Диалог со временем, Вып. 18. – М. : URSS : Изд-во ЛКИ, 2007. – 399 с.

И. М. Савельева, А. В. Полетаев

СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МЕТОДА: РАНКЕ, МАРКС, ДРОЙЗЕН*

Становление истории как полноценной науки происходит во второй половине XIX века, одновременно с выделением социаль­ных наук как самостоятельного типа знания, отличного от естест­вознания. В этот период формируются основные общественно-научные дисциплины — экономика, социология, психология, эт­нология, которые раньше были, в большей или меньшей степени, растворены в философии общества. Тогда же становится само­стоятельной дисциплиной и история. Самоопределение истории в ходе «распада» достаточно единого до той поры знания об обще­стве, помимо прочего, означало отчетливую специализацию по времени. В последней трети XIX века история в качестве отдель­ной области научного знания становится знанием о прошлой соци­альной реальности, в то время как другие общественные науки концентрируются преимущественно на анализе настоящего.

В это же время история обретает полноценный академический статус и научную организацию: кафедры, факультеты, общества, дипломы. Так, хотя первые самостоятельные кафедры истории были учреждены в Берлинском университете в 1810 г. и в Сорбонне в 1812 г.1, например, в Англии первые кафедры истории появились

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках иссле­довательского проекта 06-03-00292a «Классика и классики в социогумани-тарном знании: формирование и функции».

1 Если не считать открытую в 1504 г,. но просуществовавшую всего не­сколько лет, кафедру истории в университете Майнца (Гене Б. История и ис­торическая культура средневекового Запада. Пер. с фр. М.: Языки славянской культуры, 2002 [1980], с. 42) или основанную У. Кемденом в начале 1620-х годов кафедру истории в Оксфордском университете, которая также переста­ла существовать после его смерти в 1623 г.


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 69

только в 1860-е годы (в Оксфорде в 1866 г. и в Кембридже в 1869 г.). Точно так же, хотя уже в конце XVIII – первой половине XIX века во всех европейских странах издавалось множество исто­рических периодических изданий (только в Германии в 1790 г. их было 131)2, первые профессиональные национальные исторические журналы появляются лишь во второй половине XIX века3.

В отличие от многих своих европейских коллег, немецкие ис­торики XIX века уже работали в университетах, что явилось важ­ной предпосылкой ранней сциентизации исторического знания в Германии. Последнее обстоятельство побудило нас обратиться к анализу именно немецкой исторической школы (школ), которая раньше других национальных европейских историографий пришла к «научной» форме репрезентации прошлого. Немецкие историки, работавшие в русле аналитической истории, ставили задачу созда­ния «истинной картины» прошлого, неважно, универсальной или локальной. Они очень серьезно относились к историческому труду и профессии историка, вели бесконечные дебаты о специфике и задачах исторической науки, создали «школу» исторического ис­следования, оставили после себя огромный массив опубликован­ных и проанализированных документов и множество историче­ских сочинений, если не читаемых, то почитаемых до сих пор.

Стремление следовать научной парадигме позволило немец­ким историческим школам во второй половине XIX века занять лидирующие позиции в историческом знании, вписаться в позити­вистскую конструкцию и стать «образцом» западноевропейской историографии, который сознательно выбирали для себя иные на­циональные школы (русская, американская и др.). А установлен­ные немцами критерии научности, связанные с отношением к ис­точнику, радикально изменили характер исторических исследова­ний, став признаком профессиональной культуры любого ученого-историка. Превращение истории в науку сопровождалось разра­боткой новых методов и соответствующими рефлексиями.

2 Wittram R. Das Interesse an der Geschichte // «Die Welt als Geschichte», 1952, Bd. XII, H. 1, S. 1.

3 «Historische Zeitschrift» (1859) в Германии, «Русская старина» (1870) в России, «Révue historique» (1876) во Франции, «Rivista storica italiana» (1884) в Италии, «English Historical Review» (1886) в Англии, «American Historical Review» (1895) в США.


70


Историческое знание: теория и практика


Детерминизм, историзм и позитивизм

Уже предшественники современной научной историографии формулировали важнейшие методологические задачи историче­ского познания. Главные цели историописания они видели в том, чтобы попытаться дать рациональное объяснение прошлому, уста­новить причинно-следственные связи в последовательности собы­тий, понять мотивы действий исторических личностей, соотнести закономерность и случайность исторических эпизодов, структури­ровать историческое время. Cо времен Ренессанса понятия при­чинности, следствия, противоречия, случайности, возможности становятся базовыми для исторического анализа. Все они так или иначе связаны с представлением о каузальности.

Хотя, согласно господствующей в современной науке точке зрения, эпоха Просвещения в целом оказалась неблагоприятной для развития исторического метода, именно просветители сформулиро­вали принцип каузальности в характерной для современного исто­рического сознания манере. В их конструкциях прошлого каузаль­ное объяснение приняло форму детерминизма, который был на­правлен против фатализма и волюнтаристских концепций, не ви­девших в истории ничего кроме цепи следствий или хаоса случай­ностей. Детерминизм в интерпретации просветителей носил абсо­лютно жесткий характер и практически не оставлял места историче­ской случайности. «Вечные», «неизменные» законы либо заимство­вались из естествознания, либо понимались как «законы разума», «прогресса» или «абсолютного духа». Идея развития, где предска­зуема каждая следующая стадия, прилагалась к общественной жиз­ни, мыслям и поступкам людей. Таким образом объяснялось бытие стран, культур и экономик. Вот как писал, например, П. Гольбах:

«Во время страшных судорог, сотрясающих иногда политиче­ские общества и часто влекущих за собой гибель какого-нибудь государства, у участников революции — как активных деятелей, так и жертв — нет ни одного действия, ни одного слова, ни одной мысли, ни одного желания, ни одной страсти, которые не были бы необходимыми, не происходили бы так, как они должны происходить, безошибочно не вызывали бы именно тех действий, какие они должны были вызвать сооб-


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 71

разно местам, занимаемым участниками данных событий в этом духовном вихре»4.

Детерминизм просветителей представлял собой своеобразный способ связи настоящего не только с прошлым, но и с будущим, по­скольку сторонники детерминистского подхода исходили из того, что знание законов позволяет познать существующую реальность, предсказать ее эволюцию в будущем и реконструировать генезис.

Детерминистский подход к прошлому унаследовали от про­светителей многие историки XIX века, например, во Франции — представители политической школы (Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер), которые полагали, что масштабные исторические явления во все века развиваются по одним и тем же законам (хотя и не имеющим столь абсолютный характер, как физические). Но постепенно же­сткий детерминизм просветителей, их попытки применить к ис­следованиям прошлого господствующее в обществознании стрем­ление «объяснять все законами» начали встречать противодействие со стороны историков, по крайней мере наиболее талантливых и мыслящих исторически. Даже признавая примат детерминизма, они всегда вводили массу градаций и оговорок и в собственное повест­вование, и в объяснение своей теоретической позиции. Например, А. де Токвиль, который в своих сочинениях искал ответ на вопрос, почему то или иное историческое событие завершает «дело, которое мало помалу завершилось бы само собой»5, полагал, что

«…в любую эпоху одну часть событий, происходящих в этом мире, следует относить к событиям весьма общего характера, а другую их часть объяснять чрезвычайно конкретными, особы­ми причинами»6.

