Хофмайстер Хаймо Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат / Пер. с нем. и послесл. О. А. Коваль. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006. — 288 с.
Указатель имен
Августин, Аврелий 24, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 233, 237, 239 Амвросий Медиоланский 225, 230 Аристотель 36, 38, 41, 42, 44, 74, 75,77,78,141,189, 190, 279 Аристофан 65 Арон Р. 158, 161, 247, 249, 250, 253, 280 Бек Л. 114 Беньямин В. 54 БервеХ. 91 Бергер Й. 19 Бернар Клервоский 171 Боден Ж. 192, 193, 201 Брехт Б. 11,19,20,82 Вебер М. 89,90,115,120,272 Вегеций, Флавий Ренат 245 Вергилий, Публий Марон 167, 168 ВиториаФ. де 231,232 Вольтер Ф. М. 89 Гёльдерлин Ф. 62 Гёте И. В. 9,85, 129 Гегель Г. В. Ф. 66, 67, 83, 84, 93, 121, 125, 126, 127, 130, 131,132,137,138,139,140, 141,143,145,146,147,148, |
149,152,153,201,202,203, 204,206,214,215,216,217, 219, 220, 242, 277 Гераклит 8,22,40,69,80,81, 82, 83,85 , 87,98,160,187, 246, 269 Гоббс Т.''70, 91, 92, 120, 121, 122,124,125,126,127,133, 134,135,136,137,138,140, 145,146,163,189,190,193, 223, 241, 242, 267 Гомер 62, 66, 142 Григорий Великий 230 Гримм В. и Я. 32, 33 Гуго Гроций 22,27,34,95,199 ГустенауГ. Э. 11,12,175 Декарт Р. 190 Дильс Г. 22 Дильтей В. 104 Зедльмайр X. 244 Зиммель Г. 93, 94, 151 ЗипЛ. 137 Зомбарт В. 151 Иво Шартрский 237 Иннокентий II 239 Исидор Севильский 24 Кант И. 7, 21, 28, 52, 53, 54, 63, 64, 65, 90, 121, 125, 139, 149, 150, 152, 161, 192, 193, 199, 200, 206, |
207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 218, 220, 221, 242, 277, 279 Клаузевиц К. 22, 99, 100, 101,102,103,104,105,106, 108,109,110,111,112,113, 115,116,117,118,149,155, 156,174,176,247,250,251, 262, 281 Кун Г. 161,162,164,167, 169, 173, 247, 253 Лёвит К. 95, 96 Лассаль Ф. 125 Лейбниц Г. В. 36 Ленин В. И. 116,148,155,223 Людендорф Э. фон 112,113, 176, 252 Макиавелли Н. 83, 88, 89 Манн Т. 172 Маркс К. 145, 204 Меттерних К. В. 214 Монтескьё Ш.-Л. 195 МюнклерХ. 112,113,114 Ницше Ф. 86, 154, 267 Пасхалий II 234, 236 Платон 17,24,41,65,69,141 Протагор 244 Ремарк Э. М. 151 Руссо Ж.-Ж. 124, 125, 134, 145,163,168,193, 240,241 СингерГ. Д. 26 Смол л М. 26 Тацит, Публий Корнелий 163 Тертуллиан, Квинт Септи-мий Флоренс 224 |
ТиммеВ. 227 Токвиль А. 172 Урбан II 233,236,237 Фома Аквинский 231 Фрейд 3. 12, 13, 14, 56, 191, 192 ФрингсЙ. 226 Фукидид 26 ФукоМ. 104,277,278 Хаухлер И. 26 Хофмайстер X. 8, 17, 47, 184, 268, 269, 270, 271, 274, 279, 280, 281 Цвейг А. 151 Цезарь, Гай Юлий 163 Цицерон, Марк Туллий 78, 83, 85, 86, 87,88, 227,252, 253 ШелерМ. 151 Шеллинг Ф. В. Й. 55, 68, 69, 85 Шиллер Ф. 54, 55, 70, 246 Шмитт К. 90, 95, 155, 160, 173, 247,262,274,275, 281 Шпенглер О. 82 Штернбергер Д. 159 Эйнштейн А. 12,56,191,192 Эмпедокл 61, 62 Юнгер Э. 62, 63, 151, 238 AvinieriS. 137 BakuninM. 45 Baumgartner Н. М. 207, 221 Bender Ch. 89 Beyme К. von 187 Billing Р. 26 |
Brugger W. 202 Bubner R. 123 Burnham J. 21 Carreas E. 116 Derbolav J. 78 EksteinsM. 151 Erdmann C. 235 Fink E. 132, 153, 255 Frankl V. E. 244 Gadamer H.-G. 257 Gantzel K.-J. 26 Gomperz H. 12 Guevara E. 262 Hauchler I. 15 HaverkateG. 202 Hehl E.-D. 236,237, 239 Heintel E. 125 Helgeland J. 224 Heller H. 194 Henrich D. 182 Hofmeister R. 151 Holzer G. 130 Huber W. 155 Jellinek G. 198 Jünger E. 63,97,238 Justenhofen H.-G. 232 |
Kodalle K. M. 150 KondylisP. 148 KrieleM. 194,195 Krippendorff E. 91 Kroner R. 219 KrügerG. 64 KudernaM. 226 Liebrucks B. 129 Pesendorfer W. 121 PfetschF. R. 26 Picht G. 25, 69 Rajewsky Ch. 261 Reibstein E. 24 Riedel M. 74 Rüttgers K. 31 Rohrmoser G. 241 SanerH. 221 Scholder K. 114 Senghaas D. 12 Siegelbert J. 26 Spaemann R. 16 Ulmer C. 141 Vondung K. 150 Wachtier G. 94 Walzer M. 117 Winghammer T. 26 |
Содержание
Предисловие к русскому изданию_5
Предварительные замечания..............................11
Глава I. Степень разработанности проблемы.................... 18
Глава II. Насилие...................................................31
1.Сила — это не насилие...................................34
2. Насилие и его формы ................................. .43
3. Воля — орудие человеческого насилия.....................51
Глава III. Борьба...................................................59
1. Раздор и эрос.................................................61
2. Пространство человеческой силы и насилия..............70
4. Военная борьба..............................................89
Глава TV. Инструментализация войны...........................99
1. Война — средство политики?..............................102
2. Непредсказуемая сущность войны: политическое бессилие_111
Глава V. Война как возможная невозможность................119
1. Государство как индивидуальность......................121
2. Война как возможность...................................133
3. Невозможность войны....................................143
Глава VI. Основные типы войны................................158
1. Формы войны..............................................161
2. Влияние исторических перемен на понятие войны.....177
Глава V7I. Су в еренитет и мир....................................189
1. Право и границы суверенитета...........................192
2. Путь к «вечному миру»....................................205
Глава VIII. Война без бога_222
1. Оправдание войны........................................227
2. Долг искупления...........................................232
3. Потеря центра.............................................240
Приложение. Теория террористической войны...............247
О. Коваль. Война без боя........................................267
Указатель имен..................................................284
1 Пер. Н. Вильмонта. Цит. по изд.: Гёте И. В. Собрание сочинений: в 10 томах. Т. 1. Стихотворения. М., 1975. С. 252. (Здесь и далее примечания, отмеченные звездочкой, принадлежат переводчику.)
2 Вольно по Бертольду Брехту. «Матушка Кураж и ее дети» (Сцена 6): Brecht В. Gesammelte Werke, 4. Frankfurt, 1967. S. 1403.
3 В своей статье «О понятии вооруженного конфликта» Густав Э. Густенау проводит различие между «эмпирическими теоретико-правовыми» и «политически-функциональными» методами разработки понятия войны. В последующих рассуждениях он пытается критически рассмотреть и эксплицировать онтологическое основание понятия войны (Gustenau G. Е. Zum
4 Freud, S. Warum Krieg? // Freud S. Studienausgabe. Bd. IX. Frankfurt-am-Main, 1974. S. 284.
6 Ср. об этих данных: AKUF (Arbeitsgemeinschaft Kriegsursachenforschung) 1993: Daten des Kriegsregisters zu den Kriegen der Welt 1945 bis 1992 (Stand: 31.12.1992). Hamburg: Forschungsstelle Kriege, Rüstung und Entwicklung des Instituts Politische Wissenschaft der Universität Hamburg. Приводятся эти цифры также и в: Hauchler I. (Hg.). Globale Trends 93/94. Daten zur Weltentwicklung. Stiftung Entwicklung und Frieden. Frankfurt, 1993.
7 CM.: Spaemann R. Zur Kritik der politischen Utopie. Stuttgart, 1977. S. 80.
8 В процитированном лозунге перефразируется эпиграф к одному стихотворению Бертольда Брехта:
«Представьте себе, что приходит война
и никто на нее не идет.
Тогда война придет к вам».
Однако две эти строчки не принадлежат Бертольду Брехту! Они были добавлены к стихотворению в качестве эпиграфа. Поэтому в Собрании сочинений их нет. Я обязан этим указанием д-ру Йохану Бергеру.
9 Brecht В. Gesammelte Werke, 9. Frankfurt, 1976. S. 503.
10 Kant I. Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbürgerlicher Absicht // Kant I. Schriften, 8. S. 20. Кант цит. по изд.: Akademie Textausgabe. Unveränderter Nachdruck. Berlin, 19231977. (В рус. пер. трактат «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» здесь и далее цит. по изд.: Кант И. Сочинения в 4 томах на немецком и русском языках. Том 1. Трактаты и статьи (1784-1796) / Изд. подг. Н. Мотрошилова (Москва) и Б. Тушлинг (Марбург). М., 1993.)
11 Так у Гераклита — в рамках определения бытия и становления.
12 Последний решительный довод; последнее средство (лат.).
13 См.: Augustinus А. De civitate dei. XIX, 7; XV, 5.
14 Picht G. Bundeswehr und Politik // Picht G. Die Verantwortung des Geistes. Ölten; Freiburg, 1965. S. 357.
* Слово Gewalt в немецком языке означает не только насилие, но и власть, силу, могущество вообще. Учитывая широкую сферу его использования в немецком языке, переводчик в сочетании staatliche Gewalt (государственная власть) и подобных ему прибегает к привычным русским выражениям и идиомам, но, стремясь сохранить авторский контекст, чаще всего вынужден употреблять более однозначное в русском языке слово «насилие».
15 «О праве войны и мира» (лат.).
16 Право, регулирующее поведение противников во время войны; законы войны (лат.).
18 KantI. Schriften, 8. S. 299. (Имеется в виду работа Канта «О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики"». Здесь и далее этот трактат цит. по изд.: Кант И. Указ. соч.)
19 Röttgers K. Gewalt // Historisches Wörterbuch der Philosophie Historisches Wörterbuch der Philosophie / Hg. von J. Ritter. Bd. 3. Darmstadt, 1974. Sp. 562.
20 Grimm J., Grimm W. Deutsches Wörterbuch. München, 1984.
* Кружок, завиток, крендель (нем.).
21 Grimm J., Grimm W. Deutsches Wörterbuch. Bd. 11. Sp. 1938.
* Русский вариант этой немецкой пословицы —• «Сила разум ломит». Вполне адекватно передают ее смысл и другие русские аналоги: «Плетью обуха не перешибешь», «Сила превыше права», «У кого власть, тот и прав», «Право всегда на стороне сильного».
22 Юридический термин, обозначающий право каждого из супругов на совершение сделок в сфере ведения домашнего хозяйства.
4 Гроций Г. О праве войны и мира (1625). (В немецком переводе: Grotius Н. Vom Recht des Krieges und des Friedens. Tübingen, 1950. S. 59.)
23 Leibniz G. W. Die philosophische Schriften, 4 / Hg. von C. J. Gerhardt. Hildesheim, 1965. S. 393.
24 Аристотель. Метафизика. IX, 1; 1046 а 191
26 См.: Платон. Театет. 197 с; Политик. 271 с.
27 Аристотель. Никомахова этика. Ш, 1112 Ь 27.
30 Аристотель. Никомахова этика. III, 1.1110 а 1-4.
31 Bakunin М. Reaktion in Deutschland / / Deutsche Jahrbücher. 17/21. Okt. 1842. S. 1002.
* Нечто негативное (лат.).
33 Сила принудительная (лат.).
16HofmeisterН. Philosophisch denken. Göttingen, 1997. S. 298. (Рус. пер.: Хофмайстер X. Что значит мыслить философски. СПб., 2000.)
34 Существо политическое (греч.).
18 Kant I. Über den Gemeinspruch: Das mag in der Theorie richtig sein, taugt aber nicht für die Praxis // Kant I. Schriften, 8. S. 299.
19Benjamin W. Zur Kritik der Gewalt // Benjamin W. Gesammelte Schriften, II. 1. Frankfurt, 1989. S. 179.
35 Schelling F. W. J. Stuttgarter Privatvorlesungen 1810 // Schillings Werke, IV / Hg. von M. Schröter. München, 1927. S. 360.
36 Freud, S. Warum Krieg? // Freud S. Studienausgabe. Bd. IX. S. 276.
39 Гомер. Илиада. IV, V. 440. (Пер. H. Гнедича. Цит. по изд.: Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967.)
41 Kant I. Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. § 74 // Kant I. Schriften, 7. S. 252. (Пер. H. M. Соколова. Здесь и ниже цит. по изд.: Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999. С. 328-329.)
42 KantI. Kritik der reinen Vernunft. В 131 // Kant I. Schriften, 3. S. 108. (Пер. H. О. Лосского. Цит. по изд.: Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993. С. 99.)
43 Kant I. Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. S. 253.
44 Hegel G. W. F. Phänomenologie des Geistes // Hegel G. W. F. Werke, 3. S. 148 f. (Пер. Г. Шпета. Цит. по изд.: Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. С. 101.)
45 Schelling F. W. J. Über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhängenden Gegenstände // Schel-
47 Аристотель. Политика. 1280 b 30-35.
48 Хотя понятие koinonia, используемое Аристотелем сразу же во вводном тезисе его «Политики», и переводится как «общество», все же следует признать, что оно употреблено как синоним понятия «полис» и, таким образом, отнюдь не описывает тот круг, который мы сегодня называем обществом, отличая его от государства. Ср.: RiedelМ. Gesellschaft, bürgerliche // Historisches Wörterbuch der Philosophie / Hg. von J. Ritter. Bd. 3. Darmstadt, 1974. Sp. 466 f.
52 Brunner О. Das «ganze Haus» und die alteuropäische «Ökonomik» // Neue Wege zur Sozialgeschichte. Göttingen, 1956.
* Закон (греч.).
53 Derbolav J. Das Moderne und das Zeitgebundene im politischen Denken des Aristoteles // Erkenntnis und Verantwortung / Hg. von J. Derbolav und F. Nicolin. Düsseldorf, 1960. S. 246.
54 Словом «campus» римляне называли ровную площадку, специально предназначенную для игр, военных упражнений или показательных поединков.
20 Гераклит. Фрагмент В 53.
* Война, вражда, ссора, борьба (греч.).
59 Spengler О. Der Untergang des Abendlandes, II. München, 1922. S. 550. (Пер. И. И. Маханькова. Цит. по изд.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998. С. 466.)
61 Hegel G. W. F. Enzyklopädie. § 431 Zusatz // Hegel G. W. F. Werke, 10. S. 220. (Здесь и далее «Философия духа» цит. по изд.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977.)
62 Hegel G. W. F. Enzyklopädie. § 431 Zusatz. S. 220.
63 Ibid. § 432 Zusatz. S. 230.
64 Hegel G. W. F. Enzyklopädie. § 432 Zusatz. S. 221.
65 Schelling F. W. J. Philosophische Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhängenden Gegenstände // Schelling F. W. J. Werke / Hg. von M. Schröter. München, 1923,1965. IV. 1292.
66 Goethe J. W. Die Geheimnisse. V. 191 f. (Стихотворение И. В. Гёте «Тайны» цит. по изд.: Зарубежная поэзия в переводах Б. Л. Пастернака: Сборник. М., 1990. С. 245.)
67 Cicero. De officiis I. Kap. 11. (Пер. В. О. Горенштейна. Здесь и далее трактат «Об обязанностях» цит. по изд.: Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 66-67.)
68 Nietzsche F. Die fröhliche Wissenschaft. § 349 // Nietzsche F. Werke, V/2. Berlin; New York, 1973. S. 267.
70 Сгсего. Бе сЛкив. I, Кар. 11.
71 Вероятно, имеется в виду поговорка «Слово не стрела, да пуще стрелы разит».
38 Machiavelli N. Der Fürst. Leipzig, 1924. S. 67.
72 Ibid. S. 67 f. (Трактат Макиавелли «Государь» цит. в пер. Г. Муравьевой по изд.: Жизнь Никколо Макьявелли / Сост. Ю. В. Артемьева. СПб., 1993. С. 291.)
73 Bender С. Macht — eine von Habermas und Kuhmann vergessene Kategorie? // Österreichische Zeitschrift für Soziologie. 23/1998. S. 3.
74 WeberM. Wirtschaft und Gesellschaft. § 16. Tübingen, 1972. S. 28.
* Как таковая (лат.).
75 Meinecke F. Die Idee der Staatsräson. München; Berlin, 1924. S. 12.
76 Weber M. «Politik als Beruf» // Weber M. Gesammelte politische Schriften / Hg. von J. Winckelmann. Tübingen, 1958. S. 494. (Доклад «Политика как призвание и профессия» в пер. А. Ф. Филиппова и П. П. Гайденко цит. по изд.: ВеберМ. Избранные произведения. М., 1990. С. 645.) Ср.: Schmitt С. Der Begriff des Politischen. Berlin, 1963. S. 29 ff.; Idem. Der Nomos der Erde im Völkerrecht des Jus Publicum Europaeum. Köln, 1950. S. 153.
77 Ср. также: Krippendorff E. Staat und Krieg — Die historische Logik politischer Unvernunft. Frankfurt-am-Main, 1985.
78 Hobbes Т. Leviathan. Hamburg, 1996. S. 108. (Здесь и далее сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» Т. Гоббса в пер. А. Гутермана цит. по изд.: Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991.)
79 Simmel G. Soziologie — Untersuchung über die Formen der Vergesellschaftung. Berlin, 1968. Цит. по: Wachtier G. Militär, Krieg, Gesellschaft. Texte zur Militärsoziologie. Frankfurt; New York, 1983. S. 138 (цитата из главы IV).
80 Cp.: Schmitt C. Der Begriff des Politischen. S. 29 ff.; Idem. Der Nomos der Erde im Völkerrecht des Jus Publicum Euro-paeum. S. 153.
81 Löwith K. Töten, Mord und Selbstmord. Die Freiheit zum Tode //Löwith K. Sämtliche Schriften, 1. Stuttgart, 1981. S. 400 f.
83 Jünger E. Der Kampf als inneres Erlebnis. Berlin, 1925; Idem. Sämtliche Werke, 7. Stuttgart, 1980. S. 51 f.
84 JüngerЕ. Sämtliche Werke, 7. S. 50.
86 Clausewitz С. Vom Kriege. 1,1, § 2. Bonn, 1980. S. 192.
87 Clausewitz С. Vom Kriege. I, 1, § 2. S. 191 f.
88 Clausewitz С. Vom Kriege. VIII, 2. S. 952.
89 Deutsche Rundschau. 27. Jg., 1919. S. 215.
90 Foucault M. Dispositive der Macht. Über Sexualität, Wissen und Wahrheit. Berlin, 1978. S. 71.
91 Русскими аналогами немецкой пословицы «Den Sack schlägt man, den Esel meint man» (букв.: Бьют по мешку, но подразумевают-то осла), которую здесь в перефразированном виде приводит автор, являются такие выражения, как «Кошку бьют, а невестке наветки дают» или «На языке одно, на уме другое». Мы здесь придерживаемся дословного перевода, поскольку в следующем предложении автор развивает эту метафору в ином смысловом ключе.
7 Clausewitz С. Vom Kriege. VIII, 6 В. S. 991.
8 Ibid.
92 Clausewitz С. Vom Kriege. VIII, 6 В. S. 991.
94 Ibid. S. 179; сообщение от 10 июля 1827 года.
95 Clausewitz C. Verstreute kleine Schriften (zusammengestellt, bearbeitet und eingeleitet von Werner Hahlweg). Osnabrück, 1979. S. 161.
96 Clausewitz C. Vom Krieg. S. 179.
97 Clausewitz С. Verstreute kleine Schriften. S. 498.
99 Clausewitz C. Verstreute kleine Schriften. S. 498.
100 Munkler H. Gewalt und Ordnung — Das Bild des Krieges im politischen Denken. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 219.
101 Херфрид Мюнклер с полным основанием обращает внимание читателя на требование генерал-полковника Людвига
102 Weber М. Politik als Beruf // Weber M. Gesammelte Politische Schriften. München, 1921. S. 494.
* Право над жизнью и смертью (лат.).
** Право войны и мира (лат.).
103 Carreas E. La pensee militaire allemande. Paris, 1948. P. 212.
104 Lenin W. I. Clausewitz' Werk «Vom Kriege». Berlin, 1957. S. 23.
105 Clausewitz С. Vom Kriege. VI, 7. S. 644.
106 WalzerM. Just and Unjust Wars — A Moral Argument with Historical Illustrations. New York, 1977. Цитируется по немецкому переводу: WalzerM. Gibt es den gerechten Krieg? Stuttgart, 1982. S. 90.
107 Clausewitz C. Vom Kriege. I, 1, § 2. S. 192.
108 См.: WeberМ. Gesammelte Aufsätze zur Religionsphilosophie. Bd. I. Tübingen, 1920,1988. S. 548 f.
109 Hegel G. W. F. Die Verfassung Deutschlands // Hegel G. W. F. Werke, 1. S. 473. См. также: KantI. Zum ewigen Frieden // Kant I. Schriften, 8. S. 367; PesendorferW. Staat und äußere Sicherheit // Überlieferung und Aufgabe / Hg. von H. Nagl-Docekal. Bd. II. Wien, 1982. S. 317-331.
110 Rousseau J.-J. Du contrat social, I, 4 // Rousseau J.-J. Vorn Gesellschaftsvertrag oder Prinzipien des Staatsrechtes. Paderborn, 1977. (Цит. по изд.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998. С. 202.)
111 См.: Heintel Е. Grundriß der Dialektik. Bd. II. Darmstadt, 1984. S. 239.
112 Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts. § 182 Zusatz // Hegel G. W. F. Werke, 7. S. 339. (Здесь и далее работа «Философия права» в пер. Б. Г. Столпнера и М. И. Левиной цит. по изд.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.)
113 Hobbes Т. Leviathan. S. 108.
114 Hegel G. W. F. Philosophie des Rechts. § 182 Zusatz // Hegel G. W. F. Werke, 7. S. 340.
115 Ibid. § 183 Zusatz. S. 340.
116 Ibid. § 184 Zusatz. S. 341.
117 Ibid. § 182 Zusatz. S. 340.
118 Hegel G. W. F. Philosophie des Rechts. § 263 Zusatz. S. 411.
119 Ibid. § 258 Zusatz. S. 399.
120 у рёте это прочитывается Зулейка
Раб, народ и угнетатель Вечны в беге наших дней. Счастлив мира обитатель Только личностью своей. Жизнь расходуй как сумеешь, Но иди своей тропой. Всем пожертвуй, что имеешь, Только будь самим собой.
121 Cp.: Hegel G. W. F. Die Verfassung Deutschlands. S. 479.
M , ' \:
v132 ,/Qt
123 Корпоративная идентичность (англ.).
124 Hobbes Т. Leviathan. S. 269: враги, по Гоббсу, все люди, «которые не являются подданными» и с которыми не существует какого-либо рода договоров, согласно которым они бы перестали быть врагами.
127 Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts. § 183. S. 340. См.: «Verfassung, Grundrechte und soziales Wohl in Hegels Philosophie des Rechts» и «Hegels politische Philosophie» Людвига Зипа в изданном им томе: Praktische Philosophie im Deutschen Idealismus. Frankfurt-am-Main, 1992. S. 285, 307. Cp. развитие этой темы в книге: Avinieri S. Hegels Theorie des modernes Staates. Frankfurt-am-Main, 1976. S. 111 ff.
128 См.: Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts. § 324. S. 492.
129 Hegel G. W. F. Positivität der christlichen Religion (Zusätze) // Hegel G. W. F. Frühe Schriften. Werke, 1. S. 214. (Трактат Гегеля «Позитивность христианской религии» в пер. А. В. Михайлова цит. по изд.: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В двух томах. Т. 1. М, 1970. С. 196-197.)
130 Ср.: Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts. § 324. S. 492.
131 Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts. § 324. S. 491 ff.
132 Hobbes T. Leviathan. S. 145.
133 Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts. § 324. S. 493.
134 Hobbes T. Leviathan. S. 294.
135 Аристотель. Политика. I, 2,1253 а 2; см. также: Ulmer С. Philosophie der modernen Lebenswelt. Tübingen, 1972. S. 98 f.
136 Гомер. Илиада. IX, V. 63 £
137 Нечто абсолютное, безусловное, совершенное (лат.).
138 Подобные аргументы имеются также и в марксистско-ленинском мышлении. Так, Ленин пишет: «Давно признано, что войны, при всех ужасах и бедствиях, которые они влекут за собой, приносят более или менее крупную пользу, беспощадно вскрывая, разоблачая и разрушая многое гнилое, отжившее, омертвевшее в человеческих учреждениях» (Lenin W. I. Der Zusammenbruch der II Internationale (1915) = Über Krieg, I. S. 444; ср.: Kondylis P. Theorie des Krieges. Stuttgart, 1988. S. 260. — Цит. по изд.: Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 21. М, 1948. С. 184).
139 Kodalle К. М. Die aktuelle Barbarei im Spiegel der Kantischen Erwägungen // Kodalle К. M. Der Vernunftfrieden — KANTS Entwurf im Widerstreit. Würzburg, 1996. S. 141.
140 См.: Vondung K. Die Apokalypse in Deutschland. München, 1988. S. 190. Эйфория войны не характерна ни для определенной нации, ни для определенной войны какой-либо эпохи:
141 Cp.: Hegel G. W. F. Schriften zur Politik und Rechtsphilosophie / Hg. von G. Lasson. Leipzig, 1913. S. 470.
142 Fink E. Hegel. Phänomenologische Interpretation der «Phänomenologie des Geistes». Frankfurt-am-Main, 1977. S. 186.
143 Clausewitz С. Vom Kriege. VIII, 6 В. S. 990.
144 5® Ср. также: Huber W. Keine Rückkehr zum Krieg als Mittel der Politik // Zeitschrift für Evangelische Ethik. 37.1993. S. 252.
145 Lenin W. I. Clausewitz' Werk «Vom Kriege». S. 23.
146 Schmitt C. Der Begriff des Politischen. Text von 1932 mit einem Vorwort und drei Corollarien. Berlin, 1963.
148 Общность, связь, родство (лат.)
149 Согласие, соглашение, договор (лат.)
2 См.: Sternberger D. Über die verschiedenen Begriffe des Friedens. Stuttgart, 1984. S. 12.
150 Schmitt С. Die Wendungen zum diskriminierenden Kriegsbegriff. München, 1937. S. 1.
5 Ср.: Kuhn Н. Der Staat. S. 375. Кун называет тип идеологической войны двухформенным, проводя различие между войнами Крестовых походов и — в качестве их секуляризированной копии — идеологическими войнами в собственном смысле.
153 Тасйив. Оегтагаа. VII, 2-4.
155 Вергилий. Энеида. VI, 851-854. (Пер. С. Ошерова под ред. Ф. Петровского. Цит. по изд.: Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С. 239.)
157 См.: Der Kreuzzugsaufruf an den Grafen der Bretagne und dessen Vassalen / / Wentzlaff-Eggebert F.-W. Kreuzzugsdichtung des Mittelalters. Berlin, 1960; цитата из Бернара Клервосского (Epist. 467) приводится в: Patrologiae Cursus Completus. Sériés Latina / Ed. J.-P. Migne. Bd. 182. S. 671.
158 Tocqueville А. de. Die Demokratie in Amerika. Bd. 2. Zürich, 1987. S. 391. (Цит. по изд.: Токвиль А. de. Демократия в Америке. М., 1992. С. 468.)
159 Schmitt C. Theorie des Partisanen — Zwischenbemerkung zum Begriff des Politischen. Berlin, 1963. S. 96.
160 Cp.: Kuhn H. Der Staat. S. 390.
161 Gustenau G. E. Politisch-strategische Überlegungen zur Operation «Allied Forse» // Der Krieg um das Kosovo 1998/99 / Hg. von E. Reiter. Mainz, 2000. S. 90.
162 Ludendorff E. Das Wesen des totalen Krieg // Clausewitz in Perspektive / Hg. von G. Diel. Frankfurt-am-Main, 1980. S. 514.
163 Henrich D. Ethik zum nuklearen Frieden. Frankfurt, 1990. S. 9.
164 См. главу «Человек как мера и человек по мерке — Ответственность и медицинский прогресс» в книге: Hofmeister Н. Der Mensch als Subjekt und Objekt der Medizin. Neukirchen; Vluyn, 2000.
165 Ср. к тому же: Веуте К. Interessengruppen in der Demokratie. München, 1969.
166 Письмо Альберта Эйнштейна выборочно цитируется в редакционных примечаниях к «Ответным письмам» Фрейда в: Freud S. Studienausgabe. Bd. IX. Frankfurt-am-Main, 1974. S. 274.
* «О республике» (фр).
** Суверенитет (дбр.).
167 Kriele M. Einführung in die Staatslehre. Opladen, 1980. S. 56.
168 Heller H. Die Souveränität — Ein Beitrag zur Theorie des Staats- und Völkerrechts. Berlin; Leipzig, 1927. S. 106.
* На основании неограниченных законов (лат.).
170 Кгіеіе М. ЕіпШНгшЛ іп сііе Staatslehre. Э. 64.
171 Kant I. Über den Gemeinspruch: Das mag in der Theorie richtig sein, taugt aber nicht für Praxis // Kant I. Werke, 8. S. 294 A.
172 Hegel G. W. F. Philosophie des Rechts. § 278 // Hegel G. W. F. Werke, 7. S. 444.
173 Hegel G. W. F. Die Verfassung Deutschlands. S. 541.
174 Hegel G. W. F. Schriften zur Politik und Rechtsphilosophie / Hg. von G. Lasson. Leipzig, 1913. S. 471.
17 Kant I. Kritik der reinen Vernunft. В 779 f. II Kant I. Schriften, 3. S. 491 f. (Цит. по изд.: Кант И. Критика чистого разума I Пер. с нем. Н. Лосского, сверен и отредактирован Ц. Г. Арзака-няном и М. И. Иткиным. М., 1994. С. 443.)
177 Гражданское состояние (лат.).
18 Ср.: BaumgartnerН.-М. Die friedenstiftende Funktion der Vernunft — Eine Skizze II Schönrich G., Kato J. Kant in der Diskussion der Moderne. Frankfurt-am-Main, 1996. S. 57.
178 Baumgartner Н.-М. Die friedenstiftende Funktion... S. 42.
179 Kant I. Zum ewigen Frieden II Kant I. Schriften, 8. S. 355 f. (Здесь и далее трактат «К вечному миру» цит. по изд.: Кант И.
180 Kant I. Zum ewigen Frieden. S. 347.
181 Kant I. Die Metaphysik der Sitten II Kant I. Schriften, 6. S. 355. (Трактат «Метафизика нравов» в пер. С. Я. Шейнман-Топ-штейн и Ц. Г. Арзаканьяна здесь и далее цит. по изд.: Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.)
182 Kant I. Zum ewigen Frieden. S. 378.
185 Kant I. Die Metaphysik der Sitten. S. 318.
186 Kant I. Die Metaphysik der Sitten. S. 311.
187 Kant I. Zum ewigen Frieden. S. 367.
188 Kant I. Zum ewigen Frieden. S. 344.
189 Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts. § 324 Zusatz II Hegel G. W. F. Werke, 7. S. 493 f.
190 Ср.: Kant I. Zum ewigen Frieden. S. 345; а также: Kant I. Die Metaphysik der Sitten. S. 354.
191 Hegel G. W. F. Philosophie des Rechts. § 324. S. 494.
192 Hegel G. W. F. Jenaer Systementwürfe. III. S. 263.
193 Ibid. § 331 und 331 Zusatz. S. 498 f.
194 Kroner R. Politik und Weltpolitik // Zeitschrift für Politik. 10/1917. S. 22 f.
195 Hegel G. W. F. Die Verfassung Deutschlands. S. 475.
196 Kant I. Preisschrift über die Fortschritte der Metaphysik / / Kant I. Schriften, 20. S. 34 0.
197 KantI. Kritik der reinen Vernunft. B 779 f. S. 491 f.
198 Baumgartner Н.-М. Die friedenstiftende Funktion der Vernunft — Eine Skizze. S. 62. * Здесь: жертва (лат.).
199 Saner H. Kants Weg vom Krieg zum Frieden. Bd. 1. Widerstreit und Einheit. Wege zu Kants politischem Denken. München, 1967. S. 275; Kant I. Das Ende aller Dinge // Kant I. Schriften, 8. München, 1967. S. 335 f.
200 Иоил. 3,10: «Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши — на копья; слабый пусть говорит: "я силен"».
201 Cp.: Helgeland J. Christians and the Roman Army A. D. 173— 337 // Church History. 43/1974. P. 149 ff.
202 Канон 3. Решение синода гласит буквально следующее: «В отношении тех, кто в мирное время бросает оружие, [синоду] угодно, чтобы они воздерживались от причастия». Значение этого решения не вполне ясно; по всей видимости, в целом оно предполагало отлучение от Церкви не тех, кто отказывался от несения воинской службы, а тех, кто не желал содействовать выполнению полицейских функций армии.
203 Ambrosius. De officiis ministrorum. I, 36/178 // Patrologiae Cursus Completus. Series Latina / Ed. J.-P. Migne. Bd. 16. S. 82.
7 На съезде католиков (23.07.1950) Кёльнского архиепископства председательствующий кардинал Йозеф Фрингс сформулировал это так: если «божественный порядок подвергается нападению или угрозе в своих глубочайших основаниях, государства или их союзы имеют право, более того, даже обязаны, если закрыты все прочие пути, восстановить этот порядок, пусть даже и с помощью военной силы [...]». См. также: Kuderna М. Die Katholische Kirche und ihre Haltung zur Wiederbewaffnung Westdeutschlands unter besonderer Berücksichtigung katho-
205 Augustinus. De civitate dei. XXII, 6.
* «Спорные вопросы Семикнижия» (лат.).
206 Augustinus. Quaestiones in Heptateuchum. VI, 10 II Corpus scriptorum ecclesiaticorum latinorum (CSEL). Bd. 25I1. S. 672 f.
208 Augustinus. Contra Faustum. XXII, 74 f.
209 Augustinus. Contra Faustum. XXII, 74: «Что можно порицать в войне? Тот факт, что на ней убивают людей — которые и так когда-нибудь умрут — ради того, чтобы победители смогли жить в мире? Высказывать здесь свое недовольство или питать к этому отвращение на войне считается малодушным и не имеет ничего общего с богобоязненностью. Оправданные же
210 Justenhofen H.-G. Francisco de Vitoria zu Krieg und Frieden. Köln, 1991. S. 93. См. также: Francisco de Vitoria. De iure belli II Obras de Francisco de Vitoria — Relecciones Teolögicas / Ed. T. Urdanoz. Madrid, 1960. P. 839 f.
* Убийство (лат.).
211 Мы можем проследить это изменение по покаянным реестрам той эпохи.
212 Ср.: Hagemeyer H. (Hg.). Epistolae et chartae ad historiam primi belli sacri spectantes quae aequales ac genuinae. Die Kreuzzugsbriefe aus den Jahren 1088-1100. Innsbruck, 1901. S. 178. Войны, которые велись ради защиты Церкви, считались спра-
21 Ср.: Hehl E.-D. Kirche und Krieg im 12. Jahrhundert. Studien zu kanonischem Recht und politischer Wirklichkeit. Stuttgart, 1980. S. 5.
215 Стоит лишь упомянуть, что согласно постановлению Урбана II недавно женившимся мужчинам было запрещено участвовать в крестовом походе без согласия на то их жен. Ср.: Deutoronomium 20,7 и 24,5, в соответствии с которым мужчина в течение года после заключения брака освобождался от участия в военных походах.
* Меч светский (лат.).
216 Цит. по: HehlE.-D. Kirche und Krieg im 12. Jahrhundert. S. 4.
217 Patrologiae Cursus Completus. Series Latina / Ed. J.-P. Migne. Bd. 163. S. 366; ср.: Jaffe-Lowenfeld P. Regesta Pontificum Romanorum. Nr. 6426.
* Законная причина (лат.).
** Стремление (лат.).
219 Против христиан и католиков (лат.).
27 Hehl E.-D. Kirche und Krieg im 12. Jahrhundert. S. 4.
221 Гражданская религия (дбр.).
28Rousseau J.-J. Du Contrat social. Paris, 1960.
29 Rohrmoser G. Religion und Politik in der Krise der Moderne. Graz; Wien; Köln, 1989. S. 188.
223 Frankl V. Е. Ärztliche Seelsorge. Frankfurt-am-Main, 1987. S. 257.
224 Если хочешь мира, готовься к войне (лат.).
225 Schiller F. Wallenstein. Die Piccolomini. 4. Auftritt, Vers 576. (Пер. H. Славятинского. Цит. по изд.: Шиллер Ф. Собрание со-чипепий: В семи томах. Т. 2. М, 1955. С. 349.)
226 Aron R. Frieden und Krieg. Oldenburg, 1963. S. 182 ff. Во французском оригинальном издании: Aron R. Paix et guerre entre les nations. Paris, 1962.
227 Ibid. S. 183: «Мир основывается на власти, т. е. на отношении между способностями одного воздействовать на других, каковыми обладают политические единства».
230 Clausewitz С. Vom Kriege. VIII. 6 В. Bonn, 1980. S. 990.
233 Clausewitz С. Vom Kriege. VIII. 6 В. S. 999.
234 Ludendorff Е. Der totale Krieg. München, 1935. S. 10.
235 Cicero М. Т. De officiis. Kap. 1,11.
236 Вслед за Гельмутом Куном (Kuhn Н. Der Staat. München, 1967. S. 374 ff.) я провожу иное различие между героической, имперской и идеологической войнами, чем Р. Арон. К ним добавляется еще и война террористическая. См. в наст, изд. главу VI.
* См. наст. изд. С. 173-174.
237 Fink E. Grundphänomene des menschlichen Daseins. Freiburg; München, 1979. S. 408.
238 GadamerH.-G. Wahrheit und Methode. Tübingen, 1965. S. 98.
239 В арабском языке существует гораздо больше выражений для обозначения войны. Самое известное из них на Западе — «джихад», точнее — «джихад фи сабил Аллах», и означает оно «распространение ислама на пути Бога» или «для Бога». См.: Rajewsky С. Der gerechte Krieg im Islam // Stein weg R. Der gerechte Krieg: Christentum, Islam, Marxismus. Frankfurt-am-Main, 1980. S. 19.
240 См.: Schmitt С. Theorie des Partisanen. Berlin, 1963. S. 23.
241 Ахутин А. В. Поворотные времена. СПб., 2005. С. 709.
242 См. «Предварительные замечания» в наст. изд.
243 Хайдеггер М. Преодоление метафизики / / Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М, 1993. С. 189.
244 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М., 1991. С. 220.
245 Schmitt С. Politische Romantik. München; Leipzig, 1925. S. 19.
247 Ас мер П. Война и мир // Аснер П. Насилие и мир. От атомной бомбы до этнической чистки. СПб., 1999. С. 22-23.
248 См. об этом подробнее: Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. № 1.1992.
250 Любая война, согласно Клаузевицу, преследует определенную цель, каковую перед ней, собственно, ставит политика, и решает свои задачи, задачи чисто военные. Здесь для сравнения можно привести небезызвестное разделение Карла Шмитта, согласно которому задача сухопутной войны — захват территории, морской — блокада, воздушной — уничтожение. См.: Schmitt С. Der Nomos der Erde im Völkerrecht des Jus Publicum Europaeum. Köln, 1950.
251 Мамардашвили М. К. Современная европейская философия (XX век) // Логос. 1999. № 2. С. 115.