация воспоминаний
185 Глав
а V Коллективная память семьи
219 Глава
VI Религиозная коллективная память
265 Глава
VII Социальные классы и их традиции
319 Заключение
Оглавление
5
Морис
Хальбвакс и современные гуманитарные науки
Памяти
Евгения Пермякова
Морис Хальбвакс родился
в 1877 году и еще до Первой мировой войны занял одно из видных мест во
французской социологической школе, основанной Эмилем Дюркгеймом. Благодаря
репутации, которую составили ему первые крупные работы – «Экспроприация и цена
земельных участков в Париже (1800-1900)» (1909), «Рабочий класс и уровни
жизни» (1912), – он после войны получил пост профессора в Страсбургском
университете. Еще до этого важным этапом в его карьере стали военные годы,
когда социалист-патриот Хальбвакс служил в аппарате правительства, занимаясь
организацией оборонного производства. Во время войны французская социологическая
школа потеряла своего лидера Дюркгейма, скончавшегося в 1917 году, и
нескольких его сотрудников, погибших на фронте; для ее выживания требовался
новый импульс, и одним из таких импульсов стала монография Хальбвакса
«Социальные рамки памяти», над которой он начал работать в 1921 году и которую
выпустил в свет в 1925-м[1]. Она показала
научную состоятельность нового поколения дюркгеймианцев, так же как
опубликованный годом раньше «Опыт о даре» Марселя Мосса. В последующие
десятилетия проблема коллективной памяти продолжала интересовать Хальбвакса: в
T94T году вышел посвященный ей труд «Легендарная еван
_________________________
1 Сам Хальбвакс в интервью 1934 года назвал ее своей
«лучшей книгой» // (цит. по: Coser L.A. Introduction Halbwachs M. On
Collective Memory. Chicago:
The University of
Chicago Press, 1992. P.1)
7
гельская топография в Святой земле», а уже после
Второй мировой войны – книга «Коллективная память», главы которой писались
еще с конца 20-х годов. Сам ученый, остававшийся в оккупированной Франции и в
Г944 году избранный профессором Коллеж де Франс, не дожил до издания этой
последней книги. Морис Хальбвакс был известен своим антифашизмом и связан с
Сопротивлением; 26 июля 1944 года его арестовало гестапо. Он был заключен в
концлагерь Бухенвальд, работал там в каменном карьере и умер 16 марта Г945
года, менее чем за месяц до освобождения лагеря[2].
В настоящей статье мы не
будем ни излагать подробно содержание его книги «Социальные рамки памяти», ни
рассматривать его роль в истории социологии[3] и лишь сделаем
некоторые замечания о том, какое значение получила его теория памяти в перспективе
современной теории культуры, учитывая, что она имела особенно сильный отклик
за пределами социологической науки.
По своему методу
«Социальные рамки памяти» заметно выделяются на фоне большинства других книг
Хальбвакса. Те, другие, работы по большей части носили социально-эмпирический
характер, основывались на широком, нередко статистическом, обследовании фактов.
Занявшись проблемой памяти, ученый был вынужден действовать иными методами.
Половина его книги 1925 года относится, собственно, даже не к социологии, а к
психологии: процессы памяти анализируются в ней на основе сообщений,
приведенных в работах психологов, а также данных авторского самонаблюдения;
вторая же половина книги, трактующая о собственно социальных феноменах, часто
апеллирует не к конкретным фактам, а к очевидностям общечеловеческого опыта;
априорная рефлексия там неред-
_________________________
2 Подробная биография
Хальбвакса — ученого и общественного деятеля — изложена в книге:
Becker А. Maurice
Halbwachs: un intellectuel en guerres
mondiales, 1914-1945.
Paris: Agnиs Viеnot, 2003. Сохранились и были
опубликованы сразу после войны рисунки, сделанные одним из заключенных Бухенвальда,
французским коммунистом русского происхождения Борисом Таслицким, работавшим
в лагерном лазарете. На рисунках — страшно изможденный голый старик, которого
лагерные врачи пытаются лечить от фурункулеза, и подпись по-русски:
«Медицинская помощь профессору Гальбваксу за несколько дней до его смерти»
(Ibid. Р. 452).
3 На русском языке
имеется сборник: Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М.; СПб.:
Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 2000. Сопровождающие этот том
статьи Виктора Каради и Александра Бикбова дают содержательный очерк
собственно социологических построений Хальбвакса.
8
ко преобладает над эмпирическим изучением
материала. Итак, перед нами либо вовсе не социология, либо социология
спекулятивно-теоретическая, переходящая в социальную философию.
