РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ние патриаршества в 1721 явилось одним из результатов утверждения в России абсолютизма. Церковный институт, номинально возглавляемый Святейшим правительствующим синодом, стал частью государственного аппарата («Ведомство православного исповедания»); духовенство было приравнено к светским чинам, предусмотренным «Табелью о рангах»; посвящаемые в сан приносили присягу царю как «крайнему судье» в делах церкви и «блюстителю правоверия». В синодальный период значительно укрепилось институциональное, имущественное и кадровое положение церкви. В нач. 20 в. количество епархий достигло 68, приходских храмов — более 41 400, монастырей — более 900, имелись 4 духовные академии, 57 духовных семинарий, 189 духовных училищ. К 1914 ежегодная государственная дотация церкви составляла 18 млн рублей. Всякое проявление нелояльности в отношении к православной вере и церкви квалифицировалось как уголовное преступление. В то же время авторитет церкви, ее духовно-нравственное влияние в обществе ослабевали, от нее отходила интеллигенция, получили распространение различные формы сектантства. С падением самодержавия церковь освободилась от жесткой опеки государства. На Поместном соборе 1917-1918 гг. было восстановлено патриаршество (патриархом избран Тихон (Белавин), приняты решения о реформировании церковного управления, активизации мирян, в частности, женщин, в приходской жизни. Однако захватившие власть большевики, рассматривая РПЦ как промонархическую, контрреволюционную силу, как рассадницу мракобесия, отказали в легитимности всем ее организационным структурам за исключением приходских общин, лишив и их прав собственности и юридического лица. Были развернуты кампании по вскрытию мощей (1918-1920) и изъятию церковных ценностей (1922), инспирирован раскол в церкви (см. Обновленчество в русском православии). В годы Гражданской войны, коллективизации, борьбы с «вредителями» десятки тысяч священнослужителей подверглись репрессиям, в массовом порядке закрывались храмы. Накануне Великой Отечественной войны на территории Российской Федерации действующими осталось лишь 1700 храмов. Патриотическая позиция духовенства в годы войны, давление союзников по антигитлеровской коалиции побудили власть к смягчению вероисповедной политики. Начало нормализации ее отношений с РПЦ было положено встречей И.В. Сталина с возглавлявшим церковное управление митрополитом Сергием (Страгородским) и его сподвижниками — митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) 4 сент. 1943. 8 сент. Сергий был избран патриархом Московским и всея Руси. Начали откры- | ваться храмы (к 1958 их количество достигло 13 414 духовные школы, церкви было предоставлено ограни ченное право юридического лица. Однако в годы руко водства страной Н.С. Хрущева (1958-1964) под пре логом ускоренного строительства коммунизма адми нистративное давление на церковь возобновилось Настоятели храмов были отстранены от участия в хо зяйственно-финансовых делах религиозных общестЕ Количество зарегистрированных православных общи! сократилось до 7551. Периодом относительной ст: бильности и первых признаков оживления внутри церковной жизни являются 1970-1980-е гг.: проис ходит омоложение кадров духовенства, повышена их образовательного уровня, возрастает удельный ве городских общин; активно развивается экуменичес кая деятельность церкви (см. Экуменизм), начатая! 1960-е гг. Подлинное институциональное возрождение РПЦ происходит в 1990-2000-е гг., в условиях ре ального обеспечения свободы деятельности религиозны объединений в стране. На 1 янв. 2003 в Российской Феде рации зарегистрировано 10 563 местных религиозны: организации, 334 монастыря, 33 духовных образовательных учреждения. Действуют более 2600 воскресных школ, ок. 100 православных общеобразователь ных гимназий и лицеев, два вуза (Российский Праве славный ун-т во имя св. апостола Иоанна Богослов и Свято-Тихоновский богословский ин-т с 15 фил! ι лами). Функционируют до 40 издательств, в епарх> издаются газеты и журналы. Для координации и методического руководства религиозно-просветите.п| ской, миссионерской, социально-гуманитарной и дэу гими направлениями деятельности при Московском патриархии созданы соответствующие отделы, а π pi епархиальных управлениях — отделы или группы. В м & сте с тем в жизни церкви имеется ряд проблем и неге тивных тенденций, являющихся или издержками ре лигиозной свободы, или выражением трудностей роо та: выход из юрисдикции Московской патриархи; значительной части национально ориентированны: религиозных объединений на Украине, в Молдавии ( Эстонии; образование «параллельных» структур на к: ионической территории РПЦ (Русская православна автономная церковь, Русская православная церковь зо границей и др.), политическая вовлеченность и прояь ления национализма среди отдельных представителе клира и т. п. Наиболее важным событием церковно жизни последнего времени явился Юбилейный Ар хиерейский собор (авг. 2000), приуроченный к праз нованию 2000-летия христианства. Собор канонизь ровал 1090 новомучеников, пострадавших в 20 в., т.ч. Николая II, утвердил «Основы социальной конце-ции РПЦ», принял «Основные принципы отношенн | ||
