2.3. Планы семинарских занятий

 

МОДУЛЬ 1:

ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА И НЕОПЛАТОНИЗМ КВАТРОЧЕНТО

 

Тема 1 (2 часа)

ГРАНИЦЫ, ПРИМЕТЫ И СМЫСЛЫ «ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

 

1. Свободное философствование интеллектуалов как панацея от схоластики и невежества.

2. Особая ценность жизни, здоровья и свободного времени мыслителя.

3. Критико-полемический, нравоучительный и проповеднический стили (caracteres) письма первых гуманистов.

4. Взгляд на Философию и Теологию как на различные средства и планы поиска истины.

 

Литература

Основная

Валла Л. Апология // Об истинном и ложном благе. О свободе воли. –М., 1989.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. –М., 1977. (Гл. 1-2)

Баткин Л.М. Замечания о границах Возрождения // Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. –М., 1995.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 2, Ч. 4, Гл. 1, § 1-3)

 

Дополнительная

Румянцева Т.Г. Философия Возрождения // История философии: Энциклопедия. –Мн., 2002.

Рассел Б. История западной философии. –Новосибирск, 1999. (Кн. 3, Ч. 1, Гл. 1-2)

 

Тема 2 (2 часа)

МОРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

1. Назначение человеческого ума. Образование как стремление к гуманитарному превосходству.

2. Вопросы, достойные познания. Искусства и науки как основа моральной философии.

3. Самостоятельность мышления как высшая безопасность и высшая ответственность человека.

4. Гармония коллективного и личного как прерогатива свободного ума.

 

Литература

Основная

Бруни Л. О научных и литературных занятиях // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1. –М., 1981.

Альберти Л.Б. «Религия», «Рок и Фортуна» // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). –М., 1985.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. –М., 1995.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. I)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 2)

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 2, Ч. 4, Гл. 9)

 

Дополнительная

Салютати К. Письма // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). –М., 1985. С. 39-47.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. –М., 1977. (Гл. 2, §3; Гл. 3, §1; Гл. 4)

 

Тема 3 (2 часа)

РЕАБИЛИТАЦИЯ ТЕЛЕСНОСТИ В ХРИСТИАНСКОМ ЭПИКУРЕИЗМЕ

 

1. Апология конструктивного «эгоизма человеческой природы».

2. Система Эпикура в трактовке Лоренцо Валлы: принятие этики и отказ от онтологии.

3. Стоик, эпикуреец и христианин – «концептуальные персонажи» диалога Лоренцо Валлы «О подлинном и ложном благе».

4. Христианский лейтмотив философии Лоренцо Валлы: соотнесение земного и небесного наслаждений. 

 

Литература

Основная

Раймонди К. Речь в защиту Эпикура против стоиков, академиков и перипатетиков // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1. –М., 1981.

Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. –М., 1989.

Эпикур «Главные мысли» и Письма // Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –М., 1986.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. I)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 2)

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. –М., 1977. (Гл.3, §2)

 

Дополнительная

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 2, Ч. 4, Гл. 9, § 1.3)

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2 // Сочинения. Т. X. –М.,Л., 1932. (Эпикур)

Эразм Роттердамский Эпикуреец // Разговоры запросто. –М., 1969.

Грицанов А.А. Эпикур // История философии: Энциклопедия. –Мн., 2002.

 

Тема 4 (2 часа)

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ

 

1. Флорентийский неоплатонизм в русле гуманистической традиции.

2. От «маргинального» платонизма к благочестивой «платоновской теологии».

3. Пантеистические элементы эстетики и метафизики Марсилио Фичино.

3. Христианское мировоззрение и моральная философия в творчестве Марсилио Фичино.

 

Литература

Основная

Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1. –М., 1981.

Фичино М. [О моральных добродетелях] // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). –М., 1985.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. II)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 3)

Румянцева Т.Г. Флорентийский платонизм // История философии: Энциклопедия. –Мн., 2002.

 

Дополнительная

Георг Гемист Плифон Законы // Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. –Л., 1976.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. –М., 1995. (Ч. 2-3)

Кассирер Э. Место Фичино в интеллектуальной истории // Избранное: Индивид и космос. –М.; СПб., 2000.

Гарэн Э. Византийские и итальянские платоники Кватроченто // Проблемы итальянского Возрождения. –М., 1984.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 2, Ч. 4, Гл. 9, § 2.3)

 

Тема 5 (4 часа)

ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

 

1. «Ученое незнание» как смысловой центр философии и апофатической теологии Николая Кузанского.

