РАЗДЕЛ III. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

 

3.1. Рекомендации к модулям 1 – 3

 

1.     Законспектировать материалы лекций и основную литературу для семинарских занятий.

2.     Ознакомиться с дополнительной литературой для семинарских занятий.

3.     Сформулировать тезисы выступлений для обсуждения вопросов семинарских занятий.

4.     Подготовить развернутый доклад на одном из семинарских занятий.

5.     Написать реферат по предлагаемой (или самостоятельно выбранной и согласованной с преподавателем) тематике с использованием материалов лекционной части и рекомендованной к курсу литературы.

 

3.2. Предлагаемые темы рефератов

 

1.     Хронологические и смысловые границы эпохи Возрождения.

2.     Ренессанс как деструкция средневекового мировосприятия.

3.     Филологические основания философии гуманизма.

4.     Философия Возрождения – новый диалог с языками, временами и культурами.

5.     Язык философии Возрождения: подражанием образцам и/или создание образцов.

6.     Специфика ренессансной гражданственности в аспекте моральной философии.

7.     Ренессансная «свобода интерпретаций» на примере творчества Лоренцо Валлы.

8.     Гуманизм: религиозное новаторство или еретическое свободомыслие?

9.     Мистико-религиозные источники флорентийского неоплатонизма.

10. «Рок и Фортуна» как одна из традиционных тем философии Возрождения.

11. Значение учения Николло Макиавелли для философии политики и философии истории.

12. Жизнь и судьба ренессансной идеи «универсальной религии».

13. Учение Пико делла Мирандолы: синкретическая философия или благочестивая Каббала.

14. Агрегация христианской мистики Мейстера Экхарта и античного неоплатонизма в философии Николая Кузанского.

15. Роль идей протестантизма в формировании проблематики новоевропейской философии.

16. Аристотелизм эпохи Возрождения.

17. Этические аспекты «христианского Возрождения».

18. Конкубинат метафизики и мистики в натурфилософии Ренессанса.

19. «Вторая схоластика» как возрождение и продолжение томизма.

20. Джордано Бруно, прообраз современного философа.

 

 

РАЗДЕЛ IV. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ К КУРСУ

 

1.       Отличительные черты и основные акценты философии Возрождения. Ее место и роль в истории западноевропейской философии.

2.       Манера и стиль ренессансного философствования. Критика схоластики, догматической теологии и филологического невежества (Лоренцо Валла «Апология»)

3.       Гуманистический антропоцентризм vs. теоцентризм. «Человек деятельный» и его отношения с фортуной (Леон Батиста Альберти «Религия», «Рок и Фортуна»).

4.       Апология наслаждения в христианском эпикуреизме Лоренцо Валла («О подлинном и мнимом благе»).

5.       Моральная философия как цель гуманитарного образования. Переводческая и исследовательская деятельность гуманистов (Леонардо Бруни «О научных и литературных занятиях»).

6.       Основания и источники философии Николая Кузанского. Онтологическое учение об абсолютном максимуме и минимуме («Об ученом незнании»).

7.       Решение проблемы соотношения бога и мира в философии Николая Кузанского. Концепция свертывания и развертывания («Об ученом незнании»).

8.       Николай Кузанский о природе человека, возможности познания и вере. Понятие о богочеловеке («Об ученом незнании»).

9.       Особенности итальянского (флорентийского) неоплатонизма. «Эллинская теология» Плифона.

10.    «Ученая религия» или «благочестивая философия» Марсилио Фичино (Комментарий на «Пир» Платона).

11.    Иерархия мироздания и роль души в философии Марсилио Фичино (Комментарий на «Пир» Платона).

12.    Источники и основные положения философской системы Пико делла Мирандолы («Речь о достоинстве человека»).

13.    Пико делла Мирандола о космической иерархии и природе человека («Речь о достоинстве человека»).

14.    Антропологический пессимизм Николло Макиавелли. Составляющие «политической добродетели» государя («Государь»).

15.    Роль доблести в таланте управления и природа правителя в учении Николло Макиавелли («Государь»).

16.    Гуманистическая система нравственности, или «философия Христа» Эразма Роттердамского («Оружие христианского воина»).

17.    Теология и этика как основания «практической философии» протестантизма.

18.    Проблема относительности знания и недостижимости конечной истины в скептицизме Мишеля Монтеня («Опыты»)

19.    Феномен Леонардо да Винчи. Знание как «дитя опыта»: экспериментальное познание природы вне космологии и теологии.

20.    Общие черты натурфилософии XVI века. «Автономия природы» в философии Бернардино Телезио.

21.    Занятие натуральной магией и медициной в XVI  веке. Элементы астрологии и мистики в философии Томмазо Кампанеллы («Город Солнца»).

22.    Основания и источники философии Джордано Бруно. Отождествление бога и природы: «природа есть Бог в вещах» («О причине, начале и едином»).

23.    Понятие «мировой души» и деятельность «всеобщего ума» в учении Джордано Бруно. Телеологическая трактовка бытия («О причине, начале и едином»).

24.    Формальное и материальное начала природы в философии Джордано Бруно. Материя-форма и происхождение вещей («О причине, начале и едином»).

25.    Социально-политические утопии Ренессанса: критические и морализаторские аспекты (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»).

26.    Окончание «возрождения» и начало «нового времени». Судьба ренессансных идей «универсального человека» и «универсальной религии».

 

 

РАЗДЕЛ V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

 

 

Виды учебной деятельности

Кол-во балов

Сроки

Примечания

 

І модуль

 

 

 

1.1

Посещение лекций                                 

1

постоянно

7 – за 100% посещение

1.2

Посещение семинарских занятий

1

постоянно

7 – за 100% посещение

1.3

Участие в обсуждении на семинаре

2

постоянно

14 – за 100% участие

1.4

Выступление с докладом на семинаре

4

одноразово

в рамках модуля

 

Максимум за І модуль

32

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ модуль

 

 

 

2.1

Посещение лекций                                               

1

постоянно

5 – за 100% посещение

2.2

Посещение семинарских занятий

1

постоянно

5 – за 100% посещение

2.3

Участие в обсуждении на семинаре

2

постоянно

10 – за 100% участие

2.4

Выступление с докладом на семинаре

4

одноразово

в рамках модуля

 

Максимум за ІІ модуль

24

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІI модуль

 

 

 

3.1

Посещение лекций                                               

1

постоянно

5 – за 100% посещение

3.2

Посещение семинарских занятий

1

постоянно

5 – за 100% посещение

3.3

Участие в обсуждении на семинаре

2

постоянно

10 – за 100% участие

3.4

Выступление с докладом на семинаре

4

одноразово

в рамках модуля

   

Максимум за III модуль

24

 

 

4.

Экзамен

8/18/30

одноразово

8 – «удовлетворительно»

18 – «хорошо»

30 – «отлично»

 

 

 

 

 

 

 Всего максимум

110

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные балы:

 

 

 

5.1

Творческая работа

3/6/10

одноразово

3 – «удовлетворительно»

6 – «хорошо»

10 – «отлично»

5.2

Доклад на конференции

15

одноразово

По тематике курса

5.3

Публикация научной статьи

30

одноразово

По тематике курса

 

 

 

 

 

 

Используемая шкала оценок

Сумма баллов по всем видам учебной деятельности

 

Оценка в ЕСТS

Оценка по национальной шкале

90-100

А

Отлично

80-89

В

Хорошо

75-79

С

Хорошо

68-74

D

Удовлетворительно

60-67

E

Удовлетворительно

меньше 59

F

Неудовлетворительно



 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz