Ц


ЦАРСТВО БОЖЬЕ — понятие, выражающее религиозно-
социальный идеал христианства·, на основе Священного
Писания, предлагающего верующим образ желаемого
и в этом смысле идеального состояния человечества
— вечная жизнь и вечное блаженство. Для
обозначения понятия «царства» в Библии используется
греч. слово — ........, которое имеет два значения:
«правление царя» и «территория, подвластная царю».
В четырех Евангелиях для обозначения одного и того
же понятия используются разные словосочетания.
В Евангелии от Матфея чаще употребляется словосочетание
— «Царство Небесное», в других Евангелиях
используется понятие Ц. Б. Эти выражения следует рассматривать
как синонимы, которые прежде всего означают
неограниченную власть Бога над сотворенным им
миром. Но помимо этого данные понятия подразумевают
и господство Бога над свободноразумными существами,
которые добровольно подчиняются ему. Согласно
христианской теологической системе, Ц. Б. одновременно
пребывает в имманентном и трансцендентном состоянии.
В связи с этим природу его существования
нельзя ограничить сферой материального мира, а также
невозможно локализовать в рамках спиритуалистической
(см. Спиритуализм) реальности; односторонняя
трактовка Ц. Б. привела бы к сужению этого понятия.
Ц. Б. в объективной реальности настоящего только
отчасти являет иную форму бытия, которая в полной
мере будет актуализирована после Второго пришествия
Христа. В Ветхом Завете преимущественно говорится
о потенциальном, будущем возникновении Ц. Б., излагаются
пророческие обетования, касающиеся этого царства.
Новый Завет раскрывает причинно-следственную
связь относительно генезиса и эволюции Ц. Б. на
земле. В соответствии с христианской традицией все
ветхозаветные обетования о Ц. Б. раскрываются и осуществляются
в новозаветном служении Иисуса Христа.
Причем Христос является не только причиной, по
которой Ц. Б. возникает, но также и самой основой его
бытия. Однако только с наступлением парусии Ц. Б.
обретет свое совершенство как на земле так и на небе.
Анализируя христианскую традицию, можно сказать,
что все содержание новозаветного благовестил полностью
выражается в идее Ц. Б. Идея Ц. Б. — синтез всех
евангельских идей. Церковные писатели, когда хотят
обозначить всю евангельскую проповедь, то называют
ее учением о Ц. Б., или Евангелием Царствия. Ввиду
этой сложности евангельской идеи Ц. Б. полное представление
о нем может быть составлено только синтетическим
путем, путем выбора из изречений Христа
отличительных черт этого Царства и присоединения
их к предложенному выше понятию о Ц. Б. Евангельское
повествование указывает на основные моменты
генезиса и эволюции Ц. Б. Иоанн Креститель и Иисус
объявляли, что Ц. Б. «приблизилось». Из содержания
первых по времени бесед Христа, касающихся Ц. Б.,
становится ясным, что Ц. Б. есть союз любящих детей
под главенством Бога-Отца. Эта мысль подтверждается
и при рассмотрении т. наз. «молитвы Господней», и
в заповедях Блаженства, и в других изречениях Христа,
где людям предлагается оставить заботы о житейских
делах и искать Ц. Б., потому что Бог как любящий
Отец доставит любящим его все необходимое для их
жизни. В последующем втором цикле бесед, когда Христос
говориг притчами, он посвящает слушателей в тайны
возвещаемого им Царства. В притчах, во-первых, история
Ц. Б. разделяется на два периода: один — период
роста, развития Царства; другой — последующий период
полного раскрытия Царства в эсхатологическом

1166

совершении. Во-вторых, Ц. Б., представляется двусторонне:
с одной стороны оно — великий дар Божий;
с другой стороны — оно и результат усилий самого человека.
Ц. Б. предстает как процесс синергии Бога и человека.
Мысль о Ц. Б. как главной задаче для человека
раскрывается в последних по времени беседах Христа,
сказанных им в заключительный период евангельской
истории. Следует особым образом выделить связь искупительной
жертвы Христа и Ц. Б. Жертвенной смертью
Иисуса, его воскресением и вознесением созданы
духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования
о Ц. Б. на земле смогли осуществиться. Если
христологический, объективный аспект генезиса Ц.
Б. был осуществлен Христом в искупительном подвиге,
то эволюция Ц. Б. актуализируется в действии
Святого Духа. Следует отметить, что, согласно христианской
теологии, с момента Пятидесятницы Ц. Б.
охватывает всех, кто верит во Христа, Церковь Христову,
которая представлена на земле поместными церквами,
но не ограничивается ими. В Церкви, которая
«есть Тело Христово», в первую очередь актуализируется
Ц. Б. Поскольку Христос —поставленный Богом
Царь Ц. Б., то это Царство по праву называется также
и Царством Христа. Согласно христианской традиции,
существование Ц. Б. пока сокрыто от людей, и причастным
к нему можно стать только посредством веры.
Но со Вторым пришествием Христа Ц. Б. установится
в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта:
а) грядущее Царство будет земным; б) земное Царство
Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства
всего сотворенного, когда Христос передаст
Свою царскую власть в руки Отца, и всякая власть и
сила окажутся упраздненными. Тогда Ц. Б. достигнет
своей полноты.
A.B. Третьяков


ЦВИККАУСКИЕ ПРОРОКИ — мистически настроенная
группа в ранней Реформации, возникшая в Цвиккау
(Саксонии). К Ц. п. причисляли себя суконщик
Николас Шторх и теолог Маркус Штюбнер. Считая себя
продолжателями Реформации, не завершенной М. Лютером,
Ц. п. делали акцент на личном общении верующих
с Богом через непосредственно дарованные им
Откровения, а не через Священное Писание. За проповедь
своего учения Шторх и Штюбнер в 1520 подверглись
преследованию, в т. ч. тюремному заключению,
а затем были изгнаны из Цвиккау. В кон. 1521 они появились
в Виттенберге. Стимулированные Шторхом и
его соратниками народные волнения побудили Лютера
вернуться из Вар гбурга, поскольку он счел, что в его
отсутствие реформированной церкви был нанесен большой
урон; после этого лидеры движения были посаже
ны в тюрьмы или изгнаны из региона. Существует восходящее
к Лютеру мнение о связи с Ц. п. западногерманских
анабаптистов и Т. Мюнцера, проповедовавшего
в Цвиккау в 1520-1521, но оно спорно. В то же
время Ц. п., в отличие от анабаптистов, не настаивали
на перекрещивании крещенных в детстве, хотя они и
отвергали необходимость крещения детей, которое
считали возможным только при угрозе их жизни. Влияние
Цвиккауского движения испытал А. Карлштадт,
которого оно подтолкнуло к отказу от лютеранского
консерватизма и сакраментализма.
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов

ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (1484-1531) — основатель
радикального направления в протестантизме —
цвинглианства, вождь и идеолог швейцарской Реформации,
гуманист. Окончил Венский и Базельский унты
со степенью магистра искусств и философии, которую
получил в 1506. В том же году Ц. был посвящен в
сан и стал приходским священником в Гларусе (15061516
гг.) Его проповеди были проникнуты глубоким
религиозным чувством и патриотизмом. На формирование
мировоззрения Ц. повлияли философия стоиков
и платонизм эпохи Возрождения. Благодаря их работам,
в особенности М. Фичино, Ц. пришел к выводу, что
Бог является высшим благом и демонстрирует это всегда
и повсюду через свое провидение. Человек представляет
собой связующее звено между небом и землей. Трагизм
и потерянность существования человека Ц. связывает
с его греховностью. В 1514 Ц. знакомится с
трудами Эразма Роттердамского. А в 1515 — и лично
с ним. Это знакомство подтолкнуло Ц. к глубокому
изучению текстов Нового Завета и трудов Отцов Церкви.
В 1516 Ц. стал капелланом в Эйнзидельне, где выступал
с проповедями против суеверий и церковных злоупотреблений.
Поворот в сторону Реформации произошел
в начале 1520-хх гг. В Эйнзидельнском монастыре
Ц. объявил монахинь свободными от обета безбрачия
и запретил святых культ. Надеясь найти поддержку своим
реформам, в 1519 Ц. переселяется в Цюрих — история
швейцарской Реформации начинается с этой даты.
Теперь Ц. уверен, что «папа должен пасть», а реформы
надо проводить не «сверху», а опираясь на силу «низов
». В Цюрихе усилился интерес Ц. к Новому Завету,
изучению которого он уделяет много времени. Ц. выступает
против продажи индульгенций, против соблюдения
посгов (проповедь «О свободе выбора в пище»),
С 1521 Ц. является членом городского совета. В 1523
он опубликовал «67 тезисов», в которых нашли отражение
его главные идеи: христианство является прежде
всего нравственным учением, а не культом; Иисус
Христос — это единственный путь к блаженству для