2. Решение проблемы соотношения «единого» и «множественности». «Божественная геометрия»: понятие абсолютного и конкретно-определенного максимума.

3. Универсальная концепция «развертывания»/«свертывания». Ее отличие от «эманации» и «раскрытия».

4. Познавательная деятельность как предназначение человека. Иерархия и взаимосвязь способностей ума.

5. Человек как обожествляемое «совпадение противоположностей». Возможность соединения божественной и человеческой природы (христология Кузанца).

6. Космология Николая Кузанского: Вселенная как развертывание; красота и гармония сотворенного мира.

 

Литература

Основная

Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. –М., 1980.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. II)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 3)

Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. –М.; СПб., 2000. (Гл. 1-2)

Можейко М.А. Николай Кузанский // История философии: Энциклопедия. –Мн., 2002.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 2, Ч. 4, Гл. 9, § 2.2)

 

Дополнительная

Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. –СПб., 2003. (Гл. 12)

Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. –М., 1972.

Гайденко П.П. Николай Кузанский // Эволюция понятия науки (формирование научных программ нового времени XVII-XVIII вв.). –М., 1987. (Гл. 1, § 2)

Коплстон Ф.Ч. Николай Кузанский // История средневековой философии. –М., 1997.

Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. –М., 1991.

 

Тема 6 (2 часа)

МИСТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ

 

1. Пантеистические и мистические элементы творчества Пико делла Мирандолы. «Восточные источники» его философии. 

2. «Примирение» учений Платона и Аристотеля. Каббалистическое обоснование божественности Иисуса Христа.

3. Иерархическая структура «трех миров» и «вертикальность» человека как «четвертого мира».

4. Человек: его неопределенность, возможности и свобода выбора.

 

Литература

Основная

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1. –М., 1981.

Пико делла Мирандола Дж. О Сущем и Едином к Анджело Полициано // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). –М., 1985.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. II)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 2)

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. –М., 1977. (Гл.5, §2)

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 2, Ч. 4, Гл. 9, § 2.4)

 

Дополнительная

Пико делла Мирандола Дж. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1. –М., 1981.

Кассирер Э. Джованни Пико делла Мирандола // Избранное: Индивид и космос. –М.; СПб., 2000.

Баткин Л.М. «Самоутверждение личности: Пико делла Мирандола», «Конфессиональность Джованни Пико делла Мирандолы» // Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. –М., 1995. (Ч. 2-3)

Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. –СПб., 2003. (Гл. 12)

Грицанов А.А. Пико делла Мирандола // История философии: Энциклопедия. –Мн., 2002.

 

МОДУЛЬ 2:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

 

Тема 7 (2 часа)

ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НИКОЛЛО МАКИАВЕЛЛИ

 

1. «Реальный человек» и «реальная политика» как основы социально-философской доктрины Николло Макиавелли.

2. Трансформация «универсального человека» гуманистов и «творения неопределенного образа» Пико делла Мирандолы в «чудовище универсальности» Николло Макиавелли.

3. Неопределенность природы «мудрого государя» – кентавра. Анонимность таланта правителя.

4. Человек в истории. Успешная политика как распознавание «свойств времен» и соответствие им.

 

Литература

Основная

Макиавелли Н. Государь // Избранные произведения. –М., 1982.

Баткин Л.М. «Государь» Макьявелли в контексте новоевропейской идеи личности // Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. –М., 1989. (Гл. 5)

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. V)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 4)

 

Дополнительная

Баткин Л.М. Макьявелли и парадоксы «я» на пороге нового времени // Европейский человек наедине с собой. –М., 2000. (Часть 4).

Грицанов А.А. Макиавелли // История философии: Энциклопедия. –Мн., 2002.

Рассел Б. Макиавелли // История западной философии. –Новосибирск, 1999. (Кн. 3, Ч. 1, Гл. 3)

 

Тема 8 (2 часа)

«ФИЛОСОФИЯ ХРИСТА» ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

 

1. «Мир-обманщик», лежащий во зле, и задачи человека, ведущего войну с искушениями плоти и пороками. 

2. Способ жить «срединным путем». Молитва и знание как оружие духа. Постыдность телесного, совершенность духовного и неопределенность душевного.

3. Понятие смерти тела и смерти души. Чувственный характер «смертельного оцепенения души».

4. Подчинение движений души велениям разума. Исключение случайностей как предохранение от искушений.

 

Литература

Основная

Эразм Роттердамский Оружие христианского воина // Философские произведения. –М., 1987.

Эразм Роттердамский Похвала Глупости. –М., 1960.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. IV)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 4)

 

Дополнительная

Рассел Б. Эразм и Мор // История западной философии. –Новосибирск, 1999. (Кн. 3, Ч. 1, Гл. 4)

Шичалин Ю.А. Жизненный путь Эразма Роттердамского и становление новоевропейского самосознания

 

Тема 9 (2 часа)

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА В УТОПИЯХ XVI ВЕКА

 

1. Утопии: естественный исход гуманизма или враждебный Возрождению продукт?

2. Утопические модели общества как проекты посильного «восполнения реальности».

3. Философско-религиозные взгляды Томаса Мора. Античные и христианские черты понятия социальной справедливости («Утопия»).

4. Философский способ жизни как принцип общественной организации (Т. Кампанелла «Город Солнца»).

 

Литература

Основная

Кампанелла Т. Город Солнца. –М., 1954.

Мор Т. Утопия. –М., 1978.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. IV)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 4)

Баткин Л.М. Ренессанс и утопия // Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. –М., 1995.

 

Дополнительная

Кампанелла Т. О наилучшем государстве // Город Солнца. –М., 1954. (с. 129-161)

Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». –М., 1991.

Эразм Роттердамский Письмо Ульриху фон Гуттену о Томасе Море // Эстетика Ренессанса. Антология. –М., 1981. (Т. 1, с. 430-437).

 

Тема 10 (2 часа)

ФИЛОСОФСКАЯ ПОДОПЛЕКА ДВИЖЕНИЯ РЕФОРМАЦИИ

 

1. Социальные, политические и философские аспекты Реформации.

2. Спектр философско-теологических взглядов протестантских лидеров.

3. «Рабство воли» в контексте религиозного индивидуализма. Конструктивизм протестантской этики.

4. Эффект Контрреформации. Окончательный отказ от гуманистической идеи «универсальной религии».

 

Литература

Основная

Лютер М. 95 тезисов. –СПб., 2002.

Меланхтон Ф. Аугсбургское вероисповедание // Лютер М. 95 тезисов. –СПб., 2002. C. 123-165.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 5)

 

Дополнительная

Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. –М., 1986.

Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 2-х т. –М., 1997–1998.

Культура эпохи Возрождения и Реформация. –М., 1981.

 

Тема 11 (2 часа)

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ МИШЕЛЯ МОНТЕНЯ

 

1. Свобода суждений и разумный индивидуализм как основа подлинной философии.

2. Путь философствования: удивление – исследование – незнание. Незнание как не несомненное знание.

3. Естественная необходимость как судьба человека и основание его природной свободы.

4. Искусство жизни как согласование натуральных законов и рациональной этики.

 

Литература

Основная

Монтень М. Опыты: В 3-х т. –М., 1992.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. VIII)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 4)

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 2, Ч. 4, Гл. 9, § 4)

 

Дополнительная

Ретунский В.И. Монтень // История философии: Энциклопедия. –Мн., 2002.

Косиков Г.К. Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины // Монтень М. Опыты. Избранные главы. –М., 1991. С. 6-32.

 

МОДУЛЬ 3:

НАТУРФИЛОСОФИЯ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ОККУЛЬТИЗМ XVI ВЕКА

 

Тема 12 (2 часа)

ОПЫТНОЕ ЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

               

1. Леонардо да Винчи – пик и/или закат Ренессанса. Научные изыскания: комментарии, описания и эксперименты.

2. Взгляд на природу как на «мировой механизм». Связь философской теоретизации и практического наблюдения.

3. Природные и неприродные «компоненты» человека в учении Бернардино Телезио. Добро как сохранение своей природы.

4. «Отношения» Бога и Природы с точки зрения философии природы Бернардино Телезио. Переосмысление понятия материи и ее активных начал.

 

Литература

Основная

Коперник Н. О вращении небесных сфер. –М., 1964. (предисловие)

Коперник Н. Очерк нового механизма мира (фрагмент) // Антология мировой философии. В 4-х т. –М., 1970. (Т.2, С. 117-119)

Леонардо да Винчи «О себе и своей науке», «О природе, жизни и смерти» // Избранные произведения. –Мн., М., 2000.

Телезио Б. О природе вещей в соответствии с ее собственными началами (фрагменты) // Антология мировой философии. В 4-х т. –М., 1970. (Т. 2)

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 3, Ч. 1, Гл. 1, § 1, 2)

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. III, IX)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 6, 7)

 

Дополнительная

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. –М., 1990.

Гарэн Э. Универсальность Леонардо да Винчи // Проблемы итальянского Возрождения. –М., 1984.

Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. –М., 1977.

Дмитриев И. Искушение святого Коперника: ненаучная структура научной революции // НЛО, №64. –2003.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. –М., 1977. (Гл.5, §3)

 

Тема 13 (2 часа)

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ «ОККУЛЬТНОЙ ФИЛОСОФИИ»

               

1. Природа, Священные Тексты и Человек как взаимодополняющие компоненты Послания Творца.

2. Магия – «правильная философия», реализующаяся на практике как власть (Агриппа «Оккультная философия»).

3. Магия – умение ощущать взаимообмен «мыслей предметов» (Т. Кампанелла «Об ощущении вещей и магии»).

4. Естественнонаучный и философский аппарат «магического искусства». Неприятие философии природы Аристотеля.

 

Литература

Основная

Кампанелла Т. О превосходстве человека над животными и о божественности его души (фрагмент «Метафизики») // Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-х т. –М., 1981. (Т. 1, с. 419-426).

Кампанелла Т.  Об ощущении вещей и о магии (фрагмент) // Антология мировой философии. В 4-х т. –М., 1970. (Т. 2, с. 187-191)

Корнелий Агриппа Оккультная философия. –М., 1993. (Кн. 1, § 1-4)

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 3, Ч. 2, Гл. 2, § 2)

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. XII)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 7)

 

Дополнительная

Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. –М., 1994.

Гарэн Э. Магия и астрология в культуре Возрождения // Проблемы итальянского Возрождения. –М., 1984.

Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. –СПб., 2003. (Гл. 12)

 

Тема 14 (4 часа)

ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО

               

1. Множественность и разнообразие оснований и источников философии Джордано Бруно.

2. Понятие Вселенной как «бесконечного следствия бесконечной причины». Неоплатоническая традиция как основа определения «Вселенная – тень Бога».

3. Подкрепление тезиса Парменида о (не)бытии посредством идеи о неуничтожимости материи и вещей. «Смерть» как потеря частного ума и внешней формы.

4. «Технология» происхождения вещей из материи путем их «(от/вы)деления». Консенсус силы всеобщего ума и потенции материи.

5. Критика Аристотеля по вопросу «логического» разделения материи и формы. Бесформенность материи как возможность всех форм, потенциальное владение всеми формами и способность производства форм.

6. Сравнительный анализ философии Кузанца и философии Ноланца. Пантеистический вариант концепции «развертывания» в философии Бруно.

 

Литература

Основная

Бруно Д. О причине, начале и едином // Диалоги. –М., 1949.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. –М., 1980. (Гл. XI)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. –М., 1984. (Разд. 1, § 7)

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 3, Ч. 1, Гл. 1, § 3)

 

Дополнительная

Бруно Д. О героическом энтузиазме. –М., 1953.

Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. –М., 2000. 

Грицанов А.А., Можейко М.А. Бруно // История философии: Энциклопедия. –Мн., 2002.

 

Тема 15 (2 часа)

ИНСПЕКЦИЯ И РЕТРОСПЕКЦИЯ РЕНЕССАНСА

 

1. Резюмирующий тематический обзор основных философских стратегий эпохи Возрождения, их последствий и судеб.

2. Ренессансные концепты с точки зрения новоевропейской философии: героическое наследие или архаика?

3. Окончание Возрождения: «конец прекрасной эпохи» или рождение человека «разнузданного Ренессансом»?

 

Литература

Основная

Бэкон Ф. Великое Восстановление Наук // Сочинения в 2 т. –Т.1. –М., 1977. (Предисловие)

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3 // Сочинения. Т. XI. –М.,Л., 1935. (Предварительные замечания к Ч. 3)

Маритен Ж. Интегральный гуманизм // Философ в мире. –М., 1994. (Гл. III)

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб., 1996. (Т. 3, Ч. 2, Гл. 2, § 1)

 

Дополнительная

Сокулер 3.А. Изменение познавательных целей в эпоху Возрождения // Знание и власть: наука в обществе модерна. –СПб., 2001. (Гл. 1, §3)

Бибихин В.В. Новый Ренессанс. –М., 1998.

Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. –М., 1989.

Бердяев Н. Смысл истории. –М., 1990. (Гл. VII-IX)



 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz