СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи курса.................................................. |
4 |
Общая схема и структура курса............................... |
6 |
Содержание лекционной части................................ |
7 |
Планы семинарских занятий.................................... |
16 |
Материалы для поточного контроля....................... |
27 |
Экзаменационные вопросы...................................... |
28 |
Критерии оценки знаний.......................................... |
30 |
Библиография............................................................ |
32 |
Аппендикс.................................................................. |
41 |
РАЗДЕЛ І. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«Эпоха Возрождения» отмечена
утверждением специфических форм философствования и формированием отличных от
философской схоластики традиций. Стремление ее представителей возродить
классическую древность вылилось не только в пропаганду и оригинальное
переосмысление философского наследия перипатетиков и платоников, но и к
переработке ими традиций эпикуреизма, стоицизма, христианской этики и языческой
теологии. Осуществленная ренессансной мыслью под эгидой гуманистического
движения переоценка мировоззренческих и нравственных ценностей стала своего
рода преамбулой к старту новоевропейской философии.
Курс «Философия эпохи Возрождения» предназначен для углубленного изучения студентами философского факультета истории западноевропейской философии и способствует, тем самым, решению задачи по комплексной и всесторонней подготовке философов-специалистов. Содержательными составляющими курса являются: 1) анализ ренессансных типов и способов философствования, 2) определение места и роли философии эпохи Возрождения в историко-философской традиции, 3) оценка влияния теоретического и практического наследия философии Возрождения на формирование философской мысли Нового времени.
Цель курса – ознакомить студентов с основными философскими идеями, концепциями и подходами, характеризующими Возрождение; обозначить смысловые приоритеты ренессансного философствования; раскрыть специфику и органическую взаимосвязь философско-антропологической, этической, гносеологической и онтологической проблематик.
Курс ориентирован на повышение профессиональной и культурно-исторической эрудиции студентов-философов, а также на упрочение целостного и всестороннего подхода к изучению и преподаванию всего комплекса философских дисциплин, предусмотренного учебным планом факультета.
Курс построен и тематически разбит таким образом, чтобы студенты смогли 1) увидеть хронологию появления основных философских идей, 2) обнаружить тематические общности различных философских систем, 3) проследить главные смысловые линии, актуализированные в творчестве ведущих мыслителей эпохи, 4) ощутить и традиционность, и самобытность философской проблематики Возрождения.
Прилагающийся к курсу список литературы призван отразить наличие 1) необходимых для обучения первоисточников, 2) специальных учебников, учебных пособий и справочников, 3) соответствующих темам курса монографий и научных статей, 4) литературы всех видов в электронном виде.
Студенты, прослушавшие данный курс, должны знать:
– базовые понятия и термины, циркулирующие в философии эпохи Возрождения;
– важнейшие концепции, основные инновации и главные персоналии эпохи;
– сквозные темы и характерные стили ренессансного философствования;
– основные тенденции развития философской мысли в указанный период;
– современные оценки философского наследия эпохи Возрождения;
Студенты по окончании курса должны уметь:
– читать и анализировать оригинальные философские тексты эпохи Возрождения;
– сравнивать философское достояние Ренессанса с наследием средневековой философии и философскими концепциями Нового времени;
– свободно ориентироваться в понятийном аппарате ведущих философов эпохи;
– отслеживать противоречия, присущие философии эпохи Возрождения в целом;
– подготовить реферат или сообщение по философии эпохи Возрождения, самостоятельно сформулировав его проблематику;