Г.В.Ф. Гегель
«Лекции по философии истории» (фрагменты Введения)
Темой этих лекций является философская всемирная
история, т. е. не общие размышления о всемирной истории, которые мы вывели бы
из нее и желали бы пояснить, приводя примеры, взятые из ее содержания, а сама
всемирная история. Для выяснения того, что такое философская всемирная история,
я считаю необходимым прежде всего рассмотреть другие формы историографии.
Вообще существуют три вида историографии: а) первоначальная история, b) рефлективная история, с) философская история.
а) Что касается первой, то, чтобы тут же дать
конкретный образ, я назову для примера имена Геродота, Фукидида и других
подобных им историков. Эти историки описывали преимущественно протекавшие на их
глазах деяния, события и состояния, причем сами они были проникнуты их духом и
переносили в сферу духовных представлений то, что существовало вовне. <…..>
Такие первоначальные историки преобразуют современные им события, деяния и
состояния в систему представлений. Поэтому содержание таких исторических
произведений не может быть очень обширно по своему внешнему объему (например,
исторические труды Геродота, Фукидида, Гвиччардини); то, что существует и живет
в окружающей их среде, составляет их существенное содержание; образованность
автора и культура, выражающаяся в тех фактах, излагая которые он создает свое
произведение, дух автора и дух тех действий, о которых он повествует,
тождественны. Он описывает то, в чем он более или менее принимал участие, или
то, что он по крайней мере переживал. <…..>
b) Второй вид истории мы можем назвать рефлективным.
Это такая история, изложение которой возвышается над современной эпохой не в
отношении времени, а в отношении духа. В этом втором виде истории следует
различить совершенно различные подвиды.
bа) Требуется написать обзор всей истории какого-либо
народа или какой-нибудь страны или всего мира, одним словом, то, что мы
называем всеобщей, историей. При этом главной задачей является обработка
исторического материала, к которому историк подходит со своим духом,
отличающимся от духа содержания этого материала. В этом случае особенно важны
те принципы, которые автор вырабатывает для себя отчасти относительно
содержания и цели самих описываемых им действий и событий, отчасти относительно
того способа, каким он хочет писать историю. <…..>
bb) Затем вторым подвидом рефлективной истории
является прагматическая история. Когда мы имеем дело с прошлым и занимаемся
далеким от нас миром, духу открывается такое настоящее, которое, являясь
собственно деятельностью духа, вознаграждает его за усилия. События различны,
но общее и внутреннее в них, их связь едины. Это снимает прошлое и делает
события современными. Таким образом, прагматические рефлексии при всей их
абстрактности в самом деле являются современностью, и благодаря им
повествования о прошлом наполняются жизнью сегодняшнего дня. От духа самого
автора зависит, будут ли такие рефлексии в самом деле интересны и жизненны.
Здесь следует в особенности упомянуть о моральных рефлексиях и о моральном
поучении, которое следует извлекать из истории и для которого история часто
излагалась. <…..>
bс) Третьим подвидом рефлективной истории является
критическая история: о ней следует упомянуть, так как именно таким образом
преимущественно трактуется история в наше время в Германии. Здесь излагается не
сама история, а история истории, дается оценка исторических повествований и
исследуются их истинность и достоверность. То необычайное, что заключается, а
главное - должно заключаться в этом, состоит в проницательности писателя, который
что-то выторговывает у повествований, а не в предметах. <…..>
bd) Наконец последним подвидом рефлективной истории
является такая история, которая тут же выявляет себя как нечто частичное. Хотя
и она прибегает к абстракции, однако она составляет переход к философской
всемирной истории, так как она руководится общими точками зрения (например,
история искусства, права, религии ). В наше время этот вид истории в понятиях
(Begriffsgeschichte) более разрабатывался и выдвигался на первый план. Такие
отрасли находятся в связи со всей историей народа, и дело только в том, выявляется
ли связь целого или этой связи ищут лишь во внешних отношениях. В последнем
случае они представляются совершенно случайными частностями в жизни народов. Если
же рефлективная история дошла до того, что она стремится к установлению общих
точек зрения, то следует заметить, что, если такие точки зрения в самом деле
истинны, они являются не только внешнею нитью, внешним порядком, но и внутренней