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ | |||
РПЦ к инославию», а также внес весьма существенные дополнения и изменения в Устав РГ1Ц, в частн., восстановил церковный суд. ЮЛ. Зуев РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ — одна из церквей, вышедших из подчинения Русской православной церкви. После того как в кон. 1920 ло двух млн русских покинуло Родину, старший по сану из прибывших за границу архиереев, митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), согласно правилам Вселенских соборов и по благословению Местоблюстителя Константинопольского патриаршего престола митрополита Прусийского Дорофея, созвал в нояб. 1920 в Константинополе Первый заграничный Архиерейский Собор, в котором участвовали 34 епископа. Собор учредил Высшее русское церковное управление заграницей (ВРЦУ),. которое избрало Архиерейский синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). В 1921 по приглашению Сербского патриарха Димитрия ВРЦУ переехало в Сербию, где на своем заседании вапр. 1921 постановило созвать Первый Заграничный русский церковный собор для «объединения, урегулирования и оживления церковной деятельности». Главными из документов собора, прошедшего в нояб.-де-каб. 1921 в Сремских Карловцах, стали «Послание чадам Русской православной церкви, в рассеянии и изгнании сущим» и «Послание к мировой конференции» (Генуэзской). Этот собор, названный «Карловац-ким», вызвал негативную реакцию советского прави-•льства, особенно из-за послания к Генуэзской конференции. От патриарха Тихона советская власть потребовала осуждения заграничной Русской церкви. Надеясь уступкой добиться ослабления гонений против православной церкви на Родине, патриарх Тихон в мае 1922 издал указ о закрытии ВРЦУ заграницей. Однако на следующий день после подписания этого указа он был арестован, и церковная власть, согласно канонам, перешла к митрополиту Агафангелу (Преображенскому), который в соответствии с постановлением патриарха Тихона от 7/20 нояб. 1920 попросил всех епархиальных архиереев «управлять епархиями самостоятельно». В ответ на эти решения в сент. 1922 заграничный Архиерейский синод постановил: «Во исполнение Указа Патриарха и его Синода и Совета — Высшее Церковное Управление упразднить и образовать Временный Священный Архиерейский синод РПЦЗ». На это ни патриарх, ни органы его управления не реагировали, признав Каноничность данного постановления. В 1927 Собор Архиереев заграницей отказался от предложения Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Нижегородского Сергия (Страго- | родского) дать подписку о верности Советскому правительству и решил выйти из канонического подчинения и евхаристического общения с Русской православной церковью. Более того, согласных с митрополитом Сергием последователи РПЦЗ стали называть «сергианами», и «сергианство» было объявлено ересью, искажающей учение о церкви. В июне 1934, московский Синод постановил «Карловацкую группу, как ослушников законного священноначалия и учините лей раскола, предать Церковному суду с запрещением в священнослужении впредь до суда или раскаяния». Однако в качестве свободной части Русской православной церкви, РПЦЗ пользовалась в те годы поддержкой иерархов братских православных церквей, гак как ве-роучительиых отличий от других православных церквей у РПЦЗ нет. В 1935 было выработано «Положение о РПЦЗ», явившееся основой для управления РПЦЗ. В 1936 скончался митрополит Антоний, его преемником стал митрополит Анастасий (Грибановский). В 1938, сосгоялся Второй Всезарубежный собор. В нем приняли участие 13 архиереев, 26 священников и 58 мирян. На соборе были представлены различные доклады, а в заключение собор принял два послания: «К Русскому народу в Отечестве страждущему» и «К русской пастве в рассеянии сущей». Во время Второй Мировой войны митрополит Анастасий оставался в оккупированной Югославии. Фашисты потребовали от него обратиться к русскому народу с просьбой сотрудничать с ними, но митрополит Анастасий отверг эти требования. После создания управленческих структур РПЦЗ стала учреждать свои общины, объединяющие в основном русских людей, а позднее создавать монастырские общины и заниматься издательской деятельностью. В обители РПЦЗ преподобного Иова в Словакии в значительных количествах печатала духовные книги: 100 000 евангелий, 60 000 молитвенников, разные апологетические издания. В окт. 1943, после официального избрания митрополита Сергия (Стра-городского) Патриархом Московским и всея Руси, в Вене состоялось совещание восьми заграничных архиереев под председательством митрополита Анастасия, не признавшее этого избрания. В кон. 1950 митрополит Анастасий со Священным синодом и основной массой русских беженцев переехали в Нью-Йорк (США), где в настоящее время и находится резиденция предстоятеля РПЦЗ. Его официальный титул — Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский. Духовным центром церкви считаегся Свято-Троицкий монастырь в Джордан вилле (штат Нью-Йорк) с находящейся на его территории духовной семинарией. Предстоятель РПЦЗ избирается по жребию на соборе, управляет церковью с помощью Синода, состоящего из правящих | ||
935 | |||
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ | |||
архиереев. На рубеже 80-х-90-х гг. 20 в. РПЦЗ объединяла 18 епархий, 12 монастырей, в т. ч. Ильинский скит на Афоне, ок. 350 приходов и имела до 500 тыс. последователей более чем в 30 странах мира, в основном — в США, Канаде и Франции. В юрисдикции РПЦЗ. находится Русская духовная миссия в Иерусалиме. РПЦЗ придает большое значение сохранению среди эмигрантов из России русских традиций. Почти каждый приход имеет кружок или школу, где преподается русский язык. Церковь ведет активную благотворительную деятельность, призревает русские кладбища. На русском языке издаются газеты и журналы: «Православная Русь», «Церковная жизнь», «Православная жизнь», «Православный путь», «Русское возрождение», «Благо-вестник», «Русский пастырь», «Трезвон» (для детей). РПЦЗ не была официально признана поместными православными автокефальными церквами, никогда не участвовала в экуменическом движении, считая экуменизм ересью. С 1989 под юрисдисдикцию РПЦЗ начали переходить отдельные представители православного духовенства и общины в России, Украине, Латвии. Т. обр., церковь создала собственные епархии и приходы на «канонической» территории Русской православной церкви. В 1990-е гг., после распада СССР, в РПЦЗ появились сторонники диалога с Русской православной церковью. До этого диалог был невозможен, т. к. РПЦЗ предъявляла к Московской патриархии невыполнимые для нее в то время требования: отказ от «сергианства», покаяние в грехе сотрудничества с богоборческой властью, признание самодержавия единственной формой государственного устройства, совместимой с православием, причисление к лику святых императора Николая II, членов его семьи и новомучеников россиийских. Другая же часть архиереев РПЦЗ, в т. ч. ее предстоятель митрополит Виталий (Устинов), избранный в 1986, всегда была против любых контактов с Русской православной церковью, считая ее «и в настоящее время зараженной грехами «сергианства» и «экуменизма». Из-за отстаивания этой своей непримиримой позиции митрополит Виталий был отстранен от руководства церковью, Местоблюстителем был назначен архиепископ Лавр (Шкурла). В ответ на это несколько епископов, сторонников митрополита Виталия, покинули РПЦЗ, а митрополтит Виталий благословил в дек. 2000 создание «Общества ревнителей православия имени царственных мучеников», а также обратился в июне 2001 к оставшимся верными ему членам церкви с посланием, в котором указывал на необходимость пересмотра и отмены основных решений собора 2000. Его противники объявили о своих сомнениях в подлинности этого послания и не рекомендовали священникам читать его с амвона прихожанам. В окт. 2001 прошел Ар- | хиерейский собор РПЦЗ, на котором архиепиское Лавр был объявлен предстоятелем церкви. Митропс ли г Виталий уехал в Канаду, а часть церкви, оставшая ся верной ему, стала называться РПЦЗ (В) — виталь евская, в отличие от РПЦЗ (Л) — Лавровская. В нояС 2001 под Будапештом состоялась первая совместна; конференция Московской патриархии и РПЦЗ (Л) задачей которой явилось осмысление судьбы Русско» православной церкви после революции с целью устра нения преград для будущего канонического общения В мае 2002 в Москве Московская патриархия провел* семинар с участием представителей РПЦЗ (Л). В июн-2002 архиепископ Берлинский Марк, РПЦЗ (Л), дал ин тервью «Независимой газете» подзаголовком «Русско: православие в поисках единства», где заявил о воссое динении РПЦЗ (Л) и Русской православной церкви Kai о решенном вопросе. Второй семинар Московской пат риархии и РПЦЗ (Л) был проведен в нояб. 2002. Все эт* мероприятия свидетельствовали о готовности обей: сторон к диалогу, несмотря на расхождения в некото рых воззрениях и оценках. В целом следует заметить что, несмотря на проведенные Московской патриар хией важные церковные мероприятия (канонизаци. членов царской семьи и самого царя Николая II), дт а лог идет трудно. В 2003 Архиерейский собор РПЦ'. утвердил состав комиссии по вопросам воссоединен и с Московским патриархатом. В конце мая 2004 Mot ι ву впервые постил первоиерарх