К. Юнг
ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ (фрагменты)
I.
Автономность бессознательного
<.....> …моя задача, как я полагаю, будет
заключаться в том, чтобы показать, что же общего с религией имеет психология и
что она может сказать нам о религии. Точнее говоря, не всеобще психология, а та
специальная отрасль медицинской психологии, которую я представляю. Так как
религия, без сомнения, является одним из самых ранних и наиболее универсальных
видов деятельности человеческого ума, то очевидно, что любого рода психология,
затрагивающая вопрос о психологической структуре человеческой личности,
неизбежно сталкивается по крайней мере с тем фактом,
что религия является не только социологическим или историческим феноменом, но
имеет личностную значимость для огромного числа индивидов.
Хотя меня нередко называли философом, я между тем
остаюсь эмпириком, придерживающимся феноменологической точки зрения. При этом я полагаю, что принципы научного эмпиризма остаются
нерушимыми в том случае, если мы время от времени обращаемся к размышлениям,
которые выходят за пределы простого сбора и классификации опытных данных..
Более того, я считаю, что без рефлексии нет и опыта, поскольку "опыт"
представляет собой процесс ассимиляции, без которого невозможно понимание
происходящего. Из этого следует, что я подхожу к проблемам психологии с
научной, а не с философской точки зрения. Поскольку религия обладает весьма
существенным психологическим началом, я рассматриваю ее чисто эмпирически, т.е.
ограничиваюсь наблюдением феноменов и воздерживаюсь от применения
метафизических или философских подходов. Я не отрицаю
значимости этих подходов, но не считаю себя достаточно компетентным, чтобы
грамотно их применять. <.....>
Первая лекция представляет собой нечто вроде введения
в проблемы практической психологии и религии. Во второй лекции речь пойдет о
фактах, подтверждающих существование подлинной религиозной функции бессознательного; в третьей рассматривается символика
бессознательных процессов.
Так как я буду использовать не совсем обычную,
специфическую аргументацию, мне с самого начала надо принять во внимание, что
аудитория слабо знакома с исходным методологическим принципом той психологии,
которую я представляю. Таким принципом является исключительно
феноменологическая точка зрения, имеющая дело с состояниями, опытом, одним
словом - с фактами. Истиной для этой психологии являются факты, а не суждения.
Например, говоря о мотиве непорочного зачатия, психология интересуется
исключительно фактом наличия такой идеи; ее не занимает вопрос об истинности
или ложности этой идеи в любом ином смысле. С точки зрения психологии эта идея
истинна ровно настолько, насколько она существует. Психологическое
же существование субъективно лишь до тех пор, пока та или иная идея овладевает
только одним индивидом, эта же идея становится объективной, когда принимается
обществом путем consensus gentium
(Соглашение между людьми (лат). <.....>
Говоря о религии, хочу сразу же пояснить, что я имею в
виду под этим понятием. Религия, как на то указывает латинское происхождение
этого слова, есть тщательное наблюдение за тем, что Рудольф Отто
точно назвал "numinosum" - т.е.
динамическое существование или действие, вызванное непроизвольным актом воли.
Напротив, оно охватывает человека и ставит его под свой контроль; он тут
всегда, скорее, жертва, нежели творец нуминозного.
Какой бы ни была его причина, нуминозное выступает
как независимое от воли субъекта условие. И религиозные учения, и consensus gentium всегда и
повсюду объясняли это условие внешней индивиду причиной. Нуминозное
- это либо качество видимого объекта, либо невидимое присутствие чего-то,
вызывающее особого рода изменение сознания. По крайней мере, как правило.
Имеются, однако, некоторые исключения, когда речь идет
о практике или ритуале. Великое множество ритуальных действ совершается с
единственной целью - по собственной воле вызвать нуминозное
посредством неких магических процедур (мольба, заклинание, жертвоприношение,
медитация… и т.д.). Но религиозное верование в наличие внешней и объективной
божественной причины всегда предшествует таким действиям. <.....>
Религия является особой установкой
человеческого ума, которую мы можем определить в соответствии с изначальным
использованием понятия "religio", т.е.
внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми
как "силы", духи, демоны, боги, законы, идеи, идеалы - и все прочие
названия, данные человеком подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в
качестве могущественных, опасных;
либо способных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно
величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благоговейно любить их и
преклоняться перед ними. <.....>
Ясно, что под понятием "религия" я не имею в
виду вероучение. Верно, однако, что всякое вероучение основывается, с одной
стороны, на опыте нуминозного, а с другой - на
преданности, верности, доверии к определенным образом испытанному воздействию нуминозного и к последующим
изменениям сознания. <.....> Можно сказать, что "религия" - это
понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного.
Вероучения представляют собой кодифицированные и
догматизированные формы первоначального религиозного опыта. Содержание опыта
освящается и обычно застывает в жесткой, часто хорошо разработанной структуре.
Практика и воспроизводство первоначального опыта приобрели характер ритуала,
стали неизменным институтом, что вовсе не следует расценивать как их
безжизненное окаменение. Напротив, они могут на века стать формой религиозного
опыта для миллионов людей без малейшей нужды в изменениях. <.....>
…все изменения ограничены рамками первоначально испытанных фактов,
включающих в себя догматическое содержание и эмоциональную значимость. <.....>
Психолог, пока он остается ученым, не должен принимать
во внимание притязания того или иного вероучения на уникальность и владение
вечной истиной. Он должен исследовать прежде всего
человеческую сторону религиозной проблемы, обратившись к первоначальному религиозному
опыту, независимо от того, как этот опыт использован в разных вероучениях. <.....>
Впрочем, будучи специалистом по нервным и психическим
заболеваниям, я исхожу не из конкретных вероучений, но отталкиваюсь от
психологии homo religiosus
- человека, который принимает во внимание и тщательно наблюдает некие
воздействующие на него факторы. Тем самым предметом моих исследований
становятся и общие условия человеческого существования. <.....>
Поскольку любой невроз связан с интимной жизнью
человека, пациент всегда испытывает немалые колебания, когда ему приходится
давать полный отчет о всех тех обстоятельствах и сложностях,
которые привели его к болезненному состоянию. Что же мешает пациенту свободно
выговориться? Чего он боится, стесняется, стыдится? Конечно, он хорошо осознает
наличие внешних факторов, составляющих важные элементы того, что называется общественным
мнением, респектабельностью, репутацией. Однако даже в том случае, когда
пациент доверяет врачу и уже перестал его стесняться, он не хочет и даже боится
признать некоторые вещи о себе самом, словно самосознание несет ему опасность.
Обычно мы боимся того, что нас подавляет. Но есть ли в человеке что-то такое,
что может оказаться сильнее его самого? Здесь нужно помнить, что всякий невроз
означает деморализацию; пока человек болен, он теряет веру в себя. Невроз - это
унизительное поражение, так он ощущается людьми, которым не безразлично их
психическое состояние. Причем, поражение нам наносится некой
"нереальной" субстанцией. <.....>
Фатальной ошибкой является подход к человеческой
психике как чему-то сугубо личностному, либо попытка объяснить ее с исключительно
личностной точки зрения. Такой способ объяснения пригоден в ситуации обычных
повседневных занятий индивида и в его отношениях с другими. Но стоит возникнуть
малейшим трудностям, скажем в форме непредвиденных и неожиданных событий, как
тотчас призываются на помощь инстинктивные силы, предстающие в качестве чего-то
совершенно необъяснимого, нового, даже странного. <.....>
Изменения в характере человека, происходящие под влиянием коллективных
сил, буквально изумляют. Деликатное и разумное существо может превратиться в
маньяка или дикого зверя. Причины тому ищут обычно во внешних обстоятельствах,
но ведь взорваться в нас может лишь то, что ранее уже было заложено. <.....> …и сумасшедший, и толпа движимы овладевшими
ими безличными силами. <.....>
Удивительное развитие науки и техники было
уравновешено, с другой стороны, поразительной утратой мудрости и интроспекции.
Верно, наша религия много говорит о бессмертной душе, но это учение содержит
лишь несколько слов о действительной человеческой душе, которой суждено
отправиться прямо в ад, не будь особого акта божественной благодати. Эти два
важных фактора несут ответственность за общую недооценку значения психики, но
не всю ответственность. Намного старше этих сравнительно недавних перемен
являются первобытный страх и отвращение ко всему, что граничит с бессознательным.
