БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН
О ГРАДЕ БОЖИЕМ
[истинная иерархия господства]
<......> Царь и
Основатель этого града, о котором мы задумали говорить, открыл в Писании Своем
народам определение божественного закона, в котором сказано: «Бог гордым
противится, а смиренным дает благодать». Но то, что принадлежит одному только
Богу, старается присвоить себе и надменный дух гордой души, и любит, чтобы ему
вменяли в славу Щадить покорных, низлагая
гордых.
Поэтому, насколько того
требует предпринятый мною труд и насколько это представляется возможным, нельзя
обойти молчанием и земного града, который, стремясь к господству, сам находится
под властью этой страсти господствовать, хотя ему и поклоняются народы.
[аллюзии на Аристотеля]
«Язык для повелевающего — орудие господства...» (Блаженный Августин, О граде Божием, Кн.16, Гл. 4)
За гражданским обществом
или городом следует государственный союз, в котором видят третью степень
человеческого общения, начиная от семьи, переходя к городу и оканчивая
государством; последнее, как собрание вод, чем обширнее, тем большую
представляет опасность. Прежде всего в нем отчуждает человека от человека
различие языков. Ибо, если встретятся, не будучи в состоянии разойтись, но
вынужденные какой-нибудь необходимостью быть вместе двое таких, из которых один
не знает языка другого, то легче вступят во взаимное между собою общение
бессловесные животные различной породы, чем эти двое, хотя оба они и люди.
Такое сходство природы нисколько не благоприятствует общению людей, коль скоро
они вследствие различия языков бывают не в состоянии делиться между собою
чувствами; и это справедливо до такой степени, что человек охотнее проводит
время со своею собакой, чем с чужим человеком. Установился порядок, по которому
повелевающий город путем мирных отношений налагает на покоренные народы не
только иго, но и свой язык; почему в переводчиках не только нет недостатка, но
чувствуется даже изобилие. Это верно; но сколькими и какими великими достигнуто
это войнами, какими людскими поражениями, каким пролитием человеческой крови? С
окончанием последних не окончилась, однако, тяжесть того же рода зол. Кроме
того, что были и остаются врагами народы внешние, против которых всегда велись,
ведутся и будут вестись войны, сама обширность империи породила войны худшего
свойства, т.е. союзнические и гражданские; они лежат на человеческом роде еще
более тяжким гнетом, ведутся ли для того, чтобы когда-нибудь прекратиться, или
составляют предмет опасения, как могущие возникнуть снова.
[критика римской республики]
Итак, римская
республика «мало-помалу изменяясь, из прекраснейшей и наилучшей стала самой
развращенной и распущенной»... Так, раньше пришествия Христа, вскоре после
разрушения Карфагена «нравы предков ухудшались не постепенно, как прежде, а
были сокрушены как бы какой-то лавиной: молодежь развратилась... роскошью и
корыстолюбием». <......>
Но эти
почитатели и поклонники богов, с удовольствием подражающие им в злодеяниях и
непотребствах, нисколько не беспокоятся, что их республика — самая развращенная
и распущенная. «Лишь бы, — говорят они, — она процветала, наполняясь
богатствами и прославляясь победами, или, что еще лучше, наслаждалась миром.
Чего еще нам желать? Все, что мы хотим, — это чтобы все богатели, чтобы всегда
хватало и на житейские нужды, и на порабощение слабых. Пусть бедные служат
богатым, получая за это на пропитание, а последние пусть проводят жизнь в
праздности и неге. Пусть народы рукоплещут не тем, кто дает им добрые советы, а
тем, кто доставляет им разного рода удовольствия. Пусть трудное не
предписывается, нечистое не запрещается. Цари пусть заботятся не о том, чтобы
подданные их были добры, а о том, чтобы были покорны. Провинции пусть служат
царям не как блюстителям нравов, а как обладателям наибольших утех, не чтут их
сердечно, а рабски боятся. Пусть законы следят, чтобы не вредили чужим
виноградникам, а не собственной жизни. К суду пусть привлекают только тех,
которые вредят чужому имуществу или здоровью, но если на то нет ничьего несогласия,
пусть делают, что хотят... И пусть того считают врагом общества, кому не
нравится такого рода благополучие; пусть не слушают таких, пусть гонят с глаз
долой, стирают с лица земли. <......>
[римское понятие республики vs. истинная республика]
<......>...
