АРИСТОТЕЛЬ
ПОЛИТИКА
О ТОМ, ЧТО
ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО
I 1. Поскольку, как мы видим,
всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение
организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду
предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному
благу, причем больше других, и к высшему из всех благ стремится общение,
которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные
общения. Это общение и называется государством или общением политическим.
2.
Неправильно говорят те, которые полагают, будто понятия «государственный муж»,
«царь», «домохозяин», «господин» суть понятия тождественные. Ведь они считают,
что эти понятия различаются в количественном, а не в качественном отношении... будто
нет никакого различия между большой семьей и небольшим государством и будто
отличие государственного мужа от царя состоит в том, что царь правит в силу
лично ему присущей власти, а государственный муж отчасти властвует, отчасти
подчиняется на основах соответствующей науки – политики. Это, однако, далеко от
истины.
3.
Излагаемое станет ясным при рассмотрении с помощью усвоенного нами ранее
метода: как в других случаях, расчленяя сложное на его простые элементы
(мельчайшие части целого) и рассматривая, из чего состоит государство, мы и
относительно перечисленных понятии лучше увидим, чем они отличаются одно от
другого и возможно ли каждому из них
дать научное объяснении. И здесь, как и повсюду, наилучший способ теоретического
построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов.
4.
Так, необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может
существовать друг без друга, – женщину и мужчину в целях продолжении потомства;
и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от
естественного стремлении, свойственного и остальным живым существам и растениям,
– оставить после себя другое подобное себе существо. [Точно так же в целях
взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу], в силу своей
природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое
благодаря своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже
по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно
способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является
существом подвластным и рабствующим. Поэтому и господину и рабу полезно одно и
то же.
5.
Но женщина и раб по природе своей два различных существа: ведь творчество
природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов... <.....> варвар и раб по природе своей понятия тожественные.
6.
Итак, из указанных двух форм общения получается первый вид общения – семья. <.....>
Соответственно общение, естественным путем возникшее для удовлетворения
повседневных надобностей, есть семья <.....>
7.
Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не
кратковременных только потребностей, – селение. Вполне естественно, что селение
можно рассматривать как колонию семьи <.....> Греческие государства потому
вначале и управлялись царями (а в настоящее время то же мы видим у негреческих
племен), что они образовались из элементов, признававших над собой царскую
власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. <.....>
8.
Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство,
достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее
ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда
следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и
первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается
природа. <.....> Сверх того, в осуществлении конечной цели и состоит
высшее завершение, а самодовлеющее существование оказывается и завершением, и
наивысшим существованием.
9.
Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что
существует по природе, и что человек по природе своей есть существо
политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных
обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле
существо, либо в сверхчеловек... такой человек по своей природе только и жаждет
войны <.....>
10.
Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и
всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему
утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех
живых существ одарен речью. <.....> Но речь способна выражать и то, что
полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо.
11.
Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек
способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и
несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и
государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и
каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части. <.....>
12.
Итак, очевидно, государство существует по природе и по природе предшествует
каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не
является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как
отношение любой части к своему целому. А тот, кто не способен вступить в
общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в
чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо
божеством.
Во
всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто
это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо, Человек,
нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых существ, и, наоборот,
человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех, ибо несправедливость,
владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие –
умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную
сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым
нечестивым и диким, низменным в своих
половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости связано с представлением о
государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является
регулирующей нормой политического общения.
О
ДОМОХОЗЯЙСТВЕ И РАБСТВЕ
II
1. Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы должны прежде всего
сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных
семей. Семья в свою очередь состоит из элементов, совокупность которых и
составляет ее организацию. В совершенной семье два элемента: рабы и свободные.
Так как исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения
мельчайших частей, его составляющих, а первоначальными и мельчайшими частями
семьи являются господин и раб, муж и жена,
отец и дети, то и следует рассмотреть каждый из этих: трех элементов: что
каждый из них представляет собой и каковым он должен быть.
2.
[Отношения, существующие между тремя указанными парными элементами, можно
охарактеризовать] так: господское, брачное (сожительство мужа и жены не имеет
особого термина для своего обозначения) и третье – отцовское (и это отношение
не обозначается особым термином). Пусть их будет три, именно названные нами
(существует еще один элемент семьи, который, по мнению одних, и есть ее
организация, а по мнению других, составляет главнейшую часть ее; я имею в виду
так называемое искусство накопления; в чем оно состоит – мы разберем дальше).
Остановимся
прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки
зрения практической пользы. Можем ли мы для уяснения этого отношения стать на
более правильную сравнительно с имеющимися теориями точку зрения?
3.
Дело в том, что, по мнению одних, власть господина над рабом есть своего рода
наука, причем и эта власть и организация семьи, и государство, и царская власть
– одно и то же, как мы уже упомянули вначале. Наоборот, по мнению других, самая
власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один – раб,
другой – свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть
господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива. <.....>
6.
В силу специфического отличия продуктивной и активной деятельности, конечно,
соответственно различны и те орудия, которые потребны для той и для другой. Но
жизнь – активная деятельность (praxis), а не продуктивная (poiesis); значит, и
раб служит тому, что относится к области деятельности активной.
"Собственность" нужно понимать в том же смысле, что и «часть». Часть
же есть не только часть чего-либо другого, но она вообще немыслима без этого
другого. Это вполне приложимо и к собственности. Поэтому господин есть только
господин раба, но не принадлежит ему; раб же не только раб господина, но и
всецело принадлежит ему.
7.
Из вышеизложенного ясно, что такое раб по своей природе и по своему назначению:
кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки
человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае,
если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет
собой орудие активное и отдельно существующее.
После
этого нужно рассмотреть, может ли или не может существовать по природе такой
человек, т.е. раб, и лучше ли и справедливо ли быть кому-либо рабом или нет, но
всякое рабство противно природе.
8.
Нетрудно ответить на эти вопросы и путем теоретических рассуждений, и на
основании фактических данных. Ведь властвование и подчинение не только
необходимы, но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются [в
том отношении, что одни из них как бы предназначены] к подчинению, другие – к
властвованию. Существует много разновидностей властвующих и подчиненных,
однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенна сама власть над ними;
так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. <.....>
9.
И во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных
одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается
властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы, и, как
таковому, ему подчинены одушевленные существа. <.....>
10.
Живое существо состоит прежде всего из души и тела; из них по своей природе
одно – начало властвующее, другое – начало подчиненное. <.....>
11.
Согласно нашему утверждению, во всяком живом существе прежде всего можно
усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как
господин, а разум над вашими стремлениями – как государственный муж. Отсюда
ясно, сколь естественно и полезно для тела быть в подчинении у души, а для подверженной
аффектам части души – быть в подчинении у разума и рассудочного элемента души
и, наоборот, какой всегда получается вред при равном или обратном соотношении.
12.
То же самое положение остается в силе и в отношении человека и остальных живых
существ. Так, домашние животные по своей природе стоят выше, чем дикие, и для
всех домашних животных предпочтительнее находиться в подчинении у человека: так
они приобщаются к своему благу (sоterias). Так же и мужчина по отношению к
женщине: первый по своей природе выше, вторая – ниже, и вот первый властвует,
вторая находится в подчинении. Тот же самый принцип неминуемо должен
господствовать и во всем человечестве.
13.
<.....> раб по природе – тот, кто может принадлежать другому (потому он и
принадлежит другому) и кто причастен к рассудку в такой мере, что способен
понимать его приказания, но сам рассудком не обладает. Что же касается
остальных живых существ, то они не способны к понимание приказаний рассудка, но
повинуются движениям чувств.
14.
<.....> Природа желает, чтобы и физическая организация свободных людей
отличалась от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное
для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо
и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для
политической жизни, а эта последняя разделяется у них на деятельность в военное
и мирное время. <.....>
15.
<.....> Если это положение справедливо относительно физической природы
людей, то еще более справедливо установить такое разграничение относительно их
психической природы, разве что красоту души не так легко увидеть, как красоту
тела. Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие –
рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо.
16.
Нетрудно усмотреть, что правы в некотором отношении и те, кто утверждает
противное. В самом деле, выражения «рабство» и «раб» употребляются в двояком
смысле: бывает раб и рабство и по закону; закон является своего рода
соглашением, в силу которого захваченное на войне называют собственностью
овладевших им. <.....>
17.
Причиной этого разногласия в мнениях... служит то, что и добродетель вполне может,
раз ей даны на то средства, прибегать до известной степени к насилию; что
всякого рода превосходство всегда заключает в себе преизбыток какого-либо
блага, так что и насилию, кажется, присущ до известной степени элемент
добродетели; следовательно, спорить можно только о справедливости. По мнению
одних, со справедливостью связано благоволение к людям; по мнению других,
справедливость заключается уже в том, чтобы властвовал человек более сильный. <......>
21.
<......> Из предыдущего ясно и то, что власть господина и власть
государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны, как то
утверждают некоторые. Одна – власть над свободными по природе, другая – власть
над рабами. Власть господина в семье – монархия (ибо всякая семья управляется
своим господином монархически), власть же государственного мужа – это власть
над свободными и равными.
22.
Господином называют не за знания, а за природные свойства; точно так же обстоит
дело с рабом и свободным. <.....>
РАЗБОР ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
ПЛАТОНА
I
1. Так как мы ставим своей задачей исследование человеческого общения в
наиболее совершенной его форме, дающей людям полную возможность жить согласно
их стремлениям, то надлежит рассмотреть и те из существующих государственных
устройств, которыми, с одной стороны, пользуются некоторые государства, признаваемые
благоустроенными, и которые, с другой стороны, проектировались некоторыми
писателями и кажутся хорошими. Таким образом мы будем в состоянии открыть, что
можно усмотреть в них правильного и полезного, а вместе с тем доказать, что
наше намерение отыскать такой государственный строй, который отличался бы от
существующих, объясняется не желанием мудрствовать во что бы то ни стало, но
тем, что эти существующие ныне устройства не удовлетворяют своему назначению.
2.
Начать следует прежде всего с установления того принципа, который служит точкой
отправления при настоящем рассуждении, а именно: неизбежно, чтобы все граждане
принимали участие либо во всем касающемся жизни государства, либо ни в чем,
либо в одних делах принимали участие, в других – нет. Чтобы граждане не
принимали участия ни в чем, это, очевидно, невозможно, так как государство
представляет собой некое общение, а следовательно, прежде всего является
необходимость занимать сообща определенное место; ведь место, занимаемое одним
государством, представляет собой определенное единство, а граждане являются
общниками одного государства. Но в каком объеме можно допустить для граждан
приобщение к государственной жизни? И что лучше для стремящегося к наилучшему
устройству государства: чтобы граждане имели сообща по возможности всё или одно
имели сообща, а другое – нет? Ведь можно представить общность детей, жен,
имущества, как это мы находим в «Государстве» Платона, где... и дети, и жены, и
собственность должны быть общими. Какой порядок предпочтительнее: тот ли,
который существует теперь, или же тот, который предписан в «Государстве»? <......>
4.
Ясно, что государство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть
государством. Ведь по своей природе государство представляется неким
множеством. Если же оно стремится к единству, то в таком случае из государства
образуется семья, а из семьи – отдельный человек: семья, как всякий согласится,
отличается большим единством, нежели государство, а один человек – нежели
семья. Таким образом, если бы кто-нибудь и оказался в состоянии осуществить
это, то все же этого не следовало бы делать, так как он тогда уничтожил бы
государство. Далее, в состав государства не только входят отдельные
многочисленные люди, но они еще и различаются между собой по своим качествам,
ведь элементы, образующие государство, не могут быть одинаковы. Государство –
не то же, что военный союз: в военном союзе имеет значение лишь количество
членов, хотя бы все они были тождественными по качествам; такой союз ведь
составляется в целях оказания помощи и напоминает собой весы, в которых
перетягивает та чаша, которая нагружена больше.
5.
<......> То, из чего составляется единство, заключает в себе различие по
качеству. Поэтому... принцип взаимного воздаяния является спасительным для
государств; этот принцип должен существовать в отношениях между свободными и
равными, так как они не могут все властвовать одновременно, но либо по году,
либо в каком-нибудь ином порядке, либо вообще периодически. Таким образом
оказывается, что правят все... <......>
6.
Но так как такой порядок оказывается более совершенным и в
приложении к государственному общению, и, очевидно, было бы лучше, если бы
правили, насколько это возможно, одни и те же люди. Вряд ли, однако, это
возможно осуществить во всех без исключения случаях: с одной стороны, все по
природе своей равны, с другой – и справедливость требует, чтобы в управлении –
есть ли управление нечто хорошее или плохое – все принимали участие. При таком
порядке получается некоторое подобие того, что равные уступают по очереди свое
место равным, как будто они подобны друг другу и помимо равенства во власти;
одни властвуют, другие подчиняются, поочередно становясь как бы другими. При
таком же порядке относительно должностей разные люди занимают не одни и те же
должности.
7.
Из сказанного ясно, что государство не может быть по своей природе до такой
степени единым, как того требуют некоторые; и то, что для государств
выставляется как высшее благо, ведет к их уничтожению, хотя благо, присущее
каждой вещи, служит к ее сохранению. <......>
II
1. Вслед за тем надлежит рассмотреть вопрос о собственности. Как она должна
быть организована у тех, кто стремится иметь наилучшее государственное
устройство,– должна ли собственность быть общей или не общей? <......> Так как
равенства в работе и в получаемых от нее результатах провести нельзя –
наоборот, отношения здесь неравные,– то неизбежно вызывают нарекания те, кто
много пожинает или много получает, хотя и мало трудится, у тех, кто меньше
получает, а работает больше.
3.
Вообще нелегко жить вместе и принимать общее участие во всем, что касается
человеческих взаимоотношений, а в данном случае особенно. <......>
4.
Немалые преимущества имеет поэтому тот способ пользования собственностью, освященный
обычаями и упорядоченный правильными законами, который принят теперь: он
совмещает в себе хорошие стороны обоих способов, которые я имею в виду, именно
общей собственности и собственности частной. Собственность должна быть общей
только в относительном смысле, а вообще – частной. <......>
7.
<......> ...у тех, кто стремится сделать государство чем-то слишком
единым, этого не бывает, не говоря уже о том, что в таком случае, очевидно,
уничтожается возможность проявления на деле двух добродетелей: целомудрия по
отношению к женскому полу (ведь прекрасное дело – воздержание от чужой жены из
целомудрия) и благородной щедрости но отношению к своей собственности; при
общности имущества для благородной щедрости, очевидно, не будет места, и никто
не будет в состоянии проявить ее на деле, так как щедрость сказывается именно
при возможности распоряжаться своим добром. <......>
9.
<.......> Коренную ошибку проекта Сократа должно усматривать в
неправильности его основной предпосылки. Дело в том, что следует требовать
относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства. Если
это единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено;
если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему
уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто симфонию
заменил унисоном или ритм одним тактом.
10.
Стремиться к объединению и обобщению массы нужно, как об этом сказано и ранее,
путем ее воспитания. Тот, кто намерен воспитывать массу и рассчитывает, что
посредством ее воспитания и государство придет в хорошее состояние, жестоко
ошибся бы в своих расчетах, если бы стал исправлять государство средствами,
предлагаемыми Сократом, а не внедрением добрых нравов, философией и законами...
<......>
16.
Помимо того, отнимая у стражей блаженство, он утверждает, что обязанность
законодателя – делать все государство в его целом счастливым. Но невозможно
сделать все государство счастливым, если большинство его частей или хотя бы
некоторые не будут наслаждаться счастьем. Ведь понятие счастья не принадлежит к
той же категории, что и понятие четного числа: сумма может составить четное
число при наличии нечетных слагаемых, но относительно счастья так быть не
может. И если стражи не счастливы, то кто же тогда счастлив? Ведь не ремесленники
же и вся масса занимающихся физическим трудом.
III
1. Почти так же обстоит дело и с написанными позже «Законами». Поэтому
целесообразно рассмотреть вкратце и описанное там государственное устройство.
<.....> 2. Большая часть сочинения «Законы» посвящена законам, о
государственном же устройстве там сказано мало. <......>
3.
Все рассуждения Сократа остроумны, отличаются тонкостью, новшествами,
заставляют задумываться, но, пожалуй, трудно было бы признать, что все в них
совершенно правильно: так, едва ли возможно не считаться с тем, что для
указанной массы населения потребуется территория Вавилонии или какая-нибудь
другая огромных размеров; только при таком условии пять тысяч ничего не
делающих людей да, сверх того, относящаяся к ним во много раз большая толпа
женщин и прислуги могли бы получить пропитание. <.....>
8.
В «Законах» оставлен в стороне и вопрос о том, каким образом правящие будут
отличаться от управляемых. Сократ говорит: как в ткани основа делается из
другой шерсти, чем вся нить, такое же отношение; должно быть между правящими и
управляемыми <......>
9.
Государственный строй в его целом является не демократией и не олигархией, но
средним между ними – тем, что называется политией; полноправны при ней только
те, кто носит тяжелое вооружение <......>
11.
В «Законах» же говорится, что наилучшее государственное устройство должно
заключаться в соединении демократии и тирании; но эти последние едва ли
кто-либо станет вообще считать видами государственного устройства, а если
считать их таковыми, то уж наихудшими из всех. Итак, правильнее суждение тех,
кто смешивает несколько видов, потому что тот государственный строй, который
состоит в соединении многих видов, действительно является лучшим. <......>
13.
Что такого рода государственное устройство не будет представлять собой
соединения демократического и монархического начал, ясно из вышесказанного и
станет еще очевиднее из того, что будет сказано впоследствии, когда мы дойдем
до исследования подобного рода государственного устройства. Относительно же избрания
должностных лиц нужно еще заметить, что, когда выборы происходят из намеченных
заранее кандидатов, создается опасное, положение: если известное число лиц,
даже и небольшое, захотят войти между собой в соглашение, то выборы всегда
будут совершаться так, как они того пожелают.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ
14.
<......> тождественность государства должна определяться главным образом
применительно к его строю; давать же государству наименование иное или то же
самое можно и независимо от того, населяют ли его одни и те же жители или
совершенно другие. Справедливо ли при изменении государством его устройства не
выполнять обязательства или выполнять их — это вопрос иного порядка.
IV
1. После сделанных разъяснений следует рассмотреть, должно ли допустить существование
одного вида государственного устройства или нескольких, и если их имеется
несколько, то каковы они, сколько их и в чем их отличия.
Государственное
устройство (politeia) — это распорядок в области организации государственных
должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть
повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний
и есть государственное устройство. Я имею в виду, например, то, что в
демократических государствах верховная власть — в руках народа; в олигархиях,
наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы
называем различным. С этой точки зрения мы будем судить и об остальном.
2.
Следует предпослать вопрос: для какой цели возникло государство и сколько видов
имеет власть, управляющая человеком в его общественной жизни? Уже в начале
наших рассуждений, при разъяснении вопроса о домохозяйстве и власти господина в
семье, было указано, что человек по природе своей есть существо политическое, в
силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи,
безотчетно стремятся к совместному жительству.
3.
Впрочем, к этому людей побуждает и сознание общей пользы, поскольку на долю
каждого приходится участие в прекрасной жизни; это по преимуществу и является
целью как для объединенной совокупности людей, так и для каждого человека в
отдельности. Люди объединяются и ради самой жизни, скрепляя государственное
общение: ведь, пожалуй, и жизнь, взятая исключительно как таковая, содержит
частицу прекрасного, исключая разве только те случаи, когда слишком преобладают
тяготы. Ясно, что большинство людей готово претерпевать множество страданий из
привязанности к жизни, так как в ней самой по себе заключается некое
благоденствие и естественная сладость.
4.
Нетрудно различить так называемые разновидности власти; о них мы неоднократно
рассуждали и в эксотерических сочинениях. Власть господина над рабом, хотя одно
и то же полезно и для прирожденного раба, и для прирожденного господина,
все-таки имеет в виду главным образом пользу господина, для раба же она полезна
привходящим образом (если гибнет раб, власть господина над ним, очевидно,
должна прекратиться). 5. Власть же над детьми, над женой и над всем домом,
называемая нами вообще властью доме хозяйственной, имеет в виду либо благо
подвластных, либо совместно благо обеих сторон, но по сути дела – благо
подвластных, как мы наблюдаем и в остальные искусствах, например в медицине и
гимнастике, которые случайно могут служить и благу самих обладающих этими
искусствами. <......> 7. Итак, ясно, что только те государственные
устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой
справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих — все
ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах
господства, а государство есть общение свободных людей.
V
1. Государственное устройство означает то же, что и порядок государственного
управления, последнее же олицетворяется верховной властью в государстве, и
верховная власть непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо
большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь
общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства
являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица,
либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Ведь нужно признать
одно из двух: либо люди, участвующие в государственном общении, не граждане,
либо они все должны быть причастны к общей пользе. 2. Монархическое правление,
имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть
немногих, но более чем одного — аристократией (или потому, что правят лучшие,
или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него
входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем
обозначение, общее для всех видов государственного устройства,— политая. 3. И
такое разграничение оказывается логически правильным: один человек или немногие
могут выделяться своей добродетелью, но преуспеть во всякой добродетели для
большинства — дело уже трудное, хотя легче всего — в военной доблести, так как
последняя встречается именно в народной массе. Вот почему в такой политии
верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на
собственный счет. 4. Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти
— тиранния, от аристократии — олигархия, от политая — демократия. Тиранния —
монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет
выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неимущих; общей же пользы ни
одна из них в виду не имеет. <......>
Государство
создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы
жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство,
состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает, так как
ни те ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех и
строящего жизнь по своему предначертанию. Равным образом государство не возникает
ради заключения союза в целях предотвращения возможности обид с чьей-либо
стороны, также не ради взаимного торгового обмена и услуг. <......> За добродетелью же и пороком в государствах заботливо
наблюдают те, кто печется о соблюдении благозакония; в этом и сказывается
необходимость заботиться о добродетели граждан тому государству, которое
называется государством по истине, а не только на словах. В противном случае
государственное общение превратится в простой союз, отличающийся от остальных
союзов, заключенных с союзниками, далеко живущими, только в отношении
пространства. Да и закон в таком случае оказывается простым договором или, как
говорил софист Ликофрон, просто гарантией личных прав; сделать же граждан
добрыми и справедливыми он не в силах.