С другой стороны, если
не по дисциплинарному дискурсу, то по общим идейным задачам монография
Хальбвакса четко следует программе дюркгеймовской школы. В ней осуществляется
экспансия социологии, утверждающей свое право заниматься такой проблемой,
которая до тех пор считалась достоянием индивидуальной психологии. Основная
мысль книги в том, что память – не чисто индивидуальный процесс хранения и
обработки полученных впечатлений, на самом деле ее деятельность определяется
обществом. Доказывая этот тезис, Хальбвакс оспаривает философскую психологию
Анри Бергсона (между прочим, своего бывшего учителя в старших классах
парижского лицея Генриха IV), выдвигая в качестве опровергающего примера
анализ сновидения как изолированного от общества вида психической деятельности,
который зато плохо поддается запоминанию и не включает в себя процессов
припоминания[4]. Современный
психоанализ, пожалуй, не вполне согласился бы с тезисом о внесоциальности
сновидений, но Хальбвакс, видимо, знал только пионерскую работу Фрейда «Толкование
сновидений» (1900), ограничивавшуюся фактами индивидуальной психики. Как бы
там ни было, французский ученый продолжает магистральную линию социальной
мысли в своей стране, которую можно проследить от «Самоубийства» (1897) Эмиля
Дюркгейма (Хальбвакс дополнил и отчасти исправил эту книгу в своей собственной
монографии «Причины самоубийства», 1930) до, скажем, такой необычной работы по
социальной семиотике культуры, как «Мифологии» Ролана Барта (1957)- Во всех
этих книгах доказывается од-
_________________________
4 Косвенным, работавшим
вне научной сферы оппонентом являлся для Хальбвакса и поклонник Бергсона Марсель
Пруст, чьи «Поиски утраченного времени» появились в печати как раз в годы подготовки
его монографии. Возможно, именно Пруст подразумевается в ее главе III, когда
речь идет об иллюзионистском характере «непроизвольной памяти»: «Когда
выдающийся писатель или художник дает нам иллюзию потока, возвращающегося к своему истоку, когда он сам
думает, что заново переживает свое детство, рассказывая о нем, это значит, что
он более других сохранил былую способность видеть и ощущать волнение. Но это не
ребенок, выживший из детского возраста, это взрослый, который заново творит в
себе и вокруг себя целый уже исчезнувший мир, и в эту картину входит больше
вымысла, чем правды» (наст, изд., с. 131-Г32).
9
на и та же общая идея: то, что принято считать
индивидуальным, на самом деле социально, входит в сферу гражданской ответственности,
может и даже, пожалуй, должно регулироваться методами социальной инженерии и
преобразовательной практики5.
Инструментом, с помощью
которого Хальбвакс анализирует социальную составляющую памяти, служит понятие
«рамка» (cadre). Заимствованное им у Эмиля Дюркгейма, оно не определяется точно
и имеет зыбкий, неоднозначный характер6. Это эвристическое, поисковое понятие.
Б частности, по-разному трактуется отношение между самой рамкой и ее
содержимым: состоят ли они из разной субстанции, как рама картины и
представленные внутри нее образы, или же их субстанция одинакова? Вопреки
концепции Бергсона, резко разделявшего социально обусловленные элементы человеческой
психики и ее спонтанную, чисто индивидуальную жизнь, Хальбвакс заявляет о
гомогенности рамки и воспоминаний:
...рамка и события тождественны по природе: события суть
воспоминания, но и сама рамка состоит из воспоминаний. Эти два рода
воспоминаний различаются тем, что вторые более устойчивы, всегда заметны нам,
и мы пользуемся ими для припоминания и реконструкции первых (наст, изд., с.
135).
_________________________
5 В стремлении расширить
область социального за счет природного Хальбвакс порой даже заходит слишком далеко
и делает опрометчивые обобщения. Так, в статье 1939 года «Коллективная память у
музыкантов», вошедшей первой главой в книгу «Коллективная память», он утверждает
чисто социальный характер ритма:
«...шумы, получаемые нами из природы и только из нее, не чередуются с
какой-либо размеренностью и ритмичностью. Ритм — это продукт жизни в обществе.
Индивид сам по себе не мог бы его изобрести» (Halbwachs
M. La mйmoire collective / Nouvelle йdition revue et augmentйe. Paris: Albin
Michel, 1997.
P. 34). Это, конечно, легко опровергнуть
указанием на ряд природных ритмических процессов — от падения капель с крыши
до пения и криков птиц, если говорить только о звуковых явлениях.
6 Подробный анализ употребления термина «рамка»
в книге см. в большом послесловии Жерара Наме к новому изданию «Социальных
рамок
памяти»: Namer G. Postface // Halbwachs M. Les cadres sociaux de la mеmoire. Paris:
Albin Michel, 1994, особенно с. 321 и след. С указанного издания выполнен публикуемый
здесь русский перевод книги Хальбвакса. Форма библиографических сносок, как и
в современных французских изданиях этой книги, сохранена неизменной, и они лишь
дополнены оригинальным написанием авторских имен в тех случаях, когда у
Хальбвакса эти имена упоминались только в основном тексте. Угловые скобки и
примечания под цифрами принадлежат автору, квадратные скобки и примечания под
звездочками – переводчику.
10
Воспоминания делятся на
два разряда: одни, социально санкционированные, интересующие не только данного
индивида, но и все общество, затверживаются и передаются от одного члена общества
к другому, а уже на основе этого социально-мемориального каркаса каждый индивид
«припоминает или реконструирует» (т.е. строит по модели, заданной не прошлым, а
нынешним обществом) все прочие свои воспоминания. Опорные, базовые социальные
воспоминания, образующие «рамку», часто называются у Хальбвакса «ориентирами»[5]. Перед нами дискретная
структура: в континууме психической жизни выделяются социальные точки
кристаллизации, а промежутки между ними заполняются как будто бы стихийными
индивидуальными воспоминаниями, которые на самом деле тоже программируются
обществом8. Такая рассеянная структура, элементы которой перемешаны с «обрамляемыми»
ею элементами, неточно отвечает метафоре «рамки»; дюркгеймовский термин плохо
согласуется с бергсонианской мыслью, пусть и вывернутой наизнанку и «социализированной»
Хальбваксом.