[Цицерон предлагает принять] то определение республики, по которому она —
народное дело. Народом же он называет не некую толпу, а совокупность людей,
объединенных согласием в смысле определения прав и взаимной пользы. Затем,
показав, какую пользу в состязаниях имеют определения, он, на основе своих
определений, выводит, что республика, т.е. народное дело, существует тогда,
когда управляется справедливо, хотя формы управления могут быть разными, а
именно: царской, аристократической или всенародной. Если же царь
несправедлив..., или несправедливы вельможи..., или, наконец, несправедлив сам
народ..., то, как следует из предложенных ранее определений, республику даже
нельзя назвать несправедливой: она попросту исчезает. Действительно, она уже
никоим образом не может считаться народным делом, если власть в ней
злоумышленно захвачена тираном или заговорщиками, и если даже тираном выступает
сам народ, то и тут он перестает быть сообществом людей, объединенных
согласием, т.е. он перестает быть народом.
<......> Почему же
их боги не позаботились о сохранении республики, которую так горько оплакивает
Цицерон еще задолго до воплощения Христова? <......>...на основании кратких
определений самого Цицерона о том, что такое республика и что такое народ..., я
постараюсь показать, что римская республика никогда не была республикой, ибо
там никогда не было справедливости. <......> ...истинной
справедливости нет нигде, кроме той республики, Основатель и Правитель которой
— Христос, если эту последнюю угодно будет называть республикой, так как нельзя
отрицать, что она — народное дело. Но поскольку в нашем случае это название
может показаться несколько необычным, то скажем так: истинная справедливость
существует только в том граде, о котором Писание говорит: «Славное возвещается
о тебе, град Божий» (Пс. ЕХХХУТ, 6).
[апология истинной религии]
Обратись же к этому,
столь богато одаренный природой римский народ...! Обратись и предпочти это гнусной
пустоте и коварной злонамеренности демонов. Если даровано тебе природой
что-либо прекрасное, оно очистится и усовершенствуется посредством истинного
благочестия; бесчестие же его погубит, навлечет на него наказание. Так выбирай
же теперь, чему следовать, чтобы слава твоя имела опору не в тебе самом, а в истинном
Боге. Тебе была некогда присуща такая слава, но истинной религии у тебя не
было. <......> Теперь же овладевай небесным, потрудись для него
и будешь царствовать в нем истинно и вечно. Там уже не очаг Весты, не камень
Капитолия, а единый и истинный Бог «не укажет границ власти, не положит предела
времени, но даст господство без конца».
Не ищи более своих
ложных и лживых богов, брось их и иди к нам, чтобы обрести истинную свободу.
Они не боги, а злые духи, для которых твое вечное блаженство — казнь. <......> Каким
же образом ты можешь думать, что в числе небесных Властей могут быть подобные
боги? Вышний град, где победа — истина, где достоинство — святость, где мир —
блаженство, где жизнь — вечность, несравненно знатнее тебя. <......>
[земная слава vs. награда вечная]
Итак, если бы
Бог... не предоставил римлянам и этой земной славы создать превосходнейшее
государство, то их добрым искусствам, т.е. доблестям, посредством которых они
старались достигнуть этой славы, не было бы воздано заслуженной награды. Ибо о
таких, которые совершают нечто доброе, чтобы найти славу у людей, сам Господь
говорит: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. VI, 2). Так и
они: пренебрегали ради общего достояния, т.е. ради республики и ее казны, своим
достоянием частным; подавляли жадность; подавали свободный голос в совещаниях о
делах отчизны; не запятнали себя перед лицом своих законов ни проступками, ни
страстью; и всеми этими искусствами, как бы прямым путем, шли к чести, власти и
славе: за это они и приобрели уважение к себе у всех почти народов; подчинили
законам своего государства многие из них и в настоящее время славны почти у
всех народов литературой и историей. Да, они не могут жаловаться на несправедливость
верховного истинного Бога: они получили «награду свою». <......>
Совершенно иная
награда ожидает святых, терпящих здесь поношения за град Божий, ненавистный приверженцам
этого мира. Тот град вечен. В нем никто не рождается, потому что никто не
умирает. В нем истинное и полное счастье, — не богиня, а дар Божий. Оттуда
получили мы залог веры, обнадеживающий нас в то время, пока, странствуя, мы
вздыхаем о красоте его. Там не восходит солнце над добрыми и злыми, но солнце
правды сияет одним только добрым. И не будет особой нужды обогащать
общественную казну за счет частного достояния там, где общим сокровищем будет
сокровище истины. Поэтому и распространение Римского государства, сделавшее его
славным в среде человеческой, совершилось не для того только, чтобы подобная
награда была воздана подобным людям, но и для того, чтобы граждане вечного
града, пока странствуют на земле, не оставляли без внимания и обсуждения
подобных примеров и видели, как велика должна быть любовь их к небесной отчизне
ради жизни вечной, если так любима была отчизна земная ее гражданами ради славы
человеческой. <......>
[о правильной жизни]
...поскольку правильной
жизнью должна почитаться такая, которая должна привести к жизни блаженной, то
жизнь правильная имеет упомянутые расположения правильные, а превратная —
превратные. Жизнь же блаженная, она же и вечная, будет иметь и любовь, и
радость не только правильные, но и непременные; страха же и скорби не будет
иметь вообще. Отсюда так или иначе видно, каковы должны быть во время этого
странствия граждане града Божия, живущие по духу, а не по плоти, т.е. по Богу,
а не по человеку, и какими они будут в том бессмертии, к которому стремятся.
Град же (земной), т.е. общество нечестивых, живущее не по Богу, а по человеку
как в почитании божества ложного, так и в пренебрежении Божеством истинным,
следующее учениям людей или демонов, мучится этими извращенными расположениями,
как болезнями и волнениями. И если есть в нем иные граждане, которые
представляются сдерживающими в себе эти движения и как бы обуздывающими их, то
они до такой степени горды и надменны в своем нечестии, что от этого у них
настолько же увеличивается опухоль, насколько уменьшается ее болезненность. А
если некоторые из тщеславия, тем более зверского, чем более редкого, закалили
себя в этом до такой степени, что делаются уже недоступными никаким движениям и
возбуждениям чувства, ничем не трогаются, ни перед чем не склоняются, то они
скорее теряют всякую человечность, чем достигают истинного спокойствия. Ибо не
потому что-нибудь правильно, что оно затвердело, и не потому что-нибудь
здорово, что оно бесчувственно. <......>
[смирение vs. превозношение]
Итак, оставить Бога и
уклониться к себе еще не значит обратиться в ничто, но — приблизиться к ничтожеству.
Хорошо иметь в сердце любовь, но не к самому себе, что является верным
признаком гордости, а к Господу, что есть признак повиновения, принадлежащего
только смиренным. Есть в смирении нечто такое, что удивительным образом
возвышает сердце, и есть нечто в гордыне, что сердце принижает. Таким образом,
смирение возвышает, а превозношение — тянет вниз, ибо смирение делает покорным
высшему, т.е. Богу, а превозношение, отпадая от вышины, принижает. Поэтому в
настоящее время в граде Божием и граду Божию, странствующему в этом мире,
прежде всего рекомендуется и особенно прославляется в лице их Царя, Который
есть Христос, смирение; противоположный же этой добродетели порок гордыни, по
учению Писания, господствует в противнике его, дьяволе. В этом и заключается
величайшее различие тех двух градов, о которых мы говорим. Один из них —
общество благочестивых, другой — нечестивых, тот и другой с соответствующими
ангелами; и в первом главенствует любовь к Богу, а во втором — любовь к самому
себе. Итак, явным грехом, состоявшим в совершении того, что Бог запретил
делать, дьявол не смог бы обольстить человека, если бы не овладело уже
человеком довольство собою. Потому-то и понравилось ему услышанное: «Будете как
боги» (Быт. III, 5). Гораздо бы вернее они были таковыми, если бы прилеплялись
к высочайшему и истинному Началу своею покорностью, а не обратились в своей
гордыне к самим себе, к своему началу. <......>
Ибо истинно сказано, что
прежде сокрушения возносится сердце и прежде славы смиряется (Прем. XVI, 18).
Несомненно, что явному крушению предшествует крушение тайное, хотя таковым и не
всегда считается. <......> Я даже полагаю, что
гордым полезно впадать в какой-нибудь явный грех, чтобы это приуменьшало их
самодовольство. <......>
[принципы жизни общества
смертных и его история]
...общество смертных,
рассеянное на земле повсюду и при всем различии местных условий соединенное
известной общностью одной и той же природы, — вследствие того, что каждый ищет
своей пользы и удовлетворения своих желаний, а того, к чему он стремится, или
не хватает никому, или хватает, но не всем, — не будучи тождественно, по
большей части разделяется само против себя, и часть, которая пересиливает,
угнетает другую. Побежденная подчиняется победившей, предпочитая, конечно, не
только господству, но и самой свободе хоть какой-нибудь мир и спасение; и это —
до такой степени, что те составляли предмет великого удивления, которые
предпочитали лучше погибнуть, чем переносить рабство. Ибо почти у всех народов
высказывался некоторым образом голос природы, по которому они обычно
предпочитали покориться победителям, чем подвергнуться уничтожению вследствие
истребительной войны. Из этого вышло так, что не без действия промысла Божия,
во власти которого находится то, чтобы каждый посредством войны или покорялся
сам, или покорял других, одни обладали царствами, а другие подчинялись
царствующим. Но из многих земных царств, на которые разделяется общество земных
выгод или желаний (которое мы называем градом мира сего), мы выделяем два
царства, сделавшихся самыми знаменитыми: сперва Ассирийское, затем Римское,
разграниченные и отделенные друг от друга как по времени, так и по месту. Ибо
как первое возникло прежде, а второе — после, так то возникло на Востоке, а это
— на Западе; и притом с концом первого совпадает начало другого. Что же
касается остальных царств и остальных царей, то я назвал бы их резервами тех
двух. <......>
Скажу кратко: Рим возник
как второй Вавилон, как бы дочь первого Вавилона, посредством которой Богу
угодно было покорить весь мир и умиротворить его надолго и повсюду, соединив
его в общество под одной государственной властью и законами. Ибо народы в это
время были уже сильны и храбры, и племена искусны в военном деле; они уступали
нелегко и победа над ними сопряжена была с великими опасностями, немалыми
опустошениями с той и другой стороны и страшными трудностями. А когда
Ассирийское царство покорило почти всю Азию, то хотя это совершилось и путем
завоевания, могло быть достигнуто не слишком жестокими и трудными войнами;
потому что племена были еще неискусны в сопротивлении, не так многочисленны и
велики. Хотя после известного великого и всемирного потопа, от которого в
ковчеге Ноевом спаслось только восемь человек, прошло немногим более тысячи
лет, но Нин покорил всю Азию, за исключением Индии. Рим же не так скоро и не
так легко управился с теми народностями Востока и Запада, которые мы видим
подвластными теперь Римской империи; потому что, возрастая постепенно, он
всюду, куда ни расширялся, встречал их сильными и воинственными.