Бесспорным лидером историографии в XIX веке была поли­тическая история. Поэтому представления из области политиче­ской теории во многом определили и формы исторического детер-

4 Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного [1770] // П. Гольбах. Избр. произв. В 2-х т. Пер. с фр. М.: Соцэкгиз, 1963, т. 1, с. 53-683 (С. 351).

5 Токвиль А. де. Старый порядок и революция. Пер. с фр. М.: Москов­ский философский фонд, 1997 [1856], с. 24.

6 Он же. Демократия в Америке. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994 [1835–1840], с. 366.


72


Историческое знание: теория и практика


минизма как системы причинно-следственных связей во времени. Два макроявления социальной реальности способствовали этому: становление национального государства и развитие капитализма. Осмысление этих феноменов, в свою очередь, породило потреб­ность в понимании двух центральных проблем тогдашней «совре­менности»: национальной идентичности и социального неравенства. Колоссальное влияние идеологических концепций (марксизм, фаби­анство, либерализм, консерватизм, национализм) на историю объ­ясняется политической остротой этой проблематики. Но наряду с идеологическими концепциями (и под их влиянием) развивался и научно-исторический анализ социально-политических проблем. Его обеспечивали различные теории государства и права, этногенеза, развития феодализма и капитализма, классовой борьбы.

Дальнейшее распространение причинно-следственного анали­за на временные последовательности явилось результатом приме­нения к истории генетического метода, который в социально-гуманитарной сфере принял форму «историзма». В некоторых случаях историзм использовался в качестве эволюционистского варианта детерминизма, позволявшего обобщать историю и куль­туру до универсальных законов мироздания. Но одновременно ис­торизм стал настоящим прорывом в историческом знании, объеди­нив разные исторические школы XIX столетия, в результате чего история действительно обратилась к изучению прошлой социаль­ной реальности.

Историзм (нем. Historismus) — это принцип мышления, в ос­нове которого лежит представление о постепенном «органиче­ском» развитии любого явления и о каждом этапе в истории как определенном и необходимом звене в историческом процессе. Со­гласно формулировке одного из ведущих специалистов по этой проблеме Ф. Мейнеке, «ядром историзма является замена генера­лизирующего способа рассмотрения исторических и человеческих сил рассмотрением индивидуализирующим»7.

Принцип историзма подразумевает, что не только прошлое, но и институты и культура современности могут быть поняты только исторически. Для того, кто не имеет представления об их

7 Мейнеке Ф. Возникновение историзма. Пер. с нем. М.: РОССПЭН, 2004 [1936], с. 6.


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 73

развитии в предшествующие века, их природа остается непости­жимой. И наоборот, историческая проекция какого-либо явления сама по себе уже служит доказательством той или иной интерпре­тации. В середине XIX века идея историзма становится ключевой как в философии истории, так и в историографии.

Решающую роль в становлении историзма сыграли романти­ки8, но утверждению метода способствовали и исторические шко­лы, располагавшиеся за пределами романтизма. Прежде всего в этой связи следует назвать либеральную гейдельбергскую школу Ф. К. Шлоссера и консервативную берлинскую школу Л. фон Ран­ке. С конца XIX века историзм укореняется в марксистском уче­нии, о чем свидетельствуют характерные для него постулаты о тесной связи прошлого с настоящим, объективной реальности прошлого по отношению к настоящему, идея стадиального разви­тия и, соответственно, качественного различия общественно-экономических эпох.

Следующей после утверждения историзма крупной новацией в концептуальном оснащении историографии XIX века была мето­дологическая перестройка на основе позитивизма. Тип историо­графии, который может быть назван позитивистским, развился под воздействием естественнонаучного подхода, предполагающего ус­тановление фактов в непосредственном чувственном восприятии и разработку законов путем обобщения фактов посредством индук­ции. Позитивистский подход к изучению социальной реальности притязал на разработку четких теорий общественного развития. Первые теоретики социального позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Л. Морган), оказавшие колоссальное влияние на последующую социальную мысль, начертали схемы эволюции и разработали со­циальные теории стадий. В органологии позитивистской школы О. Конта и позднее — Г. Спенсера общество сравнивалось с «ма­териальным» организмом, а социальная жизнь объяснялась с по­мощью биологических аналогий, часто просто вульгарных.

В соответствии с установками позитивного метода представи­тели историзма второй половины XIX в. стремились утвердить в ис-

8 См.: Савельева И. М., Полетаев А. В. Плоды романтизма // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. Вып. 11. М.: УРСС, 2003, с. 40-83.


74


Историческое знание: теория и практика


торической науке примат объективного факта. Они признавали ре­альность прошлого, считая, что оно непосредственно дано историку в виде остатков: исторических документов и вещественных памят­ников. В соответствии с установками позитивного знания историк не может знать больше того, что заключено в документах. Поэтому его задача состоит в том, чтобы наиболее точно воспроизвести про­шлое по документам и избегать умозрительных рассуждений.

В результате утверждение позитивного метода в историче­ской науке парадоксальным образом угрожало историческому по­знанию лишением права на категориальное мышление, научные гипотезы, дедукцию и т. п. — превращением историографии во вспомогательную по отношению к социологии дисциплину. Имен­но позитивизм привил историографии склонность к фактографии, к чистому «описанию» и сугубо внешней систематизации верифици­руемых фактов. Историки-позитивисты видели свою задачу в соз­дании логичной и достоверной картины прошлого, в которой факты (документы) не существуют сами по себе. Эмпирический подход и эмпирическая установка у исследователя-позитивиста состояла, ко­нечно, не в том, что он ограничивается презентацией фактов, а в том, что он строит объяснение, интерпретируя эмпирические дан­ные, а не развивая априорные социальные теории. При этом вне сферы внимания оказывались области прошлого, не поддающиеся рациональному истолкованию, связанные с проявлением массовых настроений, нарушением социальных норм, отклоняющимся пове­дением (а часто и просто индивидуальными действиями).

Во второй половине XIX века к позитивистскому направле­нию в историографии принадлежало большинство наиболее из­вестных историков. Манифестом позитивизма в истории считается статья Г. де Моно в первом номере «Révue historique» (1876). В ней говорилось, что история должна развиваться как позитивная наука, а историк должен строго ограничивать себя областью доку­ментов и фактов, отвлекаясь от всяческих политических и фило­софских теорий. Отказ от приверженности философским системам и идеологическим интересам суммировался в словах Моно: «Мы не поднимаем никакого знамени».

Благодаря подобным установкам с появлением позитивизма в значительной степени происходит сдвиг от идейно-политических


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 75

ориентиров к приоритету научных критериев. С позиций позити­вистской парадигмы, дифференциация историков осуществляется не по признаку национальной, политической или идеологической принадлежности, а на основе научных позиций. Если историки-романтики привнесли свои политические взгляды как во всеоб­щие, так и в национальные истории, то историки-позитивисты воз­вели в программу, и по мере сил следовали этому в своих работах, отказ от националистической и партийной тенденциозности. В идеале история не должна была быть ни немецкой, ни француз­ской, ни католической, ни протестантской, ни либеральной, ни марксистской, а — «достоверной». Конечно, временами историки-позитивисты отстаивали право открыто выражать свой патриотизм и политические пристрастия, но «не в ущерб фактам», которые не должны зависеть от чьих бы то ни было мнений, а призваны лишь подкреплять их своей совокупностью.

Позитивистские критерии научности исторического исследо­вания во многом до сих пор определяют научную этику историче­ского сообщества и предлагают ориентиры, пользуясь которыми можно отличить историка-ученого от идеолога, легитимизирую­щего настоящее с помощью прошлого. Историку предписывается не манипулировать историческими данными. Историк должен считаться с исторической информацией, в том числе с новой, и, учитывая ее, корректировать свои конструкции и выводы. И, нако­нец, историк непременно использует принятые в науке его време­ни методы, в то время как пропагандист опирается на подходы, характерные скорее для псевдонауки.

Облик исторической науки второй половины XIX века очень заметно изменился под влиянием позитивистского подхода, пред­ставители которого, с одной стороны, много сил приложили к то­му, чтобы отделить историю от философии, а с другой — передо­верили задачи исторического анализа социальным наукам, сделав уделом историка сбор эмпирического материала. Лишение исто­рии мандата на философствование, казалось бы, вводило историю в русло науки, но одновременно теоретическая часть работы по конструированию прошлого возлагалась на представителей других социальных наук. Однако понятно, что подобные установки не реализовались полностью: в историографии сохранились и фило-


76


Историческое знание: теория и практика


софствующие, и теоретизирующие субъекты. Прямо скажем, их насчитывается немного, но именно благодаря им сформировались устойчивые понятия научной исторической школы и историческо­го метода. Наше внимание в этой связи привлекли три очень не­схожие фигуры: Леопольд фон Ранке (1775–1886), Карл Генрих Маркс (1818–1883) и Иоганн Густав Дройзен (1808–1884). Работая в рамках позитивистской парадигмы, они, каждый по-своему, пре­одолевали запреты на теорию в профессии историка.

Ранке и историческая школа

Наиболее последовательным воплощением облика возникшей исторической науки стала историческая школа, ассоциировавшая­ся с именем Л. фон Ранке (1795–1886) и множества его учеников (самые известные из них — Г. Вайц, В. Гизебрехт, Г. фон Зибель). Школа Ранке возникла в Германии в 1830–1840-х годах и впослед­ствии заняла ведущее положение в европейской историографии, надолго став эталоном культуры исторического исследования. Противопоставляя свой подход романтизму, представители школы Ранке сделали историзм, а затем и позитивизм основополагающи­ми принципами исследований, минимизировав «издержки» роман­тизма (мистицизм, сентиментализм, художественную риторику).

Труды самого Ранке, как и творчество любого выдающегося ученого, не встраиваются полностью в ряд позитивистских исто­рических работ. Сочинения Ранке не были ни механистическими, ни сугубо фактологическими. Скорее идеи, подходы, мысли и в целом наследие Ранке можно рассматривать как высшее достиже­ние времени, проникнутого «позитивным» духом.

Уже в своих первых работах Ранке принял на вооружение вы­двинутый романтиками принцип историзма и

«...воспринял как от поэтики, так и от идеалистической филосо­фии импульсы, в силу которых и та, и другая рассматривали ис­торию — независимо от исторических событий — как имманент­ное смысловое единство и осмысливали ее с позиций науки»9.

При этом Ранке еще в начале своего творческого пути отме­жевался от романтизма, стремясь сознательно подавить романти-

9 Козеллек Р. Случайность как последнее прибежище в историогра­фии [1979] // THESIS, 1994, вып. 5, с. 171-184 (С. 183).


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 77

ческие импульсы своей сентиментальной натуры. Уже в предисло­вии к первой своей работе «История романских и германских на­родов с 1494 по 1535 г.» (1824) Ранке декларировал, что «задача исторического труда состоит в точной презентации фактов», что правда интереснее любой фантазии, и поставил себе целью избе­гать всякого вымысла и игры воображения10.

Известно, что Ранке находился под сильным влиянием фило­софии Гегеля.

«Как Гегель принимает в свою новую, сверхрационалистиче­скую логику известную долю рационализма XVIII в., так и Ранке получил от того же столетия метод ясного исследования мотивов и остроту проницательности»11.

Но если Гегель подчинял историческую реальность схемам всемирной истории, то Ранке, напротив, отдавал приоритет изуче­нию реальности во всем ее многообразии. В результате то, что Ранке считал правильным реалистическим методом описания прошлого — это то, что оставалось после отказа от романтическо­го искусства, социологизирующей науки и идеалистической фило­софии его времени. Поэтому его исторические конструкции отли­чались высокой эластичностью.

В созданной Ранке системе исторической интерпретации структурообразующим было понятие «нация», которую он считал единственно возможным принципом организации человечества для обеспечения «мирного прогресса». На протяжении всей своей творческой жизни Ранке не поддавался соблазну создания универ­сальных концепций и даже

«…когда уже на склоне лет взялся за составление Weltgeschichte [“Всемирной истории”], то старательно отделил ее от истории мира в целом, заявив, что она “заплутала бы сре­ди призраков и философем”, если б оторвалась от твердой почвы национальных историй в поисках иной всеобщности кроме всеобщности наций»12.

10  Ranke L., von. Geschichte der romanischen und germanischen Vцlker von 1494 bis 1535 [1824] // L. von Ranke. Hauptwerke. 12. Bde. Wiesbaden: Vollmer, 1957, Bd. 1, S. 10.

11   Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема филосо­фии истории. Пер. с нем. М.: Юрист, 1994 [1922], с. 232.

12  Кроче Б. Теория и история историографии. Пер. с ит. М.: Языки рус­ской культуры, 1998 [1917], с. 174.


78


Историческое знание: теория и практика


При этом историческая мысль Ранке развивалась в широких временных и пространственных границах. Его интересовал не скрупулезный анализ узких тем, а большие исторические сюжеты и продолжительные периоды, нередко заключавшие в себе череду эпох. А главное — о чем бы он ни писал, перед его глазами всегда была всемирная история. Наверно, не случайно «Всемирной исто­рией» завершился его жизненный путь.

Когда лорд Актон (Дж. Дальберг) в 1876 г. в последний раз встретился с Ранке, тому уже перевалило за восемьдесят. Он яв­лялся автором огромного количества сочинений, среди которых были многотомные работы по истории папства, истории Германии во времена Реформации, истории Пруссии, Англии и Франции. Ранке, старый, тщедушный и почти слепой, с трудом мог читать и писать. Покидая его, Актон подумал, что следующее известие о Ранке будет известием о его смерти. Вместо этого Ранке вновь заявил о себе созданием многотомной «Всемирной истории», ко­торая оборвалась на периоде позднего Средневековья, когда вели­кий историк умер на 91-м году жизни13.

Три основные принципа историописания, составлявшие исто­рическую традицию от Фукидида до Гиббона, оставались незыб­лемыми в творчестве Ранке:

  корреспондентская теория истины, предполагающая, что ис­торик описывает людей, которые реально существовали, и действия, которые реально происходили;

  убеждение, что человеческие действия отражают намерения людей, и задача историка понять эти намерения;

  диахроническая концепция исторического времени.

Именно под влиянием идеи универсальности истории и диа­лектического подхода к пониманию общественных процессов в произведениях Ранке утвердились представления о непрерывной преемственности развития общества во времени, от эпохи к эпохе. Возникнув в тесной связи с романтизмом, школа Ранке придавала огромное значение традиции как квинтэссенции прошлого, сохра-

13 Geyl P. From Ranke to Toynbee. Five Lectures on Historians and Histo-riographical Problems // Smith Colledge Studies in History (Northhampton, MA), 1952, v. 39, p. 3.


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 79

няющейся в настоящем и переходящей в будущее, но отличалась от нарративно-романтического направления сознательным стрем­лением к строго научному, «объективному» воспроизведению дей­ствительности. Именно поэтому Ранке столько усилий отдал раз­работке принципов отбора и исследования источников.

Относясь к прошлому уважительно и бережно, Ранке тем не менее признавал, что у исторического исследования есть и внеш­ние цели. Возможно, он был последним крупным историком, ко­торый верил, что результатом его собственных и других подобных сочинений станет обнаружение руки Бога в человеческой истории. В общем смысле философской основой творчества Ранке был про­виденциализм. Исторический процесс, по Ранке, — это осуществ­ление «божественного плана управления миром», придающего единство всему происходящему. Причинные связи между собы­тиями также предуказаны Богом, а задача историка разглядеть их. Ранке полагал, что «каждая эпоха стоит в непосредственном от­ношении к Богу», в то же время, по его мнению, каждый истори­ческий период имеет свою «руководящую идею», и наряду с рели­гиозной идеей важное место занимает идея политическая14.

Как замечает Х. Уайт, из реальности своего времени Ранке сделал идеал на все времена.

«Для Ранке исторический процесс как таковой в отличие от общего мирового процесса, — это совершенно стабильное по­ле (его устойчивость гарантируется Богом), населенное раз­розненными объектами (человеческими существами, индиви­дуально сотворенными Богом), которые собираются и объеди­няются в отдельные сообщества (народы, также индивидуаль­но сотворенные Богом), а они, в свою очередь, придумывают для реализации своей судьбы как нации особые институты (церковь и государство)»15.

При этом Ранке не пытался извлечь из прошлого практиче­ские уроки. Знаменитая цитата из предисловия к «Истории роман­ских и германских народов с 1494 до 1535 г.» гласит:

14  Ранке Л. фон. Об эпохах новой истории. Лекции, читанные баварско­му королю Максимилиану II. Пер. с нем. М.: тип. И. А. Баландина, 1898 [1854], с. 4.

15  Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века. Пер. с англ. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002 [1973], с. 201.


80


Историческое знание: теория и практика


«История взяла на себя обязанность судить прошлое, поучать настоящее на благо грядущих веков. Данная работа не может служить источником вдохновения для таких возвышенных це­лей. Ее цель состоит только в том, чтобы показать то, что про­исходило на самом деле (wie es eigentlich gewesen ist16.

Эта фраза на немецкомparole историков, они знают ее на память наряду с расхожими латинскими афоризмами. И, как отме­чал Б. Кроче,

«…от этого метода он не отступал никогда, за что и удостоился невиданных триумфов: убежденный лютеранин, он пишет исто­рию папства в период Контрреформации, и ее с благосклонно­стью принимают во всех католических странах; немец, он пишет историю Франции и не вызывает неудовольствия французов»17.

Представления Ранке о будущем тем более отличались от ис­ториософских концепций его времени: в грядущем он видел множе­ство альтернатив. Он достаточно критически относился не только к способности историков предсказывать ступени будущего развития, но даже и к самой идее о безоговорочной прогрессивной направ­ленности хода истории. Ранке обращал внимание на то, что теория прогресса базируется на локальном (европейском) опыте, и напоми­нал ее сторонникам о том, что случилось с цивилизациями Азии18.

Вкладом Ранке в развитие исторической науки является его методика, которая находится в некотором внешнем противоречии с характерным для него масштабом исследований и связана с об­щим тяготением научной мысли XIX века к позитивизму. Иссле­довательская методика Ранке, вполне в духе позитивистского по­нимания задач исторического анализа, основывалась на следую­щих положениях: объективные факты содержатся главным обра­зом в архивных материалах политического характера — в донесе­ниях послов, переписке государственных деятелей и т. д.; то, чего нет в документе (мнения, слухи), не существует для истории; пра­вильное использование источников требует филологического ана­лиза, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внешней и внутренней критики текста.

Ranke L. von. Op. cit., S. 10. Кроче Б. Указ. соч., с. 174. Ранке Л. фон. Указ соч., с. 16.


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 81

Вместе с тем, как мы уже сказали, Ранке воплощал в историче­ском исследовании не только принципы позитивизма, но и идеи универсальности истории, требующие широких обобщений. Он го­ворил о том, что историк не может написать историю, не прибегая к генерализациям. То есть о прошлом можно судить по документам и установленным фактам, но многое можно узнать о прошлом такого, что лежит за рамками известных событий, путем умозаключений. Но он же подчеркивал, что историку, в отличие от философа, необ­ходима любовь к детали, человеку и событию в их уникальности19.

Как удачно суммировал английский историк Дж. Гуч, заслуги Ранке состояли в том, что он отделил изучение прошлого от стра­стей настоящего; был не первым, кто использовал архивы, но пер­вым, кто использовал их хорошо; развил критический метод при­менительно к анализу государственных источников. «И все это сделало немецкую историческую школу лучшей в Европе»20.

Но хотя Ранке считался главой «немецкой исторической шко­лы» второй половины XIX века, всю немецкую историографию этого периода можно связывать с его именем лишь с очень боль­шими оговорками. Как писал Э. Трёльч, немецкая «историческая школа в действительности [была] чрезвычайно далека от универ­сализма Ранке, его всемирно-исторического конструктивного духа и динамической тонкости». По его мнению, сочинения Ранке вы­годно отличались от трудов других немецких историков того пе­риода «критической ясностью и политически-дипломатической концепцией истории»21.

Маркс и материалистический историзм

Другим влиятельным вариантом аналитического подхода в историографии XIX века, в котором были преодолены основные табу позитивизма — запрет на философствование, запрет на поли­тизированность и отказ от макротеории — была марксистская ис­ториография. Если школу Ранке можно характеризовать как идеа­листический историзм, то марксистская историография представ­ляет историзм материалистический. Материалистический исто-

19  Там же, с. 15–21.

20  Gooch G. P. History and Historians in the Nineteenth Century. L.; N. Y.; Toronto: Longmans, Green and Co., 1928 [1913], p. 102.

21  Трёльч Э. Указ. соч., с. 232, 238.


82


Историческое знание: теория и практика


ризм22 руководствуется принципами тесной связи прошлого с на­стоящим и полагает прошлое данного общества столь же реаль­ным и объективным с позиций настоящего, как реальна и объек­тивна для отдельного человека его предшествующая жизнь.

Отметим сразу, что понятие историзма в марксизме шире, чем понятие исторического метода, поскольку здесь принцип историз­ма считается обязательным для любого теоретического исследова­ния. Именно таков, как считают интерпретаторы Маркса, смысл фразы из «Немецкой идеологии»: «Мы знаем только одну единст­венную науку, науку истории»23.

Историзм как методологический принцип в марксистской ис­ториографии требует рассматривать любое явление прошлого и настоящего, во-первых, в его возникновении, развитии и измене­нии; во-вторых, в соотношении с другими явлениями и условиями данной эпохи; в-третьих, в связи с конкретным опытом истории, который позволяет установить не только непосредственные, но и отдаленные последствия изучаемого события или процесса. Пер­вое требование ориентирует на изучение внутренних законов ис­следуемого явления, вычленение главных периодов его развития и его качественных особенностей на разных стадиях процесса. Вто­рое — подчеркивает своеобразие и единство каждой социальной структуры, отдельные элементы которой можно понять только в их отношении к целому. Наконец, третье — отражает единство, преемственность и поступательность исторического процесса, в котором любое явление может быть понято, лишь будучи соотне-

22  Напомним, что Маркс обозначал свою концепцию исторического процесса как «материалистическое понимание истории», «тем самым как бы
подразумевая, что речь идет не о философской системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке» (Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Мартис, 1995, с. 103). «Это [материали­стическое] понимание истории, в отличие от идеалистического, не разыски­вает в каждой эпохе ту или иную категорию, а остается все время на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а идейные образо­вания из материальной практики» (Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеоло­гия [1846/1932] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1955, т. 3, с. 7-544 (С. 37)). Термин «исторический мате­риализм» ввел в обиход Ф. Энгельс в 1890-е годы, но, на наш взгляд, он явля­ется менее точным, чем «материалистический историзм».

23  Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, с. 16 (сн.).


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 83

сенным не только с прошлым, но и с будущим, якобы реализую­щим тенденции его развития.

При этом материалистический историзм характеризуется цен­ностным, а именно, негативным отношением к «темному» прошло­му, к традиции, и, наоборот, позитивной оценкой инноваций, пре-рывностей, разрывов как свидетельств исторического прогресса.

Основоположники марксизма резко размежевались со школой Ранке, утверждавшей, в духе консерватизма, как раз сохранность прошлого в настоящем. Похоже, что произведения самого Ранке они игнорировали вполне сознательно. Ни Маркс, ни Энгельс не ссылались ни на одно из сочинений главы немецкой исторической школы и использовали в своих работах труды тех английских и французских историков, которых считали менее «реакционными», а также сочинения некоторых представителей гейдельбергской ис­торической школы в Германии. Маркс только один раз упоминает имя Ранке, называя его «камердинером истории» и заведомо не­справедливо характеризуя его работы как «собрание анекдотов и сведйние всех событий к мелочам и пустякам»24.

В своих исторических исследованиях Маркс использовал два подхода, которые представляются несовместимыми. Первый — ме­ханистический подход к реальности — вполне соответствовал духу позитивизма его времени. Маркс исходил из возможности получе­ния объективного научного знания, считая, что оно выражается прежде всего в формулировании законов общественного развития.

Второй подход — это диалектика, которая опровергает пози­тивистское положение о первичности объектного мира для позна­ния, так как считает все наблюдаемые явления постижимыми только в более широком контексте. Диалектическая характеристи­ка материалистического историзма состоит не просто в констата­ции отличия, возникающего в процессе развития, но и в понима­нии этого отличия как тяготеющего к такому, которое называется противоположностью.

Материалистический историзм является, по мнению известно­го польского социолога П. Штомпки, многомерной теорией, разра-

24 Маркс К. Письмо Энгельсу в Манчестер [7 сент. 1864 г. ] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1963, т. 30, с. 351-354 (С. 352).


84


Историческое знание: теория и практика


ботанной на трех различных уровнях: всемирно-историческом, со­циально-структурном и индивидуальном — и, соответственно, включает три взаимосвязанные частные теории: теорию обществен­но-экономических формаций на высшем уровне, теорию классовой борьбы на среднем и теорию «человеческого бытия» на нижнем25.

Соглашаясь в принципе с таким членением, добавим только два соображения. Во-первых, на всех трех уровнях Маркс никаких целостных теорий не разработал — по существу речь может идти лишь об их условной реконструкции на основе отрывочных, раз­розненных и порой весьма противоречивых высказываний, раз­бросанных по разным работам. Во-вторых, во всех трех случаях можно легко обнаружить конфликт между механистическим пози­тивистским догматизмом (к тому же приправленным идеологией) и тонким диалектическим анализом. С одной стороны, Маркс ис­кренне верил в существование «законов» общественного развития и пытался «открывать» их26, с другой — проявлял превосходное историческое чутье, которое заставляло его самого отказываться от выстроенных им позитивистских схем и моделей.

Так, на всемирно-историческом уровне Маркс, с одной сторо­ны, рассматривал исторический процесс как необратимый, прохо­дящий определенные стадии и неизбежно ведущий к «победе ком­мунизма». В предисловии к I тому «Капитала» (1867) он утвер­ждал: «Общество... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами»27. С другой стороны, в 1877 г. он протестовал против попыток универсализа­ции его теории и писал следующее:

«Глава о первоначальном накоплении [в “Капитале”] претен­дует лишь на то, чтобы обрисовать тот путь, которым в Запад­ной Европе капиталистический экономический строй вышел из недр феодального экономического строя... Но этого моему

25  Штомпка П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996 [1993], с. 206-207.

26  Например, в предисловии к I тому «Капитала» он писал: «Конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества» (Маркс К. Капитал. Критика политической эконо­мии. В 3-х т. [1867, 1893–1894 посм.] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1960–1962, т. 23–25 (т. 23, с. 10)).

27  Там же.


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 85

критику слишком мало. Ему непременно нужно превратить мой исторический очерк возникновения капитализма в Запад­ной Европе в историко-философскую теорию о всеобщем пу­ти, по которому роковым образом обречены идти все народы, каковы бы ни были исторические обстоятельства, в которых они оказываются, — для того, чтобы прийти в конечном счете к той экономической формации, которая обеспечивает вместе с величайшим расцветом производительных сил общественного труда и наиболее полное развитие человека. Но я прошу у него извинения. Это было бы одновременно и слишком лестно, и слишком постыдно для меня.

...События поразительно аналогичные, но происходящие в раз­личной исторической обстановке, прив[одят] к совершенно разным результатам. Изучая каждую из этих эволюций в от­дельности и затем сопоставляя их, легко найти ключ к пони­манию этого явления; но никогда нельзя достичь этого пони­мания, пользуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая доб­родетель которой состоит в ее надысторичности»28.

Марксов «исторический очерк возникновения капитализма в Западной Европе» оказал колоссальное влияние на развитие по­следующих концепций исторического развития, от В. Зомбарта и М. Вебера до М. Блока и Ф. Броделя, не говоря уже о множестве конкретных исторических исследований. Оценивая историческую интуицию Маркса, Л. Февр писал в 1934 г.:

«Обширная и глубокая проблема связей и соотношений между капитализмом и Реформацией... — кто первым выдвинул ее? Ответим без колебаний — Карл Маркс. ...Его взгляды лежат у истоков, у отправной точки многих наших самых “новейших” спекуляций на исторические темы. Разве не он первый, иссле­дуя исторические корни капитализма, ткнул пальцем в XVI век и сказал: ищите здесь? Мысль прозорливая, интуитивная — в его времена вполне могла показаться революционной; с тех пор она господствует во всех наших концепциях»29.

Заметим, что столь же сильное влияние на последующее раз-

28  Маркс К. Письмо в редакцию «Отечественных записок» [1877/1886 посм.] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1961, т. 19, с. 116-121 (С. 119-121).

29  Февр Л. Капитализм и Реформация [1934] // Л. Февр. Бои за историю. Пер. с фр. М.: Наука, 1991, с. 203-216 (С. 203).


86


Историческое знание: теория и практика


витие исторических концепций, вплоть до столь востребованной по сей день теории модернизации, оказал и другой пункт марксова анализа — идея промышленной революции.

На социально-структурном уровне ключевую роль в материа­листическом историзме играет концепция «классов». По этому по­воду Маркс писал, что ему не принадлежит ни заслуга открытия существования классов в современном обществе, ни честь обна­ружения классовой борьбы.

«... Буржуазные историки задолго до меня изложили историче­ское развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономи­сты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал но­вого, состояло в доказательстве следующего: 1) что существо­вание классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необ­ходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктату­ра сама составляет лишь переход к уничтожению всяких клас­сов и обществу без классов»30.

Под «буржуазными экономистами» здесь имеются в виду прежде всего А. Тюрго, А. Смит и Д. Рикардо, а под «буржуазны­ми историками» — в первую очередь французские историки пер­вой половины XIX века — Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер, О. Тьерри.

Оперируя классовым подходом, Маркс и его соавтор Энгельс во многих случаях дают упрощенную и довольно примитивную историческую картину классовой структуры, пытаясь свести ее к бинарному делению на «угнетающих и угнетаемых»31. Но одно­временно в процессе анализа выделяется множество различных социальных групп, «целая лестница различных общественных по­ложений»: патриции, всадники, плебеи, рабы — в Древнем Риме, феодальные господа, вассалы, цеховые мастера, подмастерья, кре­постные — в Средние века, и «к тому же почти в каждом из этих классов — еще особые градации»32.

30  Маркс К. Письмо Иоганну Вейдемейеру [5 марта 1852 г.] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1961, т. 28, с. 422-427 (С. 422, 427).

31  Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии [1848] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1955, т. 4, с. 419-459 (С. 424).

32  Там же, с. 424-425.


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 87

Еще более сложно и дробно характеризуется социальная структура европейского общества середины XIX века: промыш­ленная и торговая буржуазия, финансовая аристократия, крупные землевладельцы, мелкая буржуазия (мелкие промышленники и торговцы), ремесленники, крестьяне, прислуга, пролетарии (наем­ные рабочие), люмпен-пролетариат33, вплоть до школьных учите­лей — «пролетариев класса ученых»34.

На третьем уровне, в рамках теории «человеческого бытия», у Маркса, как замечает П. Штомпка, можно найти множество выска­зываний о том, что

«...люди (капиталисты, крестьяне, пролетарии) интересуют его лишь как представители социальных классов (члены опреде­ленных специфических социальных групп), или как воплоще­ние экономических категорий (как лица, занимающие опреде­ленные позиции в системе производства и распределения) или исторических тенденций (носители более широкого историче­ского процесса)»35.

Но при этом Маркс неоднократно возвращается к мысли о сво­боде индивидуальных действий и подчеркивает, что в принципе любая личность может действовать против своих экономических интересов, исходя из эмоций, традиций и даже идеологии. Действия индивидов, по его мнению, отнюдь не являются лишь проявлением неких надындиндивидуальных «законов исторического развития».

«История не делает ничего, она „не обладает никаким необъ­ятным богатством“, она „не сражается ни в каких битвах“! Не „история“, а именно человек, действительный, живой чело­век — вот кто делает все это, всем обладает и за все берется. „История“ не есть какая-то особая личность, которая пользует­ся человеком как средством для достижения своих целей. Ис­тория — не что иное как деятельность преследующего свои цели человека»36.

33  См.: Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии; Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. [1850/1859] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1956, т. 7, с. 5-110.

34  Маркс К. Классовая борьба во Франции, с. 87.

35  Штомпка П. Указ. соч., с. 212-213.

36  Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании [1845] // К. Маркс и Ф. Энгельс.
Соч. 2-е изд. Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1955, т. 2, с. 3-230 (С. 102).


88


Историческое знание: теория и практика


Позиция для середины XIX века совершенно удивительная, учитывая, что лишь в середине XX столетия в историографии на­чинает утверждаться представление об истории как науке о чело­веческих действиях, и только в 1970-е годы, в результате «антро­пологического поворота», с полным правом можно говорить о воз­вращении человека в качестве объекта научного анализа в исто­риографию.

Дройзен и методология истории

Имя Дройзена — одно из первых и по времени, и по значению в отнюдь не длинном ряду методологов истории XIX века. Приме-

 37

чательно, что, будучи крупным «практикующим» историком , Дройзен оказался одновременно и одним из первых теоретиков только возникающей исторической науки. Основные подходы к трактовке исторического знания Дройзен изложил в речи, произ­несенной при вступлении в Берлинскую Академию наук в 1868 г. Он отметил, что с древних времен над историей «тяготеет предвзя­тое мнение, что она представляет собой занятие, лишенное метода (греч. djuefloSos vXrj), равно как и господствующее в классической античности представление, что она относится к области риторики». Это представление, по его словам, вновь возродилось в тезисе, что история является одновременно и наукой, и искусством38 (сколько еще раз впоследствии воспроизводился этот тезис!). Точно так же Дройзен выступал против сведéния истории к эмпирической работе, призванной лишь поставлять материал для философов:

37  Уже в 1830-е годы Дройзен выступает с крупными историческими работами, публикуя сначала «Историю Александра Великого» (1833), а затем два тома «Истории эллинизма» (1836–1843), которые составили ему репута­цию известного специалиста по античности (обе работы изданы на русском в переводе с авторизованного Дройзеном французского издания 1883–1885 гг., содержавшего дополнения по сравнению с немецким вариантом: Дройзен И. Г. История эллинизма. В 3-х т. Пер. с фр. СПб.: Наука, 1997–1999). Бо­лее 30 последних лет жизни Дройзен отдал сочинению 14-томной «Истории политики Пруссии» (первый том вышел в 1855 г, последний — в 1886 г., уже после смерти Дройзена).

38  Дройзен И. Г. Речь, произнесенная при вступлении в Берлинскую Академию наук [1868] // И. Г. Дройзен. Историка. Пер. с нем. СПб.: Влади­мир Даль, 2004, с. 574-580 (С. 576).


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 89

«Достославная гёттингенская историческая школа39 прошлого столетия, хотя и не первая, попыталась сделать систематический обзор области истории и развить ее научный метод, и с ее сто­роны не было недостатка в наименованиях и изобретательных различениях. Например, в наш обиход вошли от нее такие руб­рики и дистинкции, как всемирная история, всеобщая история, история человечества, исторические элементарные и вспомога­тельные науки. Однако метод, которому она учила, был лишь техникой исторической работы; и воспринятое ею выражение Вольтера “философия истории” было как бы приглашением, ад­ресованным философии»40.

Наконец, Дройзен вступал в открытую полемику с тогдашней «философией истории». Он говорил (это существенно с точки зре­ния современных дискуссий о характере исторического знания), что если бы философы взяли на себя только обоснование истори­ческого процесса познания (курсив наш.И. С., А. П.), то это «в высшей степени заслуживало бы благодарности». Но философы занялись и созданием субстанциальной философии истории, раз­работкой концепций исторического процесса, что привело к до­вольно плачевным последствиям для исторической науки.

«В одной системе... был сконструирован общий исторический труд всего рода человеческого как самодвижущаяся идея. В другой же системе учили об этом самом общем труде челове­чества, что “всемирная история, собственно говоря, есть только случайная конфигурация и не имеет метафизического значения”. С третьей стороны, требовали в качестве научной легитимизации нашей науки, обозначая как ее задачу, нахож­дение законов, по которым движется и изменяется историче­ская жизнь. Ей рекомендовали заимствовать норму из гео­графических факторов и “первозданной естественности”; в связи с так называемой “позитивной философией” была сде­лана весьма привлекательная попытка “возвести” историю, как заявляли, “в ранг науки”»41.

39  Основатель гёттингенской исторической школы XVIII века — А. Л. Шлёцер (1735–1809). В 1761–1767 гг. он работал в России, с 1765 г. — ординарный профессор истории Петербургской Академии наук, с 1769 г. — профессор Гёттингенского университета. Его историографическая концепция изложена в работе «Понятие всеобщей истории» (1772–1773).

40  Дройзен И. Г. Указ. соч., с. 577.


90


Историческое знание: теория и практика


Имена Г. Гегеля, О. Конта, Г. Бакля (Бокля в устоявшейся русской транскрипции) и других известных архитекторов филосо­фии истории легко прочитываются в резюме Дройзена, равно как и его отношение к подобным взглядам на прошлое и научное знание о нем.

Неудовлетворенный в разной мере и по разным основаниям всеми этими подходами, Дройзен видел задачу историков своего времени (и в первую очередь свою собственную задачу) в том, чтобы обобщить имеющиеся в распоряжении историков «методы, объединить их в систему, разработать их теорию и таким образом установить не законы истории, а только законы исторического процесса познания и знания»42 (курсив наш.И. С., А. П.).

Эту цель он попытался реализовать в лекционном курсе, ко­торый неоднократно читал студентам Берлинского университета с 1857 по 1883 г. Полностью этот курс, который Дройзен называл «Энциклопедия и методология истории»43, был издан только в 1936 г., но Дройзен при жизни несколько раз опубликовал краткие тезисы своей концепции под названием «Очерк историки»44.

Свою теорию исторической науки Дройзен именовал «исто-рикой» или «наукоучением истории», и она включала следующие разделы: методика, систематика и топика (изложение) истории (в разное время они компоновались по-разному). Методика делилась на эвристику, критику и интерпретацию (исторического материа­ла), отвечая на вопросы: почему, каким образом, с какой целью. Систематика определяла область применения исторического мето­да, отвечая на вопрос: что может исследовать история. К топике относился анализ форм исторического изложения (план выраже­ния, как сказал бы современный исследователь). И в каждом из указанных разделов мы обнаруживаем идеи, к которым неприме­ним эпитет устар.

42  Там же, с. 578. Здесь и далее цитаты из русских переводов работ Дройзена даются с незначительной стилистической правкой.

43  Назван Дройзеном по образцу курса лекций А. Бёка «Энциклопедия и методология филологических наук», который он прослушал в молодости.

44  «Очерк историки» публиковался при жизни Дройзена два раза на правах рукописи (в 1858 и 1862 гг.) и три раз в составе подготовленного са­мим Дройзеном сборника его статей методологического характера (в 1867, 1875 и 1882 гг.).


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 91

Дройзен, как и Ранке, и Маркс, был последовательным сто­ронником историзма, и рефлексии на эту тему есть в его сочине­нии, но в центре его внимания находится собственно историческая наука и ее методология. Представления Дройзена об исторической науке могут быть суммированы в нескольких его тезисах:

«История — не сумма происшествий, не общий ход всех событий, а некоторое знание о происшедшем»  .

«Наша наука — не просто история, а iaropia, исследование, и с каждым новым исследованием история становится шире и

глубже»46.

«...Материалом нашего исследования является то, что еще не исчезло из былых времен»47.

«Задача истории есть понимание [прошлого] путем исследова48

ния»   .

Остановимся на некоторых их этих тезисов чуть более подроб­но. Прежде всего, Дройзен, в соответствии с традициями школы Ранке (который работал в том же Берлинском университете и работы которого Дройзен очень высоко ценил ), уделял существенное внимание эмпирическому материалу исторического исследования. Оставляя в стороне его не слишком удачную классификацию ис­точников, можно констатировать, что подход Дройзена к проблеме источников имел, как минимум, три примечательных особенности.

Во-первых, Дройзен использовал необычайно широкую трак­товку исторических источников, не многим отличающуюся от со­временной. К историческому материалу он относил не только ар­хивные «деловые документы» (корреспонденции, счета, юридиче­ские грамоты и т. д.), но также «изложение мыслей, выводов, ду­ховных процессов всякого рода» (мифы, философские и литератур­ные произведения, а также «исторические труды как продукт своего времени»), сказания и исторические песни, речи в суде и парламен­те, публицистические речи и проповеди, воспоминания (мемуары),

45 Дройзен И. Г. Указ. соч., с. 461.

46 Дройзен И. Г. Энциклопедия и методология истории [1857/1936] // И. Г. Дройзен. Историка,. с. 39-448 (С. 63).

47 Там же, с. 64.

48 Там же, с. 70.

49 См., например: Там же, с. 144–145.


92


Историческое знание: теория и практика


«произведения искусства всякого рода», надписи, медали, монеты и т. д., «произведения, которым дал форму человек (художествен­ные, технические и т. д.)», вплоть до дорог и общинных лугов, «лю­бые монументальные отметки для памяти вплоть до пограничного камня, титула, герба, имени»; наконец, сохранившиеся в настоящем «правовые институты нравственных общностей» (нравы, обычаи и традиции, законы, государственные и церковные установления), и этим список далеко не исчерпывается50.

Во-вторых, говоря об источниках, Дройзен постоянно отмечал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую получить пол­ную картину прошлого. Поэтому «мерой достоверности исследова­ния» он полагал «четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок». А отсюда вытекает необходимость анализировать разные виды источников, в поисках точки пересечения между ними51.

Наконец, Дройзен всячески выступал против «фетишизации» источников, настойчиво подчеркивая, что источники — это только материал для изучения, их анализ и критика — лишь подготови­тельный этап, а самое сложное в работе историка начинается на стадии собственно исследования.

«Результатом критики [источников] является не “подлинный исторический факт”, а то, что материал подготовлен для полу­чения на его основе относительно точного и конкретного мне­ния. Добросовестность, не идущая дальше результатов крити­ки, заблуждается, предоставляя дальше работать с ними фанта­зии, а надобно было бы поискать для дальнейшего исследова­ния правила, которые гарантируют его корректность»52.

Такая трактовка процесса производства исторического знания непосредственно связана с абсолютно актуальным и четко артику­лированным представлением о предмете исторической науки. Дройзен полагал что, в конечном счете, таковым является не про­шлое, а человеческие действия, совершенные в прошлом (по тер­минологии Дройзена, волевые акты). Подчеркивая важность изу­чения истории «макрофеноменов», в современной терминологии, и

50  Дройзен. Очерк историки, с. 468–469; подробнее см.: Дройзен. Энцик­лопедия.., с. 84–145.

51  Дройзен. Очерк историки, с. 474.


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 93

детально рассматривая проблемы написания истории племен, на­родов и государств; политической, правовой и экономической жизни; искусства, науки и религии и т. д., Дройзен одновременно напоминал: «Когда мы говорим: “Государство, народ, церковь, ис­кусство и т. д. делают то-то и то-то”, то мы имеем в виду “благо­даря волевым актам” [людей]»53.

При такой постановке вопроса Дройзен вступал в прямую по­лемику с позитивистами, полагавшими, что социальная жизнь оп­ределяется историческими законами, а поступками людей можно либо пренебречь, либо искать в них лишь проявления этих самых законов.

Акцент на человеческих действиях как на основу всех явле­ний прошлого приводит Дройзена к проблеме «понимания» в ис­тории. Лишь много позднее эта тема возникла в работах Дильтея, Риккерта и др., вплоть до «понимающей социологии» М. Вебера54. Акцентируя роль «понимания», Дройзен противостоял как естест­веннонаучным методологическим дискуссиям об «описании и объяснении», так и представлениям романтиков о возможности вчувствования, проникновения в мысли людей прошлого. (Как легко заметить, и естественнонаучные, и романтические представ­ления об историческом знании не изжиты полностью по сей день.)

«Сущность исторического метода — понимание путем иссле­дования»; «Понимание является синтетическим и одновременно аналитическим, индукцией и дедукцией»55, — так тезисно сфор­мулировал Дройзен свое представление о «понимании» в «Очерке историки». Расшифровывая эти тезисы в «Энциклопедии и мето­дологии истории», Дройзен пишет:

«Наша задача может заключаться только в том... чтобы попы­таться узнать путем исследований имеющихся у нас материа-

53  Указ. соч., с. 488.

54  При этом указанные авторы совершенно по-разному концептуализи­ровали понятие «понимание» и, строго говоря, вкладывали в него абсолютно разный смысл. В частности, Дильтей и Риккерт принципиально по-разному определяли объект обществознания («науки о духе» и «науки о культуре») и использовали разные немецкие слова для обозначения «понимания» (соот­ветственно, Verstehen и Auffassung).

55  Дройзен. Очерк историки... с. 463, 464.


94


Историческое знание: теория и практика


лов, чего хотели те люди, которые созидали, действовали, тру­дились, что волновало их Я, что они хотели высказать в тех или иных выражениях и отпечатках своего бытия. Из материа­лов, какими бы фрагментарными они ни были, мы пытаемся познать их воления и деяния, условия их желаний и поступков; из отдельных выражений и образований, которые мы еще мо­жем понять, мы пытаемся реконструировать их Я, или в том случае, если они действовали и созидали сообща, постичь это общее... частицей и выражением которого они являются»56.

При этом следует обратить внимание на слово «пытаться», которое не случайно встречается в процитированном абзаце три раза. Дройзен прекрасно понимал ограниченные возможности и пределы нашего понимания людей прошлого, их мыслей и чувств.

«Необходимо длительное и трудное опосредование, чтобы вникнуть в чуждое, ставшее для нас непонятным, чтобы вос­становить представления и мысли, которыми люди руково­дствовались сто, тысячу лет назад, совершая те или иные по­ступки, по-своему их воспринимая; необходимо как бы понять язык, на котором говорят странные для нас теперь события и социальные отношения»57.

Конечно, сам термин «понимание» ныне выглядит немного архаично и в значительной мере уже ушел из современного науч­ного лексикона. Но, по сути, именно проблему понимания людей прошлого пытается решить современная историческая культурная антропология, возникшая спустя почти сто лет после создания «Историки».

***

Анализируя вклад Ранке, Маркса и Дройзена в развитие исто­рической науки мы, конечно, оцениваем его с позиций сегодняшних представлений об историческом знании. Реальная судьба их идей и концепций складывалась достаточно специфическим образом.

Многие последователи метода Ранке стали считать главным достоинством исторического сочинения строгую документирован-ность, в итоге все больше перегружая исторические исследования бесконечными ссылками и анализом источников. Некоторые исто-

Дройзен. Энциклопедия... с. 71. Там же, с. 144.


И. М. Савельева, А. В. Полетаев. Становление исторического метода... 95

рики вообще ограничивали свою деятельность публикацией архив­ных документов, снабжая их огромными комментариями58. Такая ситуация неминуемо приводила к сужению предмета исследования, ибо скрупулезный исследователь не мог справиться с обилием ис­точников. В то же время не только публику, а даже профессионалов за рамками узкого круга специалистов по той или иной теме, как правило, не могли интересовать анализ фактов и комментарии до­кументов, относящихся к очень конкретным проблемам. В целом позитивистская историография выглядела «скромненько, но науч­но». Недаром М. Блок называл представителей этого направления историками, которые извлекли «урок трезвого смирения»59.

Последователи Ранке в области политической и дипломатиче­ской истории также не поражали масштабом своих работ. Кроме того, неоранкеанцы на рубеже веков во многом свели свою исто­риографию к апологетике прусского государства, а национальное государство объявили доминирующей исторической силой.

Впрочем, не слишком гладко сложилась и судьба историче­ских идей Маркса. В ортодоксальной марксистской историогра­фии утвердилась догматическая, условно говоря, позитивистская, интерпретация Марксова теоретического наследия. В странах с официальной марксистской идеологией более всего идеологизиро­вана, а следовательно и догматизирована, оказалась проблематика современности, в изучении которой главными были не научные, а пропагандистские задачи. Поэтому почти все крупные сюжеты но­вейшей истории, как отечественной, так и зарубежной — история отдельных стран, международных отношений, экономическая и социальная история («история классовой борьбы») не могли впол­не соответствовать стандартам аналитического исследования и даже просто профессиональным требованиям.

58  Английский историк Дж. Пэмбл отметил, что «для следующего поко­ления [историков] Ранке уже был недостаточно ранкеанцем». Его источники, по их мнению, были частичными, избирательными и ограниченными, он слишком мало использовал архивные материалы; только поэтому он смог на­ писать так много (цит. по: Evans R. J. In Defence of History. L.: Granta Books, 1997, p. 23).

59  Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. Пер. с фр. 2-е изд. М.: Наука, 1986 [1942/1949], с. 12.


96


Историческое знание: теория и практика


Столь же малоперспективным был макроисторический под­ход в целом, где обязательным был анализ исторических процес­сов с позиций марксистской теории. Исходя из универсальных ис­торических законов, марксистские историки интерпретировали любые конкретные сюжеты. Источники в таких исследованиях рассматривались как эмпирический материал, который подтвер­ждает закон, наполняет его содержанием, в крайнем случае «про­веряет» закон и ограничивает сферу его применения.

Дройзену не повезло дважды. Первый раз потому, что его «Эн­циклопедия и методологии истории» не была издана тогда, когда была создана. Хотя имя Дройзена, как правило, упоминается в ряду основоположников теоретических основ исторической науки второй половины XIX века, и тезисы его были известны, но обычно чита­лись и соответственно цитировались созданные и опубликованные позднее монографические исследования Э. Бернгейма, Ш.­В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, а также, когда речь шла об определении характера исторического знания — В. Виндельбандта, Г. Риккерта, В. Дильтея — мыслителей, которые вообще не были историками.

Второй раз Дройзену не повезло потому, что впервые его лек­ции были изданы в Германии в 1936 г. Время и место — роковые для произведения, содержащего концепцию исторического значе­ния. Публикация сочинения примерно совпала по времени с появ­лением теоретических работ Ч. Бирда, К. Беккера, М. Уайта, Ф. Мейнеке, М. Блока, Л. Февра, Р. Дж. Коллингвуда, но ведь на­писано оно было на 80 лет раньше! Тем не менее, по нашему мне­нию, публикация могла бы стать заметным явлением в историче­ской науке и в 1930-е годы, если бы не изоляция нацистской Гер­мании в интеллектуальном пространстве. В результате текст Дрой-зена оказывается, как правило, вне поля зрения историков.

Но какие бы перипетии не переживали идеи Ранке, Маркса и Дройзена, как бы далеко вперед не ушли социальные науки и по содержанию, и по форме, методологические достижения этих вы­дающихся ученых оставались актуальными в контексте дискуссий о характере исторического знания на протяжении всего XX века.


 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz