МОДУЛЬ 1:

ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА И НЕОПЛАТОНИЗМ КВАТРОЧЕНТО

 

 

Тема 1 (2 часа)

ГРАНИЦЫ, ПРИМЕТЫ И СМЫСЛЫ «ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

 

Хронологические рамки и культурно-исторический контекст Ренессанса. Спектр смыслов «возрождения» (rinascita) и его связь с «обновлением» (renovatio). Философия Возрождения как пост-средневековье и прелюдия к новоевропейской мысли. Этапы, новации и реновации ренессансной философской культуры. Основные центры, течения и персоналии философии Возрождения. Антропоцентризм как доминирующее мировоззрение.

Предтечи итальянского гуманизма (Данте Алигьери, Франческо Петрарка). Задача бесконфликтного совмещения благочестия и философствования. Гуманизм как стиль мышления, мода, идеология и пространство неуниверситетского образования. Филологическая и этическая природа раннего гуманизма. Критика гуманистами схоластики, перипатетической теологии и стоико-христианской морали. Гуманизм как «антроподоксия».

Ре-актуализация античного наследия и защита языческих философов. «Antico»-мания. Образцовость как принцип жизни и письма. Идея «универсального человека» и «совершенного города». Ренессансное состояние «нехватки времени» на фоне средневековой «достаточности». Возрождение: историко-культурная эпоха или элитарное культурное движение?

 

 

Тема 2 (2 часа)

МОРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Перенос философских акцентов в гуманитарные и практические сферы. Разработка антитез «созерцанию» Аристотеля как высшему благу. Новые интерпретации понятия «humanitas» на фоне охлаждения интереса к стоицизму. Гуманизм как свойство души, складывающееся из практического опыта (peritia) и учености (doctrina) (Колюччо Салютати).

Стратегия создания целостного человека: само-конструирование, самовоспитание и самообразование посредством «studia humanitatis» (Леонардо Бруни). Аспекты «гуманитарного образования»: синтез христианских добродетелей и философско-литературной учености; свод обязательных дисциплин и приемов их изучения. Критика невежества институциональных философов и теологов. Греко-римская образованность как условие правильного поведения и возвышения над самим собой. Социальная ориентация гуманистических программ образования; особая роль политической и моральной философии.

Искусства и науки как средства практической философии (Леон Батиста Альберти). Моральное оправдание мирской жизни и светской философии. Превознесение роли личных талантов и усилий человека, удерживающего разумные дистанции между собой, обществом и властью.

 

 

Тема 3 (2 часа)

РЕАБИЛИТАЦИЯ ТЕЛЕСНОСТИ В ХРИСТИАНСКОМ ЭПИКУРЕИЗМЕ

 

Поиск гуманистами новых подходов к проблеме двойственности природы человека. Ренессансная идея дополнения «жизни в Духе» – «духовной жизнью». Тело как неустранимая проблема и важный элемент отношений между человеком и человеком. Этико-социальная стратегия реабилитации телесности и отказа от умерщвления плоти. «Защита Эпикура» (Козимо Раймонди). Формирование философии приятия мира: отказ от аскетического смирения и реставрация античного культа тела при соблюдении догматов христианства.

«(Пере)открытие Эпикура» посредством введения в философский обиход текстов Лукреция и Диогена Лаэртского. «Новый эпикуреизм» Возрождения: сплав пользы, личного интереса, выгоды, здоровья и наслаждения. Регулятивный характер добродетели, знания и христианской веры. «Природная естественность» человеческих чувств и удовольствий. Трудности ренессансного эпикуреизма: вопросы о душе, чувствах и наслаждениях.

Христианизация Эпикура. Философия Лоренцо Валлы. Прививка эпикуреизму тезиса о бессмертии души. Иерархия наслаждений души и тела. Прагматика наслаждений с позиции «реального человека». Связь духовного содержания жизни с телесным благополучием. Гуманистический эпикуреизм Валлы как эгоизм высокообразованного христианина. 

 

 

Тема 4 (2 часа)

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ

 

Экспансия этико-филологического гуманизма в онтологию: studia divinitatis «в условиях» studia humanitatis. Подчеркнутый антропоцентризм подходов к вопросам взаимоотношений Бога и Мира, Единого и Множественного. Изучение/пересмотр философского наследия платоников и неоплатоников. (Де/ре)христианизация Платона. Неоплатонизм Ренессанса в связи с орфическими воззрениями, «зороастризмом», Corpus Hermeticum и ветхозаветной традицией. «Смягчение» христианского монотеизма платоновской «теологией» и «восточными» мистико-философскими идеями.

Использование античного политеизма в философии Плифона. «Эллинская теология»: раскрытие Бога в мире через пантеон богов. «Одновременность» Бога и мира; их равность в красоте и совершенстве. Экстраординарная в философском аспекте роль красоты как гармонии и совершенства. Человек как важнейший элемент мировой гармонии. Социально-политическая  роль философа и значимость философии всеобщего блага.

Жизнь, переводческая деятельность и философия Марсилио Фичино. Соединение платонической и герметической традиций. Панорама и иерархия «извечной философии»: от Зороастра до Христа. Равноправие «благочестивой философии» (pia philosophia) и «ученой религии» (docta religio). Концепция «всеобщей религии» как универсальной философии/теологии. Мировая иерархия по Фичино. Понятие души. Любовь – «ось» мироздания; Красота как явленная Любовь. Человек как центральное звено Космоса.

 

 

Тема 5 (4 часа)

ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

 

Жизнь, творчество, социальный статус и философский формат Николая Кузанского. «Католический неоплатонизм» Кузанца: связь и разрыв средневековой и ренессансной философии. Мистико-пантеистические и натуралистические составляющие его мировоззрения. Понятие бога в русле апофатической теологии; его принципиальная непознаваемость как «абсолютного максимума». Онтологическая проблематика: неразрывное единство бесконечного бога и мира конечных вещей. Космология Кузанца: внутренняя стройность творения. Бог как олицетворение космического механизма. Универсальная динамическая связь бога и мира, элементов природы и познавательных способностей человека – «развертывание»–«свертывание» (explicatiocomplicatio). Учение о совпадении противоположностей. Человеческий ум как система способностей: чувство, воображение, рассудок, разум. Гармоническое и взаимовыгодное взаимодействие веры и разума.  Познавательные возможности человека в рамках концепции «ученого незнания». Интеллектуальная интуиция. Бесконечность познания бесконечного объекта познания. Ода Человеку – микрокосму, «стягивающему» Вселенную. Истоки и основания христологии: соединение божественной и человеческой природы в богочеловеке. Христианско-гуманистическое обожествление человека.

Обособленность творчества Николая Кузанского от итальянского неоплатонизма XV века. Отголоски его идей в философии XVII-XVIII веков.

 

 

Тема 6 (2 часа)

МИСТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ

 

Жизненные коллизии и оригинальный философский синтез Пико делла Мирандолы. Роль арабской и еврейской философии в формировании его учения. Превознесение каббалы как философской науки. Непричастность к какой-либо школе и теоретический плюрализм как основа мировоззрения и философская позиция. Программа «примирения философов» (pax philosophorum). Метафизика Пико: иерархия «трех миров», гармония и красота мироздания. Своеобразие «самовыплавляющегося» человека – отличного от иерархии «четвертого мира». Понятие красоты как сопряженности с несовершенством. Мир Пико: сложная красота и противоречивая гармония. Привлечение учений Гераклита и Эмпедокла для упрочения концепции «раздора»-и-«согласия» как начала вещей. Провокационный/мистический характер определения человека как «творения неопределенного образа» и существа «изменчивой природы». Неопределенность, открытость и потенциальные «(все)возможности» богоподобного человека как залог его свободы и условие контакта с Творцом.

Неприемлемость «предсказательной астрологии» вследствие открытости для человека всех модусов бытия. Взаимосвязь метафизики и антропологии Пико: познание Человеком себя как познание Всего в себе. Исключительное значение триединой философии (мораль, добродетель, благочестие) для формирования человеческой души.

 

 

МОДУЛЬ 2:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

 

 

Тема 7 (2 часа)

ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НИКОЛЛО МАКИАВЕЛЛИ

 

Влияние политических перипетий конца XV – начала XVI в Италии на жизнь и творчество Николло Макиавелли. Обстоятельства появления, произведенный эффект и показательная судьба «Государя». Тематика размышлений Макиавелли как признак начала заката итальянского гуманизма. Истоки антропологического пессимизма Макиавелли: конфликт Гуманизма с реальной Историей. Позиция автора «Государя»: отказ от поисков истинной природы человека, от утверждения идеальных норм поведения и от стратегии выращивания универсального познающего человека. Социальная значимость человеческих пороков и властных отношений в обществе. Трансформация «добродетели» (virtus) как человеческого качества в «доблесть» (virtu) как искусство обуздания фортуны. Концепция эффективной «политической добродетели». Скрытое «нивелирование» христианской морали в области политики. «Идеальный государь» как молниеносно адаптирующийся к ситуации «человек без свойств». Неоднозначность соотношения «индивидуальности», «личности» и «универсальности» в учении Макиавелли. Прагматическое и «политическое» разделение земной и небесной власти. Два аспекта учения Макиавелли: философия истории и философия политики. Коннотации понятия «макиавеллизм».

 

Тема 8 (2 часа)

«ФИЛОСОФИЯ ХРИСТА» ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

 

Фигура Эразма Роттердамского в эпицентре европейского гуманизма XVI века. Ипостаси мыслителя: богослов, латинист, педагог, философ, общественный деятель. «Erasmus est homo pro se». Переработка христианской этики и равнодушие к онтологии. Основа философских воззрений Эразма: быть философом = исповедовать христианство = следовать естественным правилам нравственности. Исключение случайностей и «срединный путь» как залог непорочности и оптимальная форма жизни в миру. «Дуалистический» характер «философии Христа». Два мира – во Христе (истинный мир и покой) и вне Христа (борьба с самим собой). Два удела человека – «воин» (miles christianus) или «дезертир». Учение о «двойной мудрости», или оборотные стороны мудрости–глупости. Две природы человека – телесная/скотская/низшая и духовная/божественная/высшая. Неопределенность души, стоящей на распутье. Два типа правления – любовь христианского правителя или власть правителя языческого. «Господство» как исключительная прерогатива Христа. Невластное существо истинной христианской церкви. Идеал социального устройства в понимании Эразма: презрение к черни, полное принятие христианского учения, примат разума, должности и старшинства. «Внешнее приспособление» к обстоятельствам реальной жизни как способ сохранения личного благочестия. Деятельность Эразма в связи с движением Реформации. Последствия и значение «христианского гуманизма» Эразма Роттердамского.

 

 

Тема 9 (2 часа)

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА В УТОПИЯХ XVI ВЕКА

 

Ренессансное понятие «идеального города» как реального единства эстетических и функциональных компонентов. Многоплановость понятия «зодчество». Архитектурно-социальная гармония как соответствие природе и макрокосму. Гуманистические образы человека-архитектора, устроителя жизни, и бога – «архитектора мира», устроителя бытия. Антропоморфный характер идеального города. Вынесение социального идеала за пределы реальности в утопиях XVI века: моделирование иного вместо «исправления» имеющегося. «Будущность» утопий в отличие от «современности» идеального города.

Критика и пророчество как стилистика «утопического мышления». Схематизм, противоречивость и натурфилософские основания утопий. Вымышленное общество как реакция на бессмысленность действующих общественных установлений. Механическое нивелирование контрастов и различий в проекте «гомогенного общества» Антони Франческо Дони.  

«Утопия» Томаса Мора: альянс христианско-гуманистического мировоззрения, анализа структур власти и политической сатиры. Влияние «Государства» Платона и этики Эразма Роттердамского на проект Мора.

«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы: социальное воплощение «энциклопедии натуральных наук». Влияние пифагорейских и мистико-астрологических идей на мировоззрение Кампанеллы.

 

 

Тема 10 (2 часа)

ФИЛОСОФСКАЯ ПОДОПЛЕКА ДВИЖЕНИЯ РЕФОРМАЦИИ

 

Реформация как последствие и/или альтернатива Возрождению. От гуманистической свободы творчества к протестантской «свободе исповедания». Протестантизм как «гуманизация христианства» через «возрождение (подлинного) христианства». Социальная и национальная идеология реформационного движения. Иррационализм и пессимизм лютеровской теологии. Значение учения о предопределенности спасения. Полемика Мартина Лютера и Эразма Роттердамского по вопросам о благодати, грехопадении и свободе воли человека. Парадокс «рабства воли». Раскол в европейском гуманизме на фоне религиозных пертурбаций. Смысловые акценты и вариации протестантской теологии. Труд, терпение и скромность как основные атрибуты религиозного учения Жана Кальвина. Своеобразие «протестантского антропоцентризма»: оправдание твари или превознесение труженика. Окончательная легитимация «мирского благочестия». Становление нового типа религиозности и кардинальное изменение отношения к институту церкви. Влияние теоретических и практических новаций протестантизма на дальнейшее развитие философской мысли Европы.

Религиозные преследования и войны в Европе как трагический итог гуманизма. Проблема сосуществования конфессий. Значение движения Реформации для становления «второй схоластики».

 

 

Тема 11 (2 часа)

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ МИШЕЛЯ МОНТЕНЯ

 

Уникальность «Опытов» Мишеля Монтеня по стилю, задаче и месту в истории европейской мысли. Философско-морализаторские эссе вместо философского трактата: опыт «бессистемной» философии. Отказ Монтеня от традиций гуманистического антропоцентризма, разработки «универсальных правил жизни» и попыток исчерпывающего познания Абсолюта. Поиск интеллектуального консенсуса между скептицизмом античного толка, гуманизмом в христианском формате и обычной жизнью. Интонационные параллели между творчеством Мишеля Монтеня и этикой Эразма Роттердамского.

Автобиографический жанр учения Монтеня: аналитика личности. Постановка вопроса о пределах человеческого знания. «Бесконечный текст» как метафора недостижимости конечной истины. Философия как искусство умирать и «учебник жизни». Сдержанность Монтеня в отношении достоинств религии. Релятивизм моральных норм и поиск возможностей примирения «я» с действительностью. «Опыты» как своеобразный компендиум «практической философии». Значимость повседневного опыта и трезвого прагматизма для упражнения в искусстве «жить достойно». Сомнение как допущение незнания в качестве отправного пункта для разумного познания. Неустранимая относительность всякого знания.

 

 

МОДУЛЬ 3:

НАТУРФИЛОСОФИЯ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ОККУЛЬТИЗМ XVI ВЕКА

 

 

Тема 12 (2 часа)

ОПЫТНОЕ ЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

 

Ослабление гуманистической проблематики в русле натурфилософии и естествознания. Пантеистическая окраска понятия природно-космической жизни. Леонардо да Винчи – живой пример человеческой универсальности. Начала точной науки: отделение знания от наития и всеобщая применимость математического метода. Приоритет экспериментального дознания природы и глобального «порядка мира». Знание как «дитя опыта» и опыт как средство постижения законов. Человек – «орудие (strumento) природы». Фигура исследователя, человека без «книжного образования» – с точки зрения Леонардо.

Актуализация вопросов о телеологической направленности космоса и гармонии «мира, созданного ради нас» (mundus propter nos). Новая космология Николая Коперника. Научная теория как адекватный ответ на требование «соблюсти/спасти явления». Подрыв авторитета физики Аристотеля.

Рождение новой «философии природы». Поиск «собственных начал» природы как задача философии Бернардино Телезио. Относительная автономия природы; вынесение вопросов о боге и душе за пределы физического исследования. Роль материи и человеческих ощущений. «Самодвижущаяся» Природа, полная жизни, как вместилище собственных принципов строения и взаимодействия простейших качеств. Зависимость чувственного познания природы от ее «самораскрытия».

 

 

Тема 13 (2 часа)

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ «ОККУЛЬТНОЙ ФИЛОСОФИИ»

 

Обновление идеи тождества микро- и макрокосма в philosophia naturalis XVI века. Качественная интерпретация природы с позиций пантеизма и оккультизма. Поиск природных тайн и «тонких материй», открывающихся в силу соответствия человека природе. Особый интерес к «практической философии» – медицине, (ал)химии, астрологии. «Книга природы» как шифровка.

Символическая теология (каббала) Иоганна Рейхлина как наука о божественном и тайном. Ре-интерпретация наследия Пико делла Мирандолы.

«Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского: учение о взаимосвязи всех частей Вселенной. Три мира: элементов, небесный и интеллигибельный. Магическая сила, одухотворяющая и охватывающая миры. Человек как композиция природных элементов, снабженная эфирным «двигателем души». Типы магии: «естественная», «белая» и «черная».

Мистика и философия Томмазо Кампанеллы. Тотальная одушевленность мира; живое со-общение вещей. Занятие философией как научение чтению «книги Бога» непосредственно, через «внутреннее осязание». Астрология как наука. Типы магии: «божественная», «природная» и «демоническая».

«Натуральная магия», алхимия и медицина в связи с «проницательной философией» (philosophia sagax) Парацельса. Философия как первое основание медицины. Использование медикаментов минерального происхождения. Рождение практики медицинских наблюдений (Джироламо Фракасторо). Альянс математики, медицины и философии в творчестве Джироламо Кардано.

 

 

Тема 14 (4 часа)

ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО

 

                Джордано Бруно, homo viator: жизнь и творчество. Сочетание в фигуре Бруно черт мистика, профессионального философа и религиозного миссионера. Составные элементы мировоззрения Бруно: натурфилософия, неоплатонизм, космология, теология. Влияние философии Николая Кузанского на философию Джордано Бруно. Пантеизм как один из «еретических» мотивов его философской системы. Неоднозначное единство неоплатонических, каббалистических и герметических идей в философии Бруно. Самобытность Бога-творца и относительная автономия Природы – «Бога в вещах». Учение о причинах, началах и Едином. Формальное и материальное (активное) начала Вселенной. Неразличимость начал в первоначале (Боге) и природа как механизм их различения. Материя-форма как «божественное бытие в вещах». Одушевленность природы, мира и вещей; отождествление материи с природой. Концепция беспрестанно трансформирующегося сущего, пронизанного жизнью на элементарном уровне; элиминация смерти. Иерархия интеллектов: божественный, мировой (всеобщий), частный.  Производительный характер всеобщего ума и его «сотрудничество» с материей. Телеология мира. Естественнонаучная космология Ноланца. Мир как «статуя Бога». Познание законов универсума и природы – наилучшее служение Богу. Апология образа жизни истинного философа.

 

Тема 15 (2 часа)

ИНСПЕКЦИЯ И РЕТРОСПЕКЦИЯ РЕНЕССАНСА

 

                Исчерпание ренессансных идей к началу XVII века. Европейский курс на «научную» философию; идея scientia mathematica experimentalis. Ретроспективный анализ основных философских трендов философии Возрождения за 200 лет и направления их трансформация в философии Нового времени. Переход от эпохи «возрождения»/«обновления» знаний к эпохе «возрождения»/«восстановления» наук и дефилологизация философии (Фрэнсис Бэкон). Траектории «завершения возрождения». От «универсальной религии» и «свободы веры» – к «естественной религии» и свободе исповедания. От божественного установления и «идеального города» – к «естественному праву» и утопическому обществу. От священной/символической истории – к естественной истории как основе философии. От прислушивания к «тайнам природы» к методу «вырывания дознания» у природы. Рост роли экспериментального знания. От идеала «универсального человека» – к реальному профессионалу, конкретной индивидуальности, субъекту. Радикальная смена оптик: от оглядки на «образцовое прошлое» к вглядыванию в «образцовое будущее».

                Контрастные оценки Ренессанса в XIX-XX веках. Современный нарицательный смысл «возрождения».

 

 

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz