МОДУЛЬ 1:
ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА И НЕОПЛАТОНИЗМ КВАТРОЧЕНТО
Тема 1 (2 часа)
ГРАНИЦЫ, ПРИМЕТЫ И СМЫСЛЫ «ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Хронологические рамки и культурно-исторический контекст Ренессанса. Спектр смыслов «возрождения» (rinascita) и его связь с «обновлением» (renovatio). Философия Возрождения как пост-средневековье и прелюдия к новоевропейской мысли. Этапы, новации и реновации ренессансной философской культуры. Основные центры, течения и персоналии философии Возрождения. Антропоцентризм как доминирующее мировоззрение.
Предтечи итальянского гуманизма (Данте Алигьери, Франческо Петрарка). Задача бесконфликтного совмещения благочестия и философствования. Гуманизм как стиль мышления, мода, идеология и пространство неуниверситетского образования. Филологическая и этическая природа раннего гуманизма. Критика гуманистами схоластики, перипатетической теологии и стоико-христианской морали. Гуманизм как «антроподоксия».
Ре-актуализация античного наследия и защита языческих философов. «Antico»-мания. Образцовость как принцип жизни и письма. Идея «универсального человека» и «совершенного города». Ренессансное состояние «нехватки времени» на фоне средневековой «достаточности». Возрождение: историко-культурная эпоха или элитарное культурное движение?
Тема 2 (2 часа)
МОРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСАЛИЗМ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Перенос философских акцентов в
гуманитарные и практические сферы. Разработка антитез «созерцанию» Аристотеля
как высшему благу. Новые интерпретации понятия «humanitas» на фоне охлаждения
интереса к стоицизму. Гуманизм как свойство души, складывающееся из
практического опыта (peritia) и учености (doctrina) (Колюччо Салютати).
Стратегия создания целостного человека:
само-конструирование, самовоспитание и самообразование посредством «studia
humanitatis» (Леонардо Бруни). Аспекты «гуманитарного образования»: синтез
христианских добродетелей и философско-литературной учености; свод обязательных
дисциплин и приемов их изучения. Критика невежества институциональных философов
и теологов. Греко-римская образованность как условие правильного поведения и
возвышения над самим собой. Социальная ориентация гуманистических программ
образования; особая роль политической и моральной философии.
Искусства и науки как средства практической
философии (Леон Батиста Альберти). Моральное оправдание мирской жизни и
светской философии. Превознесение роли личных талантов и усилий человека, удерживающего
разумные дистанции между собой, обществом и властью.
Тема 3 (2 часа)
РЕАБИЛИТАЦИЯ ТЕЛЕСНОСТИ В ХРИСТИАНСКОМ ЭПИКУРЕИЗМЕ
Поиск гуманистами новых подходов к проблеме двойственности природы человека. Ренессансная идея дополнения «жизни в Духе» – «духовной жизнью». Тело как неустранимая проблема и важный элемент отношений между человеком и человеком. Этико-социальная стратегия реабилитации телесности и отказа от умерщвления плоти. «Защита Эпикура» (Козимо Раймонди). Формирование философии приятия мира: отказ от аскетического смирения и реставрация античного культа тела при соблюдении догматов христианства.
«(Пере)открытие Эпикура» посредством введения в философский обиход текстов Лукреция и Диогена Лаэртского. «Новый эпикуреизм» Возрождения: сплав пользы, личного интереса, выгоды, здоровья и наслаждения. Регулятивный характер добродетели, знания и христианской веры. «Природная естественность» человеческих чувств и удовольствий. Трудности ренессансного эпикуреизма: вопросы о душе, чувствах и наслаждениях.
Христианизация Эпикура. Философия Лоренцо Валлы. Прививка эпикуреизму тезиса о бессмертии души. Иерархия наслаждений души и тела. Прагматика наслаждений с позиции «реального человека». Связь духовного содержания жизни с телесным благополучием. Гуманистический эпикуреизм Валлы как эгоизм высокообразованного христианина.
Тема 4 (2 часа)
ФЛОРЕНТИЙСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ
Экспансия
этико-филологического гуманизма в онтологию: studia divinitatis «в условиях» studia humanitatis. Подчеркнутый
антропоцентризм подходов к вопросам взаимоотношений Бога и Мира, Единого и
Множественного. Изучение/пересмотр философского наследия платоников и
неоплатоников. (Де/ре)христианизация Платона. Неоплатонизм Ренессанса в связи с
орфическими воззрениями, «зороастризмом», Corpus Hermeticum и ветхозаветной
традицией. «Смягчение» христианского монотеизма платоновской «теологией» и
«восточными» мистико-философскими идеями.
Использование
античного политеизма в философии Плифона. «Эллинская теология»: раскрытие Бога
в мире через пантеон богов. «Одновременность» Бога и мира; их равность в
красоте и совершенстве. Экстраординарная в философском аспекте роль красоты как
гармонии и совершенства. Человек как важнейший элемент мировой гармонии. Социально-политическая роль философа и значимость философии
всеобщего блага.
Жизнь,
переводческая деятельность и философия Марсилио Фичино. Соединение
платонической и герметической традиций. Панорама и иерархия «извечной
философии»: от Зороастра до Христа. Равноправие «благочестивой философии» (pia philosophia) и «ученой
религии» (docta religio). Концепция
«всеобщей религии» как универсальной философии/теологии. Мировая иерархия по
Фичино. Понятие души. Любовь – «ось» мироздания; Красота как явленная Любовь.
Человек как центральное звено Космоса.
Тема 5 (4 часа)
ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
Жизнь,
творчество, социальный статус и философский формат Николая Кузанского.
«Католический неоплатонизм» Кузанца: связь и разрыв средневековой и
ренессансной философии. Мистико-пантеистические и натуралистические
составляющие его мировоззрения. Понятие бога в русле апофатической теологии;
его принципиальная непознаваемость как «абсолютного максимума». Онтологическая
проблематика: неразрывное единство бесконечного бога и мира конечных вещей.
Космология Кузанца: внутренняя стройность творения. Бог как олицетворение
космического механизма. Универсальная динамическая связь бога и мира, элементов
природы и познавательных способностей человека – «развертывание»–«свертывание»
(explicatio–complicatio). Учение о
совпадении противоположностей. Человеческий ум как система способностей:
чувство, воображение, рассудок, разум. Гармоническое и взаимовыгодное
взаимодействие веры и разума.
Познавательные возможности человека в рамках концепции «ученого
незнания». Интеллектуальная интуиция. Бесконечность познания бесконечного
объекта познания. Ода Человеку – микрокосму, «стягивающему» Вселенную. Истоки и
основания христологии: соединение божественной и человеческой природы в
богочеловеке. Христианско-гуманистическое обожествление человека.
Обособленность
творчества Николая Кузанского от итальянского неоплатонизма XV века. Отголоски
его идей в философии XVII-XVIII веков.
Тема 6 (2 часа)
МИСТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ
Жизненные коллизии и оригинальный философский синтез Пико делла Мирандолы. Роль арабской и еврейской философии в формировании его учения. Превознесение каббалы как философской науки. Непричастность к какой-либо школе и теоретический плюрализм как основа мировоззрения и философская позиция. Программа «примирения философов» (pax philosophorum). Метафизика Пико: иерархия «трех миров», гармония и красота мироздания. Своеобразие «самовыплавляющегося» человека – отличного от иерархии «четвертого мира». Понятие красоты как сопряженности с несовершенством. Мир Пико: сложная красота и противоречивая гармония. Привлечение учений Гераклита и Эмпедокла для упрочения концепции «раздора»-и-«согласия» как начала вещей. Провокационный/мистический характер определения человека как «творения неопределенного образа» и существа «изменчивой природы». Неопределенность, открытость и потенциальные «(все)возможности» богоподобного человека как залог его свободы и условие контакта с Творцом.
Неприемлемость «предсказательной астрологии» вследствие открытости для человека всех модусов бытия. Взаимосвязь метафизики и антропологии Пико: познание Человеком себя как познание Всего в себе. Исключительное значение триединой философии (мораль, добродетель, благочестие) для формирования человеческой души.
МОДУЛЬ 2:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА
Тема 7 (2 часа)
ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НИКОЛЛО МАКИАВЕЛЛИ
Влияние
политических перипетий конца XV – начала XVI в Италии на жизнь
и творчество Николло Макиавелли. Обстоятельства появления, произведенный эффект
и показательная судьба «Государя». Тематика размышлений Макиавелли как признак
начала заката итальянского гуманизма. Истоки антропологического пессимизма Макиавелли:
конфликт Гуманизма с реальной Историей. Позиция автора «Государя»: отказ от
поисков истинной природы человека, от утверждения идеальных норм поведения и от
стратегии выращивания универсального познающего человека. Социальная значимость
человеческих пороков и властных отношений в обществе. Трансформация «добродетели»
(virtus) как человеческого качества в «доблесть» (virtu) как искусство
обуздания фортуны. Концепция эффективной «политической добродетели». Скрытое
«нивелирование» христианской морали в области политики. «Идеальный государь»
как молниеносно адаптирующийся к ситуации «человек без свойств». Неоднозначность
соотношения «индивидуальности», «личности» и «универсальности» в учении
Макиавелли. Прагматическое и «политическое» разделение земной и небесной
власти. Два аспекта учения Макиавелли: философия истории и философия политики.
Коннотации понятия «макиавеллизм».
Тема 8 (2 часа)
«ФИЛОСОФИЯ ХРИСТА» ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО
Фигура Эразма Роттердамского в эпицентре европейского гуманизма XVI века. Ипостаси мыслителя: богослов,
латинист, педагог, философ, общественный деятель. «Erasmus est homo pro se». Переработка христианской этики и
равнодушие к онтологии. Основа философских воззрений Эразма: быть философом =
исповедовать христианство = следовать естественным правилам нравственности.
Исключение случайностей и «срединный путь» как залог непорочности и оптимальная
форма жизни в миру. «Дуалистический» характер «философии Христа». Два мира – во
Христе (истинный мир и покой) и вне Христа (борьба с самим собой). Два удела
человека – «воин» (miles christianus) или «дезертир». Учение о «двойной
мудрости», или оборотные стороны мудрости–глупости. Две природы человека –
телесная/скотская/низшая и духовная/божественная/высшая. Неопределенность души,
стоящей на распутье. Два типа правления – любовь христианского правителя или власть
правителя языческого. «Господство» как исключительная прерогатива Христа.
Невластное существо истинной христианской церкви. Идеал социального устройства
в понимании Эразма: презрение к черни, полное принятие христианского учения,
примат разума, должности и старшинства. «Внешнее приспособление» к
обстоятельствам реальной жизни как способ сохранения личного благочестия.
Деятельность Эразма в связи с движением Реформации. Последствия и значение
«христианского гуманизма» Эразма Роттердамского.
Тема 9 (2 часа)
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА В УТОПИЯХ XVI ВЕКА
Ренессансное понятие «идеального города» как реального единства эстетических и функциональных компонентов. Многоплановость понятия «зодчество». Архитектурно-социальная гармония как соответствие природе и макрокосму. Гуманистические образы человека-архитектора, устроителя жизни, и бога – «архитектора мира», устроителя бытия. Антропоморфный характер идеального города. Вынесение социального идеала за пределы реальности в утопиях XVI века: моделирование иного вместо «исправления» имеющегося. «Будущность» утопий в отличие от «современности» идеального города.
Критика и пророчество как стилистика «утопического мышления». Схематизм, противоречивость и натурфилософские основания утопий. Вымышленное общество как реакция на бессмысленность действующих общественных установлений. Механическое нивелирование контрастов и различий в проекте «гомогенного общества» Антони Франческо Дони.
«Утопия» Томаса Мора: альянс христианско-гуманистического мировоззрения, анализа структур власти и политической сатиры. Влияние «Государства» Платона и этики Эразма Роттердамского на проект Мора.
«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы: социальное воплощение «энциклопедии натуральных наук». Влияние пифагорейских и мистико-астрологических идей на мировоззрение Кампанеллы.
Тема 10 (2 часа)
ФИЛОСОФСКАЯ ПОДОПЛЕКА ДВИЖЕНИЯ РЕФОРМАЦИИ
Реформация
как последствие и/или альтернатива Возрождению. От гуманистической свободы
творчества к протестантской «свободе исповедания». Протестантизм как
«гуманизация христианства» через «возрождение (подлинного) христианства». Социальная
и национальная идеология реформационного движения. Иррационализм и пессимизм
лютеровской теологии. Значение учения о предопределенности спасения. Полемика
Мартина Лютера и Эразма Роттердамского по вопросам о благодати, грехопадении и
свободе воли человека. Парадокс «рабства воли». Раскол в европейском гуманизме
на фоне религиозных пертурбаций. Смысловые акценты и вариации протестантской
теологии. Труд, терпение и скромность как основные атрибуты религиозного учения
Жана Кальвина. Своеобразие «протестантского антропоцентризма»: оправдание твари
или превознесение труженика. Окончательная легитимация «мирского благочестия».
Становление нового типа религиозности и кардинальное изменение отношения к
институту церкви. Влияние теоретических и практических новаций протестантизма
на дальнейшее развитие философской мысли Европы.
Религиозные
преследования и войны в Европе как трагический итог гуманизма. Проблема
сосуществования конфессий. Значение движения Реформации для становления «второй
схоластики».
Тема 11 (2 часа)
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ МИШЕЛЯ МОНТЕНЯ
Уникальность
«Опытов» Мишеля Монтеня по стилю, задаче и месту в истории европейской мысли.
Философско-морализаторские эссе вместо философского трактата: опыт
«бессистемной» философии. Отказ Монтеня от традиций гуманистического
антропоцентризма, разработки «универсальных правил жизни» и попыток исчерпывающего
познания Абсолюта. Поиск интеллектуального консенсуса между скептицизмом
античного толка, гуманизмом в христианском формате и обычной жизнью.
Интонационные параллели между творчеством Мишеля Монтеня и этикой Эразма Роттердамского.
Автобиографический
жанр учения Монтеня: аналитика личности. Постановка вопроса о пределах
человеческого знания. «Бесконечный текст» как метафора недостижимости конечной
истины. Философия как искусство умирать и «учебник жизни». Сдержанность Монтеня
в отношении достоинств религии. Релятивизм моральных норм и поиск возможностей
примирения «я» с действительностью. «Опыты» как своеобразный компендиум
«практической философии». Значимость повседневного опыта и трезвого прагматизма
для упражнения в искусстве «жить достойно». Сомнение как допущение незнания в
качестве отправного пункта для разумного познания. Неустранимая относительность
всякого знания.
МОДУЛЬ
3:
НАТУРФИЛОСОФИЯ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ОККУЛЬТИЗМ XVI ВЕКА
Тема 12 (2 часа)
ОПЫТНОЕ ЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
Ослабление
гуманистической проблематики в русле натурфилософии и естествознания.
Пантеистическая окраска понятия природно-космической жизни. Леонардо да Винчи –
живой пример человеческой универсальности. Начала точной науки: отделение
знания от наития и всеобщая применимость математического метода. Приоритет экспериментального
дознания природы и глобального «порядка мира». Знание как «дитя опыта» и опыт
как средство постижения законов. Человек – «орудие (strumento) природы». Фигура
исследователя, человека без «книжного образования» – с точки зрения Леонардо.
Актуализация
вопросов о телеологической направленности космоса и гармонии «мира, созданного
ради нас» (mundus propter nos). Новая
космология Николая Коперника. Научная теория как адекватный ответ на требование
«соблюсти/спасти явления». Подрыв авторитета физики Аристотеля.
Рождение
новой «философии природы». Поиск «собственных начал» природы как задача
философии Бернардино Телезио. Относительная автономия природы; вынесение
вопросов о боге и душе за пределы физического исследования. Роль материи и
человеческих ощущений. «Самодвижущаяся» Природа, полная жизни, как вместилище
собственных принципов строения и взаимодействия простейших качеств. Зависимость
чувственного познания природы от ее «самораскрытия».
Тема 13 (2 часа)
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ «ОККУЛЬТНОЙ ФИЛОСОФИИ»
Обновление
идеи тождества микро- и макрокосма в philosophia naturalis XVI века.
Качественная интерпретация природы с позиций пантеизма и оккультизма. Поиск
природных тайн и «тонких материй», открывающихся в силу соответствия человека
природе. Особый интерес к «практической философии» – медицине, (ал)химии,
астрологии. «Книга природы» как шифровка.
Символическая
теология (каббала) Иоганна Рейхлина как наука о божественном и тайном.
Ре-интерпретация наследия Пико делла Мирандолы.
«Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского: учение о взаимосвязи всех частей Вселенной. Три мира: элементов, небесный и интеллигибельный. Магическая сила, одухотворяющая и охватывающая миры. Человек как композиция природных элементов, снабженная эфирным «двигателем души». Типы магии: «естественная», «белая» и «черная».
Мистика и философия Томмазо Кампанеллы. Тотальная одушевленность мира; живое со-общение вещей. Занятие философией как научение чтению «книги Бога» непосредственно, через «внутреннее осязание». Астрология как наука. Типы магии: «божественная», «природная» и «демоническая».
«Натуральная магия», алхимия и медицина в связи с «проницательной философией» (philosophia sagax) Парацельса. Философия как первое основание медицины. Использование медикаментов минерального происхождения. Рождение практики медицинских наблюдений (Джироламо Фракасторо). Альянс математики, медицины и философии в творчестве Джироламо Кардано.
Тема 14 (4 часа)
ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО
Джордано Бруно, homo viator: жизнь и
творчество. Сочетание в фигуре Бруно черт мистика, профессионального философа и
религиозного миссионера. Составные элементы мировоззрения Бруно:
натурфилософия, неоплатонизм, космология, теология. Влияние философии Николая
Кузанского на философию Джордано Бруно. Пантеизм как один из «еретических»
мотивов его философской системы. Неоднозначное единство неоплатонических,
каббалистических и герметических идей в философии Бруно. Самобытность
Бога-творца и относительная автономия Природы – «Бога в вещах». Учение о
причинах, началах и Едином. Формальное и материальное (активное) начала
Вселенной. Неразличимость начал в первоначале (Боге) и природа как механизм их
различения. Материя-форма как «божественное бытие в вещах». Одушевленность
природы, мира и вещей; отождествление материи с природой. Концепция
беспрестанно трансформирующегося сущего, пронизанного жизнью на элементарном
уровне; элиминация смерти. Иерархия интеллектов: божественный, мировой
(всеобщий), частный. Производительный характер
всеобщего ума и его «сотрудничество» с материей. Телеология мира.
Естественнонаучная космология Ноланца. Мир как «статуя Бога». Познание законов
универсума и природы – наилучшее служение Богу. Апология образа жизни истинного
философа.
Тема 15 (2 часа)
ИНСПЕКЦИЯ И РЕТРОСПЕКЦИЯ РЕНЕССАНСА
Исчерпание ренессансных идей к началу XVII века. Европейский курс на «научную» философию; идея scientia mathematica experimentalis. Ретроспективный анализ основных философских трендов философии Возрождения за 200 лет и направления их трансформация в философии Нового времени. Переход от эпохи «возрождения»/«обновления» знаний к эпохе «возрождения»/«восстановления» наук и дефилологизация философии (Фрэнсис Бэкон). Траектории «завершения возрождения». От «универсальной религии» и «свободы веры» – к «естественной религии» и свободе исповедания. От божественного установления и «идеального города» – к «естественному праву» и утопическому обществу. От священной/символической истории – к естественной истории как основе философии. От прислушивания к «тайнам природы» к методу «вырывания дознания» у природы. Рост роли экспериментального знания. От идеала «универсального человека» – к реальному профессионалу, конкретной индивидуальности, субъекту. Радикальная смена оптик: от оглядки на «образцовое прошлое» к вглядыванию в «образцовое будущее».
Контрастные оценки Ренессанса в XIX-XX веках. Современный нарицательный смысл «возрождения».