1167

всех людей; спасение возможно лишь на основе веры,
для этого совершенно не нужны посредники между
Богом и людьми, клир имеет только второстепенную
функцию; месса является лишь символическим напоминанием
об искупительной жертве Христа. Ц. выступил
с протестом против соблюдения постов, целибата
(безбрачия) духовенства (сам он женился в 1524 на вдове
Анне Мейер), монашества. Он отрицал чистилище
и связанную с ним продажу индульгенций. Эти тезисы
Ц. легли в основу диспута между ним и представителями
католицизма. Диспут состоялся в нач. 1523. В окт.
1523 состоялся второй диспут, на котором обсуждались
вопросы о церковных авторитетах, святых и т. п.,
а в янв. 1524 — третий, на котором речь шла о монастырях.
Во всех диспутах Ц. одержал победу, и Цюрихский
совет сделал выбор в пользу протестантизма.
Теперь Ц. пошел на разрыв с анабаптистами, вступил
в полемику с Мартином Лютером по вопросу о
евхаристии (причащении), а к кон. 1520-х гг. сделал
попытку организовать в Швейцарии Союз протестантских
кантонов, во главе которого были бы Берн и
Цюрих. Целью союза должно было стать противостояние
«лесным» кантонам, которые остались верны католицизму
(Люцерн, Швиц, Ури, Унтервальден). Вскоре
разразилась война. Цюрих оказался в изоляции, и
11.10.1531 на Каппельской равнине его войска были
разбиты численно превосходящим противником. Сам
Ц., сопровождавший войско в качестве священника,
в этом сражении был убит. Помимо теологических
трактатов («Об истинной и ложной религии», «Смысл
веры», «Изложение христианской веры», «Провидение
», «О божественной и человеческой справедливости
») Ц. является автором и художественных произведений
— «Лабиринт», «Басня о быке и некоторых
животных», которые на рус. язык не переведены. (См.
также: Цвинглианство, Реформация.)

Сон. на рус. яз.: Сборник богословских трудов. Тбилиси, 1999.
Е.С. Элбакян

ЦВИНГЛИАНСТВО — одно из радикальных течений
Реформации, начало которому положил о учение Улъриха
Цвингли, получившее распространение в Швейцарии
и Юж. Германии. Ц. во многом схоже с лютеранством.
Вероучение Ц. опиралось на изложенные в посланиях
апостола Павла (Новый Завет) представления
об искуплении Иисусом Христом первородного греха и
спасении людей, которое можно осуществить на основе
веры человека и благодати Бога. Ц. исходило из принципа
спасения не всех, а лишь немногих избранных.
Истинным для Ц. являлось лишь то, что находило прямое
подтверждение в Библии. Богослужение в Ц. сво
дилось к проповеди, молитве и чтению псалмов. Оно
велось на нем. языке. Взамен таинств христианских
практиковались обряды крещения и причащения под
обоими видами (хлебом и вином). Эти обряды считались
простыми символами: крещение символизировало
принятие в общину нового члена, а причащение
олицетворяло память о Христе (при этом хлеб и вино
воспринимались не как «тело и кровь Господи и», а лишь
в качестве их символов, поскольку пресупцествление
даров во время обряда, согласно Ц., не происходило).
Из храмов были удалены иконы, статуи, кресты, мощи,
орган, колокола, алтарь. Монашество и целибат (безбрачие)
духовенства были отвергнут, торговля индульгенциями
была запрещена. Монастырское имущество
было полностью секуляризовано, а сами монастыри
превращены в школы, больницы, приюты.
Принципы самоуправляемости религиозных общин,
избрания и смещения служителей культа лежали в основе
церковной организации Ц. Лучшим государственным
устройством в Ц. считалась представительная демократия,
важное место в которой должен был занимать
пророк — советчик,наставник, глашатай Божественной
воли. После поражения Цюриха — центра Ц. — в войне
с католическими «лесными» кантонами (Люцерн,
Швиц, Ури, Унтервальден) и гибели Цвингли благодаря
усилиям его преемника Генриха Буллингера Ц. вновь
начало распространяться в Швейцарии, однако к кон.
16 — нач. 17 вв. оно слилось с кальвинизмом и прекратило
собственное существование. (См. также: Цвингли
Ульрих, Буллингер Генрих, Лютеранство, Кальвинизм,
Реформация.)
Е.С. Элбакян

ЦЕЛИБАТ (лат. caelebs — неженатый) — религиозно
мотивированное безбрачие, обязательное для священнослужителей
и монахов в ряде религий и религиозных
конфессий. Обусловлено представлением о том,
что все, связанное со сферой пола, греховно либо подвержено
влиянию вредоносных сил. В христианских
конфессиях Ц. имеет различные формы. Особое значение
он имеет в католической церкви: требование безбрачия
и чистоты распространяется в католицизме на
священнослужителей всех уровней; обосновывается
это тем, что безраздельно посвятить себя Богу может
только человек, не обремененный семьей. Исторически
Ц. отражал стремление католической церкви сохранить
свою земельную собственность, не допустить ее дробления
между наследниками священнослужителей,
а также укрепить церковную дисциплину. Пройдя определенные
этапы становления, он был сформулирован в
своем нынешнем виде во времена папы Григория VII
(1015-1085). В соответствии с ныне действующим цер

1168

ковным законодательством, закрепленным в Кодексе
канонического права (Codex Iuris Canonicci, CIC),
вступление духовного лица в брак расценивается как
святотатство, влечет за собой утрату сана и отлучение
от церкви. Ц. часто становится предметом бурных споров
в католической церкви. Однако Второй Ватиканский
собор (1962-1965), несмотря на многочисленные
реформаторские предложения, не стал даже рассматривать
вопрос о Ц.; догматическая конституция «Lumen
Gentium», равно как и другие документы Собора, практически
не содержат каких-либо новшеств в этом вопросе.
Изданная в 1967 энциклика папы Павла VI «Sacerdotalis
caelibatus» подтвердила незыблемость Ц. Еще
более жесткую позицию в отношении Ц. занимал
Иоанн Павел IL Он выступал с требованием отлучения
от сана rex священников, которые фактически живут в
гражданском браке. В православной церкви требование
безбрачия имеет более мягкую форму. Священнику
разрешается жить в браке, если брак заключен до посвящения
в сан. Вступление в брак после рукоположения в
сан в православной церкви не допускается. С 7 в. действует,
изданный императором Юстинианом II (ок. 670711),
закон о безбрачии епископов.
Е.В. Рязанова

ЦЕЛЬС (лат. Celsus, греч. ......) — римский мыслитель
2 в., первый критик христианства с позиций рационализма.
Знаток иудаистской, христианской, а также
античной философской и исторической литературы.
Труд Ц. ·< Правдивое слово» (ок. 180) дошел до нас в
фрагментарном изложении Оригена («Против Цельса»,
248 г.). В мировоззрении Ц.эклектично сочетаются элементы
платонизма, стоицизма, мистики и скепсиса.
Ц. считал необходимым при анализе любого учения
руководствоваться разумом и здравым смыслом. Он исследовал
истоки и содержание христианского учения,
раскрыл преемственность религиозно-философских
идей, опираясь на принцип историко-сравнительного
анализа религий. Историческими источниками христианства,
по Ц., были иудаизм, эллинские и восточные
мифы, мистерии Митры, элементы философии Платона,
гностицизма и стоицизма. Ц. освоил критические
аргументы в адрес христианства и иудаизма, распространенные
в его время; немало внимания уделил
образу Иисуса Христа. Христос, по мнению Ц., — «хвастун
и лжец», объявивший себя богом; поступки его
нелепы, нелог ичны. История жизни Христа, в т. ч. его
воскресение и чудеса, — плод воображения, «шарлатанская
выдумка», напоминает мифы других народов, а
само христианство, как и иудаизм, — невежественная
религия. Ц. зафиксировал факты аллегорической трактовки
библейских сюжетов «лучшими из иудеев и хри

1169

стиан», а также многократной переработки Евангелий.
Ц. подверг критике с позиций здравого смысла библейскую
мораль, космогонию, идеи телеологии, антропоцентризма;
раскрыл противоречия в иудаизме и
христианстве; описал деятельность христианских общин,
враждовавших, по его мнению, между собою. Социальную
базу христианства, по Ц., составляют «низкородные
» (рабы, ремесленники, «темный народ»). Ц. показал
способы распространения христианства его
приверженцами, а также особенности христианских проповедей
(претензии на исключительность, призывы отказаться
от знаний и пр.). Критика христианства Цельсом
во многом была обусловлена потребносгью в защите государственной
римской религии; отсюда рассуждения об
опасности «тайных союзов», действующих вне закона, открывающих
«двери преступникам». Идеи Ц. оказали вли
яние на последующую критику христианства.
З.Л. Тажуризина

ЦЕРКВИ БОГА — общее название группы протестантских
деноминаций, входящих в Двю/сение святости или
близких к пятидесятникам. В отличие от ряда других
церквей этой направленности, Церковь Бога обычно
имеют локальный характер; они были основаны в отдельных
штатах США; наиболее известны Церковь
Бога (Андерсон, Индиана) и Церковь Бога (Кливленд,
Теннесси). Церковь Бога (Андерсон, Индиана) вначале
именовалась просто Церковь Бога, что должно было
подчеркнуть ее внеденоминационный характер; современное
название она приняла в 1911, когда от нее откололась
группа в Оклахоме. В отличие от многих других
общин Движения святости Церковь Бога не опиралась
на уэслианско-методистскую традицию, а возникла самостоятельно
в 1880 в штате Огайо под руководством
Д. Уорнера, проповедовавшего восстановление апостольской
церкви. Он рассматривал этот процесс на основе
амилленаризма, акцентируя внимание на том, что Царство
Божие уже наступило. Такой взгляд, как и устройство
общины, управляемой ежегодной ассамблеей, отчасти
близки к конгрегационализму, однако в отличие от
последнего Церковь Бога не является кальвинистской.
В кон. 19 в. Церковь Бога проникла в континентальную
Европу, где был создан ее филиал в Германии, в Эссене.
В нач. 1990-х гг. Церковь Бога (Андерсон, Индиана) объединяла
более 250 тыс. верующих, располагала собственной
теологической школой и издательской базой (длительное
время выпускался международный журнал «Евангельская
труба»), имела миссии в Латинской Америке,
Африке, Австралии. Церковь Бога (Андерсон, Индиана)
получила распространение и в России среди части
немецкого населения, когда в 1902 миссионер из Германии
В. Эбель организовал общину в Риге, а затем рас
пространил ее по окраинам страны: в Прибалтике, на
юге Украины, в Закавказье (наиболее крупная российско-
немецкая община Церкви Бога существовала в Тбилиси).
В 1930-е гг. и особенно в период репрессий против
немецкого населения в 1941-1944 общины были
выселены в Сибирь и на Алтай, где продолжали существовать
полулегально; впоследствии они сблизились
с пятидесятниками и были частично поглощены ими.
Церковь Бога (Кливленд, Теннеси) в настоящее время
является разновидностью пятидесятничества, хотя она
появилась несколько раньше его — в 1884, когда баптистские
лидеры из штата Теннесси Р. Сперлинг и
Д. Племонс создали кружок, близкий к Движению святости.
В 1902 этот кружок был реорганизован в Церковь
святости (которую позже возглавил А. Томлинсон), а в
1907 принял современное название— Церковь Бога
(Кливленд, Теннесси). В отличие от большинства пятидесятников
эта церковь последовательно придерживается
перфекциопизма (методистского учения о полном
освящении), полагая, что крещение Святым Духом возможно
только при условии полного освящения или
по крайней мере стремления к нему. В США община
этой церкви, руководимая Генеральной ассамблеей,
насчитывает более 400 тыс. членов, располагает собственными
СМИ и ведет миссионерскую работу более
чем в 70 странах мира. В 1930-е гг. она развила проповедь
в Зап. Украине, но позже была вытеснена оттуда
пятидесятниками классического направления.
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов

ЦЕРКВИ ПОЛНОГО ЕВАНГЕЛИЯ — разновидность
пятидесятничества, претендующая на проповедь полноты
христианской духовности, утраченной или искаженной
историческими церквями, в т. ч. протестантскими.
Полноевангельское вероучение занимает промежуточное
место между классическим и современным
пятидесятничеством. Оно было в общих чертах изложено
на Кезуикских съездах (одна из организационных
структур Движения святости) и разработано основателем
«Христианского и миссионерского альянса»
Э.Б. Симпсоном. Включает в себя четыре основные концепции,
принципиально отличающие Ц. п. Е. от других
протестантских направлений (рождение свыше, крещение
Святым Духом, исцеление верой и Тысячелетнее
Царство). Так, рождение свыше в отличие от кальвинизма
понимается как результат веры, принимаемой человеком
свободно (тогда как в кальвинизме вера — результат
рождения свыше, совершаемого только Богом).
Понимание общепятидесятнического положения о
крещении Святым Духом также имеет определенные
особенности. В отличие от многих пятидесятников
Симпсон считал дар языков (глоссолалию) не обязатель
ным признаком крещения Святым Духом, а одним из
духовных даров, необходимых для церкви, и полагал,
что в отношении этого дара церковь свободна: глоссолалию
никто не вправе ни запрещать, ни требовать.
Трегьим важным пунктом вероучения Ц. п. Е. является
положение об исцелении верой. Полноевангельские
христиане, так же, как и сторонники харизматического
возрождения, придают ему большое значение, понимая
под ним исцеление тела и искупление, доступное
всем христианам при условии покаяния и освященной
жизни. В то же время Ц. п. Е. чужды учение о материальном
благополучии как плоде веры и акцент на социальную
теологию, характерные для харизматических
церквей. Некоторым полноевангельским христианам
свойствен довольно жесткий аскетизм с отвержением
светской культуры, близкий к Движению святости. Наконец,
четвертым пунктом полноевангельского вероучения
является понимаемое в духе премилленаризма
Тысячелетнее Царство Христа. Полноевангельский премилленаризм,
в частности, полагает, что Тысячелетнее
Царство не будет иметь ветхозаветного характера (в отличие
от диспенсационализма): в него войдут только сознательные,
духовно возрожденные христиане. Т. обр., вероучение
Ц. п. Е., обычно являясь арминианским и восприняв
некоторые черты позднего ривайвелизма, имеет
особенности, отличающие его и от классических пятидесятнических,
и от позднейших харизматических церквей.
Исторически полноевангельская традиция сформировалась
в пятидесятиических церквях США в период
между мировыми войнами. В 1927 пятидесятиическая
проповедница Э.С.Макферсон (1890-1944), до этого
лидер «Ангельского храма» в Лос-Анджелесе, основала
«Международную церковь четырехстороннего Евангелия
» (т. е. основанную на четырех упомянутых принципах),
ставшую наряду с «Христианским и миссионерским
альянсом» важнейшей вехой в развитии пятидесятничества.
В 1943 эта церковь объединилась с
«Ассамблеями Бога» и некоторыми другими классическими
пятидесятиическими общинами в Национальную ассоциацию
евангеликов. Посте смерти Э.С. Макферсон созданную
ею общину возглавил ее сын; в настоящее время
она насчитывает в США более 100 тыс. верующих и имеет
ряд миссий за рубежом. Постепенно концепция Полного
Евангелия стала весьма популярной во всем мире и
распространилась среди пятидесятников как классического
(Ассамблеи Бога), так и современного направлений.
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов

ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО — право, регламентирующее
жизнь поместной христианской церкви. Богословская
дисциплина Ц. п. изучает источники Ц. п., состав
и устройство церкви как социально-политического ин

1170

статута, систему органов церковного управления, виды
церковной власти (учения, священнодействия, правления,
судебную), конфессиональное семейное право
(рассматривающее, в основном, вопросы заключения
и расторжения брака),церковное судоустройство и судопроизводство
(процессуальное право), пенитенциарную
систему (взысканий и наказаний), правоотношения
поместной церкви с другими поместными церквями,
христианскими конфессиями и религиями, а
также со светской властью, государством. «Ц. п.» — более
широкое понятие, чем понятие канонического права,
действующего на основании лишь тех источников,
которые являются «канонами» в узком смысле слова.
Ц. п. использует слово «канон» в смысле дисциплинарных
постановлений, т. е. апостольских, соборных и
святоотеческих правил. В этом случае разводят такие
понятия, как: ..... (церковное правило), .... (догматическое
определение Вселенского или иного собора),
..... (гражданский закон). Свод канонических правил,
которыми до сих пор руководствуются православные
поместные церкви, впервые был официально утвержден
на Трулльском соборе (692). Указанные каноны
входят полностью или частично в целый ряд
хронологических и систематических канонических
сборников, древнейшими из которых являются: Понтийский
сборник (4-5 вв.), «Синопсис» (6 в.), «Синагога
» Иоанна Схоластика (6 в.), «Номоканон в 14 титулах
» («Фотиев номоканон» 6 в., 2-я ред. — 9 в.), «Каноническая
Синтагма» (6-7 вв.), «Номоканон в 50 титулах»
(6-7 вв.). Позднейшие сборники включают в себя большие
выдержки из предшествующих. На церк.-слав.
языке каноны помещены в «Книге правил святых апостол,
святых соборов вселенских и поместных, и святых
отец», в «Кормчей книге» Саввы Сербского, а также
(в сокращенном виде) в «Номоканоне при Большом
Требнике». Ознакомиться с содержанием указанных
сборников и кругом вопросов, регулируемых в то
время церковным законодательством, удобно на примере
«Синтагмы». Константинопольская «Каноническая
Синтагма» (........ ........., не позднее 691)
разделена на две большие части. Первая из них в систематическом
виде содержит ссылки на правила: о богословии,
православной вере, канонах и хиротонии;
о постройке и освящении церквей; о храмах, не имеющих
святых мощей; о священных сосудах; о молитвах,
псалмопении, чтении, причастии; об одежде и обязанностях
низших клириков; об оглашенных и св. крещении;
о не посещающих церкви; о посте; о праздниках
Пасхи и Пятидесятницы; о церковных областях; о преступлениях,
церковном суде, отлучении, извержении из
сана, покаянии; об управлении церковным имуществом;
о монастырях и монахах; о еретиках и язычни
ках; о мирянах и пр. А вторая — излагает сами тексты
канонов. Некоторые законодательные акты византийских
императоров относительно церкви, составлявшие
единое целое с сугубо церковным законодательством,
вошли в «Номоканон», т. е. именно Ц. п. Первым из
таких актов можно считать т. наз. «Феодосиев кодекс»
(438), который спустя столетие был кардинально переработан
Юстинианом Великим (527-565). Император
Юстиниан осуществил фундаментальную кодификацию
всего римского права, его свод получил название
«Корпус светского права», в который вошли четыре
сборника: «Конституции» (529), «Дигесты» (или «Пандекты
», 533), «Институции» (533) и «Новеллы» (535).
Новый Codex Iustinianeus состоял из 12 книг (напр.,
первая книга состояла из 13 титулов: о вероисповедании;
о церквях, священных вещах и привилегиях; о
епископах и клириках, их правах; о епископском суде;
о еретиках; о неповторении крещения; об отступниках;
о крестном знамении; об иудеях; о недозволении иметь
в рабстве христиан; о язычниках и их храмах; о прибегающих
к церкви; о рабах, отпускаемых в церкви на
волю). Существовало также краткое изложение правовых
актов императоров-иконоборцев Льва Исавра и
Константина Копронима, т. наз. «Эклога законов»
(....... ... ....., 741). В православной «Кормчей»
она содержится в переработанном виде и с ошибочным
надписанием ее авторства именами императоров
Льва Мудрого и сына еГо Константина. Последующие
редакции законодательства осуществили императоры
Василий Македонянин (кон. 9 в.), Лев Философ
(10 в.) и Константин Багрянородный (10 в.). «Прохирон
» (......... ..... — «Ручная книга законов в 40 титулах
», 870-879) Василия Македонянина был позднее
переведен на славянский язык и вошел в православную
печатную «Кормчую» (48-я глава). Василий и его
сын Лев после публикации «Прохирона» составили еще
один сборник государственно-церковных установлений—
«Базилики» (.. ........ .......), т.е.
«Царские книги» в 6 т., пользовавшийся высоким авторитетом
у церковных иерархов. Византийские канонисты
12 в. Алексий Аристин, Иоанн Зонара и Феодор
Вальсамон стали наиболее авторитетными толкователями
канонов, их труды в этой области до сих пор
ценны не только как памятники канонических штудий.
В 13 в. они были настолько популярны, что списки
«Номоканонов» без их комментариев вышли из
употребления. Алексий Аристин оставил толкования
лишь на «Синопсис» (ок. 1130). Они кратки и неполны,
поскольку Аристин располагал списком «Синопсиса
», содержащим не всю «Синтагму» «Фотиева номоканона
», но именно этот текст оказался положенным в
основу славянской «Кормчей». Иоанн Зонара был не толь

1171

ко выдающимся канонистом, но еще богословом-литургистом
и историком-хронистом. Свои толкования
на «Синтагму» он составил в период правления Маиуила
Комнина (1142-1181). Иоанн Зонара исходил из
римско-правового принципа: «Последующий закон
отменяет предыдущий», что позволяло применять
щадящие, а иногда и отменять вообще санкции первоначально
довольно суровых законов. Все каноны
И. Зонара комментировал стрех позиций: исторической,
догматической и практической, ставя их выше
законов. Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон,
как и Иоанн Зонара, был знатоком и канонического, и
публичного права. В отличие от своих предшественников,
он составил толкования не на одну «Синтагму
», а на весь «Номоканон в 14 титулах». Вальсамон
признавал юридическую силу только тех светских законов,
которые вошли в кодекс «Базилик». В своих
комментариях он иногда дословно цитирует И. Зонару,
но без указания источника. Ц. п. Русской православной
церкви берет свое начало в византийском Ц. п.
Источниками Ц. п. РПЦ стала «Кормчая книга» Саввы
Сербского (1169-1237), оказавшаяся в распоряжении
Киевского митрополита Кирилла во вт. пол. 13 в.,
и «Номоканон при Большом Требнике» (14-15 вв.).
В синодальный период истории РПЦ взамен «Кормчей
», к тому времени отредактированной патриархом
Никоном (1605-1681), было предпринято издание
«Книги правил святых апостол, святых соборов вселенских
и поместных, и святых отец» (1839, с параллельным
текстом греческого оригинала и славянского
перевода). Именно в синодальный период особенно остро
встал вопрос о разграничении компетенции духовной
и светской власти. Светская власть, ликвидировав
институт патриаршества и создав коллегиальный орган
управления, выше церковных канонов ставила в иерархии
источников Ц. п. государственные законы. В 1841
был принят Священным синодом и издан «Устав Духовных
Консисторий», основу которого составил
«Духовный регламент» Феофана Прокоповича (1719).
Церковное законодательство было коренным образом
изменено лишь в 1917-1918 с восстановлением
патриаршества. «Определения» Поместного собора
1917-1918 были отменены в 1945 — с введением в действие
«Положения о Русской православной церкви».
В период 1961-1971 церковное законодательство неоднократно
пересматривалось и дополнялось. Поместный
собор 8 июня 1988 принял новый «Устав об управлении
Русской православной церкви», который
остается поныне действующим источником Ц. П.
РПЦ, регулирующим основные вопросы взаимоотношения
церкви и государства, устройства церкви и пр.
И. П. Давыдов

ЦЕРКОВЬ , экклезия (греч. ........) — понятие, имеющее
в христианстве несколько значений. С догматической
т. зр. Ц. принято называть соединение людей
как настоящего, так и прошлых и будущих поколений,
верующих в Иисуса Христа как Богочеловека, Искупителя
грехов мира и прошедших таинство крещения.
Именно к такому пониманию применимы новозаветные
определения Ц. как мистического Тела, глава которого
— Христос, Столпа и утверждения истины и пр.
Целью т. обр. понятой Ц. является содействие спасению
ее членов. В обыденном понимании под Ц. часто
понимается та или иная общность или община христиан,
объединенных по конфессиональному принципу
(напр., Римско-католическая Ц.). С общепринятой
в христианстве т. зр. Ц. как Богочеловеческий институт
была основана Иисусом Христом, а началом отсчета
церковной истории считают день Пятидесятницы,
когда произошло сошествие Духа Святого на апостолов.
Но существующие действительно с 1 в. христианские
общины оформились в четкую и строгую церковную
структуру далеко не сразу, не менее сложным был
процесс размежевания ранней христианской Ц. с
иудейской общиной, к которой принадлежало большинство
ее первых членов. Одним из первых разногласий
в Ц. был вопрос о необходимости соблюдения
христианами полноты ветхозаветного закона. Созванный
для решения этой проблемы первый в истории Ц.
Апостольский собор в Иерусалиме (51), постановивший
не обращать в иудаизм христиан из язычников, во
многом способствовал оформлению понимания Ц. как
нового избранного народа, наследницы исторического
Завета. В дальнейшем в ходе споров с ересями 25
вв. постепенно складывается экклезиология — богословское
учение о Ц., в котором выявляются основные
догматические определения Ц., зафиксированные в
Никео-Константинопольском Символе веры·, единство,
святость, вселеискость (кафоличность или в рус. переводе
— соборность), апостольство. С экклезиологическойт.
зр. принципиальными являются трактат Иринея
Лионского «Против ересей», раскрывающий наряду
с сочинениями раннего Тертуллиана апостольское
происхождение учения Ц. и преемственность ее иерархии
в противоположность гностицизму, послания Киприана
Карфагенского против новатиан с развитием
представления о единстве и святости Ц., которая заключена
в таинствах (см. Таинства христианские), а не в
безгрешности ее членов. Из более поздних Отцов Ц.
очень важным для становления экклезиологии явились
сочинения Августина Аврелия, который в догматической
полемике с донатизмом наметил целый ряд важнейших
определений Ц., в частности представление о
двух периодах в жизни Ц. (настоящего и будущего ве

1172

ков). Не менее принципиальным для ранних Отцов Ц.
является убеждение в невозможности достичь спасения
вне Ц., ибо только в ней и заключена вся полнота
благодатных даров, подаваемых членам Ц. в таинствах.
Тогда же оформляется и представление об основных
церковных обрядах, о порядке богослужебного чина и
иерархии церковной. Начиная с раннего Средневековья,
понятие Ц. во многом зависит от той конфессии, в которой
оно складывается. Так, православное учение о Ц.,
акцентируя внимание на особом значении таинств как
средств духовного возрастания, сочетает элементы неизменности
церковного предания с его динамическим
развитием в истории. Наряду со значением иерархии
православие подчеркивает важнейшую роль в Ц. соборов
(Вселенских и поместных) как носителей высшей
церковной власти. Начиная с 17 в. православное учение
о Ц. во многом подверглось влиянию католической
и протестантской теологии, заимствовав часть их
концепций. В католической Ц. в связи с особенностями
ее внутренней иерархической структуры постепенно
складывается более централизованная, чем в православии,
структура управления во главе с папой римским
как наследником престола апостола Петра. Постепенно
это было оформлено в представление, подтвержденное
на Тридентском соборе (1545-1563), о папе как о
«видимом главе Ц.» при признании общего для всех
христиан невидимого главенства Христа. А в 1870 на
Первом Ватиканском соборе был утвержден также догмат
о непогрешимости папы в делах веры. В целом,
католическое учение о Ц., во многом основываясь на
общехристианском представлении об особой роли Ц.
в деле спасения, в частности, полагает, что Ц. имеет возможность
перераспределять благодать и «сверхдолжные
заслуги святых» (тем самым было положено начало
средневековому институту индульгенций). Кроме того,
развивая патристическое учение о том, что Ц. не исчерпывается
своим земным аспектом, кроме т. н. воинствующей
Ц. включает в себя «страждущую Ц.» в чистилище
и торжествующую Ц. на Небе. Но наиболее радикальному
переосмыслению понятие о Ц. подверглось
в эпоху Реформации. В протестантизме Ц. создается
через непосредственное Божественное избрание и призвание
людей к Иисусу Христу, основными инструментами
в этом процессе служат личная вера и проповедь
Евангелия. Важнейшим пунктом протестантского учения
о Ц. является различие видимой и невидимой Ц.,
намеченное еще Августином и развитое М. Лютером.
Под видимой Ц. в протестантизме понимаются все крещеные,
тогда как невидимая Ц. есть сообщество только
спасенных. При этом границы видимой и невидимой
Ц. могут не совпадать: верующие могут находиться
и вне видимой Ц., а в ее ограде могут быть и люди, не
имеющие веры. В протестантизме, т. обр., сравнительно
меньшее значение имеют таинства, их только два
(те, которые упомянутые в Евангелии), — крещение и
евхаристия, остальные в качестве таинств не признаются.
При этом таинства в протестантском понимании
являются не конституирующей основой Ц., а скорее
знаками обретения человеком веры (в лютеранстве)
или его принадлежности к Завету с Богом (в кальвинизме
и баптизме). При этом переосмысливается ряд догматических
определений Ц.; в частности, под апостольством
понимается преемственность только веры, но
не иерархии. В современном протестантизме особую
роль приобретает древнее представление о действии
Святого Духа в Ц., на возрождение даров которого в
полном объеме претендует пятидесятничество и ха
ризматическое возрождение, а также идея кафоличности
как обращенности Ц. ко всем народам (что акцентируют
современные азиатские и африканские Ц.).
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ
ДНЕЙ (мормоны) — религиозное течение, основанное
в 1830. Джозефом Смитом (1805-1844).
В современном мире последователи Ц. И. X. С. П. Д. более
известны как «мормоны», хотя сами они считают
такое наименование неверным, не передающим существа
их вероучения. Они относят себя к христианскому
вероисповеданию, подчеркивая при этом, что изначальное
учение Иисуса Христа было искажено и затем восстановлено
в перв. пол. 19 в. В «Символах веры», включающих
13 пунктов, формулируются основные положения
догматики и обрядовой практики. Священными
Писаниями провозглашаются Библия, «Книга Мормона.
Новые свидетельства об Иисусе Христе», «Учение и
Заветы» и «Драгоценная Жемчужина». «Книга Мормона
» представляет собой летопись жизни древних народов
— нефийцев и ламанийцев, — населявших американский
континент приблизительно между 2200 до
н. э. и 400 н. э. Сообщается о том, что первых жителей
древней Америки посетил воскресший Христос вскоре
после своего служения в Иерусалиме. Древние летописи
были отредактированы Мормоном, укрывшим
их незадолго до своей смерти в пещере холма Кумора.
По рассказу Джозефа Смита, ему явился ангел Мороний
(сын Мормона), сообщивший о местонахождении
золотых листьев, на которых была написана летопись,
и передавший поручение перевести с помощью
специального прибора (Урима и Туммима) текст
летописи с измененного египетского языка на английский.
Обрядовая практика мормонов включает крещение,
совершаемое над достигшими восьмилетнего возраста
путем погружения в воду. После крещения совер