РПЦЗ митрополит Ε о сточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Он пр и сутствовал на богослужениях Русской православна церкви. По завершении встреч было объявлено о вое становлении молитвенного общения РПЦЗ с церко вью в Отечестве. В июне 2005 был опубликован Акт каноническом общении, который был разработан чле нами обеих церковных комиссий. В случае принятш этого документа синодами обеих юрисдикций, а так же Всезарубежным собором РПЦЗ будет самостоя тельна в делах пастырских, просветительсктих, адми нистративных, хозяйственных, имущественных ι гражданских. Высшую власть в пределах Русской за рубежной церкви будет осуществлять ее Архиерей ский собор. При этом решения, выходящие за преде лы компетенции собора зарубежной церкви, буду приниматься по согласованию с патриархом Москов ским и всея Руси и Священным синодом Русской пра вославной церкви. Вышестоящей инстанцией все* церковной власти будут Поместный и Архиерейски« собор Московского патриархата — органы, членам» которого станут арихиереи РПЦЗ. С 6 по 14 мая 200' в Сан-Франциско прошел IV Всезарубежный собо-РПЦЗ. В нем участвовало ок. 150 архиереев, предста вителей клира и мирян. Основной темой был вопро | ||
936 | |||
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ | |||
о воссоединении с Московским патриархатом. В дни работы собора патриарх Алексий II отметил, что молитвенное общение восстановлено, на очереди — восстановление евхаристического общении, т. к. «нет причин, которые бы сегодня разделяли Русскую зарубежную церковь и Московский патриархат». IV Все-зарубежный собор принял Резолюцию о восстановлении канонического общения с Русской православной церковью, которая через несколько дней была утверждена на Архиерейском соборе (присутствовали 11 архиереев) РПЦЗ. А.Н. Лещинский, Л.А. Лещинский РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ — в широком смысле это понятие охватывает все самостоятельное творчество в области религиозного философствования на территории Руси / России, а в некоторых случаях и за ее пределами, начиная примерно с кон. 10 в. и вплоть до настоящего времени Целесообразно особо выделить древнерусскую религиозно-философскую мысль, установить временные рамки и этапы ее развития. 1) Предпосылки становления (предыстория) — 10 в. Этот период характеризуется гл. обр. знакомством с философским наследием Кирилла и Мефо-дия. 2) Становление (Киевский период) — 11-12 вв. К этому времени относятся Изборники 1073 и 1076 гг., «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Повесть временных лет» с т. наз. «Речью философа», «слова» и «поучения» Климента Смолятича, Кирилла Туровского, переводные «Шестодневы» (напр., Иоанна экзарха Болгарского и пр.). 3) Развитие в эпоху раздробленности — 13-14 вв. В это время созданы «Слово о погибели Русской земли», «Легенда о граде Китеже», «Житие Александра Невского». 4) Подъем (Московский период) — 15-16 вв. Сюда можно отнести полемику иосифлян и нестяжателей (см. Нестяжа-телъапва), «Слова» и послания Иосифа Волоцкого, «Завещание» Нила Сорского, сочинения Максима Грека, «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, послания Кирилла Белозерского, первые переводы Иоанна Дамаскина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Диоптры» Филиппа Пустынника, «Повесть о споре жизни и смерти», «Измарагд», «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария, послания старца Филофея, политическую и переводческую деятельность князя Андрея Курбского и пр. 5) Завершение (переход от русского Средневековья к Новому времени) — перв. пол. 17 в. (составление «Азбуковников»). Р. р. ф. Нового и Новейшего времени также можно подразделить на ряд исторических этапов, взяв за основу периодизацию, предложенную В.В. Зеньковским. 1) Предпетровское время — вт. пол. 17 в. К этому периоду относятся По- | слание Иосифа Владимирова Симону Ушакову, бого-словско-просветительские труды Петра Могилы, создание Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий и преподавание в них не только богословских, но и философских дисциплин (пусгь и в чрезвычайно примитивной форме), переводы Епифания Сла-винецкого, творчество Симеона Полоцкого, полемика грекофилов и латинистов). 2) 18 в. — Р. р. ф. Просвещения. Это время отмечено творческим наследием Стефана Яворского, Д. Туптало, Г. Бужииского, Г ' . О . Конис-ского, Ф. Лопатииского, Феофана Прокоповича, Паисия Величковского, Тихона Задонского, архиепископа До-сифея, митрополита Платона Левшина, активизацией масонских лож, в которых состояли И.П. Елагин, H.H. Трубецкой, И.В. Лопухин, М.М. Щербатов, В. Зо-лотницкий, Н.И. Новиков, М.М. Херасков, И.Е. Шварц. 3) Период до возникновения философских систем — XIX в. до 70-х гг. К нему относятся полемика славянофилов с западниками (см. Славянофильство и западничество) и «ранняя» духовно-академическая философия. 4) Период возникновения систем — 70-е гг. 19 в. — 20-е гг. 20 в. (софиология, метафизика Всеединства (см. Всеединства метафизика), «религиозный неоромантизм», «поздняя» духовно-академическая философия, русский космизм — в т. ч. «философия общего дела» Н.Ф. Федорова. 5) Современный этап (А.Ф. Лосев, Н.К. Рерих, современная духовно-академическая философия, С.С. Хоружий и др.). В узком смысле понятие Р. р. ф. охватывает период кон. 19 в. — сер. 20 в. и связывается с философской деятельностью Религ.-филос. собрании в С.-Петербурге (1901-1903 гг.), с функционированием Религиозно-философских общества в С.-Петербурге/Пег-рограде (1907-1917 гг.) и Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева в Москве ( 1 9 0 5 - 1 9 1 8 гг.), с творчеством ß.С. Соловьева, H.A. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, И.А. Ильина, Л.И. Шестова, В.В. Розанова, Б.П. Вышеславцева, С.Н. и E.H. Трубецких, Г.В. Флоров-ского,Г.П. Федотова и других представителей «Серебряного века» русской куль туры. Уже на ранних стадиях в русской религиозно-философской мысли начинают доминировать философско-исторические, этические, эстетические, философско-лингвистические, онтологические, философско-антропологические, политологические темы. Р. р. ф. становятся присущи такие черты, как: онтологизм в противовес гносеологизму; доктрина соборности·, идеология морального очищения, подвижничества и героизма; символизм, образность, художественность и алогичность изложения; исповед-нический, проповеднический и пророческий пафос; идея «жизненного», неотвлеченного мышления (по А.Ф. Лосеву); антропоцентризм в противовес теоцен- | ||
937 | |||
РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ | |||
тризму богословия и космоцентризму натурфилософии; панморализм, историософичиость, синтетичность (в случае неудачи чаще всего вырождавшаяся в эклектизм), патриотизм (по В. В. Зеньковскому). В области теории познания в Р. р. ф. с 19 в. преобладала онтологическая гносеология, опиравшаяся на два главных тезиса: сознание по природе соборно; познание должно быть нравственным. Для философии, в т. ч. религиозной, (последнюю следует отличать от богословия), необходимым условием является свобода творческого исследования. Самостоятельное философское творчество в России началось не ранее вт. пол. 18 в., вырастая постепенно из многовековой традиции религиозного мировоззрения. Поэтому, с одной стороны, «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей... религиозной почвой», а с другой — она стремилась не потерять «вдохновение свободы». Существенно также, что русская философская мысль с момента становления «нашла ... рядом с собой напряженную... философскую жизнь на Западе» и вынуждена была формироваться и развиваться, совмещая «ученичество» с собственными духовными исканиями (В.В. Зеньков-ский). Р. р. ф. как теоретическое самосознание конфессионально ориентированного человека апеллирует к авторитету религиозной веры, признает бытие высшего первоначала и первопричины всего сущего — Бога, оценивает жизнь человека в соответствии с определенной теономией — представлением о назначении и смысле человеческого бытия, учитывает различные варианты продолжения существования личности после смерти и т. д. В Р. р. ф. доминирует православная религиозная ориентация, хотя имеются примеры и др.: католической, протестантской, махаянистско-ламаист-ской, масонской, оккультной, вне- и надконфессио-нальной и пр. Р. р. ф., как и русская философия в целом, испытала влияние в первую очередь византийской богословской традиции, классической греческой и классической немецкой философии, она была и до сих пор остается антропоцентричной и историософичной. С кон. 19 в. особое значение приобретает для нее классическая русская литература в лице Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и других корифеев «золотого века» русской литературы. Русская духовно-академическая философия 19 в. своими наиболее общими чертами (свободой духовного поиска, антропоцентризмом, экспрессивностью, синтетичностью) была близка традициям Р. р. ф. в целом. От западноевропейских теистических школ ее отличали: суровый «аутокрити-цизм», сознательный отказ от экстравагантности, «светский традиционализм», духовное «затворничество» (аристократическая «уединенность»). В области антропологии и персонологии, которым философы россий- | ских духовных академий уделяли особое внимание, в о з * можно выделить три основных подхода: 1) онтологический объективизм (О.М. Новицкий, С.С. Гогоцкий Н.Г. Дебольский); 2) психологический объективизм (В.Н. Карпов, Ф.А. Голубинский, В.Д. Кудрявцев-Плато нов, И.А. Чисгович, B.C. Серебренников, В.И. Несмелое В.А. Снегирев, И.В. Попов, A.A. Бронзов и др.); 3) субъек тивный эмпиризм (Я.Д. Юркевич, М.М. Тареев). «Свет ские теисты» — В.В. Розанов, Е.А. Бобров, A.A. Козлов Л.М. Лопатин пытались, по мере возможности, совме щать в своем творчестве все три указанных подхода Среди специфических черт русской духовно-академической философии обычно выделяют следующие: умеренный фидеизм — признание приоритета религиозной веры над разумом с одновременным ограничением места веры в философском д и с к у р с е * , трансцендентализм — как убеждение в существовании «запредельных» истин; спиритуалистический внеисторизм — выведение религиозно-философских истин из божественной природы самой души; религиозный априоризм; «ифи-ческий» индетерминизм — признание принцип; нравственной свободы приорит етным по отношении" к принципу природной причинности. В Р. р. φι «Серебряного века», равно как и в духовно-академ ι ческой философии, иллационизм (вывод на осно м умозаключений) преобладал над интуитивизмом, однако деривативная (выводная) теология не была ем, свойственна, поскольку подразумевалось вероисповед ное отношение к действительности, а творчество -в том числе философское — воспринималось в ко ι-тексте бесконечного развертывания бытия. И. П. Давыдов РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ — деревянное.' кирпичное (реже каменное или бетонное) культовое здание, специально предназначенное для православных богослужений. Архитектура Р. п. х. была унаследована из Византии (т. наз. византийский стиль). Византийская культовая архитектура (см. Архитектура культовая), в свою очередь, заимствовала основные черты древнехристианской «катакомбной» и римской гражданской архитектуры. Римские катакомбы, сохранившиеся по сей день, представляют собой разветвленную сеть подземных переплетающихся галерей (иногда в два и три «этажа»), соединяющих кубикули (склепы), крипты и капеллы (то и другое — подземные церкви). Катакомбы в Риме и в других средиземноморских городах появились задолго до христианства, христиане лишь приспособили их для своих целей: древние крипты были расширены, превращены в капеллы, стены покрывались фресковой росписью на аллегорические сюжеты. В этих катакомбах христиане прятались от | ||
938 | |||
РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ | |||
преследования римских властей в эпоху гонений, тайно проводили литургии (богослужения) и агапы (совместные трапезы), хоронили тела мучеников. Крипты вмещали до 80 молящихся, капеллы — до 150, в них раздельно молились мужчины и женщины, а духовенство располагалось в глубине крипты (капеллы), где устраивалась полукруглая ниша с гробницей мученика, отделенная от остального помещения решеткой. Эта ниша выполняла функции алтаря: на гробе мученика совершалось христианское таинство евхаристии (см. Таинства христианские). Подземные храмы в раннехристианскую эпоху из соображений конспирации обозначались словом «κοιμήτριον» — кладбище, усыпальница, а позднее получили наименования «μαρτύριον» — храм памяти мученика, и μενσα — «трапезная». Со вт. пол. 4 в. церквям стали присваивать наименование лица или события, в честь которого они построены. Различают несколько классических форм византийских и Р. п. χ.: 1) базилика, имитирующая царский дворец прямоугольной формы. Появилась после Миланского эдикта (313) императора Константина I Великого (ок. 285-337), когда христианам для культовых нужд были переданы некоторые административные здания. Эта форма рано стала ассоциироваться с кораблем (Ноевым ковчегом), плывущим по бурному морю житейскому (напр., Трапезная церковь Троице-Сергиевой Лавры, 1685-1692); 2) ротонда (круглая) — воспроизводит форму древнеримского Пантеона — языческого храма, посвященного всем богам и перестроенного в христианский. Круг — символ бесконечности — должен был напоминать, по замыслу архитекторов, о вечном существовании христианской церкви (напр., церковь Св. Филиппа, митрополита Московского, 1777-1778); 3) кресгообразная форма означала, что в основание веры положен крест Христов. Крестово-купольная кубическая архитектура стала самой популярной в русском православии с 11 в. (напр., Успенская церковь в Киеве, 1073-1089); 4) тетра-конх — совмещает круг и квадрат, в плане такой храм подобен четырехлепестковому цветку. Тетраконхи были распространены в грузинской и армянской культовой архитектуре, и, вероятно, с Кавказа эта форма сравнительно поздно была перенесена в Россию (напр., московская церковь Покрова в Филях, 1693-1694); 5) многоугольная форма: гексаэдр, октоэдр — на Руси была представлена в основном деревянным зодчеством (шестерик, восьмерик) и сейчас встречается редко. Древние каменные шестиугольные и восьмиугольные Р. п. х. часто оказывались приспособленными для богослужений крепостными башнями, а в эпоху русского барокко, рококо и классицизма (18-19 вв.) появились многоугольные Р. п. х. вычурной архитектуры, за- | частую эклектичной. Особенностью Р. п. х. является наличие одного или нескольких куполов, изначально шлемовидных (в виде полусферы, как это было принято в Византии), а позднее более изящных луковичных. Купол символизирует как видимое небо, так и невидимые небеса, на которые вознесся Иисус Христос. Купола Р. п. х. увенчаны крестом в знак их предназначения — прославления распятого Христа. Пятиглавые (с пятью куполами) Р. п. х. символизируют Христа и четырех евангелистов, тринадцатиглавые — Христа и двенадцать апостолов, редко встречающиеся трехглавые — Св. Троицу (напр., Успенская церковь Алексе-евского монастыря в Угличе, 1628). Еще реже встречаются 10- и 21-главые (напр., Покровская, 1764 и Преображенская, 1714 церкви Кижского погоста на Онеге). Купол («глава») опирается на цилиндрическое основание («барабан» или «шею»), которое обозначает ангельские силы. Это подчеркивается элементами внешнего декора — т. наз. аркатурно-колончатым поясом на барабане и килевидными кокошниками, а изнутри — фресковой росписью (фигурами ангелов). До 16 в. распространенным явлением в русском деревянном и каменном зодчестве было шатровое навершие, т. е. кровля Р. п. х. выполнялась в виде высокого шатра с маленьким куполком и крестом (напр., церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Эта форма была запрещена царем Иваном Грозным (1530-1584) как «латинская» и повсеместно утвердилась только в архитектуре колоколен. В 17 в. зодчие вновь вернулись к шатровому навершию Р. п. х., но очень быстро эта деталь конструкции выродилась в шпилеподобный декоративный элемент. Колокольни изначально не были высокими, они ставились отдельно от храма, были похожи на простенки с арками, в которых висели большие «била» или «клепала» — византийский аналог колоколов — металлические пластины, которые при ударе издавали характерный, медленно затухающий звук. Когда на Руси появились колокола, стали строиться башнеобразные колокольни, постепенно их начали включать в единый ансамбль Р. п. х. Кроме того, русской храмовой архитектуре известны т. наз. церкви «под звоном», совмещающие под одной крышей собственно храм и колокольню — в этом случае колокола подвешивались в специальных проемах барабана (напр., Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры, 1476). Внутреннее пространство Р. ц. х. разделено на три основных объема: алтарь, соответствующий «Святая Святых» Иерусалимского Храма. В алтаре находятся престол и жертвенник; наос («корабль», соответствующий «святому» Иерусалимского Храма) — это главное помещение для молящихся, разделенное несущими свод колоннами на три продольных нефа — центральный и два боковых; и | ||
939 | |||
РУССО | |||
притвор (нартекс) — западное, ближайшее к выходу помещение, в котором стояли «оглашенные» (еще не принявшие крещение люди) и кающиеся. К восточной (алтарной) стене Р. п. х. примыкает одна или несколько полукруглых или многоугольных апсид — выступов алтарного объема, происхождение которых связывается с нишами-экседрами римских катакомбных крипт и капелл. Известны также подземные Р. п. х. — пещерные Киево-Печерской Лавры (11-17 вв.) и криптовые (напр., церкви Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, церковь Константина и Елены Воскресенского собора Нового Иерусалима, 17-18 вв.). Особенностью интерьера Р. п. х. является наличие иконостаса — высокой алтарной преграды, разделяющей алтарь и наос. Иконостас представляет собой сплошную стену из нескольких ярусов икон и имеет три дверных проема: центральные двустворчатые царские врата, ведущие к престолу; северные, ведущие к жертвеннику; и южные, ведущие в т. наз. дьяконник — алтарное служебное помещение. Восточная часть Р. п. х. несколько приподнята относительно уровня пола всех остальных помещений и называется солея, на ней укрепляется иконостас. Центральное пространство солеи перед царскими вратами называется амвоном (сюда становится священнослужитель, когда выходит из алтаря к молящимся), а боковые — клиросами (там находятся певчие). Р. п. х. изнутри и снаружи обычно богато декорируется с применением текстиля, резьбы по белому камню и дереву, художественной ковки, монументальной (фресковой) живописи и станковой (иконописи). Каждая деталь храмового убранства имеет свое религиозное символическое (а иногда и практическое) значение. От Р. п. х. следует отличать др. православные культовые постройки, напр., часовни, в которых нет алтаря, престола, жертвенника и в которых не служится литургия, и крещальни (баптистерии) — отдельные строения с купелью (чашеподобным бассейном), в которых совершается христианское таинство крещения. И. П. Давыдов РУССО (Rousseau) Жан Жак (1712-1778) — французский мыслитель-вольнодумец. Его концепция религии изложена в сочинении по социальной и политической философии «Об общественном договоре», но особенно подробно — в «Исповедании веры савойского викария», составляющем часть книги «Эмиль, или О воспитании». За антиклерикализм и политический радикализм эти труды были осуждены в Париже и Женеве на сожжение. Философско-религиозные взгляды Р. — это деизм, дуалистичный и противоречивый. Признание несотворенности материи у него сочетается с от- | рицанием ее способности порождать жизнь и разум утверждение закономерности, присущей миру, — с отказом считать ее имманентной миру. Функция Бога — служить мировым первотолчком, волей, разумом и источником добра. Человек, по Р., состоит из смертной тела и бессмертной души, которая и свидетельствует существовании Бога. Атеизм отвергается так же, к а к и богооткровенные религии, поскольку первый лишает людей утешения, а последние являются продуктом человеческого воображения. Деизм Р. скорее сенсуалистичен, чем рационалистичен. Культ Бога для него — это культ сердца. Признание Бога у Р. сочетается с отрицанием внешних культов и церкви, а отвержение теологии, религиозной нетерпимости и фанатизма — с созданием собственных догматов и при зывом использовать религию для сакрализации политического руководства. Современное ему христианство Р. считает «наихудшей» религией — «пустой обрядностью» и тиранией. Осуждает все существующие религии как противоречащие «общественном) договору» и взамен выдвигает идеал «гражданской религии» — деизм, возвращающий людей к «естественному состоянию». При этом он не замечает, что в действительности государственная институционализ i-ция деизма таит в себе опасность возрожден* я религиозного фанатизма. Смешивая политическое религиозным, Р. называет государственных преступ ников «практическими атеистами», а атеистов — гш > -j хими гражданами. Во время Великой французской революции, особенно в период якобинства, из всего идейного богатства Просвещения наиболее востребованным оказался руссоизм. Для укрепления революционной власти Конвент даже ввел «культ верховного существа» (см. Верховного существа культ) и отправил на эшафот ряд атеистов. Осуществление богостроительских идей Р. на практике привело к трагедийно-бессмысленным результатам. Соч. на рус. яз.: Избранные сочинения: В 3 т. М., 1961; Эмиль, или О воспитании. М., 1913. Об общественном договоре. М., 1938; Трактаты. М., 1969. И. И. Иванова РЭДКЛИФФ-БРАУН (Rädeliffe-Brown) Альфред Реджинальд (1881-1955, Лондон) — английский ан г-рополог, внесший крупный вклад в изучение архаических религий и развитие теоретических основ религиоведения. Образование получил в Триниги-колледже Кембриджского ун-та на отделении психологии, где специализировался по социальной антропологии (1901-1906). В 1906-1908 совершил первую экспедицию на Андаманские острова. В 1908-1910 преподавал в Тринити-колледж. В 1910-1912 предпринял эк- | ||
940 | |||
РЭДКЛИФФ-БРАУН | |||
спедицию в Австралию. В последующие годы сочетал полевые исследования с преподаванием в Кейптаунском, Сиднейском, Чикагском и ряде др. ун-тов мира. На формирование религиоведческой концепции Р.-Б. существенно повлияли позитивизм англ. социального философа Г. Спенсера (1820-1903) исо-циологиярелигии Э. Дюрк гейма. У Дюркгейма Р.-Б. воспринял мысль о том, что религию не стоит рассматривать В понятиях истины или заблуждения. Нужно видеть в ней социальный институт, выполняющий важные общественные функции — прежде всего поддержания социальной солидарности и равновесия. Религия как фактор социальной интеграции — неотъемлемая часть общественного устройства. Она играет такую роль в о б щ е с т в е потому, что в сущности своей является выражением чувства зависимости человека от внешних структур (клана, племени и т. д.) или от внешних «духовных», «моральных» сил (напр., предков). Согласно Р.-Б., «форма религии» и «форма социальной структуры» соответствуют друг другу: напр., тотемизму или культу предков соответствует | семейно-клановая структура общества. Ранним и более простым типам социальной структуры соответствуют формы религии, раскрывающие себя прежде всего в действии, обряде, который выступает регулируемым символическим выражением социально значимых чувств. Социальная функция обряда состоит в «воссоздании» общества и социального порядка путем укрепления чувств, от которых зависит социальная солидарность. В ранних формах религии верования оправдывают и рационализируют обряды, выступая по отношению к ним зависимым элементом. В поздних обществах со сложной структурой п о -являются формы религии, в которых доминируют вероучения. Согласно Р.-Б., чтобы понять религию, нужно сосредоточиться в первую очередь на обрядах, а не на верованиях. Соч.: Структура и функция в примитивном обществе: Очерки и лекции. М., 2001; Andaman Islanders. Cambridge, 1922; Structure and Function in Primitive Society. London, 1952; Methods of Social Anthropology, 1973. А.П. Забияко | ||
941 | |||