Сознание поначалу было весьма непрочным. В
относительно первобытных обществах мы все еще имеем возможность наблюдать,
насколько легко утрачивается сознание. Одной из "опасностей души", кстати,
является как раз утрата души, когда часть психики снова становится бессознательной.
Другим примером может служить состояние, называемое "амок" -
эквивалент "берсерка" в германских сагах . Это состояние большего или меньшего транса, часто
сопровождаемого опустошительными социальными последствиями. Даже обычная эмоция
может вызвать заметную утрату сознательности. Первобытные племена
поэтому строго хранят разработанные формы вежливости, там принято говорить
приглушенным голосом, складывать на землю оружие, припадать к земле, склонять
головы, показывать раскрытые ладони рук. Даже в наших формах вежливости все еще
можно отыскать следы "религиозного" видения возможных психических
опасностей. Мы пытаемся умилостивить судьбу, магически желая друг другу доброго
дня. Левую руку нехорошо держать в кармане или за спиной, когда правой
пожимаешь руку другого. Если вы хотите умилостивить
особенно сильно, вы пользуетесь обеими руками. Перед людьми, наделенными
большим авторитетом, мы преклоняем непокрытую голову, т.е. предлагаем им свою
голову без защиты, чтобы умилостивить сильного, который может вдруг легко
перейти к неконтролируемому насилию. <.....>
Жизнь дикаря постоянно наполнена заботой по поводу все
время таящейся в засаде психической опасности, а потому столь многочисленны
процедуры, направленные на уменьшение риска. Высшим проявлением этого факта
является табу, наложенное на различные области. Бесчисленные тщательно и со
страхом соблюдаемые табу суть ограждения области психики. <.....>
Имеется множество вероучений и церемоний, существующих
с единственной целью - защититься от неожиданного,
опасного, таящегося в бессознательном. Тот необычный факт, что сновидение
является божественным гласом и вестником, а одновременно бесконечным источником
хлопот, не вызывает проблем в сознании дикарей. Очевидные остатки такой
первобытности мы обнаруживаем в психологии еврейских пророков. Они часто
колеблются: прислушаться или нет к этому голосу. <.....>
Еще на заре человечества
существовал обычай ограждать себя от произвольных и беззаконных воздействий
"сверхъестественного" с помощью определенных ритуалов и законов. Этот
процесс развивался в истории путем умножения ритуалов, инструкций и вероучений.
Последние два тысячелетия такой институт как христианская церковь принял на себя
посредническую и защитную функции, встав между этими воздействиями и человеком.
<.....>
II.
Догматы и естественные символы
Мы
можем предположить, что человеческая личность состоит из двух частей:
во-первых, это сознание и все то, что им покрывается; во-вторых, это
расплывчатые глубинные регионы бессознательной психики. Если первое можно более
или менее ясно определить и очертить, то целостность человеческой личности
необходимо признать недоступной для полного описания или определения. Другими
словами, каждая личность содержит в себе некую беспредельную и не поддающуюся
определению часть, ибо ее сознательная и наблюдаемая часть не включает в себя
ряд факторов, существование которых мы вынуждены, однако, предполагать, чтобы
иметь возможность объяснять наблюдаемые случаи. Вот эти-то неизвестные факторы
и образуют то, что мы называем бессознательным. <.....>
У нас нет представления о
содержании этих фактов, поскольку мы наблюдаем только их следствия. Мы можем
только предположить, что они имеют психическую природу, сравнимую с содержаниями
сознания, хотя полной уверенности в этом у нас нет. <.....>
То, что у нас принято называть "религией", в
такой степени является подделкой, что я часто спрашиваю самого себя: не
выполняет ли такого рода "религия" (я предпочитаю называть ее
вероучением) важную функцию в человеческом обществе? Несомненная цель замещения
- поставить на место непосредственного опыта некий набор пригодных символов,
подкрепленных твердыней догмата и ритуала. Католическая
церковь поддерживает их всем своим непререкаемым авторитетом, протестантская
церковь (если этот термин еще применим) настаивает на вере и евангельском благовестии. Пока эти два принципа работают, люди
надежно закрыты от непосредственного религиозного опыта. Даже если нечто
подобное с ними и случится, они могут обратиться к церкви, где им объяснят -
пришел ли этот опыт от Бога или от дьявола, принять его или отвергнуть. <.....>
…я вполне сознаю чрезвычайную важность
догмата и ритуала - по крайней мере в качестве методов
умственной гигиены. <.....>
Для интеллектуальной посредственности,
со свойственным ей просвещенным рационализмом, всеупрощающая
научная теория тоже является очень хорошим защитным средством - в силу
потрясающей веры современного человека во все, на что приклеен ярлык науки.
Такой ярлык сразу успокаивает, почти так же как "Roma
locuta, causa finita". Сколь бы утонченной ни была научная теория, с
психологической точки зрения сама по себе она имеет меньшую ценность, нежели
религиозный догмат. Причина здесь весьма проста: ведь теория по необходимости
является в высшей степени абстрактной, совершенно рациональной, в то время как
догмат выражает посредством образа нечто иррациональное. Иррациональный факт,
каковым является и психика, куда лучше передается в образной форме. Более того, догмат обязан своему существованию, с одной стороны,
так называемому непосредственному опыту "откровения" (богочеловек,
крест, непорочное зачатие, Троица и т.д.), с другой - сотрудничеству многих
умов, которое не прекращалось на протяжении веков. Быть может не совсем
понятно, почему я называю некоторые догматы "непосредственным
опытом", тогда как догмат исключает именно непосредственный опыт. Однако
упомянутые мною христианские догматы характерны не только для христианства. Они
столь же часто встречаются в языческих религиях и, кроме того, могут спонтанно
появиться вновь и вновь в форме самых разнообразных психических явлений,
подобно тому, как в отдаленном прошлом они имели своим истоком галлюцинации,
сновидения, состояния транса. Они возникли, когда человечество еще не научилось
целесообразно использовать умственную деятельность. Мысли пришли к людям до
того, как они научились производить мысли: они не думали, а воспринимали свои
умственные функции. Догмат подобен сновидению, он отражает спонтанную и
автономную деятельность объективной психики, бессознательного.
Такой опыт бессознательного представляет собой значительно более эффективное
средство защиты от непосредственного опыта, нежели научная теория, которая не
принимает во внимание эмоциональную значимость опыта. Напротив, догмат в этом
отношении необычайно выразителен. <.....> Догмат представляет душу полнее
теории, ибо последняя выражает и формулирует только
содержание сознания. Более того, теория должна передавать живое существо
абстрактными понятиями, догмат же способен выражать жизненный процесс
бессознательного в форме драмы раскаяния, жертвоприношения и искупления. <.....>
III.
История и психология естественного символа
Развитие
современной психологии ведет к значительно лучшему пониманию человека. Боги
жили когда-то в своей сверхчеловеческой силе и красоте на вершинах гор, одетых
в снега, в темноте пещер, лесов и морей. Позже они слились в одного Бога, а
затем этот Бог стал человеком. Но в наше время боги собраны в лоне обычного
индивида: они столь же могущественны и вызывают
прежний трепет, несмотря на самое новое облачение - они сделались так
называемыми психическими функциями. Люди думают, будто держат свою психику в
собственных руках, они даже мечтают создать о ней науку. На самом же деле
матерью является она - она создает психического субъекта и даже самую
возможность сознания. Психика настолько выходит за пределы сознания, что его
легко можно сравнить с островом в океане. Остров не велик, узок, океан безмерное широк и глубок. Поэтому не так уж важно, если речь
идет о пространственном местоположении, где находятся боги - вовне или внутри.
Но если исторический процесс деспиритуализации,
исчезновения проекций будет продолжаться, то все божественное или демоническое
должно вернуться в душу, внутрь человека, совсем об этом не ведающего.
Материалистические заблуждения были поначалу неизбежными. Коли трон Господень
не удается найти среди галактик, то Бог никогда не существовал - таким был
вывод. Второй неизбежной ошибкой был психологизм: если Бог и представляет собой
нечто, то он должен быть иллюзией, возникающей из неких мотивов, например, из
страха, из воли к власти, вытесненной сексуальности. Эти аргументы не новы.
Сходные вещи говорили христианские миссионеры, повергавшие языческих идолов. Но
если в те времена миссионеры сознавали, что служат новому Богу поражая старых, то нынешние иконоборцы не сознают, во имя чего они
разрушают старые ценности. <......>