душой, направляющей сами события и факты. Ведь подобно водителю душ, Меркурию, идея
воистину является водителем народов и мира, и именно дух, его разумная и
необходимая воля, руководил и руководит ходом мировых событий: изучить дух,
поскольку ему принадлежит эта руководящая роль, является здесь нашею целью. Это
приводит к
с) третьему виду истории, а именно к
философской истории. Если нам не нужно было давать пояснения относительно обоих
вышеупомянутых видов истории, так как их понятие ясно само по себе, то
относительно этого последнего вида истории дело обстоит иначе, так как она,
по-видимому, в самом деле нуждается в разъяснении или в оправдании. Всеобщим, однако,
является то, что философия истории означает не что иное, как мыслящее
рассмотрение ее. Но мы никак не можем обойтись без мышления; благодаря мышлению
мы отличаемся от животного, и в ощущении, в знании и в познании, в стремлениях
и в воле, поскольку они являются человеческими, содержится мышление. Но здесь
эта ссылка на мышление может показаться недостаточной, так как в истории
мышление подчинено данному и сущему, основано на нем и руководится им,
философии же, наоборот, приписываются самостоятельные мысли, которые умозрение
порождает из самого себя, не принимая в расчет того, что есть. Если бы
философия подходила к истории с такими мыслями, то она рассматривала бы ее как
материал, не оставляла бы ее в том виде, как она есть, но располагала бы ее
соответственно мысли, а следовательно, как говорят, конструировала бы ее a
priori. Но история должна лишь охватывать то, что есть и было, события и
деяния, и она тем ближе к истине, чем более она придерживается данного; поскольку
задача философии как будто противоречит этому стремлению, здесь следует выяснить
это противоречие и опровергнуть вытекающее отсюда обвинение против умозрения. При
этом мы не намерены заниматься исправлением тех бесконечно многих и специальных
неправильных взглядов на цель, интересы и способы рассмотрения истории и на ее
отношение к философии, которые очень распространены или постоянно выдаются за
нечто новое.
Но единственною мыслью, которую
привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум
господствует в мире, так что, следовательно, и всемирноисторический процесс
совершался разумно. <…..>
…если к рассмотрению всемирной истории не приступают с
уже определившейся мыслью, с познанием разума, то следует по крайней мере твердо
и непоколебимо верить, что во всемирной истории есть разум и что мир разумности
и самосознательной воли не предоставлен случаю, но должен обнаружиться при
свете знающей себя идеи. В действительности же мне не нужно заранее требовать
такой веры. То, что я предварительно сказал и еще скажу, следует принимать и по
отношению к нашей науке не за предпосылку, а за обзор целого, за результат того
исследования, которым мы займемся, - за такой результат, который известен мне, потому
что я уже знаю целое. Итак, лишь из рассмотрения самой всемирной истории должно
выясниться, что ее ход был разумен, что она являлась разумным; необходимым
обнаружением мирового духа, - того духа, природа которого, правда, всегда была
одна и та же, но который проявляет эту свою единую природу в мировом наличном
бытии. Как уже было сказано, таков должен быть результат истории. Но здесь мы
должны рассматривать историю в том виде, как она существует: мы должны производить
наше исследование исторически, эмпирически; между прочим, мы не должны дать
обмануть себя историкам-специалистам, потому что они, особенно пользующиеся
значительным авторитетом немецкие историки, делают то, в чем они упрекают
философов, а именно - допускают априорные вымыслы в истории. <…..>
…во всемирной истории мы имеем дело с такими
индивидуумами, которые являются народами, с такими целыми, которые являются
государствами; следовательно, мы не можем ограничиться вышеупомянутой, так
сказать, мелочной верой в провидение и лишь отвлеченной, неопределенной верой, которая
хочет дойти лишь до того общего принципа, что есть провидение, а не до более
определенных его действий. Напротив того, мы должны серьезно заняться
выяснением путей провидения, применяемых им средств и его проявлениями в
истории, и мы должны относить их к вышеупомянутому общему принципу.
Прежде всего мы должны обратить внимание на то
обстоятельство, что интересующий нас предмет - всемирная история, - совершается
в духовной сфере. Мир обнимает собою физическую и психическую природу;
физическая природа также играет некоторую роль во всемирной истории, и мы уже в
самом начале обратим внимание на эти основные соотношения природных определений.
Но субстанциальным является дух и ход его развития. Здесь мы должны
рассматривать природу не в том отношении, как она сама по себе также является
системой разума в особом, своеобразном элементе, но лишь по отношению к духу. Но
дух на той сцене всемирной истории, на которой мы его рассматриваем, является
перед нами в своей конкретнейшей действительности; несмотря на это или, скорее,
именно для того чтобы в этом виде его конкретной действительности схватить
всеобщее, мы должны прежде всего предпослать нашему исследованию некоторые отвлеченные
определения, относящиеся к природе духа. <…..>
…мы должны указать здесь:
а) каковы абстрактные определения природы духа;
b) какими средствами пользуется дух,
для того чтобы реализовать свою идею;
с) наконец рассмотреть ту форму,
которая является полной реализацией духа в наличном бытии - государство.
а) Природу духа можно выяснить путем его сопоставления
с его полной противоположностью. Как субстанцией материи является тяжесть, так,
мы должны сказать, субстанцией, сущностью духа, является свобода. <…..>
…духу свойственно иметь центр в себе, его единство не
вне его, он нашел его в себе, он в себе и у себя. <…..> Именно это есть
свобода, потому что, если я являюсь зависимым, то отношу себя к чему-то
другому, чем я не являюсь; я не могу быть без чего-то внешнего; я свободен тогда,
когда я есть у самого себя. Это у себя бытие духа есть самосознание, сознание
самого себя. <…..>
…сама в себе свобода заключает в себе бесконечную
необходимость осознать именно себя и тем самым становиться действительной, потому
что по своему понятию она есть знание о себе, она является для себя целью, и
притом единственною целью духа, которую она осуществляет. Эта конечная цель
есть то, к чему направлялась работа, совершавшаяся во всемирной истории…
<…..>
b) Постановка… вопроса о средствах, благодаря которым
свобода осуществляет себя в мире, приводит нас к самому историческому явлению.
Если свобода как таковая прежде всего есть внутреннее понятие, то средства,
наоборот, оказываются чем-то внешним, тем, что является, что непосредственно
бросается в глаза и обнаруживается в истории. Ближайшее рассмотрение истории
убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их
страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что
побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти,
интересы и лишь они играют главную роль. <…..>
…мы утверждаем, что вообще ничто не осуществлялось без
интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем
интерес страстью, поскольку индивидуальность, отодвигая на задний план все
другие интересы и цели, которые также имеются и могут быть у этой
индивидуальности, целиком отдается предмету, сосредоточивает на этой цели все
свои силы и потребности, - то мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире
не совершалось без страсти. В наш предмет входят два момента: во-первых, идея;
во-вторых, человеческие страсти; первый момент составляет основу, второй
является утком великого ковра развернутой перед нами всемирной истории. Конкретным
центральным пунктом и соединением обоих моментов является нравственная свобода
в государстве. <…..>
…всемирная история не начинается с какой-нибудь
сознательной цели, как это бывает у отдельных групп людей. Сознательною целью
простого стремления их к совместной жизни является уже обеспечение безопасности
их жизни и собственности, а когда осуществляется эта совместная жизнь, эта цель
расширяется. Всемирная история начинается со своею общею целью, заключающейся в
том, чтобы понятие духа удовлетворялось лишь в себе, т. е. как природа. Этой
целью является внутреннее, сокровеннейшее, бессознательное стремление, и все
дело всемирной истории заключается, как уже было упомянуто, в том, чтобы
сделать это стремление сознательным. Таким образом, то, что было названо
субъективной стороной, - потребность, стремление, страсть, частный интерес,
проявляясь в форме естественного состояния, естественной воли, тотчас оказываются
налицо сами для себя, подобно мнению и субъективному представлению. Эта
неизмеримая масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и
средством мирового духа, для того чтобы достигнуть его цели, сделать ее
сознательной и осуществить ее; и эта цель состоит лишь в том, чтобы найти себя,
прийти к себе и созерцать себя как действительность. Но то положение, что живые
индивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются
средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не
знают и что они бессознательно исполняют, могло представляться и представлялось
сомнительным, много раз оспаривалось и вызывало насмешки и пренебрежение как
пустая фантазия и философия. Но я с самого начала высказался относительно этого
и отстаивал наше предположение (которое, однако, должно было лишь в конце
вытекать как результат) и нашу веру в то, что разум правит миром и что таким
образом он господствовал и во всемирной истории. По сравнению с этим в себе и
для себя всеобщим и субстанциальным все остальное оказывается подчиненным ему и
средством для него. Далее, этот разум имманентен в историческом конкретном
бытии и осуществляется в нем и благодаря ему. То, что истина заключается лишь в
соединении всеобщего, сущего в себе и для себя вообще с единичным, субъективным,
есть истина, умозрительная по своей природе, и в этой общей форме эта истина рассматривается
в логике. Но в самом всемирно-историческом процессе, как в процессе, который
еще подвигается вперед, чистая последняя цель истории еще не является содержанием
потребности и интереса, и между тем как последний является бессознательным по
отношению к этой цели, всеобщее все же содержится в частных целях и
осуществляется благодаря им. <…..>
…частный интерес страсти неразрывно связан с
обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и
определенных интересов и их отрицания. Частные интересы вступают в борьбу между
собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными. Не всеобщая
идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается
опасности; она остается недосягаемою и невредимою на заднем плане. Можно назвать
хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то,
что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб и вред. Ибо речь идет о
явлении, часть которого ничтожна, а часть положительна. Частное в большинстве случаев
слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и
обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из
себя, а из страстей индивидуумов. <…..>
с) В-третьих, следует выяснить, какова та цель, которая
должна достигаться этими средствами, т. е. какую форму она принимает в
действительности. Уже было упомянуто о средствах, но при осуществлении
какой-нибудь субъективной конечной цели мы имеем еще и момент материала,
который должен иметься налицо или быть доставлен для ее осуществления. Таким
образом, вопрос заключался бы в том, каков тот материал, в котором
осуществляется разумная конечная цель? Этим материалом прежде всего оказывается
опять-таки сам субъект, потребности человека, субъективность вообще. Разумное осуществляется
в человеческом знании и хотении, как в материале. Субъективная воля рассматривалась
постольку, поскольку у нее есть цель, являющаяся истинностью действительности,
т. е. поскольку она оказывается великою всемирно-историческою страстью. Как субъективная
воля в ограниченных страстях она зависима и она может достигать осуществления
своих частных целей лишь в пределах этой зависимости. Но субъективной воле
присуща и субстанциальная жизнь, действительность, в которой она движется в
существенном, причем само существенное и оказывается целью ее наличного бытия. Это
существенное само есть соединение субъективной и разумной воли: оно есть нравственное
целое - государство, представляющее собою ту действительность, в которой
индивидуум обладает своей свободой и пользуется ею, причем она оказывается знанием
всеобщего, верою в него и желанием его. Однако этого не следует понимать в том
смысле, что субъективная воля отдельного лица достигает своего осуществления и
проявляется как будто при посредстве всеобщей воли и что эта последняя служит
для нее средством, как будто субъект наряду с другими субъектами ограничивает
свою свободу, так чтобы это общее ограничение, это взаимное стеснение всех по
отношению друг к другу оставляло каждому немного простора, где он мог бы развернуться.
Напротив, право, нравственность, государство и только они являются положительною
действительностью и обеспечением свободы. <…..>
Абсолютный интерес разума выражается в том, чтобы
существовало это нравственное целое; и в этом заключаются правота и заслуги
героев, которые основывали государства, как бы несовершенны они ни были. Во
всемирной истории может быть речь только о таких народах, которые образуют
государство. Ведь нужно знать, что государство является осуществлением свободы,
т. е. абсолютно конечной цели, что оно существует для самого себя; далее, нужно
знать, что вся ценность человека, вся его духовная действительность, существует
исключительно благодаря государству. <…..> Государство есть божественная
идея как она существует на земле. Таким образом, оно есть точнее определяемый
предмет всемирный истории, в котором свобода получает свою объективность и
существует, наслаждаясь этой объективностью. <…..>
Государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме
человеческой воли и ее свободы. Поэтому исторический процесс изменения вообще
по существу дела совершается при посредстве государства, и моменты идеи
являются в нем как различные принципы. Те формы государственного устройства,
при которых всемирно-исторические народы достигли своего расцвета, характерны
для них, и таким образом они не дают общей основы для того, чтобы различие
сводилось лишь к определенному способу совершенствования и развития, а не к
различию принципов. Итак, при сравнении конституций прежних всемирно-исторических
народов оказывается, что из них, так сказать, нельзя извлечь никаких уроков,
которыми можно было бы воспользоваться для последнего принципа конституции, для
принципа наших времен. <…..>
Выше мы уже установили два момента, а именно:
во-первых, идею свободы как абсолютную конечную цель; во-вторых, средство,
ведущее к достижению этой цели, субъективную сторону знания и хотения со
свойственными ей жизненностью, движением и деятельностью. Затем мы признали
государство нравственным целым и реальностью свободы и благодаря этому объективным
единством этих двух моментов. Хотя мы и различаем при рассмотрении эти две
стороны, однако следует заметить, что они находятся в тесной связи и что эта
связь обнаруживается в каждой из этих двух сторон, если рассматривать ее
отдельно. Мы познали идею, с одной стороны, в ее определенности как знающую
себя и хотящую себя свободу, имеющую своей целью лишь себя; в этом состоянии
простое понятие разума, а также и то, что мы назвали субъектом, самосознанием,
духом, существующим в мире. Если мы рассмотрим субъективность с другой стороны,
то мы найдем, что субъективное знание и хотение являются мышлением. Но когда я,
мысля, знаю и хочу, то я хочу всеобщего предмета, субстанциального разумного в
себе и для себя. Итак, мы усматриваем сущее в себе соединение объективной
стороны, понятия, и субъективной стороны. Это соединение объективно существует
как государство, которое, следовательно, является основой и средоточием других
конкретных сторон народной жизни: искусства, права, нравов, религии, науки.
Целью всей духовной деятельности является лишь то, чтобы это соединение, т. е.
его свобода, стало сознательным. <…..>
Итак, после того как мы выяснили
абстрактные определения природы духа, т. е. средства, которыми пользуется дух
для реализации своей идеи, и ту форму,
которая оказывается полной реализацией духа в конкретном бытии, а именно
государство, - нам в этом введении остается лишь… рассмотреть ход всемирной
истории. Абстрактное изменение вообще, которое совершается в истории, давно уже
было понимаемо в общем виде в том смысле, что в нем вместе с тем заключается
переход к лучшему, к более совершенному. При всем бесконечном многообразии
изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение,
которое вечно повторяется; в природе ничто не ново под луной, и в этом
отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях,
совершающихся в духовной сфере, появляется новое. Это явление, совершающееся в
духовной сфере, позволяет вообще обнаружить в человеке иное определение, чем в чисто
естественных вещах, в которых всегда проявляется один и тот же постоянный
характер, остающийся неизменным, а именно действительную способность к изменению,
и притом к лучшему стремлению к усовершенствованию. <…..>
…в принципе развития содержится и то, что
в основе лежит внутреннее определение, существующая в себе предпосылка, которая
себя осуществляет. Этим формальным определением по существу дела оказывается
дух, для которого всемирная история является его ареною, его достоянием и той
сферой, в которой происходит его реализация. Он не таков, чтобы предаваться внешней
игре случайностей; наоборот, он является абсолютно определяющим началом и
безусловно не подвержен случайностям, которыми он пользуется для своих целей и
которые в его власти. <…..>
…развитие является не просто спокойным
процессом, совершающимся без борьбы, подобно развитию органической жизни, а
тяжелой недобровольной работой, направленной против самого себя; далее, оно
является не чисто формальным процессом развития вообще, а осуществлением цели,
имеющей определенное содержание. Мы с самого начала выяснили эту цель: ею
является дух, а именно по своему существу, по понятию свободы. Он является
основным предметом, а следовательно и руководящим принципом развития, тем
началом, благодаря которому последнее получает смысл и значение… <…..>
Итак, всемирная история представляет собой
ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы. Более точное
определение общего характера ступеней этого развития дается в логике, но их
конкретный характер должен быть выяснен в философии духа. <…..>
Достоинству философского рассмотрения
соответствует только такая точка зрения, согласно которой история начинается
лишь с того времени, когда в мире начинает осуществляться разумность, а не с
того времени, когда она является еще только возможностью в себе, - с того времени,
когда существует такое состояние, при котором она проявляется в сознании, воле
и действии. Неорганическое существование духа, неорганическое существование
свободы, т. е. не сознающая добра и зла, а следовательно и законов, тупость
или, если угодно, превосходство, само не является предметом истории. <…..>
Слово история означает в нашем языке как
объективную, так и субъективную сторону, как historiam rerum gestarum (история
деяний), так и самые res gestas (деяния) , им обозначается как то, что
совершалось, так и историческое повествование. Мы должны считать это соединение
обоих вышеупомянутых значений более важным, чем чисто внешнею случайностью; следует
признать, что историография возникает одновременно с историческими в
собственном смысле этого слова деяниями и событиями: существует общая
внутренняя основа, которая их вместе порождает. <…..>
Поэтому для столетий или тысячелетий, которые
предшествовали историографии и в течение которых совершался ряд переворотов, переселений
и в высшей степени бурных перемен, не существует объективной истории, так как
для них не оказывается субъективной истории, исторического повествования. Дело
не только в том, что она случайно могла погибнуть в течение таких периодов, но
она и не могла существовать, и поэтому у нас ее и нет для этих периодов. Лишь в
государстве, в котором развилось сознание о законах, совершаются обдуманные
действия, сопровождаемые ясным сознанием о них, которое развивает способность и
потребность сохранять их в таком виде. <…..>
Всемирная история, как было определено раньше,
излагает развитие сознания духа о его свободе и о производимой этим сознанием
реализации. Развитие выражается в том, что оно является рядом ступеней, рядом
дальнейших определений свободы, вытекающих из понятия предмета. Логическая, и
еще более диалектическая, природа понятия, то, что оно само себя определяет, полагает
в себе определения и затем вновь отменяет их, благодаря этой отмене само
получает утвердительное и к тому же более содержательное, более конкретное
определение, - все это, так же как и необходимый ряд чистых абстрактных
определений понятий, выясняется в логике. Здесь мы должны лишь признать, что
всякая ступень, как отличающаяся от другой, имеет свой собственный определенный
принцип. Таким принципом в истории является определенность духа - особый дух
народа. В этой определенности он выражает как конкретные все стороны своего
сознания и хотения, всей своей действительности; она является общей
отличительной чертой его религии, его политического строя, его нравственности, его
правовой системы, его нравов, а также его науки, искусства и технического
уменья. Эти специальные особенности следует понимать, исходя из вышеупомянутой
общей особенности, из особого принципа народа; точно так же как, наоборот, и из
данных в истории фактических деталей следует найти вышеупомянутый общий принцип
данной особенности. То, что определенная особенность в самом деле составляет особый
принцип народа, является той стороной, которая должна быть эмпирически признана
и доказана исторически. <…..>
Мы должны определенно познавать конкретный дух народа,
и так как он есть дух, он может быть понимаем только духовно, мыслью. Только
конкретный дух проявляется во всех делах и стремлениях народа, он осуществляет
себя, приобщается к самому себе и доходит до понимания себя, потому что он
имеет дело лишь с тем, что он сам из себя производит. Но высшее достижение для
духа заключается в том, чтобы знать себя, дойти не только до самосозерцания, но
и до мысли о самом себе. Он должен совершить и он совершит это; но это
совершение оказывается в то же время его гибелью и выступлением другого духа,
другого всемирно-исторического народа, наступлением другой эпохи всемирной
истории. Этот переход и эта связь приводят нас к связи целого, к понятию
всемирной истории как таковой, и теперь мы должны подробнее рассмотреть это понятие,
дать представление о нем.
Следовательно, всемирная история есть
вообще проявление духа во времени, подобно тому как идея, как природа, проявляется
в пространстве. <…..>
Следовательно, так как мы имеем дело лишь
с идеей духа и рассматриваем во всемирной истории все лишь как его проявление,
мы, обозревая прошедшее, как бы велико оно ни было, имеем дело лишь с
настоящим, потому что философия как занимающаяся истинным имеет дело с тем, что
вечно наличествует. Все, что было в прошлом, для нее не потеряно, так как идея
оказывается налицо, дух бессмертен, т. е. он не перестал существовать и не
оказывается еще не существующим, но по существу дела существует теперь. Таким
образом, уже это означает, что наличествующая настоящая форма духа заключает в
себе все прежние ступени. Правда, эти ступени развились одна за другой как
самостоятельные; но дух всегда был в себе тем, что он есть, различие состоит лишь
в развитии этого сущего в себе. Жизнь настоящего духа есть кругообращение ступеней,
которые, с одной стороны, еще существуют одна возле другой, и лишь, с другой
стороны, являются как минувшие. Те моменты, которые дух, по-видимому, оставил позади
себя, он содержит в себе и в своей настоящей глубине.