Но в «Социальных рамках
памяти» можно встретить и иное понимание рамки. При этом понимании рамку
воспоминаний образуют пространство и время, т.е. внешние, действительно обрамляющие
формы. Соответственно важное место в книге занимает глава IV – «Локализация
воспоминаний», где речь идет не только о пространственной, но и о временной
локализации. Если Кант рассматривал пространство и время как обобщенные формы
чувственности, присущие каждому, сколь угодно индивидуальному акту восприятия,
то для Хальбвакса это опять-таки социальные конструкции. Именно на
конструирование пространства и времени, а не на фиксацию отдельных воспоминаний-«ориентиров»
направлена главная работа общества по формированию коллективной памяти.
Представления о пространстве и времени ослаблены в несоциальном состоянии
психики, каким является сновидение, зато они сразу возникают вновь при
пробуждении:
_________________________
7 Points de repиre – этот
бергсоновский термин иногда переводят по-русски неловкой калькой «реперные точки».
8
Противоположная концепция памяти, восходящая к «Материи и памяти» (1896)
Бергсона, излагается Хальбваксом как объект критики: «То есть получается, что
воспоминания обладают непрерывностью, несовместимой с дискретными рамками рефлексии
или дискурсивного мышления» (наст, изд., с. 65).
11
...наяву нам непреложно дано время, пространство, порядок
физических и социальных событий, признанный и установленный людьми нашей
группы. Отсюда то «чувство реальности», которое больше не позволяет считать
воспринимаемое нами сном, зато служит отправной точкой всех наших актов памяти
(наст, изд., с. 325).
Интригующий, но
трудноразрешимый вопрос: не могло ли такое «пространственно-временное»
понимание рамок памяти опираться на многовековую, но забытую к концу XIX века
традицию риторической мнемотехники, которая учила запоминать всевозможные сведения
(слова, идеи, лица и т.п.), располагая их в различных местах некоторого
воображаемого пространства – скажем, дворца или театра?[6]
В принципе, эта традиция могла дойти до Хальбвакса через науку XIX века, через
учение об «ассоциации идей», опиравшееся на некоторые уроки старинной
мнемотехники[7]. Но возможно, что
никакого прямого влияния здесь не было, и тогда перед нами либо чистая конвергенция,
повторное открытие, либо пример невидимой, «через воздух», передачи культурной
информации – в данном случае определенной «техники ума», не менее глубоко
включенной в общий процесс культурной деятельности, чем «техники тела»,
впервые описанные в знаменитой статье Марселя Мосса".
В своих позднейших
работах о памяти Хальбвакс практически отказывается от идеи точечных «ориентиров»,
зато уделяет все больше внимания пространственно-временным конструкциям памяти.
Так, его книга «Легендарная евангельская топография в Святой земле» трактует о
том, как христианские паломники и воины- крестоносцы, приходившие в Палестину в
Средние века, заново «привязывали к местности», т. е. вводили в
пространственные рамки, память о евангельских событиях, руководствуясь не
столько точными археологическими данными, сколько своими современ-
_________________________
9 См.:
Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997
(первое английское издание — 1966).
10 Английскую теорию
ассоциации идей он упоминает, причем именно в связи с механизмами коллективной памяти,
в своей последней прижизненной книге: Halbwachs M. La topographie lеgendaire des Evangiles en Terre
Sainte: Etude de
mйmoire collective.
Paris: PUF,
1971 [1941] P 44
11 См.: Mocc
M. Техники тела // Mocc M.
Общества. Обмен. Личность.
M.: Восточная литература, 1996. С. 242-263 (первая публикация статьи – 1936).
12
ными представлениями о правдоподобии или даже
просто об удобстве посещения и почитания святых мест. Книга «Коллективная
память» тоже завершается двумя большими главами, соотносящими коллективную
память с временем и пространством. Наши представления о пространстве,
утверждает Хальбвакс, проходят через инстанцию обживающих его социальных групп,
так что даже абстрактно-геометрическое понятие пространства тоже принадлежит
определенному обществу – «обществу геометров»[8]. В главе о времени
выдвигается идея таких чисто временных – и вместе с тем тоже коллективных –
психических процессов, как «потоки» мыслей и образов («поток сознания» по У.
Джеймсу или поток образов по Бергсону): «Индивидуальное сознание есть не что
иное, как место прохождения этих потоков, точка пересечения разных коллективных
времен»[9]. Так у Хальбвакса
намечается и крепнет по мере развития его мысли новая концепция коллективной
(социальной) памяти, моделируемой уже не как дискретный каркас из опорных
точек, а как сплошной, континуальный поток, движущийся в
пространственно-временном русле.
Еще один аспект
хальбваксовского понятия «рамка», помогающий определить место его концепции в
истории гуманитарных наук, связан с природой и ролью языка в работе памяти.
В своем понимании языка
Хальбвакс вновь отталкивается от индивидуальной психологии Бергсона,
допускавшего существование чисто образной, внеязыковой памяти, и вновь верно
следует Дюрк- гейму. Язык трактуется им как «минимальная рамка»4, как образец
социального факта – нечто такое, что создано самими людьми, но никем из них не
может быть изменено по своей воле. Мы
_________________________
12 Halbwachs M. La
mйmoire collective... P. 212.
Современные исследователи, пишущие о Хальбваксе, особенно часто отмечают роль
пространства в его теории коллективной памяти. См., например, статьи Ж.-К.
Марееля, К. Арош и Ж. Куби в сборнике: Maurice Halbwachs: Espaces, mйmoire et psychologie collective. Paris:
Publications de la Sorbonne, 2004, и, в
особенности, статью: Jaisson M. Temps et espace chez Maurice Halbwachs (1925-1945) // Revue des
sciences humaines. 1999.
№ 1. P. 163-178.
13 Halbwachs M. Op. cit. P. 190. См. также
сопроводительную статью к этой книге: Namer G. Postface // Ibid. P. 267 sq.
Упоминание о «потоке образов» встречается уже в «Социальных рамках памяти»:
«Череда воспоминаний непрерывна. Часто говорят, что мы отдаемся току своих
воспоминаний, течению памяти» (наст, изд., с. 64). 14
Namer G. Postface //Halbwachs M. Les cadres sociaux de la mйmoire... P.
326.
13
не свободны в выборе своего языка и должны
пользоваться теми словами и идеями, которые он предоставляет нашему уму. Соответственно
и работа памяти, даже сколь угодно индивидуальной, помещена в языковые рамки:
...функционирование индивидуальной памяти невозможно без тех
орудий, какими являются слова и идеи, которые индивид не сам изобрел и которые
он заимствует из своей социальной среды[10]'.
Эта цитата взята из
посмертной книги «Коллективная память», но уже и в «Социальных рамках...» не
раз повторяется мысль о роли речи как социального факта в мышлении и памяти
людей: «...словесные конвенции образуют одновременно и самую элементарную, и
самую устойчивую рамку коллективной памяти...» (наст, изд., с. 118), «...речь
есть не просто орудие мысли, она обусловливает весь комплекс наших умственных
функций» (наст, изд., с. 103), «...люди совместно мыслят посредством речи»
(наст, изд., с. 87). Во второй главе Хальбвакс, опираясь на опыты английского
психиатра Генри Хеда, демонстрирует роль речи в работе памяти «от противного» –
через изучение афазических нарушений16. Афазия позволяет смоделировать
ситуацию, когда человек адекватно понимает ситуацию и знает, что он хотел бы
сказать, но не помнит слов, с помощью которых это можно было бы сформулировать.
Его память нарушена, но лишь частично. «Он подобен человеку в чужой стране, на
языке
_________________________
15 Haоbwachs M. La mйmoire collective... P. 98. Как видим, в книге «Коллективная память»
Хальбвакс признает существование индивидуальной памяти, отличной по строению
от собственно коллективной. Чуть ниже он сопоставляет их как «внутреннюю» и
«внешнюю» или, еще точнее, как «автобиографическую и историческую память» (Ibid. Р.
99).
16 Афазия — расстройство
языковых способностей — вообще не раз служила материалом, на основе которого
теоретики языка и культуры делали важные выводы: ср., например, статью P.O.
Якобсона «Два аспекта языка и два типа афазических нарушений» (1956) и цикл
работ Ю.М. Лотмана и Вяч. Вс. Иванова 1970-х годов о функциональной асимметрии
мозга, опиравшихся, в частности, на результаты экспериментов с искусственно
вызываемой временной афазией. Что касается афазиков, изучавшихся Г. Хедом, –
людей, покалеченных на войне и стремящихся реинтегрироваться, вернуться к
нормальной жизни в обществе, – то, по словам Аннетт Беккер, благодаря этой
своей воле к социальности они представляют собой образцовый научный материал,
«настоящую мечту социолога» (Becker А. Op. cit. Р. 205).
14
которой он не говорит, зато знает ее историю и
не забыл своей собственной истории» (наст, изд., с. 116). Анализируя один из
опытов Хеда, Хальбвакс отмечает вывод английского ученого: «...неспособность
[больного] выполнить или повторить жест, когда она имеет место, является результатом
не разрушения образов, а „нехватки слов"» (наст, изд., с. 107).
Расстройство речи оказывает влияние даже на выполнение жестов, которые,
казалось бы, осуществляются без всякой речи, – а это значит, что на самом деле
они все-таки включают в себя понимание, т. е. момент мышления и внутренней
речи. «Когда у человека больше нет слов, у него как бы ломаются сочленения
мысли» (наст, изд., с. ш); афазику не хватает слов как социальных рамок, куда
помещались бы его воспоминания – будь то воспоминания о пространстве
(расстановке предметов в помещении) или о телесных движениях (например,
рисовании).
Для Хальбвакса речь – не
просто инструмент, но и предпосылка умственной деятельности человека, при
повреждении речи вся эта деятельность нарушается; однако при этом важно наличие
речи вообще, а не ее специфическое внутреннее устройство. Общество дает
человеку слова, но не обязывает его мыслить с их помощью именно так, а не
иначе. Проблема принудительности языковых структур, детерминирующих мысленный
строй той или иной культуры, с весьма разных позиций обсуждалась лингвистами
еще со времен В. фон Гумбольдта (в первой половине XX века – Ф. де Соссюром, Э.
Сепиром и Б.Л. Уорфом); Хальбвакс не затрагивает эту проблему, как не
пользуется он и понятиями «культура» и «языковая структура»17. Из
лингвистических работ его внимание привлекают наблюдения Марселя Гране над
устройством китайского иероглифа (идеограммы), акцентирующие в нем не
семиотическую, а мимическую силу. В другом месте своей книги
_________________________
17 В принципе принудительная сила речи по
отношению к памяти не обязательно должна мыслиться в рамках структурной
лингвистики соссюровского толка. Так, авторы одной недавней статьи подчеркивают
иную, прагматическую детерминацию, когда «разговорная рамка», возникающая при
психологических опытах (экспериментатор спрашивает – испытуемый старается
правильно ответить), влияет не на самое память человека, а на складывающиеся
при этом научные представления о ней. См.:
Echterhoff G., Hirst W. Remembering in a Social Context: A Conversational View
of the Study of Memory // Kontexte und Kulturen des Erinnerns: Maurice Halbwachs
uns das Paradigma des Kollektiven Gedдchtnisses / Hrsg. von G.
Echterhoff, M. Saar. Konstanz:
UVK- Verlagsgesellschaft, 2000. S. 75-102.
15
(наст, изд., с. 205-208) он в качестве языкового
элемента, сильнее всего участвующего в процессе запоминания/припоминания
реальных лиц и вещей, называет имя собственное – наименее структурированный
элемент языка, не включенный в понятийно-классификационную систему и
отсылающий непосредственно к внеязыковому референту (обозначаемому лицу или
месту). Имена собственные актуализируют диахронический, исторический аспект
языка, они передаются из поколение в поколение, от мертвых к живым[11]. Таким образом,
языковая деятельность для Хальбвакса – это процесс, для которого общество дает
индивиду скорее средства, чем правила; его исследование памяти остается в
стороне от структурной теории языка и культуры, уже начавшей складываться в
его время[12].
Другое ограничение,
которое Хальбвакс неявным образом накладывает на понятие речи, состоит в том,
что его интересует только внутренняя речь человека. Как ни странно, внешняя
речь, непосредственно наблюдаемая как социальное взаимодействие людей,
исключается из рассмотрения в его социологии памяти. Если внутреннее,
беззвучное и полуосознаваемое слово служит непременной опорой памяти, то слово
произнесенное, а тем более записанное или напечатанное, уже не связано более с
ее деятельностью и может скорее дезориентировать ее; так, описанная в начале
главы III «Социальных рамок...» попытка человека в зрелом возрасте перечитать
любимый им в детстве роман («Дети капитана Гранта» Жюля Верна) приносит ему
разочарование – печатный текст, оставшийся формально неизменным, не помогает
заново пережить детские чувства, не напоминает о них. Письменность
и
книгопеча-
_________________________
18 См.: Namer G. Postface // Halbwachs M. Les cadres sociaux de la mйmoire... P.
349. Из
книги «Коллективная память» прямо вытекает, что «главная рамка коллективной
памяти — уже не язык-код <...>, новой главной рамкой памяти становится
время» (Namer G. Postface // Halbwachs
M. La mйmoire collective... P. 260).
19 С учетом этого в
настоящем издании неоднозначное французское слово
langage (например, в названии главы II — «Le langage et la mйmoire») обычно переводится не
как «язык», а как «речь» (слово «язык» ошибочно отсылало бы к соссюровскому
термину langue в смысле системы принудительных правил языковой деятельности).
Сходным образом слово tradition, как правило, переводится словом «традиция», а
не его этимологическим эквивалентом «предание»: в самом деле, в современном
русском языке «предание» означает не любую культурную информацию, передаваемую
из поколения в поколение, а некий рассказ, вербализованный нарратив, тогда как
Хальбвакс практически не занимается языковой спецификой изучаемых им социальных
«традиций».
16
тание с давних пор подвергались критике как
неполноценная замена речи: они расслабляют человеческий ум возможностью легко
находить информацию в книгах, не напрягая память. Соответственно и Хальбвакс,
говоря о «коллективной памяти», не подводит под это понятие такие факты, как
архивы и библиотеки, монументы и обряды (а не только внутренние чувства,
вызываемые ими в людях), – т. е. всю внешне-знаковую сторону культуры.
Дальнейшее использование
его идей в гуманитарных науках шло именно по пути экстериоризации памяти, по
пути расширения этого понятия с психической деятельности на знаковую культуру.
Новое открытие работ
Хальбвакса о коллективной памяти началось в 1970-1980-х годах. Известный
французский антрополог Роже Бастид предложил связать его теорию с общей
структурной оппозицией двух типов воображения – репродуктивного и творческого,
соприсутствующих в умственной деятельности. В таком смысле проанализированные
Хальбваксом процессы «реконструкции прошлого» соотносимы с теорией бриколяжа у
К. Леви-Стросса: традиционная культура строит свои нынешние представления из
подручного материала, реутилизируя обломки старых, уже мало что говорящих ей
воспоминании – как своих, так и чужих . В то же время Бастид критиковал
субстанциализм в толковании процессов коллективной памяти, которые Хальбвакс
связывал с отдельными группами ее носителей. На самом деле, продолжает Бастид,
«коллективную память выражает не группа как таковая – точнее сказать, что это
структура группы задает рамки коллективной памяти, определяемой не как
коллективное сознание, а как система взаимоотношений между памятью индивидов»[13]. Эта
структуралистская критика Хальбвакса отступила на второй план позднее, когда
его идеи начали применять для исследования мышления и символической продукции
уже не плотных социальных групп, а институтов[14].
У некоторых современных авторов можно
_________________________
20 Ср., действительно,
такое соображение Хальбвакса: «Коллективная память христианства могла вобрать
в себя еврейскую коллективную память, лишь присвоив себе некоторые из ее
локальных воспоминаний и тем самым трансформировав всю перспективу исторического
пространства» (HalbwachsM.
La topographie lйgendaire des
Evangiles en Terre
Sainte...?. 140).
21
Bastide R. Mйmoire collective et sociologie du bricolage // LAnnйe sociologique. 3e sйrie. 1970. P. 94.
22
См.: Douglas M. Comment pensent les institutions. Paris: La Dйcouverte;
MAUSS, T999 (первое английское издание – T986).
17
даже прочесть, что в своих поздних работах
Хальбвакс сам преодолел отождествление коллективной памяти с памятью
конкретно- исторических групп и стал понимать ее как «культурную память, [которая]
обладает значительно большим объемом, чем память какой-либо отдельной
группы»23.
Одним из самых
продуктивных открытий Хальбвакса стала историзация коллективной памяти, особенно
четко выраженная в последних главах «Социальных рамок...». Поскольку память
есть социальный факт, то не только содержание воспоминаний «локализуется» во
времени (привязывается к хронологическим ориентирам), но и сам факт их
запоминания/припоминания имеет про- странственно-временную и
социально-классовую датировку, а значит, историчен. Возникают возможность и необходимость
создать историю памяти, т. е. исторически описать процесс, в ходе которого
люди совместно научаются или разучаются что-либо помнить. Социолог Хальбвакс,
бывший, по словам современного американского комментатора, «историком
поневоле»24, вплотную подступился к этой задаче в книге «Легендарная
евангельская топография в Святой земле», но в общетеоретическом виде она обоснована
уже в заключении к «Социальным рамкам памяти»:
...любое религиозное представление имеет характер
одновременно общий и частный, абстрактный и конкретный, логический и
исторический (наст, изд., с. 332).
Сказанное применимо не
только к религиозным, но и к другим социальным представлениям: как доказывает
Хальбвакс, идеи общества получают свою убедительную силу не только благодаря
логической связности и доказуемости, но и благодаря опоре на традицию; они
представляют собой смешанный по природе логико-нарративный объект, это
одновременно и идеи, и мифы. По сути, здесь впервые четко сформулирован
парадоксальный статус исто-
_____________________________
23 Hervieu-Lеger
D., WппlaimeJ.-P. Sociologies de la religion: Approches classiques. Paris: PUF, 2001. P.
206. С этим выводом, однако, плохо согласуется приведенная полностью ниже
цитата из «Коллективной памяти», где Хальбвакс (уже в конце жизни) недвусмысленно
заявляет, что «любая коллективная память опирается на какую-то группу,
ограниченную в пространстве и времени».
24 Хаттон П.Х. История как искусство памяти.
СПб.: Владимир Даль, 2003. С. 199.
18
рических идей, которые могут быть
абстрактно-логическими по форме, но своей основой всегда имеют некую
конкретно-социальную конвенцию. Современные историки подвергли этот нетривиальный
объект широкому изучению.
Одну из первых рецензий
на «Социальные рамки памяти» опубликовал именно историк, причем историк
выдающийся – коллега Хальбвакса по Страсбургскому университету Марк Блок25. Высоко
оценив богатство и новизну идей, изложенных в монографии, он высказал
сожаление, что в ней недостаточно конкретно показан механизм передачи
коллективной памяти – он рассматривается лишь на уровне целостных групп (хотя
бы таких сравнительно небольших, как семья), между тем во многих случаях он
реально представляет собой коммуникацию между индивидами. Было бы полезно,
продолжал Блок, ввести в поле исследования юридическую память, которая в
старину всегда служила поддержкой законодательных установлений: последние
существовали не (только) как писаные законы, но и как обычаи, передаваемые по
наследству.
Уже в конце XX века
теория Хальбвакса получила развитие в Германии, у историка древних культур Яна
Ассмана. В составе памяти, которой обладает любое общество, он разграничивает
актуально-оперативную память, называемую «коммуникативной», и память о далеком
прошлом, о мифологических «истоках» и «началах», которая именуется собственно
«культурной»; последняя отличается такими чертами, как институциональная
формализация, символическое устройство (включая письменную фиксацию), наличие
специалистов – носителей традиции; иными словами, эта память носит эксплицитно
социальный характер. В зависимости от «холодного» или «горячего» характера той
или иной культуры она обращается либо к космическим мифам, либо к историческим
легендам (пример первой ситуации – древнеегипетская культура, пример второй –
древнееврейская). В ее истории важнейшим событием является канонизация,
«замораживание» памяти, «когда течение традиции останавливается созданием
канона»26: куль-
__________________________________
25
Bloch U. Mйmoire collective, tradition et coutume: А
propos d'un livre rйcent // Revue de synthиse historique. 1925. T. 40. P. 73-83.
26 Ассман Я. Культурная память: Письмо, память
о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.:
Языки славянской культуры, 2004. С. 100 (первое немецкое издание – 1992).
19
тура подводит черту под списком достопамятных
фактов, весь корпус ее текстов разделяется на сакральные тексты и комментарии
к ним, и образуется специальное сословие толковников-книжни- ков, занимающихся
этим комментированием. По сравнению с хальбваксовской теорией традиции,
излагаемой, например, в главе «Религиозная коллективная память», эта модель
учитывает внешние формы институционализации памяти – прежде всего ее
текстуальное закрепление усилиями особой социальной группы, которую Ассман
определяет не по идейному умонастроению (как Хальбвакс – религиозных
«догматиков»), а по собственно социальному критерию: профессиональному статусу
и занятиям.
В последние десятилетия
оживленно обсуждается вопрос о роли самой исторической науки как части
коллективной памяти общества. Морис Хальбвакс предпочитал разводить эти два
объекта и подчеркивать их взаимодополнительность: «В принципе история
начинается лишь в той точке, где заканчивается традиция, где угасает или
распадается социальная память»27. С его позитивистской точки зрения, история –
это истинное, объективно-универсальное знание, тогда как память всегда является
«чьей-то» памятью, обусловлена опытом и интересами какой-либо социальной
группы (и в этом смысле сближается с марксистским понятием идеологии):
История может представлять себя как универсальную память
рода человеческого. Но универсальной памяти не существует. Любая коллективная
память опирается на какую-то группу, ограниченную в пространстве и времени28.
В 1980-х годах
французский историк Пьер Нора выдвинул программу изучения так называемых «мест
памяти», которая и была реализована в многотомном коллективном труде под таким
названием. Открыто опираясь на социологию памяти Хальбвакса, а неявным
образом, возможно, и на традицию старинного «искусства
___________________________________
27 Halbwachs M. La mйmoire collective... P. 130.
28 Ibid. P. 137. Как пишет Ж. Наме,
такую частно-групповую память было бы точнее называть «коллективной памятью»,
в отличие от «социальной памяти» — памяти всего общества в целом; но сам
Хальбвакс не проводит последовательно это терминологическое разграничение.
Зато он, по замечанию Л. Козера, последовательно заменяет дюркгеймовское понятие
«общество» термином «группы», как правило, во множественном числе, – это
плюралистическое, «более осторожное словоупотребление» (CaserL.AOp.cit. Р. 22).
20
памяти» с его техникой запоминания «мест», Нора
предложил создать историю «символических объектов», с которыми нация связывает
свои воспоминания и ценности. Это могут быть самые разнородные объекты:
«архивы вместе с триколором, библиотеки, словари и музеи наряду с коммеморациями,
Пантеон и Триумфальная арка, словарь Ларусса и Стена коммунаров»29. Все это
лишь «останки»30 целостной памяти общества, сохранившиеся в результате ее
усреднения, исчезновения памяти отдельных социальных групп, а также историографической
обработки мемориального материала. История, которую Хальбвакс противопоставлял
памяти, в наше время, по мысли П. Нора, глубоко пронизывает ее: «...то, что
сегодня называется памятью, относится не к памяти, но уже к истории»31, и
соответственно изучение «мест памяти» совпадает с «историей истории».
Весьма обильна и
современная научно-философская рефлексия об отношениях истории и памяти32.
Следует обратить особенное внимание на большой труд Поля Рикёра «Память.
История. Забвение». Рикёр рассматривает память как деятельность, работу. Тем
самым его мысль, подытоживая начатую Хальбваксом в 20-х годах социализацию
памяти, возвращается на новом витке к бергсоновской концепции: в самом деле, в
«Материи и памяти» А. Бергсон различал глубинно-личностный «образ-воспоминание»
и социальную «память-привычку», ориентированную на внешнюю деятельность, а
Хальбвакс, снимая это различие, доказывал, что и «образы-воспоминания»
существуют в социальных «рамках». По Рикёру же, работа памяти осуществляется
как внутри, так и вне индивидуального сознания, не только на уровне отдельного
человека, но и на уровне общества. Само это общество переживает сегодня
особое «историческое состояние» – ситуацию разрыва с прошлым, которое приходится
восстанавливать не через живую память, а через историческую реконструкцию. И
тут снова обнаруживаются различия между историей и памятью – правда, более
сложные, чем это виделось Хальбваксу. В самом деле, историография упрощает
память людей актами выборочной, серийной архи-
___________________________________
29
Нора П., Озуф М„ Пюимеж Ж. де, Винок М.
Франция-память. СПб.: Изд- во СПбГУ, 1999. С. 26.
30
Там же.
31
Там же. С. 28.
32 См.:
Савельева ИМ., Полетаев A.B. «Историческая память»: к вопросу о границах
понятия // Феномен прошлого. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 170-220.
21
вации; она изучает свидетельства очевидцев
наравне с документами, подчас не несущими в себе никакой живой памяти (сегодня
это могут быть, например, автоматические записи, сделанные электронной
аппаратурой); она цензурирует и адаптирует морально невыносимые свидетельства;
наконец, в новейших своих течениях (экономическая история, история
ментальности) она вообще абстрагируется от непосредственных данных памяти,
конструирует свои собственные, внепамятные события: «Многие события, признаваемые
историческими, никогда не были чьими-либо воспоминаниями»[15]
– скажем, ни один человек ХУШ-Х1Х веков не мог помнить событие «промышленного
переворота». Итак, история пользуется в принципе иными средствами воссоздания
прошлого, чем память, – как сказал бы Хальбвакс, у нее иные социальные и
институциональные рамки.
В книге «Социальные
рамки памяти» есть ряд конкретных социологических концепций, которые и ныне
заслуживают углубленного, многостороннего изучения. Так, в главе о религиозной
памяти автор неявно пересматривает выводы Дюркгейма, который пытался «спасти
религиозное, отбросив религии»[16], и вывести понятие
религии из более общего понятия сакрального («Элементарные формы религиозной
жизни», Г912). Хальбвакс усматривает сущность религии в другом – в хранении памяти
о ее собственном легендарном основании. С его точки зрения, «религия определяется
не через оппозицию профанного и сакрального, она определяется через особый тип
памяти», причем в отличие, скажем, от семейной памяти это память
агрессивно-завоевательная, разрушающая «исторические памяти во имя
бесконечного превосходства вечности»[17].
Хальбвакс даже делает вывод, что «каждая религия есть пережиток прошлого»
(наст, изд., с. 332), – вопреки современной ему функционалистской антропологии,
утверждающей, что «пережитков» вообще не существует, что любые архаические по
происхождению факты культуры выполняют в ней ту или иную актуальную функцию36.
_______________________________
33 Рикёр
Поль.
Память. История. Забвение. М.: Изд-во гуманитарной литературы. 2004. С. 689 (первое
французское
издание — 2000).
34 Namer G. Postface // Halbwachs M. Les cadres sociaux de la mйmoire... P.
304.
35 Ibid. Р. 334,358.
36 См., например: Малиновский Б. Научная теория
культуры. М.: ОГИ, 1999 (первое английское издание – 1944). По замечанию
современного социолога религии Даниэль Эрвье-Леже,
22
Оригинальностью
отличается и хальбваксовская теория классов, развитая в последней главе «Социальных
рамок...» и основанная на оппозиции двух сфер социальной жизни: «...одну из
них мы будем называть зоной технической деятельности, а другую – зоной личных
отношений (в семье, свете и т, д.)» (наст, изд., с. згг). Между этими двумя
сферами неравно распределены разные классы общества, причем примером чисто
технической деятельности служит положение рабочего класса, который в ходе
исполнения своей социальной функции имеет дело только с материальными вещами, а
не с живыми людьми, т. е. оказывается изъят из собственно социальных
межчеловеческих отношений; отсюда можно сделать вывод, что он и не имеет
классовой памяти37. Напротив того, социальная функция высших классов включает в
себя управление людьми, а также семейно-светское общение, где ограничивающие
человека технические правила снимаются и возникает возможность его целостного
личностного самоосуществления: «Так мы из технической сферы незаметно
переносимся в сугубо социальную среду, то есть в зону личностных отношений...»
(наст, изд., с. 314). В своем определении классов, особенно рабочего класса,
Хальбвакс переносит акцент «с социологии производства и эксплуатации на
социологию исключения»38: господствующие классы не столько материально эксплуатируют
рабочих, сколько отчуждают их личность, принуждая к внесоциальному техническому
труду, т. е. буквально исключают их из общественной жизни39. С другой стороны,
в его идеализации светского общества как «сугубо социальной» сферы личностных
отношений сказывается не
_____________________________
Хальбвакс не пытается исследовать ни функции
религии, ни духовное содержание религиозного опыта и в результате вообще
оказывается «вне классических тенденций в определении религии – будь то
попытки субстанциалистского или функционалистского толка» (Hervieu-Lйger D.,
WiппaimeJ.-P. Op. cit. P. 230).
37 В «Социальных рамках памяти» эта идея
упомянута лишь кратко; подробное ее обоснование см. в более ранней статье
«Материя и общество» (T920): Хальбвакс М. Социальные классы и морфология... С.
47-88. Сдержанную критику этой идеи высказал Марк Блок в своей рецензии на
«Социальные рамки памяти»: ныне, пишет он, автор «остерегся бы изучать этот
[рабочий] класс, как и любой другой, абстрагируясь от всяких традиционных
представлений у его членов» (Bloch M. Op. cit. P.
77).
38
Namer G. Postface // Halbwachs M. Les cadres sociaux de la mйmoire... P.
312.
39 О близости идей Хальбвакса к марксистской
теории отчуждения см.: Ка- ради В. Морис Хальбвакс: биографический очерк //
Хальбвакс М. Социальные классы и морфология... С. 452.
23
столько научная теория, сколько определенная
классовая идеология (ей, собственно, и не дается никаких доказательств, кроме
чисто риторических рассуждений), а мысль о том, что работа с материальными
вещами выводит человека за рамки общественных отношений, противоречит замечанию
Дюркгейма о том, что общество состоит не только из индивидов, они лишь
«составляют его единственные активные элементы. Строго говоря, общество включает
в себя также и вещи»40. В самом деле, с материей имеет дело не только рабочий,
но и, скажем, художник, и тенденция «материальной эстетики» очень сильна в
эстетической теории и художественной практике XX века – однако же положение
художника вряд ли становится оттого внесоциальным.
При всех спорных и
исторически ограниченных моментах своей концепции, книга Хальбвакса «Социальные
рамки памяти» и его позднейшие труды о коллективной памяти оказались чрезвычайно
востребованными и плодотворными для гуманитарных наук конца XX и начала XXI
столетия. Начав с исследования психологических процессов памяти и с выделения в
них социальной составляющей, французский социолог в своих текстах о религии,
семье и классах продемонстрировал, как коллективная память становится предметом
последовательного и даже сознательного социального конструирования, как наши
представления о прошлом (общественном и даже личном) обусловливаются
обстоятельствами нашего коллективного настоящего. Эту обусловленность не
следует понимать в духе недобросовестного манипулирования памятью людей, хотя в
жизни общества нередко встречается и такое. Нет, сама разделенность общества на
иерархически подчиненные и конкурирующие группы заставляет его память
складываться не в однородном пространстве разума, а в исторически возникшем,
фрагментированном пространстве социального опыта. При этом память о прошлом и
формируется, и деформируется одновременно, и науки об обществе должны принимать
во внимание этот двойной процесс – как минимум делая поправку на его искажающее
воздействие, а также и исследуя законы его протекания.
Сергей Зенкин
______________________________
40 Дюрхгейм Э. Социология. М.: Канон, 1995. С.
237.
24