1173

шается конфирмация, во время которой подтверждается
принадлежность к церкви. Таинство причащения
(хлебом и водой) совершается на каждом воскресном
богослужении. Брак рассматривается как священная
связь, влияющая не только на земную жизнь, но и на
вечную. Таинства крещения и брака могут совершаться
и за умерших. С этой целью проводятся «генеалогические
изыскания»: собираются сведения об умерших
поколениях предков, для которых совершаются храмовые
таинства. Пост соблюдается ежемесячно в одно из
воскресений. Каждый постящийся отдает церкви еду
или деньги, которые он бы затратил на продукты для
двукратного питания. Следуя «Слову Мудрости», мормоны
не курят, не употребляют наркотиков, спиртного,
кофе и чая. Как моральное зло осуждаются азартные
игры, в т. ч. и лотерея. Особое значение придается миссионерской
работе. Свыше 60 тыс. Святых Последних
Дней (миссионеров полного дня) служат более чем в
100 странах и территориях мира. Высшая власть Ц. И.
X. С. П. Д. состоит из Первого Президентства, Совета
Двенадцати Апостолов и Кворума Семидесяти. Первое
Президентство возглавляется Президентом церкви, считающимся
пророком, получающим непосредственно от
Бога Откровение по поводу руководства церковными
делами. На местах церковь мормонов существует в виде
миссий, кольев, округов и приходов. По данным Президентства
Ц. И. X. С. П. Д. (на 31.12.2001), в мире насчитывается
свыше 11 млн 394 тыс. членов церкви мормонов
и 69 522 миссионеров «полного дня», функционируют
618 округов, 2607 кольев, 333 миссии и 26 084
прихода. Церковь руководит деятельностью нескольких
ун-тов и колледжей, включая финансируемый ею
частный ун-т им. Бригама Янга, где обучаются 27 тыс.
студентов. Издаются еженедельная газета «Church news»
и ежемесячный журнал «Ensign». На разных языках
мира публикуется ежемесячный журнал «Лиахона» и
приложение к нему «Росток», предназначенное для детей.
В 40-х гг. 19 в. в Бузулукском уезде Самарской 176.
ошибочное наименование «мормонов» получили религиозные
группы, вероучение которых представляло
собой смесь воззрений молокан, хлыстовства (см. Христоведы)
и штундизма. Вплоть до 1917 подобные группы
существовали также в Омской губ. и в Закавказье.
Название «мормоны» гл. обр. давалось им потому, что
в них допускалось многоженство и отвергались некоторые
обряды православия. В 1989 группа граждан
СССР начинает посещать в Москве богослужения Церкви
мормонов, проводимые служащими американского
посольства. Вскоре эта группа становится первым
приходом Ц. И. X. С. П. Д. в Советском Союзе и России.
В 1990 в Санкт-Петербург (Ленинград) прибыли первые
миссионеры. 21 мая 1991 Ц. И. X. С. П. Д. была за
регистрирована как общероссийская религиозная организация.
В 1992-1995миссии мормонов возникают в
Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Новосибирске, Ростове-
на-Дону, Екатеринбурге. Каждую миссию возглавляет
президент, руководящий работой от 50 до 110 миссионеров.
Централизованное руководство церковной
деятельностью осуществляется Религиозной Ассоциацией
последователей Ц. И. X. С. П. Д., включающей в
себя региональные миссии. Российская последователи
Ц. И. X. С. П. Д. входит в Восточно-Европейскую зону,
возглавляемую зональным Президенством, состоящим из
Президента и двух его помощников. Главное управление
Восточно-Европейской зоны расположено в г. Москве.
И.Я. Кантеров

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ — новое религиозное движение.
Официальное наименование «Ассоциация Святого
Духа за Объединение Мирового Христианства».
Нередко используется и название «Движение объединения
». Основателем Ц. О. является Сан-Мен Мун (род.
1920). В 1935 его посетило видение, во время которого
Иисус Христос призвал его завершить миссию, предпринятую
им две тысячи лет назад. Первые последователи
учения Муна стали появляться в сер. 1940-х гг. в
Корее. В нач. 1970-х гг. Мун совершает поездки по Америке,
выступая с проповедями во всех 50 штатах. Вскоре
он становится крупным бизнесменом, главой корпорации,
владеющей станкостроительными, текстильными
и машиностроительными предприятиями. Ц. О.
принадлежит газета «Вашингтон тайме». Источники
вероучения — Библия и Откровение, полученное Муном
и изложенное им в книге «Божественный принцип
». Согласно учению Ц. О., Бог, творец всего сущего,
содержит в себе одновременно мужское и женское начала,
существующие как единство двух независимых
полярностей. Самыми важными свойствами Бога являются
Сердце, Логос и Творческая способность. Движимый
побуждениями Сердца, Бог нуждается в объекте
своей любви, и поэтому не мог не создать Вселенную
и человека. Адам и Ева, сотворенные младенцами, должны
были расти как брат и сестра и стремиться к достижению
духовного и физического совершенства, выполняя
божественные заповеди. В теологии Ц. О. грехопадение
трактуется в физиологическом смысле как
вступление Евы в половые отношения с Люцифером.
«Падшая природа», унаследованная Евой от Люцифера,
перешла к Адаму и ко всему человеческому роду.
Спасение понимается как восстановление или возвращение
к исходному состоянию, при этом не отдельной
личности, а всего человечества. Иисус Христос не наделяется
божественной природой, а считается человеком,
появившимся на свет естественным биологическим

1174

путем. Чтобы уподобиться Богу, Иисус должен был исполнить
предначертание — стать истинным родителем
человечества и создать истинную семью. Однако
из-за неверия избранного народа миссия Иисуса Христа
осталась невыполненной. Благодаря искуплению
через распятие достигается только духовное спасение,
в плоти же человека продолжает оставаться первородный
грех. Поэтому Христос снова придет на землю и
завершит физическое спасение. Однако он не вернется
к потомкам Авраама, а появится в Корее, поскольку
лишь эта страна и ее народ заслуживают сегодня право
принять Мессию. Сан-Мен Мун почитается как Мессия,
«истинный родитель», призванный освободить
мир от зла и несправедливостей и установить единую
семью. На воскресных богослужениях произносятся
проповеди, совершаются моления, исполняются песни
и гимны. Проводятся образовательные семинары
по изучению «Божественного принципа» и основам
вероучения. Основной элемент ритуальной практики
Ц. О. — церемония благословенного брака, понимаемого
как возрождение человечества. Супружеские пары,
принявшие Сан-Мен Муна и его супругу в качестве
Истинных родителей, становятся их приемными детьми
и частью идеального общества. Только прошедшие
церемонию Благословения последователи учения СанМен
Муна могут называться настоящими членами
Ц. О., допускаться к исполнению обрядов, неразрешенных
для других. Пост соблюдается как добровольное и
посильное воздержание от пищи в течение времени,
устанавливаемом самим постящимся. Каких-либо пищевых
запретов или ограничений не существует.
В качестве праздников отмечаются «Святые дни» —
День Истинных Родителей, День Истинных детей, День
всего сущего, День Бога. Для упрочения позиций Ц. О.
во многих странах мира созданы самые различные общественные
и религиозные ассоциации, собирательно
именуемые «Движением объединения». Среди них:
«Академия профессоров», «Международный фонд образования
», «Межуниверситетская ассоциация по изучению
«Принципа», «Совет на высшем уровне», «Федерация
женщин и молодежи» и др. Первые последователи
Ц. О. появились в СССР в 1980-е гг. Действуя в
нелегальных условиях, миссионеры налаживали контакты
с различными слоями интеллигенции, гл. обр. с
преподавателями высших учебных заведений, учителями,
студентами. 11 апр. 1990 Сан-Мен Мун был принят
в Кремле Президентом СССР М.С. Горбачевым.
21 мая 1992 Ц. О. была зарегистрирована в качестве религиозной
организации. Среди ее последователей преобладают
жители крупных городов, преимущественно
интеллигенция, почти отсутствуют рабочие, сельское
население. Для Ц. О. характерна активная миссионерс
кая деятельность вне пределов богослужебных помещений.
Молодые члены церкви участвуют в сборе
средств(фандрейзинге), продавая открытки, журналы,
цветы, свечи.
И.Я. Каптеров

ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕДНЕЮ ЗАВЕТА (ЦПЗ) — новое
религиозное движение «российского происхождения».
Основатель и духовный лидер —Сергей Тороп (р. 1961),
принявший ритуальное имя «Виссарион» («дающий
жизнь»). 18 авг. 1990 под Минусинском (Красноярский
край) Виссарион создает учение «Единой веры».
В Минусинском, Курагинском и Каратузском районах
Красноярского края поселяются последователи учения
Виссариона. 24 июня 1994 создается и официально регистрируется
Община Единой веры, преобразованная
в сен г. 1995 в ЦПЗ. Источник вероучения — Библия и
Последний Завет, написанный Виссарионом, включающий
61 заповедь и религиозно-этические наставления.
Согласно теологии ЦПЗ., творец Вселенной (Единый,
Абсолют) и Отец Небесный — это не одно и то
же. Первый выступает в качестве начала материального
бытия и материальной энергии. Отец Небесный одновременно
является Сыном Единого и Отцом душ
человеческих. Соблюдаются таинства крещения и венчания
(см. Таинства христианские). К таинству относится
литургия (проводится два раза в неделю), а также
благословение — испрашивание и получение от
Отца Небесного разрешения на благие дела. Наиболее
почитаемый обряд — священный круг, совершаемый
поднятием рук и знаменующий воссоединение с Богом
и готовность защитить Землю от мыслительной и нравственной
грязи. В 16.30 по московскому времени все
последователи ЦПЗ. участвуют в сеансе слияния с Виссарионом,
во время которого они мысленно воспроизводят
его образ и общаются с ним. Главный праздник —
Рождество Виссариона Христа, отмечаемое 14 янв. День
и год рождения Виссариона (14.01.61) провозглашается
началом Эры Рассвета, с которой в ЦПЗ ведется летосчисление.
В ЦПЗ практикуется строгое вегетарианство,
запреты распространяются и на чай, кофе, сахар,
животное и растительное масло; Центральное поселение
ЦПЗ — «Обитель Рассвета», построенное у основания
горы Сухая над озером Тиберкуль (юг Красноярского
края), другие названия — «Город Солнца», «Город
Мастеров», «Новый Иерусалим». Во главе ЦПЗ в
ранге ее «Высшего духовного лица и основателя» стоит
Виссарион, ключевыми административно-управленческими
звеньями являются устроители церкви, ведающие
внешними связями и хозяйственными делами.
Проведение богослужений и отправление обрядов возлагается
на священников, рукополагаемых Виссарио

1175

ном. В таежных поселениях последователей ЦПЗ происходит
процесс формирования «единых семей», объединяющих
верующих населенного пункта. Вступающие
в такие семьи обязуются помогать друг другу, иногда в
семейных коммунах обобществляются финансовые
средства. На общих собраниях «единых семей» практикуется
проведение «скамей мудрости», во время которых
каждый обязуется без утайки рассказать о своих
дурных помыслах и поступках. В России действуют
15 зарегистрированных объединений ЦПЗ, издается
газета «Земля обетованная».
И.Я. Каптеров

ЦЕРКОВЬ САЙЕНТОЛОГИИ — разновидность новых
религиозных движений, в которой признаки религии тесно
переплетаются с применением психотехники, что
нередко является причиной непризнания сайентологии
религией. Сами последователи данного движения
считают сайентологию «самостоятельной религией со
своей собственной уникальной системой верований и
практики. И, очевидно, она является единственной
крупной религией, появившейся в двадцатом веке».
Первая Ц. С. была основана 18 февр. 1954 в городе Лос-Анджелесе,
США. По данным сайентологическх источников,
в настоящее время насчитывается более 8 млн
последователей Ц. С. Сайентологическая система верований,
философия и психология основываются на
работах и выступлениях Л. Рона Хаббарда (1911-1986)
и гл. обр. — на его книге «Дианетика: современная наука
душевного здоровья», опубликованной в мае 1950.
В ней описываются способы избавления от травм, препятствующих
рациональному и продуктивному мышлению
и поведению. В Сайентологии отсутствует свод
догм, в которые последователю Ц. С. предписывается
верить; нет и разработанного учения о природе Бога.
Бог понимается как Верховное существо или Создатель
Вселенной, существование которого принимается
не на веру, а постигается в результате постепенного продвижения
по ступеням сайентологического обучения.
По достижении восьмой (высшей) динамики происходит
понимание бесконечности Бога и своей связи с
ним. В то же время считается, что Бог помогает тем, кто
помогает себе сам. Сайентологи верят в то, что человек
сам по себе является бессмертным духовным существом,
до этого прожившим огромное количество жизней.
Такое духовное существо называется «тэтаном».
Разум и тело понимаются как механизмы, посредством
которых тэтан взаимодействует с миром. Главная цель
всех форм жизни — от тэтана до Верховного Существа
— это стремление к бесконечному выживанию.
Предоставлением «религиозных услуг» занимаются
внештатные одиторы, сайентологические группы и
миссии. Выше них находятся сайентологические церкви,
объединяющие прихожан определенной местности. Священником
может стать любой человек «с добрым сердцем
». После завершения «курса сайентологического
священника» сайентолог посвящается в духовный сан,
и может либо работать служителем церкви, либо выполнять
функции священника в миру. Воскресные
службы состоят из чтения «Кредо» Ц. С., произнесения
проповедей, на основе работ Хаббарда, прослушивания
записанных на пленку записей выступлений основателя
сайентологии. Проводятся церемонии наречения
имени, венчания, похорон. По сайентологической традиции,
умершие кремируются. Наряду с участием в богослужениях
прихожане могут проводить в церкви
ежедневно по несколько часов, а также участвовать в
реализации всевозможных программ, финансируемых
церковью. Церковное объединение возглавляется советом
директоров. Существуют сайентологические церкви,
предоставляющие «религиозные услуги» повышенного
уровня, в г. ч. одитииг (обучение) на уровне
«оперирующего тэтана». Оперирующим тэтаном считается
избавившийся от действия реактивного ума и
ставший полностью самим собой. Высшими структурными
подразделениями являются: Международная
Ц. С., Международная организация сайентологичеких
миссий, Пастырская международная духовная лига.
Данные подразделения планируют крупномасштабные
акции, следят за стабильным положением. Одним из
центров Ц. С. является «Морская организация», члены
которой занимают ключевые посты в управлении церковными
делами. Они принимают обет служить сайентологии
на протяжении миллиарда лет, теми самым
символизируя осознание своей бессмертной духовной
сущности. Большинство из них работает на суше, но
многие, отдавая дань традиции, по-прежнему носят
морскую форму, и каждый имеет почетное звание и
ранг. В настоящее время в религиозном братстве «Морская
организация» состоит более 5000 чел. В России
Ц. С. представлена зарегистрированной в 1994. Управлением
юстиции г. Москвы Сайентологической Церковью
Москвы. Канонически и организационно она
подчинена Международной Ц. С., штаб-квартира которой
находится в Лос-Анджелесе (США). Наиболее
многочисленные группы последователей Ц. С. действуют
в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми.
И.Я. Каптеров

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА — одно из новых религиозных движений,
возникшее в Бостоне (США) в 1979 в рамках
пятидесятничества. Основатель церкви — молодой
пастор Кип Мак Кин, стал проповедником собственного
учения, которое вызвало огромный интерес в

1176

США, предопределивший стремительный рост его последователей.
Дочерние церкви появились во многих
странах, в т. ч. в России. Это объясняется удачным сочетанием
примитивного, буквального толкования христианства
с необычайно сильным воздействием на
личность. Для церкви характерна система «наставничества
», строгое соблюдение слов наставников учениками,
жесткий контроль за каждым ее членом. Особенностью
Ц.Х. является некоторая закрытость, замалчивание
отдельных сторон ее деятельности. Иногда
миссиоиеры этой церкви представляются как занимающиеся
благотворительной и просветительской деятельностью
«простые» христиане. Появление этого
движения в России, в 1990-х гг. объясняется социально-
экономическими и политическими условиями российской
действительности, а также объявленными и
гарантированными вероисповедными свободами.
В настоящее время в мире существует более 370 Ц. X.
более чем в 155 странах мира. В России Ц. X. зарегистрирована
Минюстом РФ в 1992. Общины церкви получают
финансовую поддержку от Международной миссии
«Голгофа» и от пожертвований членов. Всего на
территории РФ зарегистрировано 24 организации.
Московская Ц.Х. располагает очной и заочной библейскими
школами. В них обучается ок. 1 тыс. человек.
Церковь ведет активную миссионерскую работу во
многих городах России и странах СНГ. В Ц. X предосудительно
относятся к лицам, которые выходят из членства в ней.
А.Н. Лещинский, H.A. Лещинский

ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.) —
римский философ, писатель, политик, оратор. Взгляды
на религию отражены в трактатах «О природе богов»,
«О дивинации», «Тускуланские беседы», «О судьбе».
Сформулировал ряд принципов, применимых к исследованию
религии: отделил религию от философии
(одни вещи постигаются верой, другие — понятиями);
настаивал на исследовании религии с позиций рассудка
и науки; призывал к объективному («добросовестному
») изложению разных мнений; важную роль отводил
сомнению. С этим связаны антидогматизм и антиавторитаризм
Ц. в подходе к религии («в философии
нужны не авторитеты, а доказательства»). Вопрос о природе
богов Ц. счел «трудным и темным», однако представил
различные трактовки понятий «бог», «боги»: это
природа, божественный естественный закон, разум,
простирающийся на природу, аллегории неодушевленных
явлений природы, звезды, Луна и Солнце, стихии,
некая одушевленная сила, управляющая всем, сам мир,
эфир, люди, придумавшие нечто полезное для украшения
жизни и т. д. Сам он предлагал различать понятия
«религия» и «суеверие». Этимологию слова «religio» он
возводил к глаголу «relegere» (читать обдумывая, перечитывать);
соответственно религия, по Ц., — это благочестие,
вера в разумность мирового порядка; суеверие
же («superstitio») — пустой страх перед антропоморфными
богами, поклонение изображениям богов,
принесение им жертв. Однако, границы между этими
понятиями у Ц. размыты. Более четко определяется
понятие «дивинация» (divinatio — ворожба). В одноименном
трактате Ц. разоблачает веру в чудеса, в гадания,
в снотолкования, в прорицания, астрологию и т. д.,
считая их следствием невежества и обмана. Ц. допускал
три вида религии: поэтическую — рассказы о богах
и героях, гражданскую — совокупность обрядов,
признанных государством, и философскую, удовлетворяющую
индивидуальные потребности личности, возвышающейся
над массой. Религия самого Ц. — философская
религия, сочетающаяся с познанием природы;
однако, для сдерживания масс он признавал необходимость
государственной религии, — она способствует
прекращению смуты в государстве и необходима в моральных
целях.. Ц. привел доводы против исторического
доказательства бытия бога (многие племена не
знают богов, а среди греков есть и такие, кто открыто
отвергает богов). Критика Ц. античной религии, разработка
этических проблем, вопросов ораторского искусства
вызвала интерес христианских апологетов, деяте
лей культуры Возрождения, просветителей 18 в.

Соч. на рус. яз.: Философские трактаты. М.,1995; Избранные сочинения. М.,1975; О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000.
З.А. Тажуризина

ЦОНКАПА, Цзонкаба, Цзонхава (1357-1419) — тибетский
религиозный деятель. С юных лет прославился
исключительными способностями; получил хорошее
буддийское образование и уже в молодом возрасте достиг
высших духовных званий, приобретя необычайную
популярность. Основанные Ц. несколько монастырей
на рубеже 14-15 вв. стали центрами нового направления
в буддизме, которое после проведенных Ц.
реформ, получило наименование ламаизма. Ц. выступил
за восстановление норм классического буддизма. Он
ввел строгое безбрачие для монахов и суровую монастырскую
дисциплину, вследствие чего его учение получило
наименование гелук па (школа добродетели). Он
также сильно сократил практику тантрических обрядов
и культов (см. Тантризм), введя их в умеренное русло и
ограничившись в основном пропагандой имитационно-
символических методов и приемов обретения мудрости.
В результате этих реформ резко возрос авторитет
буддийского монаха, ламы. В своих сочинениях Ц. объя

1177

вил помощь лам важнейшим и непременным фактором
спасения для каждого. Для постижения сокровенной
сути учения стала необходимой глубоко личная
связь между учеником и учителем. Эта связь превратилась
в непременное условие продвижения по пути спасения.
Реформы Ц. привели к существенному изменению
социальной структуры Тибета. Ламы превратились
в особый привилегированный слой наставников и руководителей.
Стала формироваться строго иерархическая
система, появились ламы различных рангов, а высшие
ламы вскоре заняли руководящие посты в государстве.
Тибетский буддизм обретает свои характерные
черты, а Тибет со временем становится теократическим
буддистским государством.

Соч.: Большое руководство к этапам пути пробуждения. Т. 1-5. СПб., 1994-2000.
Н.С. Кузьмин

ЦЫБИКОВ Гомбожаб Цэбекович (1873-1930) — путешественник-
востоковед, тибетолог и буддолог, лингвист,
исследователь бурятской культуры, профессор
Восточного института во Владивостоке. В 1899-1902 по
поручению Русского географического общества совершил
поездку в Центральный Тибет, посетил крупнейшие
города и религиозные центры Тибета: Гумбум, Лабран
в Амдо, Лхасу и три главных монастыря — Галдан,
Брайбун и Сэра, резиденцию Панчен-ламы — монастырь
Ташилхунпо, и ряд др. Несмотря на то, что возможности
Ц. для сбора материалов и фиксирования
наблюдений были весьма ограничены, в научном плане
эта поездка оказалась очень удачной. С одной стороны,
европейская образованность, а с другой — приверженность
буддизму и этническая принадлежность,
позволявшие постоянно находиться внутри мира, который
он изучал, дали Ц. возможность ответить на
многие вопросы, на которые европейские ученые ответа
не находили. В этом путешествии он собрал коллекцию
сочинений тибетских авторов по истории религии,
грамматике, философии, медицине (333 тома),
которая ныне составляет Фонд Ц. в Тибетском фонде
Рукописного отдела Санкт-Петербургского отделения
Ин-та востоковедения РАН. В 1903 Ц. был награжден
премией им. Н.М. Пржевальского «За блестящие результаты
путешествия в Лхасу». Буддологическое наследие
Ц. представлено двумя основными трудами:
«Буддист-паломник у святынь Тибета» (по дневникам,
веденным в 1899-1902) и перевод на русский язык ос
новополагающего труда тибетского религиозного деятеля
рубежа 14-15 вв. (Цонкапы) «Ламрим-чхенмо»
(«Ступени пути к просветлению», 1-я часть). Первый
из этих трудов представляет собой достоверный документ,
основанный на объективных полевых наблюдениях,
и в силу этого имеет непреходящее научное значение.
Он свидетельствует также о критическом отношении
Ц. к социальной роли ламаизма в Тибете.
Сочинение Цонкапы «Ламрим-чхенмо» было переведено
Ц. на монгольский и русский языки. В предисловии
впервые в буддологии была изложена биография
Цонкапы и краткая история основания им секты гелугпа,
ставшей впоследствии господствующей религией
в Тибете; приведены основные факты деятельности
Цонкапы и нововведения в изучении буддийской
философии в школах цаинид (богословских наук), в
религиозном ритуале, иконографии и т. д.; проанализированы
три монгольских перевода «Ламрим» — агинский,
хоринский и пекинский, рассмотрены вопросы
распространения буддизма в Монголии и перевод на
монгольский язык Ганчжура иДанчжура. Русскоязычный
перевод сочинения Цонкапы Ц. сопроводил обширным
комментарием, содержащим ценные сведения
о биографии буддийских проповедников Индии,
Тибета, Монголии и Китая, дал характеристику и описание
многих тибетских и монгольских источников,
толкования отдельных религиозно-философских терминов,
объяснения их переводов и т. д. Эти комментарии
Ц., имеющие самостоятельную научную ценность,
не потеряли своего значения и сейчас. В комментарии
к изданию «Ламрим-чхенмо» Ц. впервые в буддологии
выступил против утвердившегося в то время в востоковедении
мнения о том, что Цонкапа являлся реформатором
буддизма в Тибете, а его деятельность — реформацией.
Он пришел к выводу, что Цонкапа являлся
проповедником буддизма, своими трудами и
деятельностью способствовавший завершению становления
ламаизма в Тибете. Это положение Ц. имело
важное значение для исследования характера и особенностей
буддизма в странах ТДентральной Азии —
Тибета и Монголии. Существенная часть материалов
Ц. по буддологии осталась неопубликованной.

Осн. соч.: Буддист-паломник у святынь Тибета. Пг., 1919; Ступени пути к просветлению (перевод сочинения Цонкапы «Ламрим-чхенмо» с предисловием и комментариями).
Владивосток, 1913.
С.